Том 12, № 3 (2015)
- Год: 2015
- Статей: 33
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/issue/view/3063
Статьи
МОДЕЛИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ (СПЕЦИАЛИСТОВ) В УСЛОВИЯХ ХОЛИСТИЧНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация
Рассматриваются причинно-следственные связи мультикультурного кризиса в системе высшего профессионального образования, обусловленные несовершенством основных образовательных программ вузов, которые не способствуют подготовке студентов в области мультикультурных взаимоотношений. Для повышения эффективности муль-тикультурной подготовки бакалавров (специалистов) предлагается инновационная мо-дель, основой которой являются холистичная информационно-образовательная среда и холистичное информационно-образовательное пространство. На основе развития из-вестного представления о холистичной среде образовательного учреждения приводят-ся авторские определения и характеристики холистичной информационно-образовательной среды и холистичного информационно-образовательного простран-ства. Анализируется степень взаимосвязи холистичной информационно-образовательной среды и холистичного информационно-образовательного простран-ства, в которых происходит подготовка бакалавров-интеграторов (специалистов-интеграторов) с новым типом мультикультурного мышления и самоорганизации, спо-собных быстро и правильно адаптироваться к изменяющимся условиям, уметь прогно-зировать ближайшие и перспективные последствия изменений, происходящих в сфере их профессиональной деятельности. Обосновывается предположение о том, что бака-лавры-интеграторы (специалисты-интеграторы), подготовленные в условиях холи-стичного информационно-образовательного пространства, обладают организатор-скими качествами педагога, психолога, культуролога, политолога, десмоэколога, позво-ляющими решать задачи мультикультурного содержания и способствовать преодоле-нию последствий мультикультурного кризиса. Приводится общая структурная модель системно-интегративного холистичного информационно-образовательного простран-ства, наиболее эффективного для мультикультурной подготовки бакалавров (специали-стов). Проектируются модели многообразно-расчлененной, однообразно-единой и мно-гообразно-единой мультикультурной подготовки бакалавра (специалиста) в условиях холистичного информационно-образовательного пространства.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):6-14



ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Аннотация
Представлены результаты научного экспериментального исследования по выявлению эффективности использования компетентностно-модульной технологии формирова-ния совокупности общевоенных и военно-профессиональных компетенций у студентов военной кафедры технического вуза - будущих офицеров запаса, предназначенных для подразделений по ремонту автомобильной техники. Рассматриваются разработанные критерии и показатели сформированности общевоенных и военно-профессиональных компетенций офицеров запаса и их структурных компонентов (когнитивного, операци-онального и деятельностного). Описана методика проведения констатирующего и формирующего эксперимента по выявлению уровней сформированности у студентов - будущих офицеров запаса - профессиональных компетенций.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):15-21



ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ БАКАЛАВРА ПРИ РАЗРАБОТКЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Аннотация
Рассматривается педагогическая проблема формирования исследовательских навыков бакалавра при разработке курсового проекта по дисциплине «Компьютерное и имитационное моделирование». Разработана теоретическая модель готовности бакалавров к формированию исследовательских навыков, состоящая из профессионально значимых качеств исследовательской деятельности. Изложена методика построения математической модели системы массового обслуживания в профессиональной среде. Показано, что применение имитационного моделирования позволяет без материального эксперимента прогнозировать поведение системы и получить разнообразные варианты как исходных, так и результирующих данных. На первом этапе строится математическая модель исследуемого объекта, отражающая важнейшие свойства, законы, связи. Второй этап связан с выбором вычислительного алгоритма. На третьем этапе создается программное обеспечение для реализации модели и алгоритма с применением информационно-коммуникационных технологий.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):22-29



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Аннотация
Рассмотрена педагогическая система формирования профессиональных компетенций у студентов - будущих специалистов таможенного дела. Дано определение технологии формирования профессиональных компетенций. Конкретизируется учебный план, который разделяет образовательный процесс на три цикла: 1) гуманитарный, социальный и экономический; 2) математический и естественнонаучный; 3) профессиональный. Приведен принцип модульности по каждому циклу обучения. Рассмотрено содержание каждого цикла, дисциплины в котором помогают сформировать профессиональные компетенции. Представлена модульная структура основной образовательной программы подготовки специалистов таможенного дела. Рассмотрено содержание каждого модуля. Приведены ряды апробаций технологии формирования профессиональных компетенций в учебном процессе подготовки специалистов на кафедре УСАТСК СамГТУ.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):29-35



ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Аннотация
Анализируется исторический опыт и современные подходы этики образования. Термин «этика» впервые был употреблен Аристотелем. Философ поместил этику между учениями о душе и о государстве: базируясь на первом, она должна была давать основания для второго. Проблемам образования посвящена значительная часть большого произведения Платона «Республика». В его образовательном проекте осознанная цель - бесперебойное функционирование идеального государства. Сегодня, обучая студентов, воспитывая новые поколения граждан, прививая им высокие служебные, профессиональные качества, педагоги высшей школы должны прежде всего заботиться о моральном воспитании, нравственной культуре студентов. Лекция как одна из основных форм обучения студентов с нравственной, психологической и дидактической точки зрения должна соответствовать следующим главным принципам: краткости, последовательности, целенаправленности, усиления, результативности. Активизация внимания слушателей достигается посредством ряда этикетных приемов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):36-41



АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К КОМПЕТЕНТНОМУ РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Аннотация
Анализируются методологические подходы к подготовке студентов педвуза к компетентному решению профессиональных педагогических задач. Рассматриваются системный, компетентностный, интегративно-деятельностный подходы как методологическая основа подготовки студентов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):41-46



ОПТИМИЗАЦИЯ ИНВАРИАНТНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА НА ОСНОВЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ХОЛИСТИЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация
С позиций логико-ассоциативного и синонимично-смыслового подходов конкретизиру-ются ключевые понятия тезауруса исследования инвариантной подготовки преподава-телей вуза. Детализируется особенность современного ноосферного этапа развития системы высшего профессионального образования, происходящего в условиях нового информационного пространства и компетентностно-ориентированной парадигмы об-разования. Обосновывается актуальность проблемы интеграции в дидактике высшей школы, которая рассматривается с позиции формализующего, содержательно-определяющего, управленческого и холистично-технологического подходов. Сопостав-ляются модели информационно-образовательной среды вуза и холистичной среды обра-зовательного учреждения и на основе этой проекции дефинируются понятия холистич-ной информационно-образовательной среды вуза и синергетического эффекта, которым она обладает. Рассматриваются особенности холистичной среды вуза, позволяющие сделать предположение о ее соответствии основным синергетическим принципам образования, адаптированным к процессу оптимизации инвариантной подготовки пре-подавателей вуза в этой среде и обеспечивающим полифункциональность подготовки. Проводится анализ содержания основных профессиональных образовательных про-грамм высшего образования, уровня подготовки научно-педагогических кадров в аспи-рантуре, направления Образование и педагогические науки. Результаты этого анализа показывают, что независимо от профиля программ подготовки к обязательным видам профессиональной деятельности выпускников аспирантуры относятся научно-исследовательская и преподавательская деятельности в образовательной и социальной сферах. А обобщенные трудовые функции выпускников аспирантуры включают в себя наряду с самостоятельной научно-исследовательской деятельностью и специализиро-ванным функционалом по конкретному профилю, научно-педагогическую работу в выс-ших и средних профессиональных образовательных организациях различных форм соб-ственности. Доказывается дополнительная возможность оптимизации инвариантной подготовки преподавателей вуза за счет синергетического эффекта холистичной ин-формационно-образовательной среды.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):46-54



ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ
Аннотация
Уточнено понятие «профессиональная компетентность педагога» в контексте здоровьесозидающего подхода, описаны критерии результативности ее развития; предложена модель комплексной оценки результативности развития профессиональной компетентности педагога в контексте здоровьесозидающего подхода к образованию.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):55-60



О ПРИМЕНЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА УИС
Аннотация
Рассмотрены теоретические и практические аспекты активного и интерактивного обучения курсантов и студентов специализированного вуза ФСИН России. Автор рассматривает возможности совершенствования профессиональной подготовки офи-цера УИС в период вузовского обучения посредством использования разнообразных ин-терактивных технологий при проведении лекций, семинаров, практических занятий, деловых игр и др. Образовательные стандарты третьего поколения предусматривают взаимосвязь фундаментальной и практической подготовки, требуют дополнительного обновления содержания, форм, методов и средств обучения в вузах ФСИН России с позиции компетентностного подхода. В соответствии со ФГОС ВПО внедрение активных и интерактивных технологий обучения является в настоящее время одним из важнейших направлений совершенствования подготовки курсантов и студентов в современном специализированном вузе.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):60-71



ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВУЗАХ
Аннотация
Рассматриваются вопросы подготовки экологически грамотных специалистов в вузах экономического профиля. Представлены взгляды ученых А.А. Вирбицкого, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, А.Н. Захлебного, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина на сущность, принципы и условия непрерывного экологического образования в учебных заведениях профессионального образования. Раскрываются психолого-педагогические аспекты преемственности эколого-географического образования на примере изучения экономической географии в вузах экономического профиля, подчеркивается системообразующая функция преемственности в становлении непрерывного экологического образования. Затрагивается проблема недостаточного рассмотрения вопросов эколого-географического характера при изучении курсов экономико-географического содержания студентами экономических специальностей. Уделено внимание необходимости использования принципа преемственности при изучении отраслевой структуры, сельского хозяйства, транспорта в курсе «География и регионалистика», опираясь на межпредметные связи, усвоенные ранее, особенно при изучении межотраслевых комплексов; обязательному рассмотрению национального и регионального компонентов. Проанализирован курс «Экология», включенный в направление 38.03.01. «Экономика» ФГОС. Рассмотрены требования по циклу естественнонаучных дисциплин в ФГОС по направлению 38.03.01. «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Показаны роль значение факультативных занятий и курсов по выбору по охране окружающей среды и рациональному природопользованию с учетом специфики профессиональных учебных заведений. Разработана и апробирована программа курса по выбору «Проблемы преемственности при изучении экономической географии Татарстана», направленная на формирование навыков анализа и научного обоснования размещения производительных сил, изучение вопросов организации хозяйства с учетом эколого-географических особенностей региона. Уделено внимание решению экологических проблем на региональном уровне, связанных с формированием ТПК. Предложено учебно-методическое пособие «Основы экологических знаний в подготовке специалистов экономического профиля», созданные на основе курса по выбору «Экология в коммерческой деятельности», для студентов, обучающихся по специальности «Экономика», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет и аудит». В пособии рассматриваются эколого-экономические вопросы, в соответствии с экономических профилем образования: экологический менеджмент и маркетинг; природоохранное законодательство; санитарно-гигиенические нормирование; договорные формы природопользования и др. Раскрыто значение курсов по выбору в возможности способствовать обеспечению глубокими эколого-географическими знаниями специалистов экономического профиля для принятия оптимальных решений в хозяйственной деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):72-78



СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Приводится статистическая обработка результатов тестирования студентов, участвующих в эксперименте, проводимом кафедрой высшей математике в Самарском государственном университете путей сообщения, поскольку полученные в результате тестирования данные (коэффициенты усвоения учебной информации), которые прини-маются за случайные величины, представляют собой множество чисел, в которых трудно выявить какую-либо закономерность их изменения (варьирования). Построенный интервальный вариационный ряд, вычисленные наиболее важные числовые харак-теристики случайной величины - выборочная средняя (среднее арифметическое значе-ние признака выборочной совокупности), выборочная дисперсия (среднее арифметиче-ское квадратов отклонений наблюдаемых значений признака от их средних значений) и выборочное среднее квадратическое отклонение дали возможность построить гисто-грамму относительных частот - ступенчатую фигуру, состоящую из прямоугольников, основаниями которых служат частичные интервалы, а высоты равны плотности от-носительной частоты. Площадь гистограммы равна сумме всех относительных частот, т.е. единице. Соединив соседние середины верхних сторон прямоугольников ги-стограммы отрезками прямых, получили ломаную линию, называемую линией эмпириче-ской плотности. По виду линии эмпирической плотности выдвинута статистическая гипотеза о нормальном законе распределения случайной величины. Для проверки выдви-нутой гипотезы использовался один из критериев согласия - специально подобранная случайная величина, точное или приближенное распределение которой известно. Кри-терий Пирсона , состоящий в сравнении эмпирических и теоретических частот, по-падает в «область принятия гипотезы», следовательно, рассматриваемая случайная величина подчинена нормальному закону распределения. Это дает возможность опреде-лить его неизвестные параметры, оценить неизвестное математическое ожидание (среднее значение коэффициента усвоения учебной информации) с помощью найденной по данным выборки выборочной средней. Оценка вероятности попадания случайной ве-личины в интервал научения, характеризующий недостаточность в усвоении учебного материала, позволяет сделать вывод, что примерно 30 % студентов будут нуждаться в дополнительной самообразовательной деятельности для достижения удовлетвори-тельного формирования инвариантной самообразовательной компетентности. Подбор нормальной кривой распределения позволяет также построить шкалу успешности обу-чения, то есть практически реализовать стандартные оценки.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):78-87



ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация
У каждой специальной дисциплины преподаваемой будущим специалистам в области пожаротушения в вузе МЧС России есть свои незаменимые особенности, изучение которых составляет непременное условие для формирования личности курсанта. Преподавая их в виде практических занятий на базе учебных и спасательных центров, увеличивается вероятность того, что большее число курсантов приобретут необходимый набор знаний, навыков и индивидуально-личностных качеств необходимых для их служебной деятельности. Чтобы повысить эффективность обучения курсантов вузов МЧС России нами была сделана попытка применения личностно-деятельностного подхода при проведении практических занятий с курсантами четвертого года обучения на базе учебного центра ФГБОУ ВО «Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России». В статье раскрыты основные аспекты личностно-деятельного обучения, а также его педагогические принципы при практической подготовке курсантов. Для рассмотрения эффективности применения данного метода обучения нами было проведено два эксперимента. В конце учебного года мы опрашивали курсантов по двум направлениям. В одном из экспериментов мы оценивали развитие интереса обучаемых к изучению практической составляющей специальных дисциплин, в частности их желание быть должностными лицами на пожаре. В ходе второго эксперимента мы исследовали как изменяется представление курсантов об индивидуально-личностных качествах руководителя тушения пожара. По итогам исследования был сделан вывод, что применение личностно-деятельностного подхода при проведении практических занятий на базе учебных и спасательных центров не только стимулирует интеллектуальную активность и формирует индивидуально-личностные качества, но и развивает у курсантов мотивацию к овладению выбранной профессии.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):88-94



СПЕЦИФИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ АТОМНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация
Работа посвящена изучению специфики математического образования будущих инже-неров атомной отрасли. Определены основополагающие задачи развития математиче-ской подготовки студентов, выявлены основные ее принципы организации. В системе выделенных принципов системообразующим является принцип фундаментальности и профессиональной направленности. Обоснована целесообразность поэтапной формы организации математической подготовки студентов, особо выделен начальный этап и раскрыта его сущностная характеристика. При этом математическое образование представляют собой системообразующее начало в профессиональном развитии сту-дентов, оказывая существенное влияние на качество подготовки выпускников. В работе также раскрываются задачи формирования математических компетенций, обу-словленных спецификой данного процесса и содержанием образования. Просматрива-ется целесообразность личностно ориентированного подхода к процессу обучения ма-тематическим дисциплинам, предусматривающего активное использование модульной технологии выравнивания посредством индивидуализированного и дифференцированного обучения, а также технологий коллективной формы обучения. В основу учебной деятельности положен принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):95-103



ФОРМИРОВАНИЕ ПОРТФОЛИО КАК ПРОЦЕСС АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ
Аннотация
Рассматривается портфолио с точки зрения активизации процесса познания математических дисциплин в вузе. Анализируются три главных вопроса познания: зачем, что и как познавать. Наиболее конструктивным методом активизации познания на современном этапе является формирование портфолио студента, которое отражает умение учить себя. В рамках перехода к федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, где декларировано обязательное формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса следует, что назрела необходимость использования данного инновационного подхода. В рамках Болонской декларации, к которой присоединилась Россия в 2003 году, были определены принципы, лежащие в основе формирования единого европейского образовательного пространства, среди которых - обеспечение сопоставимости и сравнимости качества образования. Анализ моделей портфолио, используемых за рубежом, показал, что там распространены показательный, рабочий и оценочный портфолио. В данной статье представлен авторский подход к типологии обобщенного студенческого портфолио по математическим дисциплинам, включающего все эти виды. Рассматривается портфолио студента, состоящий из семи основных частей: основные сведения, индивидуальная образовательная траектория, вектор развития, творческая активность, достижения, оценочный этап формирования портфолио, показательный портфолио. В основу подхода к формированию портфолио как к процессу познания самого себя как личности, отвечающей на вопросы: зачем, что и как познавать, положена личностно-ориентированная технология обучения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):104-108



ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: РЕФЛЕКСИВНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация
Рассматривается проблема формирования творческих компетенций будущих педаго-гов-музыкантов, результаты применения ими знаний и опыта творчества на основе профессионально-личностной рефлексии. Профессионально-личностная рефлексия учи-теля музыки способствует глубокому осознанию смысла творчества в его профессии; духовно-творческому росту и творческой самореализации; позволяет выработать про-грамму требований к себе, к процессу и результатам творческой деятельности; спо-собствует последовательному обобщению профессионального опыта и мастерства. Доказано, что формированию профессионально-личностной рефлексии педагога-музыканта способствуют использование диалога и демократического стиля общения, свободный обмен идеями, творческая дискуссия, обобщающая представления о выходе из затруднения (от осмысления художественно-творческой проблемы к конкретным способам ее преодоления, к успешному решению). Особое внимание уделяется организа-ции игровых и тренинговых форм обучения, направленных на развитие рефлексивного мышления, творческого общения, артистических и операционно-технологических навыков и умений.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):108-115



КРЕАТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ
Аннотация
Отмечаются особенности организации познавательной деятельности на основе креативного подхода в вузе культуры. Особое значение в креативном обучении и воспитании приобретают современные педагогические технологии, методики, формы, методы и средства. Отмечается, что современному обществу необходима творчески активная личность, способная предлагать креативные идеи, неординарные проекты и программы. В работе представлен анализ основных понятий обозначенной темы: «креативность» и «творчество». Проведен обзор опубликованных работ по креативности, которые используются в процессе обучения. Показано, что творческий потенциал личности проявляется в способности самостоятельно видеть проблему или противоречие, находить для них адекватное решение; позволяет включить критическое и аналитическое мышление; внедрить способы учебной деятельности в новую ситуацию; дает возможность комбинировать и синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые. Охарактеризованы интерактивные технологии и методы обучения (интерактивная лекция, работа в парах, работа в микрогруппах, мозговой штурм, метод контрольных вопросов, тренинговые занятия, творческие задания, метод проектов, кейс-метод, технология Open Space), которые применяются как форма занятий, способствующих реализации креативности в учебно- воспитательном процессе. Определены показателями креативности: беглость, гибкость, оригинальность, восприимчивость, метафоричность, удовлетворенность. Подчеркивается, что эффективность применяемых в процессе обучения и воспитания технологий в формировании креативности обучаемых зависит от инновационного характера деятельности преподавателей и студентов; активного включения студентов в творчество; возможности использования социально-педагогических условий в формировании творческого потенциала личности; организации взаимодействия преподавателей и студентов в творческой деятельности через интерактивные технологии обучения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):116-123



СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАТИВНО- СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
Аннотация
Статья посвящена актуальным вопросам профессионального образования студентов - будущих менеджеров в вузе, а именно формированию комуникативно-стратегического поведения в деловой коммуникации. С изменением экономической ситуации в мире и интеграцией России в мировое экономическое пространство появляются новые факторы, влияющие на трансформацию профессиональных задач менеджеров, требующих новых инструментов их решения. Преобразования экономической системы и условий рынка предполагают и новый подход к профессиональной подготовке будущих менеджеров в высших учебных заведениях. В роли предпринимателя, распределителя ресурсов и участника переговоров менеджеру, очевидно, необходимо знать механизмы прогнозирования результата коммуникации и возможного поведения собеседника, знать основные стратегии делового общения, а также алгоритм стратегической коммуникации и способы стратегического решения коммуникативных задач; применять различные коммуникативные стратегии для наиболее эффективного достижения целей коммуникации; проводить анализ и корректировку коммуникативного поведения и выбор коммуникативных стратегий в зависимости от ситуации и условий общения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):124-130



ЭВОЛЮЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ-СОЗИДАТЕЛЕЙ
Аннотация
Рассматриваются концептуальные вопросы повышения уровня продуктивности ин-теллекта и, соответственно, профессиональных возможностей субъекта деятельно-сти. Выявлены возможные уровни продуктивности интеллекта, их связь с качествен-ными показателями профессиональной деятельности бакалавра и магистра. Показано, что для реализации результативной, эффективной деятельности магистра в условиях инновационной экономики требуется четвертый уровень продуктивности интеллекта, позволяющий вырабатывать принципиально новые решения актуальной профессио-нальной задачи с минимальными временными и энергетическими затратами. На осно-вании анализа математической модели процесса профессиональной деятельности де-лается вывод о необходимости реализации эволюционно-деятельностного подхода под-готовки магистров, обеспечивающего в результате резонансного сочетания экстен-сивного и интенсивного путей обучения повышение продуктивности интеллекта до четверного уровня.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):130-137



ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
Аннотация
Исследуется одна из актуальнейших проблем современного образования - особенности формирования профессионально-творческих способностей (ПТС) будущих инженеров в контексте обеспечения преемственности в обучении в современной социально-экономической ситуации Крыма. Подчеркивается особая актуальность формирования личности будущего инженера с ПТС в контексте адаптационного периода. Предложен акмеологический подход для обеспечения системы непрерывного образования. Проанализированы основные методы обучения для формирования ПТС будущего инженера в процессе профессионального образования.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):138-143



СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ГУМАНИТАРНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ И ПРОФИЛЯМ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
Изложены теоретико-методологические основы проектирования и практической реализации системы формирования экологической компетентности студентов бакалавриата по гуманитарным направлениям и профилям подготовки. Рассматриваются принципы создания информационно-дидактической базы формирования экологической компетентности за счет экологизации дисциплин гуманитарного-социально-экологического и естественнонаучного циклов и создания на их базе междисциплинарных дидактических комплексов. Представлена структурная схема системы взаимосвязей междисциплинарных дидактических комплексов, базирующихся на экологизированных дисциплинах гуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного циклов. Рассматривается содержание и структура учебной дисциплины «Связи с общественностью в сфере экологии». Приведена модель системы формирования у студентов экологической компетентности в процессе изучения и освоения дисциплины «Связи с общественностью в сфере экологии».
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):144-152



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Аннотация
Рассматриваются вопросы использования сетевого сообщества при обучении объектно-ориентированному программированию бакалавров направления «Педагогическое образование». Приводится определение образовательного сетевого сообщества, рассматриваются его возможности в организации учебного процесса. Представлена модель образовательного сетевого сообщества, построенного на основе сервисов Веб 2.0-блогов. Определены технологические и дидактические свойства, дидактические функции блога. Описана учебная деятельность бакалавров по изучению разделов дисциплины «Объектно-ориентированное программирование» в условиях сетевого сообщества.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):152-161



КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМНОЙ ГЕНЕРАЦИИ РЕШЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Аннотация
Обосновывается широкое использование математического моделирования, вычислительного эксперимента при решении научных и технических задач. Доказывается, что для построения хорошей модели необходимо выбирать ведущие процессы, параметры порядка, к которым подстраиваются все остальные степени свободы системы. Путь к пониманию сложных явлений - это построение иерархии упрощенных моделей. Утверждается, что если информация представлена в форме параметрических сетей, основанных на принципах работы мозга, то обучаемый значительно быстрее будет вести обработку и оценку такой информации. В дальнейшем субъекту деятельности достаточно будет только сравнить новую информацию, т. е. новый внутренний образ, созданный на основе передаваемой информации, с ранее созданной и хранящейся в памяти параметрической сетью, учесть имеющуюся новизну или тождество и принять решение. В таких условиях значительно повышается к.п.д. обработки информации. Образный компонент позволяет человеку открывать новые способы решения, самостоятельно планировать профессиональную деятельность, т.е. получать новые знания. Стратегия образного мышления создает многофакторный контекст благодаря одновременному схватыванию практически всех признаков и связей одного или многих явлений. Делается вывод, что для практической реализации такого обучения необходимо соответственно подготовить и инициировать информационную среду, отвечающую заданным критериям и условиям устойчивого функционирования всей системы. Показана необходимость отказа от «элементаристского подхода» и перехода на качественно новый - системный подход в познании профессиональной среды.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):161-170



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ АНДРАГОГИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ
Аннотация
Обосновывается возможность и целесообразность использования принципов андрагогики в профессиональной подготовке студентов-заочников, совмещающих свое обучение в вузе с работой на предприятии. Дается многофакторный сравнительно-сопоставительный анализ андрагогической и традиционной педагогической моделей обучения студентов-заочников. Рассматриваются базовые андрагогические принципы, которые составляют теоретические и методологические основы обучения студентов-заочников как взрослых людей. Рассматривается опыт использования принципов андрагогики в профессиональной подготовке специалистов для железнодорожного транспорта из числа студентов-заочников, работающих на предприятиях отрасли. Приведены экспериментальные данные, подтверждающие целесообразность и эффективность применения принципов андрагогики в профессиональной подготовке студентов-заочников.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):170-179



ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ
Аннотация
Рассматриваются факторы, детерминирующие эмоциональное выгорание педагогов в современных условиях, на основе выделения двух больших блоков (индивидуальные и организационные). Приводятся результаты констатирующего эмпирического исследования степени распространенности и выраженности эмоционального выгорания у педагогов в разных периодах педагогического стажа. Экспериментальным путем отслежен переход с одной стадии эмоционального выгорания на другую в процессе педагогической деятельности (напряжение, резистенция и истощение). В работе изучены и диагностированы характерные для каждой фазы симптомы эмоционального выгорания педагогов. Представлены эмпирические данные, свидетельствующие о взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания с индивидуально-психологическими характеристиками личности (низкой эмоциональной чувствительностью, неуверенностью в себе, повышенной тревожностью, интровертированностью, неудовлетворенным отношением к работе, неумением строить отношения с начальником, низкими адаптационными возможностями).
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):180-186



РОЛЬ И МЕСТО ЛАБОРАТОРНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПАРАДИГМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕФТЕГАЗОВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Аннотация
Рассматриваются роль и место лабораторно-исследовательского эксперимента в профессиональной подготовке специалистов по физическим процессам нефтегазового производства. Приводятся результаты проведенных экспертных исследований по выяв-лению видов деятельности специалистов по физическим процессам нефтегазового про-изводства, позволившие установить, что доминирующим является выполнение лабора-торно-исследовательских экспериментов. Дана авторская трактовка дефиниции «профессиональная экспериментально-исследовательская компетенция». Представлена разработанная автором функциональная модель системы формирования профессио-нальных экспериментально-исследовательских компетенций у студентов, обучающихся по специальности 13.12.06 - Физические процессы нефтегазового производства в про-цессе выполнения экспериментально-лабораторных работ. Изложены концептуальные положения по проектированию и реализации инновационной технологии проведения ла-бораторно-исследовательских экспериментов с использованием системно-компетентностного подхода. Приводятся результаты формирующего эксперимента по оценке сформированности у студентов профессиональных экспериментально-исследовательских компетенций, подтверждающие целесообразность и эффективность рассматриваемой технологии проведения лабораторно-исследовательских работ.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):187-194



ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ У БУДУЩИХ РЕЖИССЕРОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Аннотация
Автор представляет результаты сравнительного анализа констатирующего и формирующего эксперимента, основанного на разработанной системе формирования профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников. Апробирование предлагаемой системы проведено на базе Самарского государственного института культуры, выборку составляли студенты третьего курса по специальности 70209.65 - Режиссура театрализованных представлений и праздников, специализация «Режиссура концертно-зрелищных программ и традиционных праздников». Система формирования профессионального мышления осуществлялась в коммуникативном, рефлексивном, когнитивном, креативном и процессуальном компонентах. Отбор средств формирования профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников осуществлялся с учетом специфики и особенностей их профессиональной деятельности. Специфика так же заключается в самом процессе обучения, где преобладают специальные системы упражнений на овладение актерским мастерством; творческие и проблемные задания, нацеленные на решение исследовательских, конструктивных, коммуникативных и организационных задач; ролевые игры и художественно-педагогические ситуации, моделирующие поведение режиссера в театральном коллективе. Наиболее эффективным средством организации обучения, позволяющим реализовать многообразие целей, содержания, методов обучения студентов на занятиях по спецкурсу «Психолого-педагогические основы формирования монтажного мышления режиссера-постановщика» у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников являются игровые интерактивные технологии, способствующие формированию профессионального мышления. Результаты проведенного исследования показали, что на всех этапах целесообразно использование не отдельных средств, приемов, методов, направленных на формирование определенных компонентов профессионального мышления, а в целом в соответствии с ситуациями, в которых все его стороны представлены во взаимодействии и единстве. Формирующий эксперимент, цель которого заключалась в апробации системы формирования профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников, подтвердил ее эффективность: отмечена положительная динамика показателей сформированности профессионального мышления.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):194-202



ОЦEНКA КAЧECТВA ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН «ЛФК» И «МАССАЖ»)
Аннотация
В условиях компетентностного подхода к образованию аттестационные испытания профессиональной пригодности студента должны сводиться по форме к решению конкретных задач, максимально приближенных к реальной практике, для выполнения которых требуется ограниченное время, но при этом задействуется разносторонний набор знаний, умений, навыков и компетенций, который достаточно достоверно смоделирует ситуацию профессиональной деятельности. Именно разработка таких заданий и стала основополагающей при создании базы дидактических материалов и методик проведения контроля по освоению дисциплин «Лечебная физическая культура» и «Массаж», входящих в учебные планы большинства направлений физкультурной образовательной подготовки. На сегодняшний день автором статьи наработан фонд аттестационных педагогических измерительных материалов, представляющий собой тесты и задания, моделирующие ситуации, максимально приближенные к реальной практике инструктора ЛФК и специалиста по массажу.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):203-211



ОТ ПЛАСТИЧНОГО МЫШЛЕНИЯ К ТОЛЕРАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Аннотация
В настоящее время, к сожалению, мы наблюдаем повсеместное отсутствие этнической терпимости, которая проявляется как на бытовом, так и, зачастую, на государственном уровне. По этой причине, на наш взгляд, как никогда является важным изучение особенностей той части сознания людей, которая могла бы способствовать их благосклонному объединению, т.е. речь идет об этнической толерантности. Необходимо искать, в том числе и в научном сообществе, те аспекты человеческого бытия, которые могли бы способствовать мирному сосуществованию человечества, основываясь на гуманистических ценностях, не ограничивая себя этническим самомнением. Думается, ни у кого не вызывает сомнения, что формирование этно-конфессиональной терпимости должно начинаться с раннего детства, по крайней мере, со школьной скамьи - с младшего школьного возраста. Для этого необходимо представлять себе «исходный материал» для дальнейших воспитательно-коррекционных усилий педагогов, психологов, родителей. Интерес вызывает, например, роль когнитивного компонента психики человека, а именно пластичность-ригидность мышления в формировании толерантного отношения к представителям других этносов. В статье рассмотрена возможность преодоления этнокультурных противоречий через повышение социальной компетентности, в основе которой может лежать пластичность мышления. Такое качество можно формировать у детей школьного возраста. Представлены эмпирические данные и возможные траектории коррекционной работы с детьми в полиэтнической среде.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):212-217



ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОБРАБОТКИ И АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Аннотация
Приводится статистическая обработка и анализ результатов педагогического экспе-римента по внедрению инновационной методики на основе матричной модели познава-тельной деятельности, проведенного в Самарском государственном университете пу-тей сообщения (СамГУПС) преподавателями кафедры «Высшая математика». Для подтверждения эффективности предложенной методики исследуются четыре слу-чайные величины, характеризующие коэффициент усвоения учебного материала от-дельным студентом, полученные в результате двух контрольных тестирований в экс-периментальной и контрольной группах. Поскольку полученные в результате экспери-мента данные представляют собой набор чисел, в которых трудно уловить какую-либо закономерность их изменения (варьирования), их подвергают статистической обра-ботке. Для этого построены интервальные вариационные ряды; вычислены основные числовые характеристики: выборочная средняя (среднее арифметическое значение при-знака выборочной совокупности), выборочная дисперсия (среднее арифметическое квадратов отклонений наблюдаемых значений признака от их средних значений) и вы-борочное среднее квадратическое отклонение (корень квадратный из выборочной дис-персии). Определены наблюдаемые значения критерия согласия Пирсона, позволяющие установить, после сравнения их с критическими значениями, что все исследуемые слу-чайные величины подчинены нормальному закону распределения. Построены линии эм-пирических плотностей результатов, полученных в контрольной и экспериментальной группах после первого и после второго тестирования, позволяющие оценить динамику процесса усвоения учебного материала. Вычислены коэффициенты вариации, характе-ризующие рассеивание вариационных рядов. Таким образом показано, что в экспери-ментальной группе к концу обучения не только увеличился средний результат (на 10 % по сравнению с контрольной группой), но и уменьшилось рассеивание результатов от-носительно среднего (с 16,55 до 13,67 %), что безусловно подтверждает эффектив-ность предложенной методики.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):218-226



ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ»
Аннотация
Рассматривается значение преподавания курса «История» в вузе для формирования национальной идентичности современного российского общества. Историческая память рассматривается как основа национальной идентичности. Подчеркивается важность развития у студентов умения осмысливать социальный опыт предшествующих поколений. Фокусируется внимание на проведении национально-патриотической концепции истории России, воспитании уважительного отношения к прошлому страны. Указывается, что Победа в Великой Отечественной войне является краеугольным камнем национально-гражданской самоидентификации. Раскрывается педагогический опыт автора в сохранении исторической памяти молодого поколения, который может быть востребован на практике. Предлагается опираться на «пантеон героев», способных объединить общество и помочь ощутить сопричастность с историей страны.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):226-232



ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация
Обосновывается необходимость владения будущими бакалаврами и специалистами технического университета надпрофессиональными умениями и навыками для продуктивной работы по специальности, непрерывного профессионального роста, социальной, культурной и профессиональной мобильности. Актуальным становиться формирование у студентов метапредметной компетентности. На современном этапе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения актуальным становится рассмотрение компетентности с точки зрения метапредметного подхода, который в настоящее время рассматривается как ядро российского образования, позволяющее сохранить и отстоять в обществе культуру мышления и формирования целостного мировоззрения; вобрать в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, но при этом открыть новые перспективы развития такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие. Метапредметное содержание образовательных стандартов должно включать в себя не только реальные объекты изучаемой действительности, в том числе фундаментальные образовательные объекты и общекультурные знания об изучаемой действительности, включая фундаментальные проблемы, но и общеучебные (метапредметные) умения, навыки, обобщенные способы деятельности и ключевые (метапредметные) образовательные компетенции. Анализируются мнения ученых, исследователей о метапредметном подходе в образовании, его содержании и планируемых результатах. Определена и обоснована совокупность метапредметных компетенций бакалавров и специалистов, обучающихся в техническом университете и осваивающих дисциплины гуманитарного и социально-экономического циклов (русский язык, деловое общение и культура речи, риторика, математика и т. д.).
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):233-241



ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ МАСКУЛИННОСТИ И ОТЦОВСТВА
Аннотация
В последнее время в центре психолого-педагогических наук находится изучение гендера, а именно проблемы отцовства и маскулинности. Исследовательский интерес продик-тован «сдвигом» стереотипных гендерных норм в современном социуме. Современное распределение ролей родительства в семье терпит существенные изменения. Цель дан-ной статьи заключается в рассмотрении феномена отцовства в контексте традици-онных и новых подходов к пониманию маскулинности как нормативного эталона. От-цовство понимается как социальный институт, система прав, обязанностей, обще-ственных стереотипов и требований, предъявляемых к мужчине как родителю и коре-нящихся в нормативной системе культуры и в структуре семьи. Другое значение тер-мина «отцовство» - это практическая деятельность, связанная с воспитанием детей. Отцовская идентификация - это процесс осознания себя в качестве родителя и приня-тие (или отрицание) имеющихся культурных норм поведения отца. В соответствии с двумя моделями мужского поведения (традиционная маскулинность и новая маскулин-ность) выделены и описаны конструкты отцовского поведения: «традиционный», «от-сутствующий», «ответственный», «новый». Гендерный подход позволяет описать со-держание нормативного канона маскулинности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):242-247



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация
Рассматриваются структура и содержание модели развития профессиональных компетенций специалистов с помощью тренинговых форм обучения. Прослеживаются принципы и этапы построения тренинговых систем развития профессиональных и личностных компетенций персонала организаций. Обозначены основные изменения, которые могут проявляться в педагогической деятельности. Образовательные услуги могут иметь высокое качество, если тренер будет динамично реагировать и трансформировать свою деятельность в соответствии с изменениями, происходящими в российском и глобальном образовательном и информационном пространстве.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(3):247-253


