CREATIVITY OF STUDENT AS UNIVERSAL COGNITIVE CREATIVE ABILITY


Cite item

Abstract

In the article the features of organization of cognitive activity are presented on the basis of креативного approach in institution of higher learning of culture. The special value in the creative educating and education is acquired by modern pedagogical technologies, methodologies, forms, methods and facilities.

Full Text

Вопрос формирования креативности обучающихся особенно актуален для системы высшей школы при рассмотрении проблем образования таких как организация и управление процессом творческого обучения и воспитания и особенно получение результата - подготовка выпускника, обладающего новым типом мышления - креативным, в ходе которого развивается творческий потенциал личности и в целом креативность. Вот почему сегодня так необходимо исследовать возможность развития креативности как личностной категории обучающегося в процессе обучения и воспитания. Формирование человека, обладающего креативным потенциалом, предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой заключается в развитии интеллекта человека с помощью современных педагогических технологий обуче-ния. В подобных технологиях акцент делается на порождение знаний, а не на их организацию и переработку. Образовательная деятельность в вузе культуры специфична, так как при подготовке студентов особое внимание уделяется формированию творчески способностей, находчивости, оригинальности в решении проблем, т. е. реализуется креативный подход к обучению, к организации познавательной деятельности. Актуальность применения креативной деятельности в обучении определяется и тем, что в настоящее время на нее обращают внимание работодатели при устройстве на работу наших выпускников, она важна для карьерного продвижения, без нее не возможна творческая самореализация личности. В связи с этим современная высшая школа решает важную задачу - подготовить своих выпускников к жизни и профессиональной деятельности, для которой характерны конкурентоспособность, профессионализм, высокие требования к качеству труда. Творческая активность и креативность являются высокоорганизованными видами деятельности по созданию ценностей, которые позволяют создать культуру в целом. Современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения [1]. Именно такой специалист - разработчик инновационных технологий - необходим для социокультурной сферы. Повышенные требования к развитию творческой активности и креативности выпускника вуза культуры - социально и экономически значимая потребность общества, которая может быть удовлетворена только с помощью соответствующих методов и технологий обучения, реализуемых в рамках современных моделей обучения, учитывающих требования ФГОС ВО последнего поколения. В научных исследованиях сформировалась тенденция к дифференциации понятий «творчество» и «креативность», где креативность занимает место одной из основных составляющих как самой категории «творчество» (данное понятие шире, поскольку не сводится только к способностям), так и ее производных. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым он следует. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится понимание - зачем, для кого и как нужно что-то создавать. Творчество всегда первично и фундаментально. Креативный продукт - это создание чего-то нового, того, что будет помещено в заранее выбранную подготовленную среду, того, что будет вызывать восторг у выбранных заранее посетителей. Креативность вне творчества невозможна. Креативность - это только технология организации творческого процесса, которая бесплодна сама по себе, какие бы задачи перед ней не ставились. Сопоставительный анализ зарубежных и отечественных публикаций показывает многоаспектность исследования феномена креативности, его изучение с философской (Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, Э.В. Ильенков, И. Кант и др.), психологической (Т.А. Барышева, Д.Б. Богоявленская, М. Воллах, Дж. Гилфорд, В.Д. Дружинин, Н. Коган, С. Медник, Я.А. Пономарев, Р. Стернберг, Е.П. Торренс и др.) и педагогической точек зрения (Л.Д. Лебедева, А.В. Морозов, С.Д. Поляков и др.). Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, способное удовлетворить всех исследователей. Сложность понятия «креативность», его трактовка как потенциала, способности к творчеству, процесса, продукта, среды, типов творческой личности предполагает анализ данной категории в аспектах творческого мышления (М. Воллах, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, М.А. Холодная, Н.Ю. Хрящева и др.); общей творческой способности (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс); способности к творчеству (В.Н. Дружинин, Л.Д. Лебедева, А.В. Морозов и др.); характеристики, свойства личности (И.М. Кыштымова, Е.Л. Яковлева); системного психического образования (Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов); творческого воображения (Л.С. Выготский, Л.Б. Ермолаева-Томилина и др.); творческой одаренности (М. Воллах, Т.В. Галкина, В.Н. Дружинин, А.И. Савенков и др.); компонента одаренности (Д.Б. Богоявленская, Э. Ландау, Н.С. Лейтес, А.Н. Лук, А.М. Матюшкин, Дж. Рензулли и др.) и пр. Анализ работ по означенной проблематике показывает, что определения креативности носят весьма разнообразный и явно противоречивый характер. Так, в философском словаре приводится следующее определение креативности: «способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в созданных ими произведениях искусства и иных продуктах материальной и духовной культуры» [2]. Креативность в широком значении фактически отождествляется с творчеством, но отличается от обыденного понимания процесса творчества чисто в художественном смысле, т. е. литературного, изобразительного, кинематографического и другого творчества. В некоторых работах, посвященных изучению феномена креативности, авторы используют для обозначения процесса творчества термин «креативизм», дифференцируя его, таким образом, от «креативности», под которой понимается, как отмечалось, способность к творчеству. Все большее распространение получает и термин «креативная компетенция», значение которого в проанализированных публикациях полностью совпадает со значением креативности. Как латинский термин креативность - это «творчество», или «сотворение из ничего». Креативность рассматривается как способность к творчеству, способность порождать, придумывать неординарные, оригинальные вещи, видеть свой творческий продукт по-особенному. На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. Креативность (от английского слова «creativity») - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. В образовательном пространстве креативность рассматривается как способность генерации нового знания путем технологически управляемого расширения и трансформации видения реальности как будущего, способного системно организовать настоящее, т. е. креативность - это творческое конструирование в режиме самоорганизации процесса мышления. В этом смысле креативность отличается от творчества, как генерации нового знания путем использования уже существующих («слабых» и актуальных свойств, Л. Секей) [3] свойств, связей, отношений, хотя и скрытых. Креативность предполагает (to create - создавать) «создание» (проектирование) таких свойств из уже существующих элементов (свойств, отношений). Творчество характеризуется неуправляемой спонтанностью, креативность - управляемым продуктивным воображением (И. Кант) [4]. Творческое отношение к жизни, поведенческую креативность раскрывали в своих работах А.Г. Маслоу [5], К.Р. Роджерс [6]. А.Г. Маслоу определял креативность как естественное свойство самоактуализирующейся личности, где под самоактуализацией понимал полное использование талантов, способностей, возможности личности как процесс самореализации человеческих потенций. Креативность потенциально присутствует в каждом человеке, но большинство людей теряют это качество в результате «окультуривания» в авторитарной среде. Автор делит креативность на первичную (изначально присуща каждому человеку) - этап вдохновенного творчества и вторичную (процесс детализации творческого продукта и придания ему конкретной формы). В теории креативности А.Г. Маслоу центральным понятием является «мотивация». Она определяется исходя из потребностей личности: чем выше человек может подняться по иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, творческие возможности он продемонстрирует [5]. В работах Р. Стернберга креативность определяется как общая способность к творчеству, которая характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности и рассматривается как относительно независимый фактор одаренности. Для того чтобы креативность переросла в творчество, она должна быть соединена с высокими показателями интеллекта, или, как называет его автор, успешным интеллектом [7]. К.Р. Роджерс в отличие от А.Г. Маслоу полагал, что личность и поведение являются в основном функцией уникального восприятия человеком окружающего мира («жизнь, восприятие мира - есть творческий акт»); тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью (человек, который использует свои способности и таланты, реализует весь свой потенциал) [6]. Дж.П. Гилфорд под креативностью понимает способность порождать множество оригинальных идей в нестандартных условиях действия, как способность творческого мышления порождать нечто новое в опыте, порождать оригинальные идеи в условиях постановки новых проблем, преодолевать инертность собственного мышления [8]. По утверждению психологов непосредственное отношение к креативности имеют операции дивергентного (творческого) мышления, а к интеллекту - конвергентного мышления. Было установлено, что креативные способности не предполагают высокого уровня «общего интеллекта», а гораздо более тесно коррелируют с «врожденными талантами», со специфическими видами интеллекта - лингвистическим, музыкальным, логико-математическим, пространственным, телеснокинестетическим, внутриличностным и межличностным (по Г. Гарднеру) [9]. По мнению Е. Торренса, креативность - это общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Креативность проявляется при дефиците знаний, в процессе включения информации в новые структуры и связи, идентификации недостающей информации, поиска новых решений и их проверки, сообщения результатов [10]. В российской языковой культуре креативность воспринимают гораздо шире. Словарь по образованию и педагогике определяет креативность как относительно независимый фактор одаренности, творческих возможностей человека, которые могут проявляться в отдельных видах деятельности (мышлении, общении) и характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны. Высокие показатели креативности у людей разных возрастных категорий повышают возможность творческих достижений при достаточно высокой мотивации и овладении необходимыми знаниями, умениями и навы-ками в соответствующих видах деятельности [11]. По мнению М.А. Холодной, креативность - это способность идти на разумный риск, это умения преодолевать препятствия, это внутренняя мотивация, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих [12]. Выявляя сходство и различие понятий «творческие способности» и «креативность» (способность к творчеству), следует сказать, что: - они могут рассматриваться «как синонимы, если речь идет только об общей творческой способности»; - «творческие способности» шире, так как включают в себя и общие, и специальные способности; - при рассмотрении различных видов способностей креативность определяется как характеристика любой способности к деятельности. Креативность видится в них как содержательный компонент. Таким образом, можно сказать, что креативность рассматривается психологами как способность к творчеству, но не как само творчество. Аналитический обзор литературы показал, что творческий потенциал личности может проявляться в таких умениях как самостоятельное видение проблемы, противоречий, критическое мышление; умение формулировать и анализировать любые проблемы, аналитическое мышление; умение находить для них решение; умение переносить знания, умения и навыки, способы учебной деятельности в новую ситуацию; умение видеть новую сторону в знакомом объекте; умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые и пр. Перечисленные способности не всегда являются врожденными, их можно и нужно целенаправленно формировать на основе креативной педагогики с помощью специальных образовательных технологий, которые способствуют активизации и интенсификации деятельности студентов, позволяющих развивать творческий потенциал личности в учебной и профессиональной деятельности. Креативная педагогика как педагогика, стремящаяся к воспитанию созидателя (творческого человека), способного справиться с постоянно растущей сложностью жизни и ускоренным развитием общества. Наиболее эффективными для развития креативности студентов в процессе обучения являются интерактивные технологии, которые позволяют обучающимся взаимодействовать между собой. Внедрение интерактивных технологий и методов обучения - одно из обязательных требований ФГОС ВПО. Интерактивные технологии и методы проведения учебных занятий предполагают обучение, при котором все участники образовательного процесса (преподаватель и студенты) взаимодействуют друг с другом, в диалоге обмениваются информацией, совместно решают проблемы и задачи, моделируют ситуации и т. п. К интерактивным технологиям и методам обучения относятся: интерактивная лекция, работа в парах, работа в микрогруппах, мозговой штурм, метод контрольных вопросов, тренинговые занятия, творческие задания, метод проектов, кейс-метод, технология Open Space (открытое пространство) и т. д. Охарактеризуем некоторые из перечисленных технологий (методов). Интерактивная лекция - это особое состояние погружения в лекционный процесс. Она представляет собой обучающее мероприятие с применением следующих активных форм обучения (фасилитация, ведомая (управляемая) дискуссия или беседа, модерация, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм, мотивационная речь). Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры. Если ресурс времени и других информационных источников ограничен то имеет смысл использовать именно такой формат лекции. При этом носителем уникальной информации может быть и преподаватель и обучающиеся. Выделяют следующие виды интерактивных лекций: проблемная лекция, лекция-консультация, лекции «пресс-конференция», лекция вдвоем, лекция-беседа, лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация), лекция-исследование, лекция-визуализация. Суть мозгового штурма - в отделении процесса генерации идей (первый этап) от их анализа и отбора (второй этап). Метод контрольных вопросов - это упорядоченный перебор различных трансформаций объекта в поиске наиболее сильного решения творческой задачи. Работа в микрогруппах - групповая работа по проектированию внедрения чего-либо в процесс обучения с точки зрения различных субъектов. Так, групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала. Разновидностью групповой работы является круглый стол, который проводится с целью поделиться проблемами, собственным видением вопроса, познакомиться с опытом, достижениями. «Круглый стол» - один из способов организации обсуждения вопроса, представляет собой разновидность групповой дискуссии. Цель метода проектного обучения - создать условия, при которых студенты самостоятельно и охотно получают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Метод проектов не ограничивается только аудиторными занятиями (могут быть использованы несколько занятий в течение семестра) и предполагает достаточно большой объем внеаудиторной совместной самостоятельной работы студентов. Тренинг - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Технология «Открытое пространство» (Open Space) - это методика проведения конференций и встреч, которая позволяет отдельным студентам или группам эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения. Она проста, но и одновременно мудра, так как основывается на естественных законах взаимодействия между людьми. Эта технология способна раскрыть знания, опыт и инновации в организации, которые трудно обнаружить в менее открытых процессах. Изобретателем технологии является Харрисон Оуэн [13]. Организация и проведение занятий с применением интерактивных форм обучения может сочетать как непосредственное общение студентов с преподавателем и между собой, так и использование сетевых ресурсов (вебинары, онлайн-трансляции и др.). Необходимо отметить, что рассмотренные интерактивные технологии и методы обучения позволяют эффективно формировать креативный потенциал студентов вуза культуры. Показателями креативности будут: беглость, гибкость, оригинальность, восприимчивость, метафоричность, удовлетворенность. Все это необходимо выпускникам в их дальнейшей профессиональной деятельности. Как критерий креативности беглость проявляется в генерировании большого количества идей при решении проблемной ситуации. Гибкость рассматривается как фактор, определяемый путем измерения продуктивности дивергентного мышления (креативности). Гибкость проявляется в способности или склонности к переключению с одного типа реакций или решений в проблемной ситуации на другой. Оригинальность - это измерение креативности, проявляющееся в генерировании отличающихся новизной (неожиданных или статистически редких) реакций и решений в проблемной ситуации. Восприимчивость означает чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности. Метафоричность обнаруживается в готовности студента работать в совершенно необычном контексте, склонности к символическому, ассоциативному мышлению, умении увидеть в простом сложное, а в сложном - простое. Итоговой характеристикой проявления креативности является удовлетворенность. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства удовлетворенности. В настоящее время в зарубежной и отечественной педагогике и психологии отмечается активизация исследований в области психологии творчества. В современной психологической науке сложилось отдельное направление, изучающее проблемы творчества и творческой деятельности - психология творчества. Этот раздел психологии достаточно разносторонне рассматривает креативные способности личности. Дисциплина «Психология творчества» изучается в вузах культуры по ряду направлений подготовки, связанных непосредственно с творческой деятельностью. Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса и креативности. Практическая деятельность вузовских преподавателей подтверждает результаты научных исследований, свидетельствующие о том, что творческие достижения имеют социально-личностный характер. Вполне очевидно, что она обусловливает необходимость учета личностных и социальных факторов в учебном процессе в соответствии с дидактическими принципами дифференциации и индивидуализации, предполагающими, таким образом, не только учет уровня обученности студента, но и его творческих способностей (например, степени одаренности), т.е. уровня развития творческого мышления, доминантного когнитивного стиля (стиля переработки информации), когнитивных стилей креативности (Кумар, Кеммлер и Холман, 1997) и т. д. [14]. Под когнитивным стилем креативности авторы понимают такие переменные характеристики личности, как степень ценности идей для индивидуума, настойчивость, отношение к стереотипам, количество разнообразных техник и стратегий в творческом процессе, степень дивергентности мышления и др. [14]. Существуют различные классификации креативных стилей. Общеизвестной классификацией является четырехмерная классификация креативных стилей, в которой выделяются: новаторский (любознательный), образный (проницательный), интуитивный (находчивый) и вдохновляющий (мечтательный) стили. Итак, для того чтобы применяемые в процессе обучения и воспитания технологии способствовали формированию креативности обучаемых, имели положительную направленность в творческом развитии личности, необходимы: инновационный характер деятельности преподавателей и студентов; активное включение студентов в творческую деятельность; использование в полном объеме социально-педагогических возможностей творческой деятельности; организация взаимодействия в творческой деятельности через интерактивные технологии обучения; совместное творчество преподавателей и студентов.
×

About the authors

Vera A. Kurina

Samara State Academy of Culture and Arts

Email: kurina06@mail.ru

References

  1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
  2. Философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://enc-dic.com/philosophy/Kreativnost-1154.html
  3. Секей Л. Знание и мышление // Психология мышления. - М., 1965. - С. 343-365.
  4. Кант И. Сочинения. В 6 т. // Философское наследие. - М.: Мысль, 1965. - Т. 4. Ч. I. - 544 с.
  5. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999. - 432 с.
  6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 233 c.
  7. Стернберг Р. Практический интеллект = Practical Intelligence in Everyday Life. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
  8. Guilford Y.P. The one-may relation between creative potential and IQ / Y.P. Guilford, P.R. Christensen // Journal of creative behavior. - Buffalo, 1973. - Р. 312-335.
  9. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта = Frames of Mind. The Theory of Multiple Intelligence. - М.: Вильямс, 2007. - 512 с.
  10. Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs / E.P. Torrance. - NY: Prentice-Hall, 1964. - 512 р.
  11. Полонский В. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.
  12. Холодная М.А. О природе творческих способностей // Психологический журнал / Ред. А.В. Брушлинский. - 2002. - Т. 23. - № 5, сент.-окт. 2002. - С. 126-128.
  13. Оуэн Х. Технология «Открытое пространство»: Руководство для пользователя. - Новоси-бирск: Арт-Авеню, 2008. - 222 c.
  14. Kumar V.K., Kemmler D., Holman E.R. The creativity styles questionnaire - Revised. Creativity Research Journal, 10 (1). - P. 51-58.

Copyright (c) 2015 Kurina V.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies