ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ У БУДУЩИХ РЕЖИССЕРОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Автор представляет результаты сравнительного анализа констатирующего и формирующего эксперимента, основанного на разработанной системе формирования профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников. Апробирование предлагаемой системы проведено на базе Самарского государственного института культуры, выборку составляли студенты третьего курса по специальности 70209.65 - Режиссура театрализованных представлений и праздников, специализация «Режиссура концертно-зрелищных программ и традиционных праздников». Система формирования профессионального мышления осуществлялась в коммуникативном, рефлексивном, когнитивном, креативном и процессуальном компонентах. Отбор средств формирования профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников осуществлялся с учетом специфики и особенностей их профессиональной деятельности. Специфика так же заключается в самом процессе обучения, где преобладают специальные системы упражнений на овладение актерским мастерством; творческие и проблемные задания, нацеленные на решение исследовательских, конструктивных, коммуникативных и организационных задач; ролевые игры и художественно-педагогические ситуации, моделирующие поведение режиссера в театральном коллективе. Наиболее эффективным средством организации обучения, позволяющим реализовать многообразие целей, содержания, методов обучения студентов на занятиях по спецкурсу «Психолого-педагогические основы формирования монтажного мышления режиссера-постановщика» у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников являются игровые интерактивные технологии, способствующие формированию профессионального мышления. Результаты проведенного исследования показали, что на всех этапах целесообразно использование не отдельных средств, приемов, методов, направленных на формирование определенных компонентов профессионального мышления, а в целом в соответствии с ситуациями, в которых все его стороны представлены во взаимодействии и единстве. Формирующий эксперимент, цель которого заключалась в апробации системы формирования профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников, подтвердил ее эффективность: отмечена положительная динамика показателей сформированности профессионального мышления.

Полный текст

В настоящее время рынок труда нуждается в разносторонних специалистах, которые способны адекватно решать разнообразные профессиональные задачи, используя при этом широкий диапазон профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков. Структурные изменения в сфере занятости и конкуренция вызывают потребность в повышении профессиональной квалификации специалистов, вследствие чего система образования претерпевает различные изменения. Внедрение новых эффективных образовательных технологий в учебный процесс - одно из условий улучшения качества образования [1]. Интерес к подготовке будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников объясняется увеличением спектра задач специалистов данного про-филя и их немаловажной роли в социокультурном пространстве. Разработанная система формирования профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников, в ходе реализации которой ставилась задача проверки ее эффективности, содержала средства игровых интерактивных технологий, способствующие развитию показателей коммуникативного, рефлексивного, когнитивного, креативного и процессуального компонентов в структуре профессионального мышления. Исследование проводилось в Самарском государственном институте культуры, выборку составляли студенты третьего курса по специальности 70209.65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», специализации «Режиссура концертно-зрелищных программ и традиционных праздников». Для достижения цели эксперимента созданы условия, которые были направлены на корректировку учебного процесса без нарушения требований федерального государственного образовательного стандарта. Систематическое наблюдение за студентами на занятиях, изучение характера их деятельности позволили выявить уровень профессионально значимых способностей, являющихся показателями сформированности компонентов про-фессионального мышления. Для выявления величины разрыва между измеряемыми показателями сравнение результатов проводилось на начальном этапе эксперимента и в конце экспериментальной работы. Эксперимент состоял из трех этапов. На первом этапе были разработаны элементы системы формирования профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников, определены критерии и показатели сформированности его компонентов. На втором этапе проводился констатирующий эксперимент, который был направлен на изучение уровня сформированности показателей компонентов профессионального мышления студентов первого года обучения, затем осуществлялось внедрение разработанной системы формирования профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников, куда было включено изучение спецкурса «Психолого-педагогические основы формирования монтажного мышления режиссера-постановщика». На третьем этапе проводилось сравнение результатов сформированности компонентов про-фессионального мышления во время констатирующего и формирующего экспериментов. Для этого применялись совокупность методов: включенное наблюдение за обучающимися на занятиях, методики самооценки и оценки компетентных судей. Рассмотрим результаты третьего этапа опытно-экспериментальной работы. Эксперимент заключался в определении уровня сформированности коммуникативного, рефлексивного, когнитивного, креативного, процессуального компонентов профессионального мышления. Студентам был предложен ряд тестов, позволяющих определить уровень сформированности показателей профессионального мышления. Выборку составляли 75 студентов. Оценка профессионально значимых способностей проводилась с помощью количественных показателей в пределах от +1 до -1. Большинство студентов (64,71 % от выборки) продемонстрировали низкий уровень сформированности показателей профессионального мышления, что объясняется отсутствием специальной дисциплины по его формированию (табл. 1). Таблица 1 Сформированность показателей коммуникативного компонента профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников (в % от выборки по результатам констатирующего и формирующего экспериментов) Показатель Средний балл по выборке % от максимального балла К.Э. Ф.Э. К.Э. Ф.Э. Готовность к работе в творческом коллективе в целях совместного достижения высоких результатов в организации ТПП 3,33 4,07 66,60 81,40 Готовность к сочетанию необходимого профессионализма в области культуры и искусства и нормативно-правовых и менеджерских знаний при осуществлении организационно-управленческой работы в творческих коллективах 2,27 3,80 45,40 76,00 Средний балл оценки 2,80 3,90 56,00 78,70 В ходе констатирующего эксперимента оценивались показатели коммуникативного компонента профессионального мышления. Выявлен низкий уровень сформированности коммуникативного компонента монтажного мышления (56,00 %), что объясняется отсутствием у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников специальной подготовки и опыта профессиональной деятельности (см. табл. 1). Низкий показатель подтверждает необходимость введения игровых интерактивных технологий в процесс обучения студентов по спецкурсу «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика». Игровые интерактивные технологии обеспечивают развитие коммуникативных способностей за счет создания профессиональных ситуаций, непосредственно связанных с органи-зационно-управленческой деятельностью будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников [2]. Результаты формирующего эксперимента дали высокий уровень всех показателей коммуникативного компонента, что свидетельствует о результативности разработанной и апробированной системы формирования профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников. По всем показателям наблюдалась положительная динамика. Коммуникативный компонент дал прирост от 56,00 % до 78,70 %, что обусловлено внедрением групповых форм игровых интерактивных технологий в процесс обучения будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников. Это способствовало формированию таких профессионально значимых способностей, как готовность к работе в творческом коллективе; способностей к восприятию, извлечению и презентации информации. Таблица 2 Сформированность показателей рефлексивного компонента профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников (в % от выборки по результатам констатирующего и формирующего экспериментов) Показатель Средний балл по выборке % от максимального балла К.Э. Ф.Э. К.Э. Ф.Э. Способность направлять все виды профессиональной деятельности на художественное формирование окружающей среды и художественно-эстетическое воспитание общества 3,05 4,73 61,00 94,60 Способность к показу своей творческой работы на различных сценических площадках 3,61 3,85 72,20 77,00 Способность к организации проектов в области театрально-зрелищного искусства 2,83 3,79 56,60 75,80 Способность к осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры с целью пропаганды достижений искусства и культуры 4,15 4,77 83,00 95,40 Средний балл оценки 3,41 4,28 68,20 85,70 По результатам констатирующего эксперимента был обнаружен низкий уровень рефлексивного компонента профессионального мышления (68,20 %) (табл. 2). Такой показатель свидетельствует о том, что будущие режиссеры театрализованных представлений и праздников не способны осуществлять процедуры анализа и синтеза ситуации и оценки своей профессиональной деятельности, что подтверждает необходимость формирования рефлексивных способностей для объективной оценки социально-культурного пространства. Полученные данные подтверждают необходимость погружения будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников в проектную деятельность с применением средств игровых-интерактивных технологий, при выполнении которых происходит конструктивное обсуждение результатов театрализованных представлений и праздников. В ходе формирующего эксперимента показатели рефлексивного компонента дали положительный рост (85,70 %). Значение показателей рефлексивного компонента увеличилось в среднем на 17,50 %, что обусловлено применением при изучении спецкурса «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика» такой формы игровых интерактивных технологий, как творческий проект. Творческие проекты побуждали обучающихся к организации постановок в области театрально-зрелищного искусства, к самостоятельному поиску, сбору и обработке информации, в результате чего будущие режиссеры театрализованных представлений и праздников регулировали и контролировали происходящие процессы, корректировали полученную информацию; оценивали и анализировали результаты деятельности; имели возможность рефлексировать ситуацию в ходе решения профессиональных задач. Таблица 3 Сформированность показателей когнитивного компонента профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников (в % от выборки по результатам констатирующего и формирующего экспериментов) Показатель Средний балл по выборке % от максимального балла К.Э. Ф.Э. К.Э. Ф.Э. Способность применять системный подход к разработке и реализации режиссерских проектов в области ТПП 3,06 3,87 61,20 77,40 Способность к подготовке сценариев и режиссерских экспликаций, пространственное мизансценирование, режиссерские аннотации художественного и документального материала, рефераты, научные доклады, публикаций и библиографии по научно-исследовательским работам в области ТПП 2,00 3,93 40,00 78,60 Средний балл оценки 2,53 3,90 50,60 78,00 Сравнение показателей когнитивного компонента профессионального мышления показало низкий уровень его сформированности (50,60 %) (табл. 3), что объясняется преобладанием гуманитарных дисциплин в вузах культуры. Для того чтобы верно выстроить мизансцену, применять системный подход к разработке и реализации режиссерских проектов, создать режиссерскую экспликацию, необходимо пространственное мышление. В технических вузах преобладают предметы, на которых оттачивается пространственное мышление: технические специальности - проектирование механизмов и машин, архитектурные - здания и строения и т. д. Обучающимся на всех технических специальностях необходимо уметь мыслить пространственно. Режиссер так же должен иметь на соответствующем этапе проектирования отчетливый мысленный образ создаваемого зрелища (декораций), который он затем представляет на сцене, видеть перспективу и образ произведения. В данной ситуации режиссер включает пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач [3]. Показатели когнитивного компонента дали положительный прирост (от 50,60 % до 78,00 %), что обусловлено особенностями организации процесса обучения по спецкурсу «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика», включающего в себя большой ресурс постоянно меняющейся информации, нацеливающей обучающихся на поиск разнообразных вариантов решения профессиональных задач. Так, показатель «способность применять системный подход к разработке и реализации режиссерских проектов в области ТПП» увеличился с 61,20 до 77,40 % [4]. Расширение базы информации побуждало обучающихся к системному анализу и синтезу информации, что способствовало пониманию взаимосвязи теории с практикой, пониманию межпредметных связей, прочному запоминанию. Таблица 4 Сформированность показателей креативного компонента профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников (в % от выборки по результатам констатирующего и формирующего эксперимента) Показатель Средний балл по выборке % от максимального балла К.Э. Ф.Э. К.Э. Ф.Э. Способность ставить и решать прикладные задачи с использованием теории и практики современной режиссуры ТПП 4,37 4,43 87,40 88,60 Способность осуществлять и обосновывать выбор проектных решений для постановки ТПП 4,33 4,47 86,60 89,40 Готовность документировать процессы создания режиссерского замысла на всех стадиях постановочного цикла 4,33 4,47 86,60 89,40 Способность к комплексной оценке разработанных и реализованных проектов в области ТПП 3,60 4,40 72,00 88,00 Готовность использовать инновационные режиссерские технологии в создании и реализации современных проектов ТПП 4,67 4,87 93,40 97,40 Средний балл оценки 4,26 4,53 85,20 90,56 Так как обучающиеся режиссуре театрализованных представлений и праздников целенаправленно поступали на творческую специальность, учитывающую их художественно-эстетическую направленность, первоначальный показатель креативного компонента оказался достаточно высоким (85,20 %) (табл. 4). В связи с этим общий показатель креативного компонента повысился на небольшую величину (с 85,20 до 90,56 %). Однако такой показатель, как «способность к комплексной оценке разработанных и реализованных проектов в области ТПП» получил невысокое значение в оценке креативного компонента профессионального мышления (3,60 балла), что свидетельствует о затруднении студентов при оценке профессиональных действий на этапе разработки проекта театрализованного представления. В среднем значение показателей креативного компонента профессионального мышления увеличилось по сравнению с констатирующим экспериментом на 5,36 %, что обусловлено применением таких форм игровых интерактивных технологий, как арт-треннинг, мастер-класс, творческие задания, ролевая игра, которые направлены на поиск определенных тактик решения соответствующих ситуаций, имитирующих профессиональную деятельность режиссеров театрализованных представлений и праздников. Таблица 5 Сформированность показателей процессуального компонента профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников (в % от выборки по результатам констатирующего и формирующего экспериментов) Показатель Средний балл по выборке % от максимального балла К.Э. Ф.Э. К.Э. Ф.Э. Способность и готовность к разработке и написанию сценариев различных ТПП, организации художественно-творческого процесса по созданию различных ТПП 3,06 3,73 61,20 75,00 Способность проявлять высокое профессиональное мастерство, уверенность во владении режиссерско-постановочной технологией, знанием исторических и современных технологических процессов при создании различных ТПП 2,33 4,33 46,60 86,60 Способность и готовность реализовать свой художественный замысел как при написании сценария, так и в процессе создания различных ТПП 3,06 3,73 61,20 75,00 Владение навыками коммуникации, свободное и уверенное использование профессиональной терминологии с целью доведения художественной информации до сознания участников художественно-творческого процесса в доступной форме, владение профессиональной терминологией различных видов спорта 4,20 4,80 84,00 96,00 Обладание развитой способностью к чувственному восприятию мира, образному мышлению, ярко выраженной творческой фантазией 4,33 4,67 86,60 93,40 Умение собирать, анализировать, синтезировать и интерпретировать явления и образы окружающей действительности, фиксировать свои наблюдения выразительными средствами для создания различных ТПП 2,33 4,33 46,60 86,60 Способность применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в процессе творческой постановочной деятельности, готовность к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего профессионального мастерства 2,93 4,00 58,60 80,00 Средний балл оценки 3,18 4,23 63,54 84,66 Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов показал высокий уровень сформированности процессуального компонента профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников. Значение показателей процессуального компонента увеличилось в среднем на 21,12 % (табл. 5), что обусловлено включением студентов в игровую интерактивную деятельность при изучении спецкурса «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика». Игровые интерактивные технологии способствовали расширению объема профессиональных ситуаций, способов разрешения проблем и реализации профессиональных установок на достижение целей; развитию профессионально значимых способностей, погружали обучающихся в специфику профессиональной деятельности. В ходе формирующего эксперимента занятия по «Психолого-педагогическим основам монтажного мышления режиссера-постановщика» направлялись на развитие профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников в процессе реализации игровых интерактивных технологий. Анализ полученных данных показал, что уровень сформированности компонентов профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников по сравнению с констатирующим экспериментом имеет тенденцию к повышению: констатирующий эксперимент - 64,71 %, формирующий эксперимент - 83,52 % (табл. 6). При этом обучающиеся высказывали пожелания продолжить изучение спецкурса «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика» на следующем году обучения. Таблица 6 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников, % Компоненты профессионального мышления Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Прирост значений компонентов Коммуникативный 56,00 78,70 22,70 Рефлексивный 68,20 85,70 17,50 Когнитивный 50,60 78,00 27,40 Креативный 85,20 90,56 5,36 Процессуальный 63,54 84,66 21,12 Средний балл оценки 64,71 83,52 18,81 Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что в ходе внедрения системы формирования профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников увеличилось количество студентов с высоким уровнем готовности к профессиональной деятельности. Таким образом, формирующий эксперимент, цель которого заключалась в апробации спроектированной системы, подтвердил ее эффективность: отмечена положительная динамика показателей сформированности профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников, чему способствовало применение игровых интерактивных технологий при обучении студентов в вузе по спецкурсу «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика». Содержание спецкурса влияет на развитие показателей коммуникативного, рефлексивного, когнитивного, креативного и процессуального компонентов профессионального мышления у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников.
×

Об авторах

Елена Геннадьевна Проценко

Самарский государственный институт культуры

Email: kardamne@mail.ru

Список литературы

  1. 1. Курина В.А. Внедрение кредитно-модульных систем в вузах России на современном этапе // Вестник Самаского государственного технического университета. - Сер. Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 1 (15). - С. 67-75.
  2. 2. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. А.А. Радугин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр, 2000. - 256 с.
  3. 3. Карп В.И. Основы режиссуры. - М., 2003. - С. 26-32.
  4. 4. ФГОС ВПО по направлению подготовки 071400 - Режиссура театрализованных представлений и праздников (квалификация (степень) «бакалавр»). Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 № 55.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Проценко Е.Г., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.