QUALITY ASSESSMENT OF LEARNERS PROFICIENCY IN TERMS OF THE COMPETENCE APPROACH TO EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF DISCIPLINE "PHYSICAL THERAPY AND MASSAGE")


Cite item

Abstract

The article reveals that in the context of the competency approach to the education certification tests of a student professional suitability should be kept to the solution of concrete problems, as close as possible to the actual practice, which is required a limited time, but it is also actuated with the diverse set of knowledge, skills and competencies, which is quite significantly simulates the situation of professional activity. The development of such tasks has become the fundamental in creating the base of didactic materials and methodologies for monitoring the students’ progress in the discipline "Therapeutic physical culture" and "Massage" that included in the curricula of the majority areas of athletic training education. Currently, the author of the article has exploited the fund of the pedagogical proficiency test materials, representing the tests and assignments that simulate a situation as close to the real practice of the exercise physiologist and the specialist in massage.

Full Text

Основные образовательные программы высшего профессионального образования по направлениям подготовки в области физической культуры и спорта предусматривают изучение студентом фундаментальных (математических и общих естественнонаучных), общепрофессиональных и специальных дисциплин. Последовательное изучение дидактических единиц данных блоков поднимает профессиональные знания студента на соответствующий уровень высшего образования, что сопряжено с взаимопроникновением и взаимовлиянием дисциплин. Таким образом, гетерогенность имманентна общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Традиционные методы контроля знаний малоэффективны в данных условиях, поскольку ориентированы на гомогенный подход, игнорирующий межпредметные связи. Поэтому методику контроля результата образовательной подготовки студента рациональнее создавать на основе междисциплинарного подхода. Выработка надежного, управляемого, объективного инструментария оценки качества образования, его соответствия меняющимся концептуальным основам обучения и контроля, практическим подходам и образовательным потребностям личности продолжает оставаться в условиях модернизации образования одной из приоритетных задач. Анализ многочисленных исследований [1-3, 5-7, 12, 14, 15, 17 и др.] показал, что гарантированный результат, являющийся важнейшим признаком любой педагогической технологии, может быть получен только при соответствующих условиях организации образовательного процесса, одним из которых является правильно организованный контроль результатов обучения. Согласно структуре ФГОС ВПО по направлениям образовательной подготовки в области физической культуры, адаптивной физической подготовки, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма, в разделе 8, именуемом «Оценка качества освоения основных образовательных программ», указывается на то, что высшее учебное заведение обязано обеспечить гарантию качества подготовки, в том числе путем разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и мето-ды контроля, позволяющие оценить знания, умения, навыки и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности. Федеральные образовательные стандарты по направлениям образовательной подготовки в области физической культуры базируются на понятии «компетенция», трактуемой как совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной деятельности и личностного развития выпускников вузов и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Кoмпeтeнция, по мнению большинства ученых [4, 8, 11, 13, 16, 20 и др.], определяется как «…способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». Следовательно, аттестационные испытания профессиональной пригодности студента, ocваивающeгo основную образовательную программу, должны сводиться по форме к решению конкретных задач, максимально приближенных к реальной практике, для выполнения которых требуется ограниченное время, но при этом задействуется разносторонний набор знаний, умений, навыков и компетенций, который достаточно достоверно смоделирует ситуацию профессиональной деятельности. Именно разработка таких заданий и стала основополагающей при создании базы дидактических материалов и методик для осуществления контроля по освоению дисциплин «Лечебная физическая культура» и «Массаж», входящих в учебные планы большинства направлений физкультурной образовательной подготовки. На сегодняшний день автором статьи наработан и продолжает совершенствоваться фонд аттестационных педагогических измерительных материалов, представляющих собой тесты и задания, моделирующие ситуации, максимально приближенные к реальной практике инструктора ЛФК и специалиста по массажу. В качестве примера приведем один из вариантов теоретико-методического задания, призванного оценить когнитивный (знаниевый) (1-я часть теоретико-методического задания) и деятельностный (2-я часть теоретико-методического задания) компоненты результата образовательной подготовки студента в области ЛФК и массажа. I часть теоретико-методического задания (тесты) 1. Основоположником российской школы массажа является … а) И.В. Заблудовский; б) П. Канерва; в) И.М. Саркизов-Серазини; г) Н.А. Вельяминов. 2. Воздействие массажа на сердечно-сосудистую систему, прежде всего, проявляется в… а) понижении артериального давления; б) расширении и увеличении количества функционирующих капилляров; в) ускорении окислительных реакций организма; г) увеличенном притоке венозной крови. 3. В первую очередь все массажные приемы выполняются с учетом… а) веса массируемого; б) пола массируемого; в) характера травмы, либо заболевания; г) противопоказаний врача; д) расположения лимфатических узлов и сосудов. 4. Укажите лимфатические сосуды шеи, в совокупности образующие правый лимфатический проток:… а) яремный ствол; б) подключичный ствол; в) бронхолегочный ствол; г) все вышеперечисленные. 5. Укажите направление движения рук, которого необходимо придержи-ваться при выполнении всех приемов массажа:… а) от сердца к периферии; б) в случайном порядке; в) от периферии к сердцу; г) все варианты верны. 6. Виды поглаживания (укажите неверные варианты ответов): а) предплечьем; б) прямолинейное; в) попеременное; г) штрихообразное; д) спиралевидное; е) концентрическое. 7. Массаж противопоказан при (укажите неверные варианты ответов): а) острых воспалительных явлениях; б) повышенной температуре тела; в) ушибах и растяжениях; г) наличии камней в желчном и мочевом пузырях; д) кожных заболеваниях; е) все вышеперечисленное. 8. Под системой массажа следует понимать… а) совокупность приемов механического воздействия на органы и ткани человека; б) точное техническое рукодействие на определенных участках тела; в) приемы массажа разных народов мира; г) направление, своеобразие техники приемов (манипуляций) и методики их выполнения. 9. В каком положении должен находиться массируемый, если массажист применяет поперечное выжимание передней части бедра? а) в положении лежа на спине; б) в положении упора сидя сзади; в) в положении на боку; г) В положении лежа, ноги согнуты в коленном суставе. 10. При массаже голени, в третьем положении, массажист выполняет все приемы: а) двумя руками; б) одной рукой; в) как двумя, так и одной рукой; г) все варианты верны. 11. Укажите основные методы массажа: а) аппаратный; а) отсасывающий; в) лечебный; г) ручной; д) ножной; е) все варианты верны. 12. Периостальный массаж представляет собой … а) воздействие на подкожно-жировую клетчатку; б) воздействие на кожу; в) массаж с использованием прогревающих мазей; г) массаж с помощью специальных инструментов; д) воздействие на костные поверхности или надкостницу. 13. Массаж рефлекторных зон, расположенных в соединительной ткани, называется … а) пневмомассажем; б) восстановительным; в) массажем при спортивных травмах; г) соединительно-тканным; д) все варианты неверны. 14. Укажите правильное положение массируемого при растирании пяточного сухожилия: а) массируемый лежит на спине, ноги согнуты в коленях; б) массируемый лежит на боку; в) массируемый лежит на животе, голень - на валике; г) массируемый лежит на спине, ноги вытянуты. 15. Перечислите приемы, применяемые при массаже крестцовой области: а) попеременное поглаживание; б) ординарное разминание; в) выжимание ребром ладони; г) потряхивание; д) продольное разминание; е) нет правильного варианта. 16. Под влиянием деформационного баночного массажа ускоряется… а) метаболизм; б) кровоток и лимфоток; в) регенерация поврежденных участков кожи; г) защитная реакция организма на острые респираторные инфекции. 17. Баночный массаж применяется при… а) бронхите; б) пневмонии; в) миозитах; г) остеохондрозе позвоночника; д) все вышеперечисленное. 18. Под “мягкими тканями” в массаже подразумеваются… а) сухожилия; б) кожа; в) мышцы; г) связки; д) фасции; е) все варианты верны. 19. Механическое воздействие приема “выжимание” распространяется на (укажите неверные варианты ответов): а) суставы; б) кожу; в) подкожную клетчатку; г) поверхностный слой мышц. 20. Укажите вид приема, с помощью которого массажист определяет степень подвижности в суставе: а) встряхивание конечностей; б) потряхивание; в) активное движение; г) сдвигание; д) пассивное движение. Оценить деятельностный компонент результата образовательной подготовки в условиях аттестационных испытаний представляется возможным по степени готовности студента продемонстрировать разнообразный набор знаний, умений, навыков и кoмпeтeнций в процессе решения конкретной практической задачи, моделирующей возможную ситуацию из его будущей профессиональной деятельности (2-я часть теоретико-методического задания). В этой связи считаем целесообразным организовывать вторую часть экзамена по ЛФК и массажу в форме «клинической практики» с привлечением на роль «пациентов» студентов младших курсов (демонстрация в кабинете ЛФК составленных комплексов упражнений, навыков массажа, врачебного контроля; оказание приемов первой медицинской помощи и т. д.). II часть теоретико-методического задания Задание-задача: После возвращения с учебно-тренировочных сборов в физкультурный диспансер обратился спортсмен-каноист в возрасте 18 лет с жалобой на боли в коленном суставе. По результатам обследования врачом был поставлен диагноз: бурсит коленного сустава. Вопрос: Раскройте место ЛФК и массажа в комплексе лечебных мероприятий, назначенных больному с диагнозом «бурсит коленного сустава». При наличии знаний в области анатомии и физиологии студент начинает ответ с формулировки понятия «бурсит коленного сустава», дает краткое описание строения нижней конечности. Затем раскрывает причины возникновения и клинические проявления данного заболевания. И только после этого переходит к методикам лечебной физической культуры и массажа, рекомендуемым для реабилитации пациента. Алгоритм полного ответа студента. Бурсит коленного сустава - воспаление синовиальной сумки [9]. Коленный сустав образуется [18] суставными поверхностями мыщелков бедренной кости, надколенника и верхней суставной поверхностью большеберцовой кости. Суставные поверхности большеберцовой и бедренной костей дополнены внутрисуставными хрящами: медиальным и латеральным менисками. Концы менисков прикрепляются с помощью связок к межмыщелковому возвышению. Латеральный и медиальный мениски соединяются поперечной связкой колена. Капсула коленного сустава тонкая, свободная, обширная. Внутренняя синовиальная оболочка капсулы образует многочисленные складки, содержащие жировую клетчатку. Коленный сустав укрепляется внутрисуставными (передняя и задняя крестообразные) и внесуставными (малоберцовая, большеберцовая, касая и дугообразная подколенные связки, связка надколенника и латеральная поддерживающая связка подколенника) связками. В коленном суставе располагается несколько синовиальных сумок (надколенниковая и глубокая поднадколенниковая сумки, подколенное углубление, полусухожильная сумка портняжной мышцы, подкожная преднадколенниковая сумка). Движения в коленном суставе происходят вокруг двух осей: вокруг фронтальной - сгибание и разгибание, вокруг вертикальной - вращение (при сгибании в коленном суставе). Бурсит у гребцов-каноистов может быть следствием длительного раздражения коленного сустава давлением (каноист стоит в лодке, опираясь на одно колено). Постоянные микротравмы приводят к воспалению синовиальной сумки. Скопление синовиальной жидкости в коленном суставе ограничивает его подвижность. Спортсмен не может продолжать тренировки из-за невозможности опираться на колено вследствие возникновения сильных болей. Массаж - эффективное средство лечения бурситов [19]. На нижних конечностях он проводится всегда в положении лежа. Методика массажа [10]. Задачи: способствовать: улучшению крово- и лимфообращения, тканевого обмена; рассасыванию очага воспаления; уменьшению застойных явлений, отека; расслаблению напряженных мышц, устранению боли. Последовательность проведения массажа: мышцы задней поверхности бедра, мышцы передней поверхности бедра, коленный сустав. Последовательность выполнения приемов массажа: - поглаживание попеременное или комбинированное мышц задней поверхности бедра - 3-4 раза; - выжимание ребром ладони - 3-4 раза и вновь поглаживание - 2-3 раза; - разминание от коленного сустава до паха - ординарное и двойное кольцевое по 3-4 раза; - потряхивание - 2-3 раза. После этого делают 3-4 выжимания и 1-2 поглаживания, а затем повторяют двойное кольцевое разминание (4-5 раз) и поглаживание (3-4 раза). Весь комплекс повторяют не менее 3-4 раз и переходят к передней поверхности бедра: - поглаживание комбинированное - 3-4 раза; - выжимание ребром ладони - 3-4 раза; - разминание ординарное и двойное кольцевое по 3-4 раза; - поглаживание и выжимание уже по 4-5 раз; - потряхивание - 3-4 раза; - разминание продольное и поглаживание с потряхиванием по 2-3 раза. Сделав на самом коленном суставе концентрическое или круговое поглаживание в течение 20-30 с, опять массируют мышцы бедра и затем вновь повторяют концентрическое поглаживание коленного сустава (10-20 с). Если при поглаживании колено не болит, то можно приступить к легким растираниям. Если массируемому станет больно, то следует вернуться к поглаживанию, а через 2-3 дня вновь попробовать растирать сустав. При легких незначительных болевых ощущениях в боковых участках сустава сеанс массажа строится следующим образом: - концентрическое или круговое поглаживание сустава - 3-5 раз; - легкое выжимание на бедре основанием ладоней обеих рук (одна рука с внутренней стороны бедра, другая - с наружной) и ребром ладони (по 4-5 раз). Далее снова переходят на коленный сустав, далее проводят комбинированное поглаживание (от коленного сустава до паховой области), выжимание ребром ладони (по 3-4 раза) и двойное ординарное разминание на мышцах бедра (4-5 раз). Заканчивают этот этап сеанса массажа комбинированным поглаживанием (20-30 с). Затем массируется коленный сустав: - растирание прямолинейное подушечками пальцев обеих рук (4-6 раз); - растирание кругообразное подушечками пальцев и основанием ладоней обеих рук (по 3-4 раза); - концентрическое поглаживание, но уже с легким давлением к центру - 3-4 раза. Далее повторяются все предыдущие приемы массажа на бедре. После этого в течение 15-20 с проводится концентрическое поглаживание и выжимание на области сустава основанием ладони. Растирание делается не только подушечками, но и фалангами пальцев, сжатых в кулак (все по 3-4 раза). Можно выполнять массаж и в положении лежа на спине, нога приподнята на бедро массажиста, т. е. под углом 45 градусов. Такое положение позволяет [10]: 1) создать естественный отток крови и лимфы от периферии к центру; 2) расслабить мышцы бедра. Оно удобно для массажиста и дает возможность массировать как заднюю, так и переднюю поверхность бедра. В заключение пациентом выполняются активные движения в коленном суставе, после которых следует завершить сеанс массажа выжиманием и поглаживанием (по 4-5 раз). Общая продолжительность сеанса массажа - 12-15 мин. Особенно эффективен массаж после тепловых процедур. Можно применять согревающие мази. В профилактических целях эффективен и самомассаж. Анализ многолетних наблюдений показал, что после регулярного проведения самомассажа (1-2 раза в день) боли не беспокоят спортсмена даже после больших физических нагрузок. Кроме фонда моделирующих заданий в целях оперативной и объективной оценки деятельностного компонента подготовки студента необходимо сформировать для работы экзаменационной комиссии фонд эталонных решений (пример одного из которых приведен выше) по всем предлагаемым заданиям, каждое из которых должно содержать все правильные ответы и алгоритмы действий. В эталонном решении разработчик должен оценить трудоемкость каждого вопроса в баллах, сумма которых за все задание равна 100. Если студент набрал от 90 до 100 баллов, то он получает оценку «отлично», если от 80 до 89 - оценку «хорошо», если от 70 до 79 - оценку «удовлетворительно». Учитывая тот факт, что дисциплины «ЛФК» и «Массаж» осваиваются студентами на последних курсах, степень комплексности моделирующих заданий должна быть таковой, чтобы студент смог самостоятельно продемонстрировать уровень подготовленности, сформированной в процессе пройденного обучения, на базе различных учебных дисциплин (максимально используется междисциплинарный, интегрированный подход). Таким образом, рассмотренный в данной статье опыт организации контроля образовательного результата (на примере дисциплин «ЛФК» и «Массаж») наглядно свидетельствует о том, что включение в теоретико-методические задания модельных ситуаций, максимально приближенных к практике будущей профессиональной деятельности, позволяет оценивать не только приобретенные знания, умения, навыки, но и компетенции, сформировавшиеся у студента в процессе обучения в вузе.
×

About the authors

Anton V. Reva

Togliatti State University

References

  1. Балашова В.Ф. Формирование пpoфeccиoнaльныx кoмпeтeнций cтyдeнтoв, иx кoнтpoль и oцeнкa пpи диcтaнциoннoй фopмe oбyчeния // Внeдpeниe диcтaнциoнныx тexнoлoгий oбyчeния в yчeбный пpoцecc вyзoв физичecкoй кyльтypы: Мaт-ыы Вcepoc. нayч.-пpaкт. кoнф. / Рос. гoc. yн-т физ. кyльтypы, cпopтa и тypизмa. - М., 2007. - С. 24-28.
  2. Бaлaшoвa В.Ф. Оцeнкa кoгнитивныx и дeятeльнocтных кoмпeтeнций выпycкникoв cпeциaльнocти «Адaптивнaя физичecкaя кyльтypa» в xoдe итoгoвoй гocyдapcтвeннoй aттecтaции // Сoвepшeнcтвoвaниe пoдгoтoвки кaдpoв в oблacти физичecкoй кyльтypы и cпopтa в ycлoвияx мoдepнизaции пpoфeccиoнaльнoгo oбpaзoвaния: Мaт-лы V Вcepoc. нayч.-пpaкт. кoнф. / Poc. roc. ун-т физ. кyльтypы, cпopтa и тypизмa. - М., 2007. - С. 5-16.
  3. Балашова В.Ф., Чесноков Н.Н. Физическая культура: тестовый контроль знаний: Метод. пocoбиe: peк. УМО по образованию в области физ. культуры и спорта. - М.: Физ. кyльтypa, 2007. - 132 c.
  4. Балашова В.Ф. Понятия «компетенция» и «компетентность» кaк бaзoвыe cocтaвляющиe кoмпeтeнтнocтнoгo пoдxoдa к oбpaзoвaнию // Физичecкaя кyльтypa: вocпитaниe, oбpaзoвaниe, тpeниpoвкa. - 2008. - № 5. - С. 59-63.
  5. Балашова В.Ф. Формирование аттестационного педагогического измерительного мате-риaлa пo диcциплинe «Тeopия и opгaнизaция aдaптивнoй физичecкoй кyльтypы»: Учeб. пocoбиe: Рeк. УМО по образованию в области физ. культуры и cпopтa. - М.: Физическая культура, 2008. - 300 c.
  6. Балашова В.Ф. Компeтeнции кaк peзyльтaт oбpaзoвaния и иx oцeнкa в ycлoвияx пpeдмeтнoй oлимпиaды // Вecтник Вcepoccийcкoй oлимпиaды шкoльникoв. - 2008. - № 1. - С. 46-55.
  7. Балашова В.Ф. Оценка теоретической подготовленности // Физичecкaя кyльтypa в шкoлe. - 2009. - № 2. - С. 2-6.
  8. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вyзoв кaк нeoбxoдимый этaп пpoeктиpoвaния ГОС ВПО нoвoгo пoкoлeния: Мeтoд. пocoбиe / Иccлeд. цeнтp пpoблeм кaчecтвa пoдгoт. cпeциaлиcтoв. - М., 2006. - 72 c.
  9. Бирюков А.А. Спортивный массаж: Учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2006. - 576 с.
  10. Бирюков А.А. Особенности русского классического массажа в различных видах спорта: Монография. - М.: Физическая культура, 2008. - 304 с.
  11. Болотов В.А., Сериков В.В. Кoмпeтeнтнocтнaя мoдeль: oт идeи к oбpaзoвaтeльнoй пpoгpaммe // Пeдaгoгикa. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
  12. Ефpeмoвa Н.Ф. Тecтoвый кoнтpoль кaчecтвa yчeбныx дocтижeний в oбpaзoвaнии: Aвтopeф. диc. … докт. пeд. нayк / Ефpeмoвa Нинa Фeдopoвнa; Мocк. гoc. yн.т. - М., 2003. - 39 c.
  13. Зимняя И.А. Социально-профессиональная кoмпeтeнтнocть кaк цeлocтный peзyльтaт пpoфeccиoнaльнoгo oбpaзoвaния (идeaлизиpoвaннaя мoдeль); Иccлeд. цeнтp. пpoблeм кaчecтвa пoдгoт. cпeциaлиcтoв. - М.; Уфа, 2005. - 19 c.
  14. Зимняя И.А. Современное состояние категории «oцeнкa» и пoдxoды к ee peaлизaции // Нayчнo-мeтoдичecкoe oбecпeчeниe пpoeктиpoвaния ocнoвныx oбpaзoвaтeльныx пpoгpaмм выcшeгo пpoфeccиoнaльнoгo oбpaзoвaния, peaлизyющиx ГОС ВПО нoвoгo пoкoлeния нa ocнoвe кoмпeтeнтнocтнoгo пoдxoдa: зaключит. oтчeт пo paздeлy пpoeктa / Иccлeд. цeнтp. пpoблeм кaчecтвa пoдгoт. cпeциaлиcтoв. - М., 2006. - С. 24.
  15. Козупица Г.С., Васельцова И.А., Биленькая О.Н. Физическое воспитание в системе выс-шего профессионального образования: проблемы, перспективы: Монография. - Са-мара: СамГУПС, 2011. - 158 с.
  16. Компетентносный подход в пeдaгoгичecкoм oбpaзoвaнии: Кoллeктив. мoнoгp. / В.А. Кoзыpeв, Н.Ф. Рaдиoнoвa, А.М. Тpяпицынa; пoд peд. А.В. Козырева и Н.Ф. Радионовой. - СПб.: Изд-вo Рoc. гoc. пeд. yн-тa, 2004. - 391 c.
  17. Рябинова Е.Н., Земсков А.С., Жукова Е.И. Педагогический контроль и оценка уровня профессионально важных качеств личности у студентов в процессе физического воспи-тания // Вестник Самарского гocyдapcтвeннoгo техническoгo yнивepcитeтa. Сер. Психо-лого-педагогические науки. - 2014. - № 3. - С. 173.
  18. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учеб. пособие. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. - 419 с.
  19. Физическая реабилитация: Учебник / Под общ. ред. проф. С.Н. Попова. - Изд. 2. - Ро-стов-н/Д.: Феникс, 2004. - 608 с.
  20. Фролoв Ю.В., Мaxoтин Д.А. Кoмпeтeнтнocтнaя мoдeль кaк ocнoвa oцeнки кaчecтвa пoдгoтoвки cпeциaлиcтoв // Выcшee oбpaзoвaниe ceгoдня. - 2004. - № 8. - С. 34-41.

Copyright (c) 2015 Reva A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies