ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлены результаты научного экспериментального исследования по выявлению эффективности использования компетентностно-модульной технологии формирова-ния совокупности общевоенных и военно-профессиональных компетенций у студентов военной кафедры технического вуза - будущих офицеров запаса, предназначенных для подразделений по ремонту автомобильной техники. Рассматриваются разработанные критерии и показатели сформированности общевоенных и военно-профессиональных компетенций офицеров запаса и их структурных компонентов (когнитивного, операци-онального и деятельностного). Описана методика проведения констатирующего и формирующего эксперимента по выявлению уровней сформированности у студентов - будущих офицеров запаса - профессиональных компетенций.

Полный текст

В условиях, когда потребность Вооруженных сил РФ в высококвалифицирован-ных военных специалистах, обладающих сформированными профессиональными компетенциями, возрастает, первостепенной задачей военных кафедр гражданских вузов становится подготовка военных профессионалов, способных действовать в условиях быстро меняющейся обстановки и умеющих принимать самостоятельно имманентные решения. Для этого в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню сформированности профессиональных компетенций Федеральными госу-дарственными образовательными стандартами высшего профессионального образо-вания поколения 3+ и заказчиком на подготовку офицеров запаса по соответствую-щей военно-учетной специальности - Министерством обороны Российской Федера-ции, необходимо использовать для их подготовки инновационные педагогические технологии. В ранее опубликованных нами научных работах, посвященных проблеме ис-пользования компетентностно-модульной технологии обучения студентов военных кафедр для повышения качества подготовки офицеров запаса для ча-стей/подразделений по ремонту автомобильной техники [1, 2, 3, 4], было определено прежде всего ее место в обобщенной структуре педагогической системы. Показана ее роль в преодолении разрыва между знаниями студента и его готовностью приме-нять их на практике в выбранной сфере деятельности, а также значение во взаимоот-ношениях субъектов образовательного процесса, базирующихся на компетентност-ном подходе, основой которого является модульная технология, в которой модуль выступает как средство формирования компетенций. Это позволило спроектировать и применить на практике научно обоснованную форму реализации педагогической действительности. Разработанная информационно-дидактическая база общевоенной и военно-профессиональной подготовки студентов, обучающихся на военной кафед-ре технического вуза по военно-учетной специальности № 261400 «Применение подразделений, частей и соединений ремонта автомобильной техники», явилась ис-ходным и определяющим фактором, оказывающим важное влияние на результат их обучения - уровень сформированности общевоенных (ОВПК) и военно-профессиональных (ВПК) компетенций офицера запаса для частей/подразделений по ремонту автомобильной техники. В ходе внедрения в учебный процесс подготовки офицеров запаса на военной кафедре ФГБОУ ВПО СамГТУ компетентностно-модульной технологии обучения студентов нами было проведено экспериментальное исследование эффективности ее применения, которое состояло из трех этапов: - первый этап (теоретико-поисковый, 2009-2010 гг.) - изучение и анализ фило-софской, психологической, педагогической и военной литературы по проблеме ис-следования; формулирование проблемы, цели и задачи исследования, рабочей гипо-тезы, объекта и предмета изыскания; - второй этап (экспериментально-аналитический, 2010-20014 гг.) - разработка, теоретическое обоснование и апробирование компетентностно-модульной техноло-гии подготовки офицеров запаса для частей/подразделений по ремонту автомобиль-ной техники на военной кафедре ФГБОУ ВПО «Самарский государственный техни-ческий университет», проведение констатирующего и формирующего эксперимента; - третий этап (оценочно-обобщающий, 2014-2015 гг.) - анализ, систематизация и обобщение полученных результатов исследования. Разрабатывая критерии, показатели и диагностический инструментарий оценки уровня ОВПК и ВПК у студентов военной кафедры, мы учитывали особенности их подготовки. Это прежде всего неопределенность времени их призыва на военную службу, что обуславливает разработку и применение в образовательном процессе военной кафедры высшего учебного заведения объективных процедур оценки уров-ня сформированности у студентов профессиональных компетенций. Учитывая то, что во время обучения у студентов военной кафедры измерить уровень сформиро-ванности совокупности ОВПК и ВПК невозможно, поскольку это можно сделать, когда офицер запаса, предназначенный для частей/подразделений по ремонту авто-мобильной техники, будет призван на военную службу, мы произвели декомпози-цию каждой компетенции на три составляющих компонента: - когнитивный; - операциональный; - деятельностный. Для оценки уровня (степени) сформированности каждого компонента компе-тенции были разработаны критерии и показатели (уровни) сформированности ком-понентов компетенции, а также специализированные пакеты контрольных тестов. Степень сформированности компонентов общевоенной и военно-профессиональной компетенций оценивалась по 100-балльной шкале. При этом показатели уровней сформированности каждой компоненты компетенции были разделены на три уровня: - базовый (пороговый) (55-74 балла); - повышенный (75-84 балла); - высокий (85-100 баллов). Из полученного массива экспериментальных данных были определены инте-гральные значения компетенции ОВПК и ВПК и уровни сформированности их ком-понентов - когнитивного, операционального и деятельностного, а также выявлено относительное число студентов (в процентах к выборке), у которых эти компоненты сформированы на базовом (пороговом), повышенном и высоком уровнях. Вычисле-ние интегрального значения уровня сформированности профессиональной компе-тенции у студентов - будущих офицеров запаса для частей/подразделений по ремон-ту автомобильной техники производилось по формуле Q = αК + βО + γД, где К, О, Д - достигнутые уровни сформированности когнитивного, операциональ-ного и деятельностного компонентов общевоенной и военно-профессиональной компетенции; α, β, γ - весовые коэффициенты когнитивного, операционального и деятельностного компонентов в интегральном показателе сформированности про-фессиональной компетенции при условии, что (α + β + γ) = 1. В наших исследовани-ях принимались численные значения, равные α = 0,3; β = 0,3; γ = 0,4. В констатирующем эксперименте исследования эффективности использования компетентностно-модульной технологии формирования совокупности профессио-нальных компетенций у студентов - будущих офицеров запаса воинских частей по ремонту автомобильной техники приняли участие студенты первого года обучения на военной кафедре (второй курс университета) в количестве 281 человек (экспери-ментальная группа - 148 человек, контрольная группа - 133 человека). По результа-там его проведения был выявлен исходный, начальный уровень подготовки студен-тов к освоению военной специальности. Анализ результатов констатирующего экс-перимента показал, что на стадии его проведения средний показатель обученности студентов контрольной и экспериментальной групп достаточно высок и практически одинаков, а это - непременное исходное условие получения валидных результатов эксперимента. Полученные результаты сформированности компонентов общевоен-ных профессиональных компетенций представлены в табл. 1. Таблица 1 Результаты тестирования студентов контрольной и экспериментальной групп по уровням сформированности компонентов общевоенных компетенций и интегральных значений этих компетенций на этапе констатирующего эксперимента (% к выборке) Уровень сформированности компонентов Группа Компоненты компетенции Интегральное значение компетенции Q Когнитив-ный Операцио-нальный Деятель-ностный Базовый, пороговый КГ 52 35 28 37 ЭГ 51 36 27 36 Повышенный КГ 30 24 15 22 ЭГ 31 23 14 21 Высокий КГ 17 12 8 12 ЭГ 18 9 7 11 Для лучшей наглядности процентное соотношение численности студентов кон-трольной и экспериментальной групп по сформированности общевоенных компе-тенций по результатам проведения констатирующего эксперимента представлено в виде диаграммы на рис. 1. 18 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Базовый уровень Повышенный уровень Высокий уровень Контрольная группа Экспеременальная группа Рис. 1. Диаграмма распределения результатов тестирования студентов контрольной и экспериментальной групп по уровням сформированности совокупности общевоенных компетенций в ходе констатирующего эксперимента Результаты тестирования по уровням сформированности компонентов компе- тенций и интегральных значений компетенций, представленные в табл. 1 и на рис. 1, примерно одинаковы у студентов контрольной и экспериментальной групп, и отчет- ливо видно, что большинство студентов обладают компетенциями только лишь на пороговом уровне, и именно это актуализирует необходимость использования инно- вационной компетентностно-модульной технологии их обучения. В 2014 г. был проведен формирующий эксперимент по выявлению уровней сфор- мированности совокупности общевоенных и военно-профессиональных компетенций у тех же студентов контрольной и экспериментальной групп. За время, прошедшее с мо- мента проведения констатирующего эксперимента, они изучили все дисциплины обще- военной подготовки и практически полностью закончили изучение дисциплин военно- профессиональной подготовки. При этом студенты контрольной группы обучались с использованием традиционных методов, а со студентами экспериментальной группы занятия проводились с использованием компетентностно-модульной технологии обуче- ния. В результате проведенного формирующего эксперимента были получены данные по сформированности компонентов общевоенных и военно-профессиональных компе- тенций и интегральные значения этих компетенций (табл. 2). По данным этой таблицы на рис. 2 представлена диаграмма интегральных зна- чений уровней сформированности компонентов общевоенных и военно- профессиональных компетенций студентов контрольной и экспериментальной групп по результатам формирующего эксперимента. По численным значениям опытных данных табл. 1 и 2, составленным по результа- там констатирующего и формирующего эксперимента, были построены сопоставитель- ные диаграммы уровней сформированности компонентов совокупности общевоенных и военно-профессиональных компетенций у студентов экспериментальной группы, обу- чающихся по компетентностно-модульной технологии (рис. 3), и студентов контроль- ной группы (рис. 4), обучение которой проходило по традиционным методикам. Контрольная группа Экспериментальная группа 19 Таблица 2 Результаты тестирования студентов контрольной и экспериментальной групп по уровням сформированности компонентов общевоенных и военно-профессиональных компетенций и интегральных значений компетенций на этапе формирующего эксперимента (% к выборке) Уровень сформированности компонентов Группа Компоненты компетенции Интегральное значение компетенции Q Когнитивный Операци- ональный Деятель- ностный Базовый, пороговый КГ 37 40 34 38 ЭГ 5 4 7 12 Повышенный КГ 40 36 31 35 ЭГ 50 51 49 50 Высокий КГ 10 11 6 9 ЭГ 45 45 44 44 Из табл. 1 и 2, а также диаграмм, представленных на рис. 1, 2, 3 и 4, хорошо усматривается следующее: - на этапе формирующего эксперимента число студентов экспериментальной группы, у которых сформированность деятельностного компонента совокупности профессиональных компетенций находится на уровне «Высокий», на 38 % больше, чем число таковых студентов контрольной группы; соответственно, уровень операционального компонента выше на 34 %, когнитивного компонента - на 35 %; - интегральное значение совокупности сформированности профессиональных компетенций на уровне «Высокий» имеют 44 % студентов экспериментальной группы, в то время как у студентов контрольной группы этот показатель составляет 9 %, т. е. в 4,8 раза меньше. 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Базовый (пороговый) уровень Повышенный уровень Высокий уровень Контрольная группа Эксперементальная группа % Рис. 2. Диаграмма распределения студентов контрольной и экспериментальной групп по уровням сформированности компонентов общевоенных и военно-профессиональных компетенций по результатам формирующего эксперимента 0 10 20 30 40 50 60 70 80 2012 2013-2014 Базовый (пороговый) Повышенный Высокий Рис. 3. Диаграмма распределения уровней сформированности компонентов общевоенных и военно-профессиональных компетенций у студентов экспериментальной группы, обучающихся по компетентностно-модульной технологии Таким образом, данные проведенного педагогического эксперимента убедительно подтверждают эффективность разработанной и внедреной в учебный процесс военной кафедры СамГТУ компетентностно-модульной технологии формирования совокупности общевоенных и военно-профессиональных компетенций у студентов - будущих офицеров запаса, предназначенных для частей/подразделений по ремонту автомобильной техники. 0 10 20 30 40 50 60 70 80 2012 2013-2014 Рис. 4. Диаграмма распределения уровней сформированности компонентов общевоенных и военно-профессиональных компетенций у студентов контрольной группы, обучающихся по традиционным методам
×

Об авторах

Геннадий Михайлович Антонов

Самарский государственный технический университет

Email: antgm@mail.ru

Список литературы

  1. 1. Антонов Г.М. Профессиональные компетенции офицеров запаса автомобильных войск: алгоритм обоснования, содержание, структура // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 1(19). - С. 5-10.
  2. 2. Антонов Г.М. Компетентностно-модульная система формирования профессиональных компетенций офицеров запаса автомобильных войск // Вестник Самарского государ-ственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 2(20). - С. 10-15.
  3. 3. Антонов Г.М. Исследование эффективности системы компетентностной профессио-нальной подготовки офицеров запаса автомобильных войск // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - № 2 (20). Т. 15. - С. 110-115.
  4. 4. Антонов Г.М. Формирование общекультурных компетенций у студентов - будущих офи-церов запаса автомобильных войск // Вестник Самарского государственного технического университета. - Самара, 2013. - № 2(20). - С. 10-15.
  5. 5. Антонов Г.М. Методика обоснования профессиональных компетенций студентов - бу-дущих офицеров запаса автомобильных войск // Современные проблемы подготовки специалистов на основе компетентностного подхода: Мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. Димитровградский инженерно-технологический институт, филиал НИЯУ МИФИ. - Димитровград, 2013. - С. 12-18.
  6. 6. Антонов Г.М., Михелькевич В.Н. Информационно-дидактическая база формирования у студента технического университета профессиональных компетенций офицера запаса // Информационные технологии в социальной сфере: Междунар. заочн. науч.-практ. конф. Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. - Самара, 2013. - С. 13-18.
  7. 7. Антонов Г.М. Эффективность использования компетентностно-модульной технологии в подготовке офицеров запаса // Самарский научный вестник Поволжской государствен-ной социально-гуманитарной академии. - Самара, 2014. - № 2(20). - С. 10-15.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Антонов Г.М., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.