EXPERIMENTAL STUDY OF THE EFFECTIVENESS OF COMPETENCE-MODULAR TECHNOLOGY OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENS FUTURE RESERVE OFFICERS OF ROAD FORCES


Cite item

Full Text

Abstract

The results of scientific experimental research to identify the efficiency of competence-modular technology of aggregate military and professional military competences among students of the technical high-school military department - future reserve officers of road forces, are presented in this article. Both the developed benchmarks and indexes of the military and professional military competences formation at reserve officers and its components: the cognitive, the operational and the working are researched. The procedure of ascertaining and forming experiments to identify professional competence formation level at students, future reserve officers is described.

Full Text

В условиях, когда потребность Вооруженных сил РФ в высококвалифицирован-ных военных специалистах, обладающих сформированными профессиональными компетенциями, возрастает, первостепенной задачей военных кафедр гражданских вузов становится подготовка военных профессионалов, способных действовать в условиях быстро меняющейся обстановки и умеющих принимать самостоятельно имманентные решения. Для этого в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню сформированности профессиональных компетенций Федеральными госу-дарственными образовательными стандартами высшего профессионального образо-вания поколения 3+ и заказчиком на подготовку офицеров запаса по соответствую-щей военно-учетной специальности - Министерством обороны Российской Федера-ции, необходимо использовать для их подготовки инновационные педагогические технологии. В ранее опубликованных нами научных работах, посвященных проблеме ис-пользования компетентностно-модульной технологии обучения студентов военных кафедр для повышения качества подготовки офицеров запаса для ча-стей/подразделений по ремонту автомобильной техники [1, 2, 3, 4], было определено прежде всего ее место в обобщенной структуре педагогической системы. Показана ее роль в преодолении разрыва между знаниями студента и его готовностью приме-нять их на практике в выбранной сфере деятельности, а также значение во взаимоот-ношениях субъектов образовательного процесса, базирующихся на компетентност-ном подходе, основой которого является модульная технология, в которой модуль выступает как средство формирования компетенций. Это позволило спроектировать и применить на практике научно обоснованную форму реализации педагогической действительности. Разработанная информационно-дидактическая база общевоенной и военно-профессиональной подготовки студентов, обучающихся на военной кафед-ре технического вуза по военно-учетной специальности № 261400 «Применение подразделений, частей и соединений ремонта автомобильной техники», явилась ис-ходным и определяющим фактором, оказывающим важное влияние на результат их обучения - уровень сформированности общевоенных (ОВПК) и военно-профессиональных (ВПК) компетенций офицера запаса для частей/подразделений по ремонту автомобильной техники. В ходе внедрения в учебный процесс подготовки офицеров запаса на военной кафедре ФГБОУ ВПО СамГТУ компетентностно-модульной технологии обучения студентов нами было проведено экспериментальное исследование эффективности ее применения, которое состояло из трех этапов: - первый этап (теоретико-поисковый, 2009-2010 гг.) - изучение и анализ фило-софской, психологической, педагогической и военной литературы по проблеме ис-следования; формулирование проблемы, цели и задачи исследования, рабочей гипо-тезы, объекта и предмета изыскания; - второй этап (экспериментально-аналитический, 2010-20014 гг.) - разработка, теоретическое обоснование и апробирование компетентностно-модульной техноло-гии подготовки офицеров запаса для частей/подразделений по ремонту автомобиль-ной техники на военной кафедре ФГБОУ ВПО «Самарский государственный техни-ческий университет», проведение констатирующего и формирующего эксперимента; - третий этап (оценочно-обобщающий, 2014-2015 гг.) - анализ, систематизация и обобщение полученных результатов исследования. Разрабатывая критерии, показатели и диагностический инструментарий оценки уровня ОВПК и ВПК у студентов военной кафедры, мы учитывали особенности их подготовки. Это прежде всего неопределенность времени их призыва на военную службу, что обуславливает разработку и применение в образовательном процессе военной кафедры высшего учебного заведения объективных процедур оценки уров-ня сформированности у студентов профессиональных компетенций. Учитывая то, что во время обучения у студентов военной кафедры измерить уровень сформиро-ванности совокупности ОВПК и ВПК невозможно, поскольку это можно сделать, когда офицер запаса, предназначенный для частей/подразделений по ремонту авто-мобильной техники, будет призван на военную службу, мы произвели декомпози-цию каждой компетенции на три составляющих компонента: - когнитивный; - операциональный; - деятельностный. Для оценки уровня (степени) сформированности каждого компонента компе-тенции были разработаны критерии и показатели (уровни) сформированности ком-понентов компетенции, а также специализированные пакеты контрольных тестов. Степень сформированности компонентов общевоенной и военно-профессиональной компетенций оценивалась по 100-балльной шкале. При этом показатели уровней сформированности каждой компоненты компетенции были разделены на три уровня: - базовый (пороговый) (55-74 балла); - повышенный (75-84 балла); - высокий (85-100 баллов). Из полученного массива экспериментальных данных были определены инте-гральные значения компетенции ОВПК и ВПК и уровни сформированности их ком-понентов - когнитивного, операционального и деятельностного, а также выявлено относительное число студентов (в процентах к выборке), у которых эти компоненты сформированы на базовом (пороговом), повышенном и высоком уровнях. Вычисле-ние интегрального значения уровня сформированности профессиональной компе-тенции у студентов - будущих офицеров запаса для частей/подразделений по ремон-ту автомобильной техники производилось по формуле Q = αК + βО + γД, где К, О, Д - достигнутые уровни сформированности когнитивного, операциональ-ного и деятельностного компонентов общевоенной и военно-профессиональной компетенции; α, β, γ - весовые коэффициенты когнитивного, операционального и деятельностного компонентов в интегральном показателе сформированности про-фессиональной компетенции при условии, что (α + β + γ) = 1. В наших исследовани-ях принимались численные значения, равные α = 0,3; β = 0,3; γ = 0,4. В констатирующем эксперименте исследования эффективности использования компетентностно-модульной технологии формирования совокупности профессио-нальных компетенций у студентов - будущих офицеров запаса воинских частей по ремонту автомобильной техники приняли участие студенты первого года обучения на военной кафедре (второй курс университета) в количестве 281 человек (экспери-ментальная группа - 148 человек, контрольная группа - 133 человека). По результа-там его проведения был выявлен исходный, начальный уровень подготовки студен-тов к освоению военной специальности. Анализ результатов констатирующего экс-перимента показал, что на стадии его проведения средний показатель обученности студентов контрольной и экспериментальной групп достаточно высок и практически одинаков, а это - непременное исходное условие получения валидных результатов эксперимента. Полученные результаты сформированности компонентов общевоен-ных профессиональных компетенций представлены в табл. 1. Таблица 1 Результаты тестирования студентов контрольной и экспериментальной групп по уровням сформированности компонентов общевоенных компетенций и интегральных значений этих компетенций на этапе констатирующего эксперимента (% к выборке) Уровень сформированности компонентов Группа Компоненты компетенции Интегральное значение компетенции Q Когнитив-ный Операцио-нальный Деятель-ностный Базовый, пороговый КГ 52 35 28 37 ЭГ 51 36 27 36 Повышенный КГ 30 24 15 22 ЭГ 31 23 14 21 Высокий КГ 17 12 8 12 ЭГ 18 9 7 11 Для лучшей наглядности процентное соотношение численности студентов кон-трольной и экспериментальной групп по сформированности общевоенных компе-тенций по результатам проведения констатирующего эксперимента представлено в виде диаграммы на рис. 1. 18 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Базовый уровень Повышенный уровень Высокий уровень Контрольная группа Экспеременальная группа Рис. 1. Диаграмма распределения результатов тестирования студентов контрольной и экспериментальной групп по уровням сформированности совокупности общевоенных компетенций в ходе констатирующего эксперимента Результаты тестирования по уровням сформированности компонентов компе- тенций и интегральных значений компетенций, представленные в табл. 1 и на рис. 1, примерно одинаковы у студентов контрольной и экспериментальной групп, и отчет- ливо видно, что большинство студентов обладают компетенциями только лишь на пороговом уровне, и именно это актуализирует необходимость использования инно- вационной компетентностно-модульной технологии их обучения. В 2014 г. был проведен формирующий эксперимент по выявлению уровней сфор- мированности совокупности общевоенных и военно-профессиональных компетенций у тех же студентов контрольной и экспериментальной групп. За время, прошедшее с мо- мента проведения констатирующего эксперимента, они изучили все дисциплины обще- военной подготовки и практически полностью закончили изучение дисциплин военно- профессиональной подготовки. При этом студенты контрольной группы обучались с использованием традиционных методов, а со студентами экспериментальной группы занятия проводились с использованием компетентностно-модульной технологии обуче- ния. В результате проведенного формирующего эксперимента были получены данные по сформированности компонентов общевоенных и военно-профессиональных компе- тенций и интегральные значения этих компетенций (табл. 2). По данным этой таблицы на рис. 2 представлена диаграмма интегральных зна- чений уровней сформированности компонентов общевоенных и военно- профессиональных компетенций студентов контрольной и экспериментальной групп по результатам формирующего эксперимента. По численным значениям опытных данных табл. 1 и 2, составленным по результа- там констатирующего и формирующего эксперимента, были построены сопоставитель- ные диаграммы уровней сформированности компонентов совокупности общевоенных и военно-профессиональных компетенций у студентов экспериментальной группы, обу- чающихся по компетентностно-модульной технологии (рис. 3), и студентов контроль- ной группы (рис. 4), обучение которой проходило по традиционным методикам. Контрольная группа Экспериментальная группа 19 Таблица 2 Результаты тестирования студентов контрольной и экспериментальной групп по уровням сформированности компонентов общевоенных и военно-профессиональных компетенций и интегральных значений компетенций на этапе формирующего эксперимента (% к выборке) Уровень сформированности компонентов Группа Компоненты компетенции Интегральное значение компетенции Q Когнитивный Операци- ональный Деятель- ностный Базовый, пороговый КГ 37 40 34 38 ЭГ 5 4 7 12 Повышенный КГ 40 36 31 35 ЭГ 50 51 49 50 Высокий КГ 10 11 6 9 ЭГ 45 45 44 44 Из табл. 1 и 2, а также диаграмм, представленных на рис. 1, 2, 3 и 4, хорошо усматривается следующее: - на этапе формирующего эксперимента число студентов экспериментальной группы, у которых сформированность деятельностного компонента совокупности профессиональных компетенций находится на уровне «Высокий», на 38 % больше, чем число таковых студентов контрольной группы; соответственно, уровень операционального компонента выше на 34 %, когнитивного компонента - на 35 %; - интегральное значение совокупности сформированности профессиональных компетенций на уровне «Высокий» имеют 44 % студентов экспериментальной группы, в то время как у студентов контрольной группы этот показатель составляет 9 %, т. е. в 4,8 раза меньше. 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Базовый (пороговый) уровень Повышенный уровень Высокий уровень Контрольная группа Эксперементальная группа % Рис. 2. Диаграмма распределения студентов контрольной и экспериментальной групп по уровням сформированности компонентов общевоенных и военно-профессиональных компетенций по результатам формирующего эксперимента 0 10 20 30 40 50 60 70 80 2012 2013-2014 Базовый (пороговый) Повышенный Высокий Рис. 3. Диаграмма распределения уровней сформированности компонентов общевоенных и военно-профессиональных компетенций у студентов экспериментальной группы, обучающихся по компетентностно-модульной технологии Таким образом, данные проведенного педагогического эксперимента убедительно подтверждают эффективность разработанной и внедреной в учебный процесс военной кафедры СамГТУ компетентностно-модульной технологии формирования совокупности общевоенных и военно-профессиональных компетенций у студентов - будущих офицеров запаса, предназначенных для частей/подразделений по ремонту автомобильной техники. 0 10 20 30 40 50 60 70 80 2012 2013-2014 Рис. 4. Диаграмма распределения уровней сформированности компонентов общевоенных и военно-профессиональных компетенций у студентов контрольной группы, обучающихся по традиционным методам
×

About the authors

Gennady M. Antonov

Samara State Technical University

Email: antgm@mail.ru

References

  1. Антонов Г.М. Профессиональные компетенции офицеров запаса автомобильных войск: алгоритм обоснования, содержание, структура // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 1(19). - С. 5-10.
  2. Антонов Г.М. Компетентностно-модульная система формирования профессиональных компетенций офицеров запаса автомобильных войск // Вестник Самарского государ-ственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 2(20). - С. 10-15.
  3. Антонов Г.М. Исследование эффективности системы компетентностной профессио-нальной подготовки офицеров запаса автомобильных войск // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - № 2 (20). Т. 15. - С. 110-115.
  4. Антонов Г.М. Формирование общекультурных компетенций у студентов - будущих офи-церов запаса автомобильных войск // Вестник Самарского государственного технического университета. - Самара, 2013. - № 2(20). - С. 10-15.
  5. Антонов Г.М. Методика обоснования профессиональных компетенций студентов - бу-дущих офицеров запаса автомобильных войск // Современные проблемы подготовки специалистов на основе компетентностного подхода: Мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. Димитровградский инженерно-технологический институт, филиал НИЯУ МИФИ. - Димитровград, 2013. - С. 12-18.
  6. Антонов Г.М., Михелькевич В.Н. Информационно-дидактическая база формирования у студента технического университета профессиональных компетенций офицера запаса // Информационные технологии в социальной сфере: Междунар. заочн. науч.-практ. конф. Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. - Самара, 2013. - С. 13-18.
  7. Антонов Г.М. Эффективность использования компетентностно-модульной технологии в подготовке офицеров запаса // Самарский научный вестник Поволжской государствен-ной социально-гуманитарной академии. - Самара, 2014. - № 2(20). - С. 10-15.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Antonov G.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies