Том 11, № 3 (2014)
- Год: 2014
- Статей: 30
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/issue/view/3059
Статьи
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ХОЛИСТИЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация
Определяется актуальность системы мультикультурного образования, рассматриваются механизмы ее совершенствования на основе использования дидактико-методического, информационно-технологического, научно-производственного и социально-воспитательного потенциала холистичной информационно-образовательной среды.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):6-12



ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Аннотация
Рассматривается развитие компонентов педагогической функции для повышения качества педагогического труда. Разработана диагностика уровня развития педагогической функции: дана характеристика дифференциального показателя, который показывает ее сформированность по целям, и интегрального, совокупность элементов которого составляет ожидаемый уровень развития педагогической функции. Проверка сформированности различных компонентов педагогической функции осуществлялась в соответствии с разработанной нами функционально-личностной технологией. Уровень развития всех блоков педагогической функции отслеживался с помощью математического аппарата. В эксперименте участвовало 1312 человек. Для данной выборки определялись основные характеристики: оценка математического ожидания или среднее значение сформированности, а также среднеквадратичное отклонение и дисперсия. Средние выборочные хорошо отражают всю генеральную совокупность и дают возможность сравнить среднее для начального и конечного значений уровней сформированности компонентов педагогической функции по критерию Стьюдента, а для всей выборки - по нормальному закону и функции Лапласа.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):13-18



ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация
Рассмотрен опыт проектирования и реализации компетентной технологии подготовки специалистов таможенного дела. Представлена совокупность профессиональных информационно-аналитических и научно-исследовательских компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников вуза. Приведена авторская модель системы формирования готовности студентов - будущих специалистов таможенного дела к профессиональной информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности. Рассмотрено содержание каждого из звеньев этой системы. Приведены ряды апробаций системы в учебном процессе подготовки специалистов на кафедре УСАТ СамГТУ.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):19-24



ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ ДЛЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА В НОВОРОССИЙСКОМ КРАЕ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА
Аннотация
Перечислены военно-морские учебные заведения, которые функционировали в Новороссийском крае конца XVIII - начала XX века и имели целью подготовку командных кадров для Черноморского военно-морского флота Российской империи, представлена общая характеристика их деятельности. Приведены исторические предпосылки возникновения, реорганизации и ликвидации описываемых учебных заведений. В работе указаны сроки обучения в учебно-воспитательных учреждениях по подготовке офицерского состава, перечислены предметы учебной программы, описан контингент поступающих на учебу и перспективы дальнейшей службы воспитанников. Даны имена некоторых наиболее выдающихся выпускников, а в отдельных случаях - имена представителей профессорско-преподавательского состава военно-морских учебных заведений. Рассмотрены способы проведения практических занятий и учебных плаваний, их место в учебном процессе. Все вышеперечисленные данные представлены на основе ретроспективного анализа статей и монографий по заданной теме, оригинальной документации XVIII, XIX вв., которая включает в себя указы, положения, уставы, распоряжения, циркуляры, отчеты управляющих Черноморских рот, ведомости успеваемости, «Общий морской список». Приняв во внимание протяженность рассматриваемого периода (конец XVIII - начало XX вв.), автор проследил трансформацию принципов военно-морского образования Российской империи на примере учебных заведений морского профиля Новороссийского края. Выявлена тенденция к сокращению сроков подготовки командного состава для военно-морского флота, усилению роли учебных походов, практических занятий и предметов специализации за счет сокращения объемов общеобразовательного цикла обучения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):25-32



ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ ДИСПЕТЧЕРСКОГО АППАРАТА И ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД
Аннотация
Анализируются методологические подходы к обоснованию профессионально важных качеств специалистов и разработке различного рода моделей специалиста, предназначенных для наглядного и адекватного представления его будущей профессиональной деятельности. Конкретизируются профессиографические особенности инженерно-технической деятельности на предприятиях железнодорожного транспорта в аспекте психофизической надежности специалистов. Приводятся результаты срезового эксперимента, направленного на выявление исходного уровня сформированности качеств внимания (концентрации, объема, переключения внимания), показателей, характеризующих психологическую устойчивость, и сохранение данных характеристик в условиях сбивающих факторов и физического утомления.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):32-38



ИНТЕГРАЦИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛЕТНОГО И ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация
Рассматриваются вопросы необходимости межвузовской, производственной междисциплинарной интеграции в деятельности вузов, которая решает проблемы деятельности вузов и повышения качества подготовки специалистов. В качестве примера приводится опыт интеграции СфСамГТУ и Губернского колледжа (многоуровневая система подготовки технических кадров), СамГТУ и СВВАУЛ (ВУНЦ ВВС) (высококвалифицированные преподавательские кадры и дидактическое обеспечение учебного процесса), СамГТУ и Тяжмаш (система заказа предприятия по подготовке специалистов и их трудоустройству), СВВАУЛ и СГАУ (подготовка высококвалифицированных преподавательских кадров). Показано взаимодействие кафедры «Аэродинамика и динамика полета» СВВАУЛ с Казанским авиационным университетом и ВВИА (подготовка кандидатов технических наук, постоянный обмен научной информацией и новыми пособиями). Приводятся результаты взаимодействия кафедры «Аэродинамика и динамика полета» СВВАУЛ (ВУНЦ ВВС) с летными частями и ЦСК ВВС г. Самары, что обеспечило реанимацию вертолетного спорта и позволило подготовить в вузе мастеров вертолетного спорта, мастера спорта международного класса, обеспечить стажировку и выполнение полетов преподавательского состава в частях, создало возможность взаимного дидактического обеспечения. На примере кафедры «Аэродинамика и динамика полета» показана взаимосвязь дисциплин общеинженерного и профессионального блоков, определяющая формирование качества знаний и подготовки летных кадров в современных условиях. На основе результатов научных работ и проведенного анализа делаются выводы о целесообразности использования потенциала межвузовских, производственных и междисциплинарных связей для обеспечения аттестационных показателей деятельности вуза, позволяющих достичь нового качества подготовки специалистов в образовательном процессе, об эффективности интеграции вуза и производства.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):39-45



ПРОГРАММА HOT POTATOES КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ
Аннотация
Рассматривается применение информационно-коммуникационных технологий в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности. Для более углубленного изучения экологических аспектов, связанных с органической химией, предлагается использовать программу Hot Potatoes, которая легка в обращении и позволяет вовлекать учеников в изучение экологических вопросов химии на различных этапах. Показано, что при работе с программой Hot Potatoes учащиеся экспериментального класса имеют средний балл более высокий, чем ученики контрольного класса, т. е. работа с программой Hot Potatoes повышает интерес и качество знаний учащихся по предмету.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):45-48



ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ
Аннотация
Представлена совокупность общих компетенций студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования. Обоснована необходимость организации педагогического процесса, ориентированного на формирование общих профессиональных компетенций у обучающихся. Сформулировано собственное определение компетенции, выделены некоторые из общих компетенций, формируемые в результате освоения дисциплин по направлению «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» ФГОС СПО 3-го поколения. Разработаны критерии и диагностический инструментарий, позволяющие контролировать процесс формирования у студентов общих компетенций. Представлены результаты исследования по уровню сформированности понимания социальной значимости своей будущей профессии, проявлению устойчивого интереса к ней у студентов-экологов. Предложен учебно-методический курс «Основы экологии и природопользования», направленный на формирование общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях СПО. Рассматриваются итоги педагогического эксперимента по определению эффективности разработанной технологии формирования общих компетенций у студентов-экологов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):49-57



ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация
Рассматривается современное состояние системы отечественного образования. Проанализированы основные понятия области изучения психологической безопасности образовательной среды, предложенные исследователями данного феномена. Подчеркивается важность роли образовательной среды в развитии обучающегося.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):57-62



ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА НА БАЗЕ ПЕРЕВОДЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СГЭУ
Аннотация
Представлена апробированная система подготовки студента экономическоговуза по направлению «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» посредством реализации трех основных модулей: лингвистического, коммуникативного и профессионального. В рамках реализуемой лингво-профессиональной подготовки будущего экономиста-переводчика формулируются цели: коммуникативная, профессиональная, развивающая, социокультурная. Исходя из сроков обучения на переводческом отделении СГЭУ приводится анализ речевых упражнений, актуальный для данного направления, по четырем основным видам речевой деятельности с возможным спектром наиболее характерных ошибок на разных этапах обучения. Акцент делается на формировании и дальнейшем развитии навыков устной речи будущих экономистов на продвинутом уровне, что требует особых условий проведения занятий, приближенных к естественным условиям делового общения. В соответствии с программой переводческого отделения обучение реализуется на материале аутентичных УМК, где преобладает тематический принцип построения учебного процесса, который разбивает учебный словарь на тематически нейтральный и тематически отобранный (GeneralEnglish/ BusinessEnglish). Эффективность предлагаемой лингво-профессиональной подготовки студентов переводческого отделения СГЭУ подтверждена достоверностью результатов эксперимента и положительной динамикой уровня сформированности перцептивных, прогностических, аналитических, информационных и коммуникативных умений будущих экономистов-переводчиков. Специфика работы по подготовке переводчика в сфере профессиональной коммуникации требует, чтобы больше внимания уделялось автоматизации умений и навыков устной и письменной речи, тренировке практического владения основными функциональными стилями, где первостепенными по важности их использования формами работы являются беседы, дискуссии, написание сочинений и рефератов, т.е. речь студента должна перерасти из репродуктивной в продуктивную. Особое место занимает работа по развитию у студентов профессиональных навыков деловой коммуникации.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):62-70



ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ОТДЕЛЕНИИ
Аннотация
Раскрывается суть здоровьесберегающей компетенции студентов Самарского государственного экономического университета, рассматриваемой авторами как профессиональное качество личности. Выявлены основные противоречия между существующей практикой подготовки и недостаточной разработанностью педагогических средств формирования здорового образа жизни студентов. Даны рекомендации для преодоления данных противоречий. Раскрыты задачи формирования когнитивного компонента здоровьесберегающей компетентности студентов в области физической культуры и спорта. В процессе преобразующе-формирующего эксперимента по данной теме была разработана система формирования когнитивного компонента здоровьесберегающей компетенции. Были выделены три модуля преобразующе-формирующего этапа эксперимента: когнитивный, здоровьеформирующий и деятельный. По итогом эксперимента были сделаны выводы и даны практические рекомендации для улучшения показателей психофизического состояния занимающихся и повышения здоровьеформирующего уровня каждого студента.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):70-79



СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КУЛЬТУРНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
Проблемы взаимодействия культуры и природы традиционно являются ключевой темой историко-культурологических исследований. Масштабы и формы этого взаимодействия менялись как в пространстве, так и во времени, определяя и корректируя механизмы культурного иммунитета каждого конкретного социума. В статье обосновывается полифункциональное воздействие естественной среды на развитие культуры и рассматривается система обратной связи между ними. Показывается, что культура выступает средством самоорганизации социума, поддержания его жизнеспособности и адаптивности. Культура трактуется как упорядоченная, вещественно-разумная модель сущностной характеристики человека, которую следует рассматривать как целенаправленную селективную деятельность по опредмечиванию природы в конструировании регулятивно-ценностной среды человеческого бытия. Автор выявляет формы социально-экологического взаимодействия в культурно-историческом процессе. Культура создает среду социального выживания, в которой способности и физическая энергия человека находят свое логико-предметное отражение в материальных и духовных атрибутах жизнедеятельности людей. Доказывается, что каждый исторический этап в развитии цивилизации создает свою «культурную среду выживания» в соответствии с технологическими возможностями социума. Предлагаемые в статье модели могут быть использованы в преподавании курса по экологической антропологии в тематическом разделе генезиса и взаимодействия культуры и природы.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):80-86



МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Актуальность темы обусловлена введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования, для реализации которого педагогам необходимо овладеть современными педагогическими технологиями, обеспечивающими повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса. Вследствие этого формированию технологической составляющей профессиональной деятельности педагогов необходимо уделять особое внимание при организации процесса профессионального обучения. В соответствии с концепцией компетентностного подхода технологическая составляющая может рассматриваться как технологическая компетентность. Автором представляется структура технологической компетентности педагогов дошкольного образования, включающая в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты. Приводятся критерии и показатели данного вида компетентности в соответствии с уровнями сформированности. Излагается содержание методики изучения сформированности компонентов технологической компетентности педагогов. Освещаются результаты констатирующего и контрольного экспериментов, наглядно иллюстрирующие динамику процесса формирования компонентов технологической компетентности педагогов. Раскрывается специфика реализации программы обучения педагогов дошкольного образования посредством технологии модульного обучения, содержание которой представлено в рамках образовательного модуля как целостной образовательной единицы, включающей несколько взаимосвязанных информационных блоков. Автор рассматривает каждый из информационных блоков и освещает направленность содержащейся в блоке информации на актуализацию мотивационной, знаньевой и практической сферы профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования. Особое внимание уделяется использованию методов и форм организации процесса обучения педагогов, отмечается их эффективность на разных этапах обучения. Экспериментально доказывается, что итогом реализации методики формирования технологической компетентности педагогов является овладение педагогами технологическими знаниями и умениями в области современных образовательных технологий, актуализация стремления к саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональной педагогической деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):86-93



К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования эстетической культуры студентов. Она расширяет научные представления о содержательных и процессуальных аспектах педагогической деятельности, направленной на гармоничное развитие личности. Целью данной работы является выявление средств формирования эстетической культуры студентов естественнонаучных специальностей. Выводы, сделанные в работе, дают основания полагать, что на занятиях по английскому языку в вузе может быть сформирована основа, позволяющая педагогам выбрать наиболее эффективные пути участия в процессе формирования эстетической культуры личности студента.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):93-98



КРИТЕРИИ ОТБОРА ТЕКСТОВ В КУРСЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ВПО
Аннотация
Освещается вопрос перехода на двухступенчатую систему высшего образования в Российской Федерации, состоящую из бакалавриата и магистратуры. Отмечается тот факт, что вопрос о содержании обучения иностранному языку в магистратуре находится лишь на этапе его становления. Подчеркивается необходимость дополнения содержания обучения иностранному языку студентов магистратуры. Перечисляются конечные цели и задачи обучения, с помощью которых становится возможным обозначить основные критерии отбора текстов для развития устной и письменной речи на иностранном языке у студентов магистратуры в неязыковом вузе. В результатеанализа случаев практического применения языка в профессиональных сферах отбираются тексты-образцы, отвечающие ранее перечисленным в статье критериям. Приводится список текстов, необходимых для обучения каждому из видов речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письменная речь). С точки зрения авторов, данные типы текстов максимально отображают содержание языкового образования магистрантов в соответствии с ФГОС третьего поколения. В заключение делается вывод о том, что приведенные профессионально ориентированные тексты-образцы, содержащие необходимую лексическую наполненность для каждой из специальностей, призваны не только развиватьвсе виды речевой деятельности, но и служить опорой для дальнейшего самостоятельного развития уже имеющегося уровня иностранного языка и применения его в реальной коммуникации (как деловой, так и бытовой)студентами и выпускниками магистратуры.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):98-103



КРЕАТИВНЫЙ ПЕРЕВОД НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТЕКСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
Актуализируется необходимость развития у будущих инженеров умений и навыков работы с профессионально ориентированной литературойна иностранном языке, что осуществляется посредством перевода текста. В ходе теоретического анализа и опыта практической деятельности было подтверждено предположение о том, что использование в технических текстах не только терминологической и специальной, но и общеупотребительной лексикипредставляет трудность определения значений слов в тексте оригинала, атакже подбора переводческих соответствий в языке перевода, что позволило сделать акцент на креативном характере переводческой деятельности, которая базируется на процессах понимания и интерпретации изучаемой информации. На этом основании были выделеныследующие критерии оценки креативно выполненного перевода профессионально ориентированного текста: креативное использование лексики, креативное использование экстралингвистических знаний и применение переводческих решений.Показано,что показателями креативного использования лексики выступаюттакиеподобранные для перевода научно-техническоготекста соответствия слов общеупотребительной лексики, которые будут выступать индивидуальными единицами в рассматриваемом контексте.Основная задача при достижении адекватности перевода -произвести различные переводческие трансформации:конкретизацию, генерализацию, модуляцию, предполагающиеучет имплицитных связей между лексическими единицами.Успешное овладение иностранным языком определяется владением экстралингвистической информацией,формирующей опыт овладениястудентами технического вузаэнциклопедическими, контекстными знаниями и актуальными сведениями с последующим применением в переводе. Мотивационным аспектом формирования положительного отношения студентов к переводческой деятельности выступило применение таких гуманитарных технологий, как построение ментальных карт (mind map), cheaterGoogle («Детектор лжи») и flickr-технологии.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):103-109



КОРПОРАТИВНАЯ СРЕДА ВУЗА: К АНАЛИЗУ ПОНЯТИЯ
Аннотация
Корпоративная среда вуза определяет его инновационный потенциал, возможности достижения его основных целей в процессе непрерывного развития. Для формирования корпоративной среды вуза необходимо понимание сущности понятия «корпоративная среда». В данной статье раскрывается понятие «корпоративная среда вуза», исследуются термины «корпорация» и «среда» в различных областях научного знания. Обосновывается отнесение университетов к корпоративным структурам и анализируются методологические подходы к изучению рассматриваемого понятия.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):109-114



РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Аннотация
Анализируется зарубежный и отечественный опыт внедрения новых организационно-экономических механизмов управления учреждениями профессионального образования в рамках государственных партнерств. Рассматриваютсяфакторы, оказывающие влияние в России на развитие государственно-частного партнерства в образовании. Представлены результаты аналитического обзора теории и практики зарубежных вузов и колледжей по совместной подготовке с корпорациями частного бизнеса. Рассмотрены нормативно-правовые аспекты регулирования взаимоотношенийгосударственно-частного партнерства. Показаны различные формы и модели государственно-частного партнерства в подготовке специалистов и эффективность их функционирования. Даны рекомендации по использованию мирового инновационного опыта применительно к российским реалиям, иллюстрированные рядом примеров.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):114-119



ИНТЕНСИВНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
Анализируются потребности потребителей образовательных услуг - общества, работодателей, субъектов профессиональной деятельности - в условиях становления инновационной экономики. Делается вывод о востребованности качественно нового интенсивного эволюционно-деятельностного высшего образования, реализующегопрорывной подход в подготовке высококвалифицированных специалистов, ориентированных на генерацию и внедрение в практику инновационных решений, создающих конкурентное преимущество во всех сферах деятельности. Показано, что приоритетной целью эволюционно-деятельностного высшего образования является интенсификация интеллектуальной деятельности субъекта (студента, специалиста) при решении актуальной профессиональной задачи, обеспечивающая при одних и тех же ресурсах резкое увеличение темпа роста качества и количества интеллектуального продукта за счет генерации ценного знания в нужное время в нужном месте профессионального пространства.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):120-129



ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
Статья посвящена проблемам использования художественных поэтических текстов в процессе обучения иностранному языку. Цель данной работы - проанализировать целесообразность их использования. Тексты рассматриваются как средство формирования коммуникативной компетенции обучаемых.Являясь источником информации, они обеспечивают формирование их страноведческой и культурологической компетенции. Обращение к художественному тексту дает возможность овладеть словом в единстве его номинативной и эстетической функции. Художественные поэтические тексты являются важнейшим средством мотивации обучения, так как поддерживают интерес к изучению иностранного языка. Изучение языка посредством использования песни позволяет намного быстрее распознавать иностранную речь, что является важнейшим этапом в овладении языком. К тому же увеличивается словарный запас без утомительного заучивания, одновременно вырабатывается правильное произношение. Очень важно на начальном этапе изучения иностранного языка научиться слышать и понимать отдельные слова и фразы в целом наборе непонятных звуков. Также важно изначально поставить правильное произношение. Песни на английском языке помогут справиться с этими и другими задачами. Использование песен способствует развитию интереса к изучению английского языка. Песни на уроке английского языка оживляют преподавание, вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико-грамматического материала. Текст песни, создаваясь и функционируя в обществе, может рассматриваться как источник объективной, идейно-художественной, языковой и лингвистической информации. Музыкальные и поэтические выразительные средства обладают конденсацией мысли и образа, повышенной эмоциональностью, ритмической повторяемостью. Ритмическая повторяемость, являясь одним из сильнейших значимых факторов, заставляет человека сконцентрировать внимание и способствует непроизвольному запоминанию материала.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):129-135



СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ
Аннотация
Рассматривается педагогическая технология развития и формирования у студентов технического вуза профессиональных компетенций и личностных профессиональнозначимых качеств на основе системно-деятельностного подхода. Дана авторская трактовка понятий «профессиональная компетенция» и «профессионально значимые качества личности». Представлен перечень профессиональнозначимых качеств личности специалистов информационных технологий. Раскрываются сущность, структура и виды учебной деятельности студентов, критерии и показатели сформированности самоуправляемой самостоятельной учебной деятельности. Обосновываются условия эффективного развития и формирования у студентов профессиональных компетенций и личностных профессиональнозначимых качеств: процесс проектирования и выполнения любого вида учебной деятельности следует рассматривать как целостную дидактическую систему, обеспечивающую достижение интегративной цели, структурные звенья которой имеют свои локальные цели. Предлагаемая авторами технология иллюстрируется примером выполнения студентами лабораторного эксперимента. При этом в системе управления процессом лабораторного эксперимента диверсифицируется технология планирования, технология проведения и технология обработки и оценки результатов эксперимента, в результате реализации которых развиваются и формируются имманентные им компетенции и личностные качества.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):135-145



ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СЕТЕВОМ СООБЩЕСТВЕ
Аннотация
Рассматриваются вопросы организации сетевого взаимодействия между членами образовательного сетевого сообщества. Приводятся характеристики и определение сетевого сообщества. Проанализированы сетевые инструменты, помогающие реализовать взаимодействие членов сетевого сообщества в целях обучения. Рассматриваются типы взаимодействий участников обучения в образовательном сетевом сообществе: обучаемый - содержание, преподаватель - обучаемый, обучаемый - обучаемый, обучаемый - интерфейс. На основе анализа научно-педагогических работ выявлены характерные особенности взаимодействий членов образовательного сетевого сообщества и педагогические аспекты, необходимые для эффективного сетевого взаимодействия.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):145-151



КОНСОЛИДИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТЬЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСПИРАНТОВ
Аннотация
В качестве гипотезы предполагается, что источником порядка при генерации новых знаний является не только естественная эволюция инфосреды, но и самоорганизующая роль пространства представления среды, на фоне которой действует механизм отбора. Это обеспечит органическое взаимодействие между отбором и самоорганизацией, основанное на координированном поведении системы и субъекта. В статье представлена концепция и анализ условий дляконсолидированного управления продуктивностью интеллектуальной деятельности аспиранта, обеспечивающего развитие способности самостоятельной генерации нового знания в процессе исследования и оценки решения актуальной профессиональной задачи.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):151-163



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
Рассматривается феномен интеграции, которая позволяет видеть мир целостно, нерасчлененно, как противоположность дифференциации науки, заключающейся в расчленении, разделении научного знания на все более специализированное, углубленное. Подчеркивается роль и значение процессов интеграции в процессе образования, состоящих в возможности преобразования имеющихся элементов в новые, что позволяет более эффективно формировать профессиональную компетентность личности. В историческом аспекте рассматриваются взгляды Я.А. Коменского, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, К.Д. Ушинского, которые заложили идею межпредметных связей как предтечу интегративного подхода в обучении; описывается опыт реализации межпредметной интеграции в школьном обучении в России начала XX века. Анализируя взгляды ученых на соотношение понятий «межпредметные связи» и «интеграция», авторы статьи определяют интеграцию как высший уровень реализации межпредметных связей, вскрывают отличие межпредметной интеграции от внутрипредметной, описывают основные требования к реализации интегративного подхода и его структуру, состоящую из содержательного, организационно-деятельностного и методического компонентов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):164-169



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
Рассматривается необходимость повышения эффективности обучения, продиктованная требованиями современного общества. Подчеркивается культурная и экономическая потребность в быстром и эффективном овладении иноязычным общением. Прослеживаетсяцелесообразность использования интенсивных методов, позволяющих объединить учебную ситуацию с реальной коммуникацией. Особое внимание автор уделяет при этомвысокой мотивации учащихся. Обосновывается идея о том, что акцент следует делать на непроизвольном запоминании, которому способствует использование выразительных средств, а также атмосфера эмоционального подъема на занятиях. Целью статьи является решение проблемы поиска методов и средств интенсификации процесса обучения. Одним из способов решения данной проблемы автор видит использование современных аудиовизуальных средств. Опираясь наанализ взглядов исследователей на проблему интенсификации процесса обучения, автор подчеркивает, что усвоение учебного материала зависит и от индивидуальных особенностей обучаемых (тип памяти, темперамент, уровень интеллекта и культуры, жизненного опыта). В связи с этим автор предлагает использовать разные методы и приемы работы с аудиовизуальными средствами в соответствии с разными типами памяти и мышления. В качестве исследовательской задачи автором предпринята попытка оценить используемые методы и приемы работы с аудиовизуальными средствами. На основании исследования эффективности использования аудиовизуальных средств с привлечением диагностики ведущей репрезентативной системы автор приходит к выводу, что эффективно внедрение тех аудиовизуальных средств, которые сочетают в себе разные виды памяти (аудитивную и визуальную; аудитивную, визуальную и моторную). Проблема рационального использования аутентичных видеоматериалов представлена в разработке программы использования аутентичных видеоматериалов на уроках немецкого языка.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):170-174



ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация
Приведены сведения о формировании профессиональноважных физических, сенсомоторных и личностных качеству студентов транспортного вуза в процессе физического воспитания. Теоретически обоснована и раскрыта структура личности и ее профессионально важные качества, формируемые у студентов в процессе обучения в вузе и обеспечивающие успешную адаптацию к профессии и эффективность труда в дальнейшей профессиональной деятельности. Описаны различия в требованиях к уровню проявления профессиональноважных качеств личности в разных специальностях, а также критерии их анализа и оценки у будущих специалистов транспортной сферы.Представлен авторский подход к организации педагогического контроля на занятиях физической культурой в Самарском государственном университете путей сообщения и модель комплекса контрольных испытаний, тестов и психодиагностических методов, которые позволяют осуществлять изучение, оценку и анализ показателей профессионально важных физических, сенсомоторных и личностных качеств ишироко применяются в практике профессионально-прикладной физической подготовки.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):174-181



ВИДЕОФИЛЬМ КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ НЕФТЕТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Аннотация
Рассматривается актуальная проблема современной педагогики и методики преподавания иностранного языка. Обосновывается воспитательный потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык» и раскрывается сущность экологического воспитания в процессе изучения данной дисциплины. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшегопрофессионального образования, современный специалист должен способствовать полезному использованию природных ресурсов и энергии, понимать многообразие социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры, средств и способов культурной коммуникации, владеть одним из иностранных языков на уровне, достаточном для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления контактов.. Основной целью исследования является разработка концепции формирования экологической культуры в рамках преподаваниядисциплины «Иностранный язык» для студентов нефтетехнологического факультета на материале видеофильма. Достижение этой цели позволит решить ряд важнейших педагогических задач. Теоретические выводы публикации подтверждены практическими примерами. В работе определен комплекс педагогических условий экологического воспитания в процессе обучения иностранному языку. Важную роль здесь играетдидактическое использование аутентичных художественных фильмов. Очевидна необходимость разработки учебных пособий с опорой на их вокабуляр ибогатый лингвокультурологический материал.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):182-191



УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙСРЕДЫ ВУЗА
Аннотация
Повышение требований к качеству подготовки студентов в вузе вызывает необходимость создания профессионально-ориентированной образовательной среды. Образовательную среду можно характеризовать как сложное системное многоуровневое образование. В данной работе уточняется суть понятия «образовательная среда». Современные подходы к повышению эффективности образовательной среды должны бытьориентированы на качественные аспекты. В статье показана возможность использования пентады качества для проектирования образовательной среды вуза.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):192-197



ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА
Аннотация
Рассматриваются особенности реализации практико-ориентированного подхода в процессе обучения курсантов ведомственного вуза - Самарского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний России. Анализируя сложившееся в российском фундаментальном образовании традиционное построение образовательного процесса на основе «знаниевой парадигмы», автор выделяет ряд подходов в современной высшей школе, разработчики которых стоят на позиции внедрения практико-ориентированногообразования. На примере реализации практико-ориентированного подхода в образовательном процессе СЮИ ФСИН России показываются возможности построения оптимальной модели взаимодействия теоретического обучения и профессиональной практики при подготовке специалистов для уголовно-исполнительной системы. Особое внимание в публикации уделяется проблеме поэтапного формирования у курсантов профессионально значимых компетенций.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):198-206



ВИДЕОФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ ТРУДНОСТЕЙ И ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Аннотация
Рассматривается проблема использования аутентичных видеофильмов на занятиях по английскому языку студентов неязыковых вузов. Согласно содержанию образовательного стандарта в области иностранного языка, коммуникативная компетенция включает следующие компоненты: грамматическую (формальную, лингвистическую) компетенцию, которая подразумевает знания в области грамматики и лексики, умение построения осмысленного высказывания; социолингвистическую компетенцию, т. е. способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации; дискурсивную компетенцию или речевую - способность построения связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи, умение выбирать лексические единицы в зависимости от типа высказывания; социокультурную - знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета, умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры.Основной целью исследования является разработка концепции формирования социокультурной компетенции в рамках преподавания дисциплины «Иностранный язык» для студентов нефтетехнологических специальностей на материале видеофильма. Достижение этой цели позволит также решить ряд важнейших педагогических задач. Теоретические выводы публикации подтверждены практическими примерами. Следует подчеркнуть важность и необходимость создания подобных работ, так как наряду с многообразием учебных видеоматериалов наблюдается явный дефицит учебно-методических разработок именно к художественным видеофильмам. Очевидным достоинством последних является сила впечатления и эмоционального воздействия на студентов, и основное внимание должно быть направлено на формирование личностного отношения к увиденному.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(3):206-213


