МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность темы обусловлена введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования, для реализации которого педагогам необходимо овладеть современными педагогическими технологиями, обеспечивающими повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса. Вследствие этого формированию технологической составляющей профессиональной деятельности педагогов необходимо уделять особое внимание при организации процесса профессионального обучения. В соответствии с концепцией компетентностного подхода технологическая составляющая может рассматриваться как технологическая компетентность. Автором представляется структура технологической компетентности педагогов дошкольного образования, включающая в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты. Приводятся критерии и показатели данного вида компетентности в соответствии с уровнями сформированности. Излагается содержание методики изучения сформированности компонентов технологической компетентности педагогов. Освещаются результаты констатирующего и контрольного экспериментов, наглядно иллюстрирующие динамику процесса формирования компонентов технологической компетентности педагогов. Раскрывается специфика реализации программы обучения педагогов дошкольного образования посредством технологии модульного обучения, содержание которой представлено в рамках образовательного модуля как целостной образовательной единицы, включающей несколько взаимосвязанных информационных блоков. Автор рассматривает каждый из информационных блоков и освещает направленность содержащейся в блоке информации на актуализацию мотивационной, знаньевой и практической сферы профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования. Особое внимание уделяется использованию методов и форм организации процесса обучения педагогов, отмечается их эффективность на разных этапах обучения. Экспериментально доказывается, что итогом реализации методики формирования технологической компетентности педагогов является овладение педагогами технологическими знаниями и умениями в области современных образовательных технологий, актуализация стремления к саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональной педагогической деятельности.

Об авторах

Наталья Юрьевна Каракозова

Тольяттинский государственный университет

Email: karakozova1226@rambler.ru
соискатель кафедры педагогики и методики преподавания 445667, г. Тольятти, Самарская область, ул. Белорусская, 14

Список литературы

  1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Принят 17.10.2013. - № 1155. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. Принят 18.10.2013. - № 544н. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556
  3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
  4. Манько Н.Н. Технологическая компетентность педагога // Школьные технологии. - 2002. - № 5. - С. 34-41.
  5. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
  6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 200 с.
  7. Никифорова Е.И. Формирование технологической компетентности учителя в системе повышения квалификации: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.И. Никифорова. - Чита, 2007. - 242 с.
  8. Санников Д.В. Развитие конструкторско­технологической компетентности будущих учителей технологии средствами проектного обучения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Д.В. Санников. - Йошкар-Ола, 2006. - 231 с.
  9. Смятских А.Л., Туркина Т.Ж. Развитие профессиональной компетентности педагога. - М., 2000. - 186 с.
  10. Пикатова Н.Б. Становление технологической компетентности студентов педагогического колледжа: Автореф. … дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.Б. Пикатова. - Челябинск, 2012. - 23 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Каракозова Н.Ю., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.