Том 11, № 1 (2014)
- Год: 2014
- Статей: 30
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/issue/view/3057
Статьи
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Аннотация
Представлен анализ принципов интерактивных форм обучения, умений преподавателя, их практической реализации при подготовке специалистов автомобильного транспорта. Определены общекультурные и профессиональные компетенции, являющиеся условием успешной реализации интерактивных форм обучения. Установлены группы дисциплин профессионального цикла для направления 190600, в рамках которых оказывается эффективным применение интерактивных форм обучения. Проанализированы принципы интерактивных форм обучения. Рассмотрен опыт разработки интерактивных лекций.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):6-10



ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ХОЛИСТИЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ)
Аннотация
Раскрываются понятия интернет-зависимости обучающихся, холистичной информационно-образовательной среды (ХИОС) и ее дидактического потенциала. Рассматривается современное состояние проблемы аддиктивного поведения и интернет-зависимости обучающихся. Определяются дидактические возможности ХИОС в профилактике аддиктивного поведения и интернет-зависимости обучающихся.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):11-23



ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА АВТОМОБИЛЬНЫХ ВОЙСК
Аннотация
Представлена совокупность общекультурных компетенций офицеров запаса автомобильных войск. Рассматривается компетентностная модель системы формирования общекультурных компетенций.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):23-29



СТЕРЕОТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация
Рассматриваются основные вопросы, связанные с проблемами межкультурной коммуникации, влияние стереотипов на межнациональные контакты и результаты эксперимента, показывающего зависимость стереотипов от изменяющихся реалий.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):30-36



ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
Проблема формирования метакогнитивных стратегий студентов рассматривается на основе анализа научной литературы и личного опыта организации процесса изучения иностранного языка. Учебная деятельность направлена на саморазвитие студента и на обучение умению учиться. Особую роль в этой связи играют метакогнитивные стратегии обучения. В статье описаны методы и предложены задания, направленные на формирование метакогнитивных стратегий студентов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):36-43



ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ НЕКОТОРЫХ ФОРМ
Аннотация
Исследуются вопросы правового воспитания, которое имеет важное общегосударственное значение, являясь основой формирования правового государства и гражданского общества. Автор рассматривает основные подходы к трактовке правового воспитания, формулирует его дефиницию. Существенной представляется автору проблема определения форм, средств, способов и методов правового воспитания. Определяя основные подходы к данной проблеме, автор останавливается на анализе некоторых форм правового воспитания.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):44-51






РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация
Проектирование содержания образовательного процесса с использованием автоматизированной информационной системы представляет собой пошаговую разработку модульных компетентностно-ориентированных образовательных программ, адекватных запросам рынка труда региона и страны и соответствующих требованиям новых образовательных стандартов. Результатом работы в компьютерной программе является образовательная программа и комплект документов, необходимых для администрирования процесса внедрения и реализации этой образовательной программы.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):59-64



ДЕВИАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭТНИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ
Аннотация
Описано девиантное поведение людей в условиях этнической депривации в соответствии с их типом социально-психологической адаптации. Рассмотрена причинно-следственная связь адаптационных тенденций. Приведены данные наблюдений и анализ результатов исследования.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):65-72



ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ
Аннотация
Представлен комплекс педагогических условий эффективного формирования проектных умений студентов. Системный и деятельностный подходы послужили методологическим основанием для выявления закономерностей организации проектной деятельности
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):73-77



ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация
Рассматривается необходимость фундаментализации математического образования при реализации государственных стандартов по математике на уровне бакалавриата как важнейшая составляющая профессиональной подготовки бакалавра техники и технологии.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):78-83



РАЗРАБОТКА ОЦЕНОЧНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Аннотация
Представлена точка зрения по созданию оценочного инструментария для двухуровневой системы обучения (бакалавр и магистр). Приводится характеристика современных средств выявления подготовленности студента к выполнению профессиональной деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):84-89



КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: ТЕОРИЯ В КОНТЕКСТЕ ОПЫТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Аннотация
Представлен алгоритм разработки критериально-ориентированных тестов учебных достижений, предназначенных для индивидуализации обучения иностранному языку в непрофильном вузе, описывается область использования этих тестов в процессе обучения для корректирующей и оптимизирующей индивидуализации.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):89-95



ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ОСНОВА ДОСТИЖЕНИЯ ВОСТРЕБОВАННОГО ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКОЙ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация
Обосновывается необходимость и раскрываются возможности принципиально нового подхода к фундаментализации профессионального образования, базирующегося на методологии интеллектуально-информационной поддержки профессиональной деятельности. Предлагаемый подход обеспечивает консолидацию сильных сторон прикладного и академического бакалавриата, что в конечном итоге позволяет удовлетворить потребность предприятий и организаций в специалистах, отвечающих запросам интенсивно развивающейся экономики. Показано, что в условиях инновационного развития экономики приоритетом фундаментализации профессионального образования является формирование целостного метазнания профессиональной деятельности, являющегося «генетической» основой, генерации актуальных частных, практико-ориентируемых знаний, реализуемых в реальной практической деятельности и обеспечивающих саморазвитие субъекта соразмерно меняющимся личностным и общественным потребностям.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):96-103



ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К СОЗДАНИЮ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Аннотация
Представлена дидактическая система формирования готовности к созданию объектов интеллектуальной собственности у студентов технических вузов. Рассматриваются информационно-дидактическая база и педагогическая технология формирования готовности студентов к созданию объектов интеллектуальной собственности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):104-112



СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
Рассматривается проблема формирования профессиональных качеств будущих менеджеров государственного и муниципального управления средствами внеучебной деятельности. Анализируются профессиональные качества будущих менеджеров государственного и муниципального управления с учетом специфики и особенности их профессиональной деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):113-118



ПРЕОДОЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ СРЕДСТВАМИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Аннотация
Проанализирована проблема возникновения коммуникативных барьеров в процессе обучения. Смоделирована целостная система коммуникативных барьеров. Выдвинута и экспериментально подтверждена гипотеза о возможности использования визуализации учебного материала в качестве средства преодоления барьеров. На основании экспериментальных данных установлено, что использование средств визуализации увеличивает степень усвоения информации при наличии барьеров на 30-40 %.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):119-125



ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ
Аннотация
Представлены интерактивные методы обучения студентов по направлению 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Рассмотрены технологии проведения лекций в форме диалога, презентации и лекций с запланированными ошибками; использование на практических занятиях групповых дискуссий, «мозгового штурма» и кейс-метода. На лабораторных работах студенты привлекаются к объяснению, работают в малых группах, моделируют конкретные ситуации. Рассмотренные формы интерактивных методов повышают активность студентов и их мотивацию к обучению.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):126-132



ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПАР «ШЕФ - ПОДШЕФНЫЙ» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация
Эффективной формой реализации компетентностной парадигмы обучения в вузе является так называемая «матричная структура образовательного процесса», при которой каждый студент входит не только в свою учебную группу, но и в небольшой разновозрастный исследовательский микроколлектив. Направляет работу такого коллектива преподаватель, возглавляет студент-выпускник, а каждого члена коллектива курирует его коллега - «шеф», который на один курс старше. В статье предлагается методика оценки предполагаемой эффективности взаимодействия пары «шеф - подшефный» на основе учета ряда психологических и иных характеристик ее участников.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):132-142



МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОНТАЖНОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНТАЖНОГО МЫШЛЕНИЯ РЕЖИССЕРА-ПОСТАНОВЩИКА» У РЕЖИССЕРОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ
Аннотация
Рассматриваются особенности методики обучения режиссеров театрализованных представлений и праздников; представлена методика обучения режиссеров театрализованных представлений и праздников по дисциплине «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика», которая реализуется при подготовке режиссеров театрализованных представлений и праздников и направлена на формирование монтажного мышления; приведен пример организации семинарского занятия по теме «Монтаж как творческий метод работы над сценарием театрализованного действа», которое позволяет осуществлять формирование монтажного мышления.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):142-149



ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК В МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация
Предпринята попытка определения степени важности мотивационного компонента личности студентов вуза, их социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере в процессе подготовки специалиста-профессионала. Предлагается интегральный подход к рассмотрению сущности и структуры мотивации и мотива. Рассмотрены способы классификации мотивов, предложенные различными исследователями данной проблемы. Представлено исследование, целью которого является анализ особенностей социально-психологических установок личности студентов на различных этапах процесса обучения в вузе. Дано описание проведенного исследования с постановкой цели, задачами, результатами.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):150-156



ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗМЕРИМОСТИ ЗНАНИЙ И СФОРМИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ
Аннотация
Рассматривается проблема измеримости знаний и сформированности компетенций в профессиональном образовании при изучении дисциплины «История». Предложены тесты, представляющие собой взаимосвязанную последовательность элементов матрицы, которая определяется не только алгоритмом и логикой решения учебных заданий, но и зависимостью получения правильного ответа от верного выполнения предыдущего. Показано, что в современном образовании существенную роль будет играть персонифицированное обучение, опирающееся на дискретизацию и измеримость содержания учебного процесса.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):156-162



АКТИВИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
Аннотация
Предлагаются пути активизации исследовательской деятельности студентов при изучении математики. Автор определяет формирование исследовательских умений студентов как одну из основных задач подготовки современного специалиста. Обосновано содержание понятия «исследовательские умения студента». Описаны критерии и диагностический инструментарий оценки уровней сформированности исследовательских умений при изучении математики.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):163-170



СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация
Представлена разработанная автором система формирования готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения. Определена совокупность профессиональных дисциплин с использованием активных методов и форм обучения, имитирующих ситуации погружения в профессиональную специфику и стимулирующих к поиску нестандартных решений, а также способствующих росту показателей компонентов структуры готовности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):171-177



АУТЕНТИЧНЫЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО»
Аннотация
Рассматривается проблема выбора и использования аутентичных видеофильмов на занятиях по английскому языку студентов неязыковых вузов. Авторами подчеркивается необходимость интегрированного подхода к преподаванию иностранного языка для специальных целей и разрабатывается концепция создания учебного пособия по дисциплине «Иностранный язык» для студентов нефтетехнологических специальностей на материале видеофильма, использование которого позволяет решить ряд важных педагогических задач. Публикация затрагивает теоретический и прикладной аспекты.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):178-186



ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА С ПОМОЩЬЮ ВЕКТОРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Аннотация
Понятие «образовательная среда» является важной характеристикой образовательного процесса. Представлена диагностика образовательной среды вуза с помощью метода векторного моделирования. Выявляются педагогические условия, позволяющие стимулировать образовательную активность студентов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):186-192



КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЯЗЫКОВОЙ ТЕСТ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Аннотация
Рассматриваются критериально-ориентированные тесты учебных достижений и их роль в объективной оценке знаний студентов при обучении иностранному языку. Анализируются типичные ошибки, часто допускаемые при разработке тестов данного типа.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):192-197



ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Рассматривается структура интегрированного учебного курса «Основы управления производственными системами», позволяющего формировать готовность менеджера производственной сферы к профессиональной деятельности. Структура готовности включает три компонента: технологический, субъектный и рефлексивный. Курс состоит из трех разделов. Каждый раздел направлен на формирование своего компонента готовности. Представлены результаты апробации данного курса в процессе подготовки менеджеров производственной сферы, которые подтвердили эффективность интегрированного курса.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):197-203






КОНСТРУИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО КУРСА ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
Аннотация
Рассматриваются различные аспекты проблемы отбора содержания обучения. Приве-дены примеры использования существующих широких возможностей для использования учебного материала предметов экономического цикла на занятиях по математическому анализу.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;11(1):211-221


