Том 9, № 2 (2012)
- Год: 2012
- Статей: 37
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/issue/view/3053
Статьи
ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА И АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Рассматриваются результаты исследований учебного процесса по одному из его показателей. Исследования проведены на основе экспериментальных данных, предварительно полученных методом тестирования. Установлены корреляционные связи между оценкой гуманитарной направленности и академической успеваемостью студентов всей выборки в целом и отдельных характерных групп.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):5-9



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация
Рассматривается необходимость формирования базовых компетенций, входящих в состав компетентности специалиста, применительно к специалисту технического профиля.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):10-18



ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
Обоснована необходимость креативного мышления у специалистов в области машиностроения и возможность его формирования в процессе курсового проектирования у студентов соответствующих специальностей.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):18-23



ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИАГНОСТИКИ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация
Предложены математические инструменты для оценки эффективности диагностики и системы управления качеством образования в вузе с использованием современных технологий. При этом сама система менеджмента качества рассмотрена в контексте информационно-коммуникативного пространства вуза.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):24-31



РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
Рассматриваются вопросы, связанные с внедрением рейтинговой системы оценки обучения. Показано, что данная педагогическая технология, занимая важное место в управлении процессом обучения, объединяет в себе организацию и контроль обучения, способствуя повышению качества усвоения материала.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):32-38



АНАЛИЗ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ
Аннотация
Рассматриваются вопросы, связанные с проведением входного тестирования у студентов-первокурсников, анализом и интерпретацией его результатов с целью выявления уровня подготовленности студентов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):38-41



ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ЛЕТНЫХ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ
Аннотация
Обосновывается необходимость и специфика воспитания военнослужащих и проведения воспитательной работы в летном ввузе, рассматриваются субъекты и объекты, технологии, методы, средства, приемы воспитательного сопровождения профессиональной подготовки летных кадров, элементы воспитательной работы кафедры.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):41-47



ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ЛЕТНЫХ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ
Аннотация
Обосновывается целесообразность дидактического обеспечения деятельности летного вуза, раскрываются виды, содержание, структура, комплекс средств дидактического обеспечения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):48-53



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К САМООБУЧЕНИЮ
Аннотация
Представлена система активизации самостоятельности учащихся в образовательном процессе с учетом специфических закономерностей личностно ориентированного образования. Освещается опыт эффективного включения учащихся в исследовательскую деятельность и основные аспекты педагогической поддержки, которые приводят учащихся к самообучению.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):53-58



СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ
Аннотация
Рассматривается специфика деловой коммуникации менеджеров, которая раскрывает роль стратегического поведения в деловом общении. Представлена проблема организационных коммуникаций через анализ способов воздействия сотрудников друг на друга. Стратегическая коммуникация показана как особый вид коммуникативного поведения, позволяющий достигать целей коммуникации наиболее эффективным способом.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):58-64



СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКСПЕРТИЗЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Рассматриваются современные подходы к экспертизе качества высшего профессионального образования. Выделяются основные подходы к экспертизе качества, применение которых в комплексе дает возможность современным вузам обеспечить качество высшего профессионального образования.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):64-72



СОКРАЩЕННЫЕ ФОРМЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация
Анализируются сокращенные формы речевого общения, а именно монорематические высказывания, как одно из средств осуществления межкультурной коммуникации. В данном типе высказываний проявляются все характерные для полноструктурных реплик диалога особенности как в структурно-семантическом, так и в психологическом смысле. Проведенный кросс-культурный психолингвистический эксперимент показал, что использование монорем как реактивных сокращенных реплик в ходе диалога определяется уровнем языковой и национальной культуры, а также личностными характеристиками говорящих.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):72-76



ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУР И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ДИСКУРСЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА
Аннотация
Современный мир находится в состоянии турбулентности и перехода. В основе глобальных потрясений лежит кризис идентичности. Трансформация структур межкультурных отношений расшатывает мировой порядок и создает конфликтогенные области социальной напряженности. Мир культуры разбалансирован и остро нуждается в структурных преобразованиях, причем структурные трансформации должны охватывать весь спектр отношений между культурами. В контексте глобализации подлежат структурной оптимизации отношения между современными культурами, между современностью и архаикой, между гуманитарными и естественными науками, между традициями и инновациями, между наукой и искусством и т. п. Настоящая статья раскрывает эти и другие вопросы в дискурсе гуманистического рационализма.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):77-83



ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация
Рассматривается современное состояние научных исследований в области возникновения, становления и развития понятия образовательного пространства в различных его научных аспектах. Кроме того, затрагивается взаимосвязь понятий образовательного пространства и информационно-образовательной среды в контексте информатизации системы образования.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):83-90



РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИ-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
Аннотация
Рассматривается профессиографически-компетентностный подход к формированию необходимых военному летчику компетенций и профессионально важных качеств. Предлагаются формы и методы их формирования в учебном процессе.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):91-97



ГЛОБАЛИЗМ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В СВЕТЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО МИРОВИДЕНИЯ
Аннотация
To phrase questions about the meaning of life means to rush into irrational being for the answer. Questions and answers devise this or that structure of consciousness. At present, when the world is dominated by money and profit, there is an invisible struggle for the souls of people - what will worry them more than anything else in the world, what questions they will ask. Synergetics tells everybody, who is responsible for the upbringing of the younger generation: our future depends on our aspirations, because the selected target defines the way to achieve it and the latter develops our consciousness
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):97-104



ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРТА-БУХГАЛТЕРА НА ОСНОВЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОШИБОК ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация
Экспертная ошибка - результат добросовестного заблуждения эксперта в процессе проведения им исследования, которое не влечет за собой уголовной или административной ответственности, в отличие от дачи заведомо ложного заключения. Негативные последствия ошибок такого рода, однако, также выражаются в признании заключения эксперта-бухгалтера недопустимым доказательством. То есть выявление и предотвращение экспертных ошибок является одной из главных задач контроля качества экспертного исследования. Механизм совершения самых распространенных экспертных ошибок, а также методы их предотвращения изложены в данной статье
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):104-108



ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Аннотация
Представлено исследование личностных свойств преподавателей школ различных специальностей, оказывающих влияние на их профессиональную эффективность в работе; дан анализ этих свойств у эффективных и неэффективных преподавателей. Найдены статистически достоверные различия показателей свойств личности учителей разных специальностей. Установлены корреляционные взаимосвязи факторов личности с показателями эффективности деятельности. Сделаны выводы по полученному научному материалу
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):108-112



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Приводятся результаты исследования по определению психологических факторов учебной успешности студентов. Рассматриваются особенности профессиональной направленности у студентов инженерно-педагогической специальности, мотивы их учебной деятельности, влияние психологических процессов на успешность обучения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):113-117



ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Рассмотрено понятие профессиональной компетентности. Проведен анализ результативности учебно-исследовательской деятельности бакалавров. Определены цели и задачи обучения студентов написанию реферата. Представлены содержание и структура авторских листов обратной связи, используемых при написании рефератов по дисциплинам «Русский язык» и «Русский язык и культура речи».
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):118-125



МЕТОДОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
В статье раскрывается методология принципиально новой, эволюционно-деятельностной профессиональной подготовки, обеспечивающей саморазвитие специалиста в процессе профессиональной деятельности за счёт способности генерировать ценное знание.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):126-137



АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ
Аннотация
Статья посвящена проблемам использования художественных и аутентичных текстов в процессе обучения иностранному языку. Тексты рассматриваются как средство формирования коммуникативной компетенции обучаемых в их профессиональной сфере.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):138-147



О НЕКОТОРЫХ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ РАЗНООБРАЗИЯ И ИДЕНТИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация
Основная миссия всякого гуманитарного знания направлена на то, чтобы человек понял себя. Но что значит понять себя? Прежде всего необходимо приблизиться к человеку через осмысление его связей с миром других людей/культур и человечества в целом. Гуманизм предполагает принятие другого, а это возможно через диалого-сопоставление и расширение коммуникативного пространства межкультурного общения. При этом важно помнить, что, вступая в диалог с другими индивидуумами, человек, прежде всего, лучше осознаёт самого себя и, таким образом, более предрасположен к раскрытию своих антрополого-гуманистических качеств и социальных императивов своей эпохи.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):148-153



МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Аннотация
В статье рассматривается методика формирования у студентов технических вузов психолого-педагогической компетентности в процессе обучения дисциплине «Психология и педагогика». Представлена совокупность профессиональных психолого-педагогических компетенций специалистов технического профиля и модульная структура учебной дисциплины.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):153-160



ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с планированием, организацией и методикой отслеживания результатов самостоятельной работы студентов при использовании такой формы ее организации, как компьютерная презентация.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):161-165



СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ИЗ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Аннотация
Данная работа посвящена осмыслению и установлению закономерностей, присущих динамическим изменениям личности в процессе меняющихся жизненных отношений с обществом и окружающими людьми, механизмов интеграции личности с городскими и сельскими территориальными общностями. Изучается влияние на становление и развитие личности воздействия социальных связей и отношений, которые в совокупности определяют духовный мир человека, его ценности и установки. Рассматриваются поселение как система условий самореализации личности, культурная среда, предоставляющая свободу выбора деятельности, предел самореализации личности (поселение как одна из границ личности), система «интерпретированного мира», т.е. определённый тип сознания и идеологии.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):166-170



МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗОВ
Аннотация
В статье представлены методологические подходы к проектированию системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов: проводятся оптимизация модели воспитания и анализ возможностей личностного и интегративного подходов при проектировании системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов сельского хозяйства.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):171-179



ОСОБЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
В статье обосновывается необходимость формирования готовности к профессиональному самоопределению у студентов технического вуза на этапе профессионального обучения через воспитательный компонент вузовской подготовки. Основой готовности к профессиональному самоопределению у студентов является сформированная профессиональная идентичность.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):180-188



КОМПЕТЕНТНОСТНО-МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВУЗА
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос о помощи студентам заочной формы обучения в усвоении дисциплины «Высшая математика» с использованием образовательных модулей, которые дают возможность посредством пошагового изучения осваивать материал в большом объёме и в сжатые сроки.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):188-194



ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье показано применение модульно-рейтинговой системы компетентностного обучения при преподавании курса «Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехно-логиях» для студентов IV курса теплоэнергетического факультета.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):194-202



СОЦИАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ФИЛОСОФСКОЙ ДИДАКТИКИ
Аннотация
В статье с философских и эстетических позиций исследуется дидактическая проблема социально-технического бытия. Рассматривается дидактическое и эстетическое предназначение социальной философии. Представлены методологическая, аксиолого-дидактическая и эстетическая функции философии и социальной философии.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):202-207



МОТИВАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
Эффективность процесса обучения во многом зависит от степени мотивации его участников. В качестве одного из факторов мотивации рассматривается корпоративное обучение.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):208-212



ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Аннотация
Статья посвящена проблеме потенциальной профессиональной мобильности студентов-психологов. В качестве одного из условий развития готовности к профессиональной мобильности рассматривается проектная деятельность. В статье приводятся результаты исследования готовности к профессиональной мобильности. Раскрывается специфика проектной деятельности. Освещается опыт ее включения в процесс профессиональной подготовки психологов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):212-219



ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация
В статье представлена концепция проектирования учебного процесса на основе ком-петентностного подхода, реализованного в Федеральном государственном образовательном стандарте 3-го поколения, который предполагает постоянную трансформацию видов деятельности, мотивируя студентов к междисциплинарному интегрированию: це-леполаганию, выявлению проблемы, планированию, организации работы по теме, коррекции деятельности, конструированию знаний в новых условиях.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):220-226



ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В КУРСЕ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАКЕТОВ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация
Статье рассматривается использование задач профессиональной направленности при подготовке студентов вузов и применение прикладных математических пакетов как средства повышения эффективности образовательного процесса для решения задач данного типа при изучении курса высшей математики.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):227-233



ГЕНЕЗИС ИСТОРИЧЕСКИХ ИДЕЙ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИИ МЕНЕДЖЕРА
Аннотация
В статье рассматриваются исторические предпосылки становления профессии менеджера. Приводится сравнительная характеристика понятий «менеджмент» и «управление».
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):234-237



КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В ВУЗЕ
Аннотация
В статье рассматривается проблема определения набора профессиональных компетенций, которые необходимы современному специалисту экономического профиля для эффективной работы.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(2):237-242


