Том 9, № 1 (2012)
- Год: 2012
- Статей: 37
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/issue/view/3052
Статьи
Формирование профессионально-экологической компетентностистудентов - будущих специалистовв области трубопроводного транспорта
Аннотация
В статье рассматривается актуальность формирования профессионально-экологической
компетентности специалистов в области трубопроводного транспорта нефти и газа. Предложен
перечень базовых профессионально-экологических компетенций, определены их содержание и
компонентный состав. Приведена теоретическая модель формирования профессионально-
экологических компетенций. Определено содержание информационно-дидактической базы
профессионально-экологической подготовки будущих специалистов в сфере трубопроводного
транспорта. Представлена педагогическая технология формирования профессионально-экологических
компетенций и результаты ее апробации в учебном процессе.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):4-14



Компетентностный подход к управлению самостоятельной работой студентов заочной и дистанционной форм обучения
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы использования компетентностного подхода в управлении
самостоятельной работой студентов заочной и дистанционной форм обучения по курсу
«Теоретические основы электротехники», основанной на применении модульных технологий.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):15-19



Формирование заочного педагогического образования и еговлияние на подготовку кадров
Аннотация
Показано становление заочного педагогического образования, его место в системе высшего
образования, дан анализ особенностей и роли заочной подготовки специалистов в послевоенный
период.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):20-24



Компьютерная составляющая подготовки специалистовавтомобильного профиля
Аннотация
В статье рассматривается компьютерная составляющая подготовки студентов - будущих
специалистов автомобильного профиля. С целью повышения эффективности подготовки студентов
рассмотрена возможность совершенствования содержания лабораторных работ, проводимых по
компьютерным дисциплинам.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):25-30



Структура параметра сложности тестовой физической задачи вмодели Раша
Аннотация
В современной теории тестирования IRT ответ на тестовое задание рассматривается как
вероятностное событие, зависящее от уровня подготовленности студента и уровня сложности
задания. Отмечено, что в научной литературе нет единого подхода к определению факторов,
влияющих на сложность задачи. Сделано предположение, что трудность задачи возрастает с
увеличением количества ключевых элементов, под которыми понимают элементы информации,
используемые в решении задачи. На основе статистического анализа результатов решения специально
разработанных тестовых заданий сделан вывод о линейной зависимости параметра сложности
задачи в модели Раша от количества ключевых элементов решения. Полученный результат позволяет
на стадии разработки тестовых задач реально оценивать их сложность и прогнозировать итоги
тестирования.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):30-36



Особенности подготовки специалистов инженерного профиля
Аннотация
В работе предлагается модель подготовки специалистов в техническом вузе на базе
компетентностного подхода. Модель учитывает специфику инженерной деятельности и включает в
себя три компоненты: фундаментальную, техническую и гуманитарную.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):37-41



Качество и востребованность образовательных услугв обеспечении прохождения государственной аттестации иаккредитации вуза
Аннотация
Только имея в распоряжении знания о состоянии, качестве и востребованности образовательных услуг
высшего профессионального образования, предоставляемых образовательным учреждением, можно
исследовать возможности, потенциал и запросы вуза, а также обеспечить успешное прохождение
государственной аттестации и аккредитации.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):42-47



Языковая личность как объект изучения психолингвистики
Аннотация
Изучение языковой личности и, в частности, ее речевого поведения на иностранном языке с использованием
комплекса методов различных наук является актуальной задачей современного научного познания.
Исследование способности к изучению иностранных языков проводится с использованием методов
психолингвистики на основе сокращенных форм общения, с учетом личностных особенностей общающихся,
а также языковой культуры, семантики и элементов речи говорящих. Проведенное исследование позволило
утверждать, что существует зависимость между личностными характеристиками, коммуникативными
способностями участников диалога, мотивацией общения и появлением в структуре диалога на
иностранном языке различных типов сокращенных высказываний.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):48-54



Целевая интенсивная подготовка специалистовкак система образования в историческом контексте
Аннотация
Рассматриваются проблемы подготовки с помощью инновационных технологий обучения
высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для промышленных предприятий региона в
историческом контексте. Изложена концепция создания, совершенствования и дальнейшего развития
целевой интегрированной подготовки специалистов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):54-66



Сущностный анализ проектной деятельности
Аннотация
В статье автор проводит сущностный анализ проектной деятельности учащихся на основе
фундаментальных категорий учения о деятельности. Сформулировано определение понятия
«проектная деятельность учащихся».
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):66-71



Теория использования методологического принципасоответствия при изучении некоторых физических законов
Аннотация
В статье показано, как производится последовательное уточнение некоторых физических законов
непосредственно на занятиях в процессе изучения ряда тем по физике. Данное уточнение является
примером своеобразного применения методологического принципа соответствия.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):71-75



Педагогические тесты как инструмент измерения оценки знанийстудентов и качества обучения
Аннотация
Рассмотрены вопросы практического применения централизованных измерительных педагогических
тестов для контроля остаточных знаний студентов. Дан анализ причин, снижающих достоверность
и надёжность результатов тестирования. Названы факторы, учёт которых необходим при
разработке и проведении тестирования в ходе процедуры аккредитации вуза.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):76-80



Проблемы использования экономических и правовых знаний вподготовке экспертов-экономистов
Аннотация
Судебно-экономическая экспертиза - специфическая форма экспертных исследований, поскольку в
процессе её проведения используются специальные знания, основывающиеся как на «экономических»,
так и на «правовых» науках. Проблемы подготовки экспертов-экономистов в сложившихся условиях
рассматриваются в данной статье.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):80-87



Интернет-зависимость как один из показателей нарушениямежличностных отношений
Аннотация
В статье представлен теоретический анализ понятия «интернет-зависимость». Под интернет-
зависимостью понимается компульсивное желание войти в Интернет, находясь в off-line, и
невозможность выйти из Интернета, находясь в on-line.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):87-92



Модель формирования креативного мышления студентов вуза наоснове системы познавательных задач
Аннотация
Статья посвящена созданию модели по формированию креативного мышления студентов
технического вуза на основе системы познавательных задач в процессе изучения иностранного языка.
Целью представленной модели является увеличение эффективности формирования креативного
мышления студентов. Основным способом достижения поставленной цели является система
познавательных задач.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):92-96






К вопросу о значимости интернет-общенияв юношеском возрасте
Аннотация
В статье приведены результаты исследования психологических особенностей общения в интернет-
среде. Представлены эмпирические данные, полученные при изучении структуры, целей, мотивов и
типов проявления межличностных отношений в общении в интернет-среде.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):103-108



Психологические аспекты учебной деятельности студентов
Аннотация
В статье рассмотрены индивидуальные психологические особенности студентов, влияющие на
эффективность учебной деятельности. Определены структурные компоненты, связанные с
успешностью обучения.
Представлены выводы и практические рекомендации по формированию качеств личности студента,
способствующих эффективной учебной деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):109-113



Динамика уровня стрессоустойчивостиу студентов СамГТУ
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования по определению уровня стрессоустойчивости
студентов СамГТУ, его динамики, выявлению стрессовых факторов и общих приемов борьбы со
стрессом.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):114-121



Эволюционно-деятельностная технология познанияпрофессиональной среды - основа надёжной деятельностиспециалиста
Аннотация
Статья посвящена изучению влияния технологий познания профессиональной среды - простой,
креативной, полной, эволюционно-деятельностной - на надёжность профессиональной деятельности
специалиста в условиях быстро меняющейся профессиональной среды.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):121-131



Компетентностный подход в образовании:проблемы определения
Аннотация
В статье анализируется проблема внедрения компетентностного подхода в систему образования,
актуализируется необходимость изменения содержания педагогической деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):132-139



обучение специалистов-машиностроителей применениюнаукоемких компьютерных технологийв учебных центрах при СамГТУ
Аннотация
Обсуждаются проблемы подготовки кадров для машиностроения с использованием наукоемких
компьютерных технологий. Предлагаются и описываются методы и средства комплексной подготовки
специалистов на базе авторизованных компьютерных учебно-научных и учебно-производственных
центров при техническом вузе.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):139-144



Повышение качества обучения путем совершенствованиясамостоятельной работы студентов
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с планированием, организацией и методикой
отслеживания результатов самостоятельной работы студентов. Выделяются условия, необходимые
для успешной организации самостоятельной работы студентов, с учетом выполнения требований
образовательного стандарта.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):145-150



Психологические факторы процесса адаптации студентов изсельской местности к условиям вуза
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные для педагогики и психологии образования вопросы
формирования творческой, профессионально и социально ответственной личности, готовой к
постановке и решению разнообразных общественных и профессиональных задач.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):151-155



Компетентностная инженерно-графическая подготовкастудентов для деятельности в среде виртуальных производств
Аннотация
Рассматриваются вопросы непрерывного образования в области автоматизированного
машиностроения. Представлены структурные компоненты технологии формирования
профессиональных инженерно-графических компетенций, актуальных для обучения студентов в
виртуальной информационно-образовательной среде.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):155-161






Инновационная модель подготовки бакалавровпо машиностроительному направлению
Аннотация
В статье приведено сравнение учебных планов подготовки бакалавров по направлению и специалистов.
Показаны эффективность реформ высшего профессионального образования, пути достижения
качества подготовки специалистов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):167-172



Социальная философия: дидактические и эстетические аспекты
Аннотация
В статье с эстетических позиций исследуется дидактическая проблема постижения студентами
технического вуза социально-философских знаний. Рассматривается дидактическое и эстетическое
предназначение социальной философии. Анализируются методологическая, аксиолого-дидактическая и
эстетическая функция социальной философии.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):172-179



Электронное учебное пособие как средство обученияв условиях развития высокотехнологичной образовательнойсреды
Аннотация
Представлены содержание и структура авторских электронных учебных пособий по дисциплинам
«Русский язык и культура речи» и «Синтаксис словосочетания, простого и осложненного простого
предложения». Показаны условия их использования в высокотехнологичной образовательной среде.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):180-186



К вопросу о формировании межкультурной компетенциистудентов неязыковых вузов
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме формирования межкультурной компетенции студентов
неязыковых вузов. Особую роль в этой связи играет дидактическое использование аутентичных
художественных и мультипликационных фильмов. Очевидна необходимость разработки учебных
пособий с опорой на их богатый лингвокультурологический материал. Публикация затрагивает
практический аспект.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):186-192



Экспериментальная проверка эффективности применениякомплекса компьютерных лабораторных работ
Аннотация
В статье рассматриваются способы проверки эффективности применения комплекса компьютерных
моделирующих лабораторных работ. Изложены теоретические основы педагогического эксперимента
по обоснованию и апробированию активных методов обучения в процессе профессиональной
подготовки на лабораторных занятиях по дисциплине «Гидравлика» с использованием компьютерных
лабораторных работ.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):192-198



Моделирование психологической службы в вузе
Аннотация
В статье рассмотрены аспекты моделирования психологической службы вуза. Выделены цели, задачи
и направления деятельности. Представлены результаты анкетирования кураторов и план работы
службы.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):198-202



Формирование готовности экономистов-менеджеровк профессиональной деятельности
Аннотация
В статье рассматриваются особенности подготовки экономистов-менеджеров в условиях
дистанционного обучения. Определены основные методологические подходы для построения модели
формирования готовности будущих экономистов-менеджеров к профессиональной деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):202-207



Модель технического специалиста, обладающего социально-экологической компетентностью
Аннотация
В статье рассматривается социально-экологическая подготовка студентов - будущих инженеров.
Представлены обобщенная модель технического специалиста, обладающего социально-экологической
компетентностью, и результаты ее апробации в процессе обучения студентов младших курсов
экологизированным дисциплинам.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):207-211



Использование метода кейс-стади в формировании иноязычныхкоммуникативных умений студентовпри обучении английскому языку
Аннотация
В статье рассматривается проблема использования метода кейс-стади в формировании иноязычных
коммуникативных умений студентов при обучении английскому языку. Профессиональное знание и
уверенность в способности положительно решить проблему (case), стоящую перед командой,
являются стимулом для овладения коммуникативными умениями на английском языке.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):212-215



Компетентностная модель специалиста
Аннотация
В статье представлен анализ компетентностной модели специалиста, спроектированной
на основе профессиографического подхода к описанию специальностей.
Актуальность работы заключается в построении структурной модели выпускника с
позиции профессиограммы. В соответствии с профессиограммой преподаватель может
определить те компетенции, которые могут быть сформированы в образовательном
процессе, задать показатели качества и цели изучения дисциплины, а также ожидаемые
результаты, которые оцениваются на завершающем этапе изучения.
В работе рассматривается соотношение технических, экономических и управленческих
знаний в зависимости от позиции, занимаемой человеком в производственной иерархии.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):215-220



Особенности информационного обеспечениядля эффективного управления вузом
Аннотация
Управление информационным процессом позволяет создать эффективную систему управления вузом и
обеспечить принятие целесообразных управленческих решений. Если информационный процесс
неуправляем и система формируется неосознанно, то она ориентирована только на нужды
настоящего времени, не обеспечивает дальнейшее развитие вуза. В таком случае руководство имеет
отдельные, не связанные информационные участки данных с большими пустыми массивами между
ними, в результате чего использование фрагментарной неполноценной информации приводит к подмене
принятия целесообразных решений на интуитивные.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012;9(1):221-227


