Том 14, № 3 (2017)

Статьи

Методологические ориентиры подготовки к инновационной инженерной деятельности автотранспортного профиля

Букалова Г.В.

Аннотация

Реализация стратегий инновационного развития - необходимое условие эффективного функционирования предприятий современного автотранспортного комплекса. Инженерно-технический персонал, способный воспринимать, создавать и использовать технико-технологические и организационные нововведения, становится ключевой корпоративной ценностью автотранспортного предприятия, развивающегося по инновационному типу. Выпускники вуза, прошедшие подготовку на бакалавриате автотранспортной направленности, пополняют инженерно-технический корпус автосервисных предприятий. Потребность в осуществлении инновационной деятельности, сформированная в сфере профильного производства, актуализирует ориентацию образовательного процесса вуза на формирование готовности выпускников к активному участию в производственной инновационной деятельности.Законодательное введение государственных компетентностно-ориентированных образовательных стандартов высшего образования свидетельствует о формировании в российской инженерной школе новой культуры - культуры стандартизации результата профессионального образования. Структурной составляющей стандартизации в области образования выступает внутривузовское образовательное нормирование. Законодательно вузу предоставляется возможность нормотворчества - проектирования образовательных целей, отражающих региональные социально-экономические особенности субъектов Российской Федерации.Инновационная деятельность в сфере автотранспортного производства многоаспектна. Это обуславливает многоаспектность образовательных целей, отражающих готовность выпускников вуза к профильной инновационной деятельности. Ввиду этого целесообразно применение междисциплинарного и компетентностного подхода в качестве совокупной методологической основы проектирования образовательных целей. Проектируемые образовательные цели представляют компетенции выпускника вуза и его личностные качества как готовность к участию в управленческой, производственной, маркетинговой инновационной деятельности.Сформированное студентом понимание собственной профессиональной идентичности является условием достижения эффективного результата подготовки к профильной производственной инновационной деятельности.Традиционная для российской инженерной школы информационно-накопительная модель образовательного процесса теряет свою актуальность в условиях ориентации на подготовку к инновационной деятельности. Педагогический потенциал проективного и проблемного обучения, технологии контекстного обучения в наибольшей степени соответствуют продуктивной реализации инновационно-ориентированного образовательного процесса.Обобщенный структурный состав инновационного процесса служит информационной основой для определения структурного состава совокупности проектируемых образовательных целей (компетенций выпускника вуза), обеспечивающих ориентацию образовательного процесса на подготовку обучающихся к профильной производственной инновационной деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(3):6-24
pages 6-24 views

Роль эстетического воспитания во всестороннем развитии дошкольников

Бутина Е.В.

Аннотация

Анализируются проблемы современного подхода к развитию эмоциональной сферы дошкольников. На фоне быстрого роста новых технологий, использования во всех сферах жизни интернета, различных гаджетов и компьютера ослабевает потребность к эстетике. В этой связи невозможно становление цельной, гармонически развитой личности, воспитания эстетически грамотных людей, с детских лет уважающих духовные ценности, умеющих понимать и ценить искусство. С прогрессирующим снижением духовного общения между людьми становится особенно важным уделить внимание развитию речи дошкольников и, как следствие, всех остальных творческих способностей: голоса, пластики, жестов, интересов, мышления, воображения, вкусов, что формирует основы их культуры и в целом способствует общему интеллектуальному и психологическому развитию.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(3):25-34
pages 25-34 views

Формы обучения сотрудников ОВД по дисциплине «физическая подготовка»

Козицын А.Л.

Аннотация

Сегодняшнее общество активно движется к информационной эпохе, требуя от специалистов все более высокого уровня подготовки. Поэтому перед учебными заведениями стоят определенные задачи, направленные на качественное обучение молодых людей и их профессиональное воспитание. В статье рассматриваются современные тенденции развития образовательного процесса для реализации целей, поставленных перед учебными заведениями. Автор уделяет особое внимание отдельным дисциплинам, для изучения которых необходима не только теоретическая составляющая, но и практическая часть. Описывается необходимость внедрения электронного учебника в учебные заведения системы органов внутренних дел для подготовки курсантов и обучения их навыкам, которые будут необходимы в будущей профессиональной деятельности, что способствует выполнению задач, стоящих перед правоохранительными органами.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(3):35-40
pages 35-40 views

Конкурс переводчиков научно-технической литературы как инструмент формирования переводческой компетенции у студентов электротехнического факультета СамгТУ

Кюрегян А.Л., Рыбальчик О.А.

Аннотация

Распространение научно-технических знаний требует как развития теории переводческого дела, так и совершенствования подготовки профессиональных переводчиков. В данной статье рассматривается конкурс переводчиков научно- технической литературы как инструмент формирования переводческой компетенции у студентов электротехнического факультета Самарского государственного технического университета. Под переводческой компетенцией подразумевается понятие, характеризующее профессиональную способность переводчика осуществлять коммуникативное посредничество в различных сферах деятельности, а именно знания, умения и навыки, направленные на адекватное восприятие, интерпретацию текста и коммуникативный эффект. Также в работе выделяются типичные ошибки, которые делают студенты в ходе выполнения переводов, и приводятся рекомендации, которые помогут в дальнейшем их избежать, поскольку перевод текстов технической направленности представляет собой трудоемкий процесс, в котором должны быть учтены многие параметры и особенности как родного, так и иностранного языка.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(3):41-46
pages 41-46 views

Формирование готовности специалистов технического профиля к профессиональной деятельности

Меркулова Л.П.

Аннотация

Рассматриваются требования к подготовке специалистов технического профиля на современном этапе развития высшей школы. Особое внимание уделяется инновационному подходу к формированию готовности специалистов технического профиля к профессиональной деятельности в условиях конкурентной среды. Определены структура готовности и методология формирования инновационного компонента профессиональной деятельности специалиста, цели гуманитарной и социально-экономической подготовки инженеров с высоким творческим потенциалом.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(3):47-57
pages 47-57 views

Реализация программы «развитие потенциала одаренного подростка в креативном образовании» на базе общеобразовательных организаций города Оренбурга

Михалева Е.С.

Аннотация

В современной системе образования приоритетным направлением становится развитие потенциала одаренных обучающихся, а изучение их проблемных зон и перспектив развития является важнейшей задачей. Появляется необходимость в создании новой образовательной парадигмы в современной системе образования, приоритетом которой является креативное образование, предоставляющее возможность для развития потенциала одаренных подростков, и ориентированность на новые задачи, поиск жизненной перспективы, рождение множества нестандартных идей. Важная роль в развитии потенциала одаренного подростка в креативном образовании отводится педагогу. В статье описываются возможности обеспечения продуктивного развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(3):58-71
pages 58-71 views

Синергетика междисциплинарной интеграции в эколого-географических научных и учебно- методических работах профессора Ильгизара Тимергалиевича Гайсина

Михелькевич В.Н., Чеканушкина Е.Н., Тимощук Н.А.

Аннотация

Рассматривается вклад видного российского ученого в области эколого-географического образования, доктора педагогических наук, профессора Гайсина Ильгизара Тимергалиевича в развитие и становление актуальной научной и педагогической проблемы междисциплинарной интеграции. Анализируются его научные и учебно-методические разработки, в которых изложены фундаментальные и методологические положения по междисциплинарной интеграции научных знаний, по проектированию и реализации интегрированных учебных дисциплин на базе доминирующих курсов географии и экологии, а также междисциплинарных дидактических комплексов, модулей в структурах ведомых учебных дисциплин. Раскрывается механизм междисциплинарной интеграции. Дается на основании цитируемых работ автора характеристика ценностей и достоинств междисциплинарной интеграции как одной из инновационных и высокоинтенсивных педагогических технологий.Статья посвящена 65-летнему юбилею со дня рождения выдающегося ученого- педагога - профессора, почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации И.Т. Гайсина.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(3):72-82
pages 72-82 views

Модели Бирнбаума для оценки качества теста «линейная алгебра, аналитическая геометрия»

Муратова Л.А.

Аннотация

Исследуется качество теста «Линейная алгебра, аналитическая геометрия» с помощью современной теории тестирования, а именно строятся две модели Бирнбаума: двухпараметрическая и трехпараметрическая. Двухпараметрическая модель в отличие от однопараметрической модели Раша содержит параметр, характеризующий дифференцирующую способность задания. В трехпараметрической модели появляется еще и третий параметр, учитывающий угадывание правильного ответа. На этом этапе выполняется анализ полученных по тесту результатов и в соответствии с рекомендациями делается вывод об использовании тех или иных заданий. Далее строятся информационные функции отдельных заданий и всего теста. При этом используется тот факт, что количество информации (полученное с помощью данного задания) об уровне знаний обратно пропорционально стандартной ошибке измерения этого уровня. Результат по информационной функции говорит о качественности тестовых заданий.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(3):83-91
pages 83-91 views

Cпецифика реализации коммуникативных задач в иностранном языке для специальных целей

Федорова Т.А.

Аннотация

Статья рассматривает языковые, методологические характеристики иностранного языка для специальных целей, особенности деятельности участников процесса - преподавателя и обучаемого. Дидактика иностранного языка для специальных целей обеспечивает коммуникативную и профессиональную направленность процесса обучения языкам. Публикация затрагивает практический аспект.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(3):92-99
pages 92-99 views

Определение компонентов процесса вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза

Фильченкова И.Ф.

Аннотация

Рассматривается вопрос моделирования процесса вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена парадигмальными процессами модернизации системы российского высшего образования. Автор определяет вовлечение в инновационную деятельность как многоаспектную, управляемую систему целенаправленных процессов. В статье определены основные процессные компоненты вовлечения в инновационную деятельность - процессы управления инновациями в вузе, управления факторами среды вуза, управления личностно-профессиональными ресурсами, преодоления барьеров инновационной деятельности и психолого-педагогическая поддержка. Подчеркивается роль психолого-педагогической поддержки преодоления инновационных барьеров, систематизирующей внешние процессы вовлечения. Обосновывается вывод о том, что управление процессом вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза обеспечивает проявление инновационной активности преподавателей вуза.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(3):100-109
pages 100-109 views