Формирование готовности специалистов технического профиля к профессиональной деятельности
- Авторы: Меркулова Л.П.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва» (национальный исследовательский университет)
- Выпуск: Том 14, № 3 (2017)
- Страницы: 47-57
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52267
- ID: 52267
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматриваются требования к подготовке специалистов технического профиля на современном этапе развития высшей школы. Особое внимание уделяется инновационному подходу к формированию готовности специалистов технического профиля к профессиональной деятельности в условиях конкурентной среды. Определены структура готовности и методология формирования инновационного компонента профессиональной деятельности специалиста, цели гуманитарной и социально-экономической подготовки инженеров с высоким творческим потенциалом.
Полный текст
Участие в решении современных проблем образования требует от рос- сийской высшей школы адекватного ответа на возникающие вопросы. Боль- шая роль в этом процессе принадлежит постановке инженерного образова- ния, представляющего собой квинтэссенцию научной мысли в различных об- ластях технических знаний. Специалисты, по-разному оценивая состояние нашей экономики, едины в том мнении, что стране необходимы инвестиции, инновации и конкуренто- способные специалисты, так как без капиталовложений, научного прогресса и квалифицированных специалистов быстрый подъем экономики и развитие социальной сферы невозможны. Здесь мы остановимся на той части пробле- мы, которая касается возможностей высшей школы, а именно создании сис- темы подготовки инженеров - специалистов технического профиля. Сделать это можно только при наличии соответствующей образовательной парадиг- мы, эффективной в условиях конкурентной среды [1; 2]. Профессиональный кругозор, уровень экономической культуры и социальной активности специалиста определяют его готовность адаптироваться в профессиональной среде, обеспечивая конкурентоспособность на рынке труда. Д. Белл отмечал, что на постиндустриальном этапе развития общества главным производственным ресурсом становится знание, интеллект. В мире динамично повышается роль знаний как главного двигателя экономического роста. Эксперты Международного банка реконструкции и развития утвер- ждают, что способность общества создавать, отбирать, адаптировать, пре- вращать в источник прибыли и использовать знания имеет решающее значе- ние для устойчивого экономического роста и повышения жизненного уровня населения [3]. Особые требования в инновационной деятельности предъяв- ляются к руководителям различного ранга. Нужны руководители, способные превратить свою организацию в «обучающую организацию» [4; 3], в которой идет непрерывная инновационная подготовка работающих в ней специали- стов. Специалисты технического профиля становятся настолько дефицитны- ми, что России следует задуматься об «импорте» образованных молодых лю- дей или о подготовке своих. Отток специалистов и ученых на Запад уже на- нес России ущерб в сотни миллиардов долларов, ускорил процесс старения научных кадров. В частности, такие трудности испытывает авиационно- космическая промышленность. Правительство России разработало программу модернизации системы образования в рамках единой социально-экономической политики государ- ства, направленную на обеспечение современного качества подготовки спе- циалистов для инновационной деятельности [1]. В соответствии с ней в Са- марском университете создана «Программа повышения конкурентоспособ- ности СГАУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 годы», в рамках которой на кафедре иностранных языков и рус- ского как иностранного Самарского университета под руководством автора проводится научно-исследовательская работа на тему «Формирование про- фессионально мобильных специалистов технического профиля средствами иностранного языка». Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет пер- спективы экономического и духовного развития страны. Однако решение проблемы формирования принципиально новых знаний, их использования в целях текущего управления обществом, а также дальнейшего совер- шенствования невозможно без разработки механизмов формирования инно- вационной политики высшей школы. Недостаточная концептуальная разра- ботанность методологических основ и механизмов формирования инновационной политики и профессиональной подготовки специалистов все больше входит в противоречие с объективной потребностью рынка труда в специа- листах, способных воспринять и осмыслить новые знания, новые виды и формы деятельности, новые приемы организации и управления, развить потребность в постоянном самосовершенствовании и профессиональном росте. Сложившееся положение требует разработки педагогических средств формирования инновационного (творческого) компонента про- фессиональной подготовки специалистов технического профиля, со- ответствия содержания профессиональной подготовки инженера происходя- щим изменениям и новым перспективам экономического и социального раз- вития страны. Учеными и специалистами Самарского университета проведен анализ процесса обеспечения инженерными кадрами наукоемких отраслей (авиа- строение, ракетно-космическая техника, автомобилестроение, приборострое- ние и др.) Поволжского региона [4]. Результаты показывают, что наряду с вы- сокой потребностью в массовом пополнении инженерного корпуса предпри- ятий наиболее остро ощущается спрос на молодых инженеров-лидеров, спо- собных стать руководителями среднего звена и в ближайшие 10-15 лет вы- расти до руководителей производств и предприятий. Ставится вопрос об ор- ганизации в ведущих вузах региона целевой подготовки (в том числе на кон- трактной основе) инженеров с повышенным творческим потенциалом при непосредственном и активном участии предприятий. С целью концептуаль- ной разработки содержания подготовки инженеров с учетом требований го- сударственных образовательных стандартов учеными университета и пред- ставителями предприятий космического профиля проведен детальный анализ возможностей гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Изучены мнения и предложения руководителей предприятий наукоемких от- раслей региона, основные положения нормативных документов по реформи- рованию (модернизации) образования в стране, отечественный и зарубежный опыт подготовки элитных специалистов. На основе полученных материалов разработаны соответствующие руководящие и методические материалы. В работе [5] автором предложена структура готовности специалистов технического профиля к профессиональной деятельности, представляющая совокупность взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, коммуникативного, технологического, эмоционально-волевого и рефлексивного. В плане формирования этих компонентов готовности и по- строена данная статья. Рассмотрим требования, предъявляемые к современному специалисту технического профиля. На наш взгляд, особую актуальность приобретает формирование инновационного, творческого компонента профессиональной деятельности. Инновационная деятельность представляет собой сложный процесс трансформации инновационных идей в объект экономических отно- шений, что приводит к созданию новых или улучшенных изделий и техноло- гий. Возможности реструктуризации российской наукоемкой про- мышленности во многом зависят от эффективности функционирования инно- вационной цепочки «научная идея - промышленная технология - производ- ство продукции» [6; 2]. В образовательных стандартах по техническим специальностям отмеча- ется, что инженер должен выполнять основные виды профессиональной дея- тельности (проектную, научно-исследовательскую, производственно- технологическую, организационно-управленческую и сервисно- эксплуатационную) и быть подготовлен (готов) к решению следующих про- фессиональных задач (когнитивный компонент готовности): оценивать актуальность, перспективность, народнохозяйственную зна- чимость объектов проектирования, выбирать оптимальные проектные реше- ния, разрабатывать и внедрять технологические процессы, оборудование и оснастку, средства автоматизации и механизации производства, выпускать конструкторско-технологическую документацию; осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области ис- следования фундаментальных проблем проектирования, включающих в себя разработку оптимальных математических моделей объектов на различных этапах проектирования; анализировать возможности создания продукции на перспективных физи- ческих принципах функционирования, обеспечивающих научно-технический прогресс, использовать информационные технологии проектирования; организовывать и обеспечивать технологический процесс производства; организовывать деятельность конструкторско-технологических служб по выполнению задач проектирования технических средств, участвовать в организации деятельности служб по всеобщему управлению качеством; разрабатывать и составлять инструкции по эксплуатации и техническо- му обслуживанию изделий с позиций требований сохранения параметров ка- чества в определенных пределах в течение гарантированного времени при за- данных условиях эксплуатации (технологический компонент готовности). К основным характеристикам деятельности специалиста технического профиля можно отнести [7; 8]: научно-предпринимательский тип деятельности; направленность деятельности на достижение стратегических приорите- тов совершенствования изделий, развитие технологических процессов их из- готовления (мотивационно-ценностный компонент готовности); структуру и содержание профессиональной деятельности, которые определяются спе- цификой ее объекта и тенденциями его позиционирования в условиях конку- рентной среды. Основной чертой организаций и специалистов будущего ста- новится приспособление к динамичной внешней среде. На первый план вы- ходят такие показатели, как интеллектуальный потенциал, организационная культура, удовлетворенность потребителя, социальная прибыль. Подготовка специалистов к инновационной деятельности предполагает ов- ладение ими методами технического творчества, умение и желание применять знания по специальности, постоянно (эмоционально-волевой компонент готов- ности) совершенствовать профессиональный уровень, используя прогрессивные методы обучения, поэтому научно-технические разработки должны стать их внутренней потребностью. Высшее образование становится не только источ- ником знаний и квалифицированной рабочей силы, но и фактором создания ин- новационной системы России. Оно, с одной стороны, формирует собственную инновационную инфраструктуру, а с другой - готовит специалистов, способных создать и «запустить» эту систему в масштабах страны. Поэтому расширяется спрос на специалистов технического профиля, знающих менеджмент и способных воссоздать инновационную цепочку (от генерации идеи до внедрения результатов экспериментальной работы). Поя- вился ряд новых форм организации инновационной деятельности, которые составляют основу инновационной инфраструктуры: технопарки, инноваци- онно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы. Доминантой в становлении экономического роста должна стать система ин- новационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг. Важным элементом этой инфраструктуры является разработка сис- темы подготовки конкурентоспособных специалистов [6]. Для активизации инновационной деятельности имеет значение не только состояние производства, но и уровень образования населения, доминирую- щая в обществе система ценностей и определенные мировоззренческие уста- новки. С этой точки зрения развитие инновационной деятельности является для России цивилизованным императивом: «целью государственной полити- ки в области развития науки и технологий является переход к инновационно- му пути развития страны на основе избранных приоритетов» [6; 9]. На конку- рентоспособность предприятий и высших учебных заведений все большее влияние оказывает их способность накапливать и развивать знания, формировать у студентов и специалистов ключевые компетенции, реализовывать ин- новации, создавать долговременные конкурентные преимущества. Формиро- вание ключевых компетенций становится предметом повышенного внимания при изучении многих дисциплин - как технических, так и гуманитарных. Инновационная политика государства выполняет интегративную функцию, поскольку она направлена на объединение научно-технической, социальной, производственной сфер в консолидированный комплекс для создания и приме- нения новых технологий, а также производства самого инновационного продук- та. Обобщающей характеристикой инновационного развития науки является ее потенциал, который включает в себя материально-техническое и информацион- ное обеспечение и высококвалифицированные кадры. Основными составляющими интеллектуального потенциала страны яв- ляются уровень развития науки, уровень и качество образования населения. Понятие интеллектуального потенциала в методологическом плане относит- ся к обществу в целом, оно выполняет интегративную функцию по отноше- нию к составляющим его компонентам: образованию, науке, технологии, производству. Основой интегративных процессов, формирующих интеллек- туальный потенциал как целостность, является решение практических про- блем. Потребность в использовании понятия интеллектуального потенциала возникает при характеристике деятельности, которая носит творческий, ин- новационный характер, выходит за рамки наработанных алгоритмов и авто- матизированных действий. Интеллектуальный потенциал специалиста - это его возможности генерировать и вносить в свою деятельность нечто новое и тем самым создавать предпосылки для движения вперед. Следовательно, при подготовке специалиста необходимо учить его оценивать значимость профес- сионального образования и своей деятельности, в том числе инновационной научно-технической и инженерно-конструкторской деятельности, обеспечи- вающей технологический прогресс (рефлексивный компонент готовности). Инновационные решения предполагают изучение проблемы, постановку цели, делегирование, построение концептуальной модели и ее достижение, выработку и оценку идей, планирование, анализ и практическую реализацию нововведений. Многоплановость задач, возникающих в процессе инноваци- онной деятельности, предполагает включение в нее различных категорий ра- ботников, которых можно разделить на три группы. Первая группа - это вы- сококвалифицированные ученые-новаторы, способные проявлять творче- скую инициативу, выдвигать оригинальные идеи и активно участвовать в процессе нововведений. Вторую группу специалистов составляют новато- ры-менеджеры, способные управлять нововведениями как процессом, обеспечивать проведение новшества от идеи до конкретного коммерческого ре- зультата. Именно они принимают решения в условиях неопределенности, идут на финансовый и предпринимательский риск, преодолевают организа- ционные и психологические трудности в управлении инновационной дея- тельностью. Новатор-ученый и новатор - руководитель проекта образуют ядро ква- лифицированного персонала; на периферии производственной иерархии рас- положены работники третьей, наиболее многочисленной группы, ответст- венные за конкретную реализацию новшества, - именно из их рук выходит готовая продукция. Такая «периферия» является необходимым компонентом инновационной деятельности. Именно от нее зависит общая результатив- ность проекта. Эта группа квалифицированных работников обеспечивает ин- новационный процесс оперативной информацией, анализирует состояние внешней среды и внутренних возможностей, осуществляет практическую деятельность по реализации инноваций на своем уровне. Методологию формирования инновационного компонента про- фессиональной деятельности специалиста необходимо рассматривать с позиций системогенезиса исследуемой деятельности, ее сущности, внутренней организа- ции, механизмов регулирования процессов познания и преобразования. В струк- туре готовности специалиста к профессиональной деятельности в первую оче- редь следует формировать мотивационную готовность (направленность лично- сти на достижение успеха в условиях неопределенности конкурентной среды); теоретическую готовность (уровень сформированности системы методологиче- ских знаний, обеспечивающей формирование целостной картины мира); практи- ческую (технологическую) готовность (уровень владения инструментальными средствами познания и методами принятия и реализации решений); информаци- онную готовность (уровень владения средствами современных информацион- ных и коммуникационных технологий). На наш взгляд, с учетом тенденций развития мировой и отечественной промышленности в условиях конкурентной среды для оперативного решения указанных задач у специалиста технического профиля кроме готовности должно быть сформировано такое качество, как мобильность (адаптационная готовность), позволяющая опережать конкурентов в вопросах разработки и внедрения инноваций, а также в вопросах рекламы и сбыта продукции. В основе методологии формирования требований к специалисту техниче- ского профиля лежит анализ таких внешних и внутренних факторов органи- зации промышленного производства, как становление и уровень развития рыночной инфраструктуры, тенденции глобализации и информатизации экономики России, динамика внедрения инноваций в техническую и социально- экономическую сферу. Соответственно, в процессе подготовки специалистов технического профиля формируется система требований к обеспечению каче- ства образовательного процесса, интеграции науки и практики, внедрению инновационных процессов в образовании, созданию условий творческой са- мореализации личности, совершенствованию процесса обучения на основе современных информационных и коммуникационных технологий, позво- ляющих создавать учебно-имитационную информационную профессиональ- ную среду (проблемные ситуации, деловые игры), обеспечивающую перенос теоретических знаний в практическую область, подготовку к успешной про- фессиональной деятельности в условиях неопределенной внешней среды. Процесс формирования готовности к профессиональной деятельности не сводится к овладению студентами совокупностью функциональных действий. Формы и методы обучения должны быть приведены в систему, обеспечи- вающую формирование необходимых профессиональных функций и качеств личности специалиста. Такая система гарантирует содержательное наполне- ние модели готовности специалиста к профессиональной деятельности, дос- тижение цели общего и профессионального развития личности специалиста [5]. Цель гуманитарной и социально-экономической подготовки инженеров с высоким творческим потенциалом заключается в обеспечении условий формирования у будущих специалистов определенной системы ценностей, отвечающих традициям России и требованиям современности: свобода, от- ветственность, доверие, высокая ценность человеческой жизни. Сформулиро- ванная система ценностей специалиста предполагает создание условий для самореализации в профессиональной деятельности, что невозможно без на- личия свойств личности, способствующих ее адаптации в условиях рыночной экономики. В дополнение к существующей гуманитарной подготовке специалистов технического профиля определены качественные характеристики будущих инженеров-лидеров: углубленная экономическая и правовая подготовка, зна- ние правовых норм и умение их использовать в правовом государстве; реали- зация уже в ближайшее время требований к уровню владения иностранным языком, необходимому для профессионального общения с зарубежными партнерами, а также знание основ второго иностранного языка, что будет способствовать повышению мобильности выпускников на рынке труда. Важным условием успешного формирования инновационного компонента у специалистов технического профиля является проведение научных исследова- ний в вузе, модернизация образовательного процесса в соответствии с современными требованиями, поиск новых нестандартных путей и методов решения этих сложных задач. Одним из возможных вариантов сохранения и развития технического образования в космической отрасли является выход на мировой рынок образовательных услуг, однако это возможно только при высо- ком уровне языковой подготовки студентов и финансовой поддержке вуза. Одним из путей повышения готовности будущих инженеров к профессио- нальной деятельности является сочетание фундаментального естественнонауч- ного образования с глубокой инженерной подготовкой, адаптация учебных про- грамм к потребностям промышленных предприятий. Подготовка специалистов технического профиля должна учитывать также личностные качества студентов, их творческие возможности в выборе и реализации конкретных проектов. Этому в значительной мере способствует студенческая научная работа. Механизм формирования готовности специалистов технического профиля требует изучения запросов работодателей, планирования учебного процесса с ориентацией на заданный результат, создания условий для удовлетворения по- требностей специалистов в дальнейшем интеллектуальном развитии [4; 5]. С учетом способности восприятия молодых людей в студенческом возрасте, направленности на взаимодействие с вузовскими преподавателями учебный процесс становится личностно-ориентированным, что выражается в разнообразии форм проведения занятий, общении со студентами во внеауди- торное время (всевозможные кружки, проекты, семинары, круглые столы и др.). Осмысление функций и условий работы инженеров в конкурентной сре- де позволило нам обобщить ряд требований к специалистам технического профиля, обусловленных запросом на их высокий интеллектуальный потен- циал: широкий профессиональный кругозор, готовность (мотивационная, теоретическая, практическая и информационная) к профессиональной дея- тельности в условиях инновационных процессов и конкуренции в рыночных отношениях; мобильность в вопросах разработки, изготовления и реализации выпускаемой продукции; гуманитарная и социально-экономическая подго- товка; владение системой ценностей, отвечающих интересам страны и лич- ности; владение иностранными языками.×
Об авторах
Людмила Петровна Меркулова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва» (национальный исследовательский университет)
Email: mlp@ssau.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков и русского как иностранного. 443086, Россия, г. Самара, ул. Московское шоссе, 34
Список литературы
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы. Постановление правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 301.
- Печерская Э.П. Концептуальные аспекты подготовки конкурентоспособного специалиста в современных условиях. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003. - 260 с.
- Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей шк лы: докл. Всемирного банка. - М.: Весь мир, 2003. - 199 с.
- Гречников Ф.В., Козлов Д.М., Комаров В.А. О содержании подготовки инженеров- лидеров для наукоемкого машиностроения // Актуальные проблемы развития университетского образования в России: сб. - Самара: СГАУ, 2002. - С. 78-79.
- Меркулова Л.П. Формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка: Дис.. д-ра пед. наук / Л. П. Меркулова. - Самара, 2008. - 454 с.
- Дынкин А.А., Иванова Н.И. Глобальные тенденции инновационного развития // Социально-экономические проблемы переходного общества. - М., 2000. - С. 127.
- Дурнева В.Б. Психологические факторы готовности молодых специалистов к осуществлению профессиональной деятельности // Интеграция образования. - 2010. - № 1. - Т. 58.
- Тимофеев А.В. Формирование у будущих специалистов технического профиля готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук / А.В. Тимофеев. - Саратов, 2005. - 24 с.
- Чурсина А.С. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: Автореф. дис. … канд. пед. наук / А.С. Чурсина. - Челябинск, 2011. - 24 с.
Дополнительные файлы
