Determination of components of the involvement process in innovative activity of teachers of higher education


Cite item

Abstract

The article deals with the modeling of the process of engaging in innovative activity of high school teachers. The relevance of the problem is due to paradigmatic processes of modernization of Russian system of higher education. The author defines the involvement of innovation as a multidimensional, managed system of targeted processes. The article identifies the key components of the process of engaging in innovation processes innovation management in the University, the control factors of the environment of the University, management of personal and professional resources to overcome barriers for innovation activities and psycho-pedagogical support. Emphasizes the role of psychological and pedagogical support to overcome innovation barriers, systematizing external engagement processes. It is concluded that the management of the process of engaging in innovative activity of University teachers provides for the manifestation of innovative activity of teachers of the University.

Full Text

Модернизация российского высшего образования ставит перед необхо- димостью ориентации педагогической деятельности на будущее, на новые достижения науки, что предполагает вовлечение преподавателей в инноваци- онную деятельность. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1] регламентируется экспериментальная и инновационная дея- тельность в сфере образования. В современных условиях возрастают требо- вания к профессиональной деятельности преподавателя: по обновлению со- держания образовательных программ и совершенствованию организации об- разовательного процесса; по применению инновационных образовательных и оценочных технологий; по обеспечению сетевого взаимодействия и акаде- мической мобильности; по проектированию новых образовательных продук- тов и т. п. Усиливается влияние инновационной деятельности преподавателя вуза на качество профессиональной подготовки студентов. Вместе с тем, как показывают исследования, в условиях значительных перемен во внешней среде в российских университетах действует «договор о невовлеченнности», заключающийся в отказе от изменений, в том числе со стороны преподавателей [14]. Барьеры и сопротивление инновациям препо- давателей вуза являются неотъемлемой составляющей их инновационной деятельности. Поэтому мы можем констатировать, что необходим новый подход к обеспечению участия преподавателей в инновационных процессах высшей школы, обеспечивающий эффективность этих процессов. Обзор дис- сертационных исследований по вопросу управления инновациями в вузе (Е.В. Вашурина, К.В. Лосев, Н.Ю. Чистоклетов, Д.И. Кудрявцев и др.) пока- зывает, что в управлении инновациями одну из ключевых позиций занимает формирование кадрового потенциала и соответственно для обеспечения каче- ства инновационной деятельности в вузе необходимо вовлечение преподава- телей в инновационную деятельность. Рассматривая вовлечение в инновационную деятельность как педагогиче- скую цель менеджмента инноваций в вузе [11], мы утверждаем, что процесс вовлечения преподавателей в инновационную деятельность является много- аспектным и включает в себя несколько процессов. Первый (внешний) процесс - управление инновациями в вузе. Опираясь на характеристику инновационной среды вуза, а также экономические подхо- ды к ее формированию и управлению, представленную К.В. Лосевым [7], оп- ределим цель инновационной деятельности вуза - рост эффективности ис- пользования всех видов ресурсов вуза; ее содержание - процессы регулярно- го производства и применения инноваций; а также продукт этой деятельно- сти - качество подготовки специалистов. Таким образом, предметом иннова- ционной деятельности в вузе выступают различного вида инновации, их ре- гулярное производство и применение, что определяет область вовлечения преподавателей: проектирование и применение инноваций. Инновационная деятельность в вузе трактуется И.В. Ярмоленко как сово- купность процессов: учебно-научно-инновационный процесс, научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы, организационно- технологическая подготовка производства, внедрение (или превращение в инновацию) и оформление, распространение в другие сферы (диффузия), а также стратегическое направление формирования человеческого капитала [16]. Можно сделать вывод, что производство инноваций конкретизируется различ- ными видами работ (научно-исследовательские, опытно-конструкторские), а применение инноваций включается в более широкие процессы (внедрение - оформление - распространение). Контекстными выступают два процесса: учеб- но-научно-инновационный процесс и стратегический процесс формирования человеческого потенциала. Таким образом, мы определяем инновационную деятельность в вузе как совокупность процессов: учебный процесс, научно-исследовательская дея- тельность, проектная деятельность и стратегический процесс формирования человеческого потенциала. Преподаватели могут быть вовлечены в эти сис- тематизированные процессы. Второй (внешний) процесс - управление факторами среды. Образова- тельная среда рассматривается нами как необходимое условие инновацион- ных изменений и основной фактор, влияющий на вовлечение преподавателей в инновационную деятельность. С позиций вовлечения в инновационную деятельность образовательная среда должна рассматриваться как инноваци- онная [13]. В целом исследователями выявлена тенденция понимать под ин- новационной образовательной средой инновации, внедряемые в образова- тельный процесс посредством новшеств (В.И. Загвязинский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, П.Н. Третьяков и др.). Однако характеристика этой среды должна учитывать те мероприятия, которые способствуют преодолению со- противления сотрудников к инновациям и которые мы можем выделить на основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов в области управ- ления изменениями: командообразование; участие преподавателей в принятии решений относительно инноваций; политика стимулирования инновационной деятельности в вузе (матери- альное и нематериальное поощрение); система поддержки инновационной деятельности (включая повышение квалификации, консалтинговое сопровождение и т. п.); материально-техническая оснащенность; обеспеченность финансовыми ресурсами. Поэтому мы считаем, что управление факторами среды предполагает формирование и развитие трех составляющих инновационной среды: благо- приятный социально-психологический климат, организационно- управленческая поддержка инноваций и инновационная инфраструктура вуза. Третий (внешний) процесс - управление личностно-профессиональными ресурсами. Он предполагает целенаправленное формирование совокупности личностных свойств, качеств и способностей преподавателей, обеспечиваю- щих успешность инновационной деятельности, то есть формирование инно- вационного потенциала преподавателя. Инновационный потенциал личности рассматривали Ю.А. Власенко [3], В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский [5], разви- тию инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде посвящены работы Е.А. Шмелевой [10], инновационный потенциал профес- сионала исследует Т.Д. Ким [4]. Опираясь на работы Т.Д. Ким и Е.А. Шмелева, определим составляющие инновационного потенциала пре- подавателя вуза: в качестве мотивационно-ценностного компонента - инно- вационная направленность, в качестве операционно-деятельностного компо- нента - инновационную компетентность, а также совокупность личностных качеств - инновационную креативность. Целенаправленное формирование всех составляющих инновационного потенциала преподавателей вуза оказы- вает существенное влияние на эффективность преодоления барьеров иннова- ционной деятельности. Четвертый (внутренний) процесс - преодоление инновационных барьеров преподавателем. Барьеры инноваций в образовании изучали M. Фуллон [17], Р. Гортон [18], Л. Армстронг [19], С. Николаи [20] и др. Теории преодоления барь- еров посвящены исследования Н.А. Подымова [8], Р.Х. Шакурова [9] и др. Мы придерживаемся той позиции, что барьеры - неотъемлемая составляющая инно- вационной деятельности преподавателя и преодоление барьеров ведет к разви- тию и саморазвитию субъекта инновационной деятельности. Мы предполагаем, что целенаправленное управление факторами среды и профессионально- личностными ресурсами приводит к преодолению барьеров инновационной дея- тельности (в соответствии с динамической структурой деятельности Р.Х. Шакурова): ценностно-информационного, структурно-информационного, предметно-образовательного барьеров и барьера рассогласования. Пятым (внешним) процессом, на наш взгляд, является психолого- педагогическая поддержка. Психолого-педагогическая поддержка понимается как содействие формированию личности, способной принять самостоятель- ное и осознанное решение о выборе жизненной и профессиональной страте- гии через реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении [6]. По отношению к преподавателям вуза мы будем рассматривать психолого- педагогическую поддержку как процесс создания условий для сознательного самостоятельного разрешения возникшей проблемы или ситуации выбора. С позиций вовлечения в инновационную деятельность целью психолого- педагогической поддержки становится помощь преподавателю в преодолении барьеров инновационной деятельности, развитие потребности в профессио- нальной самореализации. С этой точки зрения психолого-педагогическая поддержка преодоления инновационных барьеров систематизирует внешние процессы, в целостности создающие условия проявления инновационной активности (см. рисунок). Вовлечение в инновационную деятельность преподавателей вуза как система процессов Таким образом, мы уточняем определение понятия «вовлечение в иннова- ционную деятельность преподавателей вуза» и рассматриваем его как мно- гоаспектную, управляемую систему целенаправленных процессов, обеспечи- вающую повышение инновационной активности преподавателей на основе взаимовыгодного и добровольного взаимодействия преподавателей со средой и включающую в себя процессы управления инновациями в вузе, управления факторами среды вуза, управления личностно-профессиональными ресурса- ми, преодоления барьеров инновационной деятельности и психолого- педагогическую поддержку. Управляя процессом вовлечения в инновационную деятельность препо- давателей вуза, мы обеспечиваем проявление инновационной активности преподавателей в инновационной среде вуза, выраженное в инновационной направленности, инновационной продуктивности и самореализации в про- фессиональной и инновационной деятельности.
×

About the authors

Irina Fedorovna Filchenkova

Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University (Minin University)

Email: ifilchenkova@yandex.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor, Head of the Educational-methodical Management Department. 1, Ulyanova Str., Nizhny Novgorod, 603950, Russia

References

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // РГ - Федеральный выпуск № 5976 (31 декабря 2012 г.).
  2. Вашурина Е.В. Кадровое обеспечение управления инновационной деятельностью системы высшего профессионального образования: дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2007. - 152 с.
  3. Власенко Ю.А. Психологический анализ инновационного потенциала личности: дис. … канд. психол. наук.- Симферополь, 2002.
  4. Ким Т.Д. Психологические компоненты инновационного потенциала профессионала: дис. … канд. психол. наук. - Челябинск, 2013.
  5. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 325. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ innovatsionnyypotentsial-lichnosti-sistemno-antropologicheskiy-kontekst (дата об- ращения: 19.02.2016).
  6. Краткий словарь по психологии / Авт.-сост. Н.Н. Поддьяков; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2011. - 431 с.
  7. Лосев К.В. Формирование и управление инновационной средой высшего учебного заведения: автореф. дис. … докт. экон. наук: 08.00.05. - СПб., 2013. - 40 с.
  8. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: дис. … докт. психол. наук.- М., 1999.
  9. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - URL: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_ readme.hp?subaction=showfull&id=1107776344&archive=1120045907&start_from=& ucat=& (дата обращения: 22.03.2016).
  10. Шмелева Е.А. Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза: дис. … докт. психол. наук. - Н. Новгород, 2013.
  11. Фильченкова И.Ф. Вовлечение в инновационную деятельность преподавателей как аспект управления инновациями в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 3 (33). - С. 43-50.
  12. Фильченкова И.Ф., Краснопевцева Т.Ф. Критерии вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза как основа мониторинга эффективности инновационных проектов // Актуальные мировые тренды развития социально- гуманитарного знания: Сб. науч. тр. по матер. Международной научно- практической конференции 30 июня 2017 г.: в 3 ч. - Белгород: Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. - Часть II. - С. 157-160.
  13. Фильченкова И. Ф., Самсонова Н.В. Факторы инновационной активности преподавателей вуза // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Филология, педагогика, психология. - 2016. - № 2. - С. 102-108.
  14. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. - 2012. - № 2. - С. 159-191.
  15. Чистоклетов Н.Ю. Управление качеством инновационной деятельности высшего учебного заведения в научной сфере: дис. … канд. техн. наук: 05.02.23. - Брянск, 2008. - 306 с.
  16. Ярмоленко И.В. Оценка и управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения: автореф. … канд. экон. наук: 08.00.05. - Белгород, 2008. - 21 с.
  17. Fullan M. Overview of the Innovative Process and the User // Interchange. - 1972. № 3 (2/3). - P. 1-45.
  18. Gorton R.A. Conflict, controversy and crisis in School Administration and supervisions: issues, cases and concepts for the 70s. Dubuque; Brown, 1972.
  19. Armstrong L. Barriers to Innovation and Change in Higher Education. URL: https://www.tiaainstitute.org/public/pdf/barriers-to-innovation-and-change-in- highereducation. pdf (дата обращения: 22.03.2016).
  20. Opportunities for change. Education innovation and reform during and after conflict / ed. by S. Nicolai; Internation Institute for Education Planning. UNESCO. 2009. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001838/183808e.pdf (дата обращения: 22.03.2016).

Copyright (c) 2017 Filchenkova I.F.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies