Определение компонентов процесса вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается вопрос моделирования процесса вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена парадигмальными процессами модернизации системы российского высшего образования. Автор определяет вовлечение в инновационную деятельность как многоаспектную, управляемую систему целенаправленных процессов. В статье определены основные процессные компоненты вовлечения в инновационную деятельность - процессы управления инновациями в вузе, управления факторами среды вуза, управления личностно-профессиональными ресурсами, преодоления барьеров инновационной деятельности и психолого-педагогическая поддержка. Подчеркивается роль психолого-педагогической поддержки преодоления инновационных барьеров, систематизирующей внешние процессы вовлечения. Обосновывается вывод о том, что управление процессом вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза обеспечивает проявление инновационной активности преподавателей вуза.

Полный текст

Модернизация российского высшего образования ставит перед необхо- димостью ориентации педагогической деятельности на будущее, на новые достижения науки, что предполагает вовлечение преподавателей в инноваци- онную деятельность. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1] регламентируется экспериментальная и инновационная дея- тельность в сфере образования. В современных условиях возрастают требо- вания к профессиональной деятельности преподавателя: по обновлению со- держания образовательных программ и совершенствованию организации об- разовательного процесса; по применению инновационных образовательных и оценочных технологий; по обеспечению сетевого взаимодействия и акаде- мической мобильности; по проектированию новых образовательных продук- тов и т. п. Усиливается влияние инновационной деятельности преподавателя вуза на качество профессиональной подготовки студентов. Вместе с тем, как показывают исследования, в условиях значительных перемен во внешней среде в российских университетах действует «договор о невовлеченнности», заключающийся в отказе от изменений, в том числе со стороны преподавателей [14]. Барьеры и сопротивление инновациям препо- давателей вуза являются неотъемлемой составляющей их инновационной деятельности. Поэтому мы можем констатировать, что необходим новый подход к обеспечению участия преподавателей в инновационных процессах высшей школы, обеспечивающий эффективность этих процессов. Обзор дис- сертационных исследований по вопросу управления инновациями в вузе (Е.В. Вашурина, К.В. Лосев, Н.Ю. Чистоклетов, Д.И. Кудрявцев и др.) пока- зывает, что в управлении инновациями одну из ключевых позиций занимает формирование кадрового потенциала и соответственно для обеспечения каче- ства инновационной деятельности в вузе необходимо вовлечение преподава- телей в инновационную деятельность. Рассматривая вовлечение в инновационную деятельность как педагогиче- скую цель менеджмента инноваций в вузе [11], мы утверждаем, что процесс вовлечения преподавателей в инновационную деятельность является много- аспектным и включает в себя несколько процессов. Первый (внешний) процесс - управление инновациями в вузе. Опираясь на характеристику инновационной среды вуза, а также экономические подхо- ды к ее формированию и управлению, представленную К.В. Лосевым [7], оп- ределим цель инновационной деятельности вуза - рост эффективности ис- пользования всех видов ресурсов вуза; ее содержание - процессы регулярно- го производства и применения инноваций; а также продукт этой деятельно- сти - качество подготовки специалистов. Таким образом, предметом иннова- ционной деятельности в вузе выступают различного вида инновации, их ре- гулярное производство и применение, что определяет область вовлечения преподавателей: проектирование и применение инноваций. Инновационная деятельность в вузе трактуется И.В. Ярмоленко как сово- купность процессов: учебно-научно-инновационный процесс, научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы, организационно- технологическая подготовка производства, внедрение (или превращение в инновацию) и оформление, распространение в другие сферы (диффузия), а также стратегическое направление формирования человеческого капитала [16]. Можно сделать вывод, что производство инноваций конкретизируется различ- ными видами работ (научно-исследовательские, опытно-конструкторские), а применение инноваций включается в более широкие процессы (внедрение - оформление - распространение). Контекстными выступают два процесса: учеб- но-научно-инновационный процесс и стратегический процесс формирования человеческого потенциала. Таким образом, мы определяем инновационную деятельность в вузе как совокупность процессов: учебный процесс, научно-исследовательская дея- тельность, проектная деятельность и стратегический процесс формирования человеческого потенциала. Преподаватели могут быть вовлечены в эти сис- тематизированные процессы. Второй (внешний) процесс - управление факторами среды. Образова- тельная среда рассматривается нами как необходимое условие инновацион- ных изменений и основной фактор, влияющий на вовлечение преподавателей в инновационную деятельность. С позиций вовлечения в инновационную деятельность образовательная среда должна рассматриваться как инноваци- онная [13]. В целом исследователями выявлена тенденция понимать под ин- новационной образовательной средой инновации, внедряемые в образова- тельный процесс посредством новшеств (В.И. Загвязинский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, П.Н. Третьяков и др.). Однако характеристика этой среды должна учитывать те мероприятия, которые способствуют преодолению со- противления сотрудников к инновациям и которые мы можем выделить на основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов в области управ- ления изменениями: командообразование; участие преподавателей в принятии решений относительно инноваций; политика стимулирования инновационной деятельности в вузе (матери- альное и нематериальное поощрение); система поддержки инновационной деятельности (включая повышение квалификации, консалтинговое сопровождение и т. п.); материально-техническая оснащенность; обеспеченность финансовыми ресурсами. Поэтому мы считаем, что управление факторами среды предполагает формирование и развитие трех составляющих инновационной среды: благо- приятный социально-психологический климат, организационно- управленческая поддержка инноваций и инновационная инфраструктура вуза. Третий (внешний) процесс - управление личностно-профессиональными ресурсами. Он предполагает целенаправленное формирование совокупности личностных свойств, качеств и способностей преподавателей, обеспечиваю- щих успешность инновационной деятельности, то есть формирование инно- вационного потенциала преподавателя. Инновационный потенциал личности рассматривали Ю.А. Власенко [3], В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский [5], разви- тию инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде посвящены работы Е.А. Шмелевой [10], инновационный потенциал профес- сионала исследует Т.Д. Ким [4]. Опираясь на работы Т.Д. Ким и Е.А. Шмелева, определим составляющие инновационного потенциала пре- подавателя вуза: в качестве мотивационно-ценностного компонента - инно- вационная направленность, в качестве операционно-деятельностного компо- нента - инновационную компетентность, а также совокупность личностных качеств - инновационную креативность. Целенаправленное формирование всех составляющих инновационного потенциала преподавателей вуза оказы- вает существенное влияние на эффективность преодоления барьеров иннова- ционной деятельности. Четвертый (внутренний) процесс - преодоление инновационных барьеров преподавателем. Барьеры инноваций в образовании изучали M. Фуллон [17], Р. Гортон [18], Л. Армстронг [19], С. Николаи [20] и др. Теории преодоления барь- еров посвящены исследования Н.А. Подымова [8], Р.Х. Шакурова [9] и др. Мы придерживаемся той позиции, что барьеры - неотъемлемая составляющая инно- вационной деятельности преподавателя и преодоление барьеров ведет к разви- тию и саморазвитию субъекта инновационной деятельности. Мы предполагаем, что целенаправленное управление факторами среды и профессионально- личностными ресурсами приводит к преодолению барьеров инновационной дея- тельности (в соответствии с динамической структурой деятельности Р.Х. Шакурова): ценностно-информационного, структурно-информационного, предметно-образовательного барьеров и барьера рассогласования. Пятым (внешним) процессом, на наш взгляд, является психолого- педагогическая поддержка. Психолого-педагогическая поддержка понимается как содействие формированию личности, способной принять самостоятель- ное и осознанное решение о выборе жизненной и профессиональной страте- гии через реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении [6]. По отношению к преподавателям вуза мы будем рассматривать психолого- педагогическую поддержку как процесс создания условий для сознательного самостоятельного разрешения возникшей проблемы или ситуации выбора. С позиций вовлечения в инновационную деятельность целью психолого- педагогической поддержки становится помощь преподавателю в преодолении барьеров инновационной деятельности, развитие потребности в профессио- нальной самореализации. С этой точки зрения психолого-педагогическая поддержка преодоления инновационных барьеров систематизирует внешние процессы, в целостности создающие условия проявления инновационной активности (см. рисунок). Вовлечение в инновационную деятельность преподавателей вуза как система процессов Таким образом, мы уточняем определение понятия «вовлечение в иннова- ционную деятельность преподавателей вуза» и рассматриваем его как мно- гоаспектную, управляемую систему целенаправленных процессов, обеспечи- вающую повышение инновационной активности преподавателей на основе взаимовыгодного и добровольного взаимодействия преподавателей со средой и включающую в себя процессы управления инновациями в вузе, управления факторами среды вуза, управления личностно-профессиональными ресурса- ми, преодоления барьеров инновационной деятельности и психолого- педагогическую поддержку. Управляя процессом вовлечения в инновационную деятельность препо- давателей вуза, мы обеспечиваем проявление инновационной активности преподавателей в инновационной среде вуза, выраженное в инновационной направленности, инновационной продуктивности и самореализации в про- фессиональной и инновационной деятельности.
×

Об авторах

Ирина Федоровна Фильченкова

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет)

Email: ifilchenkova@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент, начальник учебно-методического управления 603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // РГ - Федеральный выпуск № 5976 (31 декабря 2012 г.).
  2. Вашурина Е.В. Кадровое обеспечение управления инновационной деятельностью системы высшего профессионального образования: дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2007. - 152 с.
  3. Власенко Ю.А. Психологический анализ инновационного потенциала личности: дис. … канд. психол. наук.- Симферополь, 2002.
  4. Ким Т.Д. Психологические компоненты инновационного потенциала профессионала: дис. … канд. психол. наук. - Челябинск, 2013.
  5. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 325. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ innovatsionnyypotentsial-lichnosti-sistemno-antropologicheskiy-kontekst (дата об- ращения: 19.02.2016).
  6. Краткий словарь по психологии / Авт.-сост. Н.Н. Поддьяков; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2011. - 431 с.
  7. Лосев К.В. Формирование и управление инновационной средой высшего учебного заведения: автореф. дис. … докт. экон. наук: 08.00.05. - СПб., 2013. - 40 с.
  8. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: дис. … докт. психол. наук.- М., 1999.
  9. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - URL: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_ readme.hp?subaction=showfull&id=1107776344&archive=1120045907&start_from=& ucat=& (дата обращения: 22.03.2016).
  10. Шмелева Е.А. Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза: дис. … докт. психол. наук. - Н. Новгород, 2013.
  11. Фильченкова И.Ф. Вовлечение в инновационную деятельность преподавателей как аспект управления инновациями в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 3 (33). - С. 43-50.
  12. Фильченкова И.Ф., Краснопевцева Т.Ф. Критерии вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза как основа мониторинга эффективности инновационных проектов // Актуальные мировые тренды развития социально- гуманитарного знания: Сб. науч. тр. по матер. Международной научно- практической конференции 30 июня 2017 г.: в 3 ч. - Белгород: Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. - Часть II. - С. 157-160.
  13. Фильченкова И. Ф., Самсонова Н.В. Факторы инновационной активности преподавателей вуза // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Филология, педагогика, психология. - 2016. - № 2. - С. 102-108.
  14. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. - 2012. - № 2. - С. 159-191.
  15. Чистоклетов Н.Ю. Управление качеством инновационной деятельности высшего учебного заведения в научной сфере: дис. … канд. техн. наук: 05.02.23. - Брянск, 2008. - 306 с.
  16. Ярмоленко И.В. Оценка и управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения: автореф. … канд. экон. наук: 08.00.05. - Белгород, 2008. - 21 с.
  17. Fullan M. Overview of the Innovative Process and the User // Interchange. - 1972. № 3 (2/3). - P. 1-45.
  18. Gorton R.A. Conflict, controversy and crisis in School Administration and supervisions: issues, cases and concepts for the 70s. Dubuque; Brown, 1972.
  19. Armstrong L. Barriers to Innovation and Change in Higher Education. URL: https://www.tiaainstitute.org/public/pdf/barriers-to-innovation-and-change-in- highereducation. pdf (дата обращения: 22.03.2016).
  20. Opportunities for change. Education innovation and reform during and after conflict / ed. by S. Nicolai; Internation Institute for Education Planning. UNESCO. 2009. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001838/183808e.pdf (дата обращения: 22.03.2016).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Фильченкова И.Ф., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах