The role of esthetic education in the harmonic development of pre-school children


Cite item

Abstract

In the paper the problems of the modern approach to the development of the emotional sphere of pre-school children are analyzed. Because of the rapid growth of new technologies, usage on Internet, various gadgets and computers in all spheres of life, the need for esthetics is becoming weak. Due to this the development of harmonious personality, esthetically developed people, attentive to spiritual values from the childhood, who can understand and value art, is practically impossible. Because of the progressive decline of spiritual communication between people it is especially important to pay attention to the development of children’s speech. And as a consequence of all other creative abilities: voices, movement, gestures, interests, consciousness, imagination, tastes of children that forms the basics of their culture and contributes to the intellectual and psychological development of children.

Full Text

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность - одна из централь- ных составляющих эстетического воспитания - играет особую роль во все- стороннем развитии дошкольника. Она определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста - с другой. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал о музыке В.А. Сухомлинский [1]. Музыка развивает сферу чувств, способствует само- познанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии звуков, ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоцио- нальных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, меч- тать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может оказать положительное воспитательное воз- действие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны [2]. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Эмоциональная сфера, будучи наиболее тонким изначально при- родой заложенным уровнем психической организации человека, первичным способом отражения им окружающего мира, оказывается наиболее чуткой. По- этому и разнообразные факторы психической депривации прежде всего нега- тивно сказываются именно на ней. Исследования ученых свидетельствуют о том, что дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, свя- занной с дефицитом собственно человеческого внимания к ним, заботы и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно. Несмотря на изначальную со- хранность мозговых структур, природных предпосылок развития, им, как прави- ло, оказываются свойственны такие личностные комплексы, как повышенный уровень тревожности, сверхбдительность, состояние постоянного напряжения, ожидание возможной опасности, незащищенность. На этом фоне легко возни- кают вторичные поведенческие и личностные отклонения, обуславливающие низкую социальную ориентировку детей, их социальную беспомощность, неэф- фективные способы поведения и общения. Полноценное развитие ребенка невозможно без речевого общения. Как ука- зывает В.В. Доброва, «в речевом общении проявляются все психологические закономерности общения в наиболее характерном и доступном исследователю виде, чем вызван большой интерес к его исследованию» [3]. В младшем и даже старшем дошкольном возрасте далеко не все дети могут свободно и легко вла- деть своим голосовым аппаратом, в связи с чем сложнее овладевают связной выразительной речью. Поэтому работа над речью при помощи самых разнооб- разных средств приобретает на сегодняшний день особое значение. Развитие речевых способностей детей должно осуществляться в ком- плексе и тесной связи с решением образовательных задач. Так, музыкальное воспитание дошкольников является неотъемлемой частью педагогической работы в целом. Поэтому музыкальный руководитель, на наш взгляд, просто обязан уделять больше внимания многообразию речевой деятельности детей на занятиях, а все виды музыкальной деятельности плавно и логично совме- щать с работой над развитием речи. Музыкальная культура неразрывно связана с культурой слуха, а культура слуха - это один из важнейших факторов развития ребенка. Слушание музы- ки как один из видов музыкальной деятельности создает все условия для ре- чевого развития. О.П. Радынова пишет: «Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. Речевая интонация выражает прежде всего чувства, настроения, мысли и передается с помощью тембра, высоты и силы голоса, темпа, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же вы- разительными возможностями» [4]. В своей программе «Музыкальные ше- девры» [5] она уделяет большое внимание процессу обогащения словаря де- тей, развитию музыкального мышления, музыкально-эстетического сознания ребенка, творческих способностей. Опираясь на собственный опыт и труды таких педагогов, как Н.А. Ветлу- гина [6], Д.Б. Кабалевский [7], а главное, на произведения классической му- зыки, О.П. Радынова в полном объеме раскрыла вопросы нравственного раз- вития детей через осмысленное восприятие музыкальных произведений, из чего следует развитие выразительной речи и дикции [5]. В нашем эксперименте, проводимом на занятиях по музыкальному вос- питанию дошкольников, используется методика О.П. Радыновой как наибо- лее продуманная, методологически выстроенная и эффективная. Известно, что музыка родилась из двух источников - слова и движения. Рождение музыки путем «отделения» интонации от слова - лишь один путь ее создания; другой - рождение музыки из движения (жеста, танца, пантоми- мы), которое, как и слово, является средством выражения человеком своих мыслей и переживаний. Эти два источника привели к образованию, с одной стороны, интонаций, передающих эмоциональное содержание речи, - музы- кально-речевых интонаций, с другой - пластических интонаций, передающих эмоциональное содержание движений [8]. Рождение музыки из этих двух источников определило появление двух ис- конных, первичных видов музыкальной деятельности - пения и движения под музыку. В структуре музыкальных занятий в детском саду эти виды музыкаль- ной деятельности занимают центральное место. При этом если пение - доста- точно сложный для детей и более поздно формирующийся вид, то движение под музыку - более доступный и ранний вид музыкальной деятельности. Музыкально-ритмические движения, танцы, музыкальные игры имеют большое значение в развитии детей и как основной двигательный вид музы- кальной деятельности на занятии, наряду с восприятием, могут сопровож- даться работой над развитием речи. В этой области разработаны такие про- граммы, как «Логоритмика» Т.Ф. Кореневой [9], «Художественное движе- ние» И.Е. Кулагиной [10]. Используя в своей работе программы Т.Ф. Корене- вой [9], И.Е. Кулагиной [10], А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» [8], С.Л. Слуцкой «Танцевальная мозаика» [11], мы убедились в том, что обыч- ные ритмические упражнения можно превратить в законченные, органично сочетающиеся с музыкой хореографические этюды различной сложности, ис- полнение которых само по себе приносит положительные эмоции. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельно- сти. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воз- действует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. По мере развития ребенка - формирования у него мышления, накопления новых представлений и развития речи - усложняются его эмоциональные пе- реживания и возрастает интерес к содержанию песни. Текст песни помогает осмыслить это содержание. Дети, воспринимая характер музыкального про- изведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к понима- нию образа. Пение не только воздействует на детей, но и дает им возмож- ность выразить свои чувства. С помощью голоса - «инструмента» - можно многое выразить, о многом рассказать. «Но это возможно только при условии владения этим «инструментом», который является очень сложным, много- компонентным, почти полностью «закрытым» [12]. Методически разработанные программы для дошкольников по развитию речи через певческую деятельность на сегодняшний день отсутствуют, по- этому в наших разработках был использован опыт хоровика-дирижера и пре- подавателя по вокалу детской музыкальной школы Л.В. Суворовой [10]. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению развивает активность речевого аппарата ребенка, учит петь так, чтобы было: слышно (сила голоса, тембр, высота); внятно (дыхание, звукообразование, дикция); понятно (осмысленная, эмоциональная речь, акценты, паузы, темп). Это достигается систематическими занятиями и упражнениями на разви- тие следующих навыков: артикуляция; дыхание; звукообразование и звукопроизношение; дикция; чистота интонации; ансамбль (стройное согласованное пение). Возможности музыки огромны. Это космос искусства. В нем человече- ские души говорят непосредственно с душой автора на языке эмоций. Но эти эмоции должны быть развиты. Дети - глубочайшие философы: дошкольный возраст - самый плодо- творный период для активного осмысления окружающего. На детском вос- хищении, на детском «ах» должны основываться решения познавательных и эстетических задач. Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, и надо помочь малышам не только смотреть внимательно, но и слушать. И не обяза- тельно начинать сразу с прослушивания классической музыки. Как показал проведенный эксперимент, начинать лучше с естественных звуков вокруг. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слы- шать - будь то собеседник, природа или музыка. Даже мир звуков повседнев- ности требует внимания, даже он, будучи услышанным, способен обогатить опыт ребенка. Существует мнение, что только в деревне или в лесу можно что-то услы- шать и узнать. А что интересного можно услышать в городе? Только грохот! Но чтобы заработала детская фантазия, целесообразно использовать игровые приемы. Например, научите детей слышать и перечислять звуки городской улицы. Вот проехала легковая машина, вот обрывок разговора, вот милицей- ская или пожарная машина (у них характерные сигналы), звонят колокола, бьют часы. Можно слушать и тишину. Это интересно. Тишина не бывает аб- солютной! Например, все замолкают и слушают тишину после трех ваших хлопков в ладоши. А потом рассказывают по очереди, кто что услышал, кто более внимателен. Дальше необходимо научить детей слышать разницу в звуках и называть их - глухие, звонкие, тихие, громкие. Заметьте, что это совершенно разные качества звуков. Затем изготовить самодельные шумовые инструменты (по методике немецкого учителя-музыканта К. Орфа), которы- ми потом можно озвучивать сказки, аранжировать знакомые песни, имитиро- вать явления природы: дождь, гром, море, порывы ветра в лесу, и развивать при этом тембровый слух и чувство ритма. Важно не останавливаться на дос- тигнутом, а усложнять совместную с детьми деятельность. Воздействие искусством (арт-терапия) и лечение музыкой (музыкотера- пия) последние десятилетия находят сторонников во многих странах Европы и Америки. Арсенал профессиональных методов специалистов может бази- роваться на терапии креативного воздействия или арт-терапии, под которой подразумевается терапия творчеством, игровая терапия, художественные средства самореализации. Произведения искусства рассматриваются как глу- бинные проективные стимулы, а индивидуальные реакции детей на предос- тавленные им в свободное пользование формы искусства (копии картин, фо- тографии или макеты скульптурных и архитектурных сооружений, звуко- и видеозаписи музыкальных и пластических шедевров, художественные тексты, театральные сценарии, изображение предметов народных промыслов) - как проявление их жизненных позиций, осознание ими собственных социаль- ных норм и стереотипов. В каждом человеке предполагается существование возможностей (некий скрытый потенциал), поэтому задача арт-терапии - не сделать всех музыкан- тами, художниками, танцорами и поэтами, а пробудить в человеке актив- ность, направленную на реализацию его предельных творческих возможно- стей. Творчество - один из путей преодоления негативных эмоций. Творче- ские процессы способствуют вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию соответствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для детей, не имеющих возможности выговориться, поэтому выразить свои переживания в творчестве легче и проще, чем о них расска- зать, ведь именно в дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы [14]. Формируется самосоз- нание. Эмоции становятся первым звеном в структуре поведения ребенка. Творческая деятельность может ускорить и облегчить вербализацию пе- реживаний, ликвидируя или снижая защиту, существующую на вербальном уровне при привычных контактах. Например, рисование может быть рас- смотрено как компенсирующий акт, позволяющий ребенку подавить в себе брутальную агрессию. Лепка снимает напряжение за счет возврата к прими- тивным формам функционирования и удовлетворения бессознательных же- ланий, отвлекает от навязчивых и болезненных переживаний. Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на цели- тельном воздействии музыки на психологическое состояние ребенка. Музы- ка - это лекарство, которое слушают. Наукой давно установлен факт лечебно- го эффекта семи нот. Еще Пифагор открыл, что музыка может иметь терапев- тическое значение, и составлял специальные гармонии для лечения различ- ных болезней, придумывал мелодии против ярости и гнева, против заблужде- ний души, а также открыл силу музыки в возбуждении различных эмоций. В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных доминантных заня- тий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением задан- ного ритма с постепенным замедлением темпа. Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована. Звук не должен быть громким и в то же вре- мя чрезмерно тихим. Положительное влияние на ребенка оказывает классическая музыка. Му- зыкальные произведения выбираются в соответствии с воздействием, оказы- ваемым на те или иные функции: при раздражимости, утомлении, угнетенном настроении, гиперактивности, повышенной возбудимости. Благотворными, успокаивающими оказываются произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Чай- ковского. Возбуждающий эффект свойственен музыке Вагнера, Оффенбаха, Равеля. Тяжелый рок, клубная музыка вызывают стрессовые реакции. Разный терапевтический эффект также производят музыкальные инстру- менты: фортепиано - снимает возбудимость, успокаивает нервную систему; скрипка, флейта - расслабляют; кларнет - улучшает кровообращение, нормализует сердечно- сосудистую систему; ударные (барабаны, литавры и т. д.) - бодрят, придают сил. Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать; установить контакт между взрослым и ребенком; развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка; занять его увлекательным делом - музыкальными играми, пением, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии детям предлагается слушать различные музыкальные произ- ведения, соответствующие их психологическим отклонениям, в процессе чего выявляется эмоциональное переживание ребенка. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют- ся дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотре- нинг, живопись или танец. При активной музыкотерапии ребенку предлагается самому поучаство- вать в исполнении музыкальных произведений (спеть, станцевать, сыграть на инструментах и т. д.), применяя при этом как обычные музыкальные инстру- менты, так и необычные, например собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является отработка различных ком- муникативных навыков, устранение повышенной застенчивости, формирова- ние выдержки и самоконтроля. С внедрением новых федеральных требований к дошкольному образова- нию для музыкального руководителя особенно важно владеть набором разно- образных форм проведения музыкальной деятельности. Наряду с музыкотерапией очень эффективно используются приемы игротерапии, театротерапии, куклотерапии. Остановимся подробнее на этих методах. Игровая терапия - это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, который помогает ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру. Занятия театротерапией могут включать множество приемов уже сущест- вующих методик группового психологического воздействия, что вполне может быть оправдано синтетической природой театра. Важно, чтобы каждое задание было направлено на внешнее выражение внутренних психических процессов ребенка. Мы предлагаем детям самим выбрать персонаж сказки, которого они хотели бы сыграть, и не даем им заранее «правильного» характера подачи своего героя. Проговаривая перед сверстниками свой выбор, ребенок приобретает уве- ренность в своих силах, учится отстаивать свои ценности, что способствует соз- нательному усвоению правил жизни, к которым он пришел сам. Куклотерапия - метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приемов (этюдов, игр, уп- ражнений, специально заданных ситуаций). Таким образом, различные формы арт-терапии способствуют разреше- нию внутренних противоречий и комплексов ребенка. Развивая эмоции, речь, пластику, жесты, интересы, мышление, вообра- жение, вкусы детей, мы формируем основы их культуры, что в целом способ- ствует общему интеллектуальному и психологическому развитию ребенка.
×

About the authors

Helen V. Butina

ANO CG «Planet of Childhood «Lada» c/g №102 «Merry Bells»

Email: metod 102@pdlada.ru
music teacher of the highest category. 36, Stepana Razina Str., Town of Togliatty, 445040, Russia

References

  1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Рад. школа, 1972. - C. 39.
  2. Бегак Б.А. Воспитание искусством. - М.: Просвещение, 1981. - 94 с.
  3. Доброва В.В. Психолингвистический подход к исследованию способности обучения иностранным языкам // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 2. - С. 27.
  4. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. - М.: ВЛАДОС, 1997. - С. 409.
  5. Радынова О.П. Настроения, чувства в музыке. - М.: Творческий центр, 2009. - 208 с.
  6. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 270 с.
  7. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. Статьи и выступления разных лет // Новое в жизни, науке, технике. Сер. Эстетика. - М.: Знание, 1984. - № 1. - 64 с.
  8. Буренина А.И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста). - СПб: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
  9. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей. - М.: Владос, 2001. - 112 с.
  10. Кулагина И.Е. Художественное движение (метод Л.Н. Алексеевой). - М.: Флинта, 1999. - 120 c.
  11. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика (Хореография в детском саду). - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 272 с.
  12. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. - М., 2005. - 24 с.
  13. Суворова Л.В. Программа «Золотая нотка». - Ульяновск, 2013. - 208 с.
  14. Доброва В.В. Психологические особенности субъектов диалогического дискурса. - Самара: СамГТУ, 2010. - 93 с.

Copyright (c) 2017 Butina H.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies