Формы обучения сотрудников ОВД по дисциплине «физическая подготовка»


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Сегодняшнее общество активно движется к информационной эпохе, требуя от специалистов все более высокого уровня подготовки. Поэтому перед учебными заведениями стоят определенные задачи, направленные на качественное обучение молодых людей и их профессиональное воспитание. В статье рассматриваются современные тенденции развития образовательного процесса для реализации целей, поставленных перед учебными заведениями. Автор уделяет особое внимание отдельным дисциплинам, для изучения которых необходима не только теоретическая составляющая, но и практическая часть. Описывается необходимость внедрения электронного учебника в учебные заведения системы органов внутренних дел для подготовки курсантов и обучения их навыкам, которые будут необходимы в будущей профессиональной деятельности, что способствует выполнению задач, стоящих перед правоохранительными органами.

Полный текст

Современная перестройка в системе высшего образования обусловлена движением в сторону личностно-развивающей парадигмы, необходимостью использования интеллектуально-творческого потенциала человека, новых компьютерных технологий, инновационных программ. Традиционные формы преподавания отводят ученикам в большей степени лишь роль пассивного преемника накопленного опыта, что не позволяет реализовать достижения современных целей образования. Теперь недостаточно просто заложить в го- лову учащихся массы информации и проверить уровень их освоения. Быстро меняющийся мир устанавливает новые цели образовательного процесса. «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - все, что может сделать учитель, это указать дорожки», - говорил английский критик Ричард Олдинг- тон. Данная цитата показывает нам, что цель образовательного процесса - не просто внести определенный объем знаний в голову студентов (курсантов), но и позаботиться об актуальности данной информации, а главное, о том, чтобы обучающий в будущем смог осознанно и наиболее эффективно ис- пользовать данные знания в профессиональной деятельности и в обыденной жизни. А это может быть достигнуто лишь тогда, когда у обучаемого есть понимание важности приобретения и реализации знаний, самостоятельного (факультативного) изучения предмета и повышения качества навыков. По- этому необходимо принципиально менять методы и формы подачи информа- ции на занятиях, внедрять современные компьютерные технологии. Переход сегодняшнего общества к информационной эпохе выдвигает в качестве основной задачи, стоящей перед системой образования, повыше- ние уровня подготовки будущих специалистов, профессионалов, в том числе сотрудников органов внутренних дел, в специализированных заведениях. Применение качественных мультимедийных средств позволяет сделать процесс обучения более гибким, развивать индивидуальные качества и регу- лировать темп обучения. Индивидуальное обучение является реализацией ак- тивного, самостоятельного поведения учащегося, направленного на получе- ние или закрепление учебного материала. Особенно это актуально для систем образовательных учреждений МВД, так как большое количество часов выде- ляется именно на самостоятельную подготовку курсантов. Однако по некото- рым дисциплинам очень сложно заниматься лишь по учебным пособиям, так как теоретическое владение материалом не является главной задачей предме- та, важна его практическая сторона. Такими являются физическая подготов- ка, огневая подготовка. Одним из видов мультимедийных средств, который в ближайшем буду- щем может активно внедряться в процесс образования, является электронный учебник. Что же подразумевает под собой данная технология? Электронный учебник - это особое устройство либо программное обеспечение, которое применяется в образовательном процессе как некий ресурс повышения эффективности обуче- ния и замещает собой традиционный бумажный вариант учебника. В настоящее время толкование словосочетания «электронный учебник» очень обширно: во-первых, под ним подразумевается электронная версия бу- мажного учебника; во-вторых, достаточно сложный комплекс программ, ко- торый позволяет показать ученикам помимо текста обучающий мультимедийный материал, включающий видеофрагментацию, аудиозаписи и т. д., со- держащий в себе также интерактивные блоки проверки знаний и обновляю- щийся из централизованного источника и так далее. Данная тема основывает- ся именно на втором образе электронного учебника. Также стоит заметить, что в современном мире в сфере образования осо- бую актуальность играет личностный подход. Проанализировав основопола- гающие концепции личностно-ориентированного обучения, можно прийти к выводу, что она основывается на ряде принципов: каждый обучаемый неповторим и уникален в своих качествах и спо- собностях; образовательный процесс должен создавать условия для развития обу- чаемого и его максимальной самореализации; в учебном плане должна быть предусмотрена многообразность позна- вательной деятельности, включая формы и методы ее организации; важнейшим источником целеполагания должна являться не учебная дисциплина, а сам обучаемый как субъект и личность. Основываясь на вышесказанном, отметим, что внедрение электронного учебника как одной из обязательных методик подготовки профессионалов в образовательных учреждениях, в нашем случае сотрудников ОВД, необхо- димо для того, чтобы более эффективно закреплять и использовать получен- ный материал, ведь основные часы по дисциплинам не предполагают полного восприятия информации. Существует специально отведенное время для кур- сантов специализированных вузов МВД - «самостоятельная подготовка», ко- гда по плану реализации учебных дисциплин должно происходить закрепле- ние полученной информации, а также пополнение знаний дополнительным материалом. Но что делать, если необходимо закрепить выполнение боевых приемов борьбы? Здесь как раз нам приходит на помощь современный элек- тронный учебник. Он превосходит по качеству подачи материала обычные методические рекомендации, в которых даже при наличии иллюстраций яв- ной последовательности и точности добиться невозможно. Как известно, ФЗ «О полиции» гласит, что одним из основных направле- ний деятельности полиции является предупреждение и пресечение преступ- лений и административных правонарушений. Отсюда вытекает и требование к курсантам и действующим сотрудникам, связанное с физической подготов- кой. Сотрудник должен иметь способность к силовому пресечению действий правонарушителей и преступников, их задержанию и сопровождению - под- тверждает рабочая учебная программа дисциплины «Физическая культура». А чтобы это осуществлять на практике, нужно иметь хорошую базу, наработанную в процессе обучения. Встречаются случаи, когда работающие со- трудники, имея правомерные основания, не могут или в моральном плане бо- ятся применения физической силы. Поэтому абсолютно необходимо посвя- щать данной дисциплине значительное количество времени как учебных, так и дополнительных занятий. Неизвестно, когда служба заставит нас принять нужное решение и применить физическую силу, а в своих силах каждый со- трудник должен быть уверен более чем на сто процентов. Перед преподавателями кафедры «Физическая подготовка» стоит огром- ный перечень задач по формированию готовности выпускника к успешному решению оперативно-служебных задач. Одной их таковых является овладе- ние двигательными навыками и умениями эффективно применять физиче- скую силу, в том числе боевые приемы борьбы, и их непрерывное совершен- ствование. Курсанты получают знания на занятиях, преподаватель указывает им на сложность выполнения упражнений, исправляет ошибки, однако пол- ное овладение и совершенствование невозможно только на занятиях, так как объем материала немал. Эту работу можно осуществлять самостоятельно, од- нако, безусловно, необходим наглядный материал, так как иногда оператив- ная или кратковременная (зрительная и мышечная) память искажает инфор- мацию и запоминание будет неэффективным, а в некоторых случаях даже даст отрицательный эффект. А правильное наглядное изображение будет спо- собствовать укреплению, усиленному запоминанию, точному построению последовательности телодвижений, что способствует лучшему осуществле- нию приемов как на учебной дисциплине, так и при необходимости на прак- тике. Как известно, в реальной жизни можно встретить массу неожиданно- стей, поэтому необходимо уметь точно применять свои профессиональные навыки как в обычных условиях, так при чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в режиме ЧП и т. д. «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или со- общены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжени- ем», - слова немецкого педагога Дистервега Адольфа Фридриха. Эти слова подтверждают то, о чем говорилось выше. Ведь именно от старания учени- ков, понимания и труда зависит их дальнейшая профессиональная жизнь. Мы сами строим свою судьбу. А чтобы быть сотрудником полиции, необходимо приложить очень много сил для своего развития, особенно связанного с вы- полнением своих обязанностей. А главным нашим помощников в этом будет мультимедийный учебник. Также стоит отметить роль преподавателя в обучении курсантов по дан- ной дисциплине. Его обязанность - не только научить будущих сотрудников правильно и эффективно применяться боевые приемы при задержании или отражении нападения преступников, не только дать им понимание правомер- ности их выполнения, то есть того, когда можно и когда нельзя выполнять эти приемы на практике, но самое главное - научить будущих правопримени- телей понимать, зачем они это делают, почему это является их обязанностью и насколько важна деятельность сотрудника полиции. Таким образом, дисциплина «Физическая подготовка» формирует физи- ческую готовность будущего сотрудника к успешному решению служебных задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов, способствует благополучному осуществлению службы. Ведь каждый сотруд- ник - это частица механизма системы МВД, и никто не должен выходить из строя. Каждый должен выполнять свои обязанности правомерно, неукосни- тельно, уверенно. Так как люди ждут помощи от полиции, нужно осуществ- лять процесс обучения не только здесь и сейчас, но и постоянно.
×

Об авторах

Алексей Леонидович Козицын

Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации

Email: aleksei2205@yandex.ru
аспирант кафедры «Технологии сервиса и технологическое образование» 603144, Россия, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3

Список литературы

  1. Бахтиярова Л.Н., Груздева М.Л. Педагогические приемы и методы работы преподавателей вуза в условиях информационной образовательной среды // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 1. - С. 166-169.
  2. Груздева М.Л., Горовая Т.Ю. Интеграция интернет-тестирования в практику преподавания в вузе // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 1. - С. 149-151.
  3. Кречетников К.Г. Требования к интерактивному электронному учебнику // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - № 38. - С. 48-53.
  4. Мусин Р.Ф. Электронные учебники как элемент системы электронного образования // Новые информационные технологии в образовании. - 2016. - С. 453-457.
  5. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students' classroom independent work in higher educational institutions // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 22. С. 95568.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Козицын А.Л., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.