Vol 3, No 2 (2006)
- Year: 2006
- Articles: 29
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/issue/view/3041
Articles
Proektirovanie i realizatsiya soderzhaniya i tekhnologii obucheniya KURSU VYSShEY MATEMATIKI DLYa STUDENTOV SPETsIAL'NOSTI «SVYaZI S OBShchESTVENNOST'Yu»
Abstract
Обоснованы методики преподавания, содержания, структуры и форм самостоятельной работы при проектировании программы по курсу высшей математике для студентов специальности «Связи с общественностью». Проделан и обобщен анализ учебных программ, методических
пособий и опыта работы при составлении профессионально ориентированной программы
по высшей математике для гуманитарной специальности. Разработана технология обучения высшей математике с учетом поставленного педагогического эксперимента по оценке опыта чтения курса.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):4-12



VLIYaNIE PSIKhOLOGIChESKIKh OSOBENNOSTEY LIChNOSTI NA SERDEChNO-SOSUDISTUYu SISTEMU PRI EKZAMENATsIONNOM STRESSE
Abstract
Представлены методы и результаты исследований влияния психологической структуры личности на реакцию сердечно-сосудистой системы (ССС) при экзаменационном стрессе. В отличие от известных работ авторы рассматривают психологическую и физиологическую составляющие организма человека как многокоординатные пространства и оценивают их взаимосвязь через корреляционные функции отдельно взятых координат из этих пространств.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):13-19



KOGNITIVNOE OBUChENIE FIZIKE V SISTEME VYSShEGO TEKhNIChESKOGO OBRAZOVANIYa
Abstract
Обучение физике рассмотрено как когнитивный процесс формирования репрезентаций физических объектов и явлений. Этот процесс происходит на основе когнитивных структур восприятия и обработки информации. Рассмотрены и проанализированы основные модели процесса решения учебных задач. Отмечено, что уже на стадии осмысления текста учащийся осуществляет целый комплекс когнитивных операций. Формирование когнитивной структуры задачи зависит от индивидуальных способов переработки информации, получивших название когнитивных стилей.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):20-29



INTEGRAL'NAYa DIAGNOSTIKA KAChESTVA OBUChENIYa BUDUShchIKh UChITELEY INFORMATIKI OB\"EKTNO-ORIENTIROVANNOMU PROGRAMMIROVANIYu
Abstract
Показано, что традиционные методы диагностики качества обучения будущих учителей информатики объектно-ориентированному программированию мало эффективны, не обеспечивают объективность, достоверность и систематичность педагогических измерений. Предлагается инновационный комплексный подход к разработке и реализации интегральной диагностики качества обучения, базирующейся на использовании автоматизированного тестирования и специализированного программного обучения.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):30-33



upravlenie personalom kak faktor povysheniya effektivnosti sistem menedzhmenta kachestva v vuze
Abstract
Эффективность внедряемых систем менеджмента качества во многом определяется тем, насколько персонал поддерживает идеи качества и вовлечен в процессы управления качеством. Формирование корпоративной культуры в вузе, нацеленной на качество, является одной из важнейших задач служб управления персоналом. В статье рассматриваются вопросы управления персоналом и формирования корпоративной культуры с позиций системного и компетентностного подходов, а также согласования личной и организационной систем сбалансированных показателей.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):34-41



Razrabotka spetsifikatsii ekzamenatsionnogo testa po fizike dlya studentov zaochnoy formy obucheniya
Abstract
Разработана спецификация экзаменационного теста по физике для студентов заочной формы обучения. Подробно рассмотрены все этапы ее создания. Представлен план теста семестрового контроля знаний студентов заочной формы обучения, созданный на ее основе.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):42-46



FIZIKO-MATEMATIChESKIE ZNANIYa V SISTEME DOVUZOVSKOY PODGOTOVKI ABITURIENTOV TEKhNIChESKOGO UNIVERSITETA
Abstract
Рассматривается актуальность формирования физико-математических знаний абитуриентов, которые способствуют повышению качества подготовки обучаемых как в системе довузовской подготовки и поступления их во втуз, так и для последующего успешного обучения по выбранной инженерной специальности.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):47-50



Pedagogicheskoe testirovanie v kurse vysshey matematiki
Abstract
Анализируется конструирование тестовых заданий теоретического, практического и графического видов в курсе высшей математики. Тестовые задания способствуют овладению понятиями и методами науки, позволяя студентам «примерять» знания к изучаемым процессам. Таким образом, педагогическое тестирование выступает и как средство повышения качества образования, и как инструмент контроля результатов обучения.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):51-60



AKSIOLOGIChESKIE OSNOVY PROEKTIROVANIYa SISTEMY PODGOTOVKI STUDENTOV VUZOV K OBShchENIYu
Abstract
Обоснована роль ценностных ориентаций - регулятора общения, в том числе профессионального. Выделены значимые для современного инженера ценностные ориентации. Рассмотрены существующие трансформации парадигмально-аксиологического поля в области образования.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):61-63



KONTsEPTUAL'NYE OSNOVY OBUChENIYa OBShchENIYu SOVREMENNOY MOLODEZhI
Abstract
Выделены методологические, нормативные и технологические основания концепции системного обучения общению современной молодёжи. Обоснованы общеметодологические, системные и специфические принципы построения системы обучения общению. Представлены принципы проектирования дидактической модели обучения общению современной молодёжи.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):64-67



METODIChESKIE ASPEKTY POSTROENIYa MATEMATIChESKOGO OBRAZOVANIYa INZhENERA-ELEKTRIKA
Abstract
Реализация планов непрерывной математической подготовки - необходимое условие повышения качества образования. В статье рассмотрены методические аспекты построения непрерывного математического образования инженеров-электриков на основе единого плана математической подготовки на весь период обучения с использованием статистико-морфологического анализа содержания общетеоретических и теоретических специальных дисциплин. Особое внимание уделено вопросу введения в программы по математике профессионально направленных задач, позволяющих показать студентам, какой огромный потенциал имеют математические методы в инженерной деятельности.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):68-74



Zaochnyy politekhnicheskiy institut:istoriya stanovleniya i razvitiya v tsifrakh i faktakh
Abstract
Приводятся данные о развитии заочного обучения в Самарском государственном техническом университете. Отмечается связь развития и становления заочного обучения с развитием потребностей промышленности и экономики Поволжья и всей страны в целом.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):75-81



STUDENT-ZAOChNIK: KTO ON?
Abstract
Рассматриваются и анализируются результаты социологического исследования студентов-заочников, проведенного на факультете очно-заочного и дистанционного обучения. Приводятся данные о социальном и гендерном составе, о профессиональной занятости, финансовом и семейном положении. Анализируются результаты анкетирования с точки зрения осознанности выбора формы обучения и специальности. Числовые данные иллюстрируются графическими материалами и сопровождаются таблицами.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):82-91



TsENNOSTNO-ORIENTATsIONNAYa DEYaTEL'NOST' UChENIKA
Abstract
В статье представлен аналитический обзор большого числа научных публикаций по проблеме ценностно-ориентационной деятельности учащихся. Рассматриваются функции ценностей, на основе которых даются рекомендации будущим учителям по организации ценностно-ориентационной деятельности учащихся.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):92-94



Konkurentosposobnost' menedzherov turistichesko-gostinichnogo servisa: sushchnost', struktura i puti formirovaniya
Abstract
В статье дается авторская трактовка сущности и путей формирования конкурентоспособности менеджеров туристско-гостиничного сервиса. Представлена и описана интегральная структурно-содержательная модель формирования конкурентоспособности будущих специалистов. Рассматриваются организационно-педагогические условия эффективного формирования конкурентоспособности специалистов сервиса в системе среднего профессионального образования.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):95-101



SOVERShENSTVOVANIE UChEBNO-POZNAVATEL'NOY DEYaTEL'NOSTI STUDENTOV TEKhNIChESKOGO UNIVERSITETA
Abstract
Рассматриваются теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки специалиста, владеющего не только прочными знаниями, но и умениями решать нестандартные производственные задачи.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):102-105



FUNKTsIONAL'NO-ORIENTIROVANNYE TEKhNOLOGII PROFESSIONAL'NOY ADAPTATsII MOLODYKh SPETsIALISTOV
Abstract
Показана эволюция проблемы обеспечения соответствия содержания профессионально-образова-тельных программ высшего технического образования требованиям науки и производства. Рассмотрены различные технологии профессиональной адаптации выпускников технических вузов и дана их сравнительная характеристика. Изложена концепция и организационно-методические основы системы функционально-ориентированной подготовки специалистов. Обоснованы критерии оценки результативности профессионально-образовательных программ.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):106-115



FORMIROVANIE KUL'TURY STUDENTOV TEKhNIChESKOGO VUZA V PROTsESSE OBUChENIYa INOSTRANNOMU YaZYKU
Abstract
Рассмотрена проблема формирования культуры студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку. Поиск решения проблемы ведется в направлении совмещения профессиональной деятельности проектирования и речевой деятельности на иностранном языке.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):116-124



Stanovlenie professional'noy napravlennosti studentov inzhenerno-pedagogicheskikh spetsial'nostey
Abstract
Рассматриваются особенности профессиональной направленности у студентов инженерно-педагогических специальностей, мотивы их учебной деятельности. Особое внимание уделяется содержательному и процессуальному компоненту преподавания инженерно-педагогического цикла как одному из факторов формирования профессиональной направленности.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):125-129






INNOVATsIONNAYa MODEL' PODGOTOVKI SPETsIALISTA NA OSNOVE FORMAL'NYKh TEKhNOLOGIY
Abstract
Представлена инновационная модель профессиональной подготовки специалистов, способных к эволюционному познанию профессиональной среды и принятию актуальных решений в реальной профессиональной деятельности. Инновационная модель разработана на основе фундаментальных положений нового трансдисциплинарного научного направления, получившего название «формальная технология» (ФТ).
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):134-140



TOVARNYY ZNAK V SISTEME BRENDINGA OBRAZOVATEL'NYKh TEKhNOLOGIY
Abstract
Проведен анализ товарных знаков образовательных учреждений, многие из которых за годы существования институтов превратились в устойчивые бренды. Сделаны выводы о тенденциях разработки и регистрации товарных знаков в образовательной области, причем рассмотрены как средства индивидуализации учреждений, так и логотипы отдельных образовательных технологий или научно-технических результатов в системе образования.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):141-149



PROFESSIONAL'NAYa IDENTIChNOST' LIChNOSTI STUDENTA V PROTsESSE OBUChENIYa V VUZE
Abstract
Рассматривается профессиональная идентичность как возможная характеристика функциональной системы индивидуальности специалиста на основе проведенного исследования. Дается определение «профессиональной идентичности» как одного из условий «благополучного» вхождения студентов в профессию в процессе обучения в вузе.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):150-154



PROFIL'NOE OBUChENIE FIZIKE KAK PEDAGOGIChESKAYa PROBLEMA
Abstract
Рассмотрены вопросы, связанные с возможностями самореализации и самоутверждения личности, включение ее в процесс профессионального самоопределения и будущей профессиональной самореализации, психолого-педагогические аспекты профильного профессионально направленного преподавания физики, определена цель обучения физике в классах инженерно-технического профиля с учетом социального заказа региона.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):155-161



nekorrektnye zadachi i ikh ispol'zovanie pri izuchenii fiziki
Abstract
Сформулировано определение корректных и некорректных учебных задач. Приведены различные примеры некорректных задач в соответствии с видом некорректности. Рассмотрены возможности использования некорректных задач при изучении физики.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):162-167



PODGOTOVKA PEDAGOGOV PROFESSIONAL'NOGO OBRAZOVANIYa s pozitsiy professiograficheskogo i kompetentnostnogo podkhodov
Abstract
Подготовка конкурентоспособного специалистов в сфере начального и среднего профессионального образования во многом зависит от способностей педагога. Педагог профессионального образования должен эффективно работать как в профессиональной сфере, так и в сфере педагогической. В статье рассматриваются проблемы подготовки педагогов профессионального обучения с позиций профессиографического и компетентностного подходов.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):168-173



Konfaynment-modelirovanie protsessov podgotovki konkurentosposobnogo spetsialista
Abstract
Рассматриваются вопросы разработки модульных междисциплинарных комплексов и системно-моделирующих заданий для повышения конкурентоспособности выпускников. Показано, что эффективный метод конфайнмент-моделирования бизнес-процессов может быть реализован и для образовательных процессов.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):174-180



INFORMATsIONNAYa BEZOPASNOST': OSNOVNYE PROBLEMY I PERSPEKTIVY
Abstract
Отмечено, что угрозы информационной безопасности (возможное использование информационно-коммуникационных технологий в преступных, террористических и враждебных военно-политических целях; применение уязвимых аппаратных и программных продуктов в военном секторе) становятся важным фактором, непосредственно влияющим на формирование международных отношений, и приобретают особую остроту в связи со значительным отставанием международного права от стремительно развивающихся информационных отношений в обществе. Рассмотрены инициативы России по укреплению как международной информационной безопасности, в частности, в рамках ООН, так и информационной безопасности на национальном уровне.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):181-185



UChET LIChNOSTNOGO POTENTsIALA PRI OBUChENII DISTsIPLINE «BEZOPASNOST' ZhIZNEDEYaTEL'NOSTI»
Abstract
Рассмотрена структурно-функциональная модель личностного потенциала обучаемых. Показаны факторы, участвующие в формировании личностного потенциала при обучении вопросам безопасности жизнедеятельности.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2006;3(2):186-188


