Том 16, № 3 (2019)
- Год: 2019
- Статей: 14
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/issue/view/3079
Статьи
Сетевые войны, полилог и скриптоконвенция в общественно деструктивных онлайн-группах
Аннотация
Социально-когнитивное моделирование дискурсов сетевых коммуникаций связано сосменой исследовательского вектора с «описательности» на «моделируемость» языковых явлений и процессов. В статье сфокусировано внимание на некоторых типах моделирования когнитивных способов превенции психологических угроз общественному благополучию. В работе представлена методика скриптововлечения онлайн-группы в конвенцию гуманизации группового мнения, основанная на обучении способам отношения к ситуации дискуссии, исключающим деструктивность. Выявленные нами негативные эмоциональные реакции в сетевых коммуникациях (коллективные страхи, агрессия, ресентимент), а также когнитивные модели политического экстремизма и интеллектуального терроризма позволили сконструировать кодировочную матрицу, включающую описание феноменов деструкции и их лингвопсихологических маркеров. Исходя из гипотезы, что конструктивная конвенционализация дискуссии может быть достигнута при 30 % конвенциональных позиций пишущих, мы провели эксперимент в русскоязычном секторе социальной сети Facebook. В статье на примере трех дискуссий, начатых 18 мая 2019 г. (посвященных противостоянию горожан в Екатеринбурге из-за строительства храма и гибели журналиста С. Доренко), показано, что конструктивное имплантирование скрипта может осуществляться как автором/модератором дискуссии, так и участником/читателем; как неосознанно, так и сознательно.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(3):6-18



Преподавание английского языка для профессиональных целей: методические и организационные проблемы
Аннотация
Представлен детальный анализ результатов анкетирования преподавателей английского языка для профессиональных целей, работающих в одном из российских вузов. Анкетирование проводилось с целью выявления организационных и методических проблем, препятствующих значительному повышению качества языковой подготовки будущих специалистов в вузе. Вопросы анкеты отражали различные аспекты деятельности преподавателя английского языка для будущей профессиональной деятельности студента. В первый блок входили вопросы, которые позволили составить социально-профессиональный портрет преподавателя с указанием возрастных параметров, опыта работы в данной профессиональной области, научных степеней и званий, базового высшего образования. Второй блок вопросов был направлен на выявление особенностей организации процесса обучения английскому языку для профессиональных целей с учетом характеристики академической группы/подгруппы в аспекте уровня владения английским языком, количества студентов в группе/подгруппе, продолжительности периода изучения данной дисциплины в соответствии с учебным планом. В анкету также входили вопросы, которые позволили выявить наиболее распространенные методы и подходы к преподаванию профессионального английского языка, определить виды учебной деятельности, осуществляемые преподавателем в аудитории. С целью повышения качества языкового образования студентов неязыковых специальностей и направлений подготовки через совершенствование методического компонента были обозначены области, в которых преподаватели видят необходимость профессионального роста и повышения квалификации. В качестве предварительного изучения проблемы представлен обзор работ российских ученых в данной области. В заключение делаются обобщения по результатам проведенного исследования и намечаются перспективы дальнейших исследований.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(3):19-30



Реализация проектного обучения в техническом вузе: энтузиазм преподавателей или сопротивление
Аннотация
Статья посвящена изучению реализации проектного обучения в рамках различных дисциплин технического вуза. Целью исследования является анализ проблемных моментов, возникающих у преподавателей в процессе организации работы с проектами и препятствующих его распространению. Инструментарий исследования включает анализ социально-педагогической литературы, изучение опыта применения проектного обучения в вузе, наблюдение, беседу, анкетирование. Полученные результаты приводят к выводу о том, что хотя проектное обучение вызывает интерес у большинства преподавателей и мыслится как достаточно эффективный вид деятельности, оно применяется не очень часто. Причиной служит ряд возникающих в процессе трудностей. Самыми распространенными являются сложности с поддержанием интереса к проекту и мотивацией, нехватка времени на планирование, реализацию проекта и презентацию результатов, неготовность студентов к самостоятельной работе, проблемы с контролем и оцениванием такой деятельности, неравномерное овладение учебным материалом. Аргументируется необходимость проведения курсов повышения квалификации по данной тематике. Определены наиболее важные разделы программы. Рекомендуется разрабатывать содержание курсов таким образом, чтобы научить преподавателей планировать проекты с учетом содержания учебной программы, формировать необходимые для определенной области знания, умения и навыки, а также развивать важные в современное время качества и компетенции: уверенность, стойкость, находчивость, гибкость, открытость, коммуникабельность, креативность, умение работать в команде. Кроме того, говорится о значимости детального обсуждения форм и методов реализации краткосрочных и международных проектов. Согласно результатам исследования, именно данные виды проектной работы преподаватели внедряют в учебный процесс реже остальных.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(3):31-41



Формирование транспрофессиональных компетенций в ряду новых задач методики преподавания иностранных языков
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования транспрофессиональных компетенций в системе профессионального образования средствами дисциплины «Иностранный язык». Актуальность темы определяется, во-первых, растущим спросом на работников-транспрофессионалов во всех сферах трудовой деятельности, а во-вторых, неудовлетворительным уровнем изученности рассматриваемой проблемы (как в психолого-педагогическом, так и в методическом аспекте). Транспрофессиональные компетенции рассматриваются в статье как компетенции, обеспечивающие способность работника выходить за рамки полученной им профессии, пользоваться достижениями и технологиями других сфер деятельности, оперативно осваивать новые навыки и умения и находить нестандартные решения на основе трансдисциплинарного синтеза и межпрофессиональных коммуникаций. Авторы статьи анализируют потенциальные возможности дисциплины «Иностранный язык», которые в случае их более полной реализации могли бы способствовать качественному формированию транспрофессиональных компетенций у обучающихся, а также определяют компетенции преподавателя, необходимые для более эффективной (с точки зрения развития транспрофессионализма) организации обучения иностранному языку. В статье представлены результаты проведенного авторами опроса среди преподавателей СамГТУ, направленного на диагностику вероятного уровня эффективности формирования транспрофессиональных компетенций у студентов в процессе обучения иностранному языку. Опираясь на полученные результаты, авторы констатируют, что на текущий момент учебный процесс организуется преподавателями большей частью с опорой на не совсем актуальные представления о профессиональных потребностях работника технической сферы, и формулируют наиболее актуальные с точки зрения формирования транспрофессионализма задачи, решение которых (в частности, в рамках разработанного курса повышения квалификации) позволило бы увеличить результативность обучения иностранному языку, повысив эффективность развития у студентов транспрофессиональных компетенций.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(3):42-54



Использование метода "peer review" для контроля и оценки языковых знаний
Аннотация
Рассматривается метод рецензирования "peer review" в применении к контролю и оценке языковых знаний учащихся, который обеспечивает последовательные результаты анализа критериев оценивания и учебных заданий в короткий период времени. Целью исследования является анализ функциональных особенностей и эффективности применения данного метода. В процессе работы использовались такие методы исследования, как метод сравнительного анализа, анкетирование, описательный метод, статистический метод. В результате исследования для проверки работ в жанре сочинения были разработаны критерии оценивания, которые отображают специфику данного жанра, отличающегося по своим стилистическим и функциональным характеристикам от эссе и статьи. Были выявлены преимущества и недостатки метода "peer review", среди которые в том числе отмечено, что рецензирование помогает вовлечь студентов в учебный процесс и развивает критическое мышление. Был проанализирован список лингводидактических функций данного метода, выявлено отношение студентов к использованию метода "peer review" в ходе обучения иностранным языкам применительно к оценке лингвистических знаний и навыков. Кроме того, был сделан вывод, что проверка грамматики и лексики в письменных работах остается прерогативой преподавателя, так как в силу своего опыта и знаний преподаватель значительно более компетентен в этих аспектах, нежели студент. В связи с этим эффективность применения метода рецензирования достигается в том случае, если и автор, и рецензент имеют одинаковый уровень знаний в области практики иноязычной письменной речи, а соответственно, и сопоставимые навыки письменной речи на иностранном языке.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(3):55-71



Опыт подготовки студентов факультета физической культуры и спорта к профессионально ориентированной коммуникации на иностранном языке
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению проблемы сопровождения процесса формирования навыков академической коммуникации; описывается важность изучения иностранного языка для студентов нелингвистических вузов. Авторы рассматривают профессионально ориентированное общение на иностранном языке как один из наиболее значимых аспектов академической коммуникации в современном университете. Сегодня академическая коммуникация, а в особенности профессионально ориентированное общение как ее часть, становится предметом изучения исследователей - теоретиков и практиков. Владение иностранным языком является профессионально значимым свойством любого человека, который готовится к работе в глобальном обществе. Академическое взаимодействие на международном уровне уже считается обязательным компонентом жизнедеятельности современного студента. Авторы опытным путем показывают, какие профессионально значимые характеристики могут быть развиты на основе специально организованной программы обучения иностранному языку на факультете физической культуры. Так, общение на английском языке в студенческой интернациональной среде и участие в академических обменах выступают основными видами учебно-воспитательного процесса и рассматриваются в содержании «профессионального портрета» специалиста по физической культуре и спорту как системообразующие. Описывается содержание и дается определение понятия «профессиональный портрет» по отношению к специалисту по физической культуре и спорту, в котором особую роль играет профессионально ориентированная коммуникация на иностранном языке. На основе анализа опыта подготовки студентов - будущих спортсменов доказывается значимость роли владения иностранным языком как основного требования для успешной учебной и эффективной профессиональной деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(3):72-78



Педагогические основы формирования цифровых профессиональных умений учителей общеобразовательной школы
Аннотация
Проблема повышения квалификации учителей требует систематичности и инноваций в связи с внедрением с 2017 г. профессионального стандарта педагога. На сегодняшний момент еще не накоплен достаточный практический опыт работы по новому стандарту, не определена четкая результативная характеристика процесса повышения квалификации учителей, нет системы, регулирующей набор необходимых профессиональных умений для формирования на курсах повышения квалификации. В данной статье в контексте проблемы изменения парадигмы современного образования раскрывается понятие и педагогические основы формирования новых профессиональных умений учителя общеобразовательной школы, в том числе цифрового образования и технологий в системе внутришкольного повышения квалификации. На основе анализа научной педагогической литературы выделяются основные подходы к процессу формирования профессиональных умений, что позволяет обозначить ключевые условия эффективного выстраивания процесса повышения квалификации учителей в парадигме новых требований. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что система повышения квалификации школьных учителей должна опираться на педагогические условия, в основе которых лежит алгоритм, позволяющий трансформировать приобретенные навыки в умения применять их в новых, изменяющихся условиях.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(3):79-88



Разработка и психометрическая проверка диагностики экзистенциала телесности (ДЭТ)
Аннотация
Экзистенциальные данности являются основными категориями, с которыми происходит работа в экзистенциальном анализе для актуализации бытия клиента. Несмотря на это они имеют малую операционализацию и слабо доступны количественным способам измерения, зачастую исследуются лишь феноменологическим путем, что ограничивает возможности работы с ними. Особенно это касается измерения телесности, которое в последнее время отбрасывается в угоду онтоцентрическим сферам. Из-за этого не всегда получается достаточно точно и доступно понимать феноменологию внутреннего мира, ведь не учитывается основной экзистенциал, выражающийся в возможности физически быть в этом мире. Также невозможно стандартизировать метод работы и исследовать его эффективность без специальных инструментариев. На основе этих проблем была разработана диагностика экзистенциала телесности (ДЭТ) как многомерного феномена переживания клиента своей физической явленности в мире. Были выделены конкретные методологические основы для создания диагностики, на их основе разработана дальнейшая структура методики и стимульный материал, которые в большинстве своем подтвердили свое значение в факторном анализе, лишь сфера Umwelt-предметного мира не во всем соответствует предполагаемым характеристикам. Была установлена конвергентная валидность, что подтвердило предмет этого инструментария, а также изучена структура телесного экзистенциала, который затрагивает все остальные онтологические характеристики, что подтверждает гипотезу о его основании для бытия. Все основные психометрические показатели были установлены, ДЭТ имеет высокие показатели конвергентной, прогностической и структурной валидности и надежности. Данная диагностика может быть использована в практической работе психолога в роли скрининговой диагностики либо же как референтный стимульный материал, подлежащий обсуждению на сессии и позволяющий непосредственно столкнуться с экзистенциальной сферой бытия.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(3):89-105



Формирование гибких навыков студентов бакалавриата в процессе обучения иностранному языку
Аннотация
В настоящее время востребованность специалистов со сформированными гибкими навыками (soft skills) продиктована современной экономической ситуацией, увеличивающимися информационными потоками и динамическими процессами в профессиональной среде, требованиями работодателей. Таким образом, существует запрос на высокое качество профессиональной подготовки будущих выпускников, обладающих универсальными компетенциями, которые могут быть полезны во многих жизненных ситуациях. Целью статьи является обоснование необходимости формирования гибких навыков на занятиях по иностранному языку как одного из условий обеспечения качества профессиональной подготовки. Гибкие навыки - это комплексное явление, включающее в себя 4 категории. Одна категория, представляющая интерес для нашего исследования, ориентирована на мыслительные навыки, которые, в свою очередь, соотносятся с разными видами эффективного мышления: аналитическим, логическим, критическим, системным, креативным, структурным, проектным, тактическим и стратегическим мышлением, а также поиском и анализом информации, выработкой и принятием решений. Авторы статьи рассматривают технологию развития критического мышления через чтение как эффективное средство формирования гибких навыков студентов бакалавриата различных направлений подготовки. В ходе диагностического тестирования установили, что большинство студентов демонстрируют низкий уровень развития критического мышления. Работа со студентами на основе чтения аутентичных текстов с выполнением различного вида заданий (задание-инструкция, задание-реконструкция, задание-поиск) повысила качество исследуемых навыков. Опытно-экспериментальная работа в рамках формирующего эксперимента подтвердила гипотезу о том, что для обеспечения эффективности процесса формирования гибких навыков следует проводить целенаправленную и последовательную работу по развитию навыков критического мышления студентов бакалавриата при обучении иностранному языку в вузе.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(3):106-115



Структурные компоненты готовности студентов неязыковых факультетов к осуществлению межкультурного общения
Аннотация
Рассматривается проблема готовности студентов неязыковых специальностей к осуществлению межкультурного общения в будущей профессиональной деятельности. Речь идет о конкурентоспособности выпускников неязыковых вузов в условиях современного отечественного и зарубежного рынка труда. С опорой на тот факт, что понятие «готовность личности к деятельности» определяется автором не как временное состояние, а как устойчивое свойство личности, действующее постоянно, выделяются три структурных компонента готовности студентов неязыковых факультетов к осуществлению межкультурного общения - когнитивный (знания о реальной картине мира, о языковой и культурной картине мира), технологический (умение осуществлять общение в соответствии с культурными особенностями носителей языка) и рефлексивно-оценочный (умение оценивать и анализировать достигнутый результат при реализации межкультурного общения, знания о ценностях, которые являются мотивами, побуждающими студентов к реализации межкультурного общения). Для того чтобы сформировать эти структурные компоненты готовности, выявляются три блока подготовки студентов: содержательный, технологический и результативный. К содержательному блоку подготовки студентов неязыковых факультетов к реализации межкультурного общения автор относит знания о соответствиях и различиях культурологических и лингвострановедческих фактов и явлений, традиций, нравов, обычаев в родной культуре и в культуре страны изучаемого языка. Технологический блок подготовки включает в себя формы и методы обучения студентов неязыковых факультетов реализации межкультурного общения. Результативный блок содержит оценку знаний и умений студентов преподавателем. Сформированность когнитивного компонента готовности студентов (знания межкультурного характера) определялась автором с помощью анкетирования. Сформированность технологического и рефлексивно-оценочного компонентов готовности студентов неязыковых факультетов к реализации межкультурного общения определялась с помощью оценки проявляемости у студентов умений при выполнении заданий межкультурного характера.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(3):116-127



Анализ развития системы непрерывного профессионального образования в России и за рубежом
Аннотация
Работа посвящена анализу развития системы непрерывного профессионального образования в России и за рубежом в различные исторические периоды. Статья анализирует этапы развития системы непрерывного образования, основные факторы, влияющие на его становление, сопоставляет причины, оказавшие существенное воздействие на формы и содержание профессионального образования. Исследование процесса развития системы непрерывного образования позволяет выделить проблемы его формирования на различных этапах, выявить ведущие направления его развития в настоящем и сформировать перспективы развития непрерывного образования как целостной системы. Современное общество подчеркивает особенную роль образования как ведущей ценности сохранения и приумножения культуры и роста человеческого потенциала. Непрерывное образование в таких условиях приобретает особенную актуальность, поскольку выходит за пределы формального образования, охватывая различные группы населения более, чем другие формы образования, обеспечивая самореализацию и самовыражение личности. Рассматривая основные этапы развития системы непрерывного образования, мы можем проследить ее подчиненность различным приоритетам развития государственной системы: развитию индустриального потенциала страны, политического просвещения и идеологической пропаганды, повышению культурного уровня граждан. При этом, безусловно, можно проследить и вектор влияния общества на систему непрерывного образования, формирующий актуальный заказ на образовательные тематики: здоровьесбережение, знакомство с новыми технологиями, индивидуальное творческое саморазвитие. Научная новизна работы заключается в выделении основных факторов, влияющих на формирование системы непрерывного образования в различные периоды, определении современных приоритетов развития непрерывного образования как движущей силы наращивания общественного инновационного потенциала. Исследование процесса развития системы непрерывного образования позволило нам сделать вывод о его значительной роли в современном образовательном пространстве, выявить его функции - профессиональную, личностную, социальную, сформулировать ведущие идеи развития непрерывного образования в современных условиях.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(3):128-139



Становление понятийного аппарата проблемы формирования коммуникативной рефлексии будущих специалистов
Аннотация
Статья посвящена вопросу становления понятийного аппарата проблемы формирования коммуникативной рефлексии будущих специалистов через призму исторического аспекта. Проблема рефлексии - одна из самых древних и вместе с тем актуальных проблем, привлекающих внимание специалистов из самых различных областей знания. Это позволило нам изучить накопленный опыт решения данной проблемы, выделить сложившиеся к настоящему времени социально-исторические предпосылки, обосновать своевременность и актуальность выбранного нами исследовательского направления. Автор рассматривает появление категории «рефлексия» начиная с античных времен, опираясь на труды Сократа, Платона, Аристотеля, Плотина. Краткое описание идей рефлексии в Средние века основано на учениях Августина и Фомы Аквинского. Следующим историческим периодом развития категории «рефлексия» в нашей работе является философия Нового времени, с опорой на труды Локка, Лейбница, Гегеля. ХХ век положил начало исследованию рефлексии с точки зрения деятельности, психологии мышления, закономерности организации коммуникативных процессов, рассмотрению ее как средства организации учебной деятельности, результата осмысления своей жизнедеятельности. В работе рассматривается рефлексия в аспекте коммуникативной деятельности, проводится объективный анализ различных подходов к вопросу о сущности коммуникативной рефлексии. Коммуникативный аспект рефлексии представлен работами С.Л. Рубинштейна, В.С. Библера, М.М. Бахтина, И.С. Кона и др. Проблему развития коммуникативной рефлексии автор освещает с точки зрения исследований второй половины ХХ века. Дефиниция «специалист» определяется в статье дискурсом компетентностного подхода. Автор делает акцент на повышенном требовании к специалисту, его умении использовать коммуникативные стратегии и личностную рефлексию в профессиональной деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(3):140-157



Автоматическая обработка текстов; тематическая сегментация учебных текстов
Аннотация
Статья посвящена проблеме автоматического количественного определения сложности и тематической сегментации текстов. Дана краткая характеристика положения дел в данной области, показано, что существующие формулы расчета индекса читабельности являются жанрозависимыми и утрачивают достоверность при их использовании для текстов другого жанра. На основе корпуса учебных текстов и анализа количественных параметров авторы предлагают новый способ анализа соответствия текста лингвистическим способностям школьников. Исследование осуществлено на материале УМК Spotlight 11, общий объем корпуса составил 38 текстов с суммарным объемом 12891 словоупотреблений. В качестве методов использованы тематическая сегментация, компонент-анализ, метод статистического анализа, в работе применялись формулы читабельности Флеш - Кинкейда для англоязычных текстов, программы автоматизированной обработки текстов Coh-Metrix, WebFX, MonkeyLearn. Оценка сложности текстов показала, что динамика текстов с заданиями такова: на ознакомительное чтение - от более сложных к менее сложным (-0.2); на просмотровое чтение - от менее сложных к более сложным (+0.4); в текстах на полное понимание прочитанного индекс сложности поднялся на 5.2. Тематическая сегментация, осуществленная при помощи программы Monkey Learn, выявила лексику 15 тем, которые в течение учебного года предлагаются учащимся для изучения в среднем 3-5 раз. Наиболее частотной является тема Humanities (гуманитарные науки), обращение к которой выявлено в 9 модулях. Показательно, что к темам Gardening (садоводство), Computers & Internet (компьютер и интернет), Science & Mathematics (наука и математика), Entertainment & Recreation (развлечения) авторы учебника обращаются только в одном модуле.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(3):158-173



Коммуникативная подготовка выпускника вуза как субъекта социума
Аннотация
Актуальность проблемы коммуникативной подготовки студентов обусловлена демократическими тенденциями общественного развития, задающими новую парадигму образования; изменением критериев оценки качества современного образования, среди которых значимой является готовность к межкультурному взаимодействию. Возникает необходимость организации коммуникативного образования для подготовки трансферного специалиста. Определяется суть двух инновационных для профессиональной педагогики категорий: «коммуникативное обучение» и «коммуникативное образование». В области дидактики высшей школы уточнена стратегия профессиональной подготовки студентов в вузе с установкой на формирование социальной компетенции; апробированные в ходе исследования техники общения могут применяться преподавателями иностранного языка для развития способностей к профессиональному самовыражению в поликультурной среде.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(3):174-180


