Bachelor students’ soft skills development in course of foreign language instruction



Cite item

Full Text

Abstract

Currently there is a demand for specialists with developed soft skills which is due to relevant economic situation, increasing information flows and dynamic processes in the professional environment, as well as employers’ requirements. Thus, high quality education for future university graduates with universal competencies that can be useful in many life situations is required. The purpose of the article is to explain the need for soft skills development in course of foreign language instruction as one of the conditions for professional training enhancement. Soft skills are a complex phenomenon that includes four categories. The category under study is focused on thinking skills, which, in turn, are related to different types of effective thinking: analytical, logical, critical, systemic, creative, structural, project, tactical and strategic thinking, as well as information search and analysis, decision making. The authors of the article consider the technology of critical thinking development through reading as an effective means of soft skills development at bachelor students’ of various areas of training. Testing assessment demonstrated that most students’ critical thinking performance is at low level. Thinking skills under discussion were improved by means of reading authentic texts and doing exercises of various types: instruction, reconstruction, search. Teaching experiment confirmed the hypothesis that process of soft skills development should be effective if purposeful and consistent work is carried out to form bachelor students’ critical thinking skills in course of foreign language instruction at the university.

Full Text

Введение В современных условиях развития образования и рынка труда высшей школе необходимо выпускать специалистов, готовых успешно работать в постоянно ме- няющихся условиях жизни, возрастающих потоках информации. Задача высшего образования - подготовить выпускника, способного эффективно осуществлять функции профессиональной деятельности в современных условиях [1]. Такие спе- циалисты должны не только генерировать новые идеи, но и быть способными кри- тически их анализировать, прогнозировать цели и уметь выразить их ясно и понятно для других. Очевидно, что мыслительные навыки и компетенции являются осново- полагающими для будущей трудовой деятельности выпускников высшей школы. Однако принципы, методы и технологии обучения и образования развиваются медленно и внедряются иногда с большим трудом, в то время как тенденции разви- тия общества и требования работодателей претерпевают стремительные изменения. В свою очередь, это свидетельствует о необходимости поиска общих особенностей компетенций, позволяющих выпускникам высшей школы быть достойными конку- рентами на рынке труда, достигать поставленных целей и успешно работать незави- симо от состояния развития экономики, специфики и направленности профессио- нальной деятельности. Анализ исследования «Будущие рабочие навыки 2020» Института будущего по- зволяет выделить наиболее универсальные навыки, умения и компетенции, необхо- димые для обучения студентов: умение мыслить нетрадиционно и критически, адап- тироваться к новым ситуациям, эмоциональный интеллект, межкультурные компе- тенции, способность к работе с большими данными, умение принимать решение и делать выводы, развитый интеллект для эффективной коммуникации [2]. Данные положения совпадают с ключевыми идеями понятия soft skills («гибкие навыки»), в основе которого заложена способность приобретать постоянно развивающиеся профессиональные навыки hard skills («жесткие навыки»). К жестким относят техни- ческие и профессиональные навыки (конкретные действия, квалификационные ха- рактеристики, должностные инструкции) [3]. Таким образом, гибкие навыки как универсальные компетенции могут быть полезны во многих жизненных ситуациях. 1. Обзор литературы В зарубежной и отечественной педагогике гибкие навыки определяются как универсальные, применяемые в любых сферах жизнедеятельности (способность к лидерству и сотрудничеству, умение выстраивать коммуникацию, строить отно- шения, выдвигать идеи, принимать решения). Исследованием понятий «гибкие на- выки» и «жесткие навыки» занимались как отечественные ученые - О. Абашкина, О.В. Баринова, Н.А. Вагапова, Ю.М. Давлетшина, В. Давидова, А.И. Ивонина, Д. Иванов, Н.В. Жадько, И.В. Канардов, А.Н. Мирошниченко, А.М. Новиков, Д. Татаурщикова, Н.А. Чечева, О.Л. Чуланова, Е. Павлова, Л.К. Сальная, О. Сосниц- кая, В. Стародубцева, В. Шипилов, Т.А. Яркова, так и зарубежные - Бенкезер и Ньюслеттер (2004), Ч. Манн, Сакстон (1996), Хангман и Алмекиндерз (2003), Чад- ха и Николас (2005). Без должных гибких навыков сложно добиться успеха. Д. Гоулман отмечает, что эффективность человека в профессиональной деятельности напрямую зависит от уровня развития гибких навыков, которые отличают «успешных специалистов от неуспешных, эффективные организации от неэффективных» [4]. К ведущим умениям личности XXI века Т.Я. Яркова относит «критичный характер мышления и ак- тивность, открытость всему новому и умение в нем ориентироваться, коммуника- тивные навыки, умение находить и обрабатывать информацию». Современные тен- денции и запросы работодателей позволили определить наиболее востребованные навыки специалистов: навыки решения сложных задач, критическое мышление, креативность, навыки работы в команде и эмоциональный интеллект. П. Гриффин определил набор навыков, необходимых всем специалистам в любой стране, кото- рый состоит их «4 К: Креативное мышление (Creative thinking), Коллаборация (Collaborating), Коммуникация (Communicating), Критическое мышление (Critical thinking)» [5]. Анализ определений гибких навыков позволяет выделить в них общие характери- стики: универсальность - получение и применение навыков как в профессиональной, так и в повседневной жизнедеятельности; направленность на эффективность работы и коммуникации с другими; эмоциональный интеллект; самоуправление (Е. Гайдученко, В. Давидова, А. Марушев, О. Сосницкая, Д. Татаурщикова, В. Шипилов). Известно, что гибкие навыки можно разделить на четыре группы: базовые комму- никативные навыки (умение ясно выражать свои мысли, вести переговоры, выступать перед публикой, навык самопрезентации), навыки self-менеджмента (самомотивация, самоуправление, тайм-менеджмент, рефлексия), управленческие навыки (мотивирова- ние, планирование, организация, контроль) и навыки эффективного мышления. Под на- выками эффективного мышления понимаем управление процессами в голове, которые помогают сделать жизнь и работу более системными [6]. Эффективное мышление включает в себя следующие виды: аналитическое, логическое, критическое, системное, креативное, структурное, проектное, тактическое и стратегическое мышление, поиск и анализ информации, выработка и принятие решений. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «гибкие навыки» - это ком- плексное явление, которое включает в себя целый ряд мыслительных, коммуника- тивных, управленческих умений, навыков и личных качеств студентов, способст- вующих достижению успеха в профессиональной и личной сферах жизни. 2. Материалы и методы Методология представленного исследования опирается на идеи компетентност- ного, системного и личностно-деятельностного подходов. Для решения поставленных задач применялись теоретические и эмпирические методы педагогического исследования: контент-анализ научной психолого- педагогической, социологической и методической литературы по проблеме исследо- вания; изучение образовательных документов; анализ учебников и учебных пособий, используемых в ходе преподавания иностранного языка; метод сравнительного ана- лиза; метод педагогического моделирования; педагогическое наблюдение за учеб- ном процессом; тестирование; изучение и обобщение педагогического опыта; опыт- но-экспериментальная работа. 3. Результаты исследования Дисциплина «Иностранный язык» обладает значительными возможностями для формирования у студентов бакалавриата большинства универсальных компетенций, связанных с гибкими навыками. Освоение иностранного языка предоставляет возмож- ности для разнообразного использования межпредметных связей, характеризуется нацеленностью на развитие личности и ее социальную адаптацию. Формирование универ- сальных языковых компетенций может способствовать развитию мыслительных, анали- тических и исследовательских навыков, умению критически осмысливать явления, ор- ганизовывать и осуществлять различные виды коммуникации, проектировать собствен- ную деятельность, работать в команде, принимать решения [7]. Ученые утверждают, что в процессе обучения иностранному языку развитие гибких навыков дополнит профес- сиональную подготовку студента «универсализмом, позволяющим личности быстро адаптироваться и добиваться успеха в условиях волатильности, неопределенности, сложности и неоднозначности современного мира» [8]. Так, потенциал дисциплины «Иностранный язык» может быть использован для работы над формированием гибких навыков студентов, являясь средством развития мышления в профессионально ориентированном дискурсе. Одним из основных методов развития гибких навыков считается самообучение, которое подразумевает чтение и изучение различных материалов, литературы о мо- делях успешного поведения [9]. Следовательно, в процессе формирования гибких навыков целесообразно уделять внимание именно самостоятельной работе студентов над текстами. Считаем, что работа над заданиями по чтению не является одним из компонен- тов обучения иностранному языку в высшей школе, так как подразумевает работу с другими видами речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение и письмо), наличие знаний по иностранному языку (грамматика, лексика, фонетика) и взаимо- связь с другими предметами. Таким образом, логично рассматривать работу над за- даниями по чтению как самостоятельный аспект формирования гибких навыков у студентов бакалавриата на занятиях по иностранному языку, который носит интег- рированный и комплексный характер, способен повысить эффективность обучения в высшей школе, вероятность успешного трудоустройства и профессиональной карьеры будущих выпускников. Технология формирования критического мышления содержит большое количество заданий, направленных на развитие умений выполнять логические мыслительные опе- рации (анализ, синтез, классификация, сравнение, типологизация, обобщение). Ученые утверждают, что целенаправленное и последовательное формирование приемов умст- венной деятельности, ведущих к самостоятельности и повышению активности мышле- ния студентов, позволяет развивать глубину, быстроту, широту, гибкость, систематич- ность, обстоятельность, последовательность и критичность мышления. По мнению спе- циалистов, такие качества мышления позволяют студентам, а в дальнейшем специали- стам «анализировать и адекватно оценивать различные жизненные ситуации, мыслить нешаблонно, находить нестандартные решения проблем» [1]. В «Программе курса иностранного языка для вузов неязыковых специально- стей» отмечено, что для достижения практической цели при обучении иностранному языку особое значение придается «умению работать с литературой, т. е. овладению всеми видами чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего, поисково- го)». Отмечается, что данный вид речевой деятельности чрезвычайно востребован при решении многих профессиональных задач [11]. Таким образом, значимость развития навыков чтения основывается на необхо- димости работать со специальной литературой, иноязычными источниками, ресурсами сети Интернет, информацией на родном и иностранном языке в ходе профес- сиональной деятельности любых специалистов. Чтение текстов по специальности на иностранном языке повышает профессиональную компетентность и предполагает знание принципов поиска и обработки информации. Так, приоритетной деятельно- стью в процессе подготовки студентов бакалавриата в неязыковом вузе становится чтение профессионально ориентированных текстов на иностранном языке с целью понимания, извлечения и использования значимой информации [12]. Например, чте- ние с критическим анализом прочитанного представляет собой оценку прочитанного при помощи соотнесения содержания текста с личной точкой зрения, собственными знаниями и жизненным опытом. Для обучения критическому чтению подходят на- учные, художественные, публицистические тексты разного объема. Данный вид чте- ния способствует формированию умений отделять главное от второстепенного; до- гадываться о значении слов по словообразовательным элементам, по контексту; ана- лизировать текст выборочно; точно понимать смысл текста; работать со словарем. Ученые отмечают, что критическое чтение формирует способности анализировать содержание и языковую форму текста; отличать факты от мнений; подвергать про- читанное сомнению [13], что способствует развитию мыслительных навыков. В ходе работы, нацеленной на обучение чтению с критическим анализом прочитанного, учащиеся выполняют упражнения на анализ содержания текста; дают ответы на во- просы по основному содержанию; занимаются составлением плана, резюме и анно- тации прочитанного текста; участвуют в дискуссии. Работа над развитием критического мышления в процессе чтения как состав- ляющей гибких навыков студентов бакалавриата требует тщательного отбора зада- ний. Три вида развивающих заданий, описанных Н.Е. Буланкиной, имеют в основе технологии развития навыков критического мышления: задания-инструкции, зада- ния-реконструкции, задания-поиски [14]. Рассмотрим эти виды заданий. Первый вид - «задания-инструкции» - нацелен на проверку понимания прочитанного (на основе изучающего чтения) и ориентиро- ван на восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение учебного материа- ла. Такие задания, как ответы на вопросы по содержанию текста, пересказ, верные и неверные утверждения, способствуют накоплению и закреплению в памяти дан- ных, необходимых для последующей продуктивной деятельности. Второй вид - «задания-реконструкции» (с применением ознакомительного чте- ния) - направлен на активное овладение приемами рациональной умственной дея- тельности. Такие задания предполагают составление плана прочитанного, выделение ключевых слов, понимание значений слов из контекста, распознавание заголовка текста, построение предположения о содержании текста, о развитии темы, выделе- ние основных положений текста с последующей детализацией и аргументацией, рас- сказ на определенную тему. Задания такого вида требуют от учащихся использовать свои способности к анализу, классификации, сравнению, обобщению и впоследствии синтезу информации. Полагаем, что выполнение заданий данного вида способствует развитию навыков критического мышления студентов бакалавриата и увеличивает возможность их самостоятельной работы, так как предполагает не просто воспроиз- ведение учебного материала, а его оценку, переосмысление и преобразование. Третий вид - «задания-поиски» (на основе поискового чтения) - предполагает вовлеченность в работу всех ранее сформированных компетенций студентов и способствует развитию навыков планирования, а именно конкретизации плана действий для выполнения задания, его реализации, достижения поставленных целей и анализа выполненной работы. Вышеперечисленные задания нацелены на активизацию мыслительной деятельно- сти студентов бакалавриата для получения новой информации, ее дальнейшей интер- претации, анализа и обсуждения. Так, задания, побуждающие учащихся находить взаи- мосвязи между предметами, обращаться к личному опыту, интегрировать и анализиро- вать информацию, полученную из разнообразных источников, позволяют стимулиро- вать заинтересованность учащихся на занятии, что помогает студентам выступать в ка- честве активных участников процесса обучения [15]. Таким образом, в ходе работы над любым из видов чтения происходит формирование мыслительных навыков. В данной статье мы описали некоторые виды заданий по чтению, способствую- щих формированию гибких навыков студентов бакалавриата. Такая работа характе- ризуется повышением уровня мотивации к обучению, увеличивает объем профес- сиональных знаний, способствует развитию мыслительных навыков и эффективно- сти выполнения заданий. Студенты с более высоким уровнем критического мышле- ния способны решать трудновыполнимые задачи, думать критически и творчески для достижения поставленных целей, принимать решения и анализировать свои дей- ствия, демонстрируя положительное отношение к выполняемой деятельности [16]. В конце занятия студентам бакалавриата предлагается заполнить анкету, в которой они самостоятельно оценивают качество изучаемого материала, отмечают, какие мыслительные операции были задействованы при решении конкретных задач. Так, по результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что работа над заданиями по чтению повышает заинтересованность студентов в обучении, способствует разви- тию мыслительной деятельности учащихся, находит отражение в творчестве, увели- чивает знания профессиональной направленности и расширяет кругозор. Таким образом, в предположении о том, что формирование гибких навыков, не- обходимых студентам для успешной будущей профессиональной деятельности, мо- жет проходить на занятиях по иностранному языку, было решено провести экспери- ментальную работу по развитию навыков критического мышления. Опытно- экспериментальная работа предполагает следующие этапы: изучение и анализ науч- ной литературы по теме исследования, наблюдение и обобщение педагогического опыта, диагностическое тестирование навыков студентов бакалавриата 1-го и 2-го курсов, выбор технологии развития навыков критического мышления, отбор мате- риала для работы со студентами, проведение контрольного этапа эксперимента, ана- лиз показателей. Диагностическое исследование по выявлению исходного уровня мыслительных навыков учащихся как составляющей гибких навыков (выборку составили 67 сту- дентов бакалавриата различных направлений подготовки) показало, что большинст- во студентов имеют невысокий уровень развития критического мышления (как мыс- лительного компонента гибких навыков). Диагностическое тестирование было про- ведено на основе психолого-педагогических тестов [17, 18]. Анализ полученных результатов констатирует доминирование студентов с по- роговым уровнем развития критического мышления (59,7 %). В этой группе студен- тов преобладает отсутствие интереса к саморазвитию и самообразованию. Группа студентов с базовым уровнем критического мышления составляет 29,8 %. Студенты обладают положительным отношением к учебной деятельности, но невысоким уровнем развития исследуемых навыков мышления. 10,4 % студентов продемонстрировали продвинутый уровень развития критиче- ского мышления, а также интерес к учебе, самообразованию и саморазвитию, жела- ние применять различные мыслительные навыки для решения задач и анализа собст- венной деятельности. Проведенная экспериментальная работа со студентами бакалавриата 1-го и 2-го курсов подтвердила теоретическое предположение о развитии мыслительных навы- ков средствами иностранного языка. В результате эксперимента выявлен рост изме- ряемых показателей, что свидетельствует об эффективности проведенной работы по развитию критического мышления студентов (см. таблицу). Таблица 1 Уровни сформированности критического мышления студентов бакалавриата на констатирующем и формирующем этапах экспериментального исследования Уровень сформированности Показатели, % Уровень сформированности Констатирующий этап Формирующий этап Продвинутый 10,4 25,4 Базовый 29,9 49,2 Пороговый 59,7 25,4 4.Обсуждение и заключение Результаты экспериментальной проверки на основе анализа показателей констатирующего и формирующего этапов эксперимента подтвердили гипотезу о том, что для обеспечения эффективности процесса формирования гибких навыков следует проводить целенаправленную и последовательную работу по развитию навыков критического мышления студентов бакалавриата при обучении иностранному языку в вузе.
×

About the authors

Svetlana G. Men’shenina

Samara State Technical University

Email: menshenina.mail@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department. 244, Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100, Russia

Galina A. Pozdnyakova

Samara University

Email: pozdnyakova_gala@mail.ru
Senior Lecturer of Foreign Languages and Professional Communication. 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russia

References

  1. Сальная Л.К., Овчаренко В.П. О формировании универсальных компетенций студентов инженерного вуза средствами дисциплины «Иностранный язык» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 6. - Ч. 2. - С. 199-202 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramota.net/materials/2/2017/6-2/60.html (дата обращения: 24.01.2019).
  2. Davies A. Future Work Skills 2020 / A. Davies, D. Fidler, M. Gorbis // Institute for the Future for University of Phoenix Research Institute. 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iftf.org/uploads/media/SR-1382A_UPRI_future_work_skills_sm.pdf (дата обращения: 24.01.2019).
  3. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - Т. 2. - № 4. - С. 222-234.
  4. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 301 с.
  5. Skills for Social Progress: The Power of Social and Emotional Skills OECD. Skills Studies,2015. OECD Publishing. 140 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://dx.doi.org/10.1787/9789264226159-en (дата обращения: 20.03.2019).
  6. McMillan J. Enhancing college student’s critical thinking: A review of studies. Research in Higher Education, 1987. 29 p.
  7. Kelly Y.L. Assessing students’ critical thinking performance: Urging for measurements using multi-response format [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elsevier.com/locate/tsc (дата обращения: 15.03.2019).
  8. Развитие soft skills у курсантов в процессе обучения иностранному языку // Интернет- журнал «Мир науки». - 2018. - № 5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mir- nauki.com/PDF/73PDMN518.pdf (дата обращения: 26.02.2019).
  9. Девять академических «мягких» навыков [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://4brain.ru (дата обращения: 05.03.2019).
  10. Позднякова Г.А. Технология развития критического мышления на занятиях по иностранному языку у студентов вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2015. - Т. 17. - № 1(4). - С. 850-853.
  11. Программа курса иностранного языка для вузов неязыковых специальностей (240 часов аудиторных занятий) / Под ред. К.Г. Павловой, С.А. Кузнецова, Е.В. Мусницкой [и др.].- М.: Московский государственный лингвистический университет, 2004. - 78 с.
  12. Борозенец Г.К. Интегративный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования / Борозенец Галина Кузьминична. - Тольятти, 2005.- 434 с.
  13. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. - М., 1987.- 207 c.
  14. Буланкина Н. Система развивающих заданий в обучении иностранному языку // Просвещение. Иностранные языки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iyazyki.ru/2012/03/sistema-zadanij/ (дата обращения: 08.04.2019).
  15. Interdisciplinary student engagement as a potential condition of developing professional creativity / P.G. Labzina, V.V. Dobrova, S.G. Menshenina, N.V. Ageenko // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019.04.105 (дата обращения: 04.09.2019).
  16. Enhancing critical thinking in foreign language learners / Servat Shirkhania, Mansour Fahim // Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2011. Р. 111 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sciencedirect.com (дата обращения: 24.04.2019).
  17. Тест по критическому мышлению CTT-1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://critical-thinking.ru/test/(дата обращения: 04.09.2019).
  18. Международное исследование критического мышления (Кембриджский университет и компания Macat) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://evolkov.net/critic.think/Macat_Cambridge/(дата обращения: 04.09.2019).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Men’shenina S.G., Pozdnyakova G.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies