Pedagogical aspects of digital professional teaching skills development



Cite item

Full Text

Abstract

The school teachers’ professional development requires systematic approach and innovation in the context of 2017 professional standardized profile. This paper highlights the lack of sufficient practical experience of work within the framework of new standard and a clear performance of the teachers’ training professional development. The article reveals the notion and pedagogical bases of new professional skills development of secondary school teachers, the main approaches to the process of formation of professional skills, their digital education and technological awareness as well as their main components and categories that characterize that process in the context of the problem of changing the paradigm of modern education. The findings of the research illustrate how the teachers’ training professional development can be based on the algorithm, which allows transforming the acquired skills into the ability to apply them in new, changing conditions.

Full Text

Введение Внедрение с 2011 г. новых государственных образовательных стандартов на- чального общего образования, а после - основного общего и среднего общего обо- значило кардинальное изменение парадигмы современного образования. Модель современного выпускника - это личность, способная и готовая к самообразованию в течение всей жизни, обладающая навыками исследовательской и проектной дея- тельности, умеющая формулировать для себя учебную проблему и находить пути ее решения. Фокус процесса обучения сменился с передачи учителем готовых ЗУН (знания, умения, навыки) в рамках одного конкретного предмета на формирование у учащихся метапредметных УУД (универсальных учебных действий), которые со- ставляют основу любой деятельности и позволяют ученику быть автономным. Такая автономия, по мнению М.И. Солнышкиной, зависит от успеха избранной коммуни- кантами дискурсивной практики и от владения ими экстралингвистическим и семан- тическим контекстами, аналогичными словарем и тезаурусом [5]. Сам учебный предмет теперь становится не целью, а средством формирования личности. Эти из- менения, несомненно, повлекли за собой и изменения в профессиональных требова- ниях к учителю. И если системы высшего и среднего специального образования опе- ративно отреагировали на эти изменения и выпускают молодых специалистов, обу- ченных и готовых работать по новым стандартам, то что же делать с учителями, по- лучившими свою профессию до всех этих изменений? В этой связи ключевое значе- ние приобретает система повышения квалификации учителя, которая должна помочь ему научиться преподавать по-новому, т. е. сформировать у учителя новые профес- сиональные умения. Важным компонентом образования педагога иностранного язы- ка является цифровое образование, которому необходимо уделять значительное внимание при проведении курсов повышения квалификации. Следует отметить, что проблема повышения квалификации учителей требует нового подхода к изучению в связи с внедрением с 2017 г. профессионального стандарта педагога. Пока еще не накоплен достаточный практический опыт работы по новому стандарту, не опреде- лена четкая результативная характеристика процесса повышения квалификации учи- телей, нет системы, регулирующей набор необходимых профессиональных умений для формирования на курсах повышения квалификации. Учитель самостоятельно выбирает курсы в соответствии со своими профессиональными запросами, что не гарантирует наличия у него необходимых профессиональных умений. Так, учителя склонны выбирать курсы, касающиеся их узкой предметной направленности, зачас- тую пренебрегая возможностью овладения метапредметными профессиональными умениями. Как никогда сегодня актуальны вопросы использования учителями ин- формационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Как отмечает М.З. Биболетова, у учителя иностранного языка большой потенциал и возможности в моделировании информационно-образовательной среды на уроке [1]. Существует большое разнооб- разие направлений и способов применения ИКТ: это ресурсы Интернет, аудио- и видеоматериалы, онлайн-технологии, мультимедийные программы и т.д. И здесь ключевым моментом будет являться умение учителя грамотно применить выбран- ные ресурсы, сделать так, чтобы урок был интересным и эффективным с точки зре- ния прочного овладения видами речевой деятельности и способствовал формирова- нию положительной мотивации. По мнению О.А. Мироновой, крайне значимым сегодня является вопрос формирования информационно-коммуникационной компе- тенции современного учителя как в учебном, так и в воспитательном процессе, а также во внеклассной работе [3]. 1. Обзор литературы Анализ исследований в области педагогики и психологии, посвященных про- блеме формирования профессиональных умений и повышения квалификации учите- лей, позволил выявить ряд объективных противоречий: - между требуемыми профессиональным стандартом профессиональными уме- ниями и существующим подходом к их формированию; - между огромным выбором образовательных программ для повышения квали- фикации и недостаточной разработанностью методологического подхода к системе повышения квалификации как ресурсу профессионального развития. Стремление найти пути разрешения указанных противоречий обусловило про- блему исследования. Проблема профессиональной подготовки специалистов, соот- ветствующих требованиям изменяющейся действительности, всегда была и остается актуальной. Так, в 2013 г. был утвержден и в 2017 г. вступил в силу профессиональ- ный стандарт педагога, который закрепил деятельность специалистов в этой области в трудовых функциях [4]. Каждая функция состоит из трудовых действий, необхо- димых знаний и необходимых умений. Данный документ предъявляет новые требо- вания к выпускникам педагогических специальностей, что повлекло за собой разра- ботку новых стандартов для профессиональной подготовки специалистов в вузах, а значит, и более детальное изучение психолого-педагогической общественностью вопроса формирования профессиональных умений, подходов к этому процессу, вы- явление противоречий и возможностей, гарантирующих качественный результат в профессиональной подготовке. Говоря о проблеме формирования профессиональных цифровых умений в част- ности, мы должны понимать общую функцию образования в целом. За основу возь- мем базовое положение существующей парадигмы образования, которое заключает- ся в том, что образование, особенно профессиональное, играет особую роль в поли- тическом, социокультурном и экономическом развитии общества. 2. Материалы и методы 1. Профессиональное образование, являясь личностно-ориентированным, может быть эффективно реализовано только через личностно-деятельностный подход. 2. Наиболее важным компонентом профессиональной цифровой компетенции является система профессиональных знаний, навыков и умений. Рассмотрев стандарты профессионального образования, можно убедиться в том, что в понятие компетенций и квалификаций включены все те же понятия знаний и умений, описывающих готовность специалистов к выполнению трудовых функций. Личностно-деятельностный подход. Данный подход предусматривает действия, которые объединены одним мотивом и направлены на достижение определенной цели, - это и есть деятельность. Деятельность можно охарактеризовать по следую- щим параметрам: полнота, производительность, качество, надежность (прочность). Сюда также входит профессиональное умение - нормативно закрепленный способ деятельности, который трансформируется в индивидуальный в деятельности учителя и обучающихся. Контекстный подход, или профессионально-деятельностный. В данном подхо- де основным элементом деятельности выступает «профессиональная ситуация», в которой смоделировано предметное содержание будущей профессиональной дея- тельности при помощи различных форм, методов и средств обучения. Системный подход. Предполагает отношение к профессиональным умениям как части дидактической системы. 1. Формирование профессионального умения - это процесс достижения опреде- ленного качества личности, выраженного в определенном результате; в то же время это средство развития личности. 2. Специальные знания и навыки являются системами более низкого уровня. Но в то же время они обладают собственной структурой из разных взаимосвязанных элементов. 3. Знания и навыки формируют сложную динамическую систему умения. Они являют собой внутренние и внешние связи объекта и обеспечивают его устойчи- вость, стабильность и качество. Рассмотрим основные функции элементов, составляющих умения. Основной элемент умения - это знание. В контексте человеческой деятельности различают знания об объекте (об окружающей действительности) и знания о способах деятельности (о деятельности в действительности). Таким образом, подчеркивается спо- собность умения к развитию, притом что главную роль играет система знаний. В нашем случае это система знаний об информационно-коммуникационных технологиях. В понятие «адекватность умения» Л.В. Львов [2] включает следующие компо- ненты: - личностный: потребностно-мотивационный, эмоционально-волевой; - деятельностный: операционно-процессуальный, интеллектуально-познава- тельный; - контрольно-оценочный. Умение можно считать адекватным, если новая освоенная система знаний, на- выков и способов деятельности позволяет самостоятельно и целенаправленно вы- полнять профессиональную деятельность в новых изменяющихся условиях, т. е. ста- ла новым качеством личности. Адекватность формируемого профессионального умения может быть достигнута при следующих условиях: - если формируемое умение предъявляется в качестве образцового для осущест- вления адекватной профессиональной деятельности; - если процесс формирования умения последовательно проходит основные эта- пы, что гарантирует трансформацию точных знаний и действий (навыков) в учеб- ные, а затем и в профессиональные умения; - если процесс формирования адекватных профессиональных умений сопрово- ждается контролем и самоконтролем [2, c. 102]. 3. Результаты исследования Таким образом, в результате исследования педагогических основ процесса фор- мирования профессионального цифрового умения мы делаем следующие выводы: 1. Профессиональное цифровое умение - это способность личности, сформированная в процессе обучения через освоение информационно-коммуникационных технологий, а также системы точных знаний, навыков и способов деятельности, и позволяющая самостоятельно и целенаправленно выполнять профессиональную деятельность в новых изменяющихся условиях. 2. Процесс формирования профессионального умения - это процесс приобрете- ния системы точных знаний и навыков, усвоения способов деятельности и развития на этой основе способности личности самостоятельно, целенаправленно выполнять деятельность в новых изменяющихся условиях. 3. Процесс формирования профессиональных умений должен строиться по оп- ределенному алгоритму, позволяющему трансформировать приобретенные навыки в умения применять их в новых, изменяющихся условиях. 4. Профессиональное умение должно быть адекватным, т. е. его качество долж- но соответствовать нормативным требованиям социального заказа. 5. Педагогическими основами формирования профессиональных цифровых умений являются: - сформированная мотивация к овладению новыми умениями; - овладение специальными (профессиональными) знаниями и способами дейст- вий; - системное овладение информационно-коммуникационными умениями; - соблюдение алгоритма формирования умения; - применение системного, личностно-деятельностного или контекстного подходов; - применение профессиональных действий в новых, изменяющихся условиях. 4.Обсуждение и заключение На основании вышеизложенного можно утверждать, что для формирования но- вых профессиональных цифровых умений учителей общеобразовательных школ при повышении квалификации необходимо выполнить следующие условия: 1) учитель сам должен осознать потребность в приобретении новых профессио- нальных цифровых умений, тем самым будет сформирована устойчивая внутренняя мотивация к профессиональному развитию и самосовершенствованию; 2) формирование профессионального умения учителя должно следовать опреде- ленному алгоритму: идентификация нового умения (необходимо предъявить учите- лю новые знания и способы действия), автоматизация (овладение способом действия через многократные выполнения), автономия (применение нового умения в изме- няющихся ситуациях, т. е. в практической педагогической деятельности); 3) процесс формирования новых профессиональных цифровых умений учителя должен носить ситуационный (контекстный) и деятельностный характер, т. е. фор- мироваться в контексте конкретной профессиональной задачи, через практическое применение нового формируемого умения.
×

About the authors

Victoria V. Levchenko

Samara University

Email: Levchenko_v2004@mail.ru
Dr. Ped. Sci., Professor, Head of Modern Languages and Professional Communication Department. 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russia

Elena V. Zharkikh

Povolzhskii Pravoslavnyi Institute in honor of the Sainted Alexiy, Metropolit of Moscow

Email: zharkikh-tfsaga@mail.ru
Lecture of Foreign Philology Department 4a, Yubileynaya st., Togliatti, 445028, Russia

Olga A. Mironova

Nizhny Novgorod Institute of Education Development

Email: mironovaolga836@gmail.com
Associate Professor of Modern Languages Department. 203, Vaneeva st., Nizhny Novgorod, 603122, Russia

References

  1. Биболетова М.З. Потенциал учителя иностранного языка в моделировании информационно-образовательной среды // Мат-лы междунар. конф., посвящ. памяти проф. Г.В. Роговой в связи со 100-летием со дня рождения. Под ред. Н.В. Языковой, Л.Г. Викуловой // Профессиональное становление учителя иностранного языка в системе педагогического образования. - 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30523464 (дата обращения 15.07.2019).
  2. Львов Л.В. Роль умений в достижении профессиональной компетенции будущих специалистов // Образование и наука. - 2004. - № 5(29). - С. 94-108.
  3. Миронова О.А. Развитие информационно-коммуникационной компетенции учителя и учащихся иностранного языка через применение электронных образовательных ресурсов // Метапредметное содержание языкового образования: школа - вуз: сб. статей Межвуз. науч.-практ. конф. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2016. - С. 200-205.
  4. Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.001.pdf (дата обращения 01.08.2019).
  5. Солнышкина М.И., Калинкина Т.Е., Зиганшина Ч.Р. Конвенции профессиональной коммуникации // Филология и культура. Казанский федеральный университет. - 2015. - № 4(42). - С. 150-156. ISSN: 2074-0239
  6. Асмолов А.Г. Гонки за будущим: «и вот наступило потом» // Поволжский педагогический поиск. - 2017. - № 2(20). - С. 60-67.
  7. Воронец С.М. Формирование профессиональной культуры преподавателя иностранных языков // Иностранные языки в школе. - 2017. - № 12. - С. 38-41.
  8. Гончарук О.В. Развитие ценностного потенциала учителя иностранного языка в процессе совершенствования методической компетенции // Нижегородское образование. - 2018. - № 3. - С. 65-71.
  9. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка:интегративно-рефлексивный подход: Монография. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. - 336 с.
  10. Тер-Минасова С.Г. Преподавание иностранных языков в современной России: нужно подумать.. // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 11. - С. 21-29.
  11. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  12. Жукова Н.В. Роль внутреннего, кросскультурного контекста в становлении личной культуры субъекта: Монография. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. - 212 с.
  13. Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика. - 2011. - № 4. - C. 27-29.
  14. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. - 2005. - № 3. - С. 12-16.
  15. Зеер Э.Ф. Самоопределение человека в современных конфликтующих реальностях. - Екатеринбург: РГППУ, 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsvpu.ru/blogi/zeer-evald-fridrixovich/konfliktuyushhie-realnosti-72/ (дата обращения: 24.08.2019).
  16. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход в образовании // Высшее образование в России. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
  17. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2007. - 256 с.
  18. Злотникова Т.С. Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сб. науч. статей / под науч. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 357 с.
  19. Ильченко В.Р., Гуз К.Ж. Модернизация содержания образования как национальная проблема // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 3-7.
  20. Казаков А.В. Формирование социокультурной компетентности специалистов сферы обслуживания в системе дополнительного образования: автореферат дис. … канд. пед. наук / А.В Казаков. - М.: МГУ им. М.А. Шолохова, 2013.
  21. Коваленко В.И., Маторина О.П. Новые требования к педагогической деятельности преподавателя вуза: теоретико-методологический аспект // Культурная жизнь юга России. - 2011. - № 1. - С. 52-60.
  22. Кондаков А.М. Модели образовательного выбора и ведущие компетентности как образовательные ресурсы для развития личности, общества и государства // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 230-235.
  23. Маторина О.П., Соколова О.А. Педагогическая технология как условие реализации компетентностного подхода в высшем социально-культурном профессиональном образовании (теория, опыт, перспективы). - Белгород, 2012.
  24. Профессиональный стандарт педагогической деятельности / Под ред. А.Я. Кузьмина, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова // Вестник образования. - 2007. - № 7.
  25. Саволайнен Г.С. Компетентностный подход в системе дополнительного профессионального образования учителей // Инновации в непрерывном образовании. - 2010. - № 1. - С. 77-82.
  26. Саволайнен Г.С. Социокультурная компетентность как стратегия подготовки учителя к социокультурному взаимодействию в образовательном процессе // Вестник Красноярского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2006. - № 3. - С. 32-45.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Levchenko V.V., Zharkikh E.V., Mironova O.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies