Pedagogical aspects of digital professional teaching skills development
- Authors: Levchenko V.V.1, Zharkikh E.V.2, Mironova O.A.3
-
Affiliations:
- Samara University
- Povolzhskii Pravoslavnyi Institute in honor of the Sainted Alexiy, Metropolit of Moscow
- Nizhny Novgorod Institute of Education Development
- Issue: Vol 16, No 3 (2019)
- Pages: 79-88
- Section: Articles
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52380
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.3.7
- ID: 52380
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Введение Внедрение с 2011 г. новых государственных образовательных стандартов на- чального общего образования, а после - основного общего и среднего общего обо- значило кардинальное изменение парадигмы современного образования. Модель современного выпускника - это личность, способная и готовая к самообразованию в течение всей жизни, обладающая навыками исследовательской и проектной дея- тельности, умеющая формулировать для себя учебную проблему и находить пути ее решения. Фокус процесса обучения сменился с передачи учителем готовых ЗУН (знания, умения, навыки) в рамках одного конкретного предмета на формирование у учащихся метапредметных УУД (универсальных учебных действий), которые со- ставляют основу любой деятельности и позволяют ученику быть автономным. Такая автономия, по мнению М.И. Солнышкиной, зависит от успеха избранной коммуни- кантами дискурсивной практики и от владения ими экстралингвистическим и семан- тическим контекстами, аналогичными словарем и тезаурусом [5]. Сам учебный предмет теперь становится не целью, а средством формирования личности. Эти из- менения, несомненно, повлекли за собой и изменения в профессиональных требова- ниях к учителю. И если системы высшего и среднего специального образования опе- ративно отреагировали на эти изменения и выпускают молодых специалистов, обу- ченных и готовых работать по новым стандартам, то что же делать с учителями, по- лучившими свою профессию до всех этих изменений? В этой связи ключевое значе- ние приобретает система повышения квалификации учителя, которая должна помочь ему научиться преподавать по-новому, т. е. сформировать у учителя новые профес- сиональные умения. Важным компонентом образования педагога иностранного язы- ка является цифровое образование, которому необходимо уделять значительное внимание при проведении курсов повышения квалификации. Следует отметить, что проблема повышения квалификации учителей требует нового подхода к изучению в связи с внедрением с 2017 г. профессионального стандарта педагога. Пока еще не накоплен достаточный практический опыт работы по новому стандарту, не опреде- лена четкая результативная характеристика процесса повышения квалификации учи- телей, нет системы, регулирующей набор необходимых профессиональных умений для формирования на курсах повышения квалификации. Учитель самостоятельно выбирает курсы в соответствии со своими профессиональными запросами, что не гарантирует наличия у него необходимых профессиональных умений. Так, учителя склонны выбирать курсы, касающиеся их узкой предметной направленности, зачас- тую пренебрегая возможностью овладения метапредметными профессиональными умениями. Как никогда сегодня актуальны вопросы использования учителями ин- формационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Как отмечает М.З. Биболетова, у учителя иностранного языка большой потенциал и возможности в моделировании информационно-образовательной среды на уроке [1]. Существует большое разнооб- разие направлений и способов применения ИКТ: это ресурсы Интернет, аудио- и видеоматериалы, онлайн-технологии, мультимедийные программы и т.д. И здесь ключевым моментом будет являться умение учителя грамотно применить выбран- ные ресурсы, сделать так, чтобы урок был интересным и эффективным с точки зре- ния прочного овладения видами речевой деятельности и способствовал формирова- нию положительной мотивации. По мнению О.А. Мироновой, крайне значимым сегодня является вопрос формирования информационно-коммуникационной компе- тенции современного учителя как в учебном, так и в воспитательном процессе, а также во внеклассной работе [3]. 1. Обзор литературы Анализ исследований в области педагогики и психологии, посвященных про- блеме формирования профессиональных умений и повышения квалификации учите- лей, позволил выявить ряд объективных противоречий: - между требуемыми профессиональным стандартом профессиональными уме- ниями и существующим подходом к их формированию; - между огромным выбором образовательных программ для повышения квали- фикации и недостаточной разработанностью методологического подхода к системе повышения квалификации как ресурсу профессионального развития. Стремление найти пути разрешения указанных противоречий обусловило про- блему исследования. Проблема профессиональной подготовки специалистов, соот- ветствующих требованиям изменяющейся действительности, всегда была и остается актуальной. Так, в 2013 г. был утвержден и в 2017 г. вступил в силу профессиональ- ный стандарт педагога, который закрепил деятельность специалистов в этой области в трудовых функциях [4]. Каждая функция состоит из трудовых действий, необхо- димых знаний и необходимых умений. Данный документ предъявляет новые требо- вания к выпускникам педагогических специальностей, что повлекло за собой разра- ботку новых стандартов для профессиональной подготовки специалистов в вузах, а значит, и более детальное изучение психолого-педагогической общественностью вопроса формирования профессиональных умений, подходов к этому процессу, вы- явление противоречий и возможностей, гарантирующих качественный результат в профессиональной подготовке. Говоря о проблеме формирования профессиональных цифровых умений в част- ности, мы должны понимать общую функцию образования в целом. За основу возь- мем базовое положение существующей парадигмы образования, которое заключает- ся в том, что образование, особенно профессиональное, играет особую роль в поли- тическом, социокультурном и экономическом развитии общества. 2. Материалы и методы 1. Профессиональное образование, являясь личностно-ориентированным, может быть эффективно реализовано только через личностно-деятельностный подход. 2. Наиболее важным компонентом профессиональной цифровой компетенции является система профессиональных знаний, навыков и умений. Рассмотрев стандарты профессионального образования, можно убедиться в том, что в понятие компетенций и квалификаций включены все те же понятия знаний и умений, описывающих готовность специалистов к выполнению трудовых функций. Личностно-деятельностный подход. Данный подход предусматривает действия, которые объединены одним мотивом и направлены на достижение определенной цели, - это и есть деятельность. Деятельность можно охарактеризовать по следую- щим параметрам: полнота, производительность, качество, надежность (прочность). Сюда также входит профессиональное умение - нормативно закрепленный способ деятельности, который трансформируется в индивидуальный в деятельности учителя и обучающихся. Контекстный подход, или профессионально-деятельностный. В данном подхо- де основным элементом деятельности выступает «профессиональная ситуация», в которой смоделировано предметное содержание будущей профессиональной дея- тельности при помощи различных форм, методов и средств обучения. Системный подход. Предполагает отношение к профессиональным умениям как части дидактической системы. 1. Формирование профессионального умения - это процесс достижения опреде- ленного качества личности, выраженного в определенном результате; в то же время это средство развития личности. 2. Специальные знания и навыки являются системами более низкого уровня. Но в то же время они обладают собственной структурой из разных взаимосвязанных элементов. 3. Знания и навыки формируют сложную динамическую систему умения. Они являют собой внутренние и внешние связи объекта и обеспечивают его устойчи- вость, стабильность и качество. Рассмотрим основные функции элементов, составляющих умения. Основной элемент умения - это знание. В контексте человеческой деятельности различают знания об объекте (об окружающей действительности) и знания о способах деятельности (о деятельности в действительности). Таким образом, подчеркивается спо- собность умения к развитию, притом что главную роль играет система знаний. В нашем случае это система знаний об информационно-коммуникационных технологиях. В понятие «адекватность умения» Л.В. Львов [2] включает следующие компо- ненты: - личностный: потребностно-мотивационный, эмоционально-волевой; - деятельностный: операционно-процессуальный, интеллектуально-познава- тельный; - контрольно-оценочный. Умение можно считать адекватным, если новая освоенная система знаний, на- выков и способов деятельности позволяет самостоятельно и целенаправленно вы- полнять профессиональную деятельность в новых изменяющихся условиях, т. е. ста- ла новым качеством личности. Адекватность формируемого профессионального умения может быть достигнута при следующих условиях: - если формируемое умение предъявляется в качестве образцового для осущест- вления адекватной профессиональной деятельности; - если процесс формирования умения последовательно проходит основные эта- пы, что гарантирует трансформацию точных знаний и действий (навыков) в учеб- ные, а затем и в профессиональные умения; - если процесс формирования адекватных профессиональных умений сопрово- ждается контролем и самоконтролем [2, c. 102]. 3. Результаты исследования Таким образом, в результате исследования педагогических основ процесса фор- мирования профессионального цифрового умения мы делаем следующие выводы: 1. Профессиональное цифровое умение - это способность личности, сформированная в процессе обучения через освоение информационно-коммуникационных технологий, а также системы точных знаний, навыков и способов деятельности, и позволяющая самостоятельно и целенаправленно выполнять профессиональную деятельность в новых изменяющихся условиях. 2. Процесс формирования профессионального умения - это процесс приобрете- ния системы точных знаний и навыков, усвоения способов деятельности и развития на этой основе способности личности самостоятельно, целенаправленно выполнять деятельность в новых изменяющихся условиях. 3. Процесс формирования профессиональных умений должен строиться по оп- ределенному алгоритму, позволяющему трансформировать приобретенные навыки в умения применять их в новых, изменяющихся условиях. 4. Профессиональное умение должно быть адекватным, т. е. его качество долж- но соответствовать нормативным требованиям социального заказа. 5. Педагогическими основами формирования профессиональных цифровых умений являются: - сформированная мотивация к овладению новыми умениями; - овладение специальными (профессиональными) знаниями и способами дейст- вий; - системное овладение информационно-коммуникационными умениями; - соблюдение алгоритма формирования умения; - применение системного, личностно-деятельностного или контекстного подходов; - применение профессиональных действий в новых, изменяющихся условиях. 4.Обсуждение и заключение На основании вышеизложенного можно утверждать, что для формирования но- вых профессиональных цифровых умений учителей общеобразовательных школ при повышении квалификации необходимо выполнить следующие условия: 1) учитель сам должен осознать потребность в приобретении новых профессио- нальных цифровых умений, тем самым будет сформирована устойчивая внутренняя мотивация к профессиональному развитию и самосовершенствованию; 2) формирование профессионального умения учителя должно следовать опреде- ленному алгоритму: идентификация нового умения (необходимо предъявить учите- лю новые знания и способы действия), автоматизация (овладение способом действия через многократные выполнения), автономия (применение нового умения в изме- няющихся ситуациях, т. е. в практической педагогической деятельности); 3) процесс формирования новых профессиональных цифровых умений учителя должен носить ситуационный (контекстный) и деятельностный характер, т. е. фор- мироваться в контексте конкретной профессиональной задачи, через практическое применение нового формируемого умения.About the authors
Victoria V. Levchenko
Samara University
Email: Levchenko_v2004@mail.ru
Dr. Ped. Sci., Professor, Head of Modern Languages and Professional Communication Department. 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russia
Elena V. Zharkikh
Povolzhskii Pravoslavnyi Institute in honor of the Sainted Alexiy, Metropolit of Moscow
Email: zharkikh-tfsaga@mail.ru
Lecture of Foreign Philology Department 4a, Yubileynaya st., Togliatti, 445028, Russia
Olga A. Mironova
Nizhny Novgorod Institute of Education Development
Email: mironovaolga836@gmail.com
Associate Professor of Modern Languages Department. 203, Vaneeva st., Nizhny Novgorod, 603122, Russia
References
- Биболетова М.З. Потенциал учителя иностранного языка в моделировании информационно-образовательной среды // Мат-лы междунар. конф., посвящ. памяти проф. Г.В. Роговой в связи со 100-летием со дня рождения. Под ред. Н.В. Языковой, Л.Г. Викуловой // Профессиональное становление учителя иностранного языка в системе педагогического образования. - 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30523464 (дата обращения 15.07.2019).
- Львов Л.В. Роль умений в достижении профессиональной компетенции будущих специалистов // Образование и наука. - 2004. - № 5(29). - С. 94-108.
- Миронова О.А. Развитие информационно-коммуникационной компетенции учителя и учащихся иностранного языка через применение электронных образовательных ресурсов // Метапредметное содержание языкового образования: школа - вуз: сб. статей Межвуз. науч.-практ. конф. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2016. - С. 200-205.
- Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.001.pdf (дата обращения 01.08.2019).
- Солнышкина М.И., Калинкина Т.Е., Зиганшина Ч.Р. Конвенции профессиональной коммуникации // Филология и культура. Казанский федеральный университет. - 2015. - № 4(42). - С. 150-156. ISSN: 2074-0239
- Асмолов А.Г. Гонки за будущим: «и вот наступило потом» // Поволжский педагогический поиск. - 2017. - № 2(20). - С. 60-67.
- Воронец С.М. Формирование профессиональной культуры преподавателя иностранных языков // Иностранные языки в школе. - 2017. - № 12. - С. 38-41.
- Гончарук О.В. Развитие ценностного потенциала учителя иностранного языка в процессе совершенствования методической компетенции // Нижегородское образование. - 2018. - № 3. - С. 65-71.
- Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка:интегративно-рефлексивный подход: Монография. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. - 336 с.
- Тер-Минасова С.Г. Преподавание иностранных языков в современной России: нужно подумать.. // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 11. - С. 21-29.
- Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.
- Жукова Н.В. Роль внутреннего, кросскультурного контекста в становлении личной культуры субъекта: Монография. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. - 212 с.
- Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика. - 2011. - № 4. - C. 27-29.
- Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. - 2005. - № 3. - С. 12-16.
- Зеер Э.Ф. Самоопределение человека в современных конфликтующих реальностях. - Екатеринбург: РГППУ, 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsvpu.ru/blogi/zeer-evald-fridrixovich/konfliktuyushhie-realnosti-72/ (дата обращения: 24.08.2019).
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход в образовании // Высшее образование в России. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2007. - 256 с.
- Злотникова Т.С. Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сб. науч. статей / под науч. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 357 с.
- Ильченко В.Р., Гуз К.Ж. Модернизация содержания образования как национальная проблема // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 3-7.
- Казаков А.В. Формирование социокультурной компетентности специалистов сферы обслуживания в системе дополнительного образования: автореферат дис. … канд. пед. наук / А.В Казаков. - М.: МГУ им. М.А. Шолохова, 2013.
- Коваленко В.И., Маторина О.П. Новые требования к педагогической деятельности преподавателя вуза: теоретико-методологический аспект // Культурная жизнь юга России. - 2011. - № 1. - С. 52-60.
- Кондаков А.М. Модели образовательного выбора и ведущие компетентности как образовательные ресурсы для развития личности, общества и государства // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 230-235.
- Маторина О.П., Соколова О.А. Педагогическая технология как условие реализации компетентностного подхода в высшем социально-культурном профессиональном образовании (теория, опыт, перспективы). - Белгород, 2012.
- Профессиональный стандарт педагогической деятельности / Под ред. А.Я. Кузьмина, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова // Вестник образования. - 2007. - № 7.
- Саволайнен Г.С. Компетентностный подход в системе дополнительного профессионального образования учителей // Инновации в непрерывном образовании. - 2010. - № 1. - С. 77-82.
- Саволайнен Г.С. Социокультурная компетентность как стратегия подготовки учителя к социокультурному взаимодействию в образовательном процессе // Вестник Красноярского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2006. - № 3. - С. 32-45.
