Том 4, № 1 (2007)

Статьи

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Абдрахманова Л.В.

Аннотация

Рассматриваются результаты проведенного исследования по применению технологии игрового обучения в процессе формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов технического вуза на основе информационно-коммуникативного подхода.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):4-8
pages 4-8 views

БАЗОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Андрюхина Т.Н.

Аннотация

Статья посвящена вопросу необходимости научно обоснованного выявления специфичных профессиональных компетенций для специалистов конкретных направлений. Традиционная система подготовки специалистов в высшей профессиональной школе ориентирована на получение обучающимися определенной квалификации, т.е. навыков выполнения ими конкретной деятельности в узкой предметной области. В связи с этим имеет место серьезное противоречие между существующей системой подготовки специалистов и запросами практики и рынка труда к специалисту с высшим профессиональным образованием, который должен обладать компетентностью в широкой предметной области, профессиональной мобильностью, способностью к замещаемости
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):9-12
pages 9-12 views

Формирование математической культуры студентов гуманитарного профиля, обучающихся по специальности «Связи с общественностью»

Афанасьева С.Г.

Аннотация

В статье отражается тенденция математизации высшего гуманитарного образования, которая направлена не только на обучение математическим методам, но и на развитие с помощью математики профессионального мышления, формирование математической культуры. Математизация гуманитарных наук способствует познанию, прогнозированию, профилактике кризисных явлений, которыми насыщена современная историческая ситуация, и управлению ими. Изучается педагогическая проблема проектирования модели математической культуры студентов гуманитарного профиля, обучающихся по специальности «Связи с общественностью». Развитие математической культуры студентов-гуманитариев, обучающихся по специальности «Связи с общественностью», воспринимается как фактор активизации будущего специалиста, который способен направить его в «восходящем» направлении личностно-профессионального совершенствования, становления индивидуальности, творческой самореализации.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):13-21
pages 13-21 views

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ»

Багдасарова Ю.А.

Аннотация

В статье рассматриваются методологические аспекты формирования профессионально-экологи-ческой компетентности у студентов технических вузов. Представлены рекомендации по содержанию экологических и экологизированных учебных дисциплин. Дано обоснование базовых профессионально-экологических компетенций и приведена модель их формирования.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):22-28
pages 22-28 views

УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫМ АСПЕКТОМ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Базир Л.Н.

Аннотация

Статья посвящена вопросам управления коммуникативным аспектом в процессе самостоятельной работы студентов в техническом вузе. Рассмотрены этапы обучения устной речи - как монологической, так и диалогической, - а также навыкам ведения дискуссии. Представлены пять этапов управленческого цикла по порождению устноречевого высказывания на основе текста с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):28-34
pages 28-34 views

Синергетический подход к системе обучения иностранным языкам

Беленкова Ю.С.

Аннотация

Сегодня вместе с развитием информационных систем и технологий ускоряется процесс устаревания знаний, что вызывает необходимость постоянного самообразования. Поэтому процесс обучения должен быть направлен на творческое развитие личности, которая будет строить свою жизнь путем самореализации и саморазвития, то есть по законам синергетики. В современных условиях обучения иностранному языку возникла необходимость реализации новых подходов и методик обучения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):35-38
pages 35-38 views

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИА-ПРОЕКТОРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ

Бородина С.А.

Аннотация

Рассматривается применение мультимедиа-проектора на лекционных занятиях по курсу высшей математики на кафедре ВМиПИ Самарского государственного технического университета
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):39-40
pages 39-40 views

ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ

Гилев А.А., Михелькевич В.Н.

Аннотация

В работе рассмотрен механизм формирования обобщенных когнитивных структур, позволяющих анализировать самые различные системы взаимодействующих объектов. Они определяют способ взаимодействия индивида с окружающей средой. Указано, что эти структуры непосредственно связаны со структурой семантических полей. Их диагностика позволит оценить эффективность обучения и создать дополнительный канал обратной связи «студент - преподаватель». Приведены результаты экспериментального исследования на основе метода свободных ассоциаций общих закономерностей структуры семантических полей, образуемых при изучении физики.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):40-44
pages 40-44 views

ЗНАЧЕНИЕ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЫРЬЯ И ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ» В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Гуреева Е.Г.

Аннотация

В статье рассматривается роль курса «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания» в формировании экологических компетенций студентов-технологов, будущих специалистов-рестораторов. Обоснована необходимость применения компетентностного подхода в учебном процессе для данной специальности. Определены основные экологические компетенции. Подчеркивается междисциплинарный и интегральный характер формируемых компетенций.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):45-49
pages 45-49 views

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ СТУДЕНТОВ НЕФТЕТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Дубас Е.В.

Аннотация

Повышенные требования работодателей к профессиональной подготовленности и мобильности специалистов обуславливают необходимость нового подхода к фундаментальной подготовке студентов по физике. Это требование вступает в противоречие с существующей методикой и практикой обучения студентов-нефтетехнологов общенаучному курсу физики, не связанному с профилем их предстоящей деятельности. В связи с этим предпринята попытка создания профильно-ориентированного курса физики, формирующего предметные профессионально-значимые компетенции у студентов нефтетехнологического факультета.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):49-51
pages 49-51 views

КОМПОНЕНТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО И ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОГО ДИАЛОГА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Дьяконов Г.Н., Козырская Л.А., Удальцова Е.Г.

Аннотация

В работе исследован один из методов моделирования взаимодействия между обучающим и обучаемым субъектами в учебном процессе. Большое внимание уделено формализации диалога с учётом ценности информации. Для реализации задачи совершенствования дистанционного обучения предлагается применение готовой инфраструктуры -глобальной сети Интернет с использованием её стандартов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):51-58
pages 51-58 views

Многоуровневая система контроля знаний студентов по курсу «Высшая математика»

Евдокимов М.А., Стрелкова Н.Н.

Аннотация

Рассматривается многоуровневая система тестовых заданий по курсу высшей математики, применяемая на кафедре ВМиПИ Самарского государственного технического университета
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):59-62
pages 59-62 views

ЭКСПЕРТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Зайцева И.А.

Аннотация

Рассматриваются результаты проведенного исследования по применению технологии дифференцированного обучения в целях формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студентов технического вуза.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):62-66
pages 62-66 views

Использование профессионально направленных задач при обучении будущих экономистов математике

Кочетова Т.Н.

Аннотация

Статья посвящена установлению межпредметной интеграции в процессе профессиональной подготовки экономистов путем решения профессионально направленных задач математическим методом, в частности, методом математического моделирования.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):66-72
pages 66-72 views

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ БАЗ ДАННЫХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Кузнецова И.Г.

Аннотация

В статье рассматривается состояние работы с зарубежными полнотекстовыми базами данных в Самарском государственном техническом университете. Приведены статистические данные по различным показателям документовыдачи и состава пользователей баз данных, рассмотрена их корреляция.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):72-74
pages 72-74 views

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ СРЕДЕ

Москалева Т.С., Севостьянова О.М.

Аннотация

Представлена интегративная технология обучения студентов графическим дисциплинам, в которой используются и взаимно сочетаются традиционные и инновационные методы обучения. Рассматривается применение интегративных курсов «Начертательная геометрия и компьютерная графика», «Инженерная и компьютерная графика» при обучении студентов в техническом вузе. Особое место занимают компьютерные технологии, применяемые на всех этапах учебного процесса.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):75-79
pages 75-79 views

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИУНИВЕРСИТЕТА С ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ

Никифорова С.В., Михелькевич В.Н.

Аннотация

В статье изложены методологические и организационно-методические основы целевой функционально-ориентированной подготовки специалистов в техническом вузе. Рассматриваются принципы и формы взаимодействия вуза с промышленными предприятиями по совместной предметно-отраслевой и функциональной подготовке студентов старших курсов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):79-84
pages 79-84 views

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕНЕДЖЕРА НА ОСНОВЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Пестрикова Н.А.

Аннотация

Рассматривается взаимосвязь диверсификации в образовании с происходящими в экономике изменениями. Подчеркивается влияние диверсификации на конкурентоспособность специалиста. Приводятся различные формы обучения менеджеров (студентов и специалистов) иностранному языку, подчеркивается экономическая целесообразность для предприятий трудоустройства специалистов с дополнительной квалификацией, а именно владеющих иностранным языком.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):85-89
pages 85-89 views

ВЫСТРАИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, БУДУЩЕГО МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Руднева Е.Н.

Аннотация

В статье рассматривается процесс становления профессиональной идентичности у студентов и предлагается программа, позволяющая формировать здравое отношение будущих молодых специалистов к профессиональной деятельности, прививать им умение выявлять имеющиеся сложности и разрабатывать стратегию их преодоления, осваивать и укреплять отношения внутри профессионального сообщества, что обеспечит им в будущим социальную поддержку в среде профессионалов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):89-93
pages 89-93 views

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ НАУЧНОЙ РЕЧИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Студенникова Н.К.

Аннотация

Рассматриваются особенности преподавания в техническом вузе новой гуманитарной дисциплины «Русский язык и культура речи». Анализируется актуальность включения данной дисциплины в учебные планы подготовки специалистов технического профиля. Определены цели и задачи обучения студентов негуманитарного профиля научному стилю речи. Указаны способы формирования навыков и умений устной и письменной научной речи у студентов технических вузов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):93-97
pages 93-97 views

ОБ УЧЕБНИКЕ ФИЛОСОФИИ

Труфанов С.Н.

Аннотация

Статья посвящена проблеме выхода из кризиса вузовской философии. Причина кризиса заключается в том, что в основе действующих сегодня учебников философии лежит вольфовский принцип систематизации понятий - распределение их по так называемым философским наукам. Это принцип давно устарел и не соответствует потребностям нашего времени. Чтобы выйти из кризиса философии, необходимо перейти к гегелевскому принципу систематизации понятий в порядке логической преемственности их смысла.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):98-107
pages 98-107 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах