Том 4, № 1 (2007)
- Год: 2007
- Статей: 21
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/issue/view/3042
Статьи
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
Рассматриваются результаты проведенного исследования по применению технологии игрового обучения в процессе формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов технического вуза на основе информационно-коммуникативного подхода.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):4-8
4-8
БАЗОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Аннотация
Статья посвящена вопросу необходимости научно обоснованного выявления специфичных профессиональных компетенций для специалистов конкретных направлений. Традиционная система подготовки специалистов в высшей профессиональной школе ориентирована на получение обучающимися определенной квалификации, т.е. навыков выполнения ими конкретной деятельности в узкой предметной области. В связи с этим имеет место серьезное противоречие между существующей системой подготовки специалистов и запросами практики и рынка труда к специалисту с высшим профессиональным образованием, который должен обладать компетентностью в широкой предметной области, профессиональной мобильностью, способностью к замещаемости
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):9-12
9-12
Формирование математической культуры студентов гуманитарного профиля, обучающихся по специальности «Связи с общественностью»
Аннотация
В статье отражается тенденция математизации высшего гуманитарного образования, которая направлена не только на обучение математическим методам, но и на развитие с помощью математики профессионального мышления, формирование математической культуры. Математизация гуманитарных наук способствует познанию, прогнозированию, профилактике кризисных явлений, которыми насыщена современная историческая ситуация, и управлению ими. Изучается педагогическая проблема проектирования модели математической культуры студентов гуманитарного профиля, обучающихся по специальности «Связи с общественностью». Развитие математической культуры студентов-гуманитариев, обучающихся по специальности «Связи с общественностью», воспринимается как фактор активизации будущего специалиста, который способен направить его в «восходящем» направлении личностно-профессионального совершенствования, становления индивидуальности, творческой самореализации.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):13-21
13-21
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ»
Аннотация
В статье рассматриваются методологические аспекты формирования профессионально-экологи-ческой компетентности у студентов технических вузов. Представлены рекомендации по содержанию экологических и экологизированных учебных дисциплин. Дано обоснование базовых профессионально-экологических компетенций и приведена модель их формирования.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):22-28
22-28
УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫМ АСПЕКТОМ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация
Статья посвящена вопросам управления коммуникативным аспектом в процессе самостоятельной работы студентов в техническом вузе. Рассмотрены этапы обучения устной речи - как монологической, так и диалогической, - а также навыкам ведения дискуссии. Представлены пять этапов управленческого цикла по порождению устноречевого высказывания на основе текста с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):28-34
28-34
Синергетический подход к системе обучения иностранным языкам
Аннотация
Сегодня вместе с развитием информационных систем и технологий ускоряется процесс устаревания знаний, что вызывает необходимость постоянного самообразования. Поэтому процесс обучения должен быть направлен на творческое развитие личности, которая будет строить свою жизнь путем самореализации и саморазвития, то есть по законам синергетики. В современных условиях обучения иностранному языку возникла необходимость реализации новых подходов и методик обучения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):35-38
35-38
ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИА-ПРОЕКТОРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ
Аннотация
Рассматривается применение мультимедиа-проектора на лекционных занятиях по курсу высшей математики на кафедре ВМиПИ Самарского государственного технического университета
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):39-40
39-40
ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ
Аннотация
В работе рассмотрен механизм формирования обобщенных когнитивных структур, позволяющих анализировать самые различные системы взаимодействующих объектов. Они определяют способ взаимодействия индивида с окружающей средой. Указано, что эти структуры непосредственно связаны со структурой семантических полей. Их диагностика позволит оценить эффективность обучения и создать дополнительный канал обратной связи «студент - преподаватель». Приведены результаты экспериментального исследования на основе метода свободных ассоциаций общих закономерностей структуры семантических полей, образуемых при изучении физики.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):40-44
40-44
ЗНАЧЕНИЕ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЫРЬЯ И ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ» В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается роль курса «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания» в формировании экологических компетенций студентов-технологов, будущих специалистов-рестораторов. Обоснована необходимость применения компетентностного подхода в учебном процессе для данной специальности. Определены основные экологические компетенции. Подчеркивается междисциплинарный и интегральный характер формируемых компетенций.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):45-49
45-49
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ СТУДЕНТОВ НЕФТЕТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация
Повышенные требования работодателей к профессиональной подготовленности и мобильности специалистов обуславливают необходимость нового подхода к фундаментальной подготовке студентов по физике. Это требование вступает в противоречие с существующей методикой и практикой обучения студентов-нефтетехнологов общенаучному курсу физики, не связанному с профилем их предстоящей деятельности. В связи с этим предпринята попытка создания профильно-ориентированного курса физики, формирующего предметные профессионально-значимые компетенции у студентов нефтетехнологического факультета.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):49-51
49-51
КОМПОНЕНТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО И ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОГО ДИАЛОГА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
В работе исследован один из методов моделирования взаимодействия между обучающим и обучаемым субъектами в учебном процессе. Большое внимание уделено формализации диалога с учётом ценности информации. Для реализации задачи совершенствования дистанционного обучения предлагается применение готовой инфраструктуры -глобальной сети Интернет с использованием её стандартов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):51-58
51-58
Многоуровневая система контроля знаний студентов по курсу «Высшая математика»
Аннотация
Рассматривается многоуровневая система тестовых заданий по курсу высшей математики,
применяемая на кафедре ВМиПИ Самарского государственного технического университета
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):59-62
59-62
ЭКСПЕРТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
Рассматриваются результаты проведенного исследования по применению технологии дифференцированного обучения в целях формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студентов технического вуза.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):62-66
62-66
Использование профессионально направленных задач при обучении будущих экономистов математике
Аннотация
Статья посвящена установлению межпредметной интеграции в процессе профессиональной
подготовки экономистов путем решения профессионально направленных задач математическим методом, в частности, методом математического моделирования.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):66-72
66-72
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ БАЗ ДАННЫХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация
В статье рассматривается состояние работы с зарубежными полнотекстовыми базами данных
в Самарском государственном техническом университете. Приведены статистические данные по различным показателям документовыдачи и состава пользователей баз данных, рассмотрена их корреляция.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):72-74
72-74
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ СРЕДЕ
Аннотация
Представлена интегративная технология обучения студентов графическим дисциплинам, в которой используются и взаимно сочетаются традиционные и инновационные методы обучения. Рассматривается применение интегративных курсов «Начертательная геометрия и компьютерная графика», «Инженерная и компьютерная графика» при обучении студентов в техническом вузе. Особое место занимают компьютерные технологии, применяемые на всех этапах учебного процесса.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):75-79
75-79
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИУНИВЕРСИТЕТА С ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ
Аннотация
В статье изложены методологические и организационно-методические основы целевой функционально-ориентированной подготовки специалистов в техническом вузе. Рассматриваются принципы и формы взаимодействия вуза с промышленными предприятиями по совместной предметно-отраслевой и функциональной подготовке студентов старших курсов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):79-84
79-84
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕНЕДЖЕРА НА ОСНОВЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Рассматривается взаимосвязь диверсификации в образовании с происходящими в экономике изменениями. Подчеркивается влияние диверсификации на конкурентоспособность специалиста. Приводятся различные формы обучения менеджеров (студентов и специалистов) иностранному языку, подчеркивается экономическая целесообразность для предприятий трудоустройства специалистов с дополнительной квалификацией, а именно владеющих иностранным языком.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):85-89
85-89
ВЫСТРАИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, БУДУЩЕГО МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Аннотация
В статье рассматривается процесс становления профессиональной идентичности у студентов и предлагается программа, позволяющая формировать здравое отношение будущих молодых специалистов к профессиональной деятельности, прививать им умение выявлять имеющиеся сложности и разрабатывать стратегию их преодоления, осваивать и укреплять отношения внутри профессионального сообщества, что обеспечит им в будущим социальную поддержку в среде профессионалов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):89-93
89-93
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ НАУЧНОЙ РЕЧИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Аннотация
Рассматриваются особенности преподавания в техническом вузе новой гуманитарной дисциплины «Русский язык и культура речи». Анализируется актуальность включения данной дисциплины в учебные планы подготовки специалистов технического профиля.
Определены цели и задачи обучения студентов негуманитарного профиля научному стилю речи. Указаны способы формирования навыков и умений устной и письменной научной речи у студентов технических вузов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):93-97
93-97
ОБ УЧЕБНИКЕ ФИЛОСОФИИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме выхода из кризиса вузовской философии. Причина кризиса заключается в том, что в основе действующих сегодня учебников философии лежит вольфовский принцип систематизации понятий - распределение их по так называемым философским наукам. Это принцип давно устарел и не соответствует потребностям нашего времени. Чтобы выйти из кризиса философии, необходимо перейти к гегелевскому принципу систематизации понятий в порядке логической преемственности их смысла.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(1):98-107
98-107