Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки
Журнал «Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки» издается с 2004 г. и является регулярным научным изданием, выпускаемым Самарским государственным техническим университетом с целью развития научно-исследовательской деятельности, поддержки ведущих научных школ и подготовки кадров высшей квалификации. Журнал выходит с периодичностью 4 раза в год.
Журнал публикует статьи, в которых отражаются результаты актуальных фундаментальных и прикладных научных исследований по педагогике и психологии, оформленные в соответствии с правилами, установленными редакционной коллегией журнала. Все статьи, поступающие в редакцию журнала, проходят процесс рецензирования, осуществляемый членами редакционной коллегии журнала и приглашенными рецензентами.
Статьи журнала принимаются по следующим научным направлениям:
- 5.8 - Педагогика:
- 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
- 5.8.2. – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
- 5.8.7. – Методология и технология профессионального образования
- 5.3 - Психология:
- 5.3.1.- Общая психология, психология личности, история психологии
- 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология
- 5.3.7. Возрастная психология
Журнал открыт для сотрудничества по всем указанным научным направлениям, принимает к публикации научные материалы по результатам фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивая их объективную экспертизу и рецензирование.
Учредитель
- ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» (г. Самара, Российская Федерация)
Издатель
- ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» (г. Самара, Российская Федерация). Сайт ФГБОУ ВО "СамГТУ" - samgtu.ru
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ПИ № ФС 77 - 66654.
Каждый выпуск печатной версии журнала доставляются в федеральный орган исполнительной власти в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, Информационное телеграфное агентство России, а также в другие ведущие библиотеки, образовательные и научные учреждения Российской Федерации.
Журнал включен в национальную информационно-аналитическую систему РИНЦ «Российский индекс научного цитирования». Электронная версия журнала представлена на сайте издания vestnik-pp.samgtu.ru, на платформе Научной Электронной библиотеки – elibrary.ru. Статьи индексируются в CrossRef (DOI).
Журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий с 06.06.2017 г., в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. http://vak.ed.gov.ru
Объявления Ещё объявления...
|   Журнал «Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки» включен в «Белый список» (ЕГПНИ)Размещено: 15.10.2025 Дорогие коллеги! С радостью сообщаем вам, что журнал «Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки» включен в «Белый список» — Единый государственный перечень научных журналов (ЕГПНИ). По итогам категорирования журналу присвоен У2. URL: https://journalrank.rcsi.science/ru/record-sources/details/31368/ В соответствии с Постановлением Правительства РФ №1494 от 06.11.2024, опубликованные в нашем журнале статьи могут быть использованы для оценки публикационной активности авторов и представляемых ими организаций. | 
|  | 
|   Журнал «Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки» принят в DOAJ!Размещено: 16.01.2025 Журнал «Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки» успешно прошел отбор и включен в авторитетный каталог Directory of Open Access Journals. Теперь все выпуски журнала доступны для поиска на платформе DOAJ. | 
|  | 
Текущий выпуск
Том 22, № 3 (2025)
Теория и методология образования
Цифровая трансформация в ландшафте дополнительного образования детей
Аннотация
Необходимость специального обращения к педагогическому наследию российского ученого-педагога, историка педагогической мысли Е.Н. Медынского обусловлена повышением внимания к эффективности принципов организации дополнительного образования (принципы общественности, общедоступности, бесплатности, систематичности и планомерности, самостоятельности, а также районной организации) в условиях цифровой трансформации. Научное осмысление идей ученого позволяет выявить методологическую и практическую значимость этих принципов в контексте цифровой трансформации дополнительного образования детей для открытия новых возможностей личностного развития в медиатизированных форматах обучения. Проведение Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Евгения Николаевича Медынского» служит практико-ориентированным инструментом освоения историко-педагогического опыта для актуализации классических педагогических ценностей в ландшафте дополнительного образования детей. Вовлечение студенческой молодежи в научный дискурс вокруг идей Е.Н. Медынского стимулирует их исследовательскую деятельность в поиске ответов на современные проблемы трансформации внешкольных образовательных практик в условиях цифровой образовательной среды. Автором статьи приведены убедительные выводы о том, что в Оренбургской области дополнительное образование детей становится цифровой платформой для различного рода инициатив, направленных на творческое развитие, где цифровые инструменты позволяют персонализировать образовательный процесс. В статье утверждается, что представленная позиция Е.Н. Медынского позволяет в дополнительном образовании обеспечить детям настройки собственного маршрута формирования медийно-информационной грамотности с учетом индивидуальных образовательных запросов.
 5-20
				
					5-20
				
						 
			
				 
				
			
		Сущность и содержание учебно-профессиональной мотивации студентов-химиков
Аннотация
Раскрыто понятие учебно-профессиональной мотивации студентов-химиков как психолого-педагогического явления. Проведен обзор актуальных отечественных и зарубежных исследований, выявлены компоненты мотивационной структуры, проанализированы этапы и педагогические условия формирования мотивации. Обоснована необходимость комплексного подхода к развитию мотивации через практико-ориентированное обучение, рефлексию и цифровые образовательные ресурсы. Представлены ключевые факторы, влияющие на мотивацию, а также стратегии ее диагностики и развития. Обосновывается необходимость комплексного подхода к мотивационному обеспечению подготовки будущих специалистов-химиков. Авторы обосновывают, что успешное онлайн-обучение химии требует интегрального подхода, ориентированного на поддержание высокой академической мотивации студентов, а использование интерактивных элементов, эффективных методов оценки, обратной связи и персонализированного подхода к обучению – залог достижения высоких результатов в дистанционном освоении этого важного предмета. Представленные выводы могут быть использованы при проектировании образовательных программ и мотивационно-развивающих методик.
 21-34
				
					21-34
				
						 
			
				 
				
			
		Теория педагогики
Создание регионального банка учебных заданий и ситуаций по функциональной грамотности как средства формирования метапредметных универсальных учебных действий
Аннотация
Статья посвящена анализу роли регионального банка учебных заданий и ситуаций в формировании функциональной грамотности (ФГ), а также метапредметных универсальных учебных действий у обучающихся (на примере Самарской области). Рассматриваются содержательные и формальные аспекты, алгоритм разработки заданий и их структура, модели оценки и критерии наполнения банка. Исследуется потенциал описываемого методического инструментария (регионального банка заданий) для повышения качества образования (функциональной грамотности), в том числе в контексте проведения всероссийских ежегодных мониторинговых исследований. Акцентируется внимание на актуальности создания подобных методических коллекций, а также указываются некоторые перспективы и задачи, решению которых это может способствовать.
 35-48
				
					35-48
				
						 
			
				 
				
			
		Роль педологии в развитии психолого-педагогической науки и практики
Аннотация
Выявлена роль педологии в развитии отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки и практики. Определены три ключевых этапа в развитии педологии как науки: 1) этап зарождения (конец XIX – первое десятилетие ХХ века), характеризующийся научно-организационной работой; 2) расцвет (10-е и начало 30-х гг. ХХ века) – накопление эмпирических данных и построение методологических оснований педологии; 3) методологический кризис и распад (середина – конец 30-х гг. ХХ века). Дана содержательная характеристика каждого этапа. Установлено, что популярность педологии была обусловлена неоправдавшимися надеждами образовательной практики на изменения, которые должны были там произойти в связи с внедрением знания достаточно молодой психолого-педагогической науки. Выявлено, что непосредственное приложение полученных в экспериментах по общей психологии данных к решению образовательных задач позволяло увидеть у школьника проявление лишь отдельных психических функций, причем в их статическом состоянии и вне среды. Представлены основные причины «угасания» молодой науки в рамках психолого-педагогического знания.
 49-66
				
					49-66
				
						 
			
				 
				
			
		Педагогика высшей школы
Реализация социокультурного компонента в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку
Аннотация
Статья посвящена формированию коммуникативной компетенции в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе, а именно ее социокультурному компоненту. Социокультурная компетенция, обуславливающая эффективность современного языкового образования, необходима будущим специалистам для построения эффективной профессиональной коммуникации на межкультурном уровне. Автор указывает на недостаточную реализацию данного компонента в процессе преподавания иностранного языка, ориентированного на профессиональные потребности обучающихся и установление межпредметных связей в неязыковом вузе. Целью статьи является определение возможностей практической реализации социокультурного компонента коммуникативной компетенции в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Автор приходит к выводу, что формирование социокультурной компетенции представляет собой целенаправленный процесс, который с учетом невозможности языкового погружения обучающихся в естественную языковую среду реализуется посредством применения ролевых игр, аутентичных материалов и интернет-ресурсов. Использование данных инновационных форм работы на основе аутентичных материалов способствует взаимосвязи социокультурного компонента с профессиональным аспектом обучения.
 67-82
				
					67-82
				
						 
			
				 
				
			
		Автономия студентов из Алжира и России в процессе обучения
Аннотация
Автономия студентов является важным элементом современного образования, способствуя их вовлеченности, мотивации и развитию ключевых жизненных навыков. В данном исследовании рассматриваются коммуникативные стили алжирских и российских студентов с акцентом на их косвенность при обращении к преподавателям с просьбами. Используя сравнительный кейс-метод и качественный подход, 143 студента (72 россиянина и 71 алжирец) выполнили задания на завершение высказываний на родном языке, имитируя реальные ситуации в классе. Результаты показывают, что обе группы склонны использовать косвенные стратегии из-за культурных ценностей, подчеркивающих иерархию, уважение и формальность. Тем не менее алжирские студенты иногда прибегают к более прямым формам, например декларативным высказываниям, что отражает стремление к автономии. Различия в риторических стратегиях демонстрируют влияние социальных и образовательных норм на общение между студентами и преподавателями. Исследование подчеркивает важность культурной осведомленности в многонациональной образовательной среде и ее роль в создании инклюзивной и эффективной учебной атмосферы.
 83-94
				
					83-94
				
						 
			
				 
				
			
		Реализация междисциплинарного подхода в преподавании дисциплины «Иностранный язык» по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура»
Аннотация
Одной из задач преподавания дисциплины «Иностранный язык» в творческом вузе является реализация междисциплинарного подхода. Статья посвящена возможности интеграции преподавания иностранного языка в профессиональную подготовку специалистов по направлению 51.03.02 «Народная художественная культура», профилю «Режиссура любительского театра». По мнению автора, основой для подобной интеграции могут служить драматические постановки на занятиях по иностранному языку. Анализ педагогического опыта показал, что в подавляющем большинстве случаев технологии драматизации рассматриваются с точки зрения развития речевых навыков студентов, коммуникативных умений, творческих способностей, мышления и повышения мотивации к изучаемому предмету. Кроме того, описывая разные формы и виды работы с драматическими постановками, исследователи говорят об инсценировках произведений, написанных на изучаемом языке. Актуальность данного исследования состоит в интеграции развития языковых и речевых навыков с формированием профессиональных компетенций режиссeра любительского театра. Новизна, по мнению автора, заключается именно в обращении к тексту, написанному на русском языке. Статья описывает опыт инсценировки произведения К.И. Чуковского «Федорино горе» студентами 2-го курса театрального факультета по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура» профиля «Режиссура любительского театра» и последующий опрос обучающихся относительно эффективности применения данной формы работы в ходе преподавания дисциплины «Иностранный язык». В статье приводятся этапы работы над постановкой, задания по работе с текстом художественного произведения. Делается вывод о перспективности инсценировок произведений русской классики на иностранном языке в рамках реализации междисциплинарного подхода к формированию универсальных и профессиональных компетенций будущих режиссеров любительского театра.
 95-106
				
					95-106
				
						 
			
				 
				
			
		Повышение познавательной активности обучающихся вуза (на примере дисциплины «Русский язык в деловой документации»)
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена ролью познавательной активности в достижении эффективности учебной деятельности, личностном становлении и самореализации обучающихся в современном мире. В статье на основе анализа научной литературы охарактеризовано понятие «познавательная активность», представлены сведения о структуре познавательной активности (мотивационном, операциональном, волевом компонентах) и условиях (организационных, психологических, социальных, методических), способствующих ее повышению. Результаты теоретического исследования составили базу для подготовки и реализации системы работы по стимулированию познавательной активности в аспекте мотивационного обеспечения учебной деятельности, что обусловливает практическую значимость исследования. Педагогический принцип целостности образовательного процесса, коммуникативный подход в обучении определили содержание, формы и приемы работы, направленной на повышение познавательной активности. В статье рассматриваются педагогические условия: организационные (этап занятия, продолжительность, формы оценивания), психологические (характер общения), социальные (формы организации взаимодействия), методические (коммуникативно-речевые, аналитические, аналитико-конструктивные задания, характер дидактического материала, требование разнообразия приемов обучения). Также представлен обширный иллюстративный материал к 18 занятиям. Результаты проведенного исследования обладают практической значимостью для преподавателей, заинтересованных в стимулировании познавательной активности обучающихся, в аспекте проектирования собственной системы работы, возможности использования отдельных приемов организации деятельности обучающихся.
 107-122
				
					107-122
				
						 
			
				 
				
			
		Эмпатия как фактор профессиональной успешности будущих специалистов технической области
Аннотация
В современном мире проблема межличностного взаимодействия и выстраивания эффективных взаимоотношений является ключевой как для образовательной области, так и для профессиональной. Эмпатия является существенным фактором в вопросе построения взаимоотношений, поэтому развитие данного качества у обучающихся, в том числе и технических специальностей, является актуальным на данный момент. Однако эмпатия недостаточно исследуется у специалистов технической сферы, хотя ученые подтверждают важность присутствия и развития данного качества у представителей инженерных и других технических профессий для взаимодействия с коллегами и заказчиками, а также для создания продукта, отвечающего требованиям пользователя. В нашем исследовании мы поставили следующую цель: определить уровень эмпатии у будущих специалистов, обучающихся на различных технических специальностях, для понимания и обоснования необходимости проведения работы по развитию эмпатии и для учета данного фактора при выстраивании образовательного процесса. Для проведения исследования были применены две методики: методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко для обучающихся в магистратуре и шкала эмоционального отклика А. Меграбян и Н. Эпштейна для студентов бакалавриата. В результате исследования мы выяснили, что среди студентов бакалавриата преобладает средний уровень эмпатии, причем эмпатия развита лучше у студентов мужского пола. Во второй по численности группе находятся студенты бакалавриата с низким уровнем эмпатии. У большинства обучающихся в магистратуре уровень эмпатии низкий и очень низкий, высокого уровня эмпатии нет ни у кого; при этом лучше развита эмпатия у студентов женского пола. Если сравнивать уровень эмпатии студентов бакалавриата и магистратуры, то у обучающихся в магистратуре уровень эмпатии ниже. Данные результаты говорят о необходимости развития у студентов такого навыка, как эмпатия, и проведения дальнейших исследований в данной области.
 123-144
				
					123-144
				
						 
			
				 
				
			
		Общая психология
Образ робота в представлениях будущих врачей
Аннотация
Исследование посвящено изучению представлений о роботах среди студентов-медиков с позиции технопсихосоциальной модели робота. В рамках данной модели робот представляет собой сложное устройство, включающее технические, социальные и психологические характеристики. Данные характеристики объективно отражаются в перцептивной деятельности людей и могут быть изучены при помощи анализа определений и ассоциаций. Медицинская сфера является специфичной: она высокотехнологична, быстро развивается и интегрирует в себя практически все типы роботов. Динамичность медицинской сферы, расширение социальных и психологических компонентов роботов обуславливают актуальность проведенного исследования. Цель исследования заключается в выделении содержательных характеристик робота в определениях и ассоциациях студентов-медиков (114 человек, возраст: M=20, SD=2.4) на стимульное слово «робот». В качестве основного метода использовался контент-анализ с выделением эмпирических индикаторов технических, социальных и психологических характеристик роботов. Обработка данных также реализована с применением кластерного анализа на основе модели FastText. В результате исследования выявляется, что в представлениях респондентов выраженно присутствует технический компонент роботов (54 % ассоциаций). Также выявляются социальный (23 %) и психологический (11 %) компоненты, но в меньшей степени выраженности. Остальные 12 % ассоциаций составляют категории, которые невозможно классифицировать в русле предлагаемой модели. При помощи кластерного анализа были выделены пять групп представлений – от полностью технических и социальных до гибридных, включающих элементы биоморфизма и «очеловечивания». Результаты работы могут быть использованы для оптимизации процессов разработки и внедрения роботов в повседневность людей. Важной частью работы является использование междисциплинарного подхода. Перспективы работы определяются расширением выборки и диагностического инструментария.
 145-160
				
					145-160
				
						 
			
				 
				
			
		 
						 
					 
						 
									



 
				 
													
