Создание регионального банка учебных заданий и ситуаций по функциональной грамотности как средства формирования метапредметных универсальных учебных действий

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу роли регионального банка учебных заданий и ситуаций в формировании функциональной грамотности (ФГ), а также метапредметных универсальных учебных действий у обучающихся (на примере Самарской области). Рассматриваются содержательные и формальные аспекты, алгоритм разработки заданий и их структура, модели оценки и критерии наполнения банка. Исследуется потенциал описываемого методического инструментария (регионального банка заданий) для повышения качества образования (функциональной грамотности), в том числе в контексте проведения всероссийских ежегодных мониторинговых исследований. Акцентируется внимание на актуальности создания подобных методических коллекций, а также указываются некоторые перспективы и задачи, решению которых это может способствовать.

Полный текст

Введение

В мире современного образования задача развития функциональной грамотности (ФГ) учащихся является особенно актуальной. Тенденция на практико-ориентированность обучения, профилизацию, активное внедрение элементов профессионального самоопределения отражает глубинные сущностные процессы трансформации и модернизации системы отечественного образования, продиктованные как внутренними, так и внешними по отношению к образованию факторами.

В данной ситуации учителю необходимо иметь эффективные инструменты формирования и развития функциональной грамотности, а также метапредметные умения и навыки, которые непосредственно взаимосвязаны. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования функциональная грамотность – это «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающая овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий» [1].

Один из таких инструментов – региональный банк учебных заданий и ситуаций по функциональной грамотности, который направлен на формирование в том числе метапредметных универсальных учебных действий, содержащихся в качестве требований к результатам в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. Чтобы формировать и развивать метапредметные навыки обучающихся, педагогам необходимо научиться правильно применять задания, направленные на формирование функциональной грамотности, с учетом их уровня сложности. Для этого в свою очередь нужно системно подойти к решению данной задачи – спроектировать и реализовать создание верифицированного эффективного инструмента, доступного для учителя.

Открытые банки заданий и инструменты мониторинга выступают как ресурсно-аналитическая основа организации учебной деятельности обучающихся, ориентированная на решение исследовательских и прикладных задач. Доступ к структурированным заданиям, направленным на применение предметных знаний в нестандартных ситуациях, обеспечивает условия для формирования функциональной грамотности в логике когнитивно-деятельностного подхода. Встроенные в платформы цифровой образовательной среды механизмы мониторинга позволяют фиксировать уровни сформированности функциональной грамотности по отдельным направлениям, выявлять содержательные дефициты и адаптировать индивидуальные образовательные траектории обучающихся в соответствии с диагностическими результатами.

Необходимость поэтапной систематизации и методологического обоснования практик, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся, в том числе через использование открытых банков заданий, обусловлена стремлением обеспечить содержательное единство заданий, их соответствие возрастным и когнитивным особенностям обучающихся, а также их адаптацию к целям и задачам образовательной программы. Ряд исследователей рассматривает данные вопросы в контексте разработки и апробации заданий, ориентированных на моделирование жизненных ситуаций, диагностику метапредметных умений и формирование прикладных компетенций обучающихся, подчеркивая значимость обоснованного отбора содержания, уровня сложности и контекстной направленности заданий, включаемых в банк.

Обзор литературы

Концептуальные и методологические основания создания банка заданий, разработанного ФГБНУ «ФИПИ» с учетом требований ФГОС ООО на примере читательской грамотности, представлены коллективами авторов [2, 3]. Разработанный банк опирается на кодификатор читательских компетенций, включает тексты различного типа и уровня сложности, что обеспечивает возможность использования инструментария в образовательной практике для формирования и мониторинга метапредметных результатов. Банк заданий направлен не только на проверку, но и на формирование читательских умений в условиях реального информационного контекста с учетом возрастных и когнитивных особенностей обучающихся, через работу с текстами различных типов, форматов и уровней сложности.

Критериально-уровневый подход к проектированию и разработке учебно-диагностических заданий рассмотрен в работах по финансовой грамотности [4, 5] и креативному мышлению [6], предназначенных для включения в банк заданий по формированию функциональной грамотности. Авторы [4, 6] выделяют и описывают конкретные факторы, определяющие уровень сложности заданий, а также приводят эмпирически подтвержденную модель, позволяющую проектировать разноуровневые комплексы, адаптированные к образовательным возможностям различных категорий обучающихся; акцентируют внимание на необходимости включения в банк заданий материалов, ориентированных на решение проблемных ситуаций, обладающих контекстной, личностной и компетентностной значимостью. В работе Е.Л. Рутковской, А.В. Половниковой [5] проанализированы ключевые когнитивные умения, на развитие которых направлены задания, особенности их оценивания и применения в учебном процессе с акцентом на значимость принципов работы, ориентированных на реальные социальные контексты. Представленная критериально-уровневая модель оценки заданий может быть использована в практике формирования и экспертной апробации заданий.

Реализация идеи прикладной направленности через систему контекстных задач, разработанных на основе банка заданий, представлена авторами в области читательской [7], естественно-научной [8] и математической грамотности [9]. Авторы предлагают структурировать задания в банках по типовым контекстам для обеспечения межпредметной интеграции. Рассматриваемые задания направлены на формирование умений интерпретации, критической оценки и применения текста, практико-ориентированных умений, обеспечивающих применение предметных знаний в учебно-моделируемых ситуациях. Сочетание функциональных и технологических компонентов в контекстных задачах, отражающих социально значимые и статистически обоснованные сюжеты, работает на повышение мотивации обучающихся за счет прикладного характера содержания и актуальности затрагиваемых тем.

Содержательные аспекты организации региональной системы формирования функциональной грамотности средствами учебно-оценочных материалов и их обобщение в банках заданий представлены в работе Е.Г. Забашты, В.А. Мулюковой [10], где подчеркивается необходимость методической целенаправленности в отборе и адаптации заданий к образовательным задачам. Значимость использования заданий с региональным содержанием как средства формирования функциональной математической грамотности обучающихся обоснована в статье А.В. Фирер, Л.Н. Храмовой [11]. Представленные комплексные задания, отражающие специфику природно-климатических и социальных условий региона, могут быть использованы при разработке банка заданий, ориентированного на контекстуализацию учебной деятельности и развитие прикладных метапредметных умений.

Материалы и методы

В течение последних четырех лет работа методических служб Самарского региона с педагогической общественностью была направлена на достижение цели, обозначенной в Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», один из стратегических показателей которого – «вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования» [12].

Индикатором качества образования служит широкий спектр различных показателей и их значений, сформированный в российской и международной практике образования. Методами диагностики и оценки качества могут выступать как региональные, так и федеральные мониторинговые и исследовательские процедуры, включая общероссийские исследования по модели PISA (Programme for International Student Assessment – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) [13].

Среди комплекса мер, проводимых в регионе для повышения качества результатов образования в части развития функциональной грамотности, планомерно осуществлялась следующая работа:

  • в рамках обучающих семинаров был организован разбор заданий, применяемых при формировании функциональной грамотности, общие принципы построения контекстных задач, их оценки, осуществлялся разбор ситуационных задач (ситуаций, расположенных на сайтах ИСРО РАО, Центра качества образования ИСРО РАО, РЭШ, открытых заданий PISA на сайте ФИОКО);
  • на заседаниях Школы заместителей руководителей образовательных учреждений проводили обсуждение и анализ видеопоказов частей открытых уроков и занятий внеурочной деятельности, направленных на развитие функциональной грамотности;
  • на заседаниях окружных методических объединений рассматривали педагогические технологии, способствующие формированию и развитию функциональной грамотности, проводили презентации авторских задач, составленных педагогами региона.

Большую роль в работе учителя, ориентированного на формирование функциональной грамотности, играют разработанные для этих целей учебно-методические материалы, их наличие и изучение [14, 15]. Методистами ресурсных служб региона совместно с педагогами округов на методических объединениях были проанализированы печатные учебно-методические пособия по функциональной грамотности, которыми пользовались учителя, различные электронные платформы по оценке функциональной грамотности обучающихся. В результате общения методистов, заместителей руководителей школ, диссеминации опыта педагогов, организации проведения внутришкольных и окружных мониторингов по оценке уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся к концу 2019 года был выявлен дефицит комплексных заданий по функциональной грамотности в фондах оценочных средств общеобразовательных организаций. Для постоянного использования на уроках и во внеурочной деятельности заданий, формирующих и/или развивающих функциональную грамотность, а также для проведения оценочных процедур по имеющимся в наличии у педагогов дидактическим материалам можно было констатировать факт, что на момент анализа ситуации их не хватало.

Было принято решение о создании регионального банка заданий с целью аккумулирования разработанных или отобранных педагогами образовательных округов ситуаций (кейсов), требующих при решении применения навыков функциональной грамотности [16].

Для проведения экспертизы созданных заданий по оценке уровня сформированности функциональной грамотности и отбора лучших практик реализации курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» [17] был создан экспертный совет по методической поддержке педагогов. Процедура работы совета кратко отражена в алгоритме, приведенном на рисунке.

 

Алгоритм процедуры работы экспертного совета по методической поддержке педагогов

 

На первом этапе авторы представляют разработки заданий по формированию (развитию) функциональной грамотности на бумажных и электронных носителях, а также паспорта этих заданий и представления к ним по утвержденной форме (табл. 1, 2).

 

Таблица 1

Представление на задание по оценке уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся

Образовательное учреждение

Модуль и/или предметная область

Название материала

ФИО разработчика

Для какого класса (возраста)

 

Таблица 2

Паспорт комплексной задачи

Название задачи

Развиваемая компетенция (или умение) конкретного вида ФГ

Тип знания

Концепт (область содержания)

Контекст/ситуация

Трудность (когнитивный уровень)

Формат текста

Формат вопроса

 

На втором этапе осуществляется оценка присланных заданий и ситуаций экспертами по форме, представленной в табл. 3.

 

Таблица 3

Критериальный лист для оценивания комплексной задачи

Показатель

Да/Нет

Примечание

Моделирует реальную жизненную ситуацию

  

Условия задания, описываемая ситуация являются типичными для школьника, встречающимися в их опыте (являются типичными, стандартными, а не исключительными)

  

В задании указаны необходимые материалы и оборудование

  

К заданию учителем приложен ответ

  

Учителем дана характеристика задания

  

Задание соответствует указанному уровню сложности

  

В содержании задания достаточно информации, необходимой для выполнения задания

  

Ориентирует на нелинейное (вероятностное) мышление

  

 

Далее, на третьем этапе следует детальное рассмотрение и обсуждение структуры и содержания материалов по функциональной грамотности членами экспертного совета в очном режиме. На заседании уточняются дискуссионные моменты содержания и структуры представленных материалов по функциональной грамотности и по результатам заполненных рецензентами критериальных листов и мнений членов экспертного совета принимается одно из следующих решений:

  • рекомендовать внести материалы по функциональной грамотности в банк заданий;
  • доработать и представить к следующему заседанию экспертного совета материалы в соответствии с замечаниями рецензентов, рекомендациями членов экспертного совета.

По итогам заседания экспертного совета авторам присланных на экспертизу документов, получивших рекомендации, выдаются сертификаты о включении разработанных ими заданий в банк заданий по формированию функциональной грамотности, и эти задания сразу становятся доступными на сайте регионального Института развития образования [16]. Региональный банк заданий по функциональной грамотности формируется как коллекция задач и упражнений, разработанных специально для развития всех направлений функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой; грамотности в области глобальных компетенций и креативного мышления).

Результаты исследования

Характеризуя содержательные и формальные аспекты заданий, размещаемых в региональном банке, следует отметить, что разработанные педагогами материалы представляют собой учебные задания практико-ориентированного характера, которые используются в учебном процессе в качестве как оценивающих, так и формирующих заданий. Сами задания включают в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Кейс-технология способствует активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся, развитию креативного мышления, установлению междисциплинарных связей, формированию всех групп метапредметных навыков (универсальных учебных действий) [18]. Ключевыми характеристиками являются комплексность, контекстность, вариативность и валидность заданий. Комплексность задания определяется рядом параметров, отражающих его содержательную и методическую полноту за счет включения в структуру задания как текстового компонента с условиями и материалами, так и системы вопросов, направленных на реализацию когнитивных операций высокого уровня: анализа, интерпретации, аргументации, рефлексии. В то же время в рамках формирующего компонента образовательного процесса допускается вариативность: обучающимся могут предлагаться фрагменты комплексных заданий с учетом уровня их подготовки, познавательных возможностей и индивидуальных образовательных потребностей, без необходимости обязательного освоения всех элементов задания. Контекстность обеспечивается за счет включения в задания реалистичных, близких обучающимся жизненных ситуаций, способствующих формированию устойчивой мотивации к их выполнению и развитию личностного смысла в учебной деятельности.

Тексты заданий отбираются с учетом имеющегося у обучающихся запаса предметных знаний для данного этапа обучения, также в заданиях учитываются особенности предметного содержания. При этом есть тексты интегрированного характера, требующие для их понимания и выполнения заданий обращения к знаниям из разных предметов. Специфика текстов варьируется в том числе в зависимости от типа функциональной грамотности. Объем текстов учитывает возрастные возможности обучающихся. Особое внимание уделяется возможностям дифференциации форматов ответов – от закрытых заданий с выбором до открытых вопросов с развернутыми аргументированными ответами. Это позволяет не только диагностировать уровень сформированности функциональной грамотности, но и использовать задания как инструмент развития соответствующих умений в образовательном процессе.

Особенности взаимодействия с банком заданий в педагогической практике определяются гибкостью и адаптивностью его применения. Определенная универсальность заданий, включенных в банк, заключается в том, что они могут быть использованы как для проведения диагностической оценки, так и для формирования знаний и навыков, а также для повторения и закрепления предметного содержания. Педагог, администрация образовательного учреждения, имея доступ к данному методическому ресурсу, могут использовать его в качестве дополнительного учебного материала, позволяющего решать текущие и стратегические профессиональные задачи. Методические службы образовательных округов в рамках методического аудита школ отслеживают внедрение в учебный процесс материалов из регионального банка заданий по функциональной грамотности для выявления уровня вовлеченности образовательных организаций в его использование.

Оценка осуществляется по следующим критериям:

  • этап урока (занятия), на котором было использовано задание из банка заданий;
  • цель использования задания;
  • результативность выполнения задания обучающимися;
  • органичность включения задания в контекст урока;
  • оптимальность отобранного задания с точки зрения поставленной цели.

Обсуждение и заключение

Сформированность функциональной грамотности обучающегося общеобразовательной школы проявляется через способность самостоятельно формулировать цели, разрабатывать алгоритмы их достижения, применять нестандартные подходы к решению задач, осуществлять анализ и самоанализ, а также делать обоснованные выводы на основе интерпретации представленных данных [19]. В субъектах Российской Федерации в соответствии с национальным проектом «Образование» в 2019–2024 годах проводилась ежегодная общероссийская оценка качества общего образования по модели международных сравнительных исследований качества образования. Данный мониторинг имел целью получение объективных данных об уровне сформированности функциональной грамотности обучающихся. Опубликованные результаты исследования [20] фиксируют положительную динамику по всем видам функциональной грамотности: в 2023 году по сравнению с 2022 годом значительно сократилась доля обучающихся, не достигающих базовых (пороговых) уровней функциональной грамотности. Особенно отчетливо это проявляется в области естественно-научной и математической грамотности, где доля низких результатов снизилась на 3,9 и 2,2 процентных пункта соответственно. В то же время анализ динамики по верхним уровням (5–6-й уровни функциональной грамотности) демонстрирует отсутствие устойчивого роста высоких результатов. Незначительное увеличение отмечается только по математической грамотности, тогда как по естественно-научной и читательской грамотностям зафиксировано снижение доли обучающихся, демонстрирующих высокий уровень функциональной грамотности. Это может свидетельствовать о том, что действующие педагогические практики в большей степени ориентированы на устранение дефицитов базовых знаний и навыков, но в меньшей степени способствуют развитию учащихся с высоким потенциалом.

Такая динамика указывает на проблему совершенствования методических подходов: не только удерживать достигнутый прогресс по снижению доли «рисковой» группы обучающихся, но и активно работать над созданием условий по развитию функциональной грамотности на высоком уровне. Это требует более гибкой, дифференцированной и стимулирующей образовательной среды и действующих региональных практик для повышения потенциала системы образования в целом.

Разработка регионального банка заданий и учебных ситуаций по развитию функциональной грамотности с вовлечением в данный процесс педагогического сообщества в качестве активного участника является перспективным направлением работы методических служб региона, а также способствует, на наш взгляд, решению ряда важных общих и частных задач:

  • оптимизация методического компонента образования в отношении формирования и развития функциональной грамотности;
  • компенсация профессиональных дефицитов педагогов и недостатка учебно-методических материалов по формированию и развитию функциональной грамотности;
  • поддержка творчески настроенных педагогов региона, их профессионального развития;
  • аккумулирование лучших образовательных практик региона с возможностью распространения и обмена опытом с другими субъектами Российской Федерации.
×

Об авторах

Виктор Альбертович Акопьян

Министерство образования Самарской области

Автор, ответственный за переписку.
Email: ava1977@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-4839-9302
SPIN-код: 4000-5548

кандидат педагогических наук, доцент, министр образования Самарской области

Россия, 443099, г. Самара, ул. А. Толстого, 38/16

Список литературы

  1. Федеральная образовательная программа основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370) [Электронный ресурс]. – URL: https://fgosreestr.ru/poop/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-utverzhdena-prikazom-minprosveshcheniia-rossii-ot-18-05-2023-pod-370 (дата обращения: 08.06.2025).
  2. Решетникова О.А., Демидова М.Ю. Банк заданий для оценки читательской грамотности как инструмент формирования блока метапредметных результатов, связанных с работой с информацией: общие подходы // Педагогические измерения. – 2023. – № 1. – С. 4–12.
  3. Дощинский Р.А., Пономарева Е.В. Подходы к разработке банка заданий для оценки читательской грамотности и методические рекомендации по использованию в учебном процессе банка заданий при изучении русского языка и литературы // Педагогические измерения. – 2023. – № 1. – С. 13–24.
  4. Рутковская Е.Л., Козлова А.А., Колачев Н.И. Критериально-уровневый подход к разработке учебно-диагностических материалов для формирования финансовой грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2023. – Т. 2. – № S1 (90). – С. 65–87.
  5. Рутковская Е.Л., Половникова А.В. О работе педагогов с материалами банка заданий по финансовой грамотности: анализ опыта использования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2023. – Т. 2. – № S1 (90). – С. 146–168.
  6. Логинова О.Б. Особенности заданий для формирования и оценки креативного мышления // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2021. – Т. 2. – № 5 (79). – С. 160–173.
  7. Власов М.С., Бабичева Ю.Г. Разработка банка заданий для оценки читательской грамотности школьников по дисциплине «Русский язык» // Социо- и психолингвистические исследования. – 2023. – № 11. – С. 51–58.
  8. Кирюхина Н.В., Новикова Д.В. Формирование способности к решению контекстных задач как реализация прикладной направленности школьного курса физики // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 78–2. – С. 117–121.
  9. Калинин С.И., Торопова С.И., Макарова Ю.И. Развитие функциональной математической грамотности учащихся 5-х и 6-х классов: методические особенности и опыт их реализации // Перспективы науки и образования. – 2023. – № 3 (63). – С. 288–304.
  10. Забашта Е.Г., Мулюкова В.А. Содержательные аспекты функциональной грамотности в развитии и совершенствовании региональной образовательной системы // Образование и проблемы развития общества. – 2023. – № 2 (23). – С. 26–34.
  11. Фирер А.В., Храмова Л.Н. Задачи с региональным содержанием как средство формирования функциональной математической грамотности обучающихся // Глобальный научный потенциал. – 2021. – № 6 (123). – С. 86–88.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/63728 (дата обращения: 08.06.2025).
  13. Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 № 590/219 (с изменениями от 24.12.2019 № 1718/716) [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/554691568 (дата обращения: 08.06.2025).
  14. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5–9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г.С. Ковалевой. – М: Институт стратегии развития образования РАО, 2022. – 360 с.
  15. Естественно-научная грамотность. Методические рекомендации по формированию естественно-научной грамотности обучающихся 5–9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе / Под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М.: Институт стратегии развития образования, 2021. – 143 c.
  16. Методическое сопровождение программы внеурочной деятельности по развитию функциональной грамотности. Банк лучших практик. – Самара: ГАУ ДПО СО ИРО, 2025 [Электронный ресурс]. –URL: https://iro63.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/metodicheskoe-soprovozhdenie-programmy-vneurochnoy-deyatelnosti-po-razvitiyu-funktsionalnoy-gramotno/ (дата обращения: 08.06.2025).
  17. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (основное общее образование). Одобрена решением ФУМО по общему образованию, протокол № 7/22 от 29.09.2022. [Электронный ресурс]. – https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/ВУД_Программа-курса-внеурочной-деятельности.-Функциональная-грамотность-ООО_Новая.pdf (дата обращения: 08.06.2025).
  18. Интерактивные педагогические технологии в системе формирования функциональной грамотности. Рабочая тетрадь по использованию результатов внешних оценочных процедур (часть II) / Авт.-сост. И.В. Воспитанник, Н.П. Колесник, С.В. Петухов. – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2021. – 62 c.
  19. Акопьян В.А. Актуализация формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательной школы // Russian Journal of Education and Psychology. – 2023. – Т. 14. – № 5. – С. 61–74.
  20. Результаты общероссийской оценки по модели международных исследований качества образования – 2023. Ч. I. – ФГБУ ФИОКО, 2024 [Электронный ресурс]. – URL: https://fioco.ru/Media/Default/ Documents/pisa/FG-2023-I.pdf (дата обращения: 08.06.2025).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Алгоритм процедуры работы экспертного совета по методической поддержке педагогов

Скачать (228KB)

© Акопьян В.А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.