Creation of a regional bank of learning assignments and situations on functional literacy as a means of forming meta-subject universal learning activities

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the analysis of the role of the regional bank of educational tasks and situations in the formation of functional literacy, as well as meta-subject universal educational activities in students (using the Samara region as an example). The substantive and formal aspects, the algorithm for developing and structuring tasks, assessment models and criteria for filling the bank are considered. The potential of the described methodological tools (regional bank of tasks) for improving the quality of education (functional literacy) is explored, including in the context of conducting all-Russian annual monitoring studies. The article focuses on the relevance of creating such methodological collections, and also indicates some prospects and tasks that this approach can contribute to.

Full Text

Введение

В мире современного образования задача развития функциональной грамотности (ФГ) учащихся является особенно актуальной. Тенденция на практико-ориентированность обучения, профилизацию, активное внедрение элементов профессионального самоопределения отражает глубинные сущностные процессы трансформации и модернизации системы отечественного образования, продиктованные как внутренними, так и внешними по отношению к образованию факторами.

В данной ситуации учителю необходимо иметь эффективные инструменты формирования и развития функциональной грамотности, а также метапредметные умения и навыки, которые непосредственно взаимосвязаны. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования функциональная грамотность – это «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающая овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий» [1].

Один из таких инструментов – региональный банк учебных заданий и ситуаций по функциональной грамотности, который направлен на формирование в том числе метапредметных универсальных учебных действий, содержащихся в качестве требований к результатам в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. Чтобы формировать и развивать метапредметные навыки обучающихся, педагогам необходимо научиться правильно применять задания, направленные на формирование функциональной грамотности, с учетом их уровня сложности. Для этого в свою очередь нужно системно подойти к решению данной задачи – спроектировать и реализовать создание верифицированного эффективного инструмента, доступного для учителя.

Открытые банки заданий и инструменты мониторинга выступают как ресурсно-аналитическая основа организации учебной деятельности обучающихся, ориентированная на решение исследовательских и прикладных задач. Доступ к структурированным заданиям, направленным на применение предметных знаний в нестандартных ситуациях, обеспечивает условия для формирования функциональной грамотности в логике когнитивно-деятельностного подхода. Встроенные в платформы цифровой образовательной среды механизмы мониторинга позволяют фиксировать уровни сформированности функциональной грамотности по отдельным направлениям, выявлять содержательные дефициты и адаптировать индивидуальные образовательные траектории обучающихся в соответствии с диагностическими результатами.

Необходимость поэтапной систематизации и методологического обоснования практик, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся, в том числе через использование открытых банков заданий, обусловлена стремлением обеспечить содержательное единство заданий, их соответствие возрастным и когнитивным особенностям обучающихся, а также их адаптацию к целям и задачам образовательной программы. Ряд исследователей рассматривает данные вопросы в контексте разработки и апробации заданий, ориентированных на моделирование жизненных ситуаций, диагностику метапредметных умений и формирование прикладных компетенций обучающихся, подчеркивая значимость обоснованного отбора содержания, уровня сложности и контекстной направленности заданий, включаемых в банк.

Обзор литературы

Концептуальные и методологические основания создания банка заданий, разработанного ФГБНУ «ФИПИ» с учетом требований ФГОС ООО на примере читательской грамотности, представлены коллективами авторов [2, 3]. Разработанный банк опирается на кодификатор читательских компетенций, включает тексты различного типа и уровня сложности, что обеспечивает возможность использования инструментария в образовательной практике для формирования и мониторинга метапредметных результатов. Банк заданий направлен не только на проверку, но и на формирование читательских умений в условиях реального информационного контекста с учетом возрастных и когнитивных особенностей обучающихся, через работу с текстами различных типов, форматов и уровней сложности.

Критериально-уровневый подход к проектированию и разработке учебно-диагностических заданий рассмотрен в работах по финансовой грамотности [4, 5] и креативному мышлению [6], предназначенных для включения в банк заданий по формированию функциональной грамотности. Авторы [4, 6] выделяют и описывают конкретные факторы, определяющие уровень сложности заданий, а также приводят эмпирически подтвержденную модель, позволяющую проектировать разноуровневые комплексы, адаптированные к образовательным возможностям различных категорий обучающихся; акцентируют внимание на необходимости включения в банк заданий материалов, ориентированных на решение проблемных ситуаций, обладающих контекстной, личностной и компетентностной значимостью. В работе Е.Л. Рутковской, А.В. Половниковой [5] проанализированы ключевые когнитивные умения, на развитие которых направлены задания, особенности их оценивания и применения в учебном процессе с акцентом на значимость принципов работы, ориентированных на реальные социальные контексты. Представленная критериально-уровневая модель оценки заданий может быть использована в практике формирования и экспертной апробации заданий.

Реализация идеи прикладной направленности через систему контекстных задач, разработанных на основе банка заданий, представлена авторами в области читательской [7], естественно-научной [8] и математической грамотности [9]. Авторы предлагают структурировать задания в банках по типовым контекстам для обеспечения межпредметной интеграции. Рассматриваемые задания направлены на формирование умений интерпретации, критической оценки и применения текста, практико-ориентированных умений, обеспечивающих применение предметных знаний в учебно-моделируемых ситуациях. Сочетание функциональных и технологических компонентов в контекстных задачах, отражающих социально значимые и статистически обоснованные сюжеты, работает на повышение мотивации обучающихся за счет прикладного характера содержания и актуальности затрагиваемых тем.

Содержательные аспекты организации региональной системы формирования функциональной грамотности средствами учебно-оценочных материалов и их обобщение в банках заданий представлены в работе Е.Г. Забашты, В.А. Мулюковой [10], где подчеркивается необходимость методической целенаправленности в отборе и адаптации заданий к образовательным задачам. Значимость использования заданий с региональным содержанием как средства формирования функциональной математической грамотности обучающихся обоснована в статье А.В. Фирер, Л.Н. Храмовой [11]. Представленные комплексные задания, отражающие специфику природно-климатических и социальных условий региона, могут быть использованы при разработке банка заданий, ориентированного на контекстуализацию учебной деятельности и развитие прикладных метапредметных умений.

Материалы и методы

В течение последних четырех лет работа методических служб Самарского региона с педагогической общественностью была направлена на достижение цели, обозначенной в Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», один из стратегических показателей которого – «вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования» [12].

Индикатором качества образования служит широкий спектр различных показателей и их значений, сформированный в российской и международной практике образования. Методами диагностики и оценки качества могут выступать как региональные, так и федеральные мониторинговые и исследовательские процедуры, включая общероссийские исследования по модели PISA (Programme for International Student Assessment – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) [13].

Среди комплекса мер, проводимых в регионе для повышения качества результатов образования в части развития функциональной грамотности, планомерно осуществлялась следующая работа:

  • в рамках обучающих семинаров был организован разбор заданий, применяемых при формировании функциональной грамотности, общие принципы построения контекстных задач, их оценки, осуществлялся разбор ситуационных задач (ситуаций, расположенных на сайтах ИСРО РАО, Центра качества образования ИСРО РАО, РЭШ, открытых заданий PISA на сайте ФИОКО);
  • на заседаниях Школы заместителей руководителей образовательных учреждений проводили обсуждение и анализ видеопоказов частей открытых уроков и занятий внеурочной деятельности, направленных на развитие функциональной грамотности;
  • на заседаниях окружных методических объединений рассматривали педагогические технологии, способствующие формированию и развитию функциональной грамотности, проводили презентации авторских задач, составленных педагогами региона.

Большую роль в работе учителя, ориентированного на формирование функциональной грамотности, играют разработанные для этих целей учебно-методические материалы, их наличие и изучение [14, 15]. Методистами ресурсных служб региона совместно с педагогами округов на методических объединениях были проанализированы печатные учебно-методические пособия по функциональной грамотности, которыми пользовались учителя, различные электронные платформы по оценке функциональной грамотности обучающихся. В результате общения методистов, заместителей руководителей школ, диссеминации опыта педагогов, организации проведения внутришкольных и окружных мониторингов по оценке уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся к концу 2019 года был выявлен дефицит комплексных заданий по функциональной грамотности в фондах оценочных средств общеобразовательных организаций. Для постоянного использования на уроках и во внеурочной деятельности заданий, формирующих и/или развивающих функциональную грамотность, а также для проведения оценочных процедур по имеющимся в наличии у педагогов дидактическим материалам можно было констатировать факт, что на момент анализа ситуации их не хватало.

Было принято решение о создании регионального банка заданий с целью аккумулирования разработанных или отобранных педагогами образовательных округов ситуаций (кейсов), требующих при решении применения навыков функциональной грамотности [16].

Для проведения экспертизы созданных заданий по оценке уровня сформированности функциональной грамотности и отбора лучших практик реализации курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» [17] был создан экспертный совет по методической поддержке педагогов. Процедура работы совета кратко отражена в алгоритме, приведенном на рисунке.

 

Алгоритм процедуры работы экспертного совета по методической поддержке педагогов

 

На первом этапе авторы представляют разработки заданий по формированию (развитию) функциональной грамотности на бумажных и электронных носителях, а также паспорта этих заданий и представления к ним по утвержденной форме (табл. 1, 2).

 

Таблица 1

Представление на задание по оценке уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся

Образовательное учреждение

Модуль и/или предметная область

Название материала

ФИО разработчика

Для какого класса (возраста)

 

Таблица 2

Паспорт комплексной задачи

Название задачи

Развиваемая компетенция (или умение) конкретного вида ФГ

Тип знания

Концепт (область содержания)

Контекст/ситуация

Трудность (когнитивный уровень)

Формат текста

Формат вопроса

 

На втором этапе осуществляется оценка присланных заданий и ситуаций экспертами по форме, представленной в табл. 3.

 

Таблица 3

Критериальный лист для оценивания комплексной задачи

Показатель

Да/Нет

Примечание

Моделирует реальную жизненную ситуацию

  

Условия задания, описываемая ситуация являются типичными для школьника, встречающимися в их опыте (являются типичными, стандартными, а не исключительными)

  

В задании указаны необходимые материалы и оборудование

  

К заданию учителем приложен ответ

  

Учителем дана характеристика задания

  

Задание соответствует указанному уровню сложности

  

В содержании задания достаточно информации, необходимой для выполнения задания

  

Ориентирует на нелинейное (вероятностное) мышление

  

 

Далее, на третьем этапе следует детальное рассмотрение и обсуждение структуры и содержания материалов по функциональной грамотности членами экспертного совета в очном режиме. На заседании уточняются дискуссионные моменты содержания и структуры представленных материалов по функциональной грамотности и по результатам заполненных рецензентами критериальных листов и мнений членов экспертного совета принимается одно из следующих решений:

  • рекомендовать внести материалы по функциональной грамотности в банк заданий;
  • доработать и представить к следующему заседанию экспертного совета материалы в соответствии с замечаниями рецензентов, рекомендациями членов экспертного совета.

По итогам заседания экспертного совета авторам присланных на экспертизу документов, получивших рекомендации, выдаются сертификаты о включении разработанных ими заданий в банк заданий по формированию функциональной грамотности, и эти задания сразу становятся доступными на сайте регионального Института развития образования [16]. Региональный банк заданий по функциональной грамотности формируется как коллекция задач и упражнений, разработанных специально для развития всех направлений функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой; грамотности в области глобальных компетенций и креативного мышления).

Результаты исследования

Характеризуя содержательные и формальные аспекты заданий, размещаемых в региональном банке, следует отметить, что разработанные педагогами материалы представляют собой учебные задания практико-ориентированного характера, которые используются в учебном процессе в качестве как оценивающих, так и формирующих заданий. Сами задания включают в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Кейс-технология способствует активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся, развитию креативного мышления, установлению междисциплинарных связей, формированию всех групп метапредметных навыков (универсальных учебных действий) [18]. Ключевыми характеристиками являются комплексность, контекстность, вариативность и валидность заданий. Комплексность задания определяется рядом параметров, отражающих его содержательную и методическую полноту за счет включения в структуру задания как текстового компонента с условиями и материалами, так и системы вопросов, направленных на реализацию когнитивных операций высокого уровня: анализа, интерпретации, аргументации, рефлексии. В то же время в рамках формирующего компонента образовательного процесса допускается вариативность: обучающимся могут предлагаться фрагменты комплексных заданий с учетом уровня их подготовки, познавательных возможностей и индивидуальных образовательных потребностей, без необходимости обязательного освоения всех элементов задания. Контекстность обеспечивается за счет включения в задания реалистичных, близких обучающимся жизненных ситуаций, способствующих формированию устойчивой мотивации к их выполнению и развитию личностного смысла в учебной деятельности.

Тексты заданий отбираются с учетом имеющегося у обучающихся запаса предметных знаний для данного этапа обучения, также в заданиях учитываются особенности предметного содержания. При этом есть тексты интегрированного характера, требующие для их понимания и выполнения заданий обращения к знаниям из разных предметов. Специфика текстов варьируется в том числе в зависимости от типа функциональной грамотности. Объем текстов учитывает возрастные возможности обучающихся. Особое внимание уделяется возможностям дифференциации форматов ответов – от закрытых заданий с выбором до открытых вопросов с развернутыми аргументированными ответами. Это позволяет не только диагностировать уровень сформированности функциональной грамотности, но и использовать задания как инструмент развития соответствующих умений в образовательном процессе.

Особенности взаимодействия с банком заданий в педагогической практике определяются гибкостью и адаптивностью его применения. Определенная универсальность заданий, включенных в банк, заключается в том, что они могут быть использованы как для проведения диагностической оценки, так и для формирования знаний и навыков, а также для повторения и закрепления предметного содержания. Педагог, администрация образовательного учреждения, имея доступ к данному методическому ресурсу, могут использовать его в качестве дополнительного учебного материала, позволяющего решать текущие и стратегические профессиональные задачи. Методические службы образовательных округов в рамках методического аудита школ отслеживают внедрение в учебный процесс материалов из регионального банка заданий по функциональной грамотности для выявления уровня вовлеченности образовательных организаций в его использование.

Оценка осуществляется по следующим критериям:

  • этап урока (занятия), на котором было использовано задание из банка заданий;
  • цель использования задания;
  • результативность выполнения задания обучающимися;
  • органичность включения задания в контекст урока;
  • оптимальность отобранного задания с точки зрения поставленной цели.

Обсуждение и заключение

Сформированность функциональной грамотности обучающегося общеобразовательной школы проявляется через способность самостоятельно формулировать цели, разрабатывать алгоритмы их достижения, применять нестандартные подходы к решению задач, осуществлять анализ и самоанализ, а также делать обоснованные выводы на основе интерпретации представленных данных [19]. В субъектах Российской Федерации в соответствии с национальным проектом «Образование» в 2019–2024 годах проводилась ежегодная общероссийская оценка качества общего образования по модели международных сравнительных исследований качества образования. Данный мониторинг имел целью получение объективных данных об уровне сформированности функциональной грамотности обучающихся. Опубликованные результаты исследования [20] фиксируют положительную динамику по всем видам функциональной грамотности: в 2023 году по сравнению с 2022 годом значительно сократилась доля обучающихся, не достигающих базовых (пороговых) уровней функциональной грамотности. Особенно отчетливо это проявляется в области естественно-научной и математической грамотности, где доля низких результатов снизилась на 3,9 и 2,2 процентных пункта соответственно. В то же время анализ динамики по верхним уровням (5–6-й уровни функциональной грамотности) демонстрирует отсутствие устойчивого роста высоких результатов. Незначительное увеличение отмечается только по математической грамотности, тогда как по естественно-научной и читательской грамотностям зафиксировано снижение доли обучающихся, демонстрирующих высокий уровень функциональной грамотности. Это может свидетельствовать о том, что действующие педагогические практики в большей степени ориентированы на устранение дефицитов базовых знаний и навыков, но в меньшей степени способствуют развитию учащихся с высоким потенциалом.

Такая динамика указывает на проблему совершенствования методических подходов: не только удерживать достигнутый прогресс по снижению доли «рисковой» группы обучающихся, но и активно работать над созданием условий по развитию функциональной грамотности на высоком уровне. Это требует более гибкой, дифференцированной и стимулирующей образовательной среды и действующих региональных практик для повышения потенциала системы образования в целом.

Разработка регионального банка заданий и учебных ситуаций по развитию функциональной грамотности с вовлечением в данный процесс педагогического сообщества в качестве активного участника является перспективным направлением работы методических служб региона, а также способствует, на наш взгляд, решению ряда важных общих и частных задач:

  • оптимизация методического компонента образования в отношении формирования и развития функциональной грамотности;
  • компенсация профессиональных дефицитов педагогов и недостатка учебно-методических материалов по формированию и развитию функциональной грамотности;
  • поддержка творчески настроенных педагогов региона, их профессионального развития;
  • аккумулирование лучших образовательных практик региона с возможностью распространения и обмена опытом с другими субъектами Российской Федерации.
×

About the authors

Viktor A. Akopian

Ministry of Education of the Samara region

Author for correspondence.
Email: ava1977@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-4839-9302
SPIN-code: 4000-5548

Cand. Ped. Sci., Associate Professor, Minister of Education of Samara region

Russian Federation, 38/16, А. Tolstogo st., Samara, 443099

References

  1. Federal’naya obrazovatel’naya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya (Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 18.05.2023 No. 370) [Federal Educational Program of Basic General Education (Order of the Ministry of Education of Russia dated 05/18/2023 No. 370)]. https://fgosreestr.ru/poop/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-utverzhdena-prikazom-minprosveshcheniia-rossii-ot-18-05-2023-pod-370 (Accessed June 08, 2025).
  2. Reshetnikova O.A., Demidova M.Yu. Bank zadanij dlya ocenki chitatel’skoj gramotnosti kak instrument formirovaniya bloka metapredmetnyh rezul’tatov, svyazannyh s rabotoj s informaciej: obshchie podhody [The task bank for reading literacy assessment as a tool for forming meta-subject results related to working with information: general approaches]. Pedagogicheskie izmereniya. 2023. No. 1. Pp. 4–12.
  3. Doshchinskij R.A., Ponomareva E.V. Podhody k razrabotke banka zadanij dlya ocenki chitatel’skoj gramotnosti i metodicheskie rekomendacii po ispol’zovaniyu v uchebnom processe banka zadanij pri izuchenii russkogo yazyka i literatury [The approaches to creating the task bank for reading literacy assessment and methodological recommendations for using the task bank in the russian language and literature courses]. Pedagogicheskie izmereniya. 2023. No. 1. Pp. 13–24.
  4. Rutkovskaya E.L., Kozlova A.A., Kolachev N.I. Kriterial’no-urovnevyj podhod k razrabotke uchebno-diagnosticheskih materialov dlya formirovaniya finansovoj gramotnosti [Criteria-level approach to the development of educational and diagnostic materials for the formation of financial literacy]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2023. Vol. 2. No. S1 (90). Pp. 65–87.
  5. Rutkovskaya E.L., Polovnikova A.V. O rabote pedagogov s materialami banka zadanij po finansovoj gramotnosti: analiz opyta ispol’zovaniya [Аbout the work of teachers with materials of the bank assignments on financial literacy: analysis of the experience of application]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2023. Vol. 2. No. S1 (90). Pp. 146–168.
  6. Loginova O.B. Osobennosti zadanij dlya formirovaniya i ocenki kreativnogo myshleniya [Specific features of the tasks for the formation and evaluation of creative thinking]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2021. Vol. 2. No. 5 (79). Pp. 160–173.
  7. Vlasov M.S., Babicheva Yu.G. Razrabotka banka zadanij dlya ocenki chitatel’skoj gramotnosti shkol’nikov po discipline "Russkij yazyk" [Development of a database with tasks for the assessment of secondary school students` reading literacy within the framework of the russian language course]. Socio- i psiholingvisticheskie issledovaniya. 2023. No. 11. Pp. 51–58.
  8. Kiryuhina N.V., Novikova D.V. Formirovanie sposobnosti k resheniyu kontekstnyh zadach kak realizaciya prikladnoj napravlennosti shkol’nogo kursa fiziki [Formation of the ability to solve contextual problems as the implementation of the applied orientation of the school physics course]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023. No. 78–2. Pp. 117–121.
  9. Kalinin S.I., Toropova S.I., Makarova Yu.I. Razvitie funkcional’noj matematicheskoj gramotnosti uchashchihsya 5-h i 6-h klassov: metodicheskie osobennosti i opyt ih realizacii [Development of functional mathematical literacy of students in grades 5 and 6: methodological features and experience in their implementation]. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2023. No. 3 (63). Pp. 288–304.
  10. Zabashta E.G., Mulyukova V.A. Soderzhatel’nye aspekty funkcional’noj gramotnosti v razvitii i sovershenstvovanii regional’noj obrazovatel’noj sistemy [Content aspects of functional literacy in the development and improvement of the regional education system]. Obrazovanie i problemy razvitiya obshchestva. 2023. No. 2 (23). Pp. 26–34.
  11. Firer A.V., Hramova L.N. Zadachi s regional’nym soderzhaniem kak sredstvo formirovaniya funkcional’noj matematicheskoj gramotnosti obuchayushchihsya [Technology for creating an interactive screencast as a means of teaching mathematical disciplines]. Global’nyj nauchnyj potencial. 2021. No. 6 (123). Pp. 86–88.
  12. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.07.2020 No. 474 "O nacional’nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii do 2030 goda" [Decree of the President of the Russian Federation dated 07/21/2020 No. 474 "On the National Development Goals of the Russian Federation until 2030"]. http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (Accessed June 08, 2025).
  13. Metodologiya i kriterii ocenki kachestva obshchego obrazovaniya v obshcheobrazovatel’nyh organizaciyah na osnove praktiki mezhdunarodnyh issledovanij kachestva podgotovki obuchayushchihsya. Utv. prikazom Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii i prikazom Federal’noj sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki ot 06.05.2019 No. 590/219 (s izmeneniyami ot 24.12.2019 No. 1718/716) [Methodology and criteria for assessing the quality of general education in general education institutions based on the practice of international research on the quality of student training. Approved by Order of the Ministry of Education of the Russian Federation and Order of the Federal Service for Supervision of Education and Science dated 05/06/2019 No. 590/219 (as amended on 12/24/2019 No. 1718/716)]. https://docs.cntd.ru/document/554691568 (Accessed June 08, 2025).
  14. Metodicheskie rekomendacii po formirovaniyu funkcional’noj gramotnosti obuchayushchihsya 5–9-h klassov s ispol’zovaniem otkrytogo banka zadanij na cifrovoj platforme po shesti napravleniyam funkcional’noj gramotnosti v uchebnom processe i dlya provedeniya vnutrishkol’nogo monitoringa formirovaniya funkcional’noj gramotnosti obuchayushchihsya. Pod red. G.S. Kovalevoj [Methodological recommendations on the formation of functional literacy of students in grades 5–9 using an open task bank on a digital platform in six areas of functional literacy in the educational process and for conducting intra-school monitoring of the formation of functional literacy of students. Ed. by G.S. Kovaleva]. Moscow: Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO Publ., 2022. 360 p.
  15. Estestvenno-nauchnaya gramotnost’. Metodicheskie rekomendacii po formirovaniyu estestvenno-nauchnoj gramotnosti obuchayushchihsya 5-9-h klassov s ispol’zovaniem otkrytogo banka zadanij na cifrovoj platforme. Pod red. G.S. Kovalyovoj, A.Yu. Pentina [Natural science literacy. Methodological recommendations on the formation of natural science literacy of students in grades 5-9 using an open task bank on a digital platform. Edited by G.S. Kovaleva, A.Y. Pentin.]. Moscow: Institut strategii razvitiya obrazovaniya Publ., 2021. 143 p.
  16. Metodicheskoe soprovozhdenie programmy vneurochnoj deyatel’nosti po razvitiyu funkcional’noj gramotnosti. Bank luchshih praktik [Methodological support of the extracurricular activities program for the development of functional literacy. The Bank of Best Practices]. Samara: GAU DPO SO IRO, 2025. https://iro63.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/metodicheskoe-soprovozhdenie-programmy-vneurochnoy-deyatelnosti-po-razvitiyu-funktsionalnoy-gramotno/ (Accessed June 08, 2025).
  17. Programma kursa vneurochnoj deyatel’nosti "Funkcional’naya gramotnost’: uchimsya dlya zhizni" (osnovnoe obshchee obrazovanie). Odobrena resheniem FUMO po obshchemu obrazovaniyu, protokol No. 7/22 ot 29.09.2022 [The program of the extracurricular activity course "Functional literacy: learning for life" (basic general education). Approved by the decision of the FUMO on General Education, Protocol No. 7/22 dated 09/29/2022]. https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/ВУД_Программа-курса-внеурочной-деятельности.-Функциональная-грамотность-ООО_Новая.pdf (Accessed June 08, 2025).
  18. Interaktivnye pedagogicheskie tekhnologii v sisteme formirovaniya funkcional’noj gramotnosti. Rabochaya tetrad’ po ispol’zovaniyu rezul’tatov vneshnih ocenochnyh procedur (chast’ II). Avt.-sost. I.V. Vospitannik, N.P. Kolesnik, S.V. Petuhov [Interactive pedagogical technologies in the system of functional literacy formation. Workbook on the use of the results of external evaluation procedures (part II). Author-comp. I.V. Vospitannik, N.P. Kolesnik, S.V. Petukhov]. Saint Petersburg: GAOU DPO "LOIRO" Publ., 2021. 62 p.
  19. Akopian V.A. Aktualizatciya formirovaniya funktcional’noj gramotnosti obuchayushchihsya obshcheobrazovatel’noj shkoly [Actualization of formation functional literacy of secondary school students]. Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Vol. 14. No. 5. Pp. 61–74.
  20. Rezul’taty obshcherossijskoj ocenki po modeli mezhdunarodnyh issledovanij kachestva obrazovaniya – 2023. Ch. I [Results of the all-Russian assessment based on the model of international research on the quality of education – 2023. Part I]. FGBU FIOKO Publ., 2024. https://fioco.ru/Media/Default/ Documents/pisa/FG-2023-I.pdf (Accessed June 08, 2025).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Algorithm of the procedure of the Expert Council’s work on methodological support for teachers

Download (228KB)

Copyright (c) 2025 Akopian V.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.