Эмпатия как фактор профессиональной успешности будущих специалистов технической области
- Авторы: Шейпак О.А.1, Судилина Е.В.1
- 
							Учреждения: 
							- Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)
 
- Выпуск: Том 22, № 3 (2025)
- Страницы: 123-144
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/658562
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2025.3.9
- ID: 658562
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В современном мире проблема межличностного взаимодействия и выстраивания эффективных взаимоотношений является ключевой как для образовательной области, так и для профессиональной. Эмпатия является существенным фактором в вопросе построения взаимоотношений, поэтому развитие данного качества у обучающихся, в том числе и технических специальностей, является актуальным на данный момент. Однако эмпатия недостаточно исследуется у специалистов технической сферы, хотя ученые подтверждают важность присутствия и развития данного качества у представителей инженерных и других технических профессий для взаимодействия с коллегами и заказчиками, а также для создания продукта, отвечающего требованиям пользователя. В нашем исследовании мы поставили следующую цель: определить уровень эмпатии у будущих специалистов, обучающихся на различных технических специальностях, для понимания и обоснования необходимости проведения работы по развитию эмпатии и для учета данного фактора при выстраивании образовательного процесса. Для проведения исследования были применены две методики: методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко для обучающихся в магистратуре и шкала эмоционального отклика А. Меграбян и Н. Эпштейна для студентов бакалавриата. В результате исследования мы выяснили, что среди студентов бакалавриата преобладает средний уровень эмпатии, причем эмпатия развита лучше у студентов мужского пола. Во второй по численности группе находятся студенты бакалавриата с низким уровнем эмпатии. У большинства обучающихся в магистратуре уровень эмпатии низкий и очень низкий, высокого уровня эмпатии нет ни у кого; при этом лучше развита эмпатия у студентов женского пола. Если сравнивать уровень эмпатии студентов бакалавриата и магистратуры, то у обучающихся в магистратуре уровень эмпатии ниже. Данные результаты говорят о необходимости развития у студентов такого навыка, как эмпатия, и проведения дальнейших исследований в данной области.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Уже несколько лет в МАИ в рамках индивидуализации процесса обучения для проведения занятий по иностранному языку всех студентов первого курса одного потока делят на группы по уровню владения иностранным языком. В результате на занятиях по иностранному языку студены оказываются в новом коллективе, где им приходится выстраивать новые взаимоотношения. Форма занятий по дисциплине «Иностранный язык» – практическая. Студентам приходится работать в парах или в группах с незнакомыми людьми. Мы наблюдаем, что для многих студентов установление новых контактов для решения учебных задач становится проблемой. Во время практики по развитию речевой деятельности студенты, работая в паре или в команде, не могут прийти к единому мнению, в результате чего возникают спорные и конфликтные ситуации, где каждый студент пытается отстоять свою точку зрения. На основании вышесказанного становится очевидно, насколько важно выработать у студентов способность понимать, что чувствует и думает другой человек, научить студентов взаимодействовать с разными людьми, работать в коллективе и выстраивать комфортную и гармоничную среду для сотрудничества. Развитие эмпатии может сыграть ключевую роль в процессе общения как студентов, так и профессионалов в своей области.
В концептуальную эпоху, которая пришла на смену информационной эпохе, умение устанавливать тесный психологический контакт с людьми и способность доносить до них важные идеи в доступной и наглядной форме являются едва ли не самыми актуальными качествами. Дэн Пинк в своей книге «Будущее за правым полушарием» считает, что такое умение представляет большую ценность для общества [1]. Автор указывает на шесть способностей и считает их необходимыми для успешного работника. Эти шесть способностей включают в себя дизайн (способность находить оригинальные решения), рассказ (способность облекать свои идеи в форму историй), симфонию (способность создавать команды), эмпатию (способность понимать, как чувствует и думает другой человек), игру (способность получать наслаждение от процесса работы) и смысл (способность делать что-то ради больших идей). Эмпатия – важнейшая составляющая эмоционального интеллекта, которая способствует выстраиванию гармоничных межличностных взаимоотношений и снижению числа конфликтов в коллективе.
На сегодняшний день развитие эмпатических способностей студентов технических специальностей как будущих специалистов имеет первостепенное значение, поскольку это даст возможность не только лучше понять другого человека, но и предугадать дальнейшее его поведение и, следовательно, лучше выстроить процесс общения [2].
С позиции педагогики развитие эмпатии у обучающихся важно и актуально. Необходимо отметить, что эмпатия – это качество, над которым можно работать и которое можно развивать. Повышая уровень эмпатии, студенты также совершенствуют коммуникативные навыки, что способствует лучшему взаимопониманию и взаимодействию между ними. Таким образом, формируется благополучная обстановка для обучения, где студенты лучше понимают чувства друг друга, а конфликтные ситуации при их возникновении решаются наиболее рациональным образом. Помимо улучшения качества обучения, развитие эмпатии также способствует формированию более успешных будущих специалистов, которым данный навык будет необходим в профессиональной деятельности.
Существует широко распространенное мнение, что эмпатия является значимой чертой для людей, работа которых соответствует типу «человек – человек», то есть, например, для психологов, педагогов, врачей, консультантов, работников социальной сферы [3]. Развитие эмпатии у представителей данных профессий является само собой разумеющимся. Проблемой является недооцененность работы по повышению уровня эмпатии у студентов технических специальностей. Например, для будущих инженеров «эмпатия является ресурсом социальных взаимоотношений» и проявляется в применении человеком своих способностей с целью успешного решения задач с наименьшими затратами [4].
Эмпатия позволяет работникам технической области создавать наиболее качественные, инновационные решения; лучше выстраивать взаимоотношения в командной работе и более качественно решать возникающие проблемы, понимать важность своей работы, продуктов и решений, которые они создают для потребителей. Именно поэтому развитие эмпатии студентов технических специальностей в процессе обучения – важная и актуальная педагогическая задача.
Новые исследования в области эмпатии дают понимание глубины и важности вопроса развития данного качества и возможность разработать новые образовательные программы по развитию у обучающихся эмпатии и эмоционального интеллекта.
В данной работе была поставлена следующая цель: определить уровень эмпатии у студентов технических специальностей, чтобы понять необходимость развития эмпатии как фактора для выстраивания образовательного процесса и обосновать разработку новых образовательных программ по повышению уровня эмпатии. Анализ научной литературы показал, что эмпатия у специалистов технических областей изучена мало, поэтому было проведено исследование для получения представления о том, каким уровнем эмпатии обладают студенты МАИ и насколько необходимо принимать меры по развитию эмпатии у обучающихся.
Обзор литературы
Анализ научной российской и зарубежной литературы показал, что развитие эмпатии как фактора успеха для современного специалиста является необходимым. Важно также проводить диагностику уровня эмпатии и создавать методы его повышения.
Актуальность изучения и развития эмпатии студентов в образовательном процессе подчеркивает Д.А. Солоднева [5]. Д.А. Солоднева провела всесторонний анализ литературы по вопросу исследования эмоционального интеллекта в юношеском возрасте и подчеркивает, что уровень эмпатии влияет на умение студента адаптироваться к новым условиям, а именно преодолевать сложности и выбирать конструктивные копинг-стратегии для выстраивания отношений в коллективе. В статье сделан акцент на необходимость изучения эмпатии и эмоционального интеллекта, поскольку они непосредственно влияют на формирование студента как личности, на уровень их социальной адаптации, а также на академическую успеваемость и развитие лидерских качеств.
К.С. Кошкина и др. в своей статье [6] также говорят о недостаточном внимании к такому вопросу, как развитие эмпатии студентов, что ведет к ряду проблем. Проанализировав сущность понятия «эмпатия», факторы ее формирования у студентов, авторы приходят к выводу о важной практической значимости развития эмпатии. Помимо создания благоприятного климата в учебной группе, повышения успеваемости и лучшего усвоения учебного материала, развитие эмпатии дает возможность студентам усовершенствовать коммуникативные навыки, научиться работать в команде, а также способствует уменьшению числа конфликтных ситуаций, что, в свою очередь, ценно для студентов как будущих профессионалов, поскольку полученные в процессе обучения навыки будут применяться ими и в профессиональной деятельности.
О значении эмпатии и эмоционального интеллекта у студентов как будущих специалистов пишет Н.А. Штро [7]. Автор обращает внимание на то, что для современного работодателя имеют значение не только профессиональные знания и навыки будущего сотрудника, но и его эмоциональная компетентность, поскольку эффективное взаимодействие в коллективе ведет к более плодотворной трудовой деятельности. Именно поэтому, считает автор, важно развивать эмпатию в процессе образовательной деятельности, включая в образовательные программы компоненты по развитию социальных и эмоциональных компетенций.
Многие авторы, изучающие эмпатию, сходятся во мнении, что эмпатия крайне важна в профессиональной деятельности. Однако, проанализировав научную литературу за последние четыре года, мы пришли к выводу, что в основном о ценности эмпатии говорится в отношении профессий типа «человек – человек» [3]. Примерно в 80–90 % статей как отечественных, так и зарубежных авторов говорится о развитии эмпатии у будущих медиков, ветеринаров, психологов и педагогов, а также у работников социальной сферы [4; 8–13].
Исследованию уровня эмпатии у представителей профессий технической сферы посвящено гораздо меньше научных работ, однако это не исключает, а подчеркивает значимость изучения эмпатии в данной области.
А.Г. Михайлова в своей статье [14] утверждает, что следует развивать коммуникативные навыки у студентов технических специальностей, будущих инженеров. Для организации эффективного рабочего процесса инженер должен обладать качествами, в основу которых заложены взаимоуважение, эмпатия и доверие. В современном мире для инженера недостаточно иметь знания, касающиеся только его области деятельности. Навыки общения и взаимодействия в команде являются не менее важными для достижения продуктивных результатов. Проанализировав работы многих ученых по вопросу межличностной коммуникации, автор сделал вывод о важности образовательной среды для процесса формирования у обучающихся коммуникативных профессиональных навыков.
Инженеры работают в команде, и им так же, как и представителям профессий типа «человек – человек», приходится взаимодействовать в коллективе для решения поставленных задач. «Эмоциональный интеллект составляют основу профессиональной компетенции будущего инженера и входит в категорию так называемых гибких навыков (soft skills)» [15]. Но, делает вывод Л.М. Болсуновская [15], эмоциональный интеллект инженеров исследован недостаточно.
Я.С. Божанов и В.В. Лаврушко [16] выявили главные профессиональные качества инженера, которые формируют его имидж и влияют на карьерный рост: это толерантность, профессиональная этика, коммуникативность и эмпатия. Авторы считают, что эмпатия должна присутствовать на всех этапах профессионального взаимодействия специалиста как весомая составляющая продуктивного процесса общения инженера с коллегами и заказчиками. Это поможет более качественно решать все возникающие в процессе рабочей деятельности проблемы.
Помимо ключевой роли эмпатии в профессиональном взаимодействии, важно отметить роль эмпатии в таком процессе, как дизайн-мышление [1]. Дизайн-мышление – это способ создания инновационных решений, которые отвечают потребностям человека. Для специалистов технической области дизайн-мышление – это и преимущество, и важное качество, обладая которым, они могут стать успешными в своей сфере.
«Навыки дизайн-мышления помогают людям быть более гибкими в применении своих знаний, развивают нестандартное мышление, позволяют найти нешаблонные решения в условиях неопределенности, создать прорывные идеи» [17]. Дизайн-мышление помогает решать задачи во множестве профессиональных сфер, в том числе и в технической. Дизайн-мышление состоит из следующих шагов: эмпатия, определение потребностей, генерация идей, прототипирование и тестирование [18]. Авторы [18] описывают методы коллективного поиска решений, например такие, как мозговой штурм, для создания оригинальных, передовых идей, и отмечают перспективность применения дизайн-мышления в образовательной деятельности для развития у обучающихся качеств и навыков, необходимых современному перспективному сотруднику.
Учитывая важность изучения эмпатии, некоторые исследователи решили выяснить уровень осведомленности учащихся об этом качестве. В результате было установлено, что студенты недостаточно информированы о таком понятии, как эмпатия [19].
Л.С. Полякова и др. [19], изучив научную литературу по теме становления технического образования в России, пришли к выводу, что в начале ХХ века подготовка технических специалистов осуществлялась в более широком формате и включала развитие также и нравственных качеств личности. Однако позднее образовательный процесс стал фокусироваться только на узкоспециализированных технических знаниях инженеров, что негативно сказалось на качестве их подготовки. В ХХI веке требования к конкурентоспособному специалисту-инженеру возрастают. Сегодня требуется, чтобы инженер также обладал рядом гибких навыков. В этой связи авторы подчеркивают, что необходимо переосмыслить вопросы качества подготовки технических специалистов.
Сейчас ученые единогласно сходятся во мнении, что эмпатия важна для решения инженерных задач и создания продуктов, максимально отвечающих требованиям пользователей [20]. Более того, сегодня особенно подчеркивается такое качество инженеров, как приверженность и служение обществу, поэтому учебным заведениям следует поощрять студентов за их участие в общественных делах и в работах социальных организаций.
Anasuya K. Lingappa и др. авторы в своей статье [21] затрагивают сферу социального предпринимательства, в которой эмпатия, по их мнению, является ключевым фактором. В результате проведенного исследования авторы подтверждают гипотезу о том, что вовлеченность студентов инженерных специальностей в социальные программы способствует развитию эмпатии.
S.J. Lunn и др. [22] пишут о пользе эмпатии для специалистов в области биомедицинской инженерии при создании инклюзивных устройств и оборудования, ведь от таких устройств зависит качество жизни люди, которые в них нуждаются. Авторы провели опрос среди преподавателей, работающих в сфере биомедицинской инженерии, и выявили высокую значимость эмпатии для формирования личностных и профессиональных качеств, необходимых специалисту высокого уровня. Авторы придерживаются мнения, что необходимо интегрировать занятия по развитию эмпатии в образовательную программу.
Aliu J. и др. считают [23], что инженеры должны стать более социально ответственными, а для этого необходимо больше проявлять эмпатию к окружающим, и особенно это важно в период, когда технологии развиваются со стремительной скоростью [23]. Авторы провели оценку эмоциональных компетенций среди специалистов инженерной отрасли и выявили группы важных для современного специалиста навыков: самосознание, эмпатия, саморегуляция и самомотивация. Ученые также рекомендуют пересмотреть и обновить учебные программы для будущих инженеров с учетом понимания важности развития этих компетенций.
D.F. Rivas, S. Husein [24] считают, что для инженера XXI века необходимы такие навыки, как знание, умение убеждать и эмпатия, поскольку инженеры являются связующим звеном между наукой, технологией и обществом. Авторы также согласны с мнением, что повышение уровня эмпатии является важным для современного инженера. Авторы предлагают внести изменения в систему образования будущих инженеров, так как они должны обладать не только чисто техническими знаниями, но и навыками для межличностного взаимодействия. D.F. Rivas, S. Husein так же, как и другие ученые, убеждены, что эмпатия помогает инженерам не только выявлять проблемы, решать задачи и создавать оптимальные решения, но и взаимодействовать с другими людьми. В статье предложена методика обучения студентов инженерных направлений, в которую включено развитие эмпатии и других гибких навыков, и раскрываются преимущества данного процесса обучения для студентов.
Роль эмпатии в контексте работы с эмоциональным выгоранием в ИТ-сфере раскрывает Д.Н. Козин [25]. В ходе эмпирического исследования автор подтверждает взаимосвязь межу эмпатией и эмоциональным выгоранием. В исследовании был проведен тренинг для снижения уровня эмоционального выгорания, в ходе которого участники работали со своим эмоциональным состоянием и пытались осознать чувства других участников тренинга. Кроме того, во время тренинга участники смогли осмыслить такие понятия, как «эмоциональное выгорание», «рефлексия», «эмпатия». В результате уровень эмоционального выгорания сотрудников был снижен. В ходе исследования автор подтвердил, что развитие эмпатии положительно сказывается на личной эффективности сотрудника и способствует повышению командной производительности.
О роли эмпатии в современном, цифровом мире говорит в своей статье Д.А. Дудек [26]. Автор считает, что эмпатия как никогда важна для человечества в эпоху развития цифровых технологий, и рассматривает ее как процесс познания человеком окружающего мира. Также автор провел исследования уровня эмпатии у студентов различных специальностей, в результате чего пришел к следующим выводам: 1) у студентов юношеского возраста преобладает средний уровень эмпатии; 2) у студентов педагогических и лингвистических специальностей эмпатия развита лучше, чем у студентов инженерных специальностей. Результаты исследования еще раз заставляют задуматься о необходимости развития эмпатии у студентов инженерных направлений.
В эпоху процветания цифровых технологий как никогда важно уметь проявлять эмпатию и в общении в сети, поскольку сегодня люди очень большое количество времени проводят в виртуальной среде: имеются в виду онлайн-обучение, конференции, переписка в мессенджерах. Актуальность проявления сетевой эмпатии отмечает С.М. Гайдаренко [27]. По мнению автора, неоспоримым является тот факт, что, общаясь в сети, участники должны уметь выстраивать отношения в цифровой среде, а значит, эмпатия будет иметь весомое значение в данном процессе. В результате проведенного исследования С.М. Гайдаренко выяснила, что студенты филологического факультета обладают средним уровнем эмпатии, и это выше, чем у студентов физико-математического факультета, у которых по большей части уровень эмпатии низкий. Также автор приходит к выводу, что хотя 90 % учеников способны распознавать эмоции, эмпатию проявляет только 10 % студентов.
Проанализировав научную литературу по теме «уровень развития эмпатии у студентов», мы убедились в важности дальнейшего изучения данного вопроса в отношении специалистов, работающих в технической сфере. Учитывая тот факт, что научных работ, посвященных исследованию уровня эмпатии у студентов технических направлений, на сегодняшний день крайне мало, мы решили, что необходимо исследовать уровень эмпатии у будущих работников технической области.
Материалы и методы
В данной работе был применен эмпирический метод исследования – опрос студентов.
Студентам было предложено ответить на вопросы, представленные в опросниках, для диагностики уровня эмпатии. Были использованы два опросника: 1) опросник В.В. Бойко для диагностики уровня эмпатических способностей [28] (для студентов магистратуры); 2) шкала эмоционального отклика А. Меграбян и Н. Эпштейна [29] (для студентов бакалавриата).
После проведения опроса полученные данные были обработаны статистически, проанализированы; были сделаны выводы относительно необходимости проведения работы в процессе образования студентов для развития у них эмпатии.
Результаты исследования
В ходе исследования было протестировано 399 студентов МАИ в возрасте 18–20 лет, обучающихся по программе бакалавриата в институтах № 3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика», № 5 «Экономика и менеджмент высокотехнологичной индустрии», № 6 «Аэрокосмический», № 7 «Робототехнические и интеллектуальные системы», № 8 «Компьютерные науки и прикладная математика», № 11 «Материаловедение и технологии материалов», с помощью методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбян и Н. Эпштейна; и 83 студента в возрасте 22–27 лет, обучающихся в магистратуре в институтах № 3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика», № 4 «Радиоэлектроника, инфокоммуникации и информационная безопасность», № 5 «Экономика и менеджмент высокотехнологичной индустрии», № 8 «Компьютерные науки и прикладная математика», № 11 «Материаловедение и технологии материалов», № 12 «Аэрокосмические наукоемкие технологии и производства», по методике диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
На рис. 1 представлены результаты тестирования студентов, обучающихся на бакалавриате.
Рис. 1. Уровень эмпатии студентов, обучающихся на бакалавриате
Среди студентов, обучающихся по программе бакалавриата, 62 % имеют средний уровень эмпатии, у 25 % студентов уровень эмпатии низкий, у 11 % высокий, у 2 % – очень низкий. Таким образом, 73 % студентов бакалавриата обладают средним и высоким уровнем эмпатии, что является вполне хорошим результатом. Уровень эмпатии ниже среднего у 27 % студентов (то есть примерно ¼ всех студентов), что свидетельствует о необходимости развития эмпатии у данной категории учащихся.
Cравнительный анализ результатов опроса был проведен среди студентов мужского и женского пола. Данное сравнение представляет интерес, поскольку вопрос взаимосвязи уровня эмпатии с полом испытуемых активно исследуется учеными. Исследования показывают, что восприятие и выражение эмпатии могут различаться между мужчинами и женщинами из-за социальных и культурных факторов. Поскольку эмпатия играет ключевую роль в формировании здоровых межличностных отношений, понимание того, как сила эмпатии варьируется между гендерами, может помочь студентам развивать более эффективные навыки общения и сотрудничества. Тем более интересен в этой связи тот факт, что хотя женщины чаще оцениваются как более эмпатийные, существуют исследования, которые говорят о том, что уровень эмпатии не зависит от гендера [30, 31].
Результаты тестирования студентов мужского пола, обучающихся на бакалавриате, следующие (рис. 2): 65 % студентов обладают средним уровнем эмпатии, 14 % – высоким, 21 % – низким. Получается, что средним и высоким уровнем эмпатии обладают в общей сумме 79 % студентов мужского пола, то есть большая часть. Очень низкого уровня эмпатии нет ни у кого.
Рис. 2. Уровень эмпатии у студентов мужского пола, обучающихся на бакалавриате
Тестирование студентов женского пола, обучающихся на бакалавриате, показало (рис. 3), что у 53 % студентов – средний уровень эмпатии, 5 % обладают высоким уровнем эмпатии, 35 % имеют низкий уровень и 7 % очень низкий уровень.
Рис. 3. Уровень эмпатии у студентов женского пола, обучающихся на бакалавриате
Более чем у половины студентов женского пола уровень эмпатии средний или высокий – у 58 %, то есть это большая часть. Однако низким и очень низким уровнем эмпатии обладает 42 % студентов, что хотя и меньше половины, но все же составляет значительную часть и говорит о низком уровне развития эмпатии у практически половины испытуемых данной группы.
Сравним уровни эмпатии у студентов мужского и женского пола, обучающихся на бакалавриате (рис. 4).
Рис. 4. Сравнение уровня эмпатии у студентов мужского и женского пола, обучающихся на бакалавриате
Из диаграммы видно, что в большей степени уровень эмпатии развит у студентов мужского пола: студентов мужского пола с высоким уровнем эмпатии почти в 3 раза больше, чем студентов женского пола с высоким уровнем эмпатии; студентов мужского пола со средним уровнем эмпатии на 8 % больше, чем студентов женского пола со средним уровнем эмпатии; студентов женского пола с низким уровнем эмпатии на 14 % больше, чем студентов мужского пола с низким уровнем эмпатии; среди студентов с очень низким уровнем эмпатии 7 % – это студенты женского пола, в то время как студентов мужского пола с низким уровнем эмпатии – нет. Полученные результаты опровергают точку зрения о том, что женщины более эмпатичны, чем мужчины.
Сравним результаты тестирования по определению уровня эмпатии по институтам.
Диаграмма на рис. 5 показывает, что во всех институтах у большинства студентов преобладает средний уровень эмпатии (50–65 %), в институтах № 11 «Материаловедение и технологии материалов» и № 6 «Аэрокосмический» этот показатель самый низкий и составляет 50 %, во всех других институтах данный показатель превышает 60 %; на втором месте по численности – студенты с низким уровнем эмпатии, их число варьируется от 20 до 30 % в зависимости от института; высоким уровнем эмпатии обладает от 9 до 16 % – и это третья по численности группа студентов; очень низкий показатель – у наименьшей группы студентов, и он варьируется в пределах от 0 до 8 %. Проанализировав полученные результаты, можно сказать, что уровень эмпатии не зависит от направления обучения студентов.
Рис. 5. Сравнение уровня эмпатии по институтам
Далее проанализируем результаты тестирования на определение уровня эмпатии у студентов, обучающихся в магистратуре (рис. 6).
Рис. 6. Уровень эмпатии студентов, обучающихся в магистратуре
У 59 % обучающихся в магистратуре – заниженный уровень эмпатии, у 24 % – очень низкий, у 17 % – средний. Высокого уровня эмпатии нет ни у кого. Суммарно заниженным и низким уровнем эмпатии обладает 83 % студентов, что почти в 5 раз больше, чем доля студентов со средним уровнем эмпатии. У очень большого числа студентов уровень эмпатии ниже среднего, что говорит о большой проблеме в данной области и необходимости изучить причины такого низкого уровня эмпатии и предпринять шаги по повышению уровня эмпатии у данной категории студентов.
Проанализируем результаты опроса студентов магистратуры мужского и женского пола.
В результате тестирования студентов магистратуры мужского пола (рис. 7) были получены следующие данные: у 58 % студентов – заниженный уровень эмпатии; у 30 % студентов уровень эмпатии очень низкий, а у 12 % – средний. Следовательно, у 88 % студентов уровень эмпатии низкий и очень низкий, что более чем в 7 раз больше, чем доля студентов со средним уровнем эмпатии. Это означает, что у большинства студентов магистратуры мужского пола недостаточно развита эмпатия.
Рис. 7. Уровень эмпатии у студентов мужского пола, обучающихся в магистратуре
Среди студентов магистратуры женского пола получены следующие результаты (рис. 8): у 62 % уровень эмпатии низкий, у 11 % очень низкий и у 27 % – средний. Как и в случае со студентами мужского пола, обучающимися в магистратуре, ни у кого нет высокого уровня эмпатии. Суммарно заниженный и очень низкий уровень эмпатии имеют 73 % студентов женского пола. Это почти в три раза больше, чем доля студентов со средним уровнем эмпатии женского пола, и это достаточно большое число, которое также говорит о необходимости работы по развитию эмпатии.
Рис. 8. Уровень эмпатии у студентов женского пола, обучающихся в магистратуре
Проведем сравнение результатов тестирования среди студентов магистратуры мужского и женского пола (рис. 9).
Рис. 9. Сравнение уровня эмпатии у студентов магистратуры мужского и женского пола
Так же, как и у студентов магистратуры мужского пола, среди студентов магистратуры женского пола у большинства уровень эмпатии низкий либо очень низкий.
Студентов женского пола со средним уровнем эмпатии более чем в два раза больше, чем студентов мужского пола с таким же уровнем эмпатии.
Студентов мужского пола с заниженным и очень низким уровнем эмпатии на 15 % больше, чем студентов женского пола с заниженным и очень низким уровнем эмпатии. Из полученных данных можно сделать вывод, что эмпатия развита лучше у студентов магистратуры женского пола, чем мужского.
Проанализируем уровень развития эмпатии у студентов магистратуры в разрезе шести каналов эмпатии (рис. 10).
Рис. 10. Средний бал, набранный студентами магистратуры по каналам эмпатии (максимальный балл по каждому каналу – 6)
Каналы «Установки, способствующие эмпатии», а также «Проникающая способность» набрали больше всего баллов и имеют результат выше среднего – 3,8 и 3,6 соответственно, что говорит о наличии у студентов установок, которые способствуют развитию эмпатии, а также свидетельствует о том, что студенты в процессе общения могут создавать комфортную обстановку и поддерживать доверительные отношения.
Все остальные каналы развиты ниже среднего уровня. Наименьший балл набран по интуитивному каналу, а значит, студенты плохо могут оценивать поведение других людей и им трудно действовать в новой, неизвестной обстановке в условиях нехватки информации.
Из диаграммы на рис. 11 видно, что все каналы, кроме канала «Проникающая способность», в большей степени развиты у студентов женского пола, хотя разница не слишком велика. Это подтверждает ранее сделанный вывод о том, что в данной группе эмпатия в большей степени развита у девушек, чем у юношей.
Рис. 11. Средний бал, набранный студентами магистратуры мужского и женского пола по каналам эмпатии. Сравнение
Далее проведем сравнительный анализ уровня эмпатии у студентов бакалавриата и магистратуры.
Рис. 12 показывает, что в основном у студентов бакалавриата уровень эмпатии выше и эмпатия развита лучше, чем у студентов магистратуры.
Рис. 12. Сравнение уровня эмпатии у студентов магистратуры и бакалавриата
Среди обучающихся в магистратуре нет студентов с высоким уровнем эмпатии. Студентов со средним уровнем эмпатии более чем в 3,5 раза больше среди обучающихся на бакалавриате, чем в магистратуре; студентов с низким и заниженным уровнем эмпатии больше среди обучающихся в магистратуре, чем на бакалавриате, более чем в 2 раза. Студентов с очень низким уровнем эмпатии в 12 раз больше среди студентов магистратуры, чем среди студентов бакалавриата.
Далее сравним уровень эмпатии у студентов бакалавриата и магистратуры в разрезе параметра «пол» (рис. 13, рис. 14).
Рис. 13. Сравнение уровня эмпатии у студентов бакалавриата и магистратуры мужского пола
Рис. 14. Сравнение уровня эмпатии у студентов бакалавриата и магистратуры женского пола
Если сравнить полученные данные в разрезе «пол» у студентов магистратуры и бакалавриата, то получим следующее:
- В отличие от студентов бакалавриата, среди обучающихся в магистратуре нет учащихся с высоким или очень высоким уровнем эмпатии.
- Средний уровень эмпатии у студентов бакалавриата мужского пола почти в 5,5 раз больше, чем у студентов магистратуры мужского пола; студентов со средним уровнем эмпатии среди учащихся бакалавриата женского пола почти в два раза больше, чем среди студентов магистратуры женского пола.
- Студентов магистратуры мужского пола с низким/заниженным уровнем эмпатии больше, чем студентов бакалавриата, почти в три раза; студентов магистратуры женского пола с низким/заниженным уровнем эмпатии больше, чем студентов бакалавриата, почти в два раза.
- Студентов магистратуры мужского пола с очень низким уровнем эмпатии – 30 %, в то время как студенты мужского пола бакалавриата с очень низким уровнем эмпатии отсутствуют; студентов магистратуры женского пола с очень низким уровнем эмпатии почти в 1,5 раза больше, чем студентов бакалавриата женского пола с низким уровнем эмпатии.
Если сравнивать две возрастные группы студентов – учащихся бакалавриата (18–20 лет) и магистратуры (22–27 лет), то можно увидеть, что с возрастом у студентов и мужского, и женского пола уровень эмпатии снижается; среди испытуемых более старшего возраста (студенты магистратуры) преобладают студенты с низким и очень низким уровнем эмпатии. Однако это не говорит о линейной зависимости уровня эмпатии от возраста. Возможно, снижение эмпатии связано с увеличением нагрузки у студентов магистратуры (большинство студентов магистратуры совмещают учебу и работу) и, как следствие этого, с большим количеством стрессовых ситуаций. Для более точного понимания причин необходимы дальнейшие исследования.
Обсуждение и заключение
В результате проведенного исследования важно отметить следующее:
- Эмпатия выступает значимым фактором успешной адаптации человека к изменяющимся условиям среды, преодоления сложных ситуаций и выбора конструктивных стратегий межличностного взаимодействия.
- Большинство ученых сходятся во мнении, что эмпатия – важнейшее качество для современного специалиста в технической области.
- Эмпатия – это качество, которое может меняться в течение жизни человека и которое можно развить с помощью применения специальных методик.
- Диагностика уровня эмпатии играет одну из ключевых ролей для выстраивания эффективного образовательного процесса.
- Анализ и развитие эмпатических способностей студентов способствуют более высокому качеству образования и успешной профессиональной реализации.
- Важен широкий междисциплинарный подход к обучению будущих работников технической сферы с учетом развития личностных качеств и навыков для социального взаимодействия.
- Необходим пересмотр образовательных программ для технических специалистов и включение в образовательный процесс методик по развитию эмпатии у студентов технических специальностей как конкурентоспособных и перспективных специалистов, отвечающих требованиям современного мира.
- Анализ полученных результатов показал, что уровень эмпатии не зависит от пола участников исследования.
- В результате проведенного исследования было выяснено, что уровень эмпатии у студентов магистратуры ниже, чем у студентов бакалавриата.
- Снижение уровня эмпатии у студентов магистратуры возможно из-за стресса, вызванного получением нового профессионального опыта и увеличением нагрузки. Выявление причин снижения эмпатии – актуальная задача для будущего исследования. Необходимо проведение дальнейших исследований в данной области с участием различных возрастных групп и с большей выборкой. Имеющаяся научная база недостаточна для выявления корреляции между возрастом и уровнем эмпатии.
Мы считаем, что данное исследование полезно для преподавателей и других работников вузов и может быть использовано при выстраивании учебного процесса. Понимание преподавателями проблемы недостаточно развитого уровня эмпатии у студентов даст возможность выработать соответствующий подход к студентам и выстроить наиболее продуктивные и доверительные взаимоотношения в учебном коллективе.
Мы также планируем рассмотреть возможность введения часов в учебных программах разных дисциплин социально-гуманитарного цикла для развития у студентов гибких навыков, том числе и эмпатии. С этой целью результаты данной работы планируется обсудить с сотрудниками кафедр «Философия» и «Социология, психология и социальный менеджмент» Московского авиационного института и с отделом планирования учебного процесса для дальнейшей совместной работы по построению новой образовательной траектории.
Об авторах
Ольга Анатольевна Шейпак
Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: oasheypak@gmail.com
				                	ORCID iD: 0000-0003-1038-950X
				                																			                								
кандидат биологических наук, доцент кафедры «Иностранный язык для инженерных специальностей»
Россия, 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4Елена Владимировна Судилина
Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)
														Email: hitechsun@yandex.ru
				                	ORCID iD: 0000-0002-9894-1751
				                																			                								
старший преподаватель кафедры «Иностранный язык для инженерных специальностей»
Россия, 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4Список литературы
- Пинк Д. Будущее за правым полушарием. Что делать, чем думать и как быть в век нового творческого мышления. – М.: РИПОЛ классик: Открытый мир, 2009. – 320 с.
- Кроль Л. Как работает эмпатия. Чувствуй и побеждай. – Litres, 2022.
- Савицкая Т.В., Шабанова Н.Э. Эмпатия как компонент коммуникативной компетентности студентов – будущих специалистов социальной сферы // Диверсификация педагогического образования в условиях развития информационного общества: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Белорусского государственного университета, Минск, 19 ноября 2021 г. – Минск: БГУ, 2022. – С. 323–328.
- Кашапов М.М., Смирнов А.А., Соловьева Е.В. Эмпатия как интерсубъектный ресурс вузовской адаптации студентов в условиях цифровизации образовательной среды // Перспективы науки и образования. – 2022. – № 2 (56). – С. 153–167.
- Солоднева Д.А. Специфика развития эмоционального интеллекта у студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. – 2022. – № 2 (125). – С. 150–157.
- Кошкина К.С., Федянина А.А., Слукина Е.А. Развитие эмпатии у студентов: сборник трудов конференции // Современный образовательный процесс: психолого-педагогическое сопровождение, воспитательные стратегии: материалы Международной научно-практической конференции, Краснодар, 28 ноября 2024 г. / Редкол.: В.М. Гребенникова [и др.]. – Чебоксары: Среда, 2024. – С. 152–154. – ISBN 978-5-907830-92-9.
- Штро Н.А. Развитие эмоционального интеллекта у студентов вуза: сборник трудов конференции // Педагогика, психология, общество: от теории к практике: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 12 февраля 2025 г. / Редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.] – Чебоксары: Среда, 2025. – С. 158–160. – ISBN 978-5-907965-20-1.
- Боровик Е.С. Особенности проявления эмпатии у студентов помогающих профессий // Традиции и инновации в психологии и социальной работе: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Карачаевск, 29–30 октября 2021 г. – Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2021. – С. 21–25. – EDN GFNKKX.
- Северина В.Ф., Косачева Т.А., Тимофеева Е.В. Развитие эмпатии у студентов ветеринарных специальностей средствами иностранного языка // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – № 2 (9) [Электронный ресурс]. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN221.pdf (дата обращения: 05.06.2025).
- Barker M.E., Crowfoot G., King J. Empathy development and volunteering for undergraduate healthcare students: a scoping review. Nurse Education Today. 2022. Vol. 116. Р. 105441.
- Samarasekera D.D. et al. Development of student empathy during medical education: changes and the influence of context and training. Korean Journal of Medical Education. 2022. Vol. 34. No. 1. Р. 17.
- Boshra M. et al. When patients teach students empathy: a systematic review of interventions for promoting medical student empathy. Canadian Medical Education Journal. 2022. Vol. 13. No. 6. Рр. 46–56.
- Zhang Z. Toward the role of teacher empathy in students’ engagement in English language classes. Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Р. 880935.
- Михайлова А.Г. Технологии формирования коммуникативной готовности будущих инженеров в контексте профессиональной подготовки // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2023. – № 2. – С. 100–109.
- Болсуновская Л.М. Эмоциональный интеллект инженера: синергия эмоций, познания и языка в успешной профессиональной деятельности // Первый Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. Девятая международная конференция по когнитивной науке: Сборник научных трудов. В 2 ч. Москва, 10–16 октября 2020 г. Ч. 1. – М.: НИЯУ МИФИ, 2021. – С. 475–477. – EDN RWAVCF.
- Божанов Я.С., Лаврушко В.В. Личные профессиональные качества, детерминирующие профессиональный имидж инженера // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием), Оренбург, 25–27 января 2021 г. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2021. – С. 3260–3269. – EDN ZOQQHP.
- Сабирова Ф.М., Антонов Д.И. Дизайн-мышление как способ креативного решения задач // Вестник педагогических наук. – 2022. – № 2. – С. 20–23.
- Безденежных Е.М., Дунин В.Е. Дизайн-мышление как нестандартный подход к решению задач // Столыпинский вестник. – 2022. – Т. 4. – № 10. – С. 5793–5800.
- Полякова Л.С., Демтирова Т.М., Тимофеева Я.А. Развитие высшего строительного образования в России // Молодежный вестник Новороссийского филиала Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2023. – Т. 3. – № 1. – С. 116–118.
- Johri A. International Handbook of Engineering Education Research. Taylor & Francis. 2023. Р. 760.
- Lingappa A.K., Kamath A., Mathew A.O. Engineers and social responsibility: Influence of social work experience, hope and empathic concern on social entrepreneurship intentions among graduate students. Social Sciences. 2022. Vol. 11. No. 10. Р. 430.
- Lunn S.J., Bell-Huff C.L., Le Doux J.M. Learning to Care: Faculty Perspectives on Developing Empathy and Inclusive Mindsets in Biomedical Engineering. Biomedical Engineering Education. 2022. Vol. 2. No. 2. Pр. 123–140. – doi: 10.1007/s43683-022-00077-0. – EDN AWMCGI
- Aliu J., Aghimien D., Aigbavboa C. et al. Developing emotionally competent engineers for the ever-changing built environment. Engineering, Construction and Architectural Management. 2024. Vol. 31. No. 6. Pp. 2248–2263. https://doi.org/10.1108/ECAM-08-2022-0806 (Accessed March 21, 2025).
- Rivas D.F., Husein S. Empathy, persuasiveness and knowledge promote innovative engineering and entrepreneurial skills. Education for Chemical Engineers. 2022. Vol. 40. Рр. 45–55.
- Козин Д.Н. Психологические инструменты профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудника ИТ-индустрии // Актуальные проблемы психологического знания. – 2022. – No. 4 (61). – Рр. 91–105. – doi: 10.51944/20738544_2022_4_91. – EDN VJHRDV.
- Дудек Д.А. Структурно-содержательные характеристики эмпатии студентов педагогических, лингвистических и инженерных специальностей // Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов: межвузовский сборник научных статей с международным участием. – Барановичи: БарГУ, 2024. – Вып. 14. – С. 48–54.
- Гайдаренко С.М. Особенности выражения эмпатии студентами с помощью стикеров в интернет-коммуникации // Бехтерев и современная психология личности: сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции (к 135-летию организации первой в России психофизиологической лаборатории в г. Казани), Казань, 02–04 октября 2020 г. – Казань: Центр социально-гуманитарного образования, 2020. – С. 196–198. – EDN HJVTJX.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Филинъ, 1996. – С. 470.
- Солдатова Г.У. и др. Психодиагностика толерантности личности. – М.: Смысл, 2008. – 172 с.
- Белышева А.Н., Митронина Л.В. Особенности эмпатии у женщин // Нижегородский психологический альманах. – 2024. – № 1. – С. 244–253.
- Тутынина Е.А. Влияние эмоциональной компетентности на выбор стратегий совладающего поведения у специалистов экстремального профиля // Наука. Культура. Общество. – 2022. – № 3. – С. 165–180.
Дополнительные файлы
 
				
			 
						 
					 
						 
									
 
  
  
  Отправить статью по E-mail
			Отправить статью по E-mail 















