Том 6, № 2 (2009)

Статьи

Компетентностная модель подготовки специалистов

Андрюхина Т.Н.

Аннотация

В статье представлены преимущества компетентностной модели подготовки специалистов. Рассматриваются особенности, этапы проектирования и содержание компонентов разработанной автором компетентностной модели подготовки специалистов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):4-8
pages 4-8 views

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМИОТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Аниськин В.Н., Кочетова Н.Г.

Аннотация

В статье приводится описание четырёхблочной организационно-функциональной модели технологии формирования семиотической компетентности будущего специалиста, которая рассматривается как обязательная составляющая его профессиональной и социокультурной компетентностей.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):8-14
pages 8-14 views

КОГНИТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНЖЕНЕРА

Гилев А.А.

Аннотация

В работе рассмотрен когнитивный механизм развития компетентности специалиста в процессе выполнения профессиональной деятельности. Показано, что ускоряющееся технологическое развитие общества изменяет квалификационную структуру профессиональной деятельности специалиста и трансформирует тезис «работа на всю жизнь» в другой - «образование через всю жизнь».
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):14-21
pages 14-21 views

Формирование профессиональных экологических компетенций у студентов - будущих специалистов СФЕРЫ общественного питания

Гуреева Е.Г.

Аннотация

В статье рассматривается проблема организации экологического образования инженеров, обосновываются преимущества компетентностного подхода к экологической подготовке будущих специалистов. Цель исследования - повысить уровень экологической компетентности специалистов общественного питания, способствовать формированию конкурентоспособности выпускников факультетов этого профиля на рынке труда. Показана эффективность реализации компетентностной технологии
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):21-31
pages 21-31 views

Развитие целевой интегрированной подготовки специалистов как наиболее актуальной модели обучения в условиях кризиса

Евдокимов М.А., Кузнецова О.Н., Бенгина Т.А.

Аннотация

Рассматриваются проблемы подготовки с помощью инновационных технологий обучения высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для промышленных предприятий региона с учетом кризисных явлений. Изложена концепция поддержки, совершенствования и дальнейшего развития целевой интегрированной подготовки специалистов как инструмента формирования высокопрофессионального кадрового потенциала предприятия в условиях кризиса.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):31-35
pages 31-35 views

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦКУРСА «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ОПЕРАТОРОВ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

Кардашевский А.И., Михелькевич В.Н.

Аннотация

В статье представлена экспериментальная программа спецкурса «Формирование здо-ровьесберегающих профессионально значимых компетенций у студентов - будущих операторов сложных технических систем» для студентов технических вузов. Значительное место уделено методике отбора содержания дисциплины по критериям внутридисциплинарной, междисциплинарной и практической значимости.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):35-41
pages 35-41 views

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА МНОГОПРОФИЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПРИОРИТЕТНЫХ ОТРАСЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Костылева И.Б., Чекотило Е.Ю.

Аннотация

Предложен механизм разработки и реализации модели стратегического партнерства университета с предприятиями приоритетных отраслей экономики. Обоснован подход к организации системного маркетингового исследования научно-технических и кадровых потребностей организаций ведущих промышленных кластеров региона
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):42-52
pages 42-52 views

ПРОБЛЕМА АВТОНОМИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Кружкова С.И.

Аннотация

Проблема автономии в обучении иностранному языку рассматривается на основе анализа научной литературы и личного опыта организации управляемого изучения английского языка в среде взаимодействующих человеческих и технических ресурсов. Учебная деятельность направлена на развитие и саморазвитие субъекта этой деятельности, т.е. личностно-деятельностный подход к обучению имеет двойственную направленность: c позиции обучающего и с позиции обучающегося. Обозначены психолого-педагогические условия формирования автономии при изучении иностранного языка на базе языкового ресурсного центра.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):52-58
pages 52-58 views

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Кузнецова И.Г., Якубович Е.А.

Аннотация

В статье рассматриваются роль и место международных связей в развитии образовательного и научно-технологического потенциала технического университета. Особое внимание уделено повышению качества подготовки студентов, бакалавров, инженеров и магистров в контексте использования ресурса международных связей.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):58-66
pages 58-66 views

Универсальная модель процесса решения профессиональных задач и стратегии обучения

Мельник Н.М., Нестеренко В.М.

Аннотация

В статье показано, что профессиональная деятельность специалиста представляет собой непрерывный процесс решения актуальных задач. Эффективность решения актуальных профессиональных задач зависит от уровня сформированной в процессе обучения интеллектуально-информационной поддержки. Рассмотрены схемы процесса решения разноуровневых задач, обеспечивающих развитие способности студента эффективно действовать в ситуации неопределённости.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):67-74
pages 67-74 views

ИНФОРМАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Михелькевич В.Н., Костылева И.Б.

Аннотация

В статье показано, что одним из эффективных информационно-дидактических инструментов развития и формирования у студентов технических вузов творческого мышления и профессиональных научно-исследовательских компетенций является учебная дисциплина «Методы научно-технического творчества». Рассматривается содержание и модульная структура этой дисциплины, формы учебных занятий и методика обучения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):75-81
pages 75-81 views

Использование интенсивных технологий обучения студентов-заочников

Овчинникова Л.П.

Аннотация

В статье показана необходимость и возможность использования при обучении студентов заочной формы обучения интенсивных педагогических технологий. Рассмотрены различные виды педагогических технологий, обеспечивающих сокращение времени на освоение студентами учебного материала.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):81-87
pages 81-87 views

ПОДГОТОВКА PR-СПЕЦИАЛИСТА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИНАМИЧНО МЕНЯЮЩЕЙСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Плеханова Т.М.

Аннотация

В статье анализируются требования к профессиональным способностям PR-специалистов с точки зрения формирования профессиональной PR-среды, обосновывается необходимость применения инновационного подхода к организации образовательного процесса для PR-специалиста. В качестве эффективного метода обучения в рамках данного подхода предлагается метод case-story.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):87-92
pages 87-92 views

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ВУЗЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Руднева Е.Н.

Аннотация

В статье рассматриваются параметры, раскрывающие особенности воспитательного пространства вуза; процесс формирования у студентов профидентичности; понятия профессиональной адаптации. Анализируется структура воспитательной программы, ее цели, задачи, этапы осуществления, предполагаемые результаты, формы деятельности и др.; критерии и показатели сформированности у студентов профессиональной идентичности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):92-100
pages 92-100 views

ПОСТРОЕНИЕ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Рябинова Е.Н., Титов Б.А.

Аннотация

Показано, что учет инерционных свойств процесса усвоения знаний и свойства насыщения, обусловленных психофизиологическими особенностями человеческого организма, выполненный при разработке модели усвоения учебной информации учащимися, указывает на тот факт, что процесс усвоения учебной информации студентами протекает с различной скоростью в разные временные отрезки внутри заданного периода обучения. Представленная формализация обучения в виде процесса с переменной скоростью усвоения, различной у разных учащихся и различной для задач разной сложности, позволяет по сути дела перераспределить объем всего учебного массива информации внутри заданного временного интервала наиболее рациональным и приемлемым для усвоения образом.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):101-108
pages 101-108 views

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Смирнова Н.В.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению метода ситуационно-ролевых игр в процессе обучения PR-специалиста. Проанализирована структура метода, изучены преимущества, получаемые студентами при использовании этого метода.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):108-112
pages 108-112 views

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Чумак Н.Ф.

Аннотация

Рассматривается вопрос необходимости введения новых методик и технологий обучения в вузах, общеобразовательных школах и структурах дополнительного образования, приведена классификация инновационных образовательных систем и технологий обучения, обусловленных потребностями развития личности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):112-118
pages 112-118 views

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БАЗ ДАННЫХ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Шимаров А.И.

Аннотация

Рассматриваются вопросы разработки электронных баз данных (ЭБД) с использованием видеофильмов, снятых преподавателями, а также фрагментов оцифрованных фильмов, имеющихся в фондах учебных заведений. Приведены сравнительные характеристики форматов записи учебных видеофрагментов, даны рекомендации по структуре ЭБД на их основе.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):118-123
pages 118-123 views

методика Использования графов при обучении студентов электротехнических специальностей материаловедению и технологии конструкционных материалов

Шишкова Л.И.

Аннотация

В статье рассмотрена методика использования графов при обучении материаловедению и технологии конструкционных материалов студентов электротехнического факультета. Особое внимание уделено представлению графов в лекционном курсе и в процессе самостоятельной подготовки студентов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):124-129
pages 124-129 views