Том 6, № 2 (2009)
- Год: 2009
- Статей: 19
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/issue/view/3047
Статьи
Компетентностная модель подготовки специалистов
Аннотация
В статье представлены преимущества компетентностной модели подготовки специалистов. Рассматриваются особенности, этапы проектирования и содержание компонентов разработанной автором компетентностной модели подготовки специалистов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):4-8



ФОРМИРОВАНИЕ СЕМИОТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Аннотация
В статье приводится описание четырёхблочной организационно-функциональной модели технологии формирования семиотической компетентности будущего специалиста, которая рассматривается как обязательная составляющая его профессиональной и социокультурной компетентностей.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):8-14



КОГНИТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНЖЕНЕРА
Аннотация
В работе рассмотрен когнитивный механизм развития компетентности специалиста в процессе выполнения профессиональной деятельности. Показано, что ускоряющееся технологическое развитие общества изменяет квалификационную структуру профессиональной деятельности специалиста и трансформирует тезис «работа на всю жизнь» в другой - «образование через всю жизнь».
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):14-21



Формирование профессиональных экологических компетенций у студентов - будущих специалистов СФЕРЫ общественного питания
Аннотация
В статье рассматривается проблема организации экологического образования инженеров, обосновываются преимущества компетентностного подхода к экологической подготовке будущих специалистов. Цель исследования - повысить уровень экологической компетентности специалистов общественного питания, способствовать формированию конкурентоспособности выпускников факультетов этого профиля на рынке труда. Показана эффективность реализации компетентностной технологии
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):21-31



Развитие целевой интегрированной подготовки специалистов как наиболее актуальной модели обучения в условиях кризиса
Аннотация
Рассматриваются проблемы подготовки с помощью инновационных технологий обучения высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для промышленных предприятий региона с учетом кризисных явлений. Изложена концепция поддержки, совершенствования и дальнейшего развития целевой интегрированной подготовки специалистов как инструмента формирования высокопрофессионального кадрового потенциала предприятия в условиях кризиса.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):31-35



СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦКУРСА «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ОПЕРАТОРОВ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ»
Аннотация
В статье представлена экспериментальная программа спецкурса «Формирование здо-ровьесберегающих профессионально значимых компетенций у студентов - будущих операторов сложных технических систем» для студентов технических вузов. Значительное место уделено методике отбора содержания дисциплины по критериям внутридисциплинарной, междисциплинарной и практической значимости.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):35-41



МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА МНОГОПРОФИЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА С ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПРИОРИТЕТНЫХ ОТРАСЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
Предложен механизм разработки и реализации модели стратегического партнерства университета с предприятиями приоритетных отраслей экономики. Обоснован подход к организации системного маркетингового исследования научно-технических и кадровых потребностей организаций ведущих промышленных кластеров региона
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):42-52



ПРОБЛЕМА АВТОНОМИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
Проблема автономии в обучении иностранному языку рассматривается на основе анализа научной литературы и личного опыта организации управляемого изучения английского языка в среде взаимодействующих человеческих и технических ресурсов. Учебная деятельность направлена на развитие и саморазвитие субъекта этой деятельности, т.е. личностно-деятельностный подход к обучению имеет двойственную направленность: c позиции обучающего и с позиции обучающегося. Обозначены психолого-педагогические условия формирования автономии при изучении иностранного языка на базе языкового ресурсного центра.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):52-58



МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация
В статье рассматриваются роль и место международных связей в развитии образовательного и научно-технологического потенциала технического университета. Особое внимание уделено повышению качества подготовки студентов, бакалавров, инженеров и магистров в контексте использования ресурса международных связей.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):58-66



Универсальная модель процесса решения профессиональных задач и стратегии обучения
Аннотация
В статье показано, что профессиональная деятельность специалиста представляет собой непрерывный процесс решения актуальных задач. Эффективность решения актуальных профессиональных задач зависит от уровня сформированной в процессе обучения интеллектуально-информационной поддержки. Рассмотрены схемы процесса решения разноуровневых задач, обеспечивающих развитие способности студента эффективно действовать в ситуации неопределённости.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):67-74



ИНФОРМАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация
В статье показано, что одним из эффективных информационно-дидактических инструментов развития и формирования у студентов технических вузов творческого мышления и профессиональных научно-исследовательских компетенций является учебная дисциплина «Методы научно-технического творчества». Рассматривается содержание и модульная структура этой дисциплины, формы учебных занятий и методика обучения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):75-81



Использование интенсивных технологий обучения студентов-заочников
Аннотация
В статье показана необходимость и возможность использования при обучении студентов заочной формы обучения интенсивных педагогических технологий. Рассмотрены различные виды педагогических технологий, обеспечивающих сокращение времени на освоение студентами учебного материала.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):81-87



ПОДГОТОВКА PR-СПЕЦИАЛИСТА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИНАМИЧНО МЕНЯЮЩЕЙСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация
В статье анализируются требования к профессиональным способностям PR-специалистов с точки зрения формирования профессиональной PR-среды, обосновывается необходимость применения инновационного подхода к организации образовательного процесса для PR-специалиста. В качестве эффективного метода обучения в рамках данного подхода предлагается метод case-story.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):87-92



СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ВУЗЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье рассматриваются параметры, раскрывающие особенности воспитательного пространства вуза; процесс формирования у студентов профидентичности; понятия профессиональной адаптации. Анализируется структура воспитательной программы, ее цели, задачи, этапы осуществления, предполагаемые результаты, формы деятельности и др.; критерии и показатели сформированности у студентов профессиональной идентичности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):92-100



ПОСТРОЕНИЕ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Аннотация
Показано, что учет инерционных свойств процесса усвоения знаний и свойства насыщения, обусловленных психофизиологическими особенностями человеческого организма, выполненный при разработке модели усвоения учебной информации учащимися, указывает на тот факт, что процесс усвоения учебной информации студентами протекает с различной скоростью в разные временные отрезки внутри заданного периода обучения. Представленная формализация обучения в виде процесса с переменной скоростью усвоения, различной у разных учащихся и различной для задач разной сложности, позволяет по сути дела перераспределить объем всего учебного массива информации внутри заданного временного интервала наиболее рациональным и приемлемым для усвоения образом.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):101-108



ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению метода ситуационно-ролевых игр в процессе обучения PR-специалиста. Проанализирована структура метода, изучены преимущества, получаемые студентами при использовании этого метода.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):108-112



АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
Рассматривается вопрос необходимости введения новых методик и технологий обучения в вузах, общеобразовательных школах и структурах дополнительного образования, приведена классификация инновационных образовательных систем и технологий обучения, обусловленных потребностями развития личности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):112-118



ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БАЗ ДАННЫХ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Аннотация
Рассматриваются вопросы разработки электронных баз данных (ЭБД) с использованием видеофильмов, снятых преподавателями, а также фрагментов оцифрованных фильмов, имеющихся в фондах учебных заведений. Приведены сравнительные характеристики форматов записи учебных видеофрагментов, даны рекомендации по структуре ЭБД на их основе.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):118-123



методика Использования графов при обучении студентов электротехнических специальностей материаловедению и технологии конструкционных материалов
Аннотация
В статье рассмотрена методика использования графов при обучении материаловедению и технологии конструкционных материалов студентов электротехнического факультета. Особое внимание уделено представлению графов в лекционном курсе и в процессе самостоятельной подготовки студентов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009;6(2):124-129


