Vol 7, No 6 (2010)
- Year: 2010
- Articles: 27
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/issue/view/3084
Articles
KONTsEPTsIYa POVYShENIYa PEDAGOGIChESKOY KVALIFIKATsII PREPODAVATELYa PEDVUZA V USLOVIYaKh KAFEDRAL'NOGO METODIChESKOGO SEMINARA
Abstract
В статье анализируются возможности постоянно действующего кафедрального ме-тодического семинара для повышения педагогической квалификации (ППК) преподава-телей педвузов, а также условия формирования и развития взаимосвязи их профессио-нальной позиции и деятельности, приводится концепция ППК и результаты экспери-ментальной работы, подтверждающие эффективность подобной формы ППК вузов-ского педагога.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):5-14



FORMIROVANIE BAZOVYKh PROFESSIONAL'NO-EKOLOGIChESKIKh KOMPETENTsIY U STUDENTOV SPETsIAL'NOSTI «PROEKTIROVANIE, SOORUZhENIE I EKSPLUATATsIYa GAZONEFTEPROVODOV I GAZONEFTEKhRANILIShch»
Abstract
В статье подчеркивается необходимость формирования профессионально-экологической компетентности специалистов инженерного профиля. Предложен перечень базовых профессионально-экологических компетенций, определены их содержание и компонентный состав. Приведена модель формирования профессионально-экологических компетенций. Показано, что реализация компетентностных технологий наиболее эффективна с использованием модульных программ.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):15-22



OPYT PODGOTOVKI PREPODAVATELEY TEKhNIChESKIKh DISTsIPLIN MAShINOSTROITEL'NOGO PROFILYa
Abstract
В работе представлен опыт подготовки преподавателей технических дисциплин в области машиностроения и технологического оборудования для учреждений НПО и СПО региона. Рассмотрены вопросы потребности региона в специалистах данного профиля.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):23-26



STRUKTURA KLASTERA KOGNITIVNYKh KOMPETENTsIY
Abstract
В работе рассмотрена структура когнитивного кластера в компетентностной модели специалиста. Показано, что в составе инструментальной основы когнитивных компетенций следует различать два структурных блока - общие и профессиональные знания, организованные в когнитивные структуры, и множество взаимосвязанных схем или шаблонов умственных операций.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):27-32



Obosnovanie neobkhodimosti razrabotki novykhinteraktivnykh innovatsionnykh sredstv podgotovki mobil'nykh spetsialistov v vuze
Abstract
Важнейшей характеристикой современного образования являются инновационные процессы. Важным аспектом подготовки мобильных специалистов-новаторов является развитие у них инновационного сознания. В статье представлен анализ современного состояния дистанционного образования. Потенциал развития данной системы образования достаточно велик. Дистанционное образование - одно из перспективных направлений современной системы обучения мобильных специалистов в вузе.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):33-40



Realizatsiya printsipa individualizatsii v usloviyakh distantsionnogo obucheniya
Abstract
В статье рассматриваются особенности разработки индивидуальных траекторий обучения, учитывающие предпочитаемый стиль обучения студента. Показано, как изменяются функциональные роли тьютора в этом случае.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):41-47



FORMIROVANIE DUKhOVNO-NRAVSTVENNYKh TsENNOSTEY V PROTsESSE OBUChENIYa STUDENTOV RELIGIOVEDENIYu
Abstract
В статье рассматривается место религиоведения в содержании светского гуманитарного образования и его роль в воспитании духовно-нравственных качеств личности. Обосновывается значимость религиоведческих дисциплин в формировании знаний о национальной культуре, уважения прав и свобод личности, в овладении навыками межкультурного и конфессионального диалога, формировании способности анализа социальных процессов, происходящих в обществе.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):48-52



SKVOZNAYa KOMP'YuTERNAYa PODGOTOVKA STUDENTOVMAShINOSTROITEL'NOGO PROFILYa
Abstract
В статье рассматривается опыт сквозной компьютерной подготовки студентов машиностроительного профиля. В качестве направления для повышения эффективности подготовки студентов рассмотрена возможность совершенствования содержания лабораторных работ, проводимых по компьютерным дисциплинам
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):53-57



OSOBENNOSTI VLIYaNIYa PSIKhIChESKIKh SOSTOYaNIY LIChNOSTI NA SOTsIAL'NUYu ADAPTATsIYu
Abstract
В статье рассматривается феномен влияния психических состояний личности на социальную адаптацию. Анализируются факторы, влияющие на формирование типа социальной адаптации. Приводятся результаты исследований с использованием методики диагностики социально-психологической адаптации Роджерса и Даймонда, диагностики самооценки психических состояний Айзенка, результаты анализа представлений студентов о картине мира, выявления самооценки и мотивации к успеху.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):58-63



Spetsifika formirovaniya lingvisticheskoy kompetentnosti studentov
Abstract
В работе выявлена специфика формирования лингвистической компетентности студентов, определяемая следующими основными параметрами: гетерогенность контингента студентов первого курса по уровню речевой подготовки; особенность совместной деятельности педагога и студента в процессе предметного обучения дисциплинам «Русский язык и культура речи», «Деловая риторика»; острый дефицит учебного времени для изучения дисциплин «Русский язык и культура речи» согласно Государственным образовательным стандартам; необходимость умелого сочетания всех видов продуктивной речевой деятельности (говорение, письмо, чтение, слушание); влияние национально-этнического фактора на коммуникативно-речевое взаимодействие студентов.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):64-72



INNOVATsIONNYE TRAEKTORII OBUChENIYa MAGISTROV PO NAPRAVLENIYu «KhIMIYa»
Abstract
В статье рассматриваются основные тенденции развития высшего химического образования на современном этапе. Предложены инновационные методы обучения, направленные на формирование инструментальных и углубленных профессиональных компетенций магистров по направлению 020100 «Химия». Предложенный авторами интегрированный подход включает в себя методическую систему применения адаптивной системы индивидуализации обучения химии, разработанную на базе Самарского государственного технического университета, и информационную среду «Компьютерная система прогнозирования «структура - свойство», разработанную на кафедре общей химии и хроматографии Самарского государственного университета.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):73-83



Teoreticheskaya model' formirovaniya zdorov'esberegayushchikh professional'no znachimykh kompetentsiy u studentov - budushchikh operatorov slozhnykh tekhnicheskikh sistem
Abstract
В статье рассмотрена теоретическая модель формирования здоровьесберегающих профессионально значимых компетенций студентов - будущих операторов сложных технических систем. Представлена обобщенная модель оператора сложных технических систем и требования, предъявляемые к инженеру.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):84-89



PREDASPIRANTSKAYa PODGOTOVKA STUDENTOV, MAGISTRANTOV, SPETsIALISTOV PROMYShLENNYKh PREDPRIYaTIY I OBRAZOVATEL'NYKh UChREZhDENIY
Abstract
В статье представлена модель предаспирантской подготовки обучающихся в университете студентов и магистрантов, а также специалистов, работающих на промышленных предприятиях и в образовательных учреждениях. Рассматриваются четыре характерных этапа предаспирантской подготовки, на каждом из которых используются имманентные формы и компетентностно-ориентированные технологии обучения.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):90-96



TENDENTsIYa INTERNATsIONALIZATsII VYSShEGO OBRAZOVANIYa: FORMIROVANIE AKADEMIChESKOY MOBIL'NOSTI STUDENTOV
Abstract
В настоящее время одной из задач современной российской высшей школы является задача ее модернизации, способствующая повышению доступности, качества и эффективности образования. Достижению этих целей во многом способствует развитие академической мобильности студентов. В статье рассматриваются роль и место международных связей в развитии образовательного и научно-технологического потенциала вуза. Особое внимание уделено повышению качества подготовки студентов, бакалавров, инженеров и магистров в контексте использования ресурса международных связей
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):97-103



PSIKhOLOGIChESKOE ZDOROV'E ChELOVEKAI EGO VOZRASTNAYa DINAMIKA
Abstract
В статье рассматриваются основные подходы в понимании категории «психологическое здоровье», определяется актуальность его изучения в современной социокультурной ситуации, выделяются основные структурные составляющие феномена. В материалах представлен анализ динамики изменения характеристик психологического здоровья на примере подросткового возраста, обозначена практическая значимость полученных результатов.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):104-111



INTELLEKTUAL'NO-INFORMATsIONNAYa PODDERZhKA DEYaTEL'NOSTI SPETsIALISTA PO SVYaZYaM S OBShchESTVENNOST'Yu
Abstract
В статье представлена концепция параметрического управления процессами познания и педагогические средства формирования интеллектуально-информационной поддержки профессиональной деятельности, позволяющие перейти на качественно новый уровень подготовки специалистов по связям с общественностью.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):112-124



METODY I SREDSTVA IZMERENIYa UROVNEY SFORMIROVANNOSTI FUNKTsIONAL'NO-PROFESSIONAL'NYKh KOMPETENTsIY U VYPUSKNIKOV TEKhNIChESKIKh VUZOV
Abstract
В статье обосновываются показатели уровней сформированности профессиональных компетенций у выпускников технических вузов, подготовленных к выполнению конкретных инженерных функций. Рассматриваются методы и средства измерения уровней сформированности функционально-профессиональных компетенций и даются рекомендации по их использованию в образовательной деятельности.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):125-130



FORMIROVANIE PROFESSIONAL'NOY KOMMUNIKATIVNOY KOMPETENTNOSTI STUDENTOV TEKhNIChESKOGO UNIVERSITETA
Abstract
В статье представлен анализ элементов, составляющих профессиональную коммуникативную компетентность. Рассмотрены вопросы проектирования и практической реализации модульной педагогической технологии, обеспечивающей формирование у студентов технического университета профессиональной коммуникативной компетентности.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):131-135



PRIMENENIE MODUL'NO-REYTINGOVOY SISTEMY OBUChENIYa DLYa PROFESSIONAL'NOY PODGOTOVKI STUDENTOV
Abstract
В статье показано применение модульно-рейтинговой системы обучения при преподавании курса «Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях» для студентов IV курса теплоэнергетического факультета.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):136-144



PROFESSIONAL'NOE SOOBShchESTVO KAK FAKTOR FORMIROVANIYa PROFESSIONAL'NOY IDENTIChNOSTI STUDENTOV NA ETAPE PROFESSIONAL'NOY VUZOVSKOY PODGOTOVKI
Abstract
В статье авторами проанализированы возможности формирования профессиональной идентичности посредством включения студентов в процессе обучения в профессиональное сообщество; рассмотрены внешние и внутренние факторы, влияющие на становление профессиональной идентичности.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):145-149



KONTsEPTUAL'NYE OSNOVY PROEKTIROVANIYa UChEBNIKA DLYa PROFESSIONAL'NOY VYSShEY ShKOLY
Abstract
В статье рассматриваются концептуальные основы проектирования современного учебника для профессиональной подготовки студентов технических университетов, предназначенного для индивидуального управления познавательной деятельностью студентов и организованного самообучения.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):150-155



KONTsEPTsIYa OBUChENIYa DISTsIPLINE «BEZOPASNOST' ZhIZNEDEYaTEL'NOSTI» V PROFESSIONAL'NOM TEKhNIChESKOM OBRAZOVANII
Abstract
В статье спроектирована система подготовки обучаемых по безопасности жизнедеятельности, представлено развитие культуры безопасности в сферах жизнедеятельности человека, предложена концепция обучения в профессиональном образовании.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):156-160



UChET LIChNOSTNYKh KAChESTV OBUChAEMYKh PRI FORMIROVANII KOMPETENTNOSTEY V PROFESSIONAL'NOM TEKhNIChESKOM OBRAZOVANII
Abstract
В статье рассмотрена проблема формирования компетенций при получении профессионального образования с учетом интегральной оценки личностных качеств обучаемых, учитывающих личностно-ориентированные параметры
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):161-164



ROL' STUDENChESKOGO SAMOUPRAVLENIYa V RAZVITII KOMMUNIKATIVNYKh KAChESTV BUDUShchIKh SPETsIALISTOV
Abstract
В статье представлены результаты исследования коммуникативных качеств студентов в процессе внеучебной деятельности. Показана роль студенческого самоуправления в развитии коммуникативных компетенций будущих специалистов. Изучено влияние разработанной программы на активность и формирование коммуникативных качеств студентов технического вуза.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):165-170



Vydelenie indikatornykh kachestv konkurentosposobnoy lichnosti spetsialistov inzhenernogo profilya
Abstract
В статье рассмотрена сущность понятия «индикаторные качества конкурентоспособной личности», обосновывается необходимость выделения индикаторов конкурентоспособности со стороны предприятий, которые выступают работодателями для специалистов инженерного профиля. Особое внимание уделяется механизму перевода индикаторных качеств из объективной системы в субъективную, предложены этапы формирования данных качеств в педагогическом процессе технического вуза.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):171-176



O PRINTsIPAKh ORGANIZATsII OBRAZOVATEL'NOGO SETEVOGO SOOBShchESTVA
Abstract
В статье рассматривается педагогическая значимость образовательных сетевых сообществ как инструментов социализации и образования. Излагаются и анализируются основные принципы организации эффективных образовательных сетевых сообществ
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):177-183



SOZDANIE BAZ DANNYKh PO TEKhNIChESKIM DISTsIPLINAM S Ispol'zovanieM resursov elektronnykh bibliotek
Abstract
Рассматриваются вопросы создания баз данных по электротехническим дисциплинам (БДД) с использованием ресурсов электронных библиотек. Приведен обзор образова-тельных ресурсов сети Интернет, каталогов специализированных образовательных порталов. Показано, что с помощью БДД как преподаватели, так и студенты могут осуществлять быстрый поиск учебных материалов, необходимых в учебном процессе
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(6):184-189


