Том 7, № 6 (2010)
- Год: 2010
- Статей: 27
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/issue/view/3084
Статьи
КОНЦЕПЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПЕДВУЗА В УСЛОВИЯХ КАФЕДРАЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
Аннотация
В статье анализируются возможности постоянно действующего кафедрального ме-тодического семинара для повышения педагогической квалификации (ППК) преподава-телей педвузов, а также условия формирования и развития взаимосвязи их профессио-нальной позиции и деятельности, приводится концепция ППК и результаты экспери-ментальной работы, подтверждающие эффективность подобной формы ППК вузов-ского педагога.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):5-14



ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СООРУЖЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГАЗОНЕФТЕПРОВОДОВ И ГАЗОНЕФТЕХРАНИЛИЩ»
Аннотация
В статье подчеркивается необходимость формирования профессионально-экологической компетентности специалистов инженерного профиля. Предложен перечень базовых профессионально-экологических компетенций, определены их содержание и компонентный состав. Приведена модель формирования профессионально-экологических компетенций. Показано, что реализация компетентностных технологий наиболее эффективна с использованием модульных программ.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):15-22



ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация
В работе представлен опыт подготовки преподавателей технических дисциплин в области машиностроения и технологического оборудования для учреждений НПО и СПО региона. Рассмотрены вопросы потребности региона в специалистах данного профиля.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):23-26



СТРУКТУРА КЛАСТЕРА КОГНИТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация
В работе рассмотрена структура когнитивного кластера в компетентностной модели специалиста. Показано, что в составе инструментальной основы когнитивных компетенций следует различать два структурных блока - общие и профессиональные знания, организованные в когнитивные структуры, и множество взаимосвязанных схем или шаблонов умственных операций.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):27-32



Обоснование необходимости разработки новыхинтерактивных инновационных средств подготовки мобильных специалистов в вузе
Аннотация
Важнейшей характеристикой современного образования являются инновационные процессы. Важным аспектом подготовки мобильных специалистов-новаторов является развитие у них инновационного сознания. В статье представлен анализ современного состояния дистанционного образования. Потенциал развития данной системы образования достаточно велик. Дистанционное образование - одно из перспективных направлений современной системы обучения мобильных специалистов в вузе.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):33-40



Реализация принципа индивидуализации в условиях дистанционного обучения
Аннотация
В статье рассматриваются особенности разработки индивидуальных траекторий обучения, учитывающие предпочитаемый стиль обучения студента. Показано, как изменяются функциональные роли тьютора в этом случае.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):41-47



ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ
Аннотация
В статье рассматривается место религиоведения в содержании светского гуманитарного образования и его роль в воспитании духовно-нравственных качеств личности. Обосновывается значимость религиоведческих дисциплин в формировании знаний о национальной культуре, уважения прав и свобод личности, в овладении навыками межкультурного и конфессионального диалога, формировании способности анализа социальных процессов, происходящих в обществе.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):48-52



СКВОЗНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВМАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация
В статье рассматривается опыт сквозной компьютерной подготовки студентов машиностроительного профиля. В качестве направления для повышения эффективности подготовки студентов рассмотрена возможность совершенствования содержания лабораторных работ, проводимых по компьютерным дисциплинам
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):53-57



ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ
Аннотация
В статье рассматривается феномен влияния психических состояний личности на социальную адаптацию. Анализируются факторы, влияющие на формирование типа социальной адаптации. Приводятся результаты исследований с использованием методики диагностики социально-психологической адаптации Роджерса и Даймонда, диагностики самооценки психических состояний Айзенка, результаты анализа представлений студентов о картине мира, выявления самооценки и мотивации к успеху.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):58-63



Специфика формирования лингвистической компетентности студентов
Аннотация
В работе выявлена специфика формирования лингвистической компетентности студентов, определяемая следующими основными параметрами: гетерогенность контингента студентов первого курса по уровню речевой подготовки; особенность совместной деятельности педагога и студента в процессе предметного обучения дисциплинам «Русский язык и культура речи», «Деловая риторика»; острый дефицит учебного времени для изучения дисциплин «Русский язык и культура речи» согласно Государственным образовательным стандартам; необходимость умелого сочетания всех видов продуктивной речевой деятельности (говорение, письмо, чтение, слушание); влияние национально-этнического фактора на коммуникативно-речевое взаимодействие студентов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):64-72



ИННОВАЦИОННЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХИМИЯ»
Аннотация
В статье рассматриваются основные тенденции развития высшего химического образования на современном этапе. Предложены инновационные методы обучения, направленные на формирование инструментальных и углубленных профессиональных компетенций магистров по направлению 020100 «Химия». Предложенный авторами интегрированный подход включает в себя методическую систему применения адаптивной системы индивидуализации обучения химии, разработанную на базе Самарского государственного технического университета, и информационную среду «Компьютерная система прогнозирования «структура - свойство», разработанную на кафедре общей химии и хроматографии Самарского государственного университета.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):73-83



Теоретическая модель формирования здоровьесберегающих профессионально значимых компетенций у студентов - будущих операторов сложных технических систем
Аннотация
В статье рассмотрена теоретическая модель формирования здоровьесберегающих профессионально значимых компетенций студентов - будущих операторов сложных технических систем. Представлена обобщенная модель оператора сложных технических систем и требования, предъявляемые к инженеру.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):84-89



ПРЕДАСПИРАНТСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ, МАГИСТРАНТОВ, СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация
В статье представлена модель предаспирантской подготовки обучающихся в университете студентов и магистрантов, а также специалистов, работающих на промышленных предприятиях и в образовательных учреждениях. Рассматриваются четыре характерных этапа предаспирантской подготовки, на каждом из которых используются имманентные формы и компетентностно-ориентированные технологии обучения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):90-96



ТЕНДЕНЦИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В настоящее время одной из задач современной российской высшей школы является задача ее модернизации, способствующая повышению доступности, качества и эффективности образования. Достижению этих целей во многом способствует развитие академической мобильности студентов. В статье рассматриваются роль и место международных связей в развитии образовательного и научно-технологического потенциала вуза. Особое внимание уделено повышению качества подготовки студентов, бакалавров, инженеров и магистров в контексте использования ресурса международных связей
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):97-103



ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКАИ ЕГО ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА
Аннотация
В статье рассматриваются основные подходы в понимании категории «психологическое здоровье», определяется актуальность его изучения в современной социокультурной ситуации, выделяются основные структурные составляющие феномена. В материалах представлен анализ динамики изменения характеристик психологического здоровья на примере подросткового возраста, обозначена практическая значимость полученных результатов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):104-111



ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Аннотация
В статье представлена концепция параметрического управления процессами познания и педагогические средства формирования интеллектуально-информационной поддержки профессиональной деятельности, позволяющие перейти на качественно новый уровень подготовки специалистов по связям с общественностью.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):112-124



МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Аннотация
В статье обосновываются показатели уровней сформированности профессиональных компетенций у выпускников технических вузов, подготовленных к выполнению конкретных инженерных функций. Рассматриваются методы и средства измерения уровней сформированности функционально-профессиональных компетенций и даются рекомендации по их использованию в образовательной деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):125-130



ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация
В статье представлен анализ элементов, составляющих профессиональную коммуникативную компетентность. Рассмотрены вопросы проектирования и практической реализации модульной педагогической технологии, обеспечивающей формирование у студентов технического университета профессиональной коммуникативной компетентности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):131-135



ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье показано применение модульно-рейтинговой системы обучения при преподавании курса «Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях» для студентов IV курса теплоэнергетического факультета.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):136-144



ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
В статье авторами проанализированы возможности формирования профессиональной идентичности посредством включения студентов в процессе обучения в профессиональное сообщество; рассмотрены внешние и внутренние факторы, влияющие на становление профессиональной идентичности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):145-149



КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНИКА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация
В статье рассматриваются концептуальные основы проектирования современного учебника для профессиональной подготовки студентов технических университетов, предназначенного для индивидуального управления познавательной деятельностью студентов и организованного самообучения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):150-155



КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В статье спроектирована система подготовки обучаемых по безопасности жизнедеятельности, представлено развитие культуры безопасности в сферах жизнедеятельности человека, предложена концепция обучения в профессиональном образовании.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):156-160



УЧЕТ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЕМЫХ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В статье рассмотрена проблема формирования компетенций при получении профессионального образования с учетом интегральной оценки личностных качеств обучаемых, учитывающих личностно-ориентированные параметры
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):161-164



РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования коммуникативных качеств студентов в процессе внеучебной деятельности. Показана роль студенческого самоуправления в развитии коммуникативных компетенций будущих специалистов. Изучено влияние разработанной программы на активность и формирование коммуникативных качеств студентов технического вуза.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):165-170



Выделение индикаторных качеств конкурентоспособной личности специалистов инженерного профиля
Аннотация
В статье рассмотрена сущность понятия «индикаторные качества конкурентоспособной личности», обосновывается необходимость выделения индикаторов конкурентоспособности со стороны предприятий, которые выступают работодателями для специалистов инженерного профиля. Особое внимание уделяется механизму перевода индикаторных качеств из объективной системы в субъективную, предложены этапы формирования данных качеств в педагогическом процессе технического вуза.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):171-176



О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА
Аннотация
В статье рассматривается педагогическая значимость образовательных сетевых сообществ как инструментов социализации и образования. Излагаются и анализируются основные принципы организации эффективных образовательных сетевых сообществ
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):177-183



СОЗДАНИЕ БАЗ ДАННЫХ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ С ИспользованиеМ ресурсов электронных библиотек
Аннотация
Рассматриваются вопросы создания баз данных по электротехническим дисциплинам (БДД) с использованием ресурсов электронных библиотек. Приведен обзор образова-тельных ресурсов сети Интернет, каталогов специализированных образовательных порталов. Показано, что с помощью БДД как преподаватели, так и студенты могут осуществлять быстрый поиск учебных материалов, необходимых в учебном процессе
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(6):184-189


