Vol 7, No 3 (2010)
- Year: 2010
- Articles: 31
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/issue/view/3055
Articles
Samostoyatel'naya deyatel'nost' i kompetentnostnaya model' podgotovki spetsialistov avtomobil'nogo transporta
Abstract
В статье представлен анализ функций и видов самостоятельной деятельности при подготовке специалистов автомобильного транспорта. Выполнен анализ компетентностной модели подготовки специалистов. Автором рассматриваются особенности и содержание учебных пособий управляющего типа, используемых при подготовке будущих инженеров автомобильного транспорта.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):5-9



PROFESSIONAL'NAYa POZITsIYa I DEYaTEL'NOST' PREPODAVATELYa VUZA: OSOBENNOSTI VZAIMOSVYaZI
Abstract
В статье анализируются сущность и особенности взаимосвязи профессиональной позиции и деятельности преподавателя вуза на основе оценивания характеристик его профессионально-педагогической позиции, реализуемой в повседневной деятельности и общении
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):10-15



LIChNOSTNO-ORIENTIROVANNYY PODKhOD V PODGOTOVKE SPETsIALISTOV V GUMANITARNYKh VUZAKh
Abstract
Рассматриваются теоретические основы личностно-ориентированного обучения; раскрывается понятийный аппарат; условия реализации личностно-ориентированного подхода в системе образования; показана ценность применения разноуровневых заданий; представлены особенности организации личностно-ориентированного занятия, его цели, замыслы и результаты
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):16-21



Organizatsiya obucheniya rabochikh kadrov po obsluzhivaniyu stanochnogo oborudovaniya predpriyatiy regiona
Abstract
В работе проанализированы вопросы организации повышения квалификации рабочих кадров по обслуживанию станочного оборудования предприятий региона. Рассмотрена возможность подготовки и переподготовки кадров на основе интеграции учебного заведения и предприятий станкостроительного профиля.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):22-26



SISTEMATIZATsIYa KOGNITIVNYKh OPERATsIY
Abstract
В работе рассмотрена систематизация когнитивных операций по виду информации и уровню ее обработки. Выделены четыре группы когнитивных операций, в каждой из которых они имеют специфические особенности и объекты применения.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):27-32



VLIYaNIE PSIKhOSOTsIAL'NOY ADAPTATsII NA FORMIROVANIE PROFESSIONAL'NOY KOMPETENTNOSTI STUDENTOV SPETsIAL'NOSTI «SVYaZI S OBShchESTVENNOST'Yu»
Abstract
В статье рассматриваются особенности психосоциальной адаптации студентов специальности «Связи с общественностью»; анализируются факторы психосоциальной адаптации, способствующие или препятствующие формированию профессиональной компетентности, приводятся результаты исследований с использованием методики измерения уровня тревожности Тейлора и методики диагностики социально-психологической адаптации Роджерса и Даймонда
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):32-37



TEKhNOLOGIYa FORMIROVANIYa PREDMETNYKh PROFESSIONAL'NO ZNAChIMYKh KOMPETENTsIY U STUDENTOV NEFTETEKhNOLOGIChESKIKh SPETsIAL'NOSTEY V PROTsESSE OBUChENIYa FIZIKE
Abstract
В статье рассматривается педагогическая технология формирования предметных профессионально-значимых компетенций у студентов нефтетехнологических специальностей в процессе обучения физике в техническом университете. Предлагается модульное структурирование курса физики, обогащенное профессионально-ориентированным теоретическим и практическим материалом.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):37-42



TsELEVAYa INTEGRIROVANNAYa PODGOTOVKA SPETsIALISTOV KAK SOVREMENAYa INNOVATsIONNAYa MODEL' OBUChENIYa
Abstract
Рассматриваются проблемы подготовки с помощью инновационных технологий обучения высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для промышленных предприятий региона. Изложена концепция создания, совершенствования и дальнейшего развития целевой интегрированной подготовки специалистов.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):43-48



Informatsionnaya sistema operativnogo kontrolya uspevaemosti i poseshchaemosti studentov. Opyt razrabotki i vnedreniya
Abstract
Статья посвящена решению задачи оперативного контроля успеваемости и посещаемости студентов в сети Интернет. Приводится опыт внедрения информационной системы по управлению учебным процессом вуза. Информационная система затрагивает все этапы управления учебным процессом, а также предоставляет сведения об успеваемости и посещаемости студентов всем заинтересованным лицам
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):49-54



FORMIROVANIE OSOZNANNOY UChEBNOY MOTIVATsII STUDENTOV KAK SOTsIAL'NO ZNAChIMAYa ZADAChA VUZOVSKOY PEDAGOGIKI
Abstract
В статье раскрываются особенности ситуации в современной российской высшей школе, социальные и экономические факторы, влияющие на образовательное поведение молодежи. Состояние современного вузовского образования иллюстрируется на основе статистических данных и результатов экспертных исследований. Даются рекомендации по организации учебно-воспитательной работы с целью активизации учебной мотивации студентов в рамках образовательного процесса.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):54-60



ROL' METODOLOGIChESKOGO PRINTsIPA SOOTVETSTVIYa V FORMIROVANII SISTEMY ZNANIY STUDENTOV O FIZIChESKIKh ZAKONAKh
Abstract
Проведен анализ последовательного уточнения физических законов в процессе изучения ряда учебных вопросов по физике непосредственно на занятиях. Данное уточнение является своеобразным применением методологического принципа соответствия
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):61-64



Organizatsionno-metodicheskoe obespechenie setevogo vzaimodeystviya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy v usloviyakh profil'nogo obucheniya uchashchikhsya
Abstract
Настоящая работа посвящена обоснованию организационно-методического обеспечения профильного обучения учащихся в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений в системе среднего образования. Реализация выявленной совокупности организационно-методических условий способствует повышению качества профильной подготовки учащихся
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):65-70



SISTEMA FORMIROVANIYa ZDOROV'ESBEREGAYuShchIKh PROFESSIONAL'NO ZNAChIMYKh KOMPETENTsIY U STUDENTOV - BUDUShchIKh OPERATOROV SLOZhNYKh TEKhNIChESKIKh SISTEM
Abstract
В статье рассмотрена модель системы формирования здоровьесберегающих профессионально значимых компетенций студентов - будущий операторов сложных технических систем. Проведено описание разработанного спецкурса «Формирование здоровьесберегающих профессионально значимых компетенций студентов - будущий операторов сложных технических систем» для старших курсов.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):70-76



POVYShENIE KVALIFIKATsII PEDAGOGOV SISTEMY DOShKOL'NOGO OBRAZOVANIYa NA OSNOVE GENDERNOGO PODKhODA
Abstract
В статье рассматривается проблема реализации личностно-ориентированных принципов повышения квалификации педагогов дошкольного образования. Гендерный подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом и позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процесс формирования гендерного самосознания ребенка.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):76-83



TEORETIKO-METODOLOGIChESKIE I SODERZhATEL'NYE ASPEKTY DUKhOVNOGO RAZVITIYa LIChNOSTI KAK OSNOVA POSTROENIYa UChEBNO-VOSPITATEL'NOGO PROTsESSA V VUZE
Abstract
В статье рассматривается учебно-воспитательный аспект как сложный и противоречивый процесс включения молодежи в жизнь общества, который обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):84-91



NAUChNO-ISSLEDOVATEL'SKAYa RABOTA STUDENTOV - RESURSPOVYShENIYa KAChESTVA PODGOTOVKI SPETsIALISTOV DLYa VYSOKOTEKhNOLOGIChNYKh PROMYShLENNYKh PREDPRIYaTIY
Abstract
Рассматривается миссия, задачи и ценности научно-исследовательской работы студентов как вида интеллектуальной деятельности. Представлена модель системы формирования профессиональных научно-исследовательских компетенций, в которой научно-исследовательская работа студентов выступает в качестве ее неотъемлемого структурного элемента. Предложены критерии и диагностический инструментарий оценки уровня сформированности у студентов научно-исследовательских компетенций
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):92-96



FORMIROVANIE SISTEMY AKTIVIZATsII NAUChNO-ISSLEDOVATEL'SKOY DEYaTEL'NOSTI STUDENTOV V TEKhNIChESKOM VUZE
Abstract
В статье авторами проанализированы принципы формирования системы научно-исследовательской деятельности студентов в техническом вузе. Рассмотрена модель отбора наиболее способных и подготовленных студентов и аспирантов, обладающих глубокими базовыми знаниями по профильным дисциплинам и высоким творческим потенциалом для участия в программе непрерывной профессионально-ориентированной научно-исследовательской подготовки в СамГТУ.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):97-105



MEZhDUNARODNAYa DEYaTEL'NOST' TEKhNIChESKOGO UNIVERSITETA KAK RESURS INNOVATsIONNOGO RAZVITIYa
Abstract
Рассматриваются вопросы использования ресурса международной деятельности технического вуза как в учебном, так и в научно-исследовательском аспектах в контексте инновационного развития.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):105-112



FORMIROVANIE PROFESSIONAL'NYKh KOMPETENTsIY U STUDENTOV V PROTsESSE OBUChENIYaELEKTROMONTAZhNYM RABOTAM
Abstract
Рассматриваются элементы технологии поэтапного обучения, направленной на формирование компетенций в процессе обучения электромонтажным работам: методы, формы и средства обучения. Представлен подход к определению дидактических целей при отработке студентами практических умений.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):113-119



ispol'zovanie komp'yuternykh tekhnologiy NA LEKTsIONNYKh ZANYaTIYaKh DLYa POVYShENIYa MOTIVATsII K IZUChENIYu Vysshey matematikI
Abstract
В статье обосновываются особенности чтения лекций по высшей математике при переходе к обучению с применением компьютерных математических пакетов и интерактивных досок. Рассматриваются особенности достижения дидактических целей при различных типах учебных структур
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):120-125



EVOLYuTsIONNO-DEYaTEL'NOSTNAYa TEKhNOLOGIYa PROFESSIONAL'NOGO OBRAZOVANIYa I MEZhKUL'TURNYE KOMMUNIKATsII INFORMATsIONNOGO OBShchESTVA
Abstract
Представлено качественно новое направление совершенствования профессионального образования. Эволюционно-деятельностная технология позволяет обеспечить формирование параметрической интеллектуально-информационной поддержки профессиональной деятельности выпускника вуза.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):126-131



MODUL'NO-KOMPETENTNOSTNYY PODKhOD K PSIKhOLOGO-PEDAGOGIChESKOY PODGOTOVKE STUDENTOV TEKhNIChESKIKh SPETsIAL'NOSTEY
Abstract
Рассматривается модель модульно-компетентностной технологии психолого-педагогической подготовки студентов - будущих специалистов железнодорожного транспорта. Показан процесс поэтапного формирования у студентов общей психолого-педагогической компетенции и предметных профессионально-значимых компетенций в процессе их обучения учебной дисциплине «Психология и педагогика».
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):132-139



POVYShENIE OB\"EKTIVNOSTI OTsENKI ZNANIY SLUShATELEY PODGOTOVITEL'NYKh KURSOV SamGTU
Abstract
Работа подготовительных курсов направлена на совершенствование приемов и методов обучения с целью повышения объективности оценки знаний слушателей по профессионально-значимым дисциплинам.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):139-144



kompetentnostnyy podkhod kak metodologicheskaya osnova proektirovaniya strukturnoy modeli podsistemy gotovnosti adaptatsionnogo psikhofizicheskogo potentsiala studentov
Abstract
В статье анализируются в аспекте решаемых задач теоретические подходы к методологическому обоснованию содержания профессионально-прикладной физической подготовки студентов, выделению структурных компонентов готовности в системе адаптационного психофизического потенциала студентов железнодорожного вуза.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):145-149



PEDAGOGIChESKAYa SISTEMA FORMIROVANIYa PROFESSIONAL'NYKh INZhENERNO-GRAFIChESKIKh KOMPETENTsIY U STUDENTOV MAShINOSTROITEL'NOGO PROFILYa V PROTsESSE IKh OBUChENIYa KOMP'YuTERNOY GRAFIKE
Abstract
Рассматриваются теоретико-методологические основы проектирования и реализации педагогической системы формирования профессиональных инженерно-графических компетенций у студентов машиностроительного профиля в процессе обучения компьютерной графике. Представлены структурные компоненты комплекса электронных средств, обеспечивающего целенаправленное индивидуально-деятельностное обучение студентов компьютерной графике. Приведены результаты педагогического эксперимента по выявлению уровней сформированности профессиональных инженерно-графических компетенций.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):150-158



USLOVIYa FORMIROVANIYa PROFESSIONAL'NOY IDENTIChNOSTI STUDENTOV V UChEBNO-VOSPITATEL'NOM PROTsESSE VUZA
Abstract
Предложен поиск новых ориентиров образования и воспитания, раскрывающих возможности изучения профессиональной идентичности как комплексной психолого-педагогической проблемы. Анализируется структура воспитательной программы, ее цели, задачи, этапы осуществления, предполагаемые результаты, формы деятельности и др.; критерии и показатели сформированности у студентов профессиональной идентичности
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):158-163



ANALIZ «BAR'EROV» V PEDAGOGIChESKOY DEYaTEL'NOSTI PREPODAVATELYa VUZA
Abstract
В статье авторами проанализированы основные проблемы затруднений, или «барьеров», с которыми преподаватель сталкивается в учебно-методической деятельности, в особенности при внедрении инновационных процессов.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):164-170



PROGNOSTIChESKIY POTENTsIAL KAK USLOVIE USPEShNOY PROFESSIONAL'NOY DEYaTEL'NOSTI BUDUShchEGO INZhENERA-ELEKTROENERGETIKA
Abstract
Возможность осуществления прогнозов в профессиональной деятельности инженера-электроэнергетика в значительной степени характеризует его профессиональную пригодность. Анализ математической и профессиональной деятельности позволил установить их соответствие компонентам прогностического потенциала. Это позволило сделать вывод о том, что формирование прогностического потенциала средствами математических дисциплин обеспечит практическую готовность инженера к профессиональной деятельности.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):171-178



RAZVITIE LIDERSKIKh KAChESTV STUDENChESKOY MOLODEZhI VO VNEUChEBNOY DEYaTEL'NOSTI
Abstract
Рассматривается необходимость деятельности по развитию лидерских качеств студенческой молодежи. Выделены уровни молодежного самоуправления. Перечислены традиционные и инновационные формы развития лидерства в рамках студенческого самоуправления. Представлены разработанные автором программы «Лидер» и «Школа молодежных лидеров». Показаны результаты исследования, подтверждающие эффективность использованных форм.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):179-185



INOYaZYChNAYa PODGOTOVKA SPETsIALISTOV TEKhNIChESKOGO PROFILYa V RAMKAKh DISTANTsIONNOGO OBRAZOVANIYa
Abstract
Рассматривается специфика дистанционного образования в условиях информатизации учебного процесса в вузе. Показано ее влияние на методику обучения иностранному языку студентов транспортного вуза.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):186-191



PRIMENENIE MUL'TIMEDIYNYKh UChEBNYKh POSOBIY DLYa AKTIVIZATsII POZNAVATEL'NOY DEYaTEL'NOSTI STUDENTOV
Abstract
Рассматриваются вопросы разработки и особенностей применения мультимедийных учебных пособий для активизации познавательной деятельности студентов на лекциях и практических занятиях.
Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2010;7(3):192-195


