Том 7, № 3 (2010)

Статьи

Самостоятельная деятельность и компетентностная модель подготовки специалистов автомобильного транспорта

Андрюхина Т.Н.

Аннотация

В статье представлен анализ функций и видов самостоятельной деятельности при подготовке специалистов автомобильного транспорта. Выполнен анализ компетентностной модели подготовки специалистов. Автором рассматриваются особенности и содержание учебных пособий управляющего типа, используемых при подготовке будущих инженеров автомобильного транспорта.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):5-9
pages 5-9 views

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ

Аниськин В.Н.

Аннотация

В статье анализируются сущность и особенности взаимосвязи профессиональной позиции и деятельности преподавателя вуза на основе оценивания характеристик его профессионально-педагогической позиции, реализуемой в повседневной деятельности и общении
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):10-15
pages 10-15 views

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗАХ

Березина Н.В., Курина В.А.

Аннотация

Рассматриваются теоретические основы личностно-ориентированного обучения; раскрывается понятийный аппарат; условия реализации личностно-ориентированного подхода в системе образования; показана ценность применения разноуровневых заданий; представлены особенности организации личностно-ориентированного занятия, его цели, замыслы и результаты
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):16-21
pages 16-21 views

Организация обучения рабочих кадров по обслуживанию станочного оборудования предприятий региона

Гаспарова Л.Б.

Аннотация

В работе проанализированы вопросы организации повышения квалификации рабочих кадров по обслуживанию станочного оборудования предприятий региона. Рассмотрена возможность подготовки и переподготовки кадров на основе интеграции учебного заведения и предприятий станкостроительного профиля.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):22-26
pages 22-26 views

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КОГНИТИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Гилев А.А.

Аннотация

В работе рассмотрена систематизация когнитивных операций по виду информации и уровню ее обработки. Выделены четыре группы когнитивных операций, в каждой из которых они имеют специфические особенности и объекты применения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):27-32
pages 27-32 views

ВЛИЯНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

Двойникова Е.Ю.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности психосоциальной адаптации студентов специальности «Связи с общественностью»; анализируются факторы психосоциальной адаптации, способствующие или препятствующие формированию профессиональной компетентности, приводятся результаты исследований с использованием методики измерения уровня тревожности Тейлора и методики диагностики социально-психологической адаптации Роджерса и Даймонда
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):32-37
pages 32-37 views

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ НЕФТЕТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

Дубас Е.В.

Аннотация

В статье рассматривается педагогическая технология формирования предметных профессионально-значимых компетенций у студентов нефтетехнологических специальностей в процессе обучения физике в техническом университете. Предлагается модульное структурирование курса физики, обогащенное профессионально-ориентированным теоретическим и практическим материалом.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):37-42
pages 37-42 views

ЦЕЛЕВАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ КАК СОВРЕМЕНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

Евдокимов М.А., Кузнецова О.Н.

Аннотация

Рассматриваются проблемы подготовки с помощью инновационных технологий обучения высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для промышленных предприятий региона. Изложена концепция создания, совершенствования и дальнейшего развития целевой интегрированной подготовки специалистов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):43-48
pages 43-48 views

Информационная система оперативного контроля успеваемости и посещаемости студентов. Опыт разработки и внедрения

Евдокимов М.А., Мищенко А.Г.

Аннотация

Статья посвящена решению задачи оперативного контроля успеваемости и посещаемости студентов в сети Интернет. Приводится опыт внедрения информационной системы по управлению учебным процессом вуза. Информационная система затрагивает все этапы управления учебным процессом, а также предоставляет сведения об успеваемости и посещаемости студентов всем заинтересованным лицам
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):49-54
pages 49-54 views

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ЗАДАЧА ВУЗОВСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Еремин А.С.

Аннотация

В статье раскрываются особенности ситуации в современной российской высшей школе, социальные и экономические факторы, влияющие на образовательное поведение молодежи. Состояние современного вузовского образования иллюстрируется на основе статистических данных и результатов экспертных исследований. Даются рекомендации по организации учебно-воспитательной работы с целью активизации учебной мотивации студентов в рамках образовательного процесса.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):54-60
pages 54-60 views

РОЛЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА СООТВЕТСТВИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ О ФИЗИЧЕСКИХ ЗАКОНАХ

Иванов С.А.

Аннотация

Проведен анализ последовательного уточнения физических законов в процессе изучения ряда учебных вопросов по физике непосредственно на занятиях. Данное уточнение является своеобразным применением методологического принципа соответствия
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):61-64
pages 61-64 views

Организационно-методическое обеспечение сетевого взаимодействия образовательных учреждений в условиях профильного обучения учащихся

Ильмушкин Г.М.

Аннотация

Настоящая работа посвящена обоснованию организационно-методического обеспечения профильного обучения учащихся в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений в системе среднего образования. Реализация выявленной совокупности организационно-методических условий способствует повышению качества профильной подготовки учащихся
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):65-70
pages 65-70 views

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ОПЕРАТОРОВ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Кардашевский А.И.

Аннотация

В статье рассмотрена модель системы формирования здоровьесберегающих профессионально значимых компетенций студентов - будущий операторов сложных технических систем. Проведено описание разработанного спецкурса «Формирование здоровьесберегающих профессионально значимых компетенций студентов - будущий операторов сложных технических систем» для старших курсов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):70-76
pages 70-76 views

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА

Климина Л.В.

Аннотация

В статье рассматривается проблема реализации личностно-ориентированных принципов повышения квалификации педагогов дошкольного образования. Гендерный подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом и позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процесс формирования гендерного самосознания ребенка.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):76-83
pages 76-83 views

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Клячкина Н.Л.

Аннотация

В статье рассматривается учебно-воспитательный аспект как сложный и противоречивый процесс включения молодежи в жизнь общества, который обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):84-91
pages 84-91 views

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ - РЕСУРСПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Костылева И.Б., Михелькевич В.Н., Стародубцева Е.

Аннотация

Рассматривается миссия, задачи и ценности научно-исследовательской работы студентов как вида интеллектуальной деятельности. Представлена модель системы формирования профессиональных научно-исследовательских компетенций, в которой научно-исследовательская работа студентов выступает в качестве ее неотъемлемого структурного элемента. Предложены критерии и диагностический инструментарий оценки уровня сформированности у студентов научно-исследовательских компетенций
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):92-96
pages 92-96 views

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Костылева И.Б., Калмыкова О.Ю.

Аннотация

В статье авторами проанализированы принципы формирования системы научно-исследовательской деятельности студентов в техническом вузе. Рассмотрена модель отбора наиболее способных и подготовленных студентов и аспирантов, обладающих глубокими базовыми знаниями по профильным дисциплинам и высоким творческим потенциалом для участия в программе непрерывной профессионально-ориентированной научно-исследовательской подготовки в СамГТУ.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):97-105
pages 97-105 views

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК РЕСУРС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Кузнецова И.Г.

Аннотация

Рассматриваются вопросы использования ресурса международной деятельности технического вуза как в учебном, так и в научно-исследовательском аспектах в контексте инновационного развития.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):105-112
pages 105-112 views

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫМ РАБОТАМ

Льноградская О.И.

Аннотация

Рассматриваются элементы технологии поэтапного обучения, направленной на формирование компетенций в процессе обучения электромонтажным работам: методы, формы и средства обучения. Представлен подход к определению дидактических целей при отработке студентами практических умений.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):113-119
pages 113-119 views

использование компьютерных технологий НА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ Высшей математикИ

Мазуренко Е.В.

Аннотация

В статье обосновываются особенности чтения лекций по высшей математике при переходе к обучению с применением компьютерных математических пакетов и интерактивных досок. Рассматриваются особенности достижения дидактических целей при различных типах учебных структур
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):120-125
pages 120-125 views

ЭВОЛЮЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Мельник Н.М., Нестеренко В.М.

Аннотация

Представлено качественно новое направление совершенствования профессионального образования. Эволюционно-деятельностная технология позволяет обеспечить формирование параметрической интеллектуально-информационной поддержки профессиональной деятельности выпускника вуза.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):126-131
pages 126-131 views

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Овчинникова Л.П.

Аннотация

Рассматривается модель модульно-компетентностной технологии психолого-педагогической подготовки студентов - будущих специалистов железнодорожного транспорта. Показан процесс поэтапного формирования у студентов общей психолого-педагогической компетенции и предметных профессионально-значимых компетенций в процессе их обучения учебной дисциплине «Психология и педагогика».
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):132-139
pages 132-139 views

ПОВЫШЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОСТИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСОВ СамГТУ

Охтя Н.В.

Аннотация

Работа подготовительных курсов направлена на совершенствование приемов и методов обучения с целью повышения объективности оценки знаний слушателей по профессионально-значимым дисциплинам.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):139-144
pages 139-144 views

компетентностный подход как методологическая основа проектирования структурной модели подсистемы готовности адаптационного психофизического потенциала студентов

Петров С.А.

Аннотация

В статье анализируются в аспекте решаемых задач теоретические подходы к методологическому обоснованию содержания профессионально-прикладной физической подготовки студентов, выделению структурных компонентов готовности в системе адаптационного психофизического потенциала студентов железнодорожного вуза.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):145-149
pages 145-149 views

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ

Пузанкова А.Б., Михелькевич В.Н.

Аннотация

Рассматриваются теоретико-методологические основы проектирования и реализации педагогической системы формирования профессиональных инженерно-графических компетенций у студентов машиностроительного профиля в процессе обучения компьютерной графике. Представлены структурные компоненты комплекса электронных средств, обеспечивающего целенаправленное индивидуально-деятельностное обучение студентов компьютерной графике. Приведены результаты педагогического эксперимента по выявлению уровней сформированности профессиональных инженерно-графических компетенций.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):150-158
pages 150-158 views

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Руднева Е.Н.

Аннотация

Предложен поиск новых ориентиров образования и воспитания, раскрывающих возможности изучения профессиональной идентичности как комплексной психолого-педагогической проблемы. Анализируется структура воспитательной программы, ее цели, задачи, этапы осуществления, предполагаемые результаты, формы деятельности и др.; критерии и показатели сформированности у студентов профессиональной идентичности
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):158-163
pages 158-163 views

АНАЛИЗ «БАРЬЕРОВ» В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Соловова Н.В., Калмыкова О.Ю., Лаврентьева О.В.

Аннотация

В статье авторами проанализированы основные проблемы затруднений, или «барьеров», с которыми преподаватель сталкивается в учебно-методической деятельности, в особенности при внедрении инновационных процессов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):164-170
pages 164-170 views

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА-ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

Стельмах Я.Г.

Аннотация

Возможность осуществления прогнозов в профессиональной деятельности инженера-электроэнергетика в значительной степени характеризует его профессиональную пригодность. Анализ математической и профессиональной деятельности позволил установить их соответствие компонентам прогностического потенциала. Это позволило сделать вывод о том, что формирование прогностического потенциала средствами математических дисциплин обеспечит практическую готовность инженера к профессиональной деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):171-178
pages 171-178 views

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тарасова Е.О.

Аннотация

Рассматривается необходимость деятельности по развитию лидерских качеств студенческой молодежи. Выделены уровни молодежного самоуправления. Перечислены традиционные и инновационные формы развития лидерства в рамках студенческого самоуправления. Представлены разработанные автором программы «Лидер» и «Школа молодежных лидеров». Показаны результаты исследования, подтверждающие эффективность использованных форм.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):179-185
pages 179-185 views

ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Фурсина Г.А.

Аннотация

Рассматривается специфика дистанционного образования в условиях информатизации учебного процесса в вузе. Показано ее влияние на методику обучения иностранному языку студентов транспортного вуза.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):186-191
pages 186-191 views

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Шимаров А.И.

Аннотация

Рассматриваются вопросы разработки и особенностей применения мультимедийных учебных пособий для активизации познавательной деятельности студентов на лекциях и практических занятиях.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010;7(3):192-195
pages 192-195 views