Том 16, № 4 (2019)

Статьи

Уровень сформированности профессионально- этической компетентности социальных педагогов на констатирующем этапе эксперимента

Безносюк Е.В.

Аннотация

Обсуждаются результаты констатирующего этапа экспериментального исследования по реализации модели формирования профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов в условиях обучения в магистратуре через комплекс педагогических условий и ряд взаимосвязанных блоков (концептуально-целевой, организационно-технологический и результативный), а также этапов (подготовительный, информационный, технологический, результативный). В контексте настоящего исследования описана содержательная характеристика констатирующего этапа экспериментального исследования, приведен диагностический инструментарий, который был использован на данном этапе для определения исходного уровня сформированности специальных компетенций (морально-аксиологических, морально-регулятивных, морально-рефлексивных), выделенных нами как результативная часть сформированности профессионально-этической компетентности социальных педагогов. Представлены результаты диагностического исследования уровней сформированности специальных компетенций (морально-аксиологических, морально-регулятивных, морально-рефлексивных). В педагогическом эксперименте принимали участие 192 обучающихся магистратуры, которые были распределены на две группы: контрольную (96 человек) и экспериментальную (96 человек). Образовательный процесс в контрольной группе строился в традиционной форме, а в экспериментальной был направлен на внедрение и проверку модели формирования профессионально-этической компетентности социального педагога. По результатам экспериментального исследования установлено доминирование у респондентов как экспериментальной, так и контрольной группы порогового и базового уровня сформированности профессионально-этической компетентности, что послужило основанием для дальнейшей реализации формирующего этапа эксперимента по внедрению педагогических условий, направленных на целенаправленное формирование у магистрантов направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» профессионально-этической компетентности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(4):6-19
pages 6-19 views

Анализ теоретических подходов к определению содержания образования и обучения в магистратуре

Бунтова Е.В.

Аннотация

Анализируются теоретические подходы к определению и анализу содержания образования и обучения в дидактике. Сделан вывод о том, что процесс изменения понятия содержания образования и обучения связан с потребностями общества, определяющими цели образования; системой обучения, подчиняющейся закономерностям процесса обучения; временными и материальными ограничениями. В процессе проведенного исследования выявлены проблемы в содержании образования на современном этапе развития российского высшего образования. Автором исследования определены требования к содержанию программ и учебных курсов магистратуры, обязательные составляющие содержания обучения в магистратуре. Анализ научной литературы, личный педагогический опыт, требования к содержанию образования и обучения в магистратуре позволили установить связь процедуры определения содержания учебного материала с методами его отбора. Данная связь устанавливается на принципах: целеполагания, определяющего соответствие содержания образования в магистратуре целям и задачам, поставленным обществом на современном этапе развития; соответствия содержания обучения в магистратуре уровню современной науки и производства; структурной целостности; фундаментальности и достаточного минимума знаний; соответствия объема учебного материала запланированному учебному времени на его изучение.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(4):20-42
pages 20-42 views

Имплицитные теории личности как предпосылка развития педагогической интуиции

Гарипова Ю.М.

Аннотация

Исследование посвящено изучению педагогической интуиции, ее взаимосвязи с представлениями человека об интеллекте и личности. Педагогическая интуиция часто используется в работе учителей, но концепция педагогической интуиции и пути ее развития не всегда ясны. В то же время высокоразвитая педагогическая интуиция как способность учителя быстро принимать решения позволяет упростить и ускорить процесс принятия профессиональных решений, что особенно важно для современных российских учителей. Из-за высокого уровня бюрократизации образования и большой учебной нагрузки учителя в России очень ограничены во времени. В статье выдвинуто предположение о том, что педагогическую интуицию можно развивать через развитие других личностных особенностей. В данном исследовании рассмотрена связь интуитивных способностей, с одной стороны, и имплицитных теорий личности, ее целей обучения - с другой. Для проверки этой гипотезы было проведено пилотажное исследование на выборке из 53 студентов старших курсов педагогического университета города Набережные Челны. В результате исследования были получены значимые результаты по опроснику имплицитных теорий и целей обучения К. Двек и опроснику интуитивного стиля С. Эпстайна.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(4):43-59
pages 43-59 views

Стратегии обучения иностранному языку в условиях инклюзивного образования

Евстропова Н.С., Ракова Е.В.

Аннотация

В современном российском образовательном пространстве актуальным направлением становится так называемое инклюзивное образование, которое выступает единственным международно признанным способом реализации права каждого человека на обучение. Инклюзивное образование, являясь частью образовательной политики многих государств - членов международного сообщества ЮНЕСКО, рассматривается как динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к учащимся с индивидуальными особенностями, как возможность обогащения процесса обучения. Высокое качество и доступность образования - важнейшее требование образовательной инклюзии в международной и отечественной практике. На сегодняшний день в современной практике уже имеется определенный положительный опыт внедрения инклюзии в процесс обучения иностранным языкам в вузах. Знание иностранного языка на начальном уровне помогает студентам с индивидуальными особенностями социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении и интеракции в образовательном пространстве. Таким образом, реализуется основная задача инклюзивного образования - социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Более того, в основе практики данного вида обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного студента, поэтому процесс должен быть организован так, чтобы удовлетворить потребности обучающихся с ограниченными возможностями. Следовательно, целью данной работы является изучение стратегий обучения английскому языку, направленных на вовлечение в учебный процесс студентов с ограниченными возможностями и улучшение результатов их академической успеваемости. Основное внимание уделяется авторами интернет-ресурсам и коммуникативным стратегиям, используемым в общении со студентами в рамках инклюзивного образования.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(4):60-73
pages 60-73 views

Неуспевающие обучаемые в процессе усвоения иностранных языков: содержание понятия и типология

Иголкина Н.И.

Аннотация

Потребность в повышении качества образования ставит перед преподавателями-практиками и исследователями задачу найти эффективные средства педагогического воздействия на каждого обучаемого. Неуспевающие учащиеся требуют особого внимания педагогического коллектива, потому что необходимо своевременно диагностировать причины неуспеваемости и внедрить эффективные меры, направленные на повышение успеваемости по иностранным языкам. Разнообразные и многочисленные проблемы, которые возникают при усвоении иностранных языков, заставляют рассмотреть обучаемых, которые испытывают сложности в процессе усвоения иностранных языков, как отдельное явление. Сопоставление используемых терминов «неуспешный обучаемый» и «неуспевающий обучаемый» показало, что первый термин в большей мере соотносится с субъективной оценкой обучения, а второй подразумевает соответствие результатов обучения установленным критериям по освоению предметной области. В данной работе предложена основа для разработки типологии неуспевающих обучаемых в зависимости от степени выраженности четырех факторов. Поведенческий фактор отражает специфику использования и/или неиспользования совокупности познавательных стратегий. Когнитивный фактор основывается на показателях языковых способностей и показателях уровня развития когнитивных функций. Эмоциональный фактор характеризуется показателями эмоционального интеллекта обучаемого. Лингвистический фактор находит проявление при сопоставлении родного и изучаемого языка, а также в анализе речевых особенностей обучаемого. Разработка типологии неуспевающих обучаемых позволит разработать диагностический аппарат для определения причин неуспешности, прогнозирования возможной динамики и разработки соответствующих методических рекомендаций по организации учебного процесса для педагогов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(4):74-87
pages 74-87 views

Сравнительный и корреляционный анализ опытно-экспериментальной работы по формированию готовности преподавателя вуза к управлению знаниями

Калмыкова Д.А.

Аннотация

Рассматривается проблема несоответствия традиционного образовательного процесса высшей школы изменениям социально-экономической среды на современном этапе развития общества. Условия, которые необходимы сегодня для подготовки обучающихся, обладающих междисциплинарным мышлением, обязывают преподавателя выполнять функции консультанта, коуча, наставника и менеджера-организатора образовательного процесса, что стало в настоящее время идентичным процессу менеджмента знаний. Изменение роли профессорско-преподавательского состава образовательной организации высшего образования актуализирует задачу формирования готовности преподавателя вуза к управлению знаниями.В статье представлены результаты сравнительного и корреляционного анализов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности преподавателя вуза к управлению знаниями, рассматриваемой как интегративное свойство личности, которое объединяет в своей структуре ценностно-мотивационный, инструментально-цифровой, научно-исследовательский, оценочно-аналитический, интерактивно-коммуникационный и академическо-предпринимательский компоненты. Автором предложены показатели выделенных компонентов в структуре готовности, описано их развитие и определены доминирующие показатели каждого компонента в результате проведения констатирующего и формирующего экспериментов.Представленные в статье материалы опытно-экспериментальной работы направлены на выявление и усиление взаимосвязей как между компонентами готовности, так и между доминирующими показателями структурных элементов. Полученные результаты свидетельствуют о развитии всех компонентов в структуре готовности средствами дополнительных профессиональных образовательных программ. Проведенный анализ позволяет говорить о возможности формирования компонентов готовности преподавателя вуза к управлению знаниями за счет компенсаторных свойств показателей элементов ее структуры.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(4):88-102
pages 88-102 views

Вебквест как возможность формирования у студентов компетентности и компетенций

Касаткина Н.Н., Личак Н.А.

Аннотация

Приведены результаты применения способа интенсификации учебной деятельности студентов с помощью вебквест-технологии для повышении уровня их мотивации к изучению иностранного языка. Авторами приведена методика использования современного сценария организации проектной деятельности студентов с использованием ресурсов сети Интернет, включающая в себя использование на занятиях технических средств - различных приложений и тематических сайтов. Рассмотрены информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют осуществлять поиск, сбор, хранение, обработку, распространение информации при изучении иностранного языка. При выполнении заданий вебквеста были выделены две экспериментальные группы с целью формирования педагогической компетентности. Оценка групповой деятельности проводилась по новостным презентациям каждой рубрики. Поскольку содержание и рубрики вебквестов отличались друг от друга, было трудно сравнивать полученные результаты. Тем не менее представления студентов, подготовивших вебквесты, были признаны удовлетворительными и включены в лист данных результатов и оценки. Были зафиксированы сформированные компетенции, обладание которыми определяет полученный результат при выполнении самостоятельной работы над вебквестом.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(4):103-116
pages 103-116 views

Герменевтический подход как методологическая основа развития гибких навыков студента технического вуза

Лабзина П.Г., Меньшенина С.Г.

Аннотация

Повышение требований работодателей заставило исследователей обратить внимание на недостаточность при поиске работы академических знаний и профессиональных компетенций, так называемых hard skills - жестких навыков. Многозадачность стала определяющим направлением во всех профессиональных сферах, что сталкивает специалистов с проблемами, не имеющими алгоритма решения. Нужны особые механизмы адаптации личности работников к постоянным изменениям и дополнительные знания и умения, функцию которых выполняют soft skills - гибкие навыки. В данной статье уделено внимание развитию креативного и критического мышления как одной из категорий гибких навыков, поскольку именно стиль мышления определяет уровень успешности в профессиональной сфере.В настоящее время, с развитием информационного общества, все большее значение приобретает проблема осмысления большого количества информации, ее правильной интерпретации обучающимися и дальнейшей адаптации для применения в профессиональной области. Взаимодействие в сфере науки и техники реализуется посредством дискурса, что обусловливает необходимость развития креативного мышления будущих выпускников на основе работы с научно-техническим дискурсом посредством формирования умения экспликации предметно-смыслового содержания, декодирования и девербализации в процессе восприятия, понимания и интерпретации профессионально значимой информации. Работу с дискурсом обеспечивает дисциплина «Иностранный язык» посредством чтения как инструмента получения информации в результате сравнения, сопоставления данных, анализа полученной информации, выделения главной и второстепенной информации, установления причинно-следственных связей, проведения оценки, анализа выполняемых действий. Герменевтический подход к развитию гибких навыков обеспечивает реализацию необходимых условий для активизации мыслительных операций, отвечающих за эффективное восприятие и дальнейшую адаптацию в профессиональных целях полученной информации. Практическая реализация поставленных задач заключается в составлении комплекса заданий для работы с текстовым материалом, которые обеспечат понимание и интерпретацию представленной информации посредством определенных стратегий чтения, использование которых активизирует мыслительные операции.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(4):117-136
pages 117-136 views

Влияние профессиональной подготовки, переподготовки на трудовую деятельность пожилых людей

Лапшова Е.С., Николаева С.В.

Аннотация

Согласно статистическим данным число людей в возрасте 60+ по всему миру удвоится к 2050 году. В России в связи с изменением федерального законодательства актуализируется проблема трудовой деятельности пожилых людей. В соответствии с этими данными правительства разных стран принимают все больше мер для обеспечения трудовой деятельности пожилых людей. Непрерывное образование дает возможность пожилым людям осуществлять трудовую деятельность на рабочих местах, где требования к труду и компетентности постоянно меняются. Цель данного исследования - теоретический анализ влияния профессиональной подготовки и переподготовки на трудовую деятельность пожилых людей. В ходе опроса респондентов были определены три основных типа барьеров для участия в профессиональной подготовке: ситуационный, институциональный и диспозиционный. При проведении исследования использовался комплексный анализ, включающий в себя социально-демографический, социально-геронтологический, статистико-экономический, социологический, социально-психологический подходы, а также социологические методы получения, обработки и интерпретации информации, в том числе метод наблюдения и беседы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что профессиональная подготовка и переподготовка пожилых людей является важным фактором их участия в трудовой деятельности. Низкий охват пожилых людей программами дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки может быть преодолен за счет популяризации дополнительного профессионального образования как инструмента развития трудовой карьеры, предотвращения карьерного спада и адаптации пожилых людей к рынку труда.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(4):137-149
pages 137-149 views

Роль «мягких» навыков в современной профессиональной деятельности

Малова М.М.

Аннотация

Современная профессиональная деятельность требует владения не только узкоспециальными знаниями, но и «мягкими» навыками (soft skills) - качествами, необходимыми для определенных видов деятельности. Сегодня на рынке труда «мягкие» навыки играют ключевую роль и в профессиональной деятельности, и в построении отношений в рабочем коллективе, поскольку повышают уровень специалиста и способствуют успешному карьерному росту. Следовательно, задачей высшего образования является воспитание профессионала, способного реализовать себя в условиях высокой конкуренции, что требует внедрения технологий, формирующих «мягкие» навыки у обучающихся. В статье обосновывается выбор наиболее значимых личностных и профессиональных качеств, необходимых для формирования «мягких» навыков в процессе обучения. На основе анализа психолого-педагогической теории раскрывается важность развития самоорганизации у обучающихся и формирования личности в коллективе. Актуальность самоорганизации и коллективного взаимодействия подтверждается с помощью анализа рейтингов «мягких» навыков российских и западных работодателей, который показал, что «мягкие» навыки, основанные на самоорганизации и работе в команде, входят в топ-10 и занимают лидирующие места. Это позволяет сделать вывод об их востребованности на современном рынке труда. В связи с этим следующим этапом данного исследования будет разработка и апробация технологии оценивания, позволяющей формировать «мягкие» навыки у будущих специалистов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(4):150-165
pages 150-165 views

Педагогическая модель деятельности куратора по формированию гражданской позиции студентов вуза

Мирошина Т.А.

Аннотация

Показано, что система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Теоретический анализ литературы позволил нам определить деятельность куратора по формированию гражданской позиции студентов как целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс по организации социально-значимой деятельности студентов и развитию самоуправления, необходимых для самореализации личности в обществе. В ходе экспериментальной работы была разработана и реализована педагогическая модель деятельности куратора по формированию гражданской позиции студентов вуза, которая включает: цели, задачи, содержание деятельности кураторов и студентов на каждом этапе формирования гражданской позиции, методы, формы, средства, критерии и показатели сформированности гражданской позиции. Реализация данной педагогической модели способствует вовлечению студентов в социально значимую работу, активному их участию в разнообразных направлениях деятельности по интересам, позволяет студентам развивать организаторские способности, приобретать опыт участия в самоуправлении, проявлять гражданскую позицию. Опираясь на разработанные нами критерии и показатели, мы замеряли уровень сформированности гражданской позиции студентов вуза на основе их самоанализа и экспертных оценок. Экспертами выступили отдельные студенты группы, преподаватели, кураторы. Проведенное исследование позволило прийти к выводу, что целенаправленная деятельность кураторов способствует активизации внеаудиторной деятельности студентов, развитию студенческого самоуправления группы как реальной формы студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(4):166-180
pages 166-180 views

Управление проектами: процессный подход

Седых Е.П.

Аннотация

Проблема эффективности использования различных подходов в управлении образовательной организацией является актуальной и значимой. Существует объективная потребность совершенствования управленческих процессов, формирования более гибкой и мобильной управленческий системы, работающей на результат и позволяющей производить оценку эффективности деятельности в любой точке процесса. Проектное управление доказало свою эффективность в условиях ограниченного финансирования и необходимости получения «быстрых результатов». Вместе с тем мы можем наблюдать определенные конфликты управленческих действий, происходящих в результате наложения матричной структуры проектного управления на функциональную структуру традиционной образовательной организации. Применение в этом случае процессного подхода позволяет сочетать достоинства проектной деятельности с регламентированной реализацией традиционных для вуза процессов. В статье раскрывается логика процессного подхода, его основные достоинства и недостатки, требования и принципы реализации процессного подхода в образовательной организации. Работа описывает практику применения процессного подхода в управлении реализацией проектов Мининского университета: характеризуются как процессы управления проектной деятельности в целом, через систему проектного офиса, так и логика управления цепочкой процессов отдельных проектов. Автором представлено описание логики процессного подхода к проектному управлению, дается характеристика сильных и слабых сторон управления процессами, анализируется сочетание данного подхода с проектным управлением, описывается практика применения процессного подхода к управлению проектами в Мининском университете, перечисляются эффекты от внедрения процессного подхода в управленческую деятельность. В заключительной части статьи рассматриваются возможности дальнейшего совершенствования системы проектного управления через использование процессного подхода, приводятся аргументы о необходимости использования процессного управления в сочетании с другими управленческими подходами, раскрываются потенциальные возможности повышения качества проектной деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(4):181-192
pages 181-192 views

Средства и методы формирования организационно- управленческой компетентности преподавателей вуза

Соловова Н.В., Суханкина Н.В.

Аннотация

Представлены результаты разработки и апробации системы средств и методов формирования организационно-управленческой компетентности преподавателей вуза. Средством формирования организационно-управленческой компетентности в настоящем исследовании является дополнительная профессиональная программа «Управление образовательными программами», реализуемая в Центре развития профессиональных компетенций Самарского университета. Программа направлена на развитие компонентов (ценностно-мотивационного, когнитивного, проектировочного, экспертного) организационно-управленческой компетентности преподавателей, формирование у слушателей готовности к эффективному взаимодействию в ходе проектирования и реализации конкурентоспособных образовательных программ. ДОП «Управление образовательными программами» состоит из четырех разделов: экономика образования; экономика образовательной программы; управление образовательной программой; качество и конкурентоспособность образовательной программы. Соответственно структуре формируемой организационно-управленческой компетентности отбиралось содержание разделов и подразделов программы, а также методы обучения, обеспечивающие развитие показателей ценностно-мотивационного, когнитивного, проектировочного и экспертного компонентов. Установлено, что в ходе обучения целесообразно применение активных и интерактивных методов (тренинги, оргдеятельностные игры, мозговые штурмы, кейс-стади, дискуссии и др.), актуально использование личного опыта преподавателей и признание их профессиональных достижений. В ходе исследования была подтверждена эффективность разработанной и апробированной системы средств и методов формирования организационно-управленческой компетентности преподавателей вуза на основании роста индекса самооценки ее компонентов и изменения доминирующих показателей.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(4):193-210
pages 193-210 views

Образование в интересах устойчивого развития: новые возможности в рамках сети региональных центров экспертизы

Юрина М.В., Лопухова Ю.В., Кузнецова Г.Д.

Аннотация

Цели устойчивого развития не могут быть достигнуты только за счет технологических инноваций, политических решений и финансовой поддержки. Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) позволяет конструктивно и творчески решать текущие и будущие глобальные проблемы и создавать устойчивое общество. Особое место в глобальном распространении ОУР в настоящее время занимает сеть региональных центров экспертизы (РЦЭ), созданная под эгидой университета ООН. РЦЭ связывают в глобальную сеть множество формальных и неформальных учебных заведений и организаций, объединяя их идеей образования в интересах устойчивого развития. В настоящее время эта сеть включает в себя более 168 центров, два из которых расположены в России. Основной целью деятельности РЦЭ является консолидация образовательных усилий университетов и различных культурных и экологических учреждений и организаций совместно с муниципалитетами для повышения осведомленности общественности об устойчивом развитии. Ключевые партнеры РЦЭ, ведущие региональные университеты, объединенные на одной платформе, действуют в качестве образовательного консорциума, задачей которого является интеграция ОУР в учебные программы формального образования начиная с раннего детства и заканчивая начальным, средним техническим и профессиональным и высшим образованием, а также неформальными образовательными инициативами, в частности через связанные с устойчивым развитием результаты обучения. В статье обобщен опыт РЦЭ в области ОУР, выделены наиболее перспективные направления деятельности, формы реализации проектов РЦЭ совместно с вузами, выявлены наиболее актуальные потребности образовательных учреждений в области ОУР. Авторы данной статьи оказались в ситуации, когда после слияния двух региональных вузов организованный ранее одним из них РЦЭ (Самара, Россия) требует новых идей для развития. Очевидно, что в предыдущий период отсутствовала четкая концептуальная основа деятельности центра. Таким образом, статья представляет собой попытку найти новые идеи и новые пути развития для существующего центра, сделать его ведущим в России примером построения образования для устойчивого развития, где люди всех возрастов получают знания, необходимые им для создания лучшего устойчивого будущего.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019;16(4):211-221
pages 211-221 views