Hermeneutical approach as a methodological basis of soft skills development of technical students



Cite item

Full Text

Abstract

Increased requirements of employers forced researchers to pay attention to the lack of academic knowledge and professional competence, so-called hard skills, when applying for a job. Multitasking has become a defining trend in all professional fields, which confronts professionals with problems that do not have a solution algorithm. We need special mechanisms for adapting the employees to constant challenges and additional knowledge and skills, the function of which is performed by soft skills. This article focuses on the development of creative and critical thinking as one of the categories of soft skills, as it is the style of thinking that determines the level of success in the professional sphere. Today, with the development of the information society, the problem of understanding a large amount of information, its processing, correct interpretation by students and further adaptation for application in professional field is a crucial one. Communication in the field of science and technology is realized in the form of discourse, which actualizes the development of future graduates creative thinking through the ability formation to explicate meaningful content, decode and deverbalize in the process of perceiving, understanding and interpreting professionally relevant information when working with scientific and technical discourse. The discipline of "Foreign Language" provides the necessary environment for developing soft skills working with the discourse in question. In this case reading is a tool for obtaining information by comparison, comparing data, analyzing the information received, highlighting the main and secondary information, establishing causality, assessing. The hermeneutic approach to the development of soft skills ensures the optimal conditions to activate mental operations responsible for effective perception and further adaptation of the information received for professional purposes. Practical part of the research is to compile a set of tasks for working with text material, which will ensure the information understanding and interpretation through certain reading strategies stimulating mental activity.

Full Text

Введение С учетом современных тенденций развития общества становится недоста- точным просто транслировать информацию в процессе обучения; акцент де- лается на раскрытии индивидуальных способностей личности, развитии ее умственной активности, способности мыслить творчески и адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, что будет способствовать дальнейшей профессиональной самореализации [1]. Технический прогресс требует инженерного творчества, креативного мышления, понимания экономических, экологических проблем. Соответ- ственно, выпускники технического вуза должны обладать не только знаниями из своей профессиональной области, но отличаться научной и технической эрудицией, стремлением к постоянному развитию своих профессиональных интересов, критическим подходом к поиску конструктивных решений про- блем, умением работать с людьми [2]. Успешная работа в профессиональной сфере инженера обусловлена само- стоятельностью, инициативностью, креативным подходом к разрешению не- стандартных ситуаций. Необходимые для этого качества являются не только ре- зультатом обучения в техническом вузе, но также итогом накопленных практи- ческих навыков решения задач в ходе профессиональной деятельности. Посто- янно обновляющиеся тенденции в области новых технологий, продуктов вы- нуждают адаптироваться к новым условиям за счет умения ориентироваться в потоке информации, отбирать необходимое, интерпретировать данные и адапти- ровать полученные сведения для своих профессиональных нужд. Кроме того, сегодня хороший специалист - публичный специалист, умею- щий мобильно и интегративно выбирать продуктивный способ взаимодействия с окружающей средой, состоящей из множества элементов, динамичность изме- нения и преобразование которых зависят от ситуации погружения в данную сре- ду. Порой людям, стремящимся реализовать себя в обществе, не хватает не про- фессионализма, а умения быть эффективными коммуникаторами. Данные положения совпадают с ключевыми идеями понятия soft skills («гибкие навыки»), в основу которого заложена способность приобретать по- стоянно обновляющуюся информацию по специальности, адаптировать ее и интерпретировать с целью самообразования, совершенствования професси- ональной деятельности. Соответственно, развитие гибких навыков у студен- тов является важной задачей образовательного процесса для подготовки обу- чающихся к вызовам современности [3]. В соответствии с направленностью образования на всестороннее развитие личности для нашего исследования значимой является проблема развития именно креативного и критического мышления студента технического вуза как одной из главных составляющих его личности и его гибких навыков. Раз- работке методов решения данного вопроса уделено значительное внимание в исследованиях в области психолого-педагогических наук. Необходимость получать релевантную профессиональным задачам ин- формацию актуализирует умение читать иноязычные тексты. То есть для то- го, чтобы получить статус профессионального знания, информация должна усваиваться студентом в контексте его собственного практического действия и поступка, то есть интерпретироваться. Эта идея дает основание для приме- нения герменевтического подхода к развитию «гибких навыков» в рамках об- разовательного процесса технического вуза. Залогом успешного развития мышления выступает направленное развитие составляющих его операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, которые приводят к пониманию и интерпретации полученной информации для успешной реали- зации поставленных задач. Именно герменевтический подход позволяет по- дойти к развитию мышления с «операциональной» стороны. Кроме того, дис- циплина «Иностранный язык» способствует формированию у студентов большинства универсальных компетенций, связанных с гибкими навыками, предоставляя возможность работать с профессионально ориентированным дискурсом во время чтения иноязычной литературы. Освоение иностранного языка дает возможности для разнообразного использования межпредметных связей, характеризуется нацеленностью на развитие личности и ее социаль- ную адаптацию. В своем исследовании мы обратились к вопросу развития мышления как одной из категорий гибких навыков через правильное понимание и интерпре- тацию полученного знания путем применения определенных стратегий чте- ния иноязычной литературы. Обзор литературы Многие исследователи делают акцент на необходимости уделять большее внимание развитию гибких навыков будущих специалистов различных сфер профессиональной области (С. Шилова, Е. Гайдученко, В. Давидова, Н. Жадько, М. Чуркина, И. Канардов, Ю. Портланд, И. Милевски, Maria Cinque, Sandra Patricia Guerra-Báez, Heckman & Kautz). Так, О.В. Баринова рассматривает развитие soft skills в рамках компетентностного подхода и ак- центирует внимание на том, что формируемые у студентов компетенции - это «дополнительный (вспомогательный) язык общения заказчика специалистов (работодателя) с вузом, который берется за подготовку специалистов с каче- ствами, заданными (описанными) заказчиком (работодателем) с помощью компетенций», подразумевая под этими качествами определенный набор soft skills [4]. К ведущим умениям личности XXI века Т.Я. Яркова относит «кри- тичный характер мышления и активность; открытость всему новому и умение в нем ориентироваться; коммуникативные навыки; умение находить и обра- батывать информацию; желание и стремление постоянно самосовершенство- ваться и др.» [5]. Также отмечается неспециализированный характер гибких навыков, их важный для карьеры надпрофессиональный уровень, который отвечает за продуктивное участие в рабочем процессе, высокую производи- тельность и объясняет то, что «эти навыки являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью» [6]. В своем исследовании мы обратились к вопросу развития креативного и критического мышления как одного из необходимых навыков, обеспечиваю- щего успешное функционирование в профессиональной среде. Мышление явля- ется предметом изучения философии, логики, педагогики, психологии, когни- тивной лингвистики. Педагогические и психологические исследования развития мышления отражены в трудах П.П. Блонского, Л.C. Выготского, П.Я. Гальпери- на, Д. Дьюи, H.H. Поддьякова, C.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. Проблема развития мышления студентов в процессе обучения в вузе актуальна в условиях современной системы образования. Мышление рассматривается как высший по- знавательный процесс (П.Я. Гальперин, Р.С. Немов), который порождает новое знание и выступает активной формой творческого отражения, преобразования действительности [7]. Согласно С.Л. Рубинштейну, взаимосвязь сформирован- ности частных операций мышления и общего интеллектуального развития чело- века обусловлена совместным развитием операций мышления - анализа, синтеза и обобщения - с теоретическим, практическим, образным и абстрактным интел- лектом человека [8]. В работах Л.С. Выготского акцентировано развитие мышления как усвое- ние исторически выработанных умственных действий и операций. П.Я. Гальперин указывал на закономерный характер усвоения, который от- ражается в активном и планомерном формировании мыслительных процессов в ходе обучения [9]. В своих исследованиях Е.С. Романова классифицирует способы мышления, характерные для разных профессиональных сфер. Отме- чается, что «доминирующий, преобладающий способ мышления является устойчивой характеристикой личности». Например, доминирующий способ мышления «адаптация - анализ» отвечает за анализ ситуаций, выделение су- щественного, интерпретацию данных с целью их дальнейшего обобщения, поиск новых решений [10]. Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее наиболее существенных признаках и взаимосвязях [11]. Согласно другому определению, мышление - это теоретическая и прак- тическая деятельность, объединяющая в себе систему действий и операций исследовательского, познавательного и преобразовательного характера (Р.С. Немов). В психологии мышление рассматривается как «последователь- ность изменений психической деятельности при том или ином виде взаимо- действия человека с миром, начиная от деятельности мышления и заканчивая двигательными реакциями» [12]. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, внутренними потребностями человека, которые влияют не только на ее развертывание, но и на продуктивность. По мнению А.М. Матюшкина, педагогика изучает «способы формирова- ния интеллектуальных действий и способы создания условий для эффектив- ного усвоения знаний и развития творческого мышления» и рассматривает его «как процесс обнаружения новых законов и способов действия в про- блемных ситуациях» [13]. Так, обе науки рассматривают мышление как ак- тивный, целенаправленный процесс получения и усвоения новых знаний, со- вершающийся в виде операций. У. Джемс определяет мышление как способность ориентироваться в новых, получаемых при помощи опыта, данных. Функция мышления - выделять в ис- следуемом явлении «атрибут», который выступает как значимое ядро рассмат- риваемого явления. При этом извлекаются его свойства, выводятся следствия, сравниваются факты, формулируются логические выводы, то есть выполняются операции анализа, синтеза, сравнения, классификации [14]. Развитие мышления считают приоритетной задачей в обучении педагоги Л.С. Выготский, Дж. Дьюи, Н.Ф. Талызина. Отмечается, что необходимо обучать умению аналитически рассматривать изучаемую область, что пред- полагает разделение и выделение, исследование составляющих элементов, простейших принципов [15]. Профессионально развивающий потенциал иностранного языка отмечен многими учеными (Г.К. Борозенец, Е.Г. Кашина, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов). Исследователи В.П. Кузовлев, А.И. Новиков, Т.С. Серова, К.Д. Ушинский, Л.В. Щерба указывают на возможность совершенствования мыслительных операций через выделение основного содержания текстов, анализ их языко- вой формы, определение причинно-следственных связей, изучение и структу- рирование полученной информации в процессе изучения иностранного языка [16]. По утверждению Г.В. Роговой, работа с иноязычным дискурсом способ- ствует овладению «новыми средствами восприятия и выражения мыслей о предметах и явлениях, их связях и отношениях» [17]. Таким образом, учебная дисциплина «Иностранный язык» может стимулировать формирование про- фессионально необходимых умений студентов: способности к поиску инфор- мации, умения ориентироваться в ней и использовать полученное знание в профессиональной деятельности. Значимая роль иностранного языка в со- вершенствовании мыслительных операций была отмечена многими учеными, среди них - З.И. Клычникова, Г.В. Рогова, С.К. Фоломкина, Л.В. Щерба. Мы рассмотрели возможность развития гибких навыков, а именно навы- ков мышления в процессе работы с иноязычным профессионально- ориентированным дискурсом. Вопросу обучения чтению на иностранном языке посвящены работы Н.В. Барышникова, И.Л. Бим, А.А. Вейзе, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, И.А. Зимней, З.И. Клычниковой, Э.П. Комаровой, О.Д. Кузьменко, А.А. Леонтьева, О.Д. Митрофановой, Е.И. Пассова, Е.Н. Ку- зовлевой, Г.В. Роговой, Т.С. Серовой, Е.Н. Солововой, Е.С. Троянской, С.К. Фоломкиной, П. Хэгболдт, Л.В. Щербы. С целью уточнения понятия «дискурс» мы обратились к исследованию Е.С. Кубряковой, согласно которому дискурс представляет собой «форму ис- пользования языка в реальном времени, которая […] является в целом частью процесса коммуникации между людьми, характеризуемого участниками ком- муникации, условиями осуществления и целями» [18]. Н.Д. Арутюнова рассматривает понятие «дискурс» (от фр. discours - речь) как связный текст в сочетании с экстралингвистическими - прагматиче- скими, социокультурными и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте. Работа с дискурсом является продуктивной с позиции развития гиб- ких навыков, поскольку он выступает образцом реализации определенных коммуникативных намерений в контексте конкретной коммуникативной си- туации по отношению к определенному партнеру, выраженной уместными в данном случае языковыми и неязыковыми средствами [19]. Кроме того, по- добная деятельность активизирует мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, благодаря которым происходит понимание получаемой информации и ее последующая адаптация. В этом отношении актуальным для нашей работы является исследование В.М. Букатова, в котором рассматривается применение принципов герменевтики в педагогическом процессе. В.М. Букатов отмечает, что проблемы понимания и взаимопонимания в значительной степени определяют осмысленность препода- вания любой гуманитарной дисциплины [20]. Подтверждение этому мы находим у Х.Н. Глазкова в том, что на современном этапе развития подходов и методов преподавания дисциплины «Иностранный язык» актуальной становится про- блема понимания, осмысления и интерпретации прочитанного [21]. Герменевти- ческий подход направлен на активизацию познавательной деятельности, интен- сификацию и оптимизацию процесса саморазвития и самореализации обучаю- щихся. Это требует разработки новых способов обучения, отличающихся по ка- честву, способам организации учебной деятельности [22]. Материалы и методы Для решения поставленных задач применялись теоретические и эмпириче- ские методы педагогического исследования: контент-анализ научной психолого- педагогической, социологической и методической литературы по проблеме ис- следования; анализ учебников и учебных пособий, используемых в ходе преподавания иностранного языка; метод сравнительного анализа; педагогическое наблюдение за образовательным процессом; тестирование; изучение и обобще- ние педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа. Результаты Исследования Гарвардского университета, Фонда Карнеги и Стэнфорд- ского научно-исследовательского института показали, что сформированность именно soft skills - «гибких навыков» - определяет успех в профессиональ- ной сфере на 75-85 %, и лишь 15-25 % приходится на долю hard skills - «жестких навыков» [23]. Существуют разные подходы к классификации гибких навыков [24]. Ана- лиз конкретных требований работодателей обусловил выделение четырех групп мягких навыков в системе психолого-педагогических оценок личности: базовые коммуникативные навыки, или коммуникативная грамотность, которые способствуют развитию отношений с людьми, помогают поддержи- вать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими; навыки self-менеджмента, которые помогают эффективно контролиро- вать свое состояние, время, процессы; навыки эффективного мышления, или интеллектуального мышления (системное, креативное, критическое, структурное, логическое, проектное, тактическое и стратегическое мышление); управленческие навыки, обусловливающие планирование, постановку задач, мотивирование, контроль реализации задач, менторинг, коучинг, пода- чу обратной связи, управление проектами [25]. Американское общество обучения и развития (ASTD) предлагает в каче- стве «мягких» навыков учитывать в первую очередь такие индивидуальные характеристики, как ценности и стили мышления личности [26]. Изучение профессиональной инженерной сферы показало, что в ходе сво- ей деятельности специалисты занимаются анализом, сравнением, сопоставле- нием значительных объемов постоянно обновляющейся информации, своих и чужих действий, результатов наблюдений; систематизируют, классифициру- ют данные, прогнозируют результаты, делают выводы и заключения. Это подтверждает необходимость сконцентрировать и направить образователь- ный процесс на развитие стилей мышления, поскольку успешность выполне- ния упомянутых профессиональных действий обусловлена должным уровнем развития соответствующих мыслительных операций. В нашей работе мы сконцентрировались на методологии развития таких гибких навыков, как креативное и критическое мышление. «Креативное мышление выступает как интеллектуальная активность, проявляющаяся в конструктивной деятельности личности, в совокупности способностей и умений генерировать новые идеи, выбирать способы преобразования и трансформации исходного объекта с целью поиска возможностей продук- тивного решения нестандартных задач, основанного на выделении функций объекта, его необычных признаков и возможностей использования» [27]. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимается «совокупность личностных качеств, свойств, умений, обусловливающих не только высокий уровень исследовательской культуры студента и преподава- теля, но и «рефлексивный» уровень, для которого новая информация, пре- вращенная в новое знание, является не конечной, а начальной точкой аргу- ментированного и логичного мышления, базирующегося на личностном опы- те и проверенных фактах. Можно сказать, что творческое мышление создает новые идеи, а критическое выявляет их недостатки и дефекты» [1]. Научное и техническое творчество будущих специалистов непосред- ственно зависит от уровня развития мыслительной деятельности. М.Г. Гару- нов указывает на определяющие творческую деятельность качества мышле- ния, а именно: сравнение и сопоставление, направленные на выделение об- щих свойств и признаков, предметов и явлений, которые необходимо изу- чить; анализ и синтез, заключающиеся в мысленном разделении предметов и явлений на части и их интегрировании в единое целое; индукция и дедукция; абстрагирование и конкретизация, обобщение и ограничение; интуиция и ло- гика [28]. Подобные идеи мы находим в исследовании Д.В. Чернилевского, согласно которому креативное профессиональное мышление проявляется в решении нестандартных проблем, новизне, уникальности и оригинальности в деятельности и в связи с этим для его формирования необходимо развивать способности через развитие мышления. Формами мышления как такового яв- ляются: понятие, суждение, умозаключение; операциями - анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение [29]. Каждой из операций мышления отведена определенная функция, но все они находятся во взаимосвязи. Анализ и синтез, как правило, выполняются вместе, способствуя более глубокому пониманию сущности предмета. Синте- зом называют операцию мысленного соединения аналитически заданных свойств или частей предмета, явления в единое целое, что приводит к целост- ному пониманию и восприятию объекта. Основная функция сравнения заключается в выявлении тождества и раз- личия понятий, явлений, объектов на основе проведенного анализа. Классификация является основой для распределения предметов и явлений в зависимости от их сходства и различия. Обобщение представляет объединение предметов, фактов, явлений по общим, существенным признакам. Конкретизация - операция, обратная обобщению, - отвечает за соотнесение отвлеченных категорий и существен- ных свойств предмета с конкретными явлениями. При систематизации происходит разделение и последующее объединение не отдельных объектов, а их групп, классов [11]. Процесс абстрагирования направлен на мысленное отвлечение от несу- щественных признаков предмета или явления. Теоретический анализ и опыт практической деятельности позволяют нам сделать вывод, что развитие креативного мышления напрямую связано с развитием навыков понимания и интерпретации данных в результате экс- пликации, декодирования, девербализации информации, что, в свою очередь, основывается на рассмотренных выше мыслительных операциях. Эта идея дает основание для использования герменевтического подхода в нашем ис- следовании в качестве его методологической базы. Традиционно герменевтика рассматривается как наука о понимании смысла и теория интерпретации текста. А.Ф. Закирова выделяет человека, включенного в социокультурные связи, в качестве объекта герменевтики как методологии наук, а текст как явление гуманитарной культуры и механизм, управляющий процессом понимания, - в качестве ее предмета. Цель герменевтического подхо- да заключается в интенсификации процесса саморазвития и самореализации обучающихся и активизации познавательной деятельности. Реализация такого подхода заставляет обратиться к новым способам обучения, отличным по каче- ству и способам организации образовательного процесса [30]. Основные положения герменевтики - интерпретация и понимание текста - связаны с мышлением и являются одними из его свойств, проявляющимися в продуктивном процессе познания нового путем привлечения ранее приоб- ретенного опыта. В процессе понимания задействованы интеллект, чувства, интуиция, лич- ность того, кто стремится к познанию предмета. Современная герменевтика выходит далеко за пределы традиционного понимания текста, обращаясь к более общим проблемам языка и психологии [22]. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что понимание прояв- ляется в формировании смысла знания в процессе работы с информацией. С этой позиции определяющими являются следующие мыслительные опера- ции и действия: узнавание знакомого в новом материале; прогнозирование, выдвижение гипотез о прошлом или будущем объекта, который необходимо понять; объединение элементов понимаемого в целое. Каждый вид мысли- тельных операций является значимым в деятельности решающего задачу че- ловека, что проявляется в порождении соответствующей формы понимания объекта - понимания-узнавания, понимания-гипотезы или понимания- объединения [31]. «Сущность и механизм понимания трактуются по-разному. Однако общим моментом является то, что понимание текста, явления, предмета является уни- кальным и индивидуальным, а правильность понимания - относительна. Понимания субъекта могут количественно и качественно изменяться в процессе приобре- тения жизненного опыта и преодоления «неправильного понимания», которое яв- ляется закономерным и неизбежным этапом любого понимания и в котором мо- жет проявиться индивидуальность и уникальность феномена. «Неправильное по- нимание» не следует пресекать, а, наоборот, стимулировать его расширение и углубление, в результате которых изменяются представления субъекта» [32]. С позиций использования герменевтического подхода как методологиче- ской основы нашего исследования следует обратить внимание на связь пони- мания и интерпретации. Традиционно герменевтика рассматривает интерпре- тацию, обусловленную личностным контекстом и восприятием, как выявле- ние смысла в объекте понимания. Расшифрованный реципиентом смысл яв- ляется базисом для его понимания, на основе которого дается субъективная интерпретация тому, что человек стремится понять. Таким образом, понима- ние - это раскрытие именно того смысла, который автор вложил в свое про- изведение, а интерпретация - нахождение собственного смысла читателем. Подтверждение взаимосвязи процессов понимания и интерпретации мы находим в исследовании Л.М. Веккера, утверждавшего, что «само понимание является условием для возникновения возможных интерпретаций, но в то же время широта интерпретации объекта не только качественно, но и количе- ственно характеризует степень его понимания» [33]. Следовательно, главная задача интерпретации заключается в выделении из множества контекстуаль- ных смысловых вариантов именно того, который соответствовал бы познава- тельным потребностям реципиента, актуализированным в процессе восприя- тия текста и стимулирующим мыслительные операции. Результатом научной деятельности является текст, представляющий со- бой описание объекта исследования или хода мыслительных операций, логи- чески связанных и приводящих к определенным выводам. Коммуникативная цель научных текстов - быть источником информации. Формой же научной деятельности является научный дискурс, который образован комплексом всех вербальных и невербальных средств, участвующих в обмене информацией в научно-технической сфере общения, и может быть представлен в устной и письменной формах. Развитие студента технического вуза как в профессиональном плане, так и в личностном определяется его взаимодействием с окружающей средой, что в значительной степени определяет необходимость обучения его работе с научно-техническим дискурсом с позиции экспликации, понимания и ин- терпретации профессиональной информации для общения и сотрудничества. Решение профессиональных задач выступает как интеграция процессов нахождения, восприятия и понимания содержания готового ситуативно необ- ходимого дискурса и вербальное выражение умозаключений (доказательство, аргументация, возражение, убеждение и т. д.), т. е. создание собственного дискурса, из чего следует, согласно исследованию А.А. Саморукова, что спо- собность воспринимать и порождать вербальные сообщения согласно праг- матическому контексту считается значимым элементом профессиональной деятельности [34]. На данном этапе развития подходов и методов в обучении иностранному языку актуальными стали вопросы понимания, осмысления и интерпретации прочитанного в связи со все более активной деятельностью человека в обществе и информационным обменом. Понимание в данном случае явля- ется условием для «синтеза всего имеющегося знания, в результате чего не только появляется какое-то новое знание, но и обновляется все наличное со- держание сознания, перестраивается вся структура взаимодействия между сознанием и действительностью, что ведет к возникновению новых отноше- ний внутри этого знания» [35]. На наш взгляд, средством реализации герменевтического подхода в обучении пониманию прочитанного может служить система упражнений по чтению иноязычной литературы с целью развития навыков понимания и интерпретации полученной информации. В этой связи дисциплина «Ино- странный язык» является оптимальной базой для профессионализации лично- сти, обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей (получе- ние новых знаний) и самообразование благодаря возможности задействовать в образовательном процессе большой и разнообразный пласт профессиональ- но ориентированной информации, работа с которой положительно влияет на развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. В методической науке профессионально ориентированное чтение опреде- ляется как «…сложная речевая деятельность, обусловленная профессиональ- но-информационными потребностями и возможностями, представляющая со- бой специфическую форму опосредованного текстом активного вербального письменного общения, основными целями которого являются оперативная ориентация и поиск, извлечение, прием, интерпретация и присвоение для по- следовательного целевого применения специалистом информации в профессионально-трудовой, общественно-политической и самообразова- тельной деятельности» [36]. Следовательно, чтение заключается не просто в восприятии и понимании полученной информации по специальности, но и в умении ее обрабатывать: проанализировать и выделить профессио- нально значимую информацию и интерпретировать ее для достижения наме- ченной цели. Имплицитно представленная информация научно-технического дискурса представляет интерес для развития креативного мышления студента, так как подобные знания не представлены в готовом виде, а получаются непосред- ственно - это отражение индивидуального опыта, чувство знания, которое проявляется в определенный момент. Особенность имплицитного знания за- ключается в его спонтанном характере, оно возникает практически мгновен- но, исключая долгое размышление, т. е. работу разума. Имплицитное знание и есть проявление творчества, вдохновения. Рассмотрение чтения как процесса извлечения графически закодирован- ной смысловой информации из текста и ее перевода из одной знаковой си- стемы в другую посредством понимания и интерпретации позволяет сделать вывод о правомерности использования герменевтического подхода в нашем исследовании. Практическая сторона исследования заключалась в подборке и организации заданий для работы с текстовым материалом, которые обеспечат достижение нужного уровня овладения представленной информацией посредством процес- сов понимания и интерпретации. Для каждого вида чтения характерны страте- гии, использование которых активизирует мыслительные операции (табл. 1). Стратегии чтения Таблица 1 Виды чтения Работа с текстом при чтении Аналитические операции Ознакомительное Выделение ключевых слов, распознава- ние знакомых слов. Понимание значе- ний слов из контекста. Прогнозирова- ние словосочетаний по контексту. Рас- познавание заголовка текста, построе- ние предположения о содержании тек- ста, о развитии темы. Анализ Сравнение Синтез Абстрагирование Соответствие Просмотровое Прогнозирование общего содержания текста по заголовку, схемам, внешней структуре, положению на странице, шрифту. Анализ Сравнение Обобщение Поисковое Поиск необходимой информации в тексте с использованием усвоенных знаний о том, в каком месте может находиться нужная информация, знаний о логико-смысловой структуре текста. Выделение ключевых слов, связанных с требуемой информацией. Анализ Сравнение Обобщение Классификация Систематизация Изучающее Составление логико-смысловых схем текста. Структурирование текста на ос- нове плана. Анализ информации для выявления закономерностей, взаимосвя- зей, ее оценки в тексте. Анализ СинтезКлассификация Сравнение Обобщение Систематизация [37] Детальное соотнесение видов чтения и мыслительных операций, активи- зированных работой с научно-техническим дискурсом, позволило установить корреляцию между показателями видов чтения и функциями профессиональ- ной деятельности, представляющих «мягкие навыки» специалиста инженер- ной сферы (табл. 2). Соответствие показателей видов чтения функциям профессиональной деятельности специалистов по информационной и компьютерной безопасности Таблица 2 Функции профессиональной деятельности Вид чтения и показатели Поиск и сбор информации; подготовка данныхдля обзоров Просмотровое: поиск и выявление требуе- мой/запрашиваемой информации; понимание основ- ного содержания прочитанного Выбор рационального ре- шения; составление ин- струкций на основе техни- ческих заданий; обработка научно-технической инфор- мации; определение порядка выполнения работ Ознакомительное: понимание общего содержания / основной информации текста; определение те- мы/подтемы с опорой на заголовок / названия разде- лов; понимание основных выводов в текстах с аргу- ментативным планом; выявление рассматриваемых в тексте вопросов; выделение смысловых частей; распознавание / установление структуры текста Поиск и сравнение эффек- тивных методик; поиск ра- циональных решений Поисковое: поиск и выявление запрашиваемой ин- формации; понимание запрашиваемой информации Анализ и систематизация научно-технической инфор- мации; предварительная оценка и выбор методик; анализ данных; изучение опыта; разработка проектов в соответствии с техниче- ским заданием; составление инструкций [37] Изучающее: точное и полное понимание текста; вы- деление главной мысли; отделение основной инфор- мации от второстепенной; установление логических связей между фактами; установление смысловых свя- зей внутри абзацев / между абзацами; умение пред- восхищать понимание содержания текста / его части по содержанию заголовка/подзаголовка; умение до- гадываться по контексту о значении незнакомых слов, словосочетаний [37] Таким образом, экспликация, девербализация и декодирование информа- ции предполагают выработку умений обработки информации: определения цели и главной мысли, логики рассуждений автора высказывания, структури- рования текста, критического анализа полученного знания. Из этого следует, что сознание реципиента отражает замысел, логику, отношение автора к фак- там, производит анализ и синтез извлеченной информации, что инициирует развитие критичности, логичности, глубины мышления, аналитичности и, следовательно, значимо для развития «гибких навыков» будущих инженеров. Обсуждение и заключение Выявлено, что герменевтический подход направлен на интенсификацию познавательной деятельности посредством активизации интуиции, воображе- ния, ассоциативных связей с учетом личностных потребностей, предоставляя тем самым возможность для развития критического и креативного мышления, а также ориентирован на создание креативной среды (посредством учебного материала - профессионально ориентированного дискурса), на базе которой студентом создается собственное содержание образования в виде его личных продуктов креативной деятельности. Результаты развития креативного и критического мышления сводятся к «гибкости», «критичности», «самостоятельности» и другим качествам, ко- торые проявляются в следующих умениях: формулировать новый вопрос в решаемой проблеме и самостоятельно отвечать на него; изменять намеченный план решения проблемы, если он не коррелирует с теми условиями, которые формируются постепенно в ходе решения и которые не удалось учесть с самого начала; отбирать те стратегии и тактики, которые максимально обеспечивают правильность хода решения проблемы, подвергать сомнению уже установ- ленные положения; выделять главное на каждом этапе творческой деятельности. Герменевтический подход обеспечивает развитие креативного и критического мышления как важных составляющих гибких навыков посредством ак- тивизации мыслительных операций в процессе работы с профессионально ориентированным дискурсом, а также путем формирования умения экспли- кации предметно-смыслового содержания, декодирования и девербализации в процессе восприятия, понимания и интерпретации профессионально значи- мой информации.
×

About the authors

Polina G. Labzina

Samara State Technical University

Email: labzinapg@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department. 244, Molodogvardejskaya st., Samara, 443100, Russian Federation

Svetlana G. Menshenina

Samara State Technical University

Email: menshenina.mail@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department. 244, Molodogvardejskaya st., Samara, 443100, Russian Federation

References

  1. Габидулин Т.К. Технология развития критического мышления как средство развития умственных способностей студентов колледжа // Молодой ученый. - 2017. - № 21.1. - С. 20-22 [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/155/43970/ (дата обращения: 15.11.2019).
  2. Агеенко Н.В., Елизарова Е.А., Лабзина П.Г. [и др.]. Формирование профессиональных качеств студента в процессе изучения иностранного языка: монография. - Самара: Самар. гос. тех. ун-т, 2016. - 202 с.
  3. Heckman J.J., Kaut T. Hard evidence on soft skills. Labour economics, 2012. 19 (4). Pp. 451-464. doi: 10.1016/j.labeco.2012.05.014
  4. Баринова О.В. Понятие и сущность компетенции [Электронный ресурс]. - URL: http://novainfo.ru/article/1935
  5. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - Том 2. - № 4. - С. 222-234.
  6. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R. [et al.]. Workforce connections: key “soft skills” that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. Child Trends Publication, 2015. 56 р.
  7. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 275 с.
  8. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М., 1981. - 73 с.
  9. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий: сб. статей. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 135 с.
  10. Романова Е.C. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 464 с.
  11. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2003. - 320 с.
  12. Краткий психологический словарь / Под ред. Л.А. Карпенко, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.
  13. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972.
  14. Познавательные психические процессы / Сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2001. - 48 с.
  15. Минкина Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования: на материале обществоведческого курса: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Минкина Фания Фатыховна. - Казань, 2000. - 25 с.
  16. Козырева М.П. Формирование готовности к профессиональному межличностному общению специалистов по сервису и туризму: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Козырева Мария Павловна. - Самара, 2009. - 216 с.
  17. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
  18. Кубрякова Е.С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.
  19. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. 3- е изд., стер. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 383 с.
  20. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та: Флинта, 2003. - 153 с.
  21. Глазков Х.Н. Герменевтический подход в обучении пониманию прочитанного обучающихся общеобразовательных школ // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). - Казань: Молодой ученый, 2018. - С. 11-13 [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13795/ (дата обращения: 01.12.2019).
  22. Мокиенко О.П. Герменевтический подход в обучении // Вестник науки ТГУ. - 2011. - № 3 (6). - С. 204-206.
  23. Klaus P. Communication breakdown. California Job Journal, 2010, № 28. Pр. 1-9.
  24. Cinque M. "Lost in Translation". Soft Skills Development in European Countries. Tuning Journal for Higher Education. May 2016, Vol. 3, N. 2. Pp. 389-427.
  25. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М. [и др.]. Современные детерминанты развития soft skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 4. - С. 198-207 [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181018.htm
  26. Learning’s Role in Employee Engagement: Executive Summary [Электронный ресурс]. - URL: http://store.astd.org/Default.aspx?tabid=167&ProductId=21134
  27. Лабзина П.Г. Познавательная задача как средство развития креативного мышления студента технического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Лабзина Полина Глебовна. - Оренбург, 2014. - 23 с.
  28. Гарунов М.Г. О сущности и структуре научного и технического творчества студентов // Формы и методы активизации творческой деятельности в процессе обучения: межвуз. сб. - Петрозаводск, 1988. - С. 11.
  29. Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие для вузов. - М.: Изд-во Моск. гуманитар.-техн. академии, 2001. - 301 с.
  30. Закирова А.Ф. Теория и научно-образовательная практика педагогической герменевтики // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 3. - С. 15-24.
  31. Герменевтический подход [Электронный ресурс]. - URL: https://scicenter.online/ kniga-sravnitelnoe-pravo-scicenter/germenevticheskiy-podhod-84355.html
  32. Кудаев М.Р., Богус М.Б., Кятова М.К. Система учебных и познавательных задач при изучении гуманитарного предмета // Вестник Адыгейского университета. - 2006. - № 1. - С. 167-169.
  33. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.
  34. Саморуков А.А. Формирование дискурсивной компетентности студента в образовательном процессе вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Саморуков Анатолий Александрович. - Оренбург, 2008. - 25 с.
  35. Племенюк М.Г. Проблема понимания в педагогической науке // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 83. - С. 17-28. С. 19.
  36. Серова Т.С. Управление процессом формирования речевых умений профессионально-ориентированного иноязычного чтения // Управление профессионально- ориентированным обучением иностранному языку в вузе: межвуз. сб. научн. тр. - Пермь, 1992. - С. 3-14.
  37. Меньшенина С.Г. Формирование готовности к аналитической деятельности студентов - будущих специалистов по информационной и компьютерной безопасности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Меньшенина Светлана Григорьевна. - Самара, 2016. - 25 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Labzina P.G., Menshenina S.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies