Pedagogical model of curator activity for formation of student civil position at higher educational institution


Cite item

Abstract

The article shows that the education system should prepare people who can live in civil society and constitutional state and also create them. Literature theoretical analysis allowed us to determine the activities of the curator for the formation of student civic position as a focused and consciously carried out pedagogical process for the organization of socially significant activities of students and the development of self-government, necessary for self-realization of a person in society. In the course of the experimental work, a pedagogical model of the curator’s activity on the formation of the civic position of students was developed and implemented. It includes a number of components such as goals, objectives, content of the activities of curators and students at each stage of the formation of a civil position, methods, forms, means, criteria and indicators of the formation of a civil position. The implementation of this pedagogical model promotes the involvement of students in socially significant work, their active participation in various areas of interest, allows students to develop organizational skills, gain experience in participating in self- government and show a civil position. On the basis of developed the criteria and indicators we measured the level of formation of the civic position of students based on their introspection and expert assessments. The experts were individual group students, lecturers and curators. The study allowed us to conclude that the focused activities of the curators contribute to the activation of extracurricular activities of students, the development of student self-government of the group as a real form of student democracy with the corresponding rights, opportunities and responsibilities.

Full Text

Введение Современному обществу требуются специалисты, выпускники вузов с ак- тивной гражданской позицией. Однако существуют сложности организации общественно значимой жизни и деятельности студентов вузов - того, что является основой формирования гражданской позиции, гражданского поведения. Про- блеме формирования гражданской позиции студентов посвящены многие рабо- ты, а такие авторы, как Г.А. Волгунова, Н.О. Николаева, Д.А. Крымова, Е.Л. Райхлина, Г.А. Федотова, С.З. Мирветалиева, представили результаты ана- лиза понятия «гражданская позиция» [1, 2, 3, 4]. Мы определяем гражданскую позицию как «совокупность мировоззренческих взглядов, убеждений и отноше- ний человека к обществу и государству, людям и социально-политическим яв- лениям, которые проявляются в гражданском поведении и поступках и реализу- ются в социально значимой деятельности» [5, 33]. В нашем исследовании мы рассматриваем внеаудиторную деятельность, которая представляет собой «специально организованную и целенаправлен- ную деятельность, включающую разнообразные формы и виды работы обра- зовательного и воспитательного характера, в которые студенты включаются после аудиторных занятий» [5, 123]. Эта работа осуществляется в вузе кура- торами, общественными организациями, студенческим самоуправлением. Наша задача заключалась в разработке и реализации педагогической мо- дели деятельности куратора по формированию гражданской позиции студен- тов вуза, включающей цели, задачи, содержание деятельности кураторов и студентов на каждом этапе формирования гражданской позиции, формы, ме- тоды, средства, критерии и показатели сформированности гражданской пози- ции; координации деятельности кураторов по организации самоуправления в студенческих группах. В целом студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студен- тов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студен- ческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социаль- ных инициатив. Однако не все студенты умеют пользоваться своими правами. Особенно это характерно для первокурсников. Их участие в самоуправлении не может быть полностью самостоятельным, этому их надо целенаправленно и после- довательно учить. Для решения данной задачи нами была спланирована дея- тельность с кураторами, которая включала целенаправленную работу по ока- занию помощи студентам группы в формировании коллектива и организации самоуправления. Цель деятельности кураторов по формированию гражданской позиции студентов заключалась в том, чтобы организовать воспитательную работу среди студентов на основе самоуправления в коллективе; помочь им в при- обретении глубоких и прочных знаний, необходимых специалисту с выс- шим образованием; создать педагогические условия для максимального рас- крытия индивидуальности каждого студента академической группы, его самореализации и самоутверждения; способствовать адаптации студентов к ву- зовским условиям, формированию их положительного отношения к будущей профессиональной деятельности, ответственного отношения к обучению в вузе, развитию личностных качеств. Обзор литературы В последние годы появилось много публикаций, которые посвящены функциональным обязанностям кураторов, направлениям и формам их рабо- ты [6, 7, 8, 9, 10, 11]. Ряд авторов делятся опытом организации кураторской деятельности в вузе [12, 13, 14, 15, 16, 17, 18]. Е.Я. Бельская и О.Н. Игна [19] рассматривают роль и цели института кураторства в современном высшем профессиональном образовании, а Е.А. Богачева [20] излагает подходы к проблеме профессионального имиджа современного куратора студенческой группы. Таким образом, нет работ, которые освещают деятельность курато- ров по формированию гражданской позиции студентов вуза. Изучение современной вузовской практики воспитания студентов позво- ляет говорить о недостаточной воспитательной работе вузов по формирова- нию гражданской позиции студентов, что во многом связано с отсутствием разработанной системы организации гражданского воспитания студентов. Материалы и методы Мы избрали методику, состоящую из взаимодополняющих компонентов: опросов и бесед со студентами; опросов и бесед с кураторами студенческих групп; опросов и бесед с преподавателями вуза. В опросе приняли участие 400 студентов, 70 преподавателей, 20 кураторов Кузбасской ГСХА. Для изу- чения их мнений нами была разработана анкета на основе анализа и синтеза психолого-педагогической литературы и публикаций периодической печати, изучения педагогического опыта. Результаты исследования Педагогическая модель деятельности куратора по формированию граж- данской позиции студентов вуза в графическом виде представлена в табл. 1. В современных условиях особо остро стоит проблема создания в каждом вузе, в каждой студенческой группе сплоченного самоуправляемого коллек- тива, организации системы его деятельности. Успехи вузовского самоуправ- ления во многом определяются уровнем развития самоуправленческой дея- тельности в учебных группах, где она проявляется наиболее ярко: это органи- зация быта и досуга студентов, их участие в руководстве учебно-научными и общественными процессами, распределение стипендий и многое другое. Педагогическая модель деятельности куратора по формированию гражданской позиции студентов вуза Таблица 1 Компоненты Кураторы Студенты Цели: - социальные Способствовать адаптации студентов к вузовским условиям Адаптироваться к вузовской среде - образовательные Помочь студентам в приобретении зна- ний, необходимых специалисту с выс- шим образованием, познакомить с пра- вами и обязанностями, деятельностью вуза Получить знания, узнать свои права и обязанности, специ- фику учебной деятельности в вузе - воспитательные Организовать воспитание студентов на основе самоуправления в коллективе, создать педагогические условия для максимального раскрытия индивидуаль- ности каждого студента академической группы, способствовать формированию положительного отношения студентов к будущей профессиональной деятельно- сти, ответственного отношения к обуче- нию в вузе, их активной гражданской позиции, личностных качеств Сформировать активную гражданскую позицию, от- ветственное отношение к обучению в вузе, работе по избранной профессии Задачи: Адаптировать студентов к вузовскому обучению. Способствовать усвоению ими профессиональных знаний и умений в процессе обучения в вузе и других знаний, необходимых для гражданской жизни. Способствовать формированию гражданственности студентов как инте- гративного качества личности. Способ- ствовать развитию студенческого само- управления и потребности студентов в самореализации Адаптироваться к вузовским условиям. Получить полити- ческие, исторические, эконо- мические, юридические, эко- логические, психологические и другие знания, необходи- мые для гражданской жизни. Формировать гражданские убеждения, активную граж- данскую позицию. Самореа- лизовываться Содержание деятельности по этапам - адаптационный Создать условия для адаптации студен- тов к вузовским условиям, условиям областного центра (для иногородних студентов), к общению и совместной деятельности. Ознакомить студентов с нормами, правилами поведения, их правами и обязанностями, историей ву- за, его деятельностью и традициями, работой студенческих организаций вуза, библиотеки. Помочь в организации са- мостоятельной работы студентов. Ока- зать помощи в создании коллектива, выборе актива группы. Оказать помощь студентам в планировании групповой деятельности. Адаптироваться к вузовской среде, условиям большого города, общению и коллек- тивной деятельности. Позна- комиться с нормами, прави- лами поведения, правами и обязанностями студента, ис- торией вуза, его деятельно- стью и традициями, работой студенческих организаций вуза, библиотеки. Осознать нормы, правила, требования, сформировать отношение к ним, выработать устойчивую привычку поведения, которая становится нормой. Продолжение табл.1 Компоненты Кураторы Студенты Содержание деятельности по этапам - адаптационный Вовлечь студентов в работу научно- исследовательских кружков, спортивных секций, общественных организаций, ху- дожественную самодеятельность и т. д. исходя из его интересов. Содействовать решению социально-бытовых проблем студентов Овладеть фундаментальными знаниями по предметам. Ор- ганизовать режим дня и самостоятельной работы. Установить межличностные отношения, достичь само- утверждения в коллективе. Определить круг своих инте- ресов - организационный Создать условия для самореализации студентов. Оказать помощь студентам в организации самоуправления, проведе- нии общественной работы. Развить кол- лектив группы, стимулировать актив- ность каждого члена группы. Вовлечь студентов в создание норм и правил сту- денческой жизни, жизни группы. По- мочь студентам в организации встреч, круглых столов с психологом, работни- ками культуры и искусств, медицински- ми работниками, представителями про- фессии и т. д. Помочь студентам в под- готовке и проведении праздников, кон- ференций, олимпиад, соревнований. Включить студентов в добровольческую деятельность, реальную социальную практику своего района, города, региона Проводить самоанализ, за- ниматься самовоспитанием, самообразованием, самореа- лизацией. Овладеть обще- профессиональными знания- ми, умениями, навыками. Участвовать в жизни вуза, органах студенческого само- управления, городских и об- ластных мероприятиях, ак- циях, волонтерской и добровольческой деятель- ности. Инициировать, орга- низовывать и проводить групповые дела, праздники, соревнования. Участвовать в акциях, проектах, оформ- лении музея вуза - деятельностный Оказывать помощь студентам группы в налаживании взаимодействия с обще- ственностью Разрабатывать и реализовы- вать социально значимые проекты. Активно участво- вать в жизни вуза, города Методы: - диагностики Организация изучения уровня сформи- рованности гражданственности студен- тов посредством анкетирования, тести- рования, наблюдения, опроса Самонаблюдение, самооценка - формирования качеств личности Беседы, объяснения, убеждение словом и положительным примером Самооценка, самоописание, самонаблюдение - организации деятельности Упражнение, педагогическое требова- ние, поручение, приучение, соревнова- ние, поощрение, наказание, работа с до- кументами (законами, уставом, приказа- ми и т. д.), с различной информацией Упражнения, самоприучение, выполнение педагогических требований, участие в конференциях, семинарах, праздниках и т. д., работа с документами (уставом, приказами, инструкциями и т. д.), с информацией, полу- чаемой из газет, радио, теле- видения и др. Окончание табл.1 Компоненты Кураторы Студенты Методы: - контроляи самоконтроля Наблюдение, опрос, анализ практической деятельности, тестирование с целью выяв- ления уровня успешности формирования гражданственности студентов Самооценка, самоконтроль, самопознание Формы: - индивидуальные Беседы, консультации Самостоятельная работа, дея- тельность в общественных организациях, клубах по ин- тересам и т. д. - микрогрупповые Инструктажи, проекты Заседания актива и органов самоуправления, проекты - групповые Собрания, кружки, субботники, семина- ры, круглые столы, заседания секций, встречи, конференции, экскурсии, олим- пиады, акции Собрания, кружки, субботни- ки, семинары, круглые столы, заседания секций, встречи, конференции, экскурсии, олимпиады, акции - массовые Праздники, соревнования, вечера Праздники, соревнования, вечера Средства: Изучение передового педагогического опыта, технические средства, средства медиаобразования, произведения изоб- разительного и музыкального искусства, памятники природы и культуры, народ- нохозяйственные комплексы, памятники боевой и трудовой славы, спортивная база Учебная и трудовая деятель- ность, общественная работа, технические средства, сред- ства медиаобразования, па- мятники природы и культу- ры, музеи, народнохозяй- ственные комплексы, памят- ники боевой и трудовой сла- вы, спортивная база Критерии: Деятельностный Умение комментировать, анализировать и интерпретировать обществен- но-политические события; стремление осуществлять социальную дея- тельность; проявление активности в общественной жизни вуза, города, региона, страны; инициативность в организации различных обществен- ных дел; стремление к участию в деятельности самоуправления, полити- ческих событиях, гражданских акциях Эмоциональный Положительное отношение к выполнению гражданского долга; проявле- ние нетерпимости к безнравственным действиям и поступкам; удовле- творенность от участия в социально значимой деятельности; положи- тельное отношение к будущей профессиональной деятельности Волевой Проявление волевых усилий при выборе гражданского поведения в соот- ветствии с нравственными нормами; способность подчинять личные ин- тересы коллективным; соблюдение правил и норм поведения, существу- ющих в обществе; стремление к самовоспитанию; способность мобили- зовать собственные силы; требовательность к себе и другим Становление студенческого самоуправления в группе потребовало от ку- раторов решения следующих задач: - ознакомить студентов со структурой самоуправления в вузе, основными направлениями работы и опытом вузовского самоуправления; помочь сформировать органы студенческого самоуправления в группе, обозначить их основные функции, другими словами, создать актив; помочь в планировании и организации групповых дел, а также анализе итогов их проведения, при этом не подменять студенческое самоуправление, а пробуждать инициативу самих студентов; добиться участия каждого студента в общественной работе посредством включения в различные виды деятельности с учетом его интересов и предпо- чтений; помочь в установлении и укреплении связей студенческого самоуправ- ления группы с общевузовскими органами самоуправления и управленчески- ми структурами вуза; создать систему стимулирования деятельности студентов, участвующих в самоуправлении, способствовать созданию атмосферы благожелательности. Основными направлениями деятельности куратора по созданию студенческого самоуправления в группе были: привлечение активных студентов к решению повседневных вопросов быта, досуговой занятости, оздоровления и др.; расширение влияния актива путем приобщения студентов к самостоя- тельной деятельности по интересам; создание системы обучения актива самоуправления и его постоянное расширение; занятость студентов в организации и проведении отдельных конкрет- ных дел: участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, спор- тивных соревнованиях, конкурсах художественной самодеятельности; организация силами студенческого коллектива охраны правопорядка в корпусах, на территории вуза, в общежитиях и т. д.; развитие интереса студентов к самостоятельной коллективной деятель- ности на благо группы, факультета, вуза; формирование общественного мнения студентов по проблеме дальней- шего развития студенческого самоуправления, определение новых видов са- мостоятельной деятельности, проявления социальной активности; развитие активности студентов, создание возможностей для самореали- зации каждого студента; привлечение студентов к трудовой деятельности на благо вуза, города; установление и расширение связей органов студенческого самоуправ- ления с другими группами, вузами города; опора на общественное мнение студентов в решении различных про- блем жизнедеятельности студенческого коллектива; руководство студенческой группой, координация и контроль деятельно- сти первичного студенческого коллектива по всем направлениям работы в соответствии с принятым планом. В начале экспериментальной работы деятельность была направлена на оказание помощи студентам группы по созданию авторитетного и работоспо- собного актива. С этой целью кураторами проводились в студенческой груп- пе ознакомительно-разъяснительные мероприятия и организовывались сами процедуры выборов в актив. Кураторы готовили встречи групп с заместителями декана по учебной и воспитательной работе, где студентам рассказывали о структуре управления в вузе, знакомили с должностными ин- струкциями старосты, профорга и с требованиями, предъявляемыми к ним. С целью создания студенческого актива кураторами был разработан алго- ритм выбора актива группы. Студентам предлагалось действовать следую- щим образом: выявить активистов, готовых к выполнению должностных обязанностей старосты группы, профорга, культорга, физорга, редактора, умеющих вы- страивать взаимоотношения с окружающими и имеющих предшествующий опыт ведения общественной работы; выявить способности студентов к выполнению того или иного вида об- щественной работы; учитывать индивидуальные особенности, такие как энергичность, ре- шительность, инициативность в организаторской деятельности. Студенты, выбранные в актив (староста группы, профорг, организаторы коллективных творческих дел - культорг, физорг, редактор) от каждой груп- пы, входили в студенческие советы факультетов. Студенты, проживающие в общежитии, участвовали в создании органов самоуправления общежития. Для повышения творческой активности и инициативы студентов, разви- тия их личностных качеств кураторы предлагали проводить выборы в группе в следующие сектора: сектор организации досуга - разработка различных мероприятий как культурно-массового, так и социально-бытового порядка; художественно-технический сектор - художественное оформление про- ектов группы, музыкальное сопровождение групповых мероприятий; сектор взаимопомощи - решение проблем социально-бытовой жизни студентов группы. Для наиболее быстрого реагирования в этот сектор вошли студенты, проживающие в общежитии. Выборы в данные сектора позволили активизировать деятельность сту- дентов. При этом успешное развитие самоуправления в группе во многом определялось содержанием и характером педагогической помощи студенче- скому коллективу со стороны кураторов. Они обучали студентов умению осуществлять коллективное руководство и координировать совместные дей- ствия, в частности совместно планировать и организовывать групповые дела, выбирать действенные формы отчетности и контроля, анализировать итоги проведения общегрупповых дел и отдельных мероприятий. В процессе взаимодействия с кураторами студенты учились правильно выбирать время и от- ветственных за проведение мероприятий, сообща искать пути к устранению недостатков в работе, объединять товарищей для совместного дела, коорди- нировать действия и устанавливать деловые контакты между организаторами и исполнителями, т. е. обучались основам организаторского мастерства. Ку- раторы находились в постоянном общении с группой, активом, проводили индивидуальные беседы, давали советы, совместно анализировали жизнь группы, делали практические замечания, предостерегали от возможных оши- бок, одобряли ценные предложения студентов, проводили массовые инструк- тажи, передавали личный организаторский опыт и прочее. Также проводи- лась индивидуальная работа с членами актива. Кураторы в ходе экспериментальной работы придавали первостепенное значение развитию навыков самоуправления студентов с первых дней их пребывания в вузе. В период «недели первокурсника» происходило коллек- тивное планирование работы на предстоящий учебный год, когда кураторы акцентировали внимание на определении основного объема работы, помогали студентам увязать ведущие направления деятельности коллектива с ком- плексным перспективным планом внеучебной воспитательной работы вуза, планами работы студенческой и профсоюзной организаций. При этом перво- курсники самостоятельно определяли сферы интересов и образ будущей жиз- ни во внеаудиторное время в совместном обсуждении. Наше исследование позволило говорить о студентах с различным уров- нем сформированности гражданской позиции. Студентов вуза с низким уров- нем сформированности гражданской позиции характеризовало редкое уча- стие в общественной жизни вуза, города, региона, страны; отсутствие готов- ности и способности к саморегуляции гражданского поведения (группа В: на начало эксперимента входило 56 % студентов, на конец 36 %). Средний уро- вень сформированности гражданской позиции студентов вуза проявлялся в частичной удовлетворенности от участия в социально значимой деятельно- сти; ситуативном выполнении требований коллектива; периодической само- регуляции гражданского поведения (группа Б: на начало эксперимента 29 % студентов, на конец 46 %, состав группы увеличился на 15 %.). Для студентов с высоким уровнем сформированности гражданской позиции было характер- но проявление активности в общественной жизни вуза, города, региона, стра- ны; проявление нетерпимости к безнравственным действиям и поступкам; соблюдение правил и норм поведения, существующих в обществе; осуществ- ление самовоспитания (группа А: входило 15 %, после проведенного экспе- римента в данную группу вошло 18 %). Инертность гражданской позиции студентов на начало эксперимента, на наш взгляд, объяснялась их недостаточным опытом участия в организации общественной жизнедеятельности и недостаточным развитием организационных форм общественных объединений, что значительно ограничивало воз- можность привлечения студенчества к проблемам города, области, региона, страны. Это позволяет говорить о том, что студенты не получали опыта гражданского поведения и гражданско-правового общения. Судить о сформированности гражданской позиции студентов позволяет их участие в различных видах и формах социально значимой деятельности, а также отношение студентов к реалиям вузовской и общественной жизни. В табл. 2 представлены результаты опроса студентов вуза об их участии в об- щественно значимой жизни вуза, города. Из обобщенных данных видно, что в процессе эксперимента произошли количественные изменения. Таблица 2 Результаты опроса студентов об их участии в общественно значимой жизни вуза, города по годам (n = 400), % № п/п Вид деятельности Период 2013/14 2014/15 2015/16 2016/17 1 Органы студенческого самоуправления (студклуб, студсовет) 10 14 17 18 2 Студенческое научное общество 2 2 3 4 3 Студенческие отряды 3 7 16 21 4 Политклуб - 2 3 3 5 Спортивные секции 7 9 12 13 6 Волонтерское движение (шефская работа с ветеранами труда и войн, детьми-сиротами, участие в акциях милосердия) 1 3 5 7 7 Кружки и клубы по интересам 7 13 15 15 ВСЕГО 30 50 71 81 8 Секции, кружки и клубы по интересам вне вуза 3 5 8 8 ИТОГО 33 55 79 89 Значительно увеличился состав студентов - членов студенческих отрядов (с 3 до 21 %) и представителей студенческого самоуправления (с 10 до 18 %). Общий количественный прирост студентов, участвующих в общественно- значимой жизни вуза, города, составил 56 %. Результаты эксперимента показали, что институт кураторов провел зна- чительную работу по созданию организационных и педагогических условий для трудовой деятельности студентов, организации досуга, спортивных и творческих мероприятий, вовлечения студентов в различные виды социально значимой деятельности, в результате которых произошли качественные из- менения в их взглядах. Обеспечение профессионального роста студентов на каждом этапе предполагало расширение их возможностей, формирование са- мостоятельности, инициативности, ответственности, что организационно выражалось в их постепенном дистанцировании от кураторов, имеющих своей целью переход от внешнего педагогического контроля к внутреннему само- контролю студентов. Обсуждение и заключение Реализация данной педагогической модели способствует вовлечению студентов в социально значимую работу, активному их участию в разнооб- разных направлениях деятельности по интересам, позволяет студентам разви- вать организаторские способности, приобретать опыт участия в самоуправле- нии, проявлять гражданскую позицию. Экспериментальная работа доказала, что деятельность кураторов способ- ствует развитию студенческого самоуправления группы и формированию граж- данской позиции студентов посредством включения их в деятельность различ- ных вузовских подструктур: студенческого совета, студенческого клуба, аспи- рантско-студенческого научного общества, студенческой службы безопасности, пресс-центра и привлечения к организации и проведению групповых, факуль- тетских, вузовских, городских, региональных мероприятий. Результативность деятельности куратора по формированию граждан- ственности студентов вуза будет зависеть от следующих факторов: организация деятельности куратора по развитию студенческого само- управления в группе; организации взаимодействия с преподавателями и другими субъектами процесса формирования гражданственности студентов вуза; использование результатов исследования в деятельности кураторов по формированию гражданственности студентов вуза.
×

About the authors

Tatiana A. Miroshina

Kuzbass State Agricultural Academy

Email: intermir42@mail.ru
Cand. Ped.Sci., Associate Professor of Humanities and Law Department. 5, Markovtseva St., Kemerovo, 650056, Russian Federation

References

  1. Крымова Д.А. Влияние гражданской позиции на мотивацию к деятельности // Психология обучения. - 2016. - № 1. - С. 50-56.
  2. Волгунова Г.А., Николаева Н.О. Развитие социальных компетенций как условие формирования гражданской позиции студентов // Молодой ученый. - 2015. - № 13. - С. 610-613.
  3. Райхлина Е.Л. Педагогические условия интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов как средства формирования их гражданской позиции // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 6. - С. 173-177.
  4. Федотова Г.А., Мирветалиева С.З. Становление гражданской позиции студентов технического вуза как социально-педагогическая проблема // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 11. - С. 58-60.
  5. Мирошина Т.А. Формирование гражданской позиции студентов вуза: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Мирошина Татьяна Александровна. - Кемерово, 2009. - 255 с.
  6. Бейлина Н.С. Куратор студенческой группы как субъект воспитательной деятельности вуза // БГЖ. - 2015. - № 2 (11). - С. 33-36.
  7. Бородина Е.С. Качество исполнения функций куратора в вузе // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2014. - № 3. - С. 89-95.
  8. Буянова Г.В. Обязанности куратора академической группы в нормативных документах вузов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.
  9. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Особенности деятельности куратора академической группы педагогического вуза в условиях модернизации образования // АНИ: педагогика и психология. - 2017. - № 1 (18). - С. 70-72.
  10. Исаев И.Ф., Ерошенкова Е.И. Воспитательный функционал кураторской деятельности в организациях высшего образования // Вестник БелЮИ МВД России. - 2015. - № 2. - С. 14-18.
  11. Матвеева И.А. Роль куратора студенческой группы в обеспечении качества организации образовательного процесса в вузе // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - № 5 (9). - С. 22-24.
  12. Эзрох Ю.С. Кураторство в высшей школе: что делать? // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2016. - № 2. - С. 94-115.
  13. Любин А.В. Деятельность куратора учебной группы в медицинском вузе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2016. - № 4 (255). - С. 176-183.
  14. Венцель В.Д., Янчий С.В., Каргаполова Е.О. Из опыта работы куратора по адаптации студентов в техническом вузе // АНИ: педагогика и психология. - 2018. - № 1 (22). - С. 239-242.
  15. Свердев Р.Г. Роль куратора в воспитательной системе военного вуза войск национальной гвардии // Наука и школа. - 2017. - № 4. - С. 130-134.
  16. Середа А.В., Титова Г.Ю. Кураторская деятельность как средство развития профессиональной компетентности студентов педвуза // Ped.Rev. - 2016. - № 2 (12). - С. 84-91.
  17. Тимошенко А.И., Тазетдинова Е.Н. Роль куратора в формировании гражданской идентичности обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 2 (26). - С. 122-125.
  18. Поршнева Е.Г., Родионов В.А. Роль куратора на военной кафедре гражданского вуза // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 7. Ч. 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://human.snauka.ru/
  19. Бельская Е.Я., Игна О.Н. Роль института кураторства в современном высшем профессиональном образовании // Вестник ТГПУ. - 2017. - № 12 (189). - С. 13-16.
  20. Богачева Е.А. Современный имидж куратора студенческой группы // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика.- 2018. - № 3. - С. 339-343.

Copyright (c) 2019 Miroshina T.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies