Том 13, № 4 (2016)
- Год: 2016
- Статей: 9
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/issue/view/3068
Статьи
Особенности тестирования как средства контроля и оценивания учебных достижений студентов
Аннотация
Рассматривается одно из средств контроля и оценивания успеваемости студентов - тестирование. Описаны особенности основных видов тестовых заданий. Показано применение педагогических тестов для мониторинга успеваемости студентов на примере кафедры высшей математики и прикладной информатики Самарского государственного технического университета. Обоснована состоятельность применяемых тестовых заданий, что позволяет говорить о тестировании как об эффективном средстве объективного контроля знаний студентов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(4):5-12



Виртуальная реальность в преподавании иностранных языков
Аннотация
Анализируются недостатки существующей системы обучения иностранным языкам на разных этапах образования. В сложившейся ситуации все более возрастает роль языковой среды в эффективном обучении и создании мотивации к изучению языка. В этой связи раскрывается понятие виртуальной реальности и ее технологий, которые позволяют оптимизировать все сферы человеческой деятельности. Несмотря на значительный потенциал технологий виртуальной реальности, их применение носит единичный характер. Анализ определения понятия «виртуальность» позволил выделить ее основные признаки и возможности, позволяющие говорить о виртуальной реальности как об идеальной образовательной среде.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(4):13-20



Пение как продуктивный вид деятельности на занятиях по иностранному языку в вузе
Аннотация
Рассматривается целесообразность включения пения в рамки проведения занятий по иностранному языку в вузе. Анализируются цели использования пения, приводятся доказательства эффективности данного вида деятельности в качестве средства снятия психологического барьера при общении. Отображаются основные психолого-педагогические особенности младшего студенческого возраста, описываются психологические проблемы социальной адаптации к новой ступени учебной деятельности. Автор приходит к выводу, что пение является продуктивным видом деятельности, позволяющим создать благоприятный климат внутри коллектива и способствующим формированию коммуникативной компетенции учащегося.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(4):21-28



Социокультурная компетенция в современной образовательной парадигме
Аннотация
Проанализирован аспект развития социокультурной компетенции в современных образовательных условиях. Рассмотрены подходы к пониманию сущности понятия «социокультурная компетенция». Изучен механизм формирования социокультурного мышления относительно личностных характеристик и предпочтений индивида. Проведен анализ работ ученого сообщества по вопросу актуальности социокультурной компетенции в педагогической среде. Определен ряд позиций, вызывающий затруднение эффективной реализации социокультурной компетенции исходя из уровня педагогического мастерства. Выделены базовые аспекты социокультурной компетенции в системе социо-культурного информационного пространства. Выявлены общепедагогические приемы, способствующие формированию социокультурной компетенции. Предложен ряд рекомендательных принципов развития социокультурной компетенции в педагогической среде.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(4):29-36



Особенности преподавания иностранного языка в техническом вузе
Аннотация
Рассматриваются особенности обучения иностранному языку в техническом вузе. Подробно проанализированы проблемы преподавания иностранного языка в техническом вузе, намечены пути их решения, даны практические рекомендации по методике преподавания. Внимание фокусируется на новых технологиях в обучении иностранному языку.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(4):37-45



Построение однопараметрической модели раша для теста «линейная алгебра, аналитическая геометрия»
Аннотация
Для теста «Линейная алгебра, аналитическая геометрия» в соответствии с современной теорией тестирования (IRT) строится однопараметрическая модель Раша. В качестве исследуемых величин выступают латентные параметры: уровень знаний испытуемых и трудность заданий. При этом оба параметра, а также их начальные значения, полученные непосредственно после тестирования, переводятся в единую линейную шкалу логитов. При вычислении вероятности правильного ответа на задание используется логистическое распределение. В результате выполненных действий построены характеристические кривые уровня знаний испытуемых, уровня трудности заданий, совмещенные гистограммы этих уровней, а также графики сравнения экспериментальных данных с моделью Раша. Проведен предварительный анализ полученных результатов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(4):46-54



Мониторинг организации самостоятельной работы студентов посредством ее дидактического обеспечения
Аннотация
С целью повышения эффективности самостоятельной работы студентов было проведено анкетирование студентов СамГТУ первого и второго курсов на разных факультетах. Рассматриваются и анализируются результаты проведенного анкетирования.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(4):55-63



Аксиологический параметр образа литературного персонажа
Аннотация
Художественный текст рассматривается с точки зрения соприкосновения сразу нескольких гуманитарных наук: философии, психологии, литературоведения и лингвистики. Такой синергетический подход обусловлен исключительной многогранностью художественного произведения как эстетического явления и культурного наследия. Одной из основных функций художественного текста является его ценностная, или аксиологическая, функция, которая в первую очередь реализуется на примере образа персонажа как носителя идеалов, норм и императивов личности. В данной статье аксиологический параметр образа литературного персонажа рассмотрен на примере Скарлетт О’Хара - главной героини романа М. Митчелл «Унесенные ветром» и его официального продолжения, романа А. Рипли «Скарлетт».
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(4):64-73



Движение педагогов-новаторов 1980-х годов: к 30-летию педагогики сотрудничества
Аннотация
Показаны предпосылки возникновения движения педагогов-новаторов во второй половине 1860-х гг. в СССР на волне «перестройки» и реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Названы лидеры новаторского движения педагогики сотрудничества. Отмечены основные этапы в развитии этого прогрессивного общественно-педагогического движения, ставшего подлинным катализатором творческого подъема большого числа отечественных педагогов, прежде всего школьных учителей. Дается характеристика основных идей педагогики сотрудничества, таких как идеи содержания личности, развития творческих и исполнительских способностей, личностного подхода, опоры, трудной цели, крупных блоков, опережения, свободного выбора, самоанализа, интеллектуального фона класса, коллективного творческого воспитания и др. Приводится авторская трактовка понятий «передовой педагогический опыт» и «педагогическое новаторство».
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(4):74-89


