Features of testing as control devices and estimations of educational achievements of students


Cite item

Full Text

Abstract

In the article one of control devices and estimation of progress of students - testing is considered. Features of main types of test tasks are described. Application of pedagogical tests for monitoring of progress of students on the example of department of the higher mathematics and applied informatics of the Samara state technical university is shown. The solvency of the applied test tasks that allows to speak about testing as about an effective remedy of objective control of knowledge of students is proved.

Full Text

Повышение эффективности управления учебно-воспитательным процес- сом напрямую зависит от систематического контроля учебно-познавательной деятельности студентов. В настоящее время согласно требованиям государ- ственного образовательного стандарта [1] необходимо, чтобы система кон- троля учебных достижений обучаемых была разноплановой, т. е. ориентиро- ванной, с одной стороны, на проверку знаний и умений, с другой - на выяв- ление творческих способностей [2, с. 29]. Контролирующие мероприятия ме- няют свой характер и смещаются от традиционных к аутентичным формам, предполагающим использование в контроле релевантных оценочных средств. К таким средствам можно отнести и педагогические тесты. Педагогический тест - это система заданий специфической формы, опре- деленного содержания, нарастающей трудности, позволяющая качественно оценить и измерить уровень знаний, умений и навыков [3, с. 7]. По целям применения педагогические тесты разделяются на нормативно- ориентированные и критериально-ориентированные. Нормативно- ориентированный тест позволяет ранжировать испытуемых по уровню зна- ний, то есть сравнивать учебные достижения испытуемых друг с другом. Критериально-ориентированный тест позволяет выявить степень усвоения испытуемым определенного раздела в заданной предметной области [4, с. 36]. Существуют четыре основных вида тестовых заданий [5]. Тестовые задания открытого типа, когда задания формулируются в форме вопроса или высказывания, где тестируемым предлагается продол- жить или вставить недостающую часть утверждения. Их можно разделить на задания с коротким или развернутым ответом. Достоинство данного вида за- ключается в том, что в них нет готового ответа, что лишает проверяемых возможности угадывания. К недостаткам можно отнести краткие формули- ровки, трудно совмещаемые с требуемой однозначностью системы «вопрос - ответ». Задания этого типа проверяют такие показатели обученности, как за- поминание (при кратком) и понимание (при развернутом ответе). Тестовые задания закрытого типа, состоящие из основного текста и различных вариантов ответов, где правильные варианты носят название «райтеры», а неправильные - «дистракторы». По типу формулировки теста подобные задания - высказывательные и повелительные, которые легко фор- мулируются и понимаются испытуемыми. Основной недостаток - возмож- ность угадывания ответа, к тому же в этом случае проверяется лишь различе- ние, распознавание, а в лучшем случае - уровень запоминания. Задания на установление соответствия (элементы одного множества требуется поставить в соответствие элементам другого множества). Они ак- тивизируют самостоятельную работу испытуемых, исключают условия для списывания, позволяют проверить такой важный показатель обученности, как понимание, и носят обучающий характер. Задания на установление правильной последовательности, способ- ствующие формированию логического мышления и проверяющие степень сформированности осознанных знаний, то есть понимания. Точные науки, в том числе и высшая математика, - наиболее подходящий объект для разработки тестовых заданий. Практически любая задача здесь трансформируется в тестовое задание того или иного вида, и правильность ответа не вызывает никаких сомнений или разночтений. На кафедре высшей математики и прикладной информатики Самарского государственного технического университета на протяжении многих лет для мониторинга успеваемости студентов применяются гомогенные педагогиче- ские тесты. Система тестового контроля строится в соответствии с рабочей программой. Каждому разделу рабочей программы ставится в соответствие контролирующее мероприятие. Так, на входе в обучение ежегодно проводится тест по школьному курсу математики, который позволяет выявить багаж знаний, умений и навыков, которым обладают студенты, оценить уровень их готовности к изучению высшей математики в вузе [6]. Изучение каждого раздела завершается тема- тическим контролем с использованием следующих тестов: «Линейная алгебра. Аналитическая геометрия», «Пределы. Производ- ные» (1-й семестр); «Интегральное исчисление», «Дифференциальные уравнения», «Ряды» (2-й семестр); «Теория функции комплексной переменной», «Операционное исчисле- ние», «Теория вероятностей», «Математическая статистика», «Уравнения ма- тематической физики» (3-й семестр). В конце каждого семестра предусмотрен рубежный контроль (экзамена- ционные тесты), по завершении всего курса - итоговый контроль (тесты остаточных знаний). Все вышеперечисленные тесты представляют собой за- дания закрытой формы с пятью ответами, верный из которых - только один. Важной особенностью, отличающей тесты от традиционных форм кон- троля, являются научно обоснованные критерии качества. Поэтому тестовые задания, разработанные на кафедре высшей математики и прикладной ин- форматики, проходят обязательную процедуру оценки их надежности и ва- лидности. Надежность теста отражает точность тестовых измерений, а также устой- чивость тестовых результатов к действию случайных факторов. Для оценки надежности применяют формулу Кьюдера - Ричардсона [7, с. 335]: æ n ö ç n ç å pi qi ÷ i =1 ÷ S (rН ) КН -20 = × ç1 - 2 ÷ , n - 1 ç x ÷ è ø где n - число заданий теста; pi - доля правильных ответов на i-е задание; qi - доля неправильных ответов; Sx2 - дисперсия по распределению наблюдаемых баллов. В качестве нижнего предела допустимых значений надежности обычно выбирают 0,7. При более низком значении использование теста нецелесооб- разно. Рассмотрим показатели надежности некоторых тестов: школьный тест: rН = 0,74; «Интегральное исчисление»: rН = 0,796; «Линейная алгебра. Аналитическая геометрия»: rН = 0,753 [8]. Валидность характеризует адекватность теста поставленной цели его со- здания, т. е. соответствие содержания теста запланированным для проверки знаниям и умениям. Для оценки валидности теста используют показатель дискриминативности, вычисляемый по формуле [7, с. 253] (X ) - (X ) (N ) × (N ) 1 i 0 i 1 i 0 i rдис i = S x N (N -1) , ) 1 i где (X среднее значение индивидуальных баллов испытуемых, выпол- ) 0 i нивших верно i-е задание теста; (X среднее значение индивидуальных баллов испытуемых, выполнивших неверно i-е задание теста; Sx - стандарт- ное отклонение по множеству значений индивидуальных баллов; (N1)i - число испытуемых, выполнивших верно i-е задание теста; (N0)i - число испытуе- мых, выполнивших неверно i-е задание теста; N - общее число испытуемых. Значение индекса rдис i представляет собой дробь, принадлежащую интер- валу [-1; 1]. Максимальное значение 1 индекс rдис i достигает в том случае, ко- гда все испытуемые из подгруппы лучших правильно выполнят i-е задание теста, а из подгруппы худших это задание не выполнит ни один. В этом слу- чае задание будет обладать максимальным дифференцирующим эффектом (идеальная ситуация). Некоторые показатели дискриминативности представлены в табл. 1 и табл. 2. Таблица 1 Показатели дискриминативности теста «Интегральное исчисление» № задачи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 rдис i 0,62 0,68 0,68 0,68 0,55 0,51 0,65 0,62 0,59 0,62 Показатели дискриминативности теста «Линейная алгебра. Аналитическая геометрия» Таблица 2 № задачи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 rдис i 0,07 0,59 0,38 0,10 0,45 0,28 0,62 0,72 0,64 0,44 № задачи 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 rдис i 0,39 0,24 0,64 0,50 0,81 0,69 0,75 0,75 0,72 0,53 Общий коэффициент валидности теста вычисляется по формуле n å rдис i rдис = i=1 , где n - число заданий теста. n Оценивается его значение следующим образом: 0,2-0,3 - низкое; 0,3- 0,5 - среднее; свыше 0,5 - высокое. Так, значение общего коэффициента для теста «Интегральное исчисление» составляет 0,62; для теста «Линейная ал- гебра. Аналитическая геометрия» - 0,434. Полученные данные говорят о состоятельности упомянутых тестовых за- даний. Важно отметить, что несмотря на многолетний опыт, сложившиеся традиции, устоявшийся порядок применения тестов тестология не останови- лась в своем развитии. Существующие апробированные тесты обновляются, корректируются в зависимости от меняющихся внешних условий и предъяв- ляемых требований, оставаясь при этом надежными и валидными. Так, после проведенного анализа качества теста «Линейная алгебра. Аналитическая гео- метрия» [8] в тестовые задания были внесены некоторые изменения с целью повышения качественных характеристик. Обновленный тест также прошел процедуру анализа, который показал улучшение показателей надежности (с 0,753 до 0,813) [9] и валидности (с 0,434 до 0,475) [10]. В 2015 г. был обновлен и тест по школьному курсу математики. Из него были удалены задания, перекликающиеся с курсом высшей математики (ска- лярное произведение векторов, интегральное исчисление и его приложения), а внесены задания, изучаемые только в школе (свойства показательной и ло- гарифмической функций, решение неравенств). Тестирование проводилось традиционно у студентов всех факультетов. Для сравнения результатов 2014 и 2015 гг. был выбран химико-технологический факультет (95 и 92 студента соответственно). Анализ критериев качества теста до (2014 г.) и после (2015 г.) внесенных изменений показал следующие результаты. Показатель надежности значительно возрос: с 0,758 до 0,853. Показатель дискримина- тивности несколько снизился: с 0,420 до 0,400, но остался в рамках среднего значения. Результаты исследований говорят об улучшении и без того состоя- тельных тестовые заданий, что характеризует тестирование как эффективное средство объективного контроля знаний студентов. Таким образом, созданная система тестового контроля функционирует в режиме постоянного обновления с учетом педагогической практики и потребностей общественного развития. Все тесты, разработанные на кафедре высшей математики, состоят из за- даний закрытого типа, которые, как отмечалось ранее, проверяют только пер- вый и второй уровни усвоения знаний по Беспалько [11, с. 56], что является достаточным на данном этапе обучения (1-й, 2-й, 3-й семестры). В дальнейшем для оценки третьего (эвристическая деятельность) и четверто- го (творческая деятельность) уровней знаний эксперты рекомендуют использовать компетентностные или ситуационные тесты, сочетающие разные виды тестовых заданий между собой и содержащие задания прикладного и меж- дисциплинарного характера. В заключение отметим, что рассмотренные особенности характеризуют тестирование как эффективное средство контроля, обеспечивающее надеж- ную и объективную оценку учебных достижений студентов.
×

About the authors

Irina N. Bulanova

Samara State Technical University

Email: i-bulanova@bk.ru
Lecture of Advanced Mathematics and Applied Informatics Department 244, Molodogvardejskaya str., Samara, 443100

References

  1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fgosvo.ru
  2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 224 с.
  3. Олейник Н.М. Тест как инструмент измерения уровня знаний и трудности заданий в современной технологии обучения: Учеб. пособие по спецкурсу. - Донецк: ДонГУ, 1991. - 256 с.
  4. Ким В.С. Тестирование учебных достижений: монография. - Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2007. - 214 с.: ил.
  5. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Книга для преподавателей вузов, техникумов и училищ, учителей школ, гимназий и лицеев. - М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 1996. - 191 с.
  6. Буланова И.Н., Евдокимов М.А. Анализ подготовленности студентов- первокурсников к изучению высшей математики // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 2 (18). - С. 38-41.
  7. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие. - М.: Логос, 2002. - 432 с.: ил.
  8. Лиманова Л.В., Муратова Л.А. Анализ качества теста из курса высшей математики по теме «Линейная алгебра, аналитическая геометрия» // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого- педагогические науки. - 2015. - № 2 (26). - С. 113-122.
  9. Лиманова Л.В. Повышение надежности педагогического теста «Линейная алгебра, аналитическая геометрия» // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2016. - № 2 (25). - С. 75-81.
  10. Муратова Л.А. Качественные изменения педагогического теста «Линейная алгебра, аналитическая геометрия» // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2016. - № 2 (25). - С. 82-88.
  11. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика: лекции по нетрадиционной педагогике. - М.: Народное образование, 2008. - 512 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Bulanova I.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies