Socio-cultural competence in modern educational paradigm


Cite item

Abstract

The article analyzes the development dimension of social competence in the modern educational environment. "Socio-cultural competence" Approaches to understanding the essence of the concept. The mechanism of the formation of social and cultural thinking concerning personal characteristics and individual preferences. The analysis of the work of the scientific community on the relevance of social competence in the teaching environment. There is a number of positions, which causes difficulty in the effective implementation of the socio-cultural competence, based on the level of pedagogical skills. Obtained basic aspects of social competence in the socio-cultural information space system. Revealed general pedagogical techniques that promote the formation of social competence. A number of reference principles of social competence in the teaching environment.

Full Text

В настоящее время социально-экономическая и культурная сферы жизни общества обуславливают необходимость систематизации требований, предъ- являемых к педагогам разных уровней. По своей основе педагогическая со- ставляющая учебного процесса предполагает поаспектную интеграцию соци- альных, интеллектуальных и нравственных потребностей при реализации ге- нетически обусловленных психологических предрасположенностей. В системе образования механизм формирования социокультурного вос- приятия компетенции определяется как принцип педагогического общения всех участников и выступает как институт мероприятий, сконцентрирован- ный на воспитании навыков мыслительной деятельности, а также выработке суждений, сформированных исходя из профессиональных ценностей [3]. Необходимость развивать осмысленное отношение к готовности и умению использовать информацию на уровне социокультурного взаимо- действия в ракурсе потребительского отношением к информации определяет актуальность проблемы развития социокультурной компетенции как одной из составляющих общей педагогической культуры. Анализ работ ученого сообщества показал, что интерес педагогической науки к формированию основ социокультурной компетенции в педагогической среде не является напрасным, так как данный аспект в системе образования яв- ляется связующим элементом, который призван регулировать все институцио- нальные элементы лингвистического обучения. По своей сути формирование социокультурной компетенции как процесса меняет организационный метод обучения от рамочной авторитарности к дуалистическому взаимодействию, при- зывающему к равноправию всех участников процесса обучения. На принципиально новом, компетентностном подходе к образованию по- строен стандарт третьего поколения. Он предусматривает систематизацию компетенций, умений и знаний в соответствии с требованиями рынка труда, повышение ответственности за эффективность работы, расширяет границы свободы будущего педагога, одновременно предъявляя запросы к его квали- фикации и обозначая правила ее оценки. Формирование у педагога социо- культурных компетенций обуславливается современным подходом к разви- тию всесторонне грамотного специалиста. Современные требования к социокультурной компетенции педагога определяют пути ее развития через активное участие педагога в методиче- ской работе, творческих и рабочих группах, исследовательской и инноваци- онной деятельности, педагогических конкурсах, мастер-классах, распростра- нение и обобщение своего педагогического опыта. Понимание социокультурной компетенции в системе российского обра- зования связывают с работами Яна ван Эка и Джона Трима [4]. Исходя из обоснованных трактовок данных ученых, социокультурная компетенция представляется элементом общей коммуникативной системы, понимаемым как форма эффективного взаимодействия в условиях повседневной жизни, становления и развития социальной коммуникации. Но в данной работе мы будем придерживаться определения, сформулиро- ванного А.В. Хуторским, согласно которому под социокультурной компетен- цией принято понимать совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности [2]. Важно отметить, что исходя из формулировки компетентностного подхо- да в образовательном процессе данный аспект может анализироваться как на уровне компетенции, интерпретируемой как установленная социальная по- требность к подготовке специалистов, необходимая для эффективной систе- мы дуалистических связей, так и на уровне компетентности, относящейся к базису личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональ- ной деятельности личности. Исходя из данных определений является актуальным проанализировать и выделить методику и условия систематизации и развития социокультурной компетенции в процессе образования, что обуславливает освоение социо- культурного коммуникативного пространства. По словам Е.Г. Беляковой, данный процесс связывает информационные ресурсы и нравственные устои, исходя из смыслового опыта индивида [1]. Понимание педагогической и социальной значимости проблемы форми- рования социальной компетенции в образовательной среде происходило по- степенно. Изначально данный аспект анализировался в методологическом формате, а именно в обозначении характеристик развития коммуникативного взаимодействия как механизма развития образования. Социокультурная компетенция, создающаяся на базе элементов смыслового понимания, обуславливает активное применение индивидуального смыслового опыта, что теоретически включает в свою структуру пошаговое изучение социо- культурной информации и систематизацию ее в личностный опыт: индивидуальное понимание информации (апробация субъективного опыта); оценка, соизмерение с личностным опытом (формирование личностно ценностной позиции); встраивание изученного опыта в продуктивный механизм личностной деятельности (материализация смысловых взглядов в творческий продукт). Данное положение, по нашему мнению, обуславливает необходимость не просто владеть знаниями и умениями, но и ориентироваться в социокультур- ных основах и соотносимых с ними коммуникативных форматах общения, эффективно интерпретировать основы культуры и использовать данные направления для разработки стратегического взаимодействия при осуществлении индивидуально-профессиональных задач в различных сферах современного межкультурного взаимодействия [5]. Также следует отметить, что актуальность изучения системы формирова- ния социокультурной компетенции обусловлена увеличением роли ком- плексного развития научной сферы, профессионального становления личности в системе быстро меняющихся социальных реалий. Стремительное разви- тие научной сферы, повышение производимой информации, формирование методов роста общей профессиональной компетенции позволяют определить, систематизировать социокультурный подход профессионального мастерства как базис педагогического развития. В роли функциональных критериев социокультурной компетенции вы- ступает тот арсенал средств, которыми вооружен специалист и которые он использует для достижения оптимальных нравственных результатов. Уровень социокультурной толерантности связан с уровнем форсированности его уме- ний, выступающих как результат овладения различными знаниями. Эволюционный процесс педагогики как научной среды и практической деятельности помимо понятия социокультурной компетенции, которое являет только субъективные характеристики коммуникативного процесса, стал ис- пользовать и термин «социокультурная технология» - другими словами, зна- ние о механизме, который отображает систему планирования организации учебного процесса в системе социокультурного взаимодействия. Исходя из структуры большинства моделей социокультурной компетен- ции выделим основные, на наш взгляд, ее элементы: психологический - интеграция национально-специфических моделей взаимодействия с учетом использования коммуникационных особенностей, принятых в данной культуре; лингвистический - применение в ситуациях межкультурного общения лексического формата относительно социально-культурной специфики; социологический - языковое взаимодействие социальных групп посред- ством диалектических стереотипов (ситуативного клише); культурологический - формирование коммуникативного взаимодей- ствия исходя из этнокультурных ценностей и характерных для членов данно- го общества норм поведения. Это означает, что наряду со специфическими специальными знаниями в области социокультурного взаимодействия квалифицированный специалист должен уверенно использовать всю их совокупность в своей деятельности. Кроме того, от квалифицированного специалиста требуется хорошее знание стратегии и тактики, которые дополнительно обеспечивают эффективную ре- ализацию его социокультурной компетентности. Тесная связь между традиционными и инновационными подходами фор- мирования и развития компетенций в социокультурной сфере определяется их противоречивостью и диалектичностью. С одной стороны, они должны гибко адаптироваться к социальным изменениям в обществе, а с другой, оставаться стабильными по своей педагогической сути. Кроме того, они должны принимать и обеспечивать связь традиционно складывающихся и сменяющих друг друга глобализационных концепций с проектированием бу- дущего образования. Таким образом, педагогические инновации, подразумевающие процесс изменения, совершенствования путем привнесения новшеств, всегда опира- ются на традиции, которые являются универсальной конфигурацией обосно- вания и точечного сохранения тех или иных аспектов социокультурного опы- та, а также обеспечивают преемственность. Инновационные методы только тогда функционируют в обществе, когда вписываются в формат имеющихся основ социокультурного опыта [7]. Тенденции развития современной образовательной парадигмы обеспечива- ют реализацию социокультурной компетенции по следующим направлениям: определение целей и постановка задач образовательной системы с учетом требований глобализационного рынка; разработка учебных программ, формирование образовательных схем подготовки специалистов с учетом специфики этнокультурных слоев; использование инновационных образовательных технологий и методов, обеспечивающих реализацию социокультурного компетентностного подхода (организация дискуссий, психологических тренингов, ролевых и деловых игр, проведение мастер-классов с экспертами и специалистами в данной области). Возникающий в процессе принятия социокультурной информации инди- видуальный смысловой поток способен проявиться в актуальном коммуника- тивном формате. Целостная, компетентная форма социокультурного взаимо- действия систематизируется через формат личностного понимания и приня- тия своего опыта на основе дополнения проектных и рефлекторных аспектов интерпретирующей деятельности [6]. Исходя из практической составляющей структуры большинства моделей формирования социокультурной компетенции, по нашему мнению, целесооб- разно использовать следующие педагогические методы: метод проектирования индивидуальных социокультурных обстоятель- ств (формирование коммуникативных способностей, выработка навыков си- стематизации информационного поля); метод аналитической деятельности (развитие навыков анализа и аргу- ментации социокультурной коммуникации); метод проблемного обучения (выработка творческого мышления отно- сительно вероятности возможных результатов и последствий исходя из вариантов действий). Вышеуказанные методы будут обеспечивать формирование социокуль- турной компетенции личности на основе механизма смыслообразования ис- ходя из использования проблемных, индивидуальных заданий, которые могут быть актуализированы как в традиционном формате, посредством коммуни- кативно-поисковых задач и познавательно-поисковых культурологических заданий, так и с применением развивающих аспектов передовых интернет- технологий (кейс-стади, веб-квесты). Повторим, что понимание механизма формирования социокультурной компетенции в образовательной системе подразумевает наличие личностной позиции и высокую степень творческой активности. Другими словами, это совокупность этических знаний, умений и навыков, личных качеств индиви- да, система личностных характеристик, которые формируют высокий уровень социального понимания. Итак, социокультурная компетенция формирует в личностном понимании не только социокультурные знания и умения, но и смыслообразующие и коммуникационные компоненты взаимодействия.
×

About the authors

Kseniya O. Kuzovenkova

Samara State Technical University

Email: ksyukhabestk@yandex.ru
Lecture of Foreign Languages Department. 224, Molodogvardeyskaya Str., Samara, 443100

References

  1. Белякова Е.Г., Захарова И.Г. Социокультурное информационное пространство в контексте проблемы формирования личности // Вестник ТюмГУ. Сер. Педагогика. Психология. Философия. - 2010. - № 5. - С. 11-17.
  2. Хуторской А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования / сб. науч. тр. под ред. А.В. Хуторского. - М.: ИНЭК, 2007.- 327 с.
  3. Вербицкий A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.
  4. Ek van J., Trim J.L.M. Threshold Level 1990. - Strasbourg: Council of Europe Press, 1991.
  5. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях // Сер. О чем спорят в языковой педагогике. - М.: Еврошкола, 2004.
  6. Байкова Л.А. Духовность и самоопределение личности // Проблема духовности в наследии светских и православных педагогов и современная школа // Тезисы докладов научно-практической конференции. - Рязань: РГПУ, 1996. - С. 8-10.
  7. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 2-10.

Copyright (c) 2016 Kuzovenkova K.O.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies