Социокультурная компетенция в современной образовательной парадигме
- Авторы: Кузовенкова К.О.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 13, № 4 (2016)
- Страницы: 29-36
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52209
- ID: 52209
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проанализирован аспект развития социокультурной компетенции в современных образовательных условиях. Рассмотрены подходы к пониманию сущности понятия «социокультурная компетенция». Изучен механизм формирования социокультурного мышления относительно личностных характеристик и предпочтений индивида. Проведен анализ работ ученого сообщества по вопросу актуальности социокультурной компетенции в педагогической среде. Определен ряд позиций, вызывающий затруднение эффективной реализации социокультурной компетенции исходя из уровня педагогического мастерства. Выделены базовые аспекты социокультурной компетенции в системе социо-культурного информационного пространства. Выявлены общепедагогические приемы, способствующие формированию социокультурной компетенции. Предложен ряд рекомендательных принципов развития социокультурной компетенции в педагогической среде.
Ключевые слова
Полный текст
В настоящее время социально-экономическая и культурная сферы жизни общества обуславливают необходимость систематизации требований, предъ- являемых к педагогам разных уровней. По своей основе педагогическая со- ставляющая учебного процесса предполагает поаспектную интеграцию соци- альных, интеллектуальных и нравственных потребностей при реализации ге- нетически обусловленных психологических предрасположенностей. В системе образования механизм формирования социокультурного вос- приятия компетенции определяется как принцип педагогического общения всех участников и выступает как институт мероприятий, сконцентрирован- ный на воспитании навыков мыслительной деятельности, а также выработке суждений, сформированных исходя из профессиональных ценностей [3]. Необходимость развивать осмысленное отношение к готовности и умению использовать информацию на уровне социокультурного взаимо- действия в ракурсе потребительского отношением к информации определяет актуальность проблемы развития социокультурной компетенции как одной из составляющих общей педагогической культуры. Анализ работ ученого сообщества показал, что интерес педагогической науки к формированию основ социокультурной компетенции в педагогической среде не является напрасным, так как данный аспект в системе образования яв- ляется связующим элементом, который призван регулировать все институцио- нальные элементы лингвистического обучения. По своей сути формирование социокультурной компетенции как процесса меняет организационный метод обучения от рамочной авторитарности к дуалистическому взаимодействию, при- зывающему к равноправию всех участников процесса обучения. На принципиально новом, компетентностном подходе к образованию по- строен стандарт третьего поколения. Он предусматривает систематизацию компетенций, умений и знаний в соответствии с требованиями рынка труда, повышение ответственности за эффективность работы, расширяет границы свободы будущего педагога, одновременно предъявляя запросы к его квали- фикации и обозначая правила ее оценки. Формирование у педагога социо- культурных компетенций обуславливается современным подходом к разви- тию всесторонне грамотного специалиста. Современные требования к социокультурной компетенции педагога определяют пути ее развития через активное участие педагога в методиче- ской работе, творческих и рабочих группах, исследовательской и инноваци- онной деятельности, педагогических конкурсах, мастер-классах, распростра- нение и обобщение своего педагогического опыта. Понимание социокультурной компетенции в системе российского обра- зования связывают с работами Яна ван Эка и Джона Трима [4]. Исходя из обоснованных трактовок данных ученых, социокультурная компетенция представляется элементом общей коммуникативной системы, понимаемым как форма эффективного взаимодействия в условиях повседневной жизни, становления и развития социальной коммуникации. Но в данной работе мы будем придерживаться определения, сформулиро- ванного А.В. Хуторским, согласно которому под социокультурной компетен- цией принято понимать совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности [2]. Важно отметить, что исходя из формулировки компетентностного подхо- да в образовательном процессе данный аспект может анализироваться как на уровне компетенции, интерпретируемой как установленная социальная по- требность к подготовке специалистов, необходимая для эффективной систе- мы дуалистических связей, так и на уровне компетентности, относящейся к базису личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональ- ной деятельности личности. Исходя из данных определений является актуальным проанализировать и выделить методику и условия систематизации и развития социокультурной компетенции в процессе образования, что обуславливает освоение социо- культурного коммуникативного пространства. По словам Е.Г. Беляковой, данный процесс связывает информационные ресурсы и нравственные устои, исходя из смыслового опыта индивида [1]. Понимание педагогической и социальной значимости проблемы форми- рования социальной компетенции в образовательной среде происходило по- степенно. Изначально данный аспект анализировался в методологическом формате, а именно в обозначении характеристик развития коммуникативного взаимодействия как механизма развития образования. Социокультурная компетенция, создающаяся на базе элементов смыслового понимания, обуславливает активное применение индивидуального смыслового опыта, что теоретически включает в свою структуру пошаговое изучение социо- культурной информации и систематизацию ее в личностный опыт: индивидуальное понимание информации (апробация субъективного опыта); оценка, соизмерение с личностным опытом (формирование личностно ценностной позиции); встраивание изученного опыта в продуктивный механизм личностной деятельности (материализация смысловых взглядов в творческий продукт). Данное положение, по нашему мнению, обуславливает необходимость не просто владеть знаниями и умениями, но и ориентироваться в социокультур- ных основах и соотносимых с ними коммуникативных форматах общения, эффективно интерпретировать основы культуры и использовать данные направления для разработки стратегического взаимодействия при осуществлении индивидуально-профессиональных задач в различных сферах современного межкультурного взаимодействия [5]. Также следует отметить, что актуальность изучения системы формирова- ния социокультурной компетенции обусловлена увеличением роли ком- плексного развития научной сферы, профессионального становления личности в системе быстро меняющихся социальных реалий. Стремительное разви- тие научной сферы, повышение производимой информации, формирование методов роста общей профессиональной компетенции позволяют определить, систематизировать социокультурный подход профессионального мастерства как базис педагогического развития. В роли функциональных критериев социокультурной компетенции вы- ступает тот арсенал средств, которыми вооружен специалист и которые он использует для достижения оптимальных нравственных результатов. Уровень социокультурной толерантности связан с уровнем форсированности его уме- ний, выступающих как результат овладения различными знаниями. Эволюционный процесс педагогики как научной среды и практической деятельности помимо понятия социокультурной компетенции, которое являет только субъективные характеристики коммуникативного процесса, стал ис- пользовать и термин «социокультурная технология» - другими словами, зна- ние о механизме, который отображает систему планирования организации учебного процесса в системе социокультурного взаимодействия. Исходя из структуры большинства моделей социокультурной компетен- ции выделим основные, на наш взгляд, ее элементы: психологический - интеграция национально-специфических моделей взаимодействия с учетом использования коммуникационных особенностей, принятых в данной культуре; лингвистический - применение в ситуациях межкультурного общения лексического формата относительно социально-культурной специфики; социологический - языковое взаимодействие социальных групп посред- ством диалектических стереотипов (ситуативного клише); культурологический - формирование коммуникативного взаимодей- ствия исходя из этнокультурных ценностей и характерных для членов данно- го общества норм поведения. Это означает, что наряду со специфическими специальными знаниями в области социокультурного взаимодействия квалифицированный специалист должен уверенно использовать всю их совокупность в своей деятельности. Кроме того, от квалифицированного специалиста требуется хорошее знание стратегии и тактики, которые дополнительно обеспечивают эффективную ре- ализацию его социокультурной компетентности. Тесная связь между традиционными и инновационными подходами фор- мирования и развития компетенций в социокультурной сфере определяется их противоречивостью и диалектичностью. С одной стороны, они должны гибко адаптироваться к социальным изменениям в обществе, а с другой, оставаться стабильными по своей педагогической сути. Кроме того, они должны принимать и обеспечивать связь традиционно складывающихся и сменяющих друг друга глобализационных концепций с проектированием бу- дущего образования. Таким образом, педагогические инновации, подразумевающие процесс изменения, совершенствования путем привнесения новшеств, всегда опира- ются на традиции, которые являются универсальной конфигурацией обосно- вания и точечного сохранения тех или иных аспектов социокультурного опы- та, а также обеспечивают преемственность. Инновационные методы только тогда функционируют в обществе, когда вписываются в формат имеющихся основ социокультурного опыта [7]. Тенденции развития современной образовательной парадигмы обеспечива- ют реализацию социокультурной компетенции по следующим направлениям: определение целей и постановка задач образовательной системы с учетом требований глобализационного рынка; разработка учебных программ, формирование образовательных схем подготовки специалистов с учетом специфики этнокультурных слоев; использование инновационных образовательных технологий и методов, обеспечивающих реализацию социокультурного компетентностного подхода (организация дискуссий, психологических тренингов, ролевых и деловых игр, проведение мастер-классов с экспертами и специалистами в данной области). Возникающий в процессе принятия социокультурной информации инди- видуальный смысловой поток способен проявиться в актуальном коммуника- тивном формате. Целостная, компетентная форма социокультурного взаимо- действия систематизируется через формат личностного понимания и приня- тия своего опыта на основе дополнения проектных и рефлекторных аспектов интерпретирующей деятельности [6]. Исходя из практической составляющей структуры большинства моделей формирования социокультурной компетенции, по нашему мнению, целесооб- разно использовать следующие педагогические методы: метод проектирования индивидуальных социокультурных обстоятель- ств (формирование коммуникативных способностей, выработка навыков си- стематизации информационного поля); метод аналитической деятельности (развитие навыков анализа и аргу- ментации социокультурной коммуникации); метод проблемного обучения (выработка творческого мышления отно- сительно вероятности возможных результатов и последствий исходя из вариантов действий). Вышеуказанные методы будут обеспечивать формирование социокуль- турной компетенции личности на основе механизма смыслообразования ис- ходя из использования проблемных, индивидуальных заданий, которые могут быть актуализированы как в традиционном формате, посредством коммуни- кативно-поисковых задач и познавательно-поисковых культурологических заданий, так и с применением развивающих аспектов передовых интернет- технологий (кейс-стади, веб-квесты). Повторим, что понимание механизма формирования социокультурной компетенции в образовательной системе подразумевает наличие личностной позиции и высокую степень творческой активности. Другими словами, это совокупность этических знаний, умений и навыков, личных качеств индиви- да, система личностных характеристик, которые формируют высокий уровень социального понимания. Итак, социокультурная компетенция формирует в личностном понимании не только социокультурные знания и умения, но и смыслообразующие и коммуникационные компоненты взаимодействия.×
Об авторах
Ксения Олеговна Кузовенкова
Самарский государственный технический университет
Email: ksyukhabestk@yandex.ru
преподаватель кафедры иностранных языков 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Список литературы
- Белякова Е.Г., Захарова И.Г. Социокультурное информационное пространство в контексте проблемы формирования личности // Вестник ТюмГУ. Сер. Педагогика. Психология. Философия. - 2010. - № 5. - С. 11-17.
- Хуторской А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования / сб. науч. тр. под ред. А.В. Хуторского. - М.: ИНЭК, 2007.- 327 с.
- Вербицкий A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.
- Ek van J., Trim J.L.M. Threshold Level 1990. - Strasbourg: Council of Europe Press, 1991.
- Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях // Сер. О чем спорят в языковой педагогике. - М.: Еврошкола, 2004.
- Байкова Л.А. Духовность и самоопределение личности // Проблема духовности в наследии светских и православных педагогов и современная школа // Тезисы докладов научно-практической конференции. - Рязань: РГПУ, 1996. - С. 8-10.
- Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 2-10.
Дополнительные файлы
