The monitoring of independent student work with the help of didactic maintenance


Cite item

Abstract

In order to improve the efficiency of independent student work a survey of first and second year students of different faculties of SamSTU was conducted. This article discusses and analyzes the results of the survey.

Full Text

Одной из важнейших задач повышения эффективности высшего образо- вания является оптимизация самостоятельной работы студентов в условиях информатизации образования и ограниченного количества учебных часов, отводимых на изучение высшей математики в техническом вузе. Сегодня несоответствие между объемом знаний, которые должен усвоить студент, и отводимым на эту работу временем заставляют преподавателей искать эф- фективные способы организации самостоятельной работы студентов по осво- ению дисциплины, которые позволили бы избежать снижения качества под- готовки специалиста, с одной стороны, а с другой - способствовали бы по- вышению степени и качества восприятия учебной информации, а также по- могли бы увеличить познавательную активность студентов [1]. Ведь знания, умения и навыки, полученные студентами в процессе аудиторных занятий и самостоятельно из различных источников информации, являются одной из конечных целей обучения в высшем учебном заведении. Поэтому актуальной становится методически правильно организованная самостоятельная работа студентов начиная с первого дня занятий в вузе [2]. В настоящее время в условиях стремительного развития информацион- ных технологий, и в частности системы Интернет, целесообразно как можно шире и качественнее использовать эти просторы для более качественной ор- ганизации самостоятельной работы студентов. Ведь зачастую в образова- тельном процессе студентам не всегда удается использовать необходимую литературу, что может быть обусловлено ее отсутствием в библиотеках и книжных магазинах. Помимо этого, информация может быть разбросана по различным источникам, что затрудняет доступ к ней. В этом случае может помочь сеть Интернет. Интернет сегодня - это информационная среда, посещаемая ежедневно миллионами пользователей, количество которых с каждым днем все растет. Свободный доступ к информации в сети Интернет формирует единое инфор- мационное пространство, где всем предоставляются равные возможности до- ступа к информационным ресурсам [3]. Однако здесь стоит отметить, что при поиске нужной информации студенты зачастую сталкиваются с рядом труд- ностей. А именно: недостает времени на поиск информации; большинство ресурсов, предоставляющих учебную, учебно- методическую и профессионально-ориентированную информацию, платные (платное скачивание нужной информации; если бесплатное, то неполный просмотр темы или принудительная подписка на рассылки и т. д.); наблюдается разброс информации в сети или ее избыток по конкретной теме, в котором студент не может выделить основу; отсутствует навык поиска нужной информации, что чаще всего обу- словлено недостатком знаний по предмету; вызывает трудности компоновка найденной информации и т. д. В связи с перечисленными особенностями и тем, что разработка и внедрение электронных учебно-методических комплексов являются в настоящее время особо актуальным, а также в связи с требованиями ФГОС кафедрой ВМиПИ с целью эффективного дидактического обеспечения и ор- ганизации планомерной самостоятельной работы студентов был создан элек- тронно-методический ресурс, который доступен на сайте кафедры. В помощь студентам на сайте создан раздел «Обучающимся», который состоит из семи вкладок: аннотации к рабочим программам; учебно-методические издания; вопросы к зачетам и экзаменам; бланки заданий; учебный график преподавателей; график консультаций; информационные ресурсы. Рассмотрим каждый пункт подробно. Аннотации к рабочим программам. В данном разделе представлены ан- нотации к рабочим программам по различным направлениям. Раздел нахо- дится в процессе доработки. Учебно-методические издания. Здесь представлены учебно-методические пособия, изданные на кафедре. Они распределены по семестрам обучения и по разделам, изучаемым по высшей математике в данный период. Представ- ленные материалы отражают теоретические и практические основы курса, содержат множество практических примеров, задания для самоконтроля, а также расчетно-графические работы. Все материалы соответствуют рабочим программам по предмету и по профилям факультетов [1]. Вопросы к зачетам и экзаменам. В этом разделе подготовлены и представлены 8 контрольных работ «проверь себя» (с ответами). Пять из них разработаны в соответствии с программой курса высшей математики в первом семестре и три - в соответствии с программой курса во втором се- местре (по интегральному исчислению, рядам и дифференциальным уравне- ниям). Выполнение этих работ предполагает подготовку студентов к различ- ным видам контроля: текущему, рубежному, итоговому и др. Кроме этого представлены примеры вопросов к экзамену по математике и информатике. Бланки заданий. В этом разделе подготовлены и представлены 8 контрольных работ «проверь себя» (с ответами), а также 10 тренировочных тестов для подготовки к различным видам контроля, разработанных в соот- ветствии с программой каждого факультета и распределенных по семестрам. Учебный график преподавателей. На этой странице можно скачать рас- писание занятий кафедры. Информационные ресурсы. В разделе представлен список методических пособий, которые доступны для ознакомления в НТБ СамГТУ и на электрон- ном ресурсе НТБ СамГТУ. Работа сайта направлена на повышение эффективности самостоятельной работы студентов. Но зачастую многие из них не знают о существовании сай- та кафедры ВМиПИ. Поэтому с целью выяснения осведомленности о наличии данного ресурса и улучшения качества его работы было проведено анкетиро- вание студентов СамГТУ. В анкетировании приняли участие группы первого и второго курсов разных факультетов (258 респондента, из них - 191 студент первого курса и 67 студентов второго курса). Ниже представлена анкета «Востребованность и оценка сайта кафедры ВМиПИ СамГТУ» и результаты проведенного анкетирования. Анкета «Востребованность и оценка сайта кафедры ВМиПИ СамГТУ» Уважаемые студенты! С целью улучшения качества образовательного процесса и повышения эффективности самостоятельной работы студентов ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов анонимной анкеты. Спасибо! Как часто Вы пользуетесь интернет-ресурсами при самостоятельной подготовке к занятиям по высшей математике? а) часто; б) иногда; в) не пользуюсь. Пользуетесь ли Вы интернет-ресурсами университета? а) часто; б) иногда; в) не пользуюсь. Пользуетесь ли Вы сайтом кафедры «Высшая математика и прикладная информатика»? а) часто; б) иногда; в) не пользуюсь. Если Вы не пользовались сайтом кафедры ВМиПИ, то укажите причину: а) мне достаточно информации, полученной на лекциях и практических занятиях, в учебной литературе; б) не знал о его существовании; в) свой вариант ответа. Если Вы используете сайт кафедры ВМиПИ, то укажите, откуда Вы о нем узнали: а) от преподавателя; б) от сокурсника; в) от старшекурсника; г) случайно набрал в поисковой системе; д) свой вариант ответа. Всегда ли Вы получаете интересующую Вас информацию на сайте ка- федры ВМиПИ? а) да; б) иногда; в) нет. Пользовались ли Вы методическими материалами и контрольными те- стами, предложенными на сайте? а) да; б) нет. Как Вы оцениваете роль сайта в Вашем обучении? а) очень важна; б) важна; в) не очень важна; г) затрудняюсь ответить. На сколько баллов Вы оцениваете оформление сайта? а) отлично; б) хорошо; в) удовлетворительно; г) плохо. На сколько баллов Вы оцениваете удобство сайта? а) отлично; б) хорошо; в) удовлетворительно; г) плохо. На сколько баллов Вы оцениваете информационное наполнение сайта? а) отлично; б) хорошо; в) удовлетворительно; г) плохо. Нужен ли форум на сайте? а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить. Чтобы Вы хотели бы видеть на страницах сайта? а) интерактивные ссылки; б) мультимедийные тематические презентации; в) варианты типовых расчетов; г) свой вариант ответа. На вопрос «Как часто Вы пользуетесь интернет-ресурсами при самостоя- тельной подготовке к занятиям по высшей математике?» ответили: часто - 37,21 % опрошенных; иногда - 49,61 %; не пользуюсь - 13,18 %. Непосред- ственно интернет-ресурсами университета пользуются часто и иногда 66,28 % респондентов. В то же время сайтом кафедры ВМиПИ пользуются 35,27 % опрошенных (часто - 1,94 %, иногда - 33,33 %). Остальные 64,73 % не пользовались данным ресурсом. Причины, по которым студенты не пользовались сайтом кафедры ВМи- ПИ, были указаны следующие: «мне достаточно информации, полученной на лекциях и практических занятиях, в учебной литературе» - 44,91 % опрошен- ных; «не знал о его существовании» - 49,1 %. Таким образом, судя по результатам опроса, следует обратить особое внимание на то, что студенты недостаточно информированы о наличии сайта кафедры ВМиПИ. Опираясь на данные, полученные из вопроса «Если Вы ис- пользуете сайт кафедры ВМиПИ, то укажите, откуда Вы о нем узнали?» (от преподавателя - 64,84 % студентов, среди тех, кто знал о данном сайте; от сокурсника - 13,19 %; от старшекурсника 6,59%), можно сделать вывод, что основную информацию студенты получают от преподавательского состава. И так как больше половины респондентов не пользуются сайтом, можно го- ворить о том, что преподаватели не должным образом акцентируют их вни- мание на важности данного ресурса. Очень интересными оказались данные о том, что почти половина (44,91 %) из тех, кто не пользуется сайтом кафедры, получают достаточно информации из лекций и практических занятий, а также из учебной литерату- ры. Можно сделать вывод, что, по мнению студентов, в университете доста- точно высок уровень преподавания дисциплины «Высшая математика» и уровень оснащения учебным материалом библиотеки. Из тех, кто пользовался сайтом кафедры и всегда получал интересующую информацию - 83,52 % (да - 31,87 %; иногда - 51,65 %). В анкете также были вопросы, учитывающие мнение студентов о каче- стве методического обеспечения, удобстве и качестве оформления сайта кафедры ВМиПИ. Очень многие (76,92 %) пользовались контрольными тестами и методическими материалами, предложенными на сайте. А значит, можно говорить о том, что методические материалы, разработанные преподавателя- ми университета и представленные на сайте, востребованы студентами. Оформление сайта было оценено студентами положительно - 81,32 % (от- лично - 14,29 %; хорошо - 67,03 %). Удобство также у большинства получило положительную оценку - 78,02 % (отлично - 15,38 %; хорошо - 62,64%). Треть опрошенных студентов (39,92 %), считают, что на сайт нужно до- бавить форум, треть - что форум не нужен (29,85 %), и практически столько же затруднились ответить (30,23 %). На вопрос «Что бы Вы хотели видеть на страницах сайта?» были получе- ны следующие ответы: интерактивные ссылки - 8,91 %; мультимедийные те- матические презентации - 13,18 %; варианты типовых расчетов - 74,03 %; свой вариант ответа - 3,88 %. Резюмируя приведенные выше результаты, можно сделать вывод о необ- ходимости с первых дней обучения в вузе информировать студентов о нали- чии и методическом наполнении сайта кафедры ВМиПИ. Помимо рекомен- дации преподавателям доносить до студентов эту информацию необходимо разработать памятки с указанием электронного адреса сайта и списком пред- ставленных на нем учебно-методических материалов в помощь студентам. А также необходимо постоянно совершенствовать и дополнять методическое наполнение сайта. В заключение отметим, что грамотная организация работы по активиза- ции самостоятельной деятельности студентов с использованием современных методов, форм и средств обучения является важнейшим условием эффектив- ности самостоятельной работы студентов. А применение информационных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса, позволяет его усовершенствовать и одновременно повысить его эффектив- ность. Правда, еще только предстоит в полной мере оценить новые возмож- ности организации самостоятельной работы студентов с использованием ин- формационных технологий обучения. Результаты применения этих техноло- гий требуют дальнейшего анализа и исследования и должны способствовать повышению эффективности самостоятельной работы в целом и оптимизации учебного процесса в частности [4].
×

About the authors

Irina N. Pavlova

Samara State Technical University

Lecturer of Advanced Mathematics and Applied Informatics Department 244, Molodogvardeyskaya str., Samara, 443100

Natalya V. Spiridonova

Samara State Technical University

Email: nvshkolina@mail.ru
Lecturer of Advanced Mathematics and Applied Informatics Department 244, Molodogvardeyskaya str., Samara, 443100

References

  1. Павлова И.Н., Евдокимов М.А. Статистический анализ академической активности студентов при самостоятельном изучении разделов курса высшей математики // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 1(19). - С. 119-122.
  2. Павлова И.Н., Евдокимов М.А. Повышение качества обучения путем совершенствования самостоятельной работы студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 1(17). - С. 145-150.
  3. Вильданов А.Р., Жаксыбаева Г.Д. Самостоятельная работа студента посредством Интернета // Личность, семья общество: вопросы педагогики и психологии: сб. статей по. матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. Ч. II. - Новосибирск: СибАК, 2012. - С. 100.
  4. Шпак А.Е. Информационные технологии как средство организации самостоятельной работы по математике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ito. edu. ru/2010/Mariy1/II/II-0-69. html.

Copyright (c) 2016 Pavlova I.N., Spiridonova N.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies