Мониторинг организации самостоятельной работы студентов посредством ее дидактического обеспечения
- Авторы: Павлова И.Н.1, Спиридонова Н.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 13, № 4 (2016)
- Страницы: 55-63
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52224
- ID: 52224
Цитировать
Полный текст
Аннотация
С целью повышения эффективности самостоятельной работы студентов было проведено анкетирование студентов СамГТУ первого и второго курсов на разных факультетах. Рассматриваются и анализируются результаты проведенного анкетирования.
Полный текст
Одной из важнейших задач повышения эффективности высшего образо- вания является оптимизация самостоятельной работы студентов в условиях информатизации образования и ограниченного количества учебных часов, отводимых на изучение высшей математики в техническом вузе. Сегодня несоответствие между объемом знаний, которые должен усвоить студент, и отводимым на эту работу временем заставляют преподавателей искать эф- фективные способы организации самостоятельной работы студентов по осво- ению дисциплины, которые позволили бы избежать снижения качества под- готовки специалиста, с одной стороны, а с другой - способствовали бы по- вышению степени и качества восприятия учебной информации, а также по- могли бы увеличить познавательную активность студентов [1]. Ведь знания, умения и навыки, полученные студентами в процессе аудиторных занятий и самостоятельно из различных источников информации, являются одной из конечных целей обучения в высшем учебном заведении. Поэтому актуальной становится методически правильно организованная самостоятельная работа студентов начиная с первого дня занятий в вузе [2]. В настоящее время в условиях стремительного развития информацион- ных технологий, и в частности системы Интернет, целесообразно как можно шире и качественнее использовать эти просторы для более качественной ор- ганизации самостоятельной работы студентов. Ведь зачастую в образова- тельном процессе студентам не всегда удается использовать необходимую литературу, что может быть обусловлено ее отсутствием в библиотеках и книжных магазинах. Помимо этого, информация может быть разбросана по различным источникам, что затрудняет доступ к ней. В этом случае может помочь сеть Интернет. Интернет сегодня - это информационная среда, посещаемая ежедневно миллионами пользователей, количество которых с каждым днем все растет. Свободный доступ к информации в сети Интернет формирует единое инфор- мационное пространство, где всем предоставляются равные возможности до- ступа к информационным ресурсам [3]. Однако здесь стоит отметить, что при поиске нужной информации студенты зачастую сталкиваются с рядом труд- ностей. А именно: недостает времени на поиск информации; большинство ресурсов, предоставляющих учебную, учебно- методическую и профессионально-ориентированную информацию, платные (платное скачивание нужной информации; если бесплатное, то неполный просмотр темы или принудительная подписка на рассылки и т. д.); наблюдается разброс информации в сети или ее избыток по конкретной теме, в котором студент не может выделить основу; отсутствует навык поиска нужной информации, что чаще всего обу- словлено недостатком знаний по предмету; вызывает трудности компоновка найденной информации и т. д. В связи с перечисленными особенностями и тем, что разработка и внедрение электронных учебно-методических комплексов являются в настоящее время особо актуальным, а также в связи с требованиями ФГОС кафедрой ВМиПИ с целью эффективного дидактического обеспечения и ор- ганизации планомерной самостоятельной работы студентов был создан элек- тронно-методический ресурс, который доступен на сайте кафедры. В помощь студентам на сайте создан раздел «Обучающимся», который состоит из семи вкладок: аннотации к рабочим программам; учебно-методические издания; вопросы к зачетам и экзаменам; бланки заданий; учебный график преподавателей; график консультаций; информационные ресурсы. Рассмотрим каждый пункт подробно. Аннотации к рабочим программам. В данном разделе представлены ан- нотации к рабочим программам по различным направлениям. Раздел нахо- дится в процессе доработки. Учебно-методические издания. Здесь представлены учебно-методические пособия, изданные на кафедре. Они распределены по семестрам обучения и по разделам, изучаемым по высшей математике в данный период. Представ- ленные материалы отражают теоретические и практические основы курса, содержат множество практических примеров, задания для самоконтроля, а также расчетно-графические работы. Все материалы соответствуют рабочим программам по предмету и по профилям факультетов [1]. Вопросы к зачетам и экзаменам. В этом разделе подготовлены и представлены 8 контрольных работ «проверь себя» (с ответами). Пять из них разработаны в соответствии с программой курса высшей математики в первом семестре и три - в соответствии с программой курса во втором се- местре (по интегральному исчислению, рядам и дифференциальным уравне- ниям). Выполнение этих работ предполагает подготовку студентов к различ- ным видам контроля: текущему, рубежному, итоговому и др. Кроме этого представлены примеры вопросов к экзамену по математике и информатике. Бланки заданий. В этом разделе подготовлены и представлены 8 контрольных работ «проверь себя» (с ответами), а также 10 тренировочных тестов для подготовки к различным видам контроля, разработанных в соот- ветствии с программой каждого факультета и распределенных по семестрам. Учебный график преподавателей. На этой странице можно скачать рас- писание занятий кафедры. Информационные ресурсы. В разделе представлен список методических пособий, которые доступны для ознакомления в НТБ СамГТУ и на электрон- ном ресурсе НТБ СамГТУ. Работа сайта направлена на повышение эффективности самостоятельной работы студентов. Но зачастую многие из них не знают о существовании сай- та кафедры ВМиПИ. Поэтому с целью выяснения осведомленности о наличии данного ресурса и улучшения качества его работы было проведено анкетиро- вание студентов СамГТУ. В анкетировании приняли участие группы первого и второго курсов разных факультетов (258 респондента, из них - 191 студент первого курса и 67 студентов второго курса). Ниже представлена анкета «Востребованность и оценка сайта кафедры ВМиПИ СамГТУ» и результаты проведенного анкетирования. Анкета «Востребованность и оценка сайта кафедры ВМиПИ СамГТУ» Уважаемые студенты! С целью улучшения качества образовательного процесса и повышения эффективности самостоятельной работы студентов ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов анонимной анкеты. Спасибо! Как часто Вы пользуетесь интернет-ресурсами при самостоятельной подготовке к занятиям по высшей математике? а) часто; б) иногда; в) не пользуюсь. Пользуетесь ли Вы интернет-ресурсами университета? а) часто; б) иногда; в) не пользуюсь. Пользуетесь ли Вы сайтом кафедры «Высшая математика и прикладная информатика»? а) часто; б) иногда; в) не пользуюсь. Если Вы не пользовались сайтом кафедры ВМиПИ, то укажите причину: а) мне достаточно информации, полученной на лекциях и практических занятиях, в учебной литературе; б) не знал о его существовании; в) свой вариант ответа. Если Вы используете сайт кафедры ВМиПИ, то укажите, откуда Вы о нем узнали: а) от преподавателя; б) от сокурсника; в) от старшекурсника; г) случайно набрал в поисковой системе; д) свой вариант ответа. Всегда ли Вы получаете интересующую Вас информацию на сайте ка- федры ВМиПИ? а) да; б) иногда; в) нет. Пользовались ли Вы методическими материалами и контрольными те- стами, предложенными на сайте? а) да; б) нет. Как Вы оцениваете роль сайта в Вашем обучении? а) очень важна; б) важна; в) не очень важна; г) затрудняюсь ответить. На сколько баллов Вы оцениваете оформление сайта? а) отлично; б) хорошо; в) удовлетворительно; г) плохо. На сколько баллов Вы оцениваете удобство сайта? а) отлично; б) хорошо; в) удовлетворительно; г) плохо. На сколько баллов Вы оцениваете информационное наполнение сайта? а) отлично; б) хорошо; в) удовлетворительно; г) плохо. Нужен ли форум на сайте? а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить. Чтобы Вы хотели бы видеть на страницах сайта? а) интерактивные ссылки; б) мультимедийные тематические презентации; в) варианты типовых расчетов; г) свой вариант ответа. На вопрос «Как часто Вы пользуетесь интернет-ресурсами при самостоя- тельной подготовке к занятиям по высшей математике?» ответили: часто - 37,21 % опрошенных; иногда - 49,61 %; не пользуюсь - 13,18 %. Непосред- ственно интернет-ресурсами университета пользуются часто и иногда 66,28 % респондентов. В то же время сайтом кафедры ВМиПИ пользуются 35,27 % опрошенных (часто - 1,94 %, иногда - 33,33 %). Остальные 64,73 % не пользовались данным ресурсом. Причины, по которым студенты не пользовались сайтом кафедры ВМи- ПИ, были указаны следующие: «мне достаточно информации, полученной на лекциях и практических занятиях, в учебной литературе» - 44,91 % опрошен- ных; «не знал о его существовании» - 49,1 %. Таким образом, судя по результатам опроса, следует обратить особое внимание на то, что студенты недостаточно информированы о наличии сайта кафедры ВМиПИ. Опираясь на данные, полученные из вопроса «Если Вы ис- пользуете сайт кафедры ВМиПИ, то укажите, откуда Вы о нем узнали?» (от преподавателя - 64,84 % студентов, среди тех, кто знал о данном сайте; от сокурсника - 13,19 %; от старшекурсника 6,59%), можно сделать вывод, что основную информацию студенты получают от преподавательского состава. И так как больше половины респондентов не пользуются сайтом, можно го- ворить о том, что преподаватели не должным образом акцентируют их вни- мание на важности данного ресурса. Очень интересными оказались данные о том, что почти половина (44,91 %) из тех, кто не пользуется сайтом кафедры, получают достаточно информации из лекций и практических занятий, а также из учебной литерату- ры. Можно сделать вывод, что, по мнению студентов, в университете доста- точно высок уровень преподавания дисциплины «Высшая математика» и уровень оснащения учебным материалом библиотеки. Из тех, кто пользовался сайтом кафедры и всегда получал интересующую информацию - 83,52 % (да - 31,87 %; иногда - 51,65 %). В анкете также были вопросы, учитывающие мнение студентов о каче- стве методического обеспечения, удобстве и качестве оформления сайта кафедры ВМиПИ. Очень многие (76,92 %) пользовались контрольными тестами и методическими материалами, предложенными на сайте. А значит, можно говорить о том, что методические материалы, разработанные преподавателя- ми университета и представленные на сайте, востребованы студентами. Оформление сайта было оценено студентами положительно - 81,32 % (от- лично - 14,29 %; хорошо - 67,03 %). Удобство также у большинства получило положительную оценку - 78,02 % (отлично - 15,38 %; хорошо - 62,64%). Треть опрошенных студентов (39,92 %), считают, что на сайт нужно до- бавить форум, треть - что форум не нужен (29,85 %), и практически столько же затруднились ответить (30,23 %). На вопрос «Что бы Вы хотели видеть на страницах сайта?» были получе- ны следующие ответы: интерактивные ссылки - 8,91 %; мультимедийные те- матические презентации - 13,18 %; варианты типовых расчетов - 74,03 %; свой вариант ответа - 3,88 %. Резюмируя приведенные выше результаты, можно сделать вывод о необ- ходимости с первых дней обучения в вузе информировать студентов о нали- чии и методическом наполнении сайта кафедры ВМиПИ. Помимо рекомен- дации преподавателям доносить до студентов эту информацию необходимо разработать памятки с указанием электронного адреса сайта и списком пред- ставленных на нем учебно-методических материалов в помощь студентам. А также необходимо постоянно совершенствовать и дополнять методическое наполнение сайта. В заключение отметим, что грамотная организация работы по активиза- ции самостоятельной деятельности студентов с использованием современных методов, форм и средств обучения является важнейшим условием эффектив- ности самостоятельной работы студентов. А применение информационных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса, позволяет его усовершенствовать и одновременно повысить его эффектив- ность. Правда, еще только предстоит в полной мере оценить новые возмож- ности организации самостоятельной работы студентов с использованием ин- формационных технологий обучения. Результаты применения этих техноло- гий требуют дальнейшего анализа и исследования и должны способствовать повышению эффективности самостоятельной работы в целом и оптимизации учебного процесса в частности [4].×
Об авторах
Ирина Николаевна Павлова
Самарский государственный технический университетпреподаватель кафедры высшей математики и прикладной информатики. 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Наталья Владимировна Спиридонова
Самарский государственный технический университет
Email: nvshkolina@mail.ru
преподаватель кафедры высшей математики и прикладной информатики. 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Список литературы
- Павлова И.Н., Евдокимов М.А. Статистический анализ академической активности студентов при самостоятельном изучении разделов курса высшей математики // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 1(19). - С. 119-122.
- Павлова И.Н., Евдокимов М.А. Повышение качества обучения путем совершенствования самостоятельной работы студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 1(17). - С. 145-150.
- Вильданов А.Р., Жаксыбаева Г.Д. Самостоятельная работа студента посредством Интернета // Личность, семья общество: вопросы педагогики и психологии: сб. статей по. матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. Ч. II. - Новосибирск: СибАК, 2012. - С. 100.
- Шпак А.Е. Информационные технологии как средство организации самостоятельной работы по математике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ito. edu. ru/2010/Mariy1/II/II-0-69. html.
Дополнительные файлы
