Том 18, № 4 (2021)

Обложка

Весь выпуск

Направления модернизации образования

Уроки лидерства для инженеров

Туктамышова А.М., Габдрахманова Г.Р., Гильмутдинов А.Х.

Аннотация

Цель данного исследования — разработка и реализация нового магистерского курса «Уроки лидерства», созданного для развития лидерских качеств выпускников инженерных вузов и таких аспектов, как саморазвитие, карьера, наставничество. Фокус внимания был обращен на подготовку элиты инженерного образования посредством приобретения ими знаний, навыков и опыта, которые позволят осознанно подойти к построению не только успешной профессиональную карьеры, но и в целом счастливой жизни.

В представленный магистерский курс внедрены лучшие российские практики развития лидерских качеств, передовой опыт российских и зарубежных университетов, а также уникальная американская методика преподавания, направленная на особенности обучения инженерных кадров. В исследовании применялся сравнительный анализ до и после начала прохождения курса посредством анкетирования на входе и выходе, наблюдение за ростом личностной активности выпускника. Результаты исследования, с одной стороны, обнажают проблемы подготовки современных инженерных кадров: ограничивающие убеждения («я не могу выучить английский язык», «подать на грант и найти интересную работу слишком сложно»); неспособность ответить на вопросы о том, как найти дело своей жизни, стать успешным, сформировать добрые отношения с людьми; с другой стороны — воодушевляют, так как очевидны следующие показатели: успешное усвоение лидерских инструментов и навыков и, как следствие, повышение активности при подаче заявок на грант, участие в международных конференциях, успешная сдача экзамена IELTS и др. Проанализировав эти результаты, команда авторов утвердилась в необходимости интеграции курса в основную учебную программу магистратуры. Команда авторов курса полагает, что результатами реализации проекта «Уроки лидерства» могут стать: интерес к курсу не только среди магистров, но и среди специалистов и учащихся школ инженерного профиля, повышение личностной активности обучающихся, их востребованность на рынке труда, а также укрепление связей между работодателями и университетом.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):5-20
pages 5-20 views

Механизмы взаимодействия работодателей и профессиональных образовательных организаций в ситуации неопределенности

Фомицкая Г.Н., Базарова Т.С.

Аннотация

В ситуации неопределенности происходит быстрая смена приоритетов, что находит отражение как в требованиях к уровню профессиональной подготовки специалистов, так и в запросах работодателей на новые специальности. Перечень специальностей и направлений подготовки рабочих кадров для экономики региона в республиканской системе среднего профессионального образования формируется на основе заявок работодателей на 5-летнюю перспективу, но в ситуации неопределенности никто не может гарантировать, что через 5 лет выпускники той или иной специальности или профессии будут востребованы на рынке труда. Для достижения баланса в обозначенной проблеме необходимы разработка и внедрение новых механизмов взаимодействия профессиональных образовательных организаций с работодателями. Целью проведения данного исследования является определение на основе анализа показателей приемной кампании и трудоустройства выпускников системы СПО Республики Бурятия перечня востребованных специальностей СПО, описание и выявление эффективных механизмов взаимодействия профессиональных образовательных организаций с работодателями, позитивно влияющих на качество подготовки специалистов и показатели их трудоустройства по специальности.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):21-34
pages 21-34 views

Обучение онлайн

Стратегии проведения дистанционных научных мероприятий для лиц с нарушениями зрения

Градалева Е.А., Хьюстон М.

Аннотация

Статья посвящена изучению реализации дистанционного обучения для лиц с нарушениями зрения. Целью исследования является изучение условий, которые необходимы при включении в программу участников с данной нозологией. Инструментарий исследования включает анализ социально-педагогической литературы, изучение мирового опыта применения дистанционного обучения и проведения мероприятий в режиме онлайн, в частности опыта американского фонда для слепых, а также результатов исследований, проводимых в рамках Международного конкурса презентаций. Анализ показывает, что в мире уже создано множество программ для дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), однако в России проведению научных мероприятий с инклюзией пока уделяется мало внимания. Для решения данной проблемы авторы предлагают разработку собственных дистанционных мероприятий на русском языке для лиц с нарушениями зрения, а также включение данной категории лиц в научные мероприятия, существующие сейчас для широкой аудитории. Это возможно путем адаптации уже имеющейся системы дистанционного образования. Статья описывает платформы, позволяющие проводить мероприятия для незрячих и слабовидящих участников, программное обеспечение, которое может быть использовано совместно со вспомогательными технологиями, в том числе приложения для смартфонов. Проведен анализ способов представления визуального ряда. Особое внимание уделяется стратегиям проведения вебинаров в рамках научных конференций с инклюзией. Данное исследование может иметь практическую пользу и использоваться в качестве руководства при планировании и проведении дистанционных научных мероприятий для лиц с нарушениями зрения.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):35-44
pages 35-44 views

Теория и опыт цифровизации в системе инклюзивного образования

Рындак В.Г.

Аннотация

Согласно системному подходу в статье раскрывается теория и опыт цифровизации системы инклюзивного образования. Использованы такие методы исследования, как ретроспективный анализ развития цифровизации образовательного процесса инклюзивного образования в России и за рубежом, беседы, анализ портфолио, ситуаций, опыта педагогического колледжа им. Н.К. Калугина (г. Оренбург), оценка и самооценка бакалавров, педагогов, обобщение и систематизация полученных данных; статистические методы, кластерный анализ, анкетирование, анализ мнений родителей об условиях и качестве инклюзивного образования, анализ мнений студентов об условиях и качестве профессионального обучения. Получены следующие результаты: дан теоретический анализ и анализ результатов исследования, что позволило уточнить сущность цифровых технологий как совокупности цифровых устройств и информационно-коммуникативных технологий; определить ассистивные средства для решения коррекционно-компенсаторных задач, категории цифровых устройств для решения задач инклюзивного образования; выявить принципы, методы и технологии цифрового (электронного) обучения в контексте инклюзивного, преимущества и недостатки электронного обучения, модели организации инклюзивного образования с применением электронного обучения, бесплатные сервисы, платные образовательные платформы, их возможности, преимущества и недостатки в инклюзивном образовании; выявить средства интеллектуальной информационной поддержки в цифровой образовательной среде, дидактический потенциал образовательной платформы, виртуальный фонд научных эффектов, обеспечивающий учебно-методическую поддержку инклюзивного образовательного процесса, его архитектурные компоненты; определить направления виртуального фонда научных эффектов. Отмечено, что эффективность и качество инклюзивного образования обеспечивают индивидуальные образовательные траектории, методический ресурс интегрирует методики обучающих мероприятий в электронной среде, онлайн-обучение, доступ к цифровым технологиям. Уточнен опыт организации дистанционного инклюзивного образования и инклюзивного группового виртуального обучения. Доказано, что цифровизация является целью и средством обеспечения эффективности инклюзивного образования; выявлены трудности студентов и роль педагогов как профессиональных партнеров в их устранении; определены цифровые устройства для решения задач инклюзивного образования. Принципы, методы и технологии цифрового (электронного) обучения представлены в контексте взаимодействия обучающихся и педагогических работников.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):45-56
pages 45-56 views

Информационное пространство как фактор оптимизации самообразования будущих специалистов

Мингажева Е.А.

Аннотация

Качество подготовки специалиста в вузе обусловлено качеством образовательного процесса, в ходе которого необходимо учитывать ситуацию на рынке труда. Оно во многом зависит и от самообразования обучающегося, которое представляется сложным и ограниченным в условиях пандемии. Сегодняшние реалии диктуют методы и формы процесса самообразования обучающихся. Во время пандемии обучающиеся практикуют самообразование на дистанционной основе. Данную форму рассматриваем как сложную функциональную систему со своей логикой развития и относительно самостоятельными этапами протекания обучения посредством сети Интернет. Ежедневно наблюдаются изменения в разных сферах деятельности, что повышает требования к качеству образования конкурентоспособной личности; анализируется идея обучения онлайн с использованием электронных информационных платформ, которые служат средством самообразования обучающихся в вузе. Значимым становится процесс организации образовательного процесса по дисциплинам и заданиям с позиции цифровизации — путем внедрения современных цифровых технологий в процесс образования академических курсов на момент пандемии в стране и в мире в целом. Понятийный аппарат, рассматриваемый в статье: «информационное пространство», «образовательное пространство», «самообразование», «компетенция», «компетентностный подход». Уточняется необходимость преподавания дисциплины в совокупности для приобретения профессионального опыта; обосновывается идея раскрытия и обогащения внутреннего потенциала каждого человека, его развития и самообразования в течение всей жизни; дается подробный анализ психолого-педагогической литературы. Результаты комплексного исследования, проведенного в Челябинском государственном университете, подтверждают зависимость коммуникативной компетенции от самообразования обучающегося в процессе пандемии.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):57-72
pages 57-72 views

Теория педагогики

Педагогические ситуации: разность интерпретаций

Доброва В.В.

Аннотация

Учитывая необходимость уточнения терминологической базы современной педагогики, в статье обсуждается концепт «педагогическая ситуация» и его место в педагогическом дискурсе в кросс-культурном аспекте. Сегодня понятие «ситуация» приобретает общеметодологическое значение, хотя и не имеет четкого определения. На основе анализа междисциплинарных исследований мы пришли к выводу, что интегральное понятие «ситуация» включает в себя: наличие субъектов, динамичность, внешние условия, причинно-следственные связи, хронотоп. Анализ научных источников показал, что в педагогическом дискурсе русскоязычных и англоязычных авторов термин «педагогическая ситуация» используется некорректно, понятие «педагогическая ситуация» на теоретическом уровне идентифицируется с другими педагогическими категориями, отсутствует единый подход к ее определению. Так, анализ педагогической ситуации в русскоязычном педагогическом дискурсе сосредоточен на формулировке педагогической задачи, а в англоязычной педагогической традиции за основу принимается треугольник, включающий учителя, ученика и содержание. В проводимом кросскультурном и отчасти междисциплинарном исследовании «педагогическая ситуация» условно понимается как процесс взаимодействия субъектов педагогической деятельности (образовательного процесса) с определенной задачей в определенном месте и времени.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):73-82
pages 73-82 views

Влияние профессионально-педагогического сообщества на деятельность современного педагога

Лапина А.С.

Аннотация

В статье показано, что динамично происходящие в образовании изменения диктуют педагогам все новые требования, для выполнения которых требуется интеграция их усилий в рамках профессионально-педагогического сообщества. Целью исследования было уточнение роли профессионально-педагогического сообщества при решении учителем профессиональных задач. При помощи контент-анализа научных статей были рассмотрены многочисленные и разрозненные категории, описывающие понятие профессионально-педагогического сообщества, произведен их синтез в форме ментальной карты, анализ которой позволил выявить влияние этоса профессионально-педагогического сообщества на содержание деятельности отдельного педагога. На основе обзора функций, осуществляемых педагогом, которые приведены в нормативных документах, регламентирующих деятельность сферы образования, дано обоснование требований к компетенциям педагога. Произведенное сравнение профессиональных задач, решаемых педагогами (методологической, информационной и коммуникативно-регуляционной направленностей), позволило обнаружить их согласованность с задачами профессионально-педагогического сообщества (саморазвитие и управление сообществом, развитие педагогической профессии в целом), что делает его перспективным средством для решения современных педагогических проблем. Разработанная ментальная карта, наглядно демонстрирующая взаимосвязь между характеристиками, используемыми для описания профессионально-педагогического сообщества, может быть использована для дальнейшего изучения феномена профессионально-педагогического сообщества.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):83-100
pages 83-100 views

Портрет современного учителя в новой цифровой реальности

Петраш Е.А., Сидорова Т.В.

Аннотация

В статье актуализируется значимость модификации портрета учителя ХХI века, который трансформируется в эпоху неопределенности. На основе теоретического анализа авторы зафиксировали современные требования, которые предъявляются к учителю, работающему в цифровой эпохе: профессиональная, креативная, информационно-коммуникационная, социальная компетентности; многозадачность; эмоциональный интеллект; культурная, профессиональная и педагогическая мобильности. Были выявлены отличия между учителем сегодняшнего дня и педагогом, который работал в школе 10 лет назад; определены профессиональные риски. В ходе эмпирического исследования были использованы количественные (анкетирование, контент-анализ) и качественные (опрос, интервью, включенное и невключенное наблюдение, анализ творческих работ педагогов) методы. В исследовании приняли участие 300 педагогов из Псковской и Московской областей, а также из города Санкт-Петербурга. Проведенное эмпирическое исследование позволило дополнить профессиограмму учителя практико-ориентированными навыками. По результатам исследования авторы предлагают программу профессионального развития учителей под названием «Современный учитель и вызовы ХХI века». Программа повышения квалификации для учителей основана на положениях системно-деятельностного, антропологического и синергетического подходов и реализуется посредством интерактивных форм работы. Предложена тематика занятий, формы проведения, а также описаны особенности взаимодействия с педагогами в рамках курсов. Практическая значимость исследования заключается в возможности содержательного обновления и внедрения программ повышения квалификации педагогов, работающих в цифровую эпоху. Профессиограмма современного педагога претерпела трансформацию: многозадачный учитель-менеджер, владеющий техническими средствами и умеющий находить контакт с детьми, живущими в цифровой реальности, становится педагогом новой формации.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):101-114
pages 101-114 views

Теория и методология образования

Развитие интеллектуально-творческих способностей как педагогический феномен

Юмашина Ю.Ю.

Аннотация

Статья посвящена исследованию дивергентного мышления как одной из структур интеллектуально-творческого развития у младших школьников с нарушениями речи. Выявление особенностей творческого мышления младших школьников указанной выше группы легло в основу нашего исследования по обоснованию и экспериментальной проверке возможности применения модульно-обобщающей технологии развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников в инклюзивном образовательном процессе. Объектом нашего исследования был выделен процесс развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся в инклюзивном образовательном процессе. Предметом исследования служит модульно-обобщающая технология развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников. В рамках проведенного исследования были проанализированы методологические основы интеллектуально-творческого развития младших школьников с нарушениями речи. Подобран инструментарий исследования дивергентного мышления для младших школьников, в который вошли 6 субтестов по методике исследования дивергентного мышления в модификации Е.Е. Туник, Д.Б. Богоявленской, Т.А. Барышевой, результаты были обработаны статистически: расчет средних значений, стандартных отклонений; произведен корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена. Выделены основные компоненты дивергентного мышления школьников младшего возраста в контексте их общего интеллектуально-творческого развития. Конкретизированы понятия «интеллектуально-творческое развитие», «дивергентное мышление», «типология младших школьников с нарушениями речи». В ходе исследования были получены объективные показатели развития дивергентного мышления, а также особенности данного типа мышления у младших школьников с речевыми нарушениями. Автором показаны особенности дивергентного мышления младшего школьника. Полученные результаты могут помочь педагогам в разработке и подборе адекватных методов и приемов в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с нарушениями речи.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):115-128
pages 115-128 views

Образовательный модуль в формате blended learning для университетов и программ дополнительного образования

Егорова И.П., Абашкин А.А., Мосин В.Г.

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме реализации образовательных программ высшего образования в условиях цифровизации и перехода к онлайн-формам преподавания. В качестве базовой модели рассматривается смешанная форма преподавания, когда вся информационная часть образовательного курса выносится в онлайн, но при этом практические занятия осуществляются аудиторно в традиционной контактной форме. В статье детально и по шагам рассматривается процедура создания, внедрения и эксплуатации образовательного модуля, реализуемого в смешанном гибридном формате, и фактически приводится технология преподавания, которая может широко тиражироваться в самых разнообразных образовательных направлениях. В качестве примера в статье рассматривается образовательный модуль блока «Теоретико-вероятностные методы анализа данных», включающий в себя видеоконтент в объеме 100–150 роликов продолжительностью 8–10 минут, среду коммуникации, печатные материалы и пошаговую инструкцию по эксплуатации. Рассматриваются вопросы производства контента, его временной и содержательный форматы. Помимо этого рассматриваются вопросы создания и эксплуатации коммуникационной среды, в которой происходит образовательный процесс. Отдельное внимание уделяется вопросам контроля деятельности всех участников образовательного процесса: как учащихся, так и преподавателей, а также создателей контента, медийной группы, работающей над его производством и сопровождением. Кроме того, анализируются риски проекта, предлагаются рекомендательные меры по управлению рисками. Модуль реализуется в формате Blended Learning и рассчитан на применение в образовательных программах высшего профессионального образования и в программах дополнительного образования. Его тематика (теория вероятностей и анализ данных) такова, что, будучи реализованным, он будет востребован в широком спектре образовательных направлений: от социологии, биологии и медицины до экономики, энергетики, строительства и машиностроения.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):129-138
pages 129-138 views

Общая психология

Ценностные ориентации пользователей «вконтакте» с различными стратегиями трансляции смыслов

Ермаков П.Н., Белоусова Е.Е.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования стратегий трансляции смыслов и ценностных ориентаций молодежи в социальных сетях. Интернет настолько плотно укоренился в нашей повседневности, что без него мы уже не мыслим свою жизнь. Он проникает во все большее количество сфер жизни человека, становясь той средой, в которой протекают общение, учебные и рабочие процессы, досуг и шопинг. Сложно не заметить, что особенно активно включается в виртуальную среду молодежная аудитория. Интернет и в частности социальные сети становятся средой, влияющей на формирование и развитие общества, распространение идей, новостей, трендов. На просторах интернета можно наблюдать как удивительную консолидированность пользователей, способных создать новостную повестку, так и разобщенность множества противоречивых суждений, смыслов и форм их изложения. Цель данного исследования заключалась в выявлении стратегий трансляции смыслов, к которым прибегают пользователи интернета, комментируя записи в социальных сетях, и изучении ценностных ориентаций молодых людей, использующих различные стратегии трансляции смыслов. В исследовании использовались авторская анкета, методика диагностики ценностных ориентаций М. Рокича, методы математической статистики (H-критерий Крускала — Уоллиса, χ2-критерий). Были определены терминальные и инструментальные ценности, характерные для 6 стратегий трансляции смыслов; выявлены стратегии, чаще всего используемые пользователями с абстрактными и конкретными терминальными ценностями. Исследование помогает понять, как происходит трансляция смыслов в сети, по каким характеристикам ценностной сферы различаются пользователи с различными стратегиями трансляции смыслов.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):139-158
pages 139-158 views