Том 8, № 1 (2011)
- Год: 2011
- Статей: 26
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/issue/view/3050
Статьи
КОМПЕТЕНТНОСТНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯХИМИИ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ В ИНТЕГРИРОВАННОЙМНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА-ВУЗ»
Аннотация
В статье представлена концепция проектирования и реализации компетентностно-модульной технологии обучения учащихся и студентов в интегрированной многоуровневой системе непрерывного естественно-научного образования «школа-вуз».
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):4-8



МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ И ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация
Показано, что сложившаяся предметная система профессионального образования формирует противоречия между разрозненными по учебным предметам знаниями и профессиональной компетентностью как интегральной характеристикой качества обучения. Отмечено, что указанные противоречия могут быть устранены лишь за счет педагогической интеграции содержания образования.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):9-13



МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования готовности к самостоятельной учебной деятельности у студентов в условиях дистанционного обучения. Представлена модель системы формирования и определены структурные компоненты готовности к само-стоятельной учебной деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):13-18



МОДЕРНИЗАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В ГЕРМАНИИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
Аннотация
В статье на примере немецких университетов рассматриваются особенности реформ в системе подготовки научных кадров, осуществляемых в последнее десятилетие в ев-ропейских странах.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):19-23



КОРРЕКЦИЯ ТИПА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования влияния программы коррекции на фор-мирование типа психосоциальной адаптации у студентов специальности «Связи с об-щественностью»
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):24-29



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТА ДИАЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
Аннотация
Изучение диалогического дискурса, важнейшую социально-психологическую компоненту которого составляют сокращенные формы общения, с учетом личностных особенно-стей общающихся, а также языковой культуры, семантики и элементов речи говоря-щих является актуальным направлением в исследовании межличностного общения. Проведенное исследование позволило утверждать, что существует зависимость меж-ду личностными характеристиками, коммуникативными способностями участников диалога, мотивацией общения и появлением в структуре диалога различных типов со-кращенных высказываний.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):30-35



ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Статья посвящена изучению организационно-педагогических условий, позволяющих наце-лить студентов, обучающихся по направлению подготовки «менеджмент», на включение в свой профессиональный функционал социально-педагогической деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):36-42



КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕФТЕТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПО ФИЗИКЕ
Аннотация
В статье рассматривается процесс обучения физике студентов нефтетехнологическо-го факультета на основе компетентностного подхода. Приводится обоснование мо-дульного строения курса физики, методов обучения и контроля знаний, полученных сту-дентами во время занятий.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):43-49



ПОЭТАПНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА В СФЕРЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация
В статье обосновывается поэтапность формирования управленческой компетентно-сти менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленных пред-приятий. При этом выявлены этапы: адаптивный, промежуточный и завершающий. Охарактеризован каждый из выделенных этапов и обоснованы средства педагогиче-ской коммуникации, используемые для формирования обозначенной компетентности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):49-56



ОБОСНОВАНИЕ СОВОКУПНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОПЕРАТОРОВ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Аннотация
В статье рассматривается обоснование совокупности профессиональных здоровьесбе-регающих компетенций операторов сложных технических систем. Представлен алго-ритм обоснования совокупности профессиональных здоровьесберегающих компетенций операторов сложных технических систем.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):56-59



ВЫБОР ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ - МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ МЕГАФАКТОРНАЯ ОПТИМИЗАЦИОННАЯ ЗАДАЧА
Аннотация
Процесс выбора темы диссертационной работы представлен в виде решения много-критериальной мегафакторной оптимизационной задачи. Рассматривается генезис и пропедевтика выбора темы исследования и условия его реализации.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):60-66



ВНЕДРЕНИЕ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНЫХ СИСТЕМ В ВУЗАХ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация
В статье представлен материал, раскрывающий теоретические основы проблемы вне-дрения кредитно-модульных систем в вузах России; раскрыты особенности использо-вания кредитных систем оценки в европейских странах; приведены результаты прак-тической деятельности по созданию методического сопровождения перехода на двух-уровневую систему подготовки бакалавров.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):67-75



ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА - КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
В статье представлены теоретические и методические аспекты формирования и реа-лизации интеллектуально-информационной поддержки деятельности специалиста, обеспечивающей способность и возможность генерации актуального знания в процессе решения профессиональной задачи.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):76-83



УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ - КОНСТРУКТ САМОУПРАВЛЯЕМОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация
В статье рассматриваются структура и свойства элементарного учебного модуля как конструкта самоуправляемой дидактической системы формирования предметных компетенций. Рассматриваются варианты и условия формирования у студентов уме-ний самообучения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):83-88



ПАРАМЕТРИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Аннотация
В статье представлена концепция и модель параметрического управления знанием в системе интеллектуально-информационной поддержки деятельности специалиста, обеспечивающая способность и возможность самостоятельной генерации нового зна-ния в процессе исследования и оценки решения актуальной профессиональной задачи.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):89-98



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСОВ ВУЗОВ
Аннотация
В статье анализируются подходы к понятиям "компетенция", "когнитивная компетен-ция". Рассматриваются методологические и методические основы формирования ког-нитивной компетенции слушателей подготовительных курсов вузов. Представлены опытно-экспериментальные результаты исследования.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):99-105



ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНО-АКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни ведущего субъекта образовательного процесса в вузе - преподавателя. Рассматривается здоровье препо-давателя, факторы, его определяющие, и отношение к здоровому образу жизни.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):106-110



ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье анализируется процесс воспитания в вузе как возможность сформировать профессиональную идентичность у студентов, способствующую осознанию положи-тельного отношения студентов к получаемой профессии и подготовке конкурентоспо-собного специалиста на быстро меняющемся и нестабильном рынке труда.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):110-115



ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ МАТРИЧНОЙ МОДЕЛИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается технология организации самостоятельной работы студентов на основе матричной модели познавательной деятельности, реализованная с помощью учебного пособия по линейной алгебре. Показано, что с помощью данного
учебного пособия студент может самостоятельно с индивидуальной скоростью усвоения изучать учебный материал и осваивать виды умственной деятельности при реше-нии задач, приобретая тем самым навыки самообразования и самооценки.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):115-123



ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОСООБРАЗНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация
В статье дан анализ подготовки современного специалиста технической сферы, пред-ставлено понимание особенностей выявления потенциальных возможностей содержа-ния высшего технического образования через призму взаимосвязей формирования, даль-нейшего развития общей культуры и целостной социально-профессиональной компе-тентности будущего инженера.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):124-132



СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация
В деятельности любого руководителя должно присутствовать лидерское начало. Ана-лизируя исследования и концепции А.В. Батаршева, Р.Л. Кричевского, Т.Н. Мальковской, Р. Стогдилла и др., мы приходим к необходимости классифицировать имеющиеся набо-ры лидерских качеств специалистов государственного и муниципального управления по следующим группам: общепрофессиональные качества, коммуникативные качества, креативные (творческие) качества. Поиск средств формирования лидерских качеств специалистов показал, что одним из возможных средств является иностранный язык. Активные методы при обучении иностранному языку являются одним из наиболее эф-фективных средств формирования лидерских качеств.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):133-140



РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ЭСТЕТИКИ В ПЕДАГОГИКЕ
Аннотация
В статье актуализируется методологическая проблема дидактической роли социальной философии и эстетики. Рассматриваются телеологические вопросы, методологическое предназначение, методические знания, умения, приѐмы, способы и аксиолого-педагогическая функция вышеназванных разделов философии. Анализируется проблема роли системного философского и эстетического изучения разнообразных разделов философии.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):141-147



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация
На примере взаимодействия учебного заведения и промышленного предприятия рас-смотрен интегрированный подход в подготовке инженеров-механиков, сочетающий в себe теоретическое обучение и практическую деятельность на базовой кафедре ОАО «Тяжмаш». Дана оценка этого проекта с позиции стандарта качества ИСО 9000. Ре-зультаты анализа текущей успеваемости и уровня мотивации позволяют сделать вы-вод об инновационном характере такого подхода в подготовке специалистов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):148-154



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация
В статье рассмотрены методологические основы и теоретические подходы, которые целесообразно использовать для решения задач по формированию конкурентоспособно-сти специалистов инженерного профиля.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):155-161



ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
В статье представлена интегративная совокупность социально-экологических компе-тенций, входящих в социально-экологическую компетентность выпускников техниче-ских вузов. Рассматриваются результаты экспертного исследования эффективности разработанной технологии формирования социально-экологической компетентности у студентов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):162-166



РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ
Аннотация
Рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности бака-лавров по направлению 050500 - «Технологическое образование» в процессе выполнения студентами самостоятельной учебной работы, связанной с разработкой электронных учебно-методических комплексов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011;8(1):167-170


