Том 22, № 1 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Общая психология

Об идеальности психических явлений

Прыгин Г.С.

Аннотация

Проводится анализ идеальных (психических) феноменов, построенный на принципиально иной (в отличие от классической) методологической позиции, включающей другое понимание категории «информация». Главный акцент делается на качестве информации, изменяющемся в модальностях: «идеальное» – «материальное». Сообразно этому в категории «информация» выделены следующие ее виды: «идеальная информация», «психоинформация» и «нейроинформация». Особое внимание уделяется понятию «психоинформация», введение которого дает возможность интерпретировать с единой точки зрения практически все психическое (в рамках классической психологии – это «психика» человека, включающая как бессознательный, так и сознательный уровни). Такой подход позволяет подтвердить гипотезу К. Юнга о наличии в «бессознательном» всех тех же психических феноменов и процессов, которые существуют и на уровне сознания, и дать ей обоснование. В аспекте психоинформации проводится методологический анализ работы Л.С. Выготского «Мышление и речь»; показано, что уже в этой работе им была заложена возможность решения «вечной» психофизиологической проблемы, однако реализация этой возможности не была осуществлена по идеологическим соображениям. Выдвигаются и доказываются (логически) ряд гипотез, в частности о том, что понятие «психоинформация» является критерием, который позволяет достаточно четко выделять идеальные психические явления из явлений, только кажущихся психическими. Сформулировано общее для всей психологии положение – преобразование любых психических феноменов в психоинформацию позволяет им воздействовать на материальные структуры живого организма, а также закон «информационной психодинамики». Сделан вывод о том, что, по сути, сознание нельзя отнести к идеальным психическим явлениям, поскольку сознание представляет собой процесс изменения качества информации (от идеальной информации к психоинформации и далее к нейроинформации структур мозга).

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2025;22(1):5-20
pages 5-20 views

Теория педагогики

Факторы гуманизации образования и профессионального саморазвития педагога в истории развития образования Беларуси

Снапковская С.В.

Аннотация

Проблема творческого саморазвития педагога рассматривается в контексте процесса гуманизации образования на протяжении нескольких исторических эпох. Автором выявлены основные условия, повлиявшие на динамику данного процесса в контексте внешних и внутренних (образовательных) факторов в рамках просвещения. Сделан вывод, что наиболее перспективный путь гуманизации педагогического процесса – это создание образовательного пространства, пригодного для рефлексии, творческого осмысления и интерпретации теоретических положений гуманистической парадигмы педагогики, осмысления исторического опыта.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2025;22(1):21-32
pages 21-32 views

Теория и методология образования

Роль нейросетей в развитии коммуникативной компетенции студентов технических специальностей

Троицкая Ю.В.

Аннотация

Коммуникативная компетенция в значительной мере определяет успешность интеграции современного специалиста в профессиональную среду, поэтому ее развитие является одной из приоритетных задач образовательных учреждений. На текущем этапе развития современных технологий значительным потенциалом для реализации данной задачи обладают ИИ-инструменты, основанные на нейросетевых моделях, но для максимально эффективной реализации обозначенного потенциала требуется создание методики их применения. Данное исследование вносит вклад в разработку методики применения нейросетевых технологий в образовательном процессе с целью повышения качества профессиональной подготовки специалистов. Научная новизна работы заключается в комплексном анализе эффективности применения нейросетевых моделей по основным компонентам коммуникативной компетенции и видам речевой деятельности с учетом специфики обучающихся. В рамках исследования применялись следующие методы: контент-анализ научных публикаций, технических характеристик приложений, обзоров экспертов и пользователей программных продуктов; педагогическое наблюдение (оценивалось практическое применение студентами нейросетевых технологий в учебной деятельности); онлайн-опрос (анкетирование) студентов для выявления их отношения к возможностям ИИ-инструментов и сбора сведений по опыту применения нейросетей для развития коммуникативной компетенции. Данная статья может быть интересна преподавателям вузов и исследователям, занимающимся вопросами применения нейросетевых технологий и ИИ-инструментов. Результаты работы могут применяться в практике преподавания иностранного языка в вузе с целью повышения качества развития коммуникативной компетенции, а также разработки рабочих программ и оценочных средств по релевантным дисциплинам.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2025;22(1):33-44
pages 33-44 views

Преподавание английского языка для специальных целей студентам фармацевтического университета

Пирогова Н.Г.

Аннотация

Рассматриваются методология и значение преподавания английского языка для специальных целей (ESP – English for Specific Purposes) для студентов фармацевтического университета. Цель исследования – разработать методику преподавания английского языка для специальных целей студентам-провизорам. Поскольку фармацевтическая отрасль становится все более важной во всем мире, владение английским языком необходимо будущим провизорам для эффективного общения в профессиональной среде. В настоящее время ряд исследований как зарубежных, так и отечественных авторов посвящен преподаванию профессионально-ориентированного иностранного языка студентам технических и естественно-научных специальностей. Отдельные публикации затрагивают вопросы, связанные с обучением студентов английскому языку в сфере медицины. Новизна данной работы заключается в обращении автора к проблеме преподавания английского языка студентам, обучающимся в фармацевтическом вузе, с рассмотрением ее не только с позиции педагога, но и с учетом взглядов и мнений студентов относительно изучаемой дисциплины. Фармацевтические факультеты включены в структуру медицинских вузов в нашей стране, и обучение иностранному языку будущих провизоров часто строится по программам лечебного дела. В исследовании представлены специальные приемы обучения, направленные на развитие лексики, коммуникативных навыков и культурных компетенций, необходимых для фармацевтической практики. Подчеркивается необходимость интеграции реальных сценариев и практических приложений в учебный процесс для повышения вовлеченности студентов в изучение иностранного языка. Кроме того, анализируются проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели при проведении курсов ESP, и предлагаются стратегии преодоления трудностей, что в конечном итоге позволит лучше подготовить студентов-провизоров к их роли в многоязычной и многокультурной сфере здравоохранения.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2025;22(1):45-58
pages 45-58 views

Роль креативных способностей будущих специалистов социально-культурной сферы в формировании профессиональных навыков

Курина В.А., Шерстнев А.В.

Аннотация

Представлено мнение авторов о важности формирования профессиональных навыков через креативные способности, которые реализуются в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной сферы (СКС). Уточнение основных понятий позволило более глубоко погрузиться в проблему исследования и обозначить взаимосвязь категорий СКС в рамках креативного пространства. Охарактеризованы профессиональные навыки будущих специалистов СКС и предложен комплекс характеристик современного специалиста СКС, который может стать основой разработки универсальных требований к должностным обязанностям такого специалиста. Особое внимание авторы уделили экспериментальной работе и обобщению полученных результатов исследования. Проведен опрос среди студентов 1–5-х курсов направлений подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», позволивший выявить отношение обучающихся к креативным индустриям, их понимание творчества и креативности, креативных способностей.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2025;22(1):59-74
pages 59-74 views

Педагогика высшей школы

Характеристика процессной модели педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза

Иргалиева Э.К., Пак Л.Г.

Аннотация

Представлены процессная модель педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза и педагогические условия ее оптимального функционирования. Разработанная процессная модель педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза отражает целесообразность самостоятельных блоков: целевого (цель – сформировать высокий уровень толерантности студентов вузов); методологического (деятельностного подхода и принципов учета культурных границ, аксиологичности, синергизма и диалога; социально-педагогического подхода и принципов опоры на позитивный социокультурный опыт этносов, самоценности личности; участие в принятии решений), содержательного (стратегии: фасилитации, рефлексивная, коммуникативная (включая эвфемизацию как речевую стратегию формирования толерантности), сотрудничества, копинг-стратегии; направления: смыслообразующее, просветительское, интеракционно-активизирующее), результативного (динамика и конечный результат – высокий уровень толерантности студентов, отслеживаемый по мотивационному, когнитивному, деятельностному и соответствующим показателям, в логике описывающим этапность (ориентирующий, информативный, активизирующий) достижения запланированного результата. Результативный блок разработанной модели определяет уровни: высокий (устремленность к овладению способами конструктивного взаимодействия, диалога, равноправной коммуникации, компромисса, сотрудничества; осознанными, системными знаниями о феномене «толерантности», о путях и направлениях ее формирования; активная жизненная позиция и т. д.); средний (фрагментарно осмысленное эмоционально-ценностное отношение к реализации конструктивного взаимодействия в полиэтничном и мультикультурном обществе; умеренное принятие разнообразия, нестатичное отношение к различиям; недостаточно глубокие знания об изучаемом феномене; фрагментарное проявление активности в освоении навыков толерантного взаимодействия; низкий (предвзятое, чаще скрытое негативное отношение к представителям расовых, национальных, возрастных, религиозных и т. д. групп; ограниченная осведомленность о толерантности: недостаток информации (неосознанность разнообразия культур, взглядов и способов жизни, что приводит к стереотипам и предвзятости) и т. д.).

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2025;22(1):75-90
pages 75-90 views

Мотивационный компонент познавательной активности студентов-первокурсников высшей школы (на примере БФУ им. И. Канта)

Проданцов К.С., Храмова М.В.

Аннотация

Рассматривается мотивационный компонент познавательной активности студентов-первокурсников БФУ им. И. Канта. Анализируются смысложизненные ориентации, мотивы поступления в вуз и выбора специальности, а также аспекты внеучебной деятельности студентов. Основной метод − анкетирование (n=533). Исследование показало, что смысложизненные ориентации, мотивы поступления в вуз и выбора специальности студентов основываются как на материалистических (желание больше зарабатывать, получить работу), так и на постматериалистических ценностях (интерес к учебе, выбранной специальности). В целом большинство мотивов носят узкий социальный характер − сосредоточены на личных целях, лежащих за пределами учебного процесса. Студенты уделяют часть своего досуга интеллектуальным занятиям, однако значительная доля времени отводится менее познавательной деятельности. Выявлен низкий интерес к университетским мероприятиям и научной деятельности, что подчеркивает необходимость развития педагогической работы в данных направлениях. Результаты исследования могут быть использованы для персонализации и индивидуализации образовательной среды университета.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2025;22(1):91-104
pages 91-104 views

Студенческий грант как форма самореализации студентов в художественно-творческой деятельности

Екатеринушкина А.В., Антоненко Ю.С.

Аннотация

Рассматривается опыт включения студентов в экспериментальную работу по освоению гранта и самореализации их в коллективной художественно-творческой деятельности. Цель исследования – разработать модель реализации студенческого гранта «История в красках». Результат внедрения модели направлен на приобщение студентов к практико-ориентированному проектированию, повышение уровня их самореализации в художественно-творческой деятельности, в рамках внеучебной конкурсной деятельности. Актуальность данного вопроса исходит из того факта, что формирование современного специалиста будет полноценным только при оптимальной интеграции аудиторной, самостоятельной и внеаудиторной деятельности обучающихся. Если пути совершенствования аудиторного обучения студентов достаточно полно освещены в научной литературе, то вопросы внеурочной деятельности остаются малоизученными, что открывает широкие возможности их дальнейшего исследования. Перспективным направлением самореализации студентов во внеурочной деятельности являются различные конкурсы, олимпиады; проекты, осуществляемые в рамках гранта. В статье представлен опыт реализации студенческого гранта «История в красках», результаты которой показали высокий уровень подготовки студентов и способствовали обогащению профессиональных компетенций в процессе их самореализации. В итоге студенты пришли к более глубокому пониманию значения материалов учебного процесса и их дальнейшего использования в профессиональной деятельности.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2025;22(1):105-116
pages 105-116 views

Направления модернизации образования

Взаимодействие семьи и школы: потребности, оценка и ожидания родителей

Кремень Ф.М., Кремень С.А.

Аннотация

Современные российские и зарубежные исследования показывают, что взаимодействие школы и семьи как субъектов образовательного процесса имеет ряд положительных результатов для всех участников: улучшение достижений учащихся, повышение эффективности учителей, позитивное влияние на семейное благополучие. Однако вовлеченности родителей в школьную жизнь детей препятствуют разные факторы, связанные как с институциональными и организационными барьерами и неготовностью педагогов, так и с потребностями и возможностями самих семей. С целью выявления потребностей и ожиданий семьи к деятельности школы было проведено анкетирование 60 родителей учащихся 5–8-х классов общеобразовательных школ г. Смоленска. При анализе ответов выборка дополнительно делилась на группы по возрасту и успеваемости учащихся. Было выявлено, что родители удовлетворены различными аспектами взаимодействия педагогов с учениками и родителями (открытостью, доброжелательностью, поддержкой), отмечают возможности коммуникации с педагогами, администрацией и другими специалистами с использованием различных каналов, как традиционных, так и дистанционных. Родители информированы о жизни школы, их преобладающим типом вовлеченности является наблюдение (более 80 %), активные типы регулярно практикуют не более четверти опрошенных. Отмечается низкая заинтересованность в мероприятиях для родителей, а также в участии в организации деятельности школы в целом. Группы родителей учащихся 7-х, 8-х классов с высокой успеваемостью демонстрируют более высокую активность во взаимодействии со школой и вовлеченность в мероприятия. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости работы школы по развитию активных типов школьной вовлеченности и дифференцированного подхода к организации данной деятельности.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2025;22(1):117-134
pages 117-134 views

Подготовка педагогов к проектированию педагогических средств, определяющих развитие критического мышления обучающихся

Жураковская В.М., Оличева О.А.

Аннотация

К актуальной проблеме подготовки педагогов в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) мы относим развитие критического мышления, которое позволяет им проектировать задания на развитие критического мышления обучающихся, определяющее формирование их функциональной грамотности. В статье раскрывается решение проблемы разработки педагогами в рамках повышения квалификации (ПК) в системе дополнительного профессионального образования дидактических средств и условий, обеспечивающих развитие критического мышления обучающихся. Цель статьи заключается в описании применения в системе ДПО на курсах ПК педагогов приемов на контекстное осмысление текста, обусловливающих развитие критического мышления субъектов образования. В экспериментальной работе по реализации приемов по развитию критического мышления, спроектированных педагогами, обучившимися в системе ДПО, приняли участие проектные команды педагогов (112 человека) лицея г. Истры, СОШ № 17 г. Одинцово Московской области. Диагностика сформированности критического мышления педагогов производилась на основе методики определения уровня развития критического мышления педагогов (Е.Н. Волкова), индивидуальной меры рефлексивности (А.В. Карпова). Разработаны приемы для восприятия и анализа текста, включающие в себя трактовку, объяснение, оценку, интерпретацию, вопросы и критический анализ видео, художественных произведений и текстов через призму определенного контекста. Эти приемы представляют собой новизну исследования. Представлена методика конструирования приемов на интерпретацию и трактовку какого-либо контента, видеоматериала, критического разбора текстов в контексте определенных концепций и теорий. Также предложена методика проектирования приема объяснения, интерпретации и критического анализа материалов, включая учебные ролики и тексты, в контексте содержания различных учебных предметов. Все предложенные приемы имеют отношение к теоретической значимости данного исследования. Практическая значимость исследования раскрывается на конкретном задании для педагогов, проходящих ПК в ДПО, которое состоит в многоконтекстной интерпретации ролика «Стой до конца, не вздумай сломаться!». Разработанные в исследовании приемы на контекстное восприятие и осмысление текста, методики их разработки педагогами, повышающими квалификацию в системе ДПО, расширяют, обогащают теорию моделирования педагогических средств развития критического мышления субъектов образования, обусловливают новые возможности для ее развития.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2025;22(1):135-152
pages 135-152 views