Student grant as a form of self-realization of students in artistic and creative activities

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The paper discusses the experience of involving students in experimental work on the development of a grant and the opportunities for their self-realization in collective artistic and creative activities. The aim of the study is to introduce students to practice-oriented design through their self-realization in artistic and creative activities in extracurricular competitive activities. Nowadays it is the optimal integration of classroom, independent and extracurricular activities of students that contributes to the development of a modern specialist. It explains the relevance of the study. While the ways to improve classroom learning for students are sufficiently covered in the scientific literature, the issues of extracurricular activities remain open for discussion, therefore, there are opportunities for their further investigation. A promising area for students’ self-realization in extracurricular activities are various competitions, olympiads, and grants. The paper presents the experience of implementing the student grant “History in Colors”, the results of which showed not only a high level of student training, but also contributed to the enrichment of professional competencies in the process of their self-realization. As a result, students came to a deeper understanding of the meaning of the materials in the educational process and their further use in professional activities.

Full Text

Введение

Сегодня в обществе происходят глубокие социальные и экономические преобразования, и перед педагогами высшей школы остро встает необходимость корректировки целей и задач образования, реализации новых подходов к обеспечению его эффективности. В сфере обучения творческим профессиям, и в частности дизайну, наиважнейшими в педагогической деятельности являются целенаправленное, систематическое и результативное развитие и становление творческой личности студента с целью ее максимальной подготовки к выполнению основных социальных функций и практической проектной творческой деятельности. Современное общество требует от вузов выпускников, способных самостоятельно оценивать свои реальные и потенциальные возможности, готовых профессионально самоопределиться и самореализоваться. Дизайнеры должны конструктивно распоряжаться своими компетенциями, поэтому эффективность их подготовки зависит от развития способностей творчески преобразовывать окружающую действительность, самостоятельно принимать решения в реализации творческих практических задач, от готовности к самосовершенствованию и самообразованию, то есть к самореализации. Вследствие этого изучение и теоретическое обоснование условий самореализации студентов в художественно-творческой деятельности является приоритетным направлением исследований.

Обзор литературы

Проблема самореализации личности в условиях образовательной среды не является новой. Она подробно рассмотрена в фундаментальных исследованиях российских и зарубежных ученых (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, А. Адлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, З. Фрейд и др.). В них самореализация рассматривается как феномен, интегрирующий индивидуальное, социальное и культурное начала личности. Процесс самореализации и самоопределения учащихся в познавательной учебной деятельности описан в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божовича, М.Р. Гинзбурга и пр. Авторы рассматривают самореализацию как основную категорию самоопределения обучающихся в профессиональной деятельности, при выборе ими области применения своих способностей.

В современной педагогике также накоплен определенный опыт реализации методик обучения в преподавании отдельных учебных дисциплин, формирующих некоторые аспекты творческого саморазвития и творческой самореализации (М.В. Соколов, М.С. Соколова, А.А. Герасимова, О.В. Вандышева, О.С. Базылев, Ю.И. Мишуковская, И.М. Морозова и др.) [1–5].

Вместе с тем большинство исследований доказывают, что односторонние формы обучения формируют компетенции будущих специалистов поверхностно. Устранение данного факта возможно только при условиях оптимального взаимодействия аудиторного учебного процесса и различных видов внеучебной деятельности. Ее разнообразие имеет большее значение для самореализации студентов и реализуется в формате конкурсной деятельности [6, 7].

Конкурсную деятельность студентов можно рассматривать как процесс их взаимодействия в специфических условиях конкуренции, формирующего потребности в самореализации. Сегодня выявлены некоторые условия эффективности конкурсной деятельности в профессиональной подготовке студентов. К ним можно отнести следующие: оптимальные условия организации конкурсной деятельности в зависимости от ее форм; ориентация на уровень подготовки студентов и обеспечение однородности участников; целенаправленность мотивации студентов (понимание значимости результатов в будущей профессии) [8].

Конкурсная деятельность представляет собой многокомпонентный вид внеурочной деятельности, имеющий различные формы в зависимости от поставленных задач. И если конкурсы и олимпиады имеют свое обоснование в научных источниках, то вопрос организации проектов, осуществляемых в рамках грантов, как формы самореализации студенческой молодежи остается открытым.

Студенческие гранты являются еще пока новым, но наиболее перспективным направлением. В научных источниках гранты рассматриваются как новая форма финансирования и поддержки организаций. В них дана обобщенная формулировка данного понятия: гранты – это имущественные или финансовые ресурсы, направленные физическим лицам или организациям для осуществления конкретных целевых программ или проектов, которые представляют собой научную или общественную значимость [9, с. 8–19].

В условиях вузов студенческие гранты выступают формой поддержки и мотивации талантливой молодежи с целью повышения уровня высококвалифицированных специалистов в современных условиях постоянно меняющейся структуры профессионального образования. Именно они способны эффективно формировать комплекс профессиональных компетенций, связанных с повышением личностных качеств студентов как неотъемлемой частью их самореализации в профессии [6, 10].

Реализация грантов осуществляется при тесном взаимодействии всех участников (студентов, профессорско-преподавательского состава, администрации вуза, работодателей) на основе общих целей, задач, условий и результатов [11, 7].

Материалы и методы

Проблема изучения и выявления оптимальных педагогических условий для развития творческой самореализации личности студентов в художественно-творческой деятельности уже имеет свое научное обоснование [1–3, 12]. Актуальность темы определяется недостаточностью информационной подготовки студентов, в ходе которой им передают готовую формализованную информацию. Известно, что формализованные знания служат лишь фундаментом для плодотворной профессиональной деятельности в сфере саморазвития и самореализации личности. Они совсем не достаточны и требуют интегративного практико-ориентированного подхода [13–15]. А.В. Гришин отмечал, что целевая установка подготовки студента в вузе в современных условиях требует перемещения акцента с подготовки исполнителя на воспитание гуманно-деятельной личности, способной проектировать и осуществлять созидательную деятельность как в духовной, так и в материальной сфере жизни на основе общечеловеческих и национальных ценностей [16]. Сегодня мы наблюдаем у многих студентов снижение мотивации к проявлению творческой активности в стенах вуза. Эта тенденция затухания творческой инициативы является проблемой современной молодежи [17–19]. Недостатком профессиональной подготовки студентов является и слабое использование грантов в реализации творческих проектов и идей. Творческое проектирование начинается с получения задания, которое дается преподавателем и заканчивается оценкой продукта творческой проектной деятельности. Но большую эффективность предоставляют такие формы обучения, при которых студенты имеют возможность самостоятельно и объективно оценить результаты своего проекта. Поиск таких форм творческой самореализации и подходов – весьма актуальная проблема современного дизайнерского образования.

Была разработана модель в рамках реализации гранта «История в красках» в институте строительства, архитектуры и искусства МГТУ им. Г.И. Носова (рис. 1) при поддержке Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь». Данный гранд предоставил студентам уникальную возможность показать свой творческий потенциал посредством разработки и внедрения настенных росписей в рекреации вуза, отражающих культурные ценности как достояние России.

 

Рис. 1. Модель реализации гранта «История в красках»

 

Потенциал гранта с точки зрения педагогики определяется через его функционал. Познавательная функция заключается в расширении диапазона знаний в области искусства, архитектуры и дизайна для получения итогового продукта, обладающего не только практической значимостью, но и эстетическими свойствами, оригинальностью и выразительностью. Диагностическая функция позволяет увидеть и оценить полную картину имеющихся и формирующихся компетенций студентов. Коммуникативно-социализирующая функция заключается в самореализации студентов в процессе командной работы, в распределении ролей и стремлении занимать определенную позицию в группе. Практико-ориентированная функция состоит в возможности внедрения проектных решений на практике, в углублении профессиональных качеств, в объединении теоретических знаний и практической деятельности.

Функции гранта реализуются при соблюдении следующих условий:

– конкурентность – необходимое условие конкурсной деятельности, стимулирующее к достижению лучшего результата в условиях соревновательности;

– интегративность – соединение теории и практики, внедрение знаний из различных областей в реализуемый проект, возможность готового продукта формировать сплоченную творческую образовательную среду;

– вариативность – предоставление студентам выбора проектируемых локаций и концептуальных решений, возможности генерирования нескольких творческих идей, их апробации и выбора наиболее презентабельных вариантов.

В условиях реализации студенческого гранта «История в красках» были выделены наиболее значимые группы формирующихся компетенций профессионального самоопределения студентов (табл. 1).

 

Таблица 1. Компетенции, формируемые в процессе реализации гранта

Группа компетенций

Обоснование

Ценностно-смысловая

1. Определение личностью собственной социально значимой роли, адаптация личности к различным условиям (учебным, конкурсным, профессиональным…).

2. Выявление ценностно значимых компонентов проектной деятельности с ориентацией на существующий и собственный опыт.

3. Выдвижение гипотез и выработка стратегии в условиях нестандартных ситуаций, проявление инициативы к профессиональному росту.

Учебно-познавательная

Проведение собственной экспериментальной работы по решению поставленной задачи, которая заключается в составлении плана, организации и реализации заданий в условиях конкуренции и соревновательности.

Информационно-коммуникативная

1. Оптимизация способов получения, обработки и систематизации информации.

2. Использование информационных и компьютерных технологий в презентации проектных решений.

3. Осуществление командной работы, направленной на формирование стратегии успеха, выстраивание социальных и профессиональных ролей.

 

Результаты исследования

Реализация гранта осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе для студентов были организованы образовательные треки. На них происходило обсуждение теоретических основ и специфических характеристик цветоведения, композиции, перспективы интерьера в свободной диалоговой форме. Обучающая программа с использованием разнообразных алгоритмов (интерактивных, цифровых) была направлена на построение общей траектории исполнения гранта. Это своеобразная база, определяющая старт проектной деятельности, где студенты получили возможность расширить имеющиеся знания для более эффективной реализации практической части проекта.

В процессе свободного общения и наставничества ведущих педагогов были сформированы команды и распределены локации (холлы, рекреации, коридоры) для росписей. Такой способ позволил студентам легче приспособиться друг к другу, распределить роли в командах и выбрать лидеров. Выбор локаций обусловлен тем, что при наличии передовых образовательных технологий предметно-пространственная среда вуза характеризуется моральным старением, не способствующим созданию творческой атмосферы, мотивации к учебному и творческому процессу.

На первом этапе, в процессе образовательных треков, студенты вдохновились деятельностью конструктивистов дизайнерских школ БАУХАУЗА и ВХУТЕМАСА. Для выработки своих идей студенты выявили основные черты, свойственные конструктивизму 20-х годов ХХ века: это монументальность, строгость, лаконичность и геометрия форм, композиционная монолитность, конструктивность и ее подчеркивание как доминанты объекта или изображения. Ориентируясь на данные черты, студенты выстроили ассоциативные связи между первоисточниками и современной интерпретацией в плоской формальной композиции.

На втором этапе команды студентов разрабатывали эскизы в трех направлениях: «История России в эпохах», «Великие люди», «Время первых». В рамках первого направления студенты углубленно изучали исторически сложившиеся художественные стили. В основу генерирования идей легли эвристические методы проектной деятельности:

– метод мозгового штурма – коллективное генерирование и трансформация проектных идей в краткие сроки (из наибольшего числа идей выбираются лучшие);

– метод абстрактных аналогий и ассоциаций – создание яркого эмоционального отклика в изображениях и его передача в обобщенной целостной графической форме;

– метод эргономики – приведение проектируемых объектов и изображений в соответствие с окружающим пространством и психолого-физиологическими данными человека (в данном случае следование закономерностям зрительного восприятия);

– метод морфологического анализа – анализ и синтез элементов проектируемого объекта или изображения, логическое построение формы (общая форма – вариативность компонентов в ней – оптимальность повторений и пр.).

На втором этапе, в процессе эскизирования, проходили просмотры с участием экспертов и организаторов гранта, а также наставников команд для корректировки и выбора наилучших вариантов, подлежащих утверждению (рис. 2). Ценным на данном этапе являлось тесное взаимодействие всех участников и объединение элементов разных эскизов в единую композицию.

 

Рис. 2. Примеры итоговых эскизов для росписи межэтажных пространств вуза

 

На третьем этапе осуществлялась реализация утвержденных эскизов в институте строительства, архитектуры и искусства МГТУ им. Г.И. Носова. В разработку вошли три локации межэтажных пространств, которые необходимо было объединить в единое стилевое и композиционное решение. Таким образом, каждый участник чувствовал свою причастность к созданию проектного решения и повышал собственный уровень самоконтроля и самореализации в творческой деятельности. Данный этап является практико-ориентированным и направлен на изучение теоретических основ работы с материалами, инструментами и техниками и внедрение их в практику интерьерной росписи. Изучив в теории свойства выбранных материалов, студенты начали практическое освоение работы материалом и инструментами. Перенос эскизов осуществлялся методом проекции на стену. Работа осуществлялась в соответствии с технологиями интерьерной росписи (рис. 3).

 

Рис. 3. Реализация третьего этапа на одной из локаций межэтажного пространства

 

Эффективность выполненной работы была оценена экспертной комиссией; по результатам оценки команды были награждены.

Кроме этого, итоговые работы проходили дополнительную оценку в течение месяца эксплуатации для обобщения полученных результатов. В данном процессе были задействованы все участники образовательной среды вуза – студенты, преподаватели, руководители. Итоги представлены в табл. 2.

 

Таблица 2. Оценка реализованных проектов в эксплуатационный период

Критерии оценки творческих проектных работ гранта «История в красках» в эксплуатационный период (100-балльная система)

Оценка руководителей

Оценка преподавателей

Оценка студентов

Суммарная оценка дизайн-проекта

Функционально-эргономические (целевое назначение, соответствие зрительному восприятию и параметрам помещения)

95

90

97

94

Художественно-эстетические (композиция, гармоничность и целостность, соответствие заявленной концепции)

90

85

95

90

Технологические (технология выполнения, срок презентабельности, долговечность)

80

70

85

78,3

ИТОГО

87,4

 

В целом результаты оказались достаточно высокими, но в эксплуатационный период были выявлены некоторые неточности, недостатки. Однако этот опыт оказался положительным и дающим возможность дальнейшей корректировки и совершенствования методов, форм и средств проектной деятельности студентов.

Включение студентов в коллективную экспериментальную работу гранта «История в красках» было успешным решением для повышения уровня их самореализации в творческой деятельности. Студенты в полной мере почувствовали себя экспериментаторами, первопроходцами в освоении технологий и материалов в процессе воплощения творческих проектов. Повышенная творческая активность на протяжении всей работы свидетельствовала, что такая форма конкурсной деятельности в большей степени мотивирует студентов не только к получению достойного вознаграждения, но и к самому участию в гранте. В процессе самореализации в творчестве соединялись воедино все имеющиеся знания, полученные навыки и умения, а также обретенный практический опыт и желание усовершенствовать материальный мир вокруг себя.

Обсуждение и заключение

Реализация студенческих грантов как эффективной формы конкурсной деятельности студентов позволяет закрепить необходимые в профессиограмме дизайнера качества:

– генерация идей в коллективном взаимодействии в сжатые сроки;

– соперничество и конкуренция как форма повышения инициативности, активности, самореализации;

– повышение уровня освоения материалов основной образовательной программы с осознанием значимости результатов обучения в профессиональной самореализации;

– социальная и психологическая адаптация к условиям, приближенным к реальной профессиональной деятельности;

– положительная мотивация к профессиональному карьерному росту.

Таким образом, формирование профессионального самоопределения студентов в реализации грантов выступает мощным инструментом, снимающим психологический барьер в творчестве, умственные ограничения и стереотипы. В проектах выражена реализация комплекса традиционных и эвристических методов, где каждый реализуемый метод предъявляет свои требования к творческим способностям, одновременно способствуя проявлению скрытого потенциала. Это позволяет студентам производить мысленное моделирование, воображать и оценивать максимальное количество вариантов решения проектной задачи.

Следует отметить, что реализация гранта, конечно, не исчерпывает всей полноты дизайн-деятельности. Коллектив института строительства, архитектуры и искусства активно продолжает исследования по комплексному формированию профессионального самоопределения студентов на всех стадиях профессиональной подготовки в системе «бакалавриат – магистратура – аспирантура».

×

About the authors

Anna V. Ekaterinushkina

Nosov Magnitogorsk State Technical University

Author for correspondence.
Email: savsof@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4734-118X

Cand. Ped. Sci., Associate Professor at the Design Department of Construction, Architecture and Art Institute

Russian Federation, 38, Lenin ave., Magnitogorsk, Chelyabinsk region, 455000

Yuliya S. Antonenko

Nosov Magnitogorsk State Technical University

Email: antilopa632@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9840-5716

Cand. Ped. Sci., Associate Professor at the Design Department of Construction, Architecture and Art Institute

Russian Federation, 38, Lenin ave., Magnitogorsk, Chelyabinsk region, 455000

References

  1. Vandysheva O.V. Razvitie tvorcheskoj samorealizacii lichnosti studenta v dekorativno-prikladnoj deyatel’nosti: dis. kand. ped. nauk [The development of creative self-realization of the student’s personality in decorative and applied activities: Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Magnitogorsk, 2005. 163 р. EDN NNJGQR.
  2. Mishukovskaya Yu.I., Usataya T.V., Deryabina L.V. Razvitie tvorcheskogo potenciala studentov v ramkah olimpiady po inzhenernoj i komp’yuternoj grafike [Development of students’ creative potential in the framework of the Olympiad in engineering and computer graphics]. Geometriya i grafika. 2020. Vol. 8. No. 1. Рр. 65–72. doi: 10.12737/2308-4898-2020-65-72. EDN MKZJNL.
  3. Nemceva Yu.S. Samoopredelenie budushchih dizajnerov v processe obucheniya «tekhnicheskoj grafike» [Self-determination of future designers in the process of learning «technical graphics»]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2007. No. S (76). Рр. 177–181. EDN MSSELV.
  4. Sokolov M.V. Osobennosti modeli podgotovki dizajnera v sovremennom vuze [Features of the model of designer training in a modern university]. Integraciya nauki i obrazovaniya v sisteme «Shkola – kolledzh – vuz»: materialy Nacional’noj nauchno-prakticheskoj konferencii, Novosibirsk, 30 oktyabrya – 1 noyabrya 2019 goda [Integration of science and education in the School – College – University system: proceedings of the National Scientific and Practical Conference, Novosibirsk, October 30 – November 1, 2019]. Novosibirsk: Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2019. Рр. 150–157. EDN HEDYWJ.
  5. Sokolov M.V. Postroenie marshrutov pri proektirovanii ob»ektov dekorativno-prikladnogo iskusstva i dizajna [Building routes in the design of objects of decorative and applied art and design]. Arhitektura. Stroitel’stvo. Obrazovanie. 2014. No. 2 (4). Рр. 78–87. EDN SABFWN.
  6. Vinokurova N.V. Konkursnaya deyatel’nost’ kak faktor razvitiya studencheskogo samoupravleniya [Competitive activity as a factor in the development of student self-government]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. No. 2–1. Рр. 141–145.
  7. Kozina I.L., Pohovceva G.P. Konkursnoe dvizhenie – innovacionnyj faktor razvitiya obshchestva [Competitive movement is an innovative factor in the development of society]. Obrazovanie. Kar’era. Obshchestvo. 2014. No. 3. Р. 17.
  8. Solov’eva S.I., Tohtueva T.V. Konkursnaya deyatel’nost’ kak sredstvo povysheniya professional’noj podgotovki studentov v sfere informacionnyh tekhnologij [Competitive activity as a means of improving students’ professional training in the field of information technology]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2019. No. 3 (48). Рр. 437–442. doi: 10.25683/VOLBI.2019.48.343. EDN OPRWLY.
  9. Berdashkevich A.P. Ob utochnenii ponyatiya «grant» v rossijskom zakonodatel’stve [On clarifying the concept of «grant» in Russian legislation]. Vestnik Rossijskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda. 2003. Vol. 3. Рр. 8–19.
  10. Gajneev E.R. Vozmozhnosti individualizacii obucheniya v konkursah professional’nogo masterstva [Opportunities for individualization of training in professional skills competitions]. Professional’noe obrazovanie i rynok truda. 2017. No. 2. Рр. 46–48. https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-individualizatsii-obucheniya-v-konkursah-professionalnogo-masterstva (accessed August 16, 2024).
  11. Il’ina T.I. Konkursnaya deyatel’nost’ kak forma razvitiya professional’nyh kachestv studentov [Competitive activity as a form of professional development of students]. Obrazovanie. Kar’era. Obshchestvo. 2014. No. 3 (42). https://cyberleninka.ru/article/n/konkursnaya-deyatelnost-kak-forma-razvitiya-professionalnyh-kachestv-studentov (accessed March 22, 2024).
  12. Zhdanova N.S. Razvitie dizajnerskogo myshleniya studentov v processe kriticheskoj deyatel’nosti [Development of students’ design thinking in the process of critical activity]. Aktual’nye problemy sovremennoj nauki, tekhniki i obrazovaniya: Tezisy dokladov 77-j mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii, Magnitogorsk, 22–26 aprelya 2019 g. T. 1 [Actual problems of modern science, technology and education: Abstracts of the 77th International Scientific and Technical Conference. Magnitogorsk, April 22–26. 2019. Vol. 1]. Magnitogorsk: Magnitogorskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet im. G.I. Nosova, 2019. Р. 528. EDN QGPHGH.
  13. Zhdanova N.S., Ekaterinushkina A.V., Grigoriev A.D. et al. The impact integrative model of the project graphics training on the design education. Espacios. 2019. Vol. 40. No. 29. P. 3. EDN CWCBTX.
  14. Ekaterinushkina A.V., Antonenko Yu.S. Integrativnyj podhod v uchebnom proektirovanii [Integrative approach in educational design]. Sovremennye tendencii izobrazitel’nogo, dekorativno-prikladnogo iskusstv i dizajna. 2019. No. 1. Рр. 50–55. EDN XVWONZ.
  15. Savickaya A.V. Praktiko-orientirovannyj podhod v obuchenii: obzor zarubezhnoj literatury i problema realizacii v vuze [A practice-oriented approach to teaching: a review of foreign literature and the problem of implementation at the university]. European Social Science Journal. 2013. No. 4 (23). Рр. 66–74.
  16. Grishin A.V. Obespechenie kachestva professional’noj podgotovki studentov na osnove deyatel’nosti [Ensuring the quality of students’ professional training based on activities]. Vestnik ChGPU. 2010. No. 1. Рр. 48–57.
  17. Ekaterinushkina A.V., Antonenko Yu.S., Salyaeva T.V. et al. Development Of Professional Interest In Design And Graphic Activities In Future Designers. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS: 3 rd International Scientific Conference «Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism» dedicated to the 80th Anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich, Grozny, February 27–29, 2020. European Publisher, 2020. Pр. 1705–1711. doi: 10.15405/epsbs.2020.10.05.224. EDN GEWYTA.
  18. Ekaterinushkina A.V. Professional’naya napravlennost’ studentov-dizajnerov v proektnoj deyatel’nosti [The professional orientation of design students in project activities]. Social’nye i psihologicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya: Materialy Vserocsijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Irkutsk, 29 noyabrya 2018 g. [Social and psychological problems of modern education: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Irkutsk, November 29, 2018]. Irkutsk: Vostochno-Sibirskij institut Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2018. Рр. 178–183. EDN PNVZUF.
  19. Ekaterinushkina A.V. Puti effektivnogo formirovaniya professional’nogo interesa studentov v proektnoj deyatel’nosti [Ways of effective development of students’ professional interest in project activities]. Sovremennye tendencii izobrazitel’nogo, dekorativno-prikladnogo iskusstv i dizajna. 2018. No. 2. Рр. 72–77. EDN MJCZBZ.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Model for implementing the “History in Colors” grant

Download (524KB)
3. Fig. 2. Examples of final sketches for painting the interfloor spaces of the university

Download (908KB)
4. Fig. 3. Implementation of the third stage at one of the locations of the interfloor space

Download (475KB)

Copyright (c) 2025 Ekaterinushkina A.V., Antonenko Y.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.