Студенческий грант как форма самореализации студентов в художественно-творческой деятельности

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается опыт включения студентов в экспериментальную работу по освоению гранта и самореализации их в коллективной художественно-творческой деятельности. Цель исследования – разработать модель реализации студенческого гранта «История в красках». Результат внедрения модели направлен на приобщение студентов к практико-ориентированному проектированию, повышение уровня их самореализации в художественно-творческой деятельности, в рамках внеучебной конкурсной деятельности. Актуальность данного вопроса исходит из того факта, что формирование современного специалиста будет полноценным только при оптимальной интеграции аудиторной, самостоятельной и внеаудиторной деятельности обучающихся. Если пути совершенствования аудиторного обучения студентов достаточно полно освещены в научной литературе, то вопросы внеурочной деятельности остаются малоизученными, что открывает широкие возможности их дальнейшего исследования. Перспективным направлением самореализации студентов во внеурочной деятельности являются различные конкурсы, олимпиады; проекты, осуществляемые в рамках гранта. В статье представлен опыт реализации студенческого гранта «История в красках», результаты которой показали высокий уровень подготовки студентов и способствовали обогащению профессиональных компетенций в процессе их самореализации. В итоге студенты пришли к более глубокому пониманию значения материалов учебного процесса и их дальнейшего использования в профессиональной деятельности.

Полный текст

Введение

Сегодня в обществе происходят глубокие социальные и экономические преобразования, и перед педагогами высшей школы остро встает необходимость корректировки целей и задач образования, реализации новых подходов к обеспечению его эффективности. В сфере обучения творческим профессиям, и в частности дизайну, наиважнейшими в педагогической деятельности являются целенаправленное, систематическое и результативное развитие и становление творческой личности студента с целью ее максимальной подготовки к выполнению основных социальных функций и практической проектной творческой деятельности. Современное общество требует от вузов выпускников, способных самостоятельно оценивать свои реальные и потенциальные возможности, готовых профессионально самоопределиться и самореализоваться. Дизайнеры должны конструктивно распоряжаться своими компетенциями, поэтому эффективность их подготовки зависит от развития способностей творчески преобразовывать окружающую действительность, самостоятельно принимать решения в реализации творческих практических задач, от готовности к самосовершенствованию и самообразованию, то есть к самореализации. Вследствие этого изучение и теоретическое обоснование условий самореализации студентов в художественно-творческой деятельности является приоритетным направлением исследований.

Обзор литературы

Проблема самореализации личности в условиях образовательной среды не является новой. Она подробно рассмотрена в фундаментальных исследованиях российских и зарубежных ученых (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, А. Адлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, З. Фрейд и др.). В них самореализация рассматривается как феномен, интегрирующий индивидуальное, социальное и культурное начала личности. Процесс самореализации и самоопределения учащихся в познавательной учебной деятельности описан в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божовича, М.Р. Гинзбурга и пр. Авторы рассматривают самореализацию как основную категорию самоопределения обучающихся в профессиональной деятельности, при выборе ими области применения своих способностей.

В современной педагогике также накоплен определенный опыт реализации методик обучения в преподавании отдельных учебных дисциплин, формирующих некоторые аспекты творческого саморазвития и творческой самореализации (М.В. Соколов, М.С. Соколова, А.А. Герасимова, О.В. Вандышева, О.С. Базылев, Ю.И. Мишуковская, И.М. Морозова и др.) [1–5].

Вместе с тем большинство исследований доказывают, что односторонние формы обучения формируют компетенции будущих специалистов поверхностно. Устранение данного факта возможно только при условиях оптимального взаимодействия аудиторного учебного процесса и различных видов внеучебной деятельности. Ее разнообразие имеет большее значение для самореализации студентов и реализуется в формате конкурсной деятельности [6, 7].

Конкурсную деятельность студентов можно рассматривать как процесс их взаимодействия в специфических условиях конкуренции, формирующего потребности в самореализации. Сегодня выявлены некоторые условия эффективности конкурсной деятельности в профессиональной подготовке студентов. К ним можно отнести следующие: оптимальные условия организации конкурсной деятельности в зависимости от ее форм; ориентация на уровень подготовки студентов и обеспечение однородности участников; целенаправленность мотивации студентов (понимание значимости результатов в будущей профессии) [8].

Конкурсная деятельность представляет собой многокомпонентный вид внеурочной деятельности, имеющий различные формы в зависимости от поставленных задач. И если конкурсы и олимпиады имеют свое обоснование в научных источниках, то вопрос организации проектов, осуществляемых в рамках грантов, как формы самореализации студенческой молодежи остается открытым.

Студенческие гранты являются еще пока новым, но наиболее перспективным направлением. В научных источниках гранты рассматриваются как новая форма финансирования и поддержки организаций. В них дана обобщенная формулировка данного понятия: гранты – это имущественные или финансовые ресурсы, направленные физическим лицам или организациям для осуществления конкретных целевых программ или проектов, которые представляют собой научную или общественную значимость [9, с. 8–19].

В условиях вузов студенческие гранты выступают формой поддержки и мотивации талантливой молодежи с целью повышения уровня высококвалифицированных специалистов в современных условиях постоянно меняющейся структуры профессионального образования. Именно они способны эффективно формировать комплекс профессиональных компетенций, связанных с повышением личностных качеств студентов как неотъемлемой частью их самореализации в профессии [6, 10].

Реализация грантов осуществляется при тесном взаимодействии всех участников (студентов, профессорско-преподавательского состава, администрации вуза, работодателей) на основе общих целей, задач, условий и результатов [11, 7].

Материалы и методы

Проблема изучения и выявления оптимальных педагогических условий для развития творческой самореализации личности студентов в художественно-творческой деятельности уже имеет свое научное обоснование [1–3, 12]. Актуальность темы определяется недостаточностью информационной подготовки студентов, в ходе которой им передают готовую формализованную информацию. Известно, что формализованные знания служат лишь фундаментом для плодотворной профессиональной деятельности в сфере саморазвития и самореализации личности. Они совсем не достаточны и требуют интегративного практико-ориентированного подхода [13–15]. А.В. Гришин отмечал, что целевая установка подготовки студента в вузе в современных условиях требует перемещения акцента с подготовки исполнителя на воспитание гуманно-деятельной личности, способной проектировать и осуществлять созидательную деятельность как в духовной, так и в материальной сфере жизни на основе общечеловеческих и национальных ценностей [16]. Сегодня мы наблюдаем у многих студентов снижение мотивации к проявлению творческой активности в стенах вуза. Эта тенденция затухания творческой инициативы является проблемой современной молодежи [17–19]. Недостатком профессиональной подготовки студентов является и слабое использование грантов в реализации творческих проектов и идей. Творческое проектирование начинается с получения задания, которое дается преподавателем и заканчивается оценкой продукта творческой проектной деятельности. Но большую эффективность предоставляют такие формы обучения, при которых студенты имеют возможность самостоятельно и объективно оценить результаты своего проекта. Поиск таких форм творческой самореализации и подходов – весьма актуальная проблема современного дизайнерского образования.

Была разработана модель в рамках реализации гранта «История в красках» в институте строительства, архитектуры и искусства МГТУ им. Г.И. Носова (рис. 1) при поддержке Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь». Данный гранд предоставил студентам уникальную возможность показать свой творческий потенциал посредством разработки и внедрения настенных росписей в рекреации вуза, отражающих культурные ценности как достояние России.

 

Рис. 1. Модель реализации гранта «История в красках»

 

Потенциал гранта с точки зрения педагогики определяется через его функционал. Познавательная функция заключается в расширении диапазона знаний в области искусства, архитектуры и дизайна для получения итогового продукта, обладающего не только практической значимостью, но и эстетическими свойствами, оригинальностью и выразительностью. Диагностическая функция позволяет увидеть и оценить полную картину имеющихся и формирующихся компетенций студентов. Коммуникативно-социализирующая функция заключается в самореализации студентов в процессе командной работы, в распределении ролей и стремлении занимать определенную позицию в группе. Практико-ориентированная функция состоит в возможности внедрения проектных решений на практике, в углублении профессиональных качеств, в объединении теоретических знаний и практической деятельности.

Функции гранта реализуются при соблюдении следующих условий:

– конкурентность – необходимое условие конкурсной деятельности, стимулирующее к достижению лучшего результата в условиях соревновательности;

– интегративность – соединение теории и практики, внедрение знаний из различных областей в реализуемый проект, возможность готового продукта формировать сплоченную творческую образовательную среду;

– вариативность – предоставление студентам выбора проектируемых локаций и концептуальных решений, возможности генерирования нескольких творческих идей, их апробации и выбора наиболее презентабельных вариантов.

В условиях реализации студенческого гранта «История в красках» были выделены наиболее значимые группы формирующихся компетенций профессионального самоопределения студентов (табл. 1).

 

Таблица 1. Компетенции, формируемые в процессе реализации гранта

Группа компетенций

Обоснование

Ценностно-смысловая

1. Определение личностью собственной социально значимой роли, адаптация личности к различным условиям (учебным, конкурсным, профессиональным…).

2. Выявление ценностно значимых компонентов проектной деятельности с ориентацией на существующий и собственный опыт.

3. Выдвижение гипотез и выработка стратегии в условиях нестандартных ситуаций, проявление инициативы к профессиональному росту.

Учебно-познавательная

Проведение собственной экспериментальной работы по решению поставленной задачи, которая заключается в составлении плана, организации и реализации заданий в условиях конкуренции и соревновательности.

Информационно-коммуникативная

1. Оптимизация способов получения, обработки и систематизации информации.

2. Использование информационных и компьютерных технологий в презентации проектных решений.

3. Осуществление командной работы, направленной на формирование стратегии успеха, выстраивание социальных и профессиональных ролей.

 

Результаты исследования

Реализация гранта осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе для студентов были организованы образовательные треки. На них происходило обсуждение теоретических основ и специфических характеристик цветоведения, композиции, перспективы интерьера в свободной диалоговой форме. Обучающая программа с использованием разнообразных алгоритмов (интерактивных, цифровых) была направлена на построение общей траектории исполнения гранта. Это своеобразная база, определяющая старт проектной деятельности, где студенты получили возможность расширить имеющиеся знания для более эффективной реализации практической части проекта.

В процессе свободного общения и наставничества ведущих педагогов были сформированы команды и распределены локации (холлы, рекреации, коридоры) для росписей. Такой способ позволил студентам легче приспособиться друг к другу, распределить роли в командах и выбрать лидеров. Выбор локаций обусловлен тем, что при наличии передовых образовательных технологий предметно-пространственная среда вуза характеризуется моральным старением, не способствующим созданию творческой атмосферы, мотивации к учебному и творческому процессу.

На первом этапе, в процессе образовательных треков, студенты вдохновились деятельностью конструктивистов дизайнерских школ БАУХАУЗА и ВХУТЕМАСА. Для выработки своих идей студенты выявили основные черты, свойственные конструктивизму 20-х годов ХХ века: это монументальность, строгость, лаконичность и геометрия форм, композиционная монолитность, конструктивность и ее подчеркивание как доминанты объекта или изображения. Ориентируясь на данные черты, студенты выстроили ассоциативные связи между первоисточниками и современной интерпретацией в плоской формальной композиции.

На втором этапе команды студентов разрабатывали эскизы в трех направлениях: «История России в эпохах», «Великие люди», «Время первых». В рамках первого направления студенты углубленно изучали исторически сложившиеся художественные стили. В основу генерирования идей легли эвристические методы проектной деятельности:

– метод мозгового штурма – коллективное генерирование и трансформация проектных идей в краткие сроки (из наибольшего числа идей выбираются лучшие);

– метод абстрактных аналогий и ассоциаций – создание яркого эмоционального отклика в изображениях и его передача в обобщенной целостной графической форме;

– метод эргономики – приведение проектируемых объектов и изображений в соответствие с окружающим пространством и психолого-физиологическими данными человека (в данном случае следование закономерностям зрительного восприятия);

– метод морфологического анализа – анализ и синтез элементов проектируемого объекта или изображения, логическое построение формы (общая форма – вариативность компонентов в ней – оптимальность повторений и пр.).

На втором этапе, в процессе эскизирования, проходили просмотры с участием экспертов и организаторов гранта, а также наставников команд для корректировки и выбора наилучших вариантов, подлежащих утверждению (рис. 2). Ценным на данном этапе являлось тесное взаимодействие всех участников и объединение элементов разных эскизов в единую композицию.

 

Рис. 2. Примеры итоговых эскизов для росписи межэтажных пространств вуза

 

На третьем этапе осуществлялась реализация утвержденных эскизов в институте строительства, архитектуры и искусства МГТУ им. Г.И. Носова. В разработку вошли три локации межэтажных пространств, которые необходимо было объединить в единое стилевое и композиционное решение. Таким образом, каждый участник чувствовал свою причастность к созданию проектного решения и повышал собственный уровень самоконтроля и самореализации в творческой деятельности. Данный этап является практико-ориентированным и направлен на изучение теоретических основ работы с материалами, инструментами и техниками и внедрение их в практику интерьерной росписи. Изучив в теории свойства выбранных материалов, студенты начали практическое освоение работы материалом и инструментами. Перенос эскизов осуществлялся методом проекции на стену. Работа осуществлялась в соответствии с технологиями интерьерной росписи (рис. 3).

 

Рис. 3. Реализация третьего этапа на одной из локаций межэтажного пространства

 

Эффективность выполненной работы была оценена экспертной комиссией; по результатам оценки команды были награждены.

Кроме этого, итоговые работы проходили дополнительную оценку в течение месяца эксплуатации для обобщения полученных результатов. В данном процессе были задействованы все участники образовательной среды вуза – студенты, преподаватели, руководители. Итоги представлены в табл. 2.

 

Таблица 2. Оценка реализованных проектов в эксплуатационный период

Критерии оценки творческих проектных работ гранта «История в красках» в эксплуатационный период (100-балльная система)

Оценка руководителей

Оценка преподавателей

Оценка студентов

Суммарная оценка дизайн-проекта

Функционально-эргономические (целевое назначение, соответствие зрительному восприятию и параметрам помещения)

95

90

97

94

Художественно-эстетические (композиция, гармоничность и целостность, соответствие заявленной концепции)

90

85

95

90

Технологические (технология выполнения, срок презентабельности, долговечность)

80

70

85

78,3

ИТОГО

87,4

 

В целом результаты оказались достаточно высокими, но в эксплуатационный период были выявлены некоторые неточности, недостатки. Однако этот опыт оказался положительным и дающим возможность дальнейшей корректировки и совершенствования методов, форм и средств проектной деятельности студентов.

Включение студентов в коллективную экспериментальную работу гранта «История в красках» было успешным решением для повышения уровня их самореализации в творческой деятельности. Студенты в полной мере почувствовали себя экспериментаторами, первопроходцами в освоении технологий и материалов в процессе воплощения творческих проектов. Повышенная творческая активность на протяжении всей работы свидетельствовала, что такая форма конкурсной деятельности в большей степени мотивирует студентов не только к получению достойного вознаграждения, но и к самому участию в гранте. В процессе самореализации в творчестве соединялись воедино все имеющиеся знания, полученные навыки и умения, а также обретенный практический опыт и желание усовершенствовать материальный мир вокруг себя.

Обсуждение и заключение

Реализация студенческих грантов как эффективной формы конкурсной деятельности студентов позволяет закрепить необходимые в профессиограмме дизайнера качества:

– генерация идей в коллективном взаимодействии в сжатые сроки;

– соперничество и конкуренция как форма повышения инициативности, активности, самореализации;

– повышение уровня освоения материалов основной образовательной программы с осознанием значимости результатов обучения в профессиональной самореализации;

– социальная и психологическая адаптация к условиям, приближенным к реальной профессиональной деятельности;

– положительная мотивация к профессиональному карьерному росту.

Таким образом, формирование профессионального самоопределения студентов в реализации грантов выступает мощным инструментом, снимающим психологический барьер в творчестве, умственные ограничения и стереотипы. В проектах выражена реализация комплекса традиционных и эвристических методов, где каждый реализуемый метод предъявляет свои требования к творческим способностям, одновременно способствуя проявлению скрытого потенциала. Это позволяет студентам производить мысленное моделирование, воображать и оценивать максимальное количество вариантов решения проектной задачи.

Следует отметить, что реализация гранта, конечно, не исчерпывает всей полноты дизайн-деятельности. Коллектив института строительства, архитектуры и искусства активно продолжает исследования по комплексному формированию профессионального самоопределения студентов на всех стадиях профессиональной подготовки в системе «бакалавриат – магистратура – аспирантура».

×

Об авторах

Анна Владимировна Екатеринушкина

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Автор, ответственный за переписку.
Email: savsof@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4734-118X

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн», институт строительства, архитектуры и искусства

Россия, 455000, г. Магнитогорск, Челябинская обл., пр. Ленина, 38

Юлия Сергеевна Антоненко

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Email: antilopa632@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9840-5716

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн», институт строительства, архитектуры и искусства

Россия, 455000, г. Магнитогорск, Челябинская обл., пр. Ленина, 38

Список литературы

  1. Вандышева О.В. Развитие творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности: дис. … канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2005. – 163 с. – EDN NNJGQR.
  2. Мишуковская Ю.И., Усатая Т.В., Дерябина Л.В. Развитие творческого потенциала студентов в рамках олимпиады по инженерной и компьютерной графике // Геометрия и графика. – 2020. – Т. 8. – № 1. – С. 65–72. – doi: 10.12737/2308-4898-2020-65-72. – EDN MKZJNL.
  3. Немцева Ю.С. Самоопределение будущих дизайнеров в процессе обучения «технической графике» // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2007. – № S (76). – С. 177–181. – EDN MSSELV.
  4. Соколов М.В. Особенности модели подготовки дизайнера в современном вузе // Интеграция науки и образования в системе «Школа – колледж – вуз»: материалы Национальной научно-практической конференции, Новосибирск, 30 октября – 1 ноября 2019 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. – С. 150–157. – EDN HEDYWJ.
  5. Соколов М.В. Построение маршрутов при проектировании объектов декоративно-прикладного искусства и дизайна // Архитектура. Строительство. Образование. – 2014. – № 2 (4). – С. 78–87. – EDN SABFWN.
  6. Винокурова Н.В. Конкурсная деятельность как фактор развития студенческого самоуправления // Вестник Вятского государственного университета. – 2013. – № 2–1. – С. 141–145.
  7. Козина И.Л., Поховцева Г.П. Конкурсное движение – инновационный фактор развития общества // Образование. Карьера. Общество. – 2014. – № 3. – С. 17.
  8. Соловьева С.И., Тохтуева Т.В. Конкурсная деятельность как средство повышения профессиональной подготовки студентов в сфере информационных технологий // Бизнес. Образование. Право. – 2019. – № 3 (48). – С. 437–442. – doi: 10.25683/VOLBI.2019.48.343. – EDN OPRWLY.
  9. Бердашкевич А.П. Об уточнении понятия «грант» в российском законодательстве // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2003. – Т. 3. – С. 8–19.
  10. Гайнеев Э.Р. Возможности индивидуализации обучения в конкурсах профессионального мастерства // Профессиональное образование и рынок труда. – 2017. – № 2. – С. 46–48 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-individualizatsii-obucheniya-v-konkursah-professionalnogo-masterstva (дата обращения: 16.08.2024).
  11. Ильина Т.И. Конкурсная деятельность как форма развития профессиональных качеств студентов // Образование. Карьера. Общество. – 2014. – № 3 (42) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkursnaya-deyatelnost-kak-forma-razvitiya-professionalnyh-kachestv-studentov (дата обращения: 22.03.2024).
  12. Жданова Н.С. Развитие дизайнерского мышления студентов в процессе критической деятельности // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: Тезисы докладов 77-й международной научно-технической конференции, Магнитогорск, 22–26 апреля 2019 г. Т. 1. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. – С. 528. – EDN QGPHGH.
  13. Zhdanova N.S., Ekaterinushkina A.V., Grigoriev A.D. et al. The impact integrative model of the project graphics training on the design education. Espacios. 2019. Vol. 40. No. 29. P. 3. – EDN CWCBTX.
  14. Екатеринушкина А.В., Антоненко Ю.С. Интегративный подход в учебном проектировании // Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна. – 2019. – № 1. – С. 50–55. – EDN XVWONZ.
  15. Савицкая А.В. Практико-ориентированный подход в обучении: обзор зарубежной литературы и проблема реализации в вузе // European Social Science Journal. 2013. № 4 (23). С. 66–74.
  16. Гришин А.В. Обеспечение качества профессиональной подготовки студентов на основе деятельности // Вестник ЧГПУ. – 2010. – № 1. – С. 48–57.
  17. Ekaterinushkina A.V., Antonenko Yu.S., Salyaeva T.V. et al. Development Of Professional Interest In Design And Graphic Activities In Future Designers. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS: 3 rd International Scientific Conference "Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism" dedicated to the 80th Anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich, Grozny, February 27–29, 2020. European Publisher, 2020. Pр. 1705–1711. – doi: 10.15405/epsbs.2020.10.05.224. – EDN GEWYTA.
  18. Екатеринушкина А.В. Профессиональная направленность студентов-дизайнеров в проектной деятельности // Социальные и психологические проблемы современного образования: Материалы Всероcсийской научно-практической конференции, Иркутск, 29 ноября 2018 г. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. – С. 178–183. – EDN PNVZUF.
  19. Екатеринушкина А.В. Пути эффективного формирования профессионального интереса студентов в проектной деятельности // Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна. – 2018. – № 2. – С. 72–77. – EDN MJCZBZ.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Модель реализации гранта «История в красках»

Скачать (524KB)
3. Рис. 2. Примеры итоговых эскизов для росписи межэтажных пространств вуза

Скачать (908KB)
4. Рис. 3. Реализация третьего этапа на одной из локаций межэтажного пространства

Скачать (475KB)

© Екатеринушкина А.В., Антоненко Ю.С., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.