The role of creative abilities of future socio-cultural sphere specialists in the formation of professional skills
- Authors: Kurina V.A.1, Sherstnev A.V.1
-
Affiliations:
- Samara State Institute of Culture
- Issue: Vol 22, No 1 (2025)
- Pages: 59-74
- Section: Theory and methodology of education
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/629257
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2025.1.5
- ID: 629257
Cite item
Full Text
Abstract
The study presents the authors’ opinion about the importance of professional skills formation through creative abilities, which are realized in the process of training future specialists of socio-cultural sphere (SCS). The clarification of the basic concepts allowed us to delve deeper into the research problem and to identify the interrelation of SCS categories within the creative space. The professional skills of future SCS specialists are characterized and a set of characteristics of a modern SCS specialist is proposed, which can become the basis for the development of universal requirements for the job responsibilities of such a specialist. The authors paid special attention to the experimental work and generalization of the obtained research results. The survey conducted among the students of 1–5 courses of training directions 51.03.02 Folk Art Culture, 51.03.03 Social and Cultural Activity allowed to determine the role of creative abilities in their future professional activity and to confirm the importance of professional skills in the structure of creative abilities of a modern SCS specialist.
Keywords
Full Text
Введение
Современные преобразования в обществе (политические, экономические, социальные), внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта в профессиональную сферу, расширение направлений деятельности в креативных индустриях предъявляют новые требования к профессиональным навыкам и личностным характеристикам будущих специалистов СКС. В связи с этим на систему профессионального образования возлагаются соответствующие цели и задачи, связанные с подготовкой специалиста, отвечающего потребностям работодателей и социального заказа. Возникает проблема исследования, включающая в теоретическом плане определение методологических основ формирования профессиональных навыков будущих специалистов СКС, а в эмпирическом плане – выявление роли креативных способностей как структурного элемента комплекса характеристик современного специалиста СКС.
Аналитический обзор публикаций по рассматриваемой проблеме позволяет сказать, что в соответствии с актуальным на сегодняшний день запросом личностные характеристики и профессиональные навыки будущего специалиста СКС должны включать в себя коммуникативные и организационные навыки, способность работать в команде, творческое мышление [1–6], компетентность, гибкость и адаптивность, креативные способности. Интерес ученых к теме исследования позволяет говорить об актуальности заявленной проблемы.
Обзор литературы
Уточним основные понятия нашего исследования.
В этимологическом словаре русского языка термин «навык» трактуется следующим образом: от русского глагола «выкнуть», а именно «выкну, привыкнуть» (что ближе к слову «привычка»), с добавлением приставки «на» – «навыкнуть». В.И. Даль истолковывает слово «навыкать» как находиться в процессе приобретения опыта, развивать навык в чем-то, приобретать мастерство [7].
В педагогическом словаре навык рассматривается как действие, доведенное до автоматизма путем многократного повторения [8].
Навыки – это знания и способности, которые человек приобретает для реализации каких-либо задач.
Дефиниция «профессиональные навыки» в терминологическом словаре-справочнике по психолого-педагогическим дисциплинам трактуется как действия, связанные с выполнением профессиональной деятельности, ставшие автоматическими в результате многократных повторений [9].
В докладе Partnership for 21st Century Skills приводится список базовых способностей и навыков, называемых «4К»: коммуникация, коллаборация, критическое мышление и креативность, которыми должны овладеть все учащиеся, чтобы добиться успеха в будущей профессиональной деятельности [10].
Эксперты Global Education Futures и World Skills Russia в своем докладе к числу главных навыков XXI века относят экологическое мышление, креативность, эмоциональную и цифровую грамотность, а также кросскультурность [11].
И.Э. Соколовская под базовыми навыками понимает личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни [12].
На основании вышеизложенного базовые навыки будущего специалиста СКС можно представить следующим образом (см. таблицу 1).
Таблица 1. Базовые навыки будущего специалиста СКС
Базовый навык | Действие |
Творчески и креативно мыслить | Мыслить нестандартно и создавать что-то новое при автоматизации повседневных задач |
Самообучаться | Постоянно обновлять свои знания и навыки на протяжении всей карьеры, самостоятельно изучать новые методы и технологии |
Оценивать воздействие на окружающую среду | Понимать ценности каждого живого элемента в окружающем мире и осознавать оценку своих действий с учетом их воздействия на благополучие планеты |
Осуществлять коммуникацию с представителями различных культур | Понимать, уважать и принимать культурные различия, уметь эффективно взаимодействовать с представителями других культур |
Владеть цифровой грамотностью | Свободно использовать цифровые технологии для достижения профессиональных целей |
Обладать эмоциональной грамотностью | Контролировать и выражать собственные эмоции, а также осознавать и проявлять сочувствие к эмоциям других людей |
В современном образовании формируются профессиональные навыки, которые соответствуют требованиям к будущим специалистам СКС не только федеральных государственных образовательных стандартов, но работодателей.
Л.И. Губарева делает акцент на том, что «работодатели определяют возможности будущих специалистов СКС в представленных ими должностных обязанностях современного специалиста, а также формируют требования к уровню сформированных профессиональных навыков» [13].
Результаты проведенных исследований позволяют выделить восемь основных навыков, предъявляемых работодателями к будущим специалистам СКС:
- Образование: необходимо наличие специального (профильного) образования в области культуры и искусства.
- Опыт работы: наличие опыта работы в учреждениях культуры и досуга, а также опыт участия в организации социально-культурных мероприятий.
- Организационные навыки: умение планировать и координировать различные культурные мероприятия, управлять проектами и ресурсами.
- Коммуникативные навыки: навыки общения, умение работать в команде, убеждать и вдохновлять других.
- Творческое мышление и креативность: творческое мышление, способность к реализации инноваций и развитию новых идей в сфере культуры и досуга.
- Знание законодательства: владение основами законодательства в области культуры и досуга, а также умение применять их на практике.
- Умение работать в коллективе: способность к эффективному сотрудничеству с коллегами, умение решать конфликты и достигать общих целей.
- Технические навыки: в зависимости от конкретной должности – умение работать с компьютером, звуковым и световым оборудованием, программами для монтажа видео и т. д. [14].
Кроме того, ученые П.В. Гасс, В.А. Мальцева, П.С. Сорокин рассматривают профессиональные навыки как квалификационное ядро профессии, основу профессионального и высшего образования [15].
В настоящее время профессиональные навыки принято классифицировать как «жесткие» и «мягкие».
«Жесткие» навыки – это прямые профессиональные или технические умения, которые включают в себя конкретные знания и умения, необходимые для выполнения определенных задач» [16] (владение программным обеспечением, знание иностранных языков или умение работать с определенным оборудованием), результат которых мы проверяем и измеряем. «Мягкие» навыки (способность эффективно коммуницировать, работать в команде, управлять временем и адаптироваться к изменениям) – это навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. Это характеристики, которые способствуют повышению производительности и эффективности специалиста в его профессиональной деятельности.
Н.Н. Локтаева дает следующее определение: «мягкие» навыки – набор личностных характеристик, обеспечивающих эффективность взаимодействия и продуктивность в рабочем пространстве» [17].
В отличие от «жестких» навыков, которые часто связаны с конкретными задачами или профессиями, «мягкие» навыки обладают гораздо более широкой областью использования и не ограничиваются лишь профессиональной деятельностью. Однако в большинстве существующих образовательных программ акцент по-прежнему делается на «жесткие» навыки. Это связано с тем, что владение «жесткими» навыками часто является основным требованием для выполнения профессиональных обязанностей в определенной сфере. «Мягкие» навыки лишь дополняют основную учебную программу.
Предполагается, что «жесткий» навык – это собственно деятельность человека, а «мягкий» как бы обрамляет эту деятельность, придает ей дополнительные характеристики. В нашем случае такие характеристики, как гибкость, способность работать в команде, могут выступать как «мягкие» навыки.
Л.И. Губарева считает, что «основными критериями при оценке уровня обладания отдельным навыком являются профессиональные характеристики» [13]. Аналитическая работа с публикациями позволила выделить некоторые структурные элементы, которые могут быть включены в универсальные требования к должностным обязанностям специалиста СКС:
– творческое мышление и креативность;
– способность к быстрому (само)обучению;
– командная работа;
– коммуникация [13].
С.И. Гусев и Л.И. Лазарева в своем исследовании подчеркивают, что подготовка бакалавров социально-культурной деятельности должна быть ориентирована на новые профессии, требующие наличия совокупности системных знаний и умений, компетенций, которые формируются в результате профессионального обучения [١8]. Новые профессии социально-культурной сферы описаны в «Атласе новых профессий», разработанном Агентством стратегических инициатив и специалистами Московской школы управления «Сколково» [18].
Общим свойством, объединяющим федеральный государственный образовательный стандарт 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» и «Атлас новых профессий», является мультипрофильность. Она связана с универсальными («мягкими») навыками, которые позволяют специалисту реализовывать себя в различных сферах, областях и видах профессиональной деятельности [18]. В них исследователи Гусев и Лазарева включают:
– системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними, в том числе системная инженерия);
– программирование / искусственный интеллект (в некоторых областях конкурировать с машинами бесполезно, но можно стать незаменимым для работодателя, научившись настраивать системы искусственного интеллекта под выбранные человеком задачи; как минимум полезно освоить программирование на базовом уровне – стандартного набора компьютерной грамотности скоро будет уже недостаточно);
– навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях);
– умение управлять проектами и процессами;
– клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя;
– мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским языком, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах);
– умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми;
– работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменения условий работы, распределять ресурсы и управлять) [19].
В приказе Росстандарта от 30 августа 2007 г. № 2358 профессиональные навыки определяются как «способность, умение применять на практике в повседневной служебной деятельности теоретические знания в соответствии с уровнем профессионального образования при замещении должности государственной гражданской службы…» [20].
Исследователи И.А. Волошина и П.Н. Новиков в своей работе понимают под профессиональными навыками навыки, заключающиеся в способности применения профессиональных знаний, которыми необходимо обладать для исполнения обязанностей по должностям конкретных категорий и групп должностей [20].
Учитывая определения понятий «навык» и «профессиональный навык», можно сказать, что профессиональные навыки – это интеллектуальные и специальные способности (качества), которыми обладает будущий специалист СКС для реализации профессиональных задач.
Под способностью понимается синтез свойств личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней. Выделяют два основных вида способностей [21]: общие способности отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности; под специальными способностями понимается система свойств личности, которая помогает достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности; специальные способности (качества) отвечают более узкому кругу требований данной деятельности [22], для осуществления которых необходимы возможности особого рода и их развитие [23]. При этом любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. Специальные способности есть общие способности, которые приобрели черты оперативности под влиянием требований деятельности [24].
Интеллектуальные способности – это индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности [25].
М.А. Холодная выделяет следующие основные аспекты функционирования интеллекта, характеризующие типы интеллектуальных способностей: конвергентные способности, креативность (дивергентные способности), обучаемость, понятийные, метакогнитивные, интенциональные способности [25].
Особое место среди способностей специалиста СКС занимают креативные способности. Их относят к специальным способностям [26], которые позволяют ему успешно осуществлять профессиональную деятельность, а именно:
– творческое мышление: способность находить нестандартные решения, генерировать новые идеи и придумывать инновационные подходы к решению проблем;
– визуализация: умение представить информацию в виде графических образов, диаграмм, схем, видео или других визуальных форматов для более эффективного восприятия и коммуникации;
– креативность: способность создавать и реализовывать уникальные проекты, мероприятия, выставки, концерты и другие социокультурные события, учитывая все аспекты и детали;
– эмпатия и межкультурная коммуникация: умение понимать чувства, потребности и ценности других людей, работать в команде, налаживать контакты с различными культурами и адаптироваться к разнообразным социокультурным средам;
– исследовательский подход: способность проводить анализ социокультурных явлений, изучать тенденции в развитии культуры и общества, искать новые направления и возможности для творческой деятельности;
– коммуникативные навыки: умение эффективно общаться с различными аудиториями, выступать перед публикой, убеждать и вдохновлять людей на совместные проекты.
Креативность (от англ, creative – творческий, созидательный) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности; способность сделать, осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства [27].
Л.Б. Ермолаева-Томина рассматривает креативность как личностную способность к творчеству [28].
Креативные способности будущего специалиста СКС – это характеристики личности, включающие мыслительные, личностные и профессиональные способности, формирующиеся на основе творческих задатков и определяющие успешность осуществления любой деятельности, носящей творческий характер [29].
На основании вышеизложенного можно определить место креативных способностей в структуре профессиональных навыков (см. рисунок 1).
Рис. 1. Структура профессиональных навыков
В структурных элементах интеллектуальных и специальных способностей (качеств) креативность занимает особое положение.
Дивергентные способности (или креативность) будущего специалиста СКС – это интеллектуальные способности, проявляющиеся в готовности выдвигать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности [25].
Е.И. Мещерякова в своей работе определила креативность как «совокупность мыслительных и личностных способностей (качеств), способствующих становлению и проявлению творчества» [30].
Другой автор, Ю.С. Медведева, раскрывает понятие «креативность» как характеристику, отражающую творческий потенциал личности [31].
Л.С. Дикая считает, что творческая характеристика будущего специалиста СКС, которая может проявляться в способности стремительно продуцировать неожиданные оригинальные и полезные идеи, находить решения в нестандартных ситуациях, принимать новое, импровизировать, и является креативностью [32].
На наш взгляд, креативность как личностная характеристика – это способность будущего специалиста СКС к генерированию новых оригинальных идей, созданию инновационных проектов и программ, поиску уникальных решений в профессиональной деятельности.
Таким образом, можно сказать, что креативные способности будущего специалиста СКС занимают важное место в формировании профессиональных навыков.
Материалы и методы
Исследование, проведенное в ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры» с участием студентов 1–5-х курсов направлений подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», базируется на педагогических и психологических теориях о креативных способностях, а также на существующих разработках по вопросам в сфере профессионального образования. Для проведения исследования был применен комплексный подход, включающий в себя теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования [33], а также анкетный онлайн-опрос. Анкетирование включало в себя следующие этапы:
– планирование опроса участников;
– разработка анкеты;
– опрос;
– обработка результатов;
– анализ результатов.
Результаты исследования
С целью выявления сформированности знаний студентов о креативных индустриях и важности владения креативными способностями будущими специалистами СКС нами был проведен опрос студентов 1–5-х курсов направлений подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», 51.03.03 «Социально-культурная деятельность».
Опросник включал 13 вопросов открытого и закрытого типа, четыре из которых требуют однозначного ответа, четыре – позволяют выбрать два ответа и более из предложенных, два – позволяют респонденту вписать собственные ответы, а остальные вопросы предполагают ответы информационного характера относительно респондентов, поскольку определяют пол, возраст и прочие характеристики опрашиваемых.
Результаты исследования показали, что 71,4 % респондентов знают, что такое креативные индустрии, и перечисляют их направления. Это свидетельствует об интересе респондентов к этому вопросу и их знаниях о креативных индустриях.
28,6 % респондентов испытывают трудности при формулировке определения «креативные индустрии». Можно сказать, что часть участников опроса мало знакома с этим направлением деятельности и/или не имеет явного понимания, что включает в себя понятие «креативные индустрии». Возможно, для них это понятие – новое и они не имеют достаточной информации о нем.
74,3 % опрошенных утверждают, что их будущая профессия связана с креативными индустриями, респонденты видят себя работающими в этой сфере. В то же время 25,7 % опрошенных затрудняются с ответом, что свидетельствует о неопределенности или недостаточном понимании студентами возможностей связать свою будущую профессию с креативными индустриями.
Никто из опрошенных не утверждает, что его будущая профессия не связана с креативными индустриями. Это доказывает ценность и важность креативных индустрий в студенческой среде.
21,2 % респондентов определяют необходимое качество креативного специалиста – творческое начало, что подтверждает значение творческого мышления и способности генерировать новые идеи в будущей профессиональной деятельности. Второе и третье места, по мнению респондентов, занимают такие качества креативного специалиста, как коммуникабельность (19,2 %) и уверенность (18,5 %), что указывает на необходимость владения коммуникативными навыками и уверенностью в себе при работе в креативных индустриях. Также отмечается значимость таких характеристик, как самоорганизованность (14,4 %), осведомленность (12,3 %) и стрессоустойчивость (11,6 %), необходимых для организации продуктивной деятельности, эффективного применения профессиональных знаний в сфере культуры и эффективного управления стрессом. Перфекционизм студенты назвали наименее важным качеством для креативного специалиста (2,7 %). Это свидетельствует о том, что, по мнению будущих специалистов СКС, в креативных индустриях больше ценится способность к экспериментированию и открытость новым идеям, чем стремление к идеальности [34].
Наиболее значимыми качествами, отличающими креативную деятельность от других, респонденты считают вдохновленность, фантазию и чуткость к противоречиям. В профессиональной сфере эти качества позволяют будущим специалистам быть творческими, находить нестандартные решения и видеть вещи с другой стороны. Необходимо отметить, что эти качества были выбраны наибольшим количеством респондентов (29,1 %). Можно говорить об их высокой значимости для креативной деятельности. 20,4 % студентов считают, что гибкость ума и раскованность мыслей, чувств также являются существенными качествами для успешной работы в креативных индустриях. Они позволяют адаптироваться к новым ситуациям, видеть мир с разных сторон и проявлять творческий подход в решении задач. Высокая результативность в случае согласования индивидуальных и организационных целей также была выделена опрошенными (14,6 %) как важное качество для успешной креативной деятельности. По мнению студентов, для достижения успеха в креативных индустриях нужно уметь совмещать личные цели с целями организации.
Творчество (30,1 %) и оригинальность (28,3 %) воспринимаются опрошенными как ключевые компоненты креативности, что подтверждает тесную связь между креативностью и способностью придумывать новые идеи и подходы. Гибкость занимает третье место с результатом 18,6 %. Гибкость как компонент креативности позволяет адаптироваться к изменяющимся условиям, быстро реагировать на новые вызовы и находить нестандартные решения. Следующими компонентами стали озарение и внимательность, которые имеют равное количество ответов (8,8 %). Озарение может быть связано с моментом вдохновения, когда внезапно приходит новая идея или решение, а внимательность помогает замечать детали, которые могут быть ключевыми для успешного выполнения задачи. Точность и беглость получили меньшую поддержку – 3,5 и 1,8 % соответственно, что, по мнению опрошенных, может указывать на их менее значимую роль в структуре креативности.
Большинство респондентов (71,4 %) считают, что креативные способности будущего специалиста в социально-культурной сфере влияют на его профессиональную деятельность. Это свидетельствует о том, что в студенческой аудитории, которая предполагает связать свою профессиональную деятельность с креативными индустриями, ценится креативный подход, способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения и творчески подходить к задачам. 17,1 % респондентов затруднялись в ответе, т. е. они не выявляют явной связи между креативностью и успешной профессиональной деятельностью в креативных индустриях, а 11,4 % участников считают, что креативные способности не влияют на профессиональную деятельность будущего специалиста СКС.
На вопрос о наличии достаточного количества креативных сообществ и организаций в Самаре 40 % опрошенных ответили положительно. По мнен6ию студентов, город обладает развитым креативным сообществом. 37,1 % опрошенных затруднились ответить на вопрос о наличии креативных сообществ и организаций. Можно сказать, что респонденты не имеют достаточной информации о наличии таких сообществ в городе или не уделяют им должного внимания. И 22,9 % опрошенных ответили отрицательно, считая, что креативных сообществ и организаций в Самаре не хватает, и указали на то, что город нуждается в большем развитии креативной индустрии и создании новых сообществ и организаций.
На вопрос о проведении достаточного количества творческих мероприятий в Самаре 57,1 % опрошенных ответили утвердительно. Большинство опрошенных считают, что в Самаре развита культурная среда и предлагается достаточное количество творческих мероприятий. 28,6 % опрошенных ответили отрицательно и не удовлетворены текущим количеством и уровнем разнообразия творческих событий в городе. 14,3 % опрошенных затруднились ответить на вопрос о проведении творческих мероприятий, так как не обладают достаточной информацией о проводимых мероприятиях или не участвуют в них активно.
Почти половина опрошенных (48,6 %) положительно оценили развитость креативной среды в Самаре, считая, что город обладает развитой креативной средой, которая способствует развитию и поддержке творческих и инновационных идей. 28,6 % опрошенных ответили отрицательно, считая, что креативная среда в городе не развита. Возможно, они ожидают большего в этой области. И 22,9 % опрошенных затруднились ответить на вопрос о развитости креативной среды. Это может свидетельствовать о том, что респонденты не имеют достаточной информации.
Обсуждение и заключение
В статье представлены теоретико-методологические основы, позволившие определить значимость поставленной проблемы. Уточнены основные понятия, что позволило сформулировать необходимые выводы по разработке и проведению экспериментальной работы. Эта работа подтвердила значимость креативных способностей у будущих специалистов СКС при формировании профессиональных навыков. Установлено, что для организации и проведения социально-культурных проектов, программ важно владеть как «жесткими», так и «мягкими» навыками, а также обладать определенными личностными характеристиками.
Проведенный среди студентов опрос подтвердил наше предположение о роли креативных способностей как структурного элемента профессиональных навыков современного специалиста СКС и их значение в комплексе универсальных характеристик будущих специалистов социально-культурной сферы.
Отраженные в работе теоретические аспекты и экспериментальные данные позволяют говорить о достижении поставленной цели и решении проблемы исследования в обозначенных нами направлениях. Полученные результаты определили необходимость включения в процесс обучения студентов направлений подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» спецкурсов, направленных на формирование креативных способностей как структурных элементов профессиональных навыков обучающихся.
Дальнейшее исследование по рассматриваемой проблеме предполагает опытно-экспериментальную работу с профессионалами креативных индустрий, что позволит дополнить и уточнить результаты.
About the authors
Vera A. Kurina
Samara State Institute of Culture
Author for correspondence.
Email: kurinava@samgik.ru
Doc. Ped. Sci., Professor at the Department of Economics and Management of Socio-Cultural Activity, Professor
Russian Federation, 167, Frunze st., Samara, 443010Alexander V. Sherstnev
Samara State Institute of Culture
Email: laryk@bk.ru
Postgraduate Student in the field of Methodology and Technology of Professional Education
Russian Federation, 167, Frunze st., Samara, 443010References
- Bogoyavlenskaya D.B. Intellektual’naya aktivnost’ kak psihologicheskij aspekt izucheniya tvorchestva [Intellectual activity as a psychological aspect of studying creativity]. Issledovanie problem psihologii tvorchestva / Pod red. Ya.A. Ponomareva. Moscow: Nauka, 1983. Рр. 191–194.
- Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva [Psychology of art]. Rostov-na-Donu: Feniks Publ., 1998. 480 р.
- Ponomarev Ya.A. Psihologiya tvorchestva [The psychology of creativity]. Moscow: Nauka Publ., 1976. Р. 173.
- Psihologiya tvorchestva: shkola Ya.A. Ponomareva. Pod red. D.V. Ushakova [Psychology of creativity: the school of Ya.A. Ponomarev / Edited by D.V. Ushakov]. Moscow: Institut psihologii RAN Publ., 2006. 624 р. (Nauchnye shkoly IP RAN).
- Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii: V 2 t. T. II [Fundamentals of General Psychology: In 2 vols. Vol. II]. Moscow: Pedagogika Publ., 1989. 328 р.
- Rubinshtejn S.L. Problema sposobnostej i voprosy psihologicheskoj teorii [The problem of abilities and questions of psychological theory]. Hrestomatiya po vozrastnoj psihologii: ucheb. posobie. Sost. L.M. Semenyuk. Moscow: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social’nogo instituta; Voronezh: MODEK Publ., 2003. Рр. 91–107.
- Dal’ V.I. Tolkovyj slovar’ zhivogo velikorusskogo yazyka. T. II [Explanatory dictionary of the living Great Russian language. Vol. II]. Moscow: OLMA-PRESS Publ., 2004. 624 р.
- Burmistrova M.N., Vasil’eva L.L., Kashcheeva A.V. i dr. Social’no-pedagogicheskij slovar’ [Socio-pedagogical dictionary]. Saratov: Nauka Publ., 2007. 116 р.
- Terminologicheskij slovar’-spravochnik po psihologo-pedagogicheskim disciplinam: slovar’-spravochnik. Avt.-sost.: T.M. Barinova i dr. [Terminological dictionary-reference book on psychological and pedagogical disciplines: dictionary-reference book. Author-comp.: T.M. Barinova et al.] Magadan: Ohotnik Publ., 2011. 112 р.
- Tornhill-Miller B., Kamarda A., Mers’e M. i dr. Kreativnost’, kriticheskoe myshlenie, obshchenie i sotrudnichestvo: ocenka, sertifikaciya i prodvizhenie navykov 21 veka dlya budushchego raboty i obrazovaniya [Creativity, critical thinking, communication and collaboration: assessing, certifying and promoting 21st century skills for the future of work and education]. Zhurnal razvedki. 2023. No. 11 (3) : 54. https://doi.org/10.3390/jintelligence11030054 (accessed May 08, 2024).
- Navyki budushchego dlya 2020-h: Novaya Nadezhda: doklad GEF &WorldSkillsRussia [Skills of the Future for the 2020s: A New Hope: report by GEF & WorldSkillsRussia]. https://rda.worldskills.ru/storage/app/media/Reports/2020%20Future%20Skills%202.0/Future%20Skills%20for%20the%202020s_A%20New%20Hope_RU.pdf (accessed January 12, 2024).
- Sokolovskaya I.E. Bazovye navyki i ih vliyanie na process formirovaniya kompetencij studentov [Basic skills and their impact on the process of forming students’ competencies]. Vnedrenie evropejskih standartov i rekomendacij v sistemy garantii kachestva obrazovaniya. Moscow, 2012. Р. 48.
- Gubareva L.I., Baranova S.V., Biryukova N.P. Professional’nye navyki i professional’nye umeniya v sisteme podgotovki kadrov SPO: osnovnye podhody i opredeleniya [Professional skills and professional skills in the vocational training system: basic approaches and definitions]. Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i social’nye nauki. 2017. No. 1 (74). https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-navyki-i-professionalnye-umeniya-v-sisteme-podgotovki-kadrov-spo-osnovnye-podhody-i-opredeleniya (accessed February 18, 2024).
- Prikaz Minzdravsocrazvitiya RF «Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashchih, razdel "Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov kul’tury, iskusstva i kinematografii" ot 30.03.2011 No. 251n (Zaregistrirovano v Minyuste RF 24.05.2011 No. 20835) [Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation «On approval of the Unified Qualification Directory of positions of managers, specialists and employees, section "Qualification characteristics of positions of workers in culture, Art and Cinematography" dated 30.03.2011 No. 251n (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 24.05.2011 No. 20835)]. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=179629 (accessed July 11, 2024).
- Sorokin P.S., Mal’ceva V.A., Gass P.V. Professional’nye navyki i ih ocenka v novyh institucional’nyh usloviyah: diskussii, problemy i perspektivy [Professional skills and their assessment in the new institutional environment: discussions, problems and prospects]. Journal of Institutional Studies. 2022. No. 14 (3). Рр. 59–73. doi: 10.17835/2076-6297.2022.14.3.059-073.
- Chem otlichayutsya «myagkie» navyki (soft skills) ot «zhestkih» (hard skills) i kak ih izmerit’? [What is the difference between «soft» skills and «hard» skills and how to measure them?]. HABR.com. https://habr.com/ru/users/Mehmetbey/publications/articles/ (accessed May 01, 2024).
- Loktaeva N.N. Ponyatie "myagkie navyki" kak pedagogicheskaya kategoriya: sushchnost’ i soderzhanie [The concept of "soft skills" as a pedagogical category: essence and content]. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2019. No. 4 (64). Рр. 28–35.
- Lazareva L.I., Gusev S.I. Modernizirovannye standarty specialista v oblasti social’no-kul’turnoj deyatel’nosti: problemy razrabotki professional’nyh kompetencij v kontekste professij budushchego [Modernised standards of a specialist in the field of socio-cultural activities: problems of developing professional competencies in the context of future professions]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. 2019. No. 3 (76). Рр. 46–49.
- Atlas novyh professij [Atlas novyh professij]. Shkola upravleniya SKOLKOVO. https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas_2.0.pdf (accessed January 11, 2024).
- Prikaz Rostekhregulirovaniya "Ob organizacii raboty po provedeniyu konkursov na zameshchenie vakantnyh dolzhnostej federal’noj gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby Rossijskoj Federatcii v Federal’nom agentstve po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii" (vmeste s "Poryadkom provedeniya Konkursnoj komissiej Federal’nogo agentstva po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii konkursov na zameshchenie vakantnyh dolzhnostej federal’noj gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby v central’nom apparate Federal’nogo agentstva po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii i formirovaniya kadrovogo rezerva putem konkursnogo otbora", "Trebovaniyami k kandidatam na zameshchenie vakantnyh dolzhnostej federal’noj gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby v Federal’nom agentstve po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii" ot 30 avgusta 2007 g. № 2358 [Rostec Regulation Order "On the organization of work on holding tenders for Vacant Positions of the Federal State Civil Service of the Russian Federation in the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology" (together with the "Procedure for holding tenders by the Competition Commission of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology for vacant positions of the Federal State Civil Service in the central office of the Federal Agency for technical regulation and metrology and the formation of a personnel reserve through competitive selection", "Requirements for candidates to fill vacant positions of the Federal State Civil Service in the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology" dated August 30, 2007 No. 2358]. Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 2007. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84078/ (accessed January 11, 2024).
- Voloshina I.A., Novikov P.N. Ponyatie navyka v sostave obrazovatel’noj i professional’no-trudovoj terminologii [The concept of a skill in educational and professional terminology]. Social’no-trudovye issledovaniya. 2020. No. 3(40). Рр. 68–80. doi: 10.34022/2658-3712-2020-40-3-68-80.
- Bogoslovskij V.V., Kovalev A.G., Stepanov A.A. Obshchaya psihologiya: ucheb. posobie. 3-e izd., perer. i dop. izd. [General psychology: text book]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1981. 383 р.
- Obshchaya psihologiya: ucheb. posobie / pod obshch. red. N.P. Ansimovoj [General psychology: study. equipment. Under common. red. N.P. Ansimov]. Yaroslavl’: YaGPU Publ., 2013. Р. 469.
- Proiskhozhdenie chelovechnosti: ucheb. posobie [The origin of humanity: text book]. V.D. Shadrikov. Moscow: Logos Publ., 1999. 200 р.
- Holodnaya M.A. Psihologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya: ucheb. posobie [Psychology of intelligence. Paradoxes of research: text book]. Moscow: Yurajt Publ., 2019. 334 р.
- Karnyshev A.D., Burmenko T.D., Ivanova E.A. Chelovek i sobstvennost’ [Man and property]. Irkutsk: BGUEP Publ., 2006. 362 р.
- Vishnyakova S.M. Professional’noe obrazovanie. Slovar’. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual’naya leksika [Professional education. Dictionary. Key concepts, terms, relevant vocabulary]. Moscow: NMC SPO Publ., 1999. 538 р.
- Ermolaeva-Tomina L.B. Psihologiya hudozhestvennogo tvorchestva: ucheb. posobie [The psychology of artistic creation: text book]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ., 2020. 303 р.
- Razvitie individual’nyh kreativnyh sposobnostej budushchih rukovoditelej doshkol’noj obrazovatel’noj organizacii v processe professional’noj podgotovki [Development of individual creative abilities of future heads of preschool educational organizations in the process of professional training]. PPT onlajn. https://ppt-online.org/610875 (accessed January 12, 2024).
- Мeshcheryakova E.I. Kreativno-akcentnye sistemy obucheniya v vuzah MVD Rossii (Voprosy obucheniya i vospitaniya) [Creative-accent education systems in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Issues of education and upbringing)]. Pedagogika. 2014. No. 6. Рр. 61–64.
- Medvedeva Yu.S., Ogorodova T.V. Kreativnost’ kak tvorcheskaya harakteristika lichnosti i motivaciya nauchno-issledovatel’skoj deyatel’nosti uchashchihsya [Creativity as a creative characteristic of personality and motivation of students’ research activities]. Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. Seriya Gumanitarnye nauki. 2013. No. 4 (26). Рр. 117–121.
- Dikaya L.S. Formirovanie kreativnyh kachestv lichnosti budushchih uchitelej nachal’nyh klassov v processe ih professional’noj podgotovki [Formation of creative personality traits of future primary school teachers in the process of their professional training]. Nauka i obrazovanie: aktual’nye voprosy teorii i praktiki: Kollektivnaya monografiya po rezul’tatam nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Sevastopol’, 05–07 dekabrya 2018 g. Avtor koncepcii monografii, avtor-sostavitel’ i nauchnyj redaktor S.L. Danil’chenko. Sevastopol’: Aeterna Publ., 2019. Рр. 238–241.
- Kurina V.A., Lukasheva S.S. Muzykal’nye sposobnosti v professional’noj deyatel’nosti specialista social’no-kul’turnoj sfery [Musical abilities in the professional activity of a specialist in the socio-cultural sphere]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2020. No. 1(45). Рр. 96–107. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2020.1.7.
- Rambler&Co nazval naibolee vazhnye kachestva dlya kreativnogo specialista [Rambler&Co named the most important qualities for a creative specialist]. TASS. https://tass.ru/ekonomika/15148311 (accessed November 14, 2024).
Supplementary files
