Teachers’ training to design pedagogical tools for the development of students’ critical thinking

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

We attribute the development of critical thinking to the urgent problem of teachers’ training in the additional professional education (APE) system, allowing them to design tasks for the development of students’ critical thinking, which determines the formation of their functional literacy. The paper reveals a solution to the problem of developing didactic tools and conditions by teachers within the framework of professional development in the APE system that ensure the development of students’ critical thinking. The aim is to describe the use of techniques for contextual understanding of the text in the APE courses for teachers, which determine the development of critical thinking of education subjects. Project teams of teachers (112 people) from the Lyceum of Istra, Secondary School No. 17 in Odintsovo, Moscow Region, took part in the experimental work on the implementation of techniques for the development of critical thinking designed by teachers trained in the DPO system. Diagnostics of the development of teachers’ critical thinking was carried out on the basis of the methodology for determining the level of development of teachers’ critical thinking (E.N. Volkova), an individual measure of reflexivity (A.V. Karpova). The techniques for contextual perception and analysis of text have been developed, including interpretation, explanation, evaluation, interpretation, questions and critical analysis of videos, works of art and texts through the prism of a certain context. These techniques represent the novelty of the study. A methodology for constructing techniques for interpreting and treating any content, video material, critical analysis of texts in the context of certain concepts and theories is presented. A methodology for designing a technique for explaining, interpreting and critically analyzing materials, including educational videos and texts, in the context of the content of various subjects is also proposed. All the proposed techniques are related to the theoretical significance of this study. The practical significance of the study is revealed in a specific assignment for teachers undergoing their qualification mastering at the level of APE, consisting of a multi-contextual interpretation of the video «Stand to the end, don’t you dare break!» The techniques developed in the study for contextual perception, comprehension of the text, and the methods for their development by teachers improving their qualifications in the APE system expand and enrich the theory of modeling pedagogical means for developing critical thinking in education subjects and create new opportunities for its development.

Full Text

Введение

Показателями качества российского образования, отмеченными в программе «Развитие образования» до 2030 г., считают результаты международных исследований PISA, PIRLS, TIMSS [1]. Исследование PIRLS направлено на оценку уровня читательской грамотности у учащихся начальной школы, в то время как TIMSS фокусируется на качестве образования в области естественных наук и математики. В свою очередь, PISA занимается диагностикой функциональной грамотности студентов. Одним из основных навыков XXI века считается критическое мышление, которое является фундаментом для формирования функциональной грамотности обучаемых. Следовательно, развитие критического мышления обучающегося является актуальной проблемой в педагогической теории и практике, так как способствует формированию его функциональной грамотности, являющейся показателем качества российского образования [2]. Исходя из этого приоритетной проблемой в системе повышения квалификации кадров является развитие критического мышления у педагогов, так как их способность проектировать задания по развитию критического мышления обучающихся является основанием формирования функциональной грамотности обучающихся и, как следствие, – повышения качества отечественного образования.

Исследовательская проблема связана с обучением педагогов, осваивающих курсы ПК в системе дополнительного профессионального образования, проектированию таких педагогических средств и условий, которые будут способствовать развитию критического мышления обучающихся. Это, в свою очередь, является основой для формирования их функциональной грамотности.

Статья нацелена на проектирование методов и приемов, которые способствуют контекстуальному восприятию и осмыслению текстов, что определяет развитие критического мышления у субъектов образовательного процесса. Также акцентируется внимание на практическом применении этих приемов в рамках повышения квалификации педагогов.

Под критическим мышлением понимаем рефлексивное, логическое мышление, направленное на принятие аргументированного, продуманного решения какой-либо проблемы посредством рассмотрения альтернативных подходов к ее исследованию, оценки самого мыслительного процесса [3].

Обзор литературы

Отечественные ученые, исследователи, раскрывающие в своих работах проблему повышения квалификации педагогов в системе ДПО в контексте реализации технологии развития критического мышления педагогов, развития критического мышления будущих педагогов, связывают решение этой проблемы с использованием следующих педагогических средств: математическое моделирование, включающее в том числе анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и конкретизацию; кейс-метод, предполагающий организацию преподавателем групповой работы студентов, построенной на диалогических методах; создание проблемных ситуаций, обусловливающих развитие метакогнитивных способностей студентов, использование их личного, профессионального опыта [4]; использование в учебной дисциплине «Практический курс английского языка» технологии развития критического мышления студентов (ТРКМ) через чтение и письмо, обусловливающей развитие умений правильно отбирать нужную, достоверную информацию, осуществлять анализ ее качества, «активное чтение», выявлять проблемы и причины возникновения противоречий, лежащих в их основе, аргументировать свою позицию, альтернативно мыслить и др. [5]; использование исследовательской деятельности студентов, ТРКМ через чтение и письмо, обусловливающих развитие умений анализировать содержание информации, языковую форму текста, выявлять его смысловые, структурные элементы, соотносить факты, выводить умозаключения, критически анализировать текст [6]; ТРКМ посредством поэтапной групповой деятельности студентов: 1) выявление потребности, интереса к получению новых знаний, информации; 2) обдумывание содержания (анализ новой информацию); 3) рефлексия (выведение нового знания) [7]; методы критического мышления: публичные выступления студентов, а также творческие стратегии для решения различных проблем, исследовательская деятельность [8]; повышение квалификации педагогов в системе дополнительного профессионального образования; внедрение приемов, направленных на развитие критического мышления, в профессиональную практику учителей [9].

Зарубежные исследователи связывают развитие критического мышления будущих педагогов с использованием в образовательном процессе следующих педагогических средств: цифровое рассказывание историй, дополненных взаимной оценкой, для повышения информационной грамотности, самоэффективности и развития критического мышления обучающихся; просмотр видеороликов обучающимися, критика своих видеороликов на основе критериев оценки и отзывов обучающихся, последующее совершенствование этих видеороликов [10]; методы обучения, основанные на запросах, – получение знаний и навыков посредством запроса информации, базирующегося на открытиях; этот метод предполагает, что учащиеся проводят наблюдения, постановку вопросов, изучение источников, сбор, анализ, интерпретацию и синтез данных, предложение ответов, объяснений и прогнозов, сообщение результатов посредством обсуждения и размышлений, применения результатов к реальной ситуации и отслеживания новых вопросов, которые могут возникнуть в процессе деятельности [11]; исследовательская деятельность, определяющая формирование сильных навыков у студентов медицинских вузов, обусловливающих формирование способности студентов решать сложные проблемы, чтобы предоставлять пациентам и обществу эффективную, научно обоснованную помощь в условиях постоянно усложняющейся среды [12]; модификация учебных программ, определяющих отбор содержания образования, обусловливающего способность студентов осуществлять интерпретацию, анализ, оценку, умозаключение, объяснение, индукцию, вывод и саморегуляцию, привычку ума, характеризующуюся всесторонним исследованием проблем, идей, артефактов и событий, прежде чем принять или сформулировать мнение или вывод, способность принимать решения и решать проблемы в их будущей карьере [13]; структурированное обучение решению социальных проблем, определяющих формирование навыков решения когнитивных проблем, критического мышления и принятия решений на основе использования новых стратегий и творческих подходов, отличающихся от традиционных методов обучения; навыков решения проблем, заключающихся в приобретении знаний для достижения решения, в использовании этих знаний для поиска решения посредством критического мышления [14].

Обобщая вышеизложенное, отметим, что современные исследователи, как отечественные, так и зарубежные, единодушно считают, что для эффективного развития критического мышления у педагогов необходимо использовать ключевые мыслительные операции (анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация и др.), методы проблемного обучения, ТРКМ через чтение и письмо, исследовательскую деятельность.

Материалы и методы

Авторы статьи спроектировали ТРКМ через решение разноуровневых задач, основанных на приемах для развития критического мышления. Эти приемы включают графическую аргументацию, критический анализ текста, техники продолжения текста, контекстуальную интерпретацию, анализ контента, выявление софизмов в аргументации и доказательстве тезиса, а также разработку метафор на содержании текста. Остановимся подробнее на методах контекстного осмысления текста [3].

Контекст определяется как речевое или ситуационное окружение текста или его составляющих, содействующих наиболее точной идентификации смыслов и значений отдельных слов и фраз [15].

К функциям контекста в образовательном процессе можно отнести следующее:

‒ углубленное понимание изучаемых понятий в более широких философских и междисциплинарных связях;

‒ формирование метакогнитивных способностей – «мышления высшего порядка» (М. Липман) [17, с. 24; 18].

Использование в образовательном процессе заданий на контекст осуществляется с целью формирования у обучающихся умений находить смыслы в содержании учебной дисциплины через установление его связей с профессиональной, духовной, социальной, личной жизнью обучающегося при их рассмотрении в каком-либо контексте [19, 20]. При контекстном преподавании предполагается оказание педагогом помощи обучающемуся в выявлении смыслов через определение контекста между знаниями и умениями осваиваемого учебного предмета, опытом реализации его культурной, социальной сфер жизни. Исследователи считают, что учебный материал следует представлять в контексте, чтобы лучше его усваивать. Например, информацию по математике стоит подавать через призму физики, истории или психологии, то есть в нематематических рамках [16, с. 219].

В данном исследовании были разработаны разнообразные приемы (техники) для анализа содержания текста в контексте, включая контекстуальные интерпретацию, пересказ, оценку, постановку вопросов, критический анализ и др.:

  1. Проведите контекстуальный анализ, разбор образовательного материала, литературного произведения или видеоконтента, фокусируясь на теме, предложенной преподавателем или учеником.
  2. Напишите рецензию на выступление (ответ или сообщение обучающегося), которая будет включать его контекстуальное осмысление в отношении экологической проблемы, демографических вопросов, жизни в мультикультурном обществе, морально-этических аспектов или культуры межкультурной коммуникации.
  3. Сформулируйте контекстуальные вопросы от лица персонажей литературного произведения, обращенные к читателям, автору, героям фильмов или современным общественным и политическим фигурам, которые будут касаться темы урока с точки зрения глобальных проблем общества и др.
  4. Произведите контекстуальный анализ содержания параграфа, рассказа, отрывка из произведения и др., в котором переданы мнения литературных персонажей или известных общественных деятелей, в свете переосмысливания содержания учебного занятия, моральных и этических вопросов, а также актуальных глобальных проблем и прочих аспектов.
  5. Напишите эссе в контексте (можно в виде автобиографии, фантастической или детективной повести), которое будет содержать размышления о научных концепциях одной из учебных дисциплин или о вопросах культурно-национальных взаимоотношений.
  6. Напишите контекстуальный рассказ о себе, раскрывающий описание своих жизненных ценностей, целей самосовершенствования, планов, гражданской позиции, идентичности, патриотизма, толерантности, включающий осмысление основных понятий, содержания темы урока.
  7. Проведите контекстуальный критический анализ учебного видеофильма, ролика, выступления обучающегося, включающий осмысление современных моральных (глобальных) проблем.
  8. Подготовьте контекстуальное выступление по содержанию учебной дисциплины / темы урока в свете современных общественных, геополитических или экологических вопросов, используя метафорические выражения.

Предлагаем педагогам и специалистам в области повышения квалификации учителей рекомендации по созданию задач для учащихся, касающиеся разработки заданий на контекстный анализ и критическую интерпретацию текстов или видеоматериалов через призму определенной теории или концепции.

  1. Ознакомьтесь с текстом или просмотрите учебное видео, подлежащее контекстуальному анализу, выявите ключевые смыслы и идеи, которые стремился донести автор.
  2. Поделитесь, какие новые мысли, идеи или подтексты пришли вам на ум после прочтения текста / просмотра видеоролика.
  3. Предложите контекстное осмысление новых подтекстов, идей, сложившихся после просмотра видеоролика, ознакомления с текстом, отметив, в свете какой концепции / теории можно раскрыть, высветить содержание рассматриваемого текста, ролика (например, в аспекте идей теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского или теории развития цивилизаций А. Тойнби и др.).
  4. Повторно изучите основные положения выбранной научной теории, определите их суть и значение. Оцените, насколько новые идеи, подтексты (появившиеся после прочтения текста, просмотра ролика) согласуются с ключевыми позициями определенной концепции, теории.
  5. Опишите, каким образом конкретные теоретические идеи или концепции соотносятся с поступками и поведением персонажей или героев, представленных в тексте или видео. В чем именно действия героев соотносятся с теоретическими утверждениями? (например, проанализируйте поступки персонажей анимационного фильма «Печенье» с точки зрения этической теории Н.А. Бердяева и других философов).
  6. Разъясните, какие действия героев или события в тексте / видео противоречат конкретным концепциям и теоретическим положениям.
  7. Произведите контекстуальные толкование, интерпретацию видеоконтента, текста в аспекте одной из теорий или концепций, оформите в виде презентации или доклада.

Предлагаем методические рекомендации к контекстуальной интерпретации, контекстуальному критическому анализу текста, видеоконтента в аспекте определенной учебной дисциплины, которыми могут пользоваться педагоги при разработке заданий для обучающихся, преподаватели системы дополнительного профессионального образования:

  1. Ознакомьтесь с текстом или видеоматериалом, который требует критической интерпретации, и определите, какая ключевая идея была заложена автором.
  2. Расскажите, какие новые идеи, смыслы или подтексты появились у вас после изучения текста или просмотра видео.
  3. Укажите дисциплину, в рамках которой можно проанализировать новые смыслы и подтексты, возникшие у вас после прочтения или просмотра видеоконтента.
  4. Определите, каким образом можно развить и проанализировать новые идеи через контекстуальное осмысление текста или видео с учетом основных понятий, принципов и закономерностей, относящихся к вашей учебной дисциплине.
  5. Проведите сопоставление между персонажами или действующими лицами, описание которых дается в тексте или видеоматериале, и сущностью основных понятий, отраженных в учебном предмете, их содержанием и др. Это сравнение поможет углубить, раскрыть, развить понимание новых смыслов, подтекстов.

Сравнительными элементами могут служить следующие:

действующие лица, герои видеоматериала или текста: они сопоставляются с представителями деятельности, отраженной в содержании конкретного учебного предмета и др. (например, взаимоотношения бабули и юноши из мультфильма «Печенье» сравниваются со взаимодействием «отцов» и «детей» из романа И.С. Тургенева и др.);

функции и роли: действия исполнителей ролей видеоролика сравниваются с обязанностями, функциями кого-либо в рамках определенной дисциплины (например, в рамках курса по предпрофильной подготовке «Инвестиционные риски» поведение медведицы, вставшей на защиту медвежонка, сравнивается с задачей государства по сопровождению, покровительству малых предприятий, испытывающих трудности в условиях рыночной конкуренции);

суть явлений и событий в видеоматериале или тексте сравнивается с сущностью процессов, отраженных в рамках определенной темы учебной дисциплины (например, конкуренция в природе сравнивается с рыночной конкуренции в курсе «Инвестиционные риски» и др.);

события, действия, деятельность, происходящие в обществе и природе, сопоставляются с поступками персонажей ролика или текста. Например, в видеоконтенте «Стой, не вздумай сломаться!» побег медвежонка от пумы рассматривается через призму взаимодействия участников рынка, столкновения их интересов, борьбы.

  1. Представьте контекстуальный анализ текста или видеоконтента в аспекте выбранных элементов сравнения, которые определят новое осмысление текста, появление новых смыслов, понимание сущности ключевых понятий текста.
  2. Подготовьте материал в формате доклада или презентации.

Результаты исследования

Представляем примеры применения приемов контекстного анализа текста, используемых в системе повышения квалификации учителей Московской области. В ходе самостоятельной работы педагогам, обучающимся в системе ДПО, было предложено задание в рамках курса по развитию функциональной грамотности. Им необходимо было ознакомиться с видеороликом «Стой до конца, не вздумай сломаться!» (3 мин) (ссылка ролик: https://yandex.ru/video/preview/7509778926602947064) и затем интерпретировать его или провести критический анализ в различных контекстах.

Опираясь на прием интерпретации и критического анализа видеоконтента, текста в контексте определенной теории, концепции или содержания учебной дисциплины, педагоги в системе повышения квалификации спроектировали ряд задач для обучающихся.

  1. Автор задания Е.В. Стипаненко, учитель биологии МБОУ лицей № 8 в г. Солнечногорске Московской области, предлагает рассмотреть видеоролик «Стой до конца, не сдавайся!» в контексте дарвиновской теории эволюции, акцентируя внимание на нескольких ключевых аспектах:

межвидовая борьба: ролик иллюстрирует острое столкновение между хищником (пумой) и потенциальной жертвой (медвежонком вида барибал), обитающими в Северной Америке. Это демонстрирует механизмы борьбы за пищу и ресурсы, которые являются основой естественного отбора;

«адаптация к неблагоприятным условиям»: в видеоролике медвежонок сталкивается с экстремальными условиями среды – преодолевает быструю реку с порогами, что требует от него значительных адаптивных способностей. Этот эпизод ярко показывает, как особи преодолевают трудности, что является важным фактором естественного отбора;

«естественный отбор и адаптация»: Чарльз Дарвин определил естественный отбор как основной механизм эволюции, при котором наиболее приспособленные особи выживают и передают свои адаптивные черты потомству. В контексте ролика преодоление препятствий служит примером таких адаптаций, сформированных под воздействием естественного отбора;

«влияние среды на эволюцию»: с появлением дарвиновской теории адаптацию организмов стали рассматривать как результат взаимодействия с конкретными условиями внешней среды. В данном случае среда Северной Америки с ее реками и хищниками играет значительную роль в формировании поведенческих и физических адаптаций медведей и пум. Таким образом, видеоролик становится наглядным пособием для изучения принципов эволюционной теории Дарвина, демонстрируя борьбу за существование, адаптацию к среде и действие естественного отбора.

Автор задания обращает внимание на то, в видео демонстрируются следующие поведенческие адаптации:

демонстративное устрашающее поведение медвежонка: громкие рычащие звуки в одиночной стычке с хищником, цель которых – не призыв на помощь, а буквально попытка запугать противника;

забота о потомстве: активное материнское вмешательство – самка предупредительно кричит пуме о готовности защищать свое потомство. Это инстинктивный акт защиты и заботы. Материнская близость к детенышу, вероятно, осуществляемая на расстоянии посредством наблюдения, позволила вовремя отогнать угрозу. Забота о потомстве как генетически предопределенный механизм у медведей – врожденная стратегия поведения, характерная для каждого вида животных.

  1. Автор задания А.А. Рожков, учитель истории МБОУ «Раменская СОШ», Шаховской район, с. Раменье Московской области, предлагает рассмотреть видеоролик «Стой до конца, не сдавайся!» в контексте «глубинной экологии» Арне Нэсса.

Рассмотрим решение задания, предложенное педагогом.

«На основе понимания глубоких взаимосвязей и ценностей природы (Нэсс) данный фильм предстает как выразительный образ антропоцентрической идеологии – подхода, который аморален с точки зрения сохранения биологического равновесия планеты. В ролике просматриваются следующие ключевые положения через призму «глубинной экологии» Арне Нэсса:

– «нарушение естественных связей»: похищение детенышей пумы и медведя из их родных семей (для снятия ролика) – это грубое вмешательство в природные процессы, что противоречит принципам «глубинной экологии», где важность сохранения целостности биологических систем неоспорима. Каждое животное лишено естественного окружения и свободы выбора;

– «создание искусственных стрессовых ситуаций»: режиссерские манипуляции ставят зверей в условия, которых они инстинктивно избегают (конфронтация хищника с добычей), что является формой насилия над природными механизмами адаптации и выживания;

– «угроза жизни животных»: эпизоды, где медвежонок подвержен риску утопления или пума вынуждена участвовать в конфликтах, демонстрируют пренебрежение к ценности каждой отдельной жизни – основному постулату «глубинной экологии»;

– «антропоморфизация»: придание животным человеческих черт и эмоций ради сюжетного эффекта игнорирует их уникальную психологию, основанную на инстинктах и биологической природе. Это не только искажение реальности, но и отказ признавать особую ценность каждого вида;

– «экономическая эксплуатация»: использование животных исключительно ради прибыли без учета их благополучия подчеркивает антропоцентрическую модель отношений человека с природой – отношение потребителя к ресурсу, что противоречит идеям Нэсса о взаимозависимости и уважении ко всем формам жизни;

– «проблематика теории антропоцентризма»: подобные фильмы служат ярким примером того, как теория антропоцентризма в реальности приводит к разрушительным практикам, игнорируя глубокие связи и взаимозависимости между живыми существами.

Таким образом, данный видеоролик выступает мощным иллюстративным материалом для критического осмысления антропоцентристских подходов в современной культуре через призму «глубинной экологии». С другой стороны, теория – это только теория, исключительная правильность которой сомнительна.

  1. Автор задания Л.Н. Корягина, учитель географии МБОУ СОШ № 14, г. Сергиев Посад Московской области, предлагает рассмотреть видеоролик «Стой до конца, не сдавайся!» в контексте экономики, истории, политики, ценностей семьи.

Рассмотрим решение задания, предложенное педагогом.

А. Анализ видеоролика «Стой, не вздумай сломаться!» в контексте состояния рыночной экономики. «Тема данного видеоролика глубоко отражает концепцию роли государства в современной экономической системе, выявляя ключевую функцию – установление и поддержание правовой базы, которая обеспечивает справедливые условия для всех участников рыночных отношений. В мире природы, где борьба за выживание является нормой, доминирующую позицию занимает сильнейший представитель. В аналогичной манере в рыночной экономике государство выступает в роли арбитра, гарантирующего равные права и возможности для всех участников. Каждый субъект экономического обмена стремится к максимизации собственной выгоды, подобно тому, как хищник преследует свою добычу, что порождает сложные полезно-вредные отношения. В периоды экономических кризисов мелкие предприятия оказываются наиболее уязвимыми и крупные игроки начинают доминировать, что ведет к монополизации. В такой ситуации государство как более сильный регулятор вступает на сцену, обеспечивая равноправие всех участников. Это сравнимо с защитой медвежонка медведицей от более мощного хищника, что предоставляет малым предприятиям условия для развития и обеспечения конкурентоспособности. Государственные структуры, подобно «ночному сторожу», предотвращают злоупотребления и монополии, защищая интересы малого бизнеса. Их вмешательство необходимо для поддержания эффективной конкуренции и предотвращения неэффективного подавления одних участников другими, что аналогично поддержанию биологического разнообразия в природе. Кроме того, видеоролик подчеркивает важность соблюдения законности в экономической деятельности. Нарушения со стороны юридических лиц лишь укрепляют необходимость тесной связи государства и права, где каждое действие должно соответствовать законодательству, исключая возможность недобросовестной конкуренции и подавления одних участников другими нечестными методами».

Б. Интерпретация видеоролика «Стой до конца, не вздумай сломаться!» в контексте политики. Продолжая интерпретацию видеоролика в контексте современной российской политики и международных отношений, можно выделить следующие ключевые аспекты:

«принцип сильного государства в мировой политике»: ДНР в роли медвежонка символизирует концепцию «уязвимого» или «слабого» государства, которое без поддержки «большого» игрока (РФ) не может выжить в условиях международной конкуренции. Это подчеркивает важность наличия сильного союзника в мировой политике. Медведица (Россия) представляет идею сильного государства, способного защищать свои интересы и союзников, что соответствует внешнеполитической доктрине России, акцентирующей на укреплении суверенитета и независимости;

«вопрос территориальной целостности»: медвежонок (Крым) символизирует спорный вопрос территориальной принадлежности, где «отбившийся» регион стремится вернуться в «семью» (Россия). Это отражает российскую позицию по Крыму как «возвращение» исторически «своей» территории. Агрессивная львица (Запад) олицетворяет международное сообщество, которое, по мнению России, пытается не только «съесть» Крым, но и ослабить Россию в целом, не признавая ее интересы;

«гуманитарная политика и роль России»: последняя сцена с облизыванием ран медвежонка символизирует не только гуманитарную помощь, но и более широкий подход России к поддержке «дружественных» стран и регионов. Это включает в себя не только материальную помощь, но и дипломатическую поддержку, военное присутствие и защиту в международных организациях. Пример с ДНР и ЛНР также демонстрирует, как Россия использует гуманитарные аргументы для обоснования своего вмешательства в дела соседних государств;

«концепция «защитника» и «агрессора»: медведица (Россия) предстает в роли защитника, что соответствует официальной риторике о защите русскоязычного населения и «своих» интересов в регионе. Львица (Запад) олицетворяет агрессивного противника, что усиливает нарратив о внешнем давлении и угрозе со стороны Запада;

«внутренняя политика и идеология»: видеоролик также отражает внутреннюю идеологическую повестку России, подчеркивая единство народа и государства, патриотизм и готовность защищать «своих». Сюжет укрепляет национальную идентичность и поддерживает идею «собирания земель» и восстановления «исторической справедливости»;

«международные санкции и изоляция»: в контексте международных санкций против России видеоролик может интерпретироваться как отражение ощущения изоляции и необходимости сплочения внутренних сил перед лицом внешнего давления.

Таким образом, видеоролик «Стой до конца, не вздумай сломаться!» в контексте российской политики становится мощным инструментом для пропаганды и поддержки официальной риторики, подчеркивая идею сильного государства, защищающего свои интересы и «своих» в условиях международной конкуренции и конфликтов.

В. Анализ видеоролика «Стой, не вздумай сломаться!» в контексте семейных ценностей. С точки зрения духовно-нравственной этики этот ролик учит нас стойкости и защите близких. В чем заключается материнская любовь? Как она проявляется? На эти вопросы размышляет создатель ролика. Режиссер уверен, что материнская любовь не знает границ, она велика и всемогуща. Она проявляется в заботе, готовности отдать последнее ради ребенка и защите его от любой угрозы. Кроме того, матери способны продемонстрировать свою любовь через обучение и поддержку детей в их взрослении. Мамы идут на многочисленные жертвы ради своих «сокровищ». В этом видео любовь матери раскрыта во всех ее аспектах. Мать позволяет медвежонку самостоятельно преодолевать трудности, оставаясь рядом, чтобы поддерживать его. Но если она замечает серьезную опасность, то тут же вступает в борьбу за его защиту. В русской литературе много примеров материнской любви, как, например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где мы видим, как мать Пульхерия Александровна жертвует всем ради своего сына.

Стоит подчеркнуть, что задания, направленные на развитие критического мышления у учащихся, разрабатывались педагогами не только в рамках курсов повышения квалификации, но и в рамках работы инновационной площадки, созданной при «Корпоративном университете развития образования» Московской области в лицее г. Истры. Эта площадка включала реализацию различных инновационных проектов, таких как «Одаренные дети» и другие. Педагоги внедрили созданные ими задания в образовательный процесс в ходе преподавания своих дисциплин.

Экспериментальная работа по внедрению ТРКМ через решение многоуровневых задач, разработанных педагогами, обучавшимися в системе дополнительного образования, проводилась по различным учебным предметам, включая литературу, географию, обществознание, биологию и историю для 6–11-х классов. Проектные группы учителей (всего 112 человек) из города Истры и СОШ № 17 в Одинцово создавали разноуровневые задания, используя приемы, способствующие развитию критического мышления, такие как структурирование аргументации с помощью графических схем, критический разбор текста, продолжение текста, контекстуальное осмысление и выявление софизмов.

В результате реализации ТРКМ через решение разноуровневых заданий у педагогов формировался опыт критического мышления, выраженный в их умениях разрабатывать задания, предполагающие занятие аргументированной позиции, высказывание сомнений к устоявшимся положениям, истинам, осуществление оценки альтернативных точек зрения, проявление вежливого скептицизма к другим суждениям, позициям и др.

Критерий критичности, являющийся индикатором сформированности опыта критического мышления, характеризуется такими показателями:

умение делать умозаключения, мыслить взвешенно, аргументированно, логично и др. (тесты по определению уровня развития критического мышления [21]);

умение производить оценку различных точек зрения, позиций, определять противоречивость суждений, мыслить альтернативно и др. (методика определения индивидуальной меры рефлексивности [22]).

Анализ результатов диагностики на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы продемонстрировал, что в экспериментальных группах наблюдаются более высокие показатели развития критического мышления педагогов: 26,72 % по высокому уровню и 33,62 % по уровню выше среднего. В контрольных группах зафиксированы следующие цифры: 14,28 и 20,16 % соответственно. Низкий уровень критического мышления проявляется в показателях контрольных (18,10 %) и экспериментальных (31,93 %) групп. Показатели по среднему уровню в обеих группах зафиксированы примерно одинаково (21,55 и 33,61 %), и различия между ними статистически незначимы (уровень средний φ = 2,09, различий нет, φэмп < φкрит). Статистический анализ подтвердил значимые различия между контрольными и экспериментальными группами педагогов в контексте развития их критического мышления (высокий уровень φ = 2,39; уровень выше среднего φ = 2,35; низкий уровень φ = 2,43), что указывает на достоверные различия (р ≤ 0,01). Положительная динамика в развитии критического мышления зафиксирована на контрольном этапе, особенно в категории выше среднего, где уровень вырос с 15,5 до 33,62 % (φ = 3,27, есть различия, р < 0,05); по высокому уровню – с 9,4 до 26,72 % (φ* = 2,78, есть различия, р < 0,05).

Таким образом, реализация в образовательном процессе приемов, определяющих развитие критического мышления, на основе которых были разработаны задания для разноуровневого обучения, обусловила сформированность опыта критического мышления субъектов образования.

Обсуждение и заключение

На обсуждение выносятся следующие педагогические условия, необходимые для активного включения педагогов в разработку заданий, определяющих развитие критического мышления у обучающихся, на курсах повышения квалификации педагогических кадров:

‒ выделение референтной группы педагогов – слушателей курса ПК, обусловливающей равнение на нее остальных педагогов, посредством презентации лучших самостоятельных работ (по развитию критического мышления обучающихся) как в группе на очном занятии, так и посредством размещения лучших работ на платформе системы Moodle при реализации курсов в онлайн-режиме;

‒ педагогическая поддержка и помощь педагогам в написании и публикации ими статей, в которых представлены задания для обучающихся, определяющие развитие их критического мышления;

‒ планирование учебно-методического пособия, раскрывающего проблему разработки педагогических средств, определяющих развитие критического мышления обучающихся, в котором будут представлены лучшие работы педагогов;

‒ организация и проведение с педагогами рефлексии с использованием техник коучинга, определяющих занятие педагогами осознанной, активной позиции в разработке заданий высокого уровня сложности, определяющих развитие критического мышления.

К педагогическим условиям, определяющим активное включение педагогов в разработку заданий, определяющих развитие критического мышления, в рамках деятельности академической площадки в лицее относим использование рефлексивных сессий, разработанных нами с использованием техник коучинга [23].

В результате исследования мы выделили новые аспекты научного вклада, касающиеся приемов развития критического мышления. К ним относятся: создание структуры аргументации через графическое представление, выявление софизмов в обосновании утверждений, использование метафор [3], а также новый прием критического анализа текста, представленный обновленным списком вопросов для его исследования [24]. Кроме того, среди приемов контекстного осмысления текста выделяются такие приемы, как контекстные интерпретация, пересказ, оценка, вопросы и критический анализ различных материалов, включая видео, художественные произведения, учебные материалы и др. Теоретическую ценность нашего исследования составляют методики, направленные на развитие приемов контекстного осмысления. В частности, это методика для интерпретации и критического анализа текста и видео через призму определенных теорий, концепций и положений, а также методики интерпретации и критического анализа материалов в аспекте учебных дисциплин. Практическая значимость исследования заключается в описании практического использования приемов на контекстное осмысление текста, методик их разработки на практике, в системе повышения квалификации педагогов Московской области, в их профессиональной деятельности. В частности, в статье приведены примеры заданий на контекстное осмысление текста, разработанных педагогами Московской области в рамках прохождения курсов в системе повышения квалификации педагогических кадров. Педагоги провели критический анализ видеоролика «Стой до конца, не вздумай сломаться!» в разной контекстуальной интерпретации: в рамках теории эволюции Чарльза Дарвина, концепции «глубинной экологии» Арне Нэсса, а также в контексте учебных предметов, таких как экономика, история и политика, и важных для семьи ценностей. Изложенные в исследовании приемы, основанные на контексте, и методики к их проектированию, направленные на развитие критического мышления, способствуют углублению и обогащению теории моделирования приемов, предназначенных для формирования критического мышления у обучающихся. Это открывает новые возможности для дальнейшего развития в данной области.

Анализ опыта реализации технологии развития критического мышления проектными командами педагогов, обучившихся в системе ДПО, деятельность которых была связана с разработкой разноуровневых заданий, показал позитивную динамику сформированности уровней их опыта критического мышления. Это дало нам возможность считать эффективными педагогические средства и условия, определяющие развитие критического мышления. Полагаем, что в последующем исследовании подлежат разработке прием «Продолжить текст в разных контекстах» и методика разработки этого приема педагогами, обучающимися в системе ДПО, специалистами системы ПК педагогов.

×

About the authors

Vera M. Zhurakovskaya

Corporate University development of education

Email: gvera66@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2056-1801
ResearcherId: AAW-7742-2021

Doc. Ped. Sci., Professor at the Department of Management

Russian Federation, 8, Starovatutinsky passage, Moscow, 129281

Olga A. Olicheva

Lyceum in Istra

Author for correspondence.
Email: licey-istra@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1377-1256
ResearcherId: AAW-7793-2021

Cand. Hist. Sci., Head

Russian Federation, 17a, Bosova str., Moscow, 143500

References

  1. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 26.12.2017 No. 1642 (red. ot 26.12.2024) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» [Resolution of the Government of the Russian Federation of 26.12.2017 No. 1642 (as amended on 26.12.2024) «On approval of the state program of the Russian Federation «Education Development»]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (accessed August 05, 2024).
  2. Universal’nye kompetentnosti i novaya gramotnost’: ot lozungov k real’nosti. Pod red. M.S. Dobryakovoĭ, I.D. Frumina [Universal competences and new literacy: from slogans to reality. Ed. M.S. Dobryakova, I.D. Fruminaъ]. Moscow: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2020. 472 p.
  3. Zhurakovskaya V.M. Razvitie kriticheskogo myshleniya obuchayushchegosya kak faktora formirovaniya ego funkcional’noj gramotnosti: teoriya i proektirovanie: ucheb.-metod. posobie [Development of a student’s critical thinking as a factor in the formation of his functional literacy: theory and design: educational manual]. Moscow: Kim L.A. Publ., 2023. 402 p.
  4. Ozerova T.S., Voronina L.V. Kriticheskoe myshlenie v professional’noj deyatel’nosti budushchih gornyh inzhenerov-geologov [Critical thinking in the professional activities of future mining geologists]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021. No. 3. Pр. 150–156.
  5. Starostina N.N., Gmyzina G.N., Luk’yanova M.I. Razvitie kriticheskogo myshleniya studentov v processe izucheniya inostrannogo yazyka [Development of critical thinking of students in the process of learning a foreign language]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2019. Vol. 8. Issue 2 (30). Pp. 104–111.
  6. Fomenko T.M. Kriticheskoe myshlenie kak osnova obucheniya kriticheskomu chteniyu studentov yazykovyh fakul’tetov [Critical thinking as the basis for teaching critical reading to students of language faculties]. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2017. No. 6. Pр. 248–255.
  7. Vadbol’skaya N.V., Luchnikova A.V. Obuchenie kriticheskomu myshleniyu na zanyatiyah po anglijskomu yazyku dlya studentov neyazykovyh special’nostej [Teaching critical thinking in English classes for students of non-linguistic specialties]. Evrazijskij soyuz uchenyh. 2017. No. 12–3 (45). Рp. 4–7.
  8. Rizakhojayeva G.A., Akeshova M.M., Orazali I.Sh. Instruction for critical thinking: fostering tourism students twenty-first century skills. Teoriya i metodika fizicheskoj kul’tury. 2022. No. 2 (68). Pр. 6‒12.
  9. Mushtavinskaya I.V. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya na uroke i v sisteme podgotovki uchitelya: ucheb.-metod. posobie [Technology for the development of critical thinking in the classroom and in the teacher training system: educational and methodological manual]. St. Petersburg: KARO Publ., 2009. 140 p.
  10. Hwang G.J., Zou D., Wu Y.X. Correction to: Learning by storytelling and critiquing: a peer assessment-enhanced digital storytelling approach to promoting young students’ information literacy, self-efficacy, and critical thinking awareness. Education Tech Research. 2023. Dev. 71. P. 1391.
  11. Wale B.D., Bishaw K.S. Effects of using inquiry-based learning on EFL students’ critical thinking skills. Asian. J. Second. Foreign. Lang. 2020. Educ. 5. P. 9.
  12. Dissen, A. A critical issue: assessing the critical thinking skills and dispositions of undergraduate health science students. Discov Educ 2, 21 (2023). https://doi.org/10.1007/s44217-023-00044-z
  13. Zhai J., Zhang H. Critical thinking disposition of medical students in Anhui Province, China: a cross-sectional investigation. BMC Medical Education. 2023. Vol. 23. No. 1. P. 652.
  14. Ahmady S., Shahbazi S. Impact of social problem-solving training on critical thinking and decision making of nursing students. BMC nursing. 2020. Vol. 19. No. 1. Pp. 1‒8.
  15. Halpern D. Psihologiya kriticheskogo myshleniya [Psychology of critical thinking]. St. Petersburg: Piter Publ., 2000. 512 p.
  16. Holodnaya M.A. Psihologiya intellekta [Psychology of intelligence]. St. Petersburg: Piter Publ., 2002. 272 p.
  17. Lipman M. The reflective model of educational practice. Thinking in Education. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. Pp. 9–27.
  18. Kalashnikova V.G. Kontekst i kontekstnyj podhod v obrazovanii [Context and contextual approach in education]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2019. No. 4. Pр. 40–49.
  19. Jonson E.B. Contextual Teaching and Learning. Corwin Press, INC. A Sage Publications Company. Thousand Oaks, California. 2002. 196 p.
  20. Tyaglo A.V. Kriticheskoe myshlenie na osnove elementarnoj logiki: ucheb. posobie [Critical thinking based on elementary logic: textbook]. Kharkov, 2001. 274 p.
  21. Volkov E.N. Testy kriticheskogo myshleniya: vvodnyj obzor [Tests of critical thinking: an introductory review]. Psihologicheskaya diagnostika. 2015. No. 3. Pр. 5–23. https://evolkov.net/critic.think/tests/index.html (accessed February 29, 2024).
  22. Karpov A.V. Metodika opredeleniya individual’noj mery refleksivnosti [Methodology for determining an individual measure of reflexivity]. Psihologicheskij zhurnal. 2003. Vol. 24. No. 5. 18 p.
  23. Zhurakovskaya V.M., Olicheva O.A. Kouch-tekhnologiya kak psihologo-pedagogicheskij mekhanizm vklyucheniya pedagoga v innovacionnye processy [Coaching technology as a psychological and pedagogical mechanism for including a teacher in innovative processes]. Pedagogicheskij zhurnal. 2019. Vol. 9. No. 1.A. Pp. 524–536.
  24. Zhurakovskaya V.M., Krivyh S.V. Razvitie kriticheskogo myshleniya obuchayushchihsya kak faktor formirovaniya ih funkcional’noj gramotnosti [Development of critical thinking of students as a factor in the formation of their functional literacy]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2023. Vol. 20. No. 3. Pp. 17–34. https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/issue/view/8182 (accessed February 29, 2024).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Zhurakovskaya V.M., Olicheva O.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.