Characteristics of the process model of pedagogical support for the development of university students’ tolerance

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

This paper presents a process model of pedagogical support for the development of university students’ tolerance and pedagogical conditions for its optimal functioning. The model in question reflects the expediency of independent blocks: targeted (the goal is to form a high level of university students’ tolerance); methodological (activity–based approach and principles of taking into account cultural boundaries, axiology, synergy and dialogue; socio-pedagogical approach and principles of reliance on the positive socio-cultural experience of ethnic groups, self-worth of the individual; participation in decision-making), meaningful (strategies: facilitation, reflexive, communicative (including euphemization as a speech strategy for the tolerance formation), cooperation, coping strategies; directions: meaning-forming, educational, interactive-activating), effective (dynamics and final result – a high level of students’ tolerance, tracked by motivational, cognitive, activity and corresponding indicators in the logical description of the stages (orienting, informative, activating) of achieving the planned result. The effective block of the developed model defines the levels: high (striving to master the ways of constructive interaction, dialogue, equal communication, compromise, cooperation; conscious, systematic knowledge about the phenomenon of “tolerance” about the ways and directions of its development; active life position, etc.); average (fragmentally meaningful emotional and value attitude to the implementation of constructive interaction in a multiethnic and multicultural society; moderate acceptance of diversity, not static attitude to differences; insufficient deep knowledge about the phenomenon under study; fragmentary manifestation activity in mastering the skills of tolerant interaction; low (biased, often hidden negative attitude towards representatives of racial, national, age, religious, etc. differences; limited awareness of tolerance: lack of information (lack of awareness of the diversity of cultures, views and ways of life, which leads to stereotypes and bias), etc.).

Full Text

Введение

В полиэтничных странах, каковыми являются Казахстан и Россия, каждый человек независимо от его этнической, религиозной, расовой и иной принадлежности имеет право чувствовать себя свободным, защищенным и уверенным в своем будущем.

С самого начала наши страны сделали выбор в пользу формирования гражданской, а не этнической общности, совмещения интересов народов, проживающих на их территории, но «периодически возникающие риски политизации межэтнических отношений, а также внешнего деструктивного влияния на межэтническую ситуацию в странах; недостаточный уровень социально-культурной интеграции этносов; распространение в информационном поле, особенно в социальных сетях, негативных мировоззренческих установок в отношении отдельных этносов способствуют поляризации общественного мнения и формированию новых барьеров и дистанций между этносами» [36].

Известно, что наиболее подверженной воздействию различных негативных внешних факторов является студенческая молодежь как самая уязвимая часть общества в силу своей несамостоятельности (материальной, бытовой, психологической зависимости от родителей), нахождения своего рода в «переходной позиции» (в процессе самоутверждения, самосознания и самоопределения, поиска своей жизненной и ценностной позиции и т. д.).

При этом студенческая молодежь как определенная социально-демографическая группа выступает главным стратегическим и интеллектуальным потенциалом страны, ценностные установки и практические навыки которого должны отвечать запросам современного социума.

В этой связи приоритетной задачей современного вуза является создание благоприятных условий для организации целенаправленного педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза. Выпускники вуза должны обладать толерантным сознанием, иметь целостное представление о мультикультурной картине мира, теории и практике международных отношений, быть готовыми к принятию различных культур и их познанию, к проявлению эмпатии, к взаимодействию в мультикультурной среде посредством диалогового общения (Е.А. Пугачёва) [29].

Учитывая вышеизложенное, при педагогическом сопровождении формирования толерантности студентов вуза считаем целесообразным придерживаться моделирования для получения абсолютно новой информации об объекте, его свойствах.

Обзор литературы

Е.С. Лазарева [19], С.М. Окулов, О.В. Сизихина [23] определяют модель как «обобщенный мысленный образ», замещающий и отображающий структуру и функции (взятые в динамичном единстве в контексте социокультурной среды) конкретного педагогического объекта в виде схематической совокупности понятий и взаимосвязей.

В.С. Голиков определяет педагогическую модель как «некую основу исследования, отображающую основную идею работы, показывающую взаимосвязь структурных элементов в упорядоченной системе, направленной на решение поставленных задач» [9].

В педагогической науке наиболее широко распространена процессная модель, которой свойственны такие отличительные черты, как четкая структурированность; гибкость и адаптивность, что позволяет при необходимости вносить изменения и корректировки на ранних этапах исследования; визуализация процессов (сопровождается схемами или диаграммами, которые облегчают понимание сложности систем и процессов) (Л.И. Васильева) [4]. Выбор в пользу процессной модели был обоснован возможностью наглядно показать и проанализировать отдельные блоки и выявить факторы, влияющие на формирование изучаемой личностной характеристики, включая педагогические условия, а также показать поэтапность достижения взаимосвязи цели и результата (Т.А. Горяйнова [11], Н.В. Лежнева, Т.В. Пищулина [20]).

Указанные позиции процессной модели дали возможность более детально исследовать внутреннюю структуру изучаемого объекта, проанализировать переходы между этапами, выявить общие тенденции развития и разобраться в причинах, способствующих достижению результатов работы процесса. В смоделированном образовательном процессе наблюдается характерная стабильность, при этом его ключевые компоненты остаются неизменными.

Значимыми выступают исследования моделей управления конфликтностью студенческого социума как инструментов формирования толерантности (О.Н. Гомыранова [10], О.Г. Кузьмина [18], А.Л. Колтунов [15]); методик оптимальных путей профилактики экстремизма и интолерантности в студенческой среде (С.В. Вешкин [5]; И.В. Вицентий [6], О.А. Селиванова [32]); рекомендаций по формированию толерантности студентов вуза (А.И. Богданова [2], Н.В. Гаряев [8], П.А. Добряев [13], В.Л. Литвинова [21], Е.Л. Пастухова [26]); опыта практической реализации развития толерантности студенческой молодежи в вузе (Г.В. Михалева [22], И.Б. Резникова [30], И.В. Челышева [39]).

Е.А. Бережных, С.Г. Григорьева, И.И. Поташова [1], Л.А. Дзодзикова [12], О.В. Ивлева [14], Е.С. Салахутдинова [31] рассматривают педагогическое сопровождение формирования толерантности как целенаправленное конструктивное взаимодействие субъектов образовательного пространства для обретения студентами позиции субъекта внутригрупповых отношений, ориентирования в системе социальных отношений, усвоения навыков взаимодействия с представителями других национальностей, конфессий и т. д.

Материалы и методы

В нашем исследовании педагогическое сопровождение формирования толерантности студентов вуза – это процесс интеграции всех субъектов образовательного процесса (руководство (ректор, проректоры, деканы факультетов, руководители образовательных программ, структурных подразделений), профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный персонал, обу-чающиеся и т. д.) с целью формирования высоконравственной толерантной личности, обладающей навыками межкультурной (межэтнической, межконфессиональной, межрасовой и т. д.), межличностной и межгрупповой коммуникации, путем освоения толерантных социальных практик (развитие института медиации, накопление социального капитала через социальный обмен, работа по гражданскому образованию студентов (укрепление и развитие гражданской идентичности и чувства государственного патриотизма и т. д.)).

Актуальность, изучение степени разработанности проблемы исследования обуславливают выбор темы настоящей статьи «Характеристика процессной модели педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза».

Цель исследования – теоретически разработать процессную модель педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза.

На основе вышеизложенного в рамках данного исследования нами представлена процессная модель педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза, отражающая сконструированную совокупность взаимосвязанных блоков (целевого, методологического, содержательного, результативного), реализуемых в логике определенных этапов (ориентирующий, информативный, активизирующий) и позволяющих прогнозировать достижение цели (см. таблицу 1).

 

Таблица 1. Теоретические основы процессной модели педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза

Целевой блок

Цель: обеспечить педагогическое сопровождение формирования толерантности студентов вуза

Методологический блок

Подходы

Принципы

Правила

Деятельностный

Принцип учета культурных границ

1. Активизация социальных действий по расширению пространственных и временных границ толерантности путем переноса нормы толерантности с одной сферы жизнедеятельности на другие.

2. Активное стремление к защите и поддержанию культурного разнообразия в обществе (признание и уважение культурной принадлежности каждого человека, включая его язык, религию, традиции, обычаи и т. д.).

Принцип аксиологичности

1. Признание множественности ценностей, исходящих как от индивидуумов, так и от культурных общностей.

2. Переосмысление собственных ценностно-смысловых приоритетов и установление взаимосвязи между различными мировоззрениями.

Принцип синергизма и диалога

1. Выстраивание конструктивного диалога между представителями разных культур и мировоззрений в совместном поиске решений социальных проблем.

2. «Активное слушание» (способность сторон не только выражать свои мысли, но и вникать в точку зрения оппонента).

3. Взаимодействие субъектов на основе партнерских взаимоотношений: доверие, взаимопомощь, уважение, понимание.

Социально-педагогический

Принцип опоры на позитивный социокультурный опыт этносов

1. «Использование богатства национальных традиций представителей этносов поликультурной образовательной среды в воспитании студентов» [33].

2. Создание здоровой атмосферы для совместного существования субъектов различных этнических групп путем вовлечения общества в активный и конструктивный процесс, основанный на взаимных ценностях и целях.

Принцип самоценности личности

1. Признание ценности каждого студента (позитивная обратная связь, устная похвала, письменные отзывы, грамоты и т. д.).

2. Участие в принятии решений (учет мнений, касающихся процесса формирования толерантности).

Содержательный блок

Возможности

Мировоззренческие

Формирование понимания и принятия ценностей различных культур, ориентация на общечеловеческие, нравственно-этические ценности.

Информативные

Освоение и укоренение в информационном поле студентов знаний о содержании и значении толерантности как базиса принятия и уважения различных мнений, культуры, обычаев.

Коллаборативные

Обогащение опыта конструктивного взаимодействия и нахождения оптимальных способов решения конфликтных ситуаций субъектов различных этносов.

Функции

Диагностико-коррекционная

Информационно-смысловая

Социально-адаптивная

Эмоционально-контактная

Оценочно-прогностическая

Приоритетные направления

Смыслообразующее

Просветительское

Интеракционно-активизирующее

Стратегии

Фасилитации, рефлексивная, коммуникативная (включая эвфемизацию как речевую стратегию формирования толерантности), сотрудничества, копинг-стратегии

Тактики

«Активизации», «педагогической поддержки», «сотрудничества», «мотивации и стимулирования», «когнитивно-речевые тактики», «взаимодействия»

Результативный блок

Компоненты

Потребностно-мотивационный

Знаниевый

Поведенческий

Критерии

Мотивационный

Когнитивный

Деятельностный

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Результат

Высокий уровень толерантности студентов вуза

 

Кратко представим блоки модели.

Основные аспекты целевого блока процессной модели педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза разрабатывались на основе анализа: методических рекомендаций по формированию межнациональной и межэтнической толерантности в вузе («Методические рекомендации по укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений в образовательных организациях высшего образования», зарег. № МН-6/1870 от 13.12.2022); форм участия молодежи в общественной жизни (гражданское, патриотическое воспитание молодежи, формирование толерантности, привитие правовых, культурных и нравственных ценностей) (Приказ от 8 февраля 2019 г. № 40 «Об Утверждении Плана деятельности Федерального агентства по делам молодежи на период 2019–2024 годов») [28]; концепции создания системы научно-методического сопровождения межэтнической политики формирования комплексной системы раннего предупреждения межэтнической напряженности и конфликтов (Указ Президента Республики Казахстан от 15 сентября 2022 г. № 1014 [36]; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 [37]).

Методологический блок модели отражает выбор деятельностного подхода (А.И. Богданова [2], Н.А. Валеева [3], Р.А. Котельникова [16], Г.М. Шеламова [40]) в формировании толерантности с позиции совместной деятельности участников образовательного процесса как способа осуществления активности субъектов образования, в процессе которой формируются мотивы толерантного поведения, осваиваются ценности, проявляющиеся в ситуациях толерантного действия.

Значимым при этом является дополнение деятельностного подхода совокупностью принципов: учета культурных границ (активизация социальных действий по расширению пространственных и временных границ толерантности путем переноса норм толерантности с одной сферы жизнедеятельности на другие; активное стремление к защите и поддержанию культурного разнообразия в обществе (признание и уважение культурной принадлежности каждого человека, включая его язык, религию, традиции и обычаи и т. д.)), аксиологичности (переосмысление собственных ценностно-смысловых приоритетов и установление взаимосвязи между различными мировоззрениями); синергизма и диалога (выстраивание конструктивного диалога между представителями разных культур и мировоззрений в совместном поиске решений социальных проблем; «активное слушание» – способность сторон не только выражать свои мысли, но и вникать в точку зрения оппонента; взаимодействие субъектов на основе партнерских взаимоотношений: доверие, взаимопомощь, уважение, понимание).

Социально-педагогический подход (анализ работ И.В. Вицентия [6], Г.И. Гайсиной [7], Д.А. Парнова[25], Г.И. Пилиевой [27], В.С. Торохтий [34, 35]) в формировании толерантности студентов вуза направлен на выявление факторов влияния социальной среды на становление толерантной личности студента, а также обоснование условий педагогического сопровождения по формированию изучаемого личностного качества студентов.

В рамках социально-педагогического подхода значимыми выступают следующие принципы: принцип опоры на позитивный социокультурный опыт этносов («использование богатства национальных традиций представителей этносов поликультурной образовательной среды в воспитании студентов» [36]; создание здоровой атмосферы для совместного существования субъектов различных этнических групп путем вовлечения общества в активный и конструктивный процесс, основанный на взаимных ценностях и целях; свобода); принцип самоценности личности (признание ценности каждого студента (позитивная обратная связь, устная похвала, письменные отзывы, грамоты и т. д.); участие в принятии решений (учет мнений, касающихся процессов формирования толерантности)).

Данные подходы и принципы задают методологический ориентир педагогического сопровождения формирования толерантности в рамках освоения принципиально нового способа толерантного взаимодействия студентов вуза, созидания, самореализации и саморефлексии, компетентного преодоления конфликтных ситуаций в социуме и интолерантных проявлений субъектов образования, продуктивного решения задач обучения и воспитания в соответствии с основными тенденциями модернизации сферы образования.

Содержательный блок модели задает стратегии педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза (фасилитации, рефлексивная, коммуникативная (включая эвфемизацию как речевую стратегию формирования толерантности), сотрудничества, копинг-стратегии), направления (смыслообразующее, просветительское, интеракционно-активизирующее) в логике реализации форм и методов изучаемого феномена (разбор случаев (кейс-стади), ситуационные задачи, тренинг-мастерская (workshop), панельные дискуссии, форсайт-сессии (создание позитивного образа будущего в поликультурном мире), метод интроспективного анализа, метод «личностного развития», двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии, конструирование дорожной карты (roadmap) личностного развития студента и т. д.).

Рассматривая логическую направленность представления этапов педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза, следует отметить, что системообразующим этапом выступает ориентирующий, цель которого заключается в ценностно-ориентирующих воздействиях, формирующих позитивную мотивацию молодых людей на усвоение умений и навыков толерантного взаимодействия, самоопределение (идентичность) в социальном контексте, ценностное отношение к себе и окружающим. Информативный этап педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза определяет усвоение системы знаний теоретического и прикладного характера о ценности, значимости и способах толерантного взаимодействия и закрепление их в образовательной деятельности; представление о проявлениях толерантности в поведении; знания о реагировании в ситуациях критики и конфликта, о способах проявления сочувствия, поддержки; знания о способах вступления в контакт и отказа от него, просьбе и принятии помощи; развитие критического мышления, позволяющего анализировать информацию и формировать обоснованные мнения, а не поддаваться эмоциям или шаблонному мышлению. Активизирующий этап изучаемого процесса отражает овладение продуктивными технологиями и умениями преодоления разного рода конфликтных ситуаций посредством открытого общения (создание атмосферы доверия), навыками активного слушания (конструктивный диалог), стратегиями разрешения разногласий (компромисс и сотрудничество), способами минимизации назревших противоречий между представителями различных этнических групп, отказа от насилия; формирование навыков конструктивного, бесконфликтного общения и взаимодействия на основе толерантных ценностей; развитие рефлексивных умений (социальная чувствительность, умение проявлять эмпатию, открытость к новым культурным традициям и практикам; умение воспринимать чувства и переживания других, выходя за пределы собственных стереотипов; умение оценивать свои эмоции, рассматривать альтернативные точки зрения; способность к разрушению предвзятых представлений; самоконтроль в проявлении толерантности) (М.Н. Харабаджах) [38].

Результативный блок процессной модели отражает характеристику сформированности компонентов толерантности студентов вуза как результата педагогического сопровождения по критериям и соответствующим показателям: мотивационному (устремленность к овладению способами конструктивного взаимодействия, диалога (умение не только слушать, но и слышать собеседника), равноправной коммуникации, компромисса, сотрудничества; осознание значимости культурного разнообразия, эмоциональное допущение точек зрения других людей и признание значимости толерантности как личностно значимой ценности); когнитивному (обеспечение знаниевой составляющей феномена «толерантности», подразумевающей знание путей и направлений ее формирования, многообразия окружающего мира (расширение познания своей и чужой культуры, этнических, религиозных особенностей, традиций и обычаев)); деятельностному (опыт взаимодействия на основе толерантности («стабильный стиль деятельности»), адекватная оценка ситуации взаимодействия; навыки критического мышления (способность дифференцировать факты, избавление от сложившихся стереотипов и предрассудков); построение собственной модели действия на основе толерантности: сотрудничество, отказ от принуждения, помощь, любовь, уступчивость; рефлексия («сознательное отношение к собственному действию, его мысленный анализ и при необходимости соответствующая коррекция через поиск новых способов решения ситуации» (Ю.С. Котелянец) [17]; реализация выбранной модели действия на основе толерантности).

Результаты исследования

Результативный блок разработанной модели определяет уровни сформированности толерантности студентов вуза:

высокий – устремленность к овладению способами конструктивного взаимодействия, диалога (умение не только слушать, но и слышать собеседника), равноправной коммуникации, компромисса, сотрудничества; осознание значимости культурного разнообразия, эмоциональное допущение точек зрения других людей и признание значимости толерантности как личностно значимой ценности; рациональный самоанализ (самоконтроль, саморегуляция эмоций и поведения); устойчивость к деструктивному воздействию негативных факторов; осознанные, системные знания о феномене «толерантности», о путях и направлениях ее формирования; о многообразии окружающего мира (интерес к познанию своей и чужой культуры, этнических, религиозных особенностей, традиций и обычаев); навыки критического мышления (способность дифференцировать факты, избавление от сложившихся стереотипов и предрассудков и т. д.); активная жизненная позиция; активное участие в общественных инициативах; эффективные социальные отношения с представителями различных групп; непрерывная работа над собой для преодоления собственных предрассудков и стереотипов, а также стремление к самосознанию; готовность к постоянному самооцениванию, самоконтролю и рефлексии;

средний – фрагментарно осмысленное эмоционально-ценностное отношение к реализации конструктивного взаимодействия в полиэтничном и мультикультурном обществе; умеренное принятие разнообразия, без крайностей как в принятии, так и в отвержении; нестатичное отношение к различиям, меняющееся в зависимости от внешних факторов (социокультурные изменения, политическая обстановка, экономические условия); недостаточная устойчивость к влиянию отрицательных и рискогенных факторов; недостаточно глубокие знания о толерантности, о путях и направлениях ее формирования; фрагментарное проявление активности в освоении навыков толерантного взаимодействия; трудности в принятии отличающихся от своей точек зрения; частичная готовность к активизации личностных ресурсов в выборе направлений, средств преодоления проявлений интолерантности;

низкий – предвзятое, чаще скрытое негативное отношение к представителям расовых, национальных, возрастных, религиозных и т. д. групп; стереотипное мышление, искажающее реальность, внушающее неприязнь к тем, кто не соответствует этим предвзятым взглядам; закрытость в межличностной коммуникации; страх перед неизведанным или непониманием того, что отличается от привычного, выражающийся в избегании людей или ситуаций, которые вызывают дискомфорт; подверженность манипуляциям со стороны экстремистских групп или организаций; внутреннее отрицание ценностей толерантных взаимоотношений; ограниченная осведомленность о толерантности: недостаток информации (неосознанность разнообразия культур, взглядов и способов жизни, что приводит к стереотипам и предвзятости); сложности критического мышления (неспособность анализировать информацию и делать обоснованные выводы, что приводит к упрощенному восприятию межнациональных и межкультурных взаимодействий); ригидность мышления (отсутствие открытости новым идеям и опыту, что затрудняет принятие другой точки зрения и создает барьеры для развития толерантности); отсутствие способности к адаптации и принятию различий в мнениях, поведении и культуре других людей, отстраненность, безразличие; эмоциональная реакция на различия (чувство страха, недоверия или враждебности к тем, кто отличается по культуре, вероисповеданию или социальному статусу); консервативные убеждения (склонность к удерживанию традиционных взглядов и нежелание менять мнение на основе новых); социальная изоляция (отсутствие общения с представителями других культур и сообществ, что способствует сохранению ограниченных и искаженных представлений о различиях).

Реализация процессной модели, результатом которой является формирование высокого уровня толерантности студентов вуза посредством педагогического сопровождения, возможна при соблюдении ряда педагогических условий. К ним относятся:

– условие реализации технологий (образовательные (дискуссионные технологии; фортсайт-технологии, тренинговые технологии и т. д.), определяющие основания приобретения знаний о толерантности, ее особенностях и путях формирования, способности применения приобретенных когнитивных конструктов на практике; интерактивные (игровое моделирование, имитационные, диалоговые технологии и т. д.), способствующие освоению студентами нового опыта толерантного взаимодействия («примеривания» различных ролей, позиций, ситуаций и т. д.), необходимого для полноценного функционирования в современном социуме; информационные (фактчекинг-технология, фидбэк-технология, технология развития критического мышления), помогающие минимизировать влияние дезинформации на мнение студентов, в том числе способствующие искоренению стереотипов и предрассудков, касающихся различий по национальным, религиозным, расовым и др. признакам);

– условие создания атмосферы «эмоциональной безопасности» среды вуза («поддерживающее взаимодействие» (открытый обмен идеями, возможность свободно выражать свои мысли и чувства), конструктивная обратная связь, совместная рефлексия (анализ опыта, открытое обсуждение возникших трудностей), синергия в группе и т. д.), способствующей росту активности и самосовершенствованию каждого студента;

– условие социального партнерства с общественными институтами формирования толерантности с целью диверсификации данного процесса (привлечение экспертов к разработке учебно-методического материала; проведение совместных заседаний, круглых столов, конференций, семинаров и т. д. по актуальным вопросам в сфере межэтнических, межрелигиозных отношений и поиску эффективных способов их решения).

Обсуждение и заключение

Таким образом, разработанная процессная модель педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза отражает целесообразность самостоятельных блоков: целевого (цель – сформировать высокий уровень толерантности студентов вузов); методологического (деятельностного подхода и соответствующих принципов учета культурных границ, аксиологичности, синергизма и диалога; социально-педагогического подхода и принципов опоры на позитивный социокультурный опыт этносов, самоценности личности); содержательного (стратегии: фасилитации, рефлексивная, коммуникативная, сотрудничества, копинг-стратегии; направления: смыслообразующее, просветительское, интеракционно-активизирующее); результативного (динамика и конечный результат – высокий уровень толерантности студентов, отслеживаемый по мотивационному, когнитивному, деятельностному и соответствующим показателям, в логике описывающих этапность (ориентирующий, информативный, активизирующий) достижения запланированного результата.

×

About the authors

El’vira K. Irgalieva

Orenburg State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: irgalieva.elvira@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-7026-4396

Methodologist of the Sociological Research Center, Mahambet Utemisov West Kazakhstan University, Uralsk, the Republic of Kazakhstan

Russian Federation, 19, Sovetskaya st., Orenburg, 460014

Lyubov’ G. Pak

Orenburg State Pedagogical University

Email: lyubov-pak@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7321-506X

Doc. Ped. Sci., Professor at the Department of Pedagogy and Management, Institute of Pedagogy and Psychology

Russian Federation, 19, Sovetskaya st., Orenburg, 460014

References

  1. Berezhnyh E.A., Grigor’eva S.G., Potashova I.I. Pedagogicheskoe soprovozhdenie kak osobaya forma vzaimodejstviya v real’noj praktike obucheniya v vuze [Pedagogical support as a special form of interaction in the real practice of studying at a university]. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2018. No. 4. Pp. 83–90. https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoesoprovozhdenie-kak-osobaya-forma-vzaimodeystviya-v-realnoy-praktike-obucheniya-v-vuze (accessed August 23, 2024).
  2. Bogdanova A.I. Formirovanie tolerantnosti studentov v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede vuza: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of students’ tolerance in the multicultural educational environment of the university. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Krasnoyarsk, 2015. 25 p.
  3. Valeeva N.A. Formirovanie tolerantnosti u starsheklassnikov v processe obucheniya istorii: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [The formation of tolerance among high school students in the process of learning history. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Yaroslavl', 2006. 20 p.
  4. Vasil'eva L.I. Processnaya model' obespecheniya kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti v vuze: dis. kand. ped. nauk [The process model of ensuring the quality of educational activities at the university. Thesis cand. of ped. sci.]. N. Novgorod, 2006. 144 p.
  5. Veshkin S.V. Profilaktika etnicheskogo ekstremizma studencheskoj molodezhi v processe obucheniya v vuze: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Prevention of ethnic extremism among students in the process of studying at a university. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Majkop, 2023. 23 p.
  6. Vicentiy I.V. Cennosti i ustanovki tolerantnosti v politicheskoj subkul'ture studenchestva (na materialakh Murmanskoy oblasti): avtoref. dis. kand. sociolog. nauk [Values and attitudes of tolerance in the political subculture of students (based on the materials of the Murmansk region). Abstract of thesis cand. of sociolog. sci.]. Saint Petersburg, 2016. 18 p.
  7. Gajsina G.I. Social’no-pedagogicheskij podhod v pedagogicheskom issledovanii: soderzhatel’nye harakteristiki i principy realizacii [Socio-pedagogical approach in pedagogical research: substantive characteristics and principles of implementation]. KPZh. 2017. No. 4 (123). Pp. 10–15. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskiy-podhod-v-pedagogicheskom-issledovanii-soderzhatelnye-harakteristiki-i-printsipy-realizatsii (accessed July 08, 2024).
  8. Garyaev N.V. Formirovanie u studencheskoj molodezhi tolerantnogo soznaniya kak osnovy social’noj bezopasnosti: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [The formation of a tolerant consciousness among students as the basis of social security: Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Ekaterinburg, 2007. 23 p.
  9. Golikov V.S. Modelirovanie processa formirovaniya tolerantnosti v mezhlichnostnyh otnosheniyah mladshih shkol'nikov [Modeling the process of tolerance formation in interpersonal relationships of primary school children]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2010. No. 7. Pp. 259–264. https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa-formirovaniya tolerantnosti-v-mezhlichnostnyh-otnosheniyah-mladshih-shkolnikov (accessed July 08, 2024).
  10. Gomyranova O.N. Mezhlichnostnye konflikty vo vzaimootnosheniyah studentov vuzov [Interpersonal conflicts in university students’ relationships]. Neftegazovye tekhnologii i ekologicheskaya bezopasnost'. 2006. No. 5. Pp. 301–305. https://cyberleninka.ru/article/n/mezhlichnostnye-konflikty-vo-vzaimootnosheniyah-studentov-vuzov (accessed September 19, 2024).
  11. Goryajnova T.A., Belonovskaya I.D., Zhuravleva M.O., Repyah L.P. Razrabotka processnoj modeli kak etap nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya [Development of a process model as a stage of scientific and pedagogical research]. Primo Aspectu. 2022. No. 1 (49). Pp. 46–50.
  12. Dzodzikova L.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie zdorov'esberezheniya studentov: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical support of students’ health care: Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Vladikavkaz, 2008. 23 p.
  13. Dobryaev P.A. Koncepciya ukrepleniya i razvitiya kazakhstanskoj identichnosti i edinstva v kontekste social'noj modernizacii Kazakhstana [The concept of strengthening and developing Kazakhstan’s identity and unity in the context of social modernization of Kazakhstan]. Sovremennye evraziyskie issledovaniya. 2017. No. 1. Рр. 17–23.
  14. Ivleva O.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie centra sodeystviya trudoustroistvu vypusknikov vuza: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical support of the center for the promotion of employment of university graduates: Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Kaliningrad, 2012. 24 p.
  15. Koltunov A.L. Upravlenie social’nymi konfliktami v sisteme vysshego obrazovaniya: Avtoref. dis. kand. sociol. nauk [Managing social conflicts in the higher education system: Abstract of thesis cand. of sociolog. sci.]. Tyumen', 2006. 29 p.
  16. Kotel'nikova R.A. Formirovanie tolerantnosti shkol'nikov sredstvami igrovoj deyatel'nosti: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of tolerance of schoolchildren by means of play activities: Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Samara, 2015. 23 p.
  17. Kotelyanec Yu.S. Harakteristika tolerantnosti kak pedagogicheskogo ponyatiya [Characteristics of tolerance as a pedagogical concept]. Pedagogika: tradicii i innovacii: Materialy III Mezhdunar. nauch. konf. [Pedagogy: traditions and innovations: Proceedings of the III International Scientific Conference]. Chelyabinsk: Dva komsomol'ca Publ., 2013. Pp. 156–160.
  18. Kuz’mina O.G. Vospitatel’naya sistema upravleniya konfliktnost’yu studencheskogo sociuma na fakul’tete vuza: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Educational conflict management system of student society at the university faculty: Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Kaliningrad, 2009. 25 p.
  19. Lazareva E.S., Grigor'eva E.I. Model' formirovaniya etnicheskoj tolerantnosti studencheskoj molodezhi v processe mezhkul'turnogo inoyazychnogo obshcheniya [A model for the formation of ethnic tolerance among students in the process of intercultural foreign language communication]. Vestnik TGU. 2012. No. 7. Pp. 180–186.
  20. Lezhneva N.V., Pishchulina T.V. Processnaya model' stanovleniya studenta kak sub”ekta nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [The process model of the student’s formation as a subject of continuing professional education]. Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2010. No. 12 (188). Pp. 64–69.
  21. Litvinova V.L. Social’no-psihologicheskie usloviya formirovaniya mezhetnicheskoj tolerantnosti rossijskoj molodezhi: Avtoref. dis. kand. psiholog. nauk [Socio-psychological conditions for the formation of interethnic tolerance of Russian youth: Abstract of thesis cand. of psihol. sci.]. Moscow, 2007. 25 p.
  22. Mihaleva G.V. Razvitie mezhetnicheskoj tolerantnosti studencheskoj auditorii na materiale internet-sajtov molodezhnoj tematiki [The development of interethnic tolerance of the student audience based on the material of youth-related Internet sites]. Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A.P. Chekhova. 2021. No. 1. Pp. 52–61.
  23. Okulov S.M., Sizikhina O.V. O modelyakh v pedagogicheskikh issledovaniyakh [About models in pedagogical research]. Vestnik VyatGU. 2009. No. 4. Pp. 135–138.
  24. Pak L.G. Logika pedagogicheskogo obespecheniya sub”ektno-razvivaiushchej socializacii studenta vuza [The logic of pedagogical support for the subject-developing socialization of a university student]. Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. No. 1 (37). Pp. 66–70.
  25. Parnov D.A. Social'no-pedagogicheskij podhod k professional'noj orientacii podrostkov v obrazovatel'nom uchrezhdenii: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [A socio-pedagogical approach to the professional orientation of adolescents in an educational institution. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Moscow, 2012. 27 p.
  26. Pastuhova E.L. Formirovanie tolerantnosti u uchashchihsya obshcheobrazovatel’nyh uchrezhdenij v processe obucheniya istorii: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [The formation of tolerance among students of general education institutions in the process of learning history: Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Moscow, 2004. 25 p.
  27. Pilieva G.I. Formirovanie etnicheskoj tolerantnosti budushchih social'nyh pedagogov vo vneauditornoe vremya v vuze: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of ethnic tolerance of future social educators during extracurricular time at the university: Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Moscow, 2008. 22 p.
  28. Prikaz Rosmolodezhi ot 08.02.2019 No. 40 (red. ot 11.03.2024) «Ob utverzhdenii plana deyatel'nosti Federal'nogo agentstva po delam molodezhi na period 2019–2024 godov» (vmeste s «Planom-grafikom meropriyatij po realizacii dokumentov strategicheskogo planirovaniya i inykh klyuchevyh napravlenij deyatel'nosti Federal'nogo agentstva po delam molodezhi na period 2019–2024 godov») [Rosmolodezh Order No. 40 dated 08.02.2019 (as amended on 11.03.2024) «On approval of the activity plan of the Federal Agency for Youth Affairs for the period 2019–2024» (together with the «Action plan for the implementation of strategic planning documents and other key areas of activity of the Federal Agency for Youth Affairs for the period 2019–2024»]. https://www.consultant.ru/document/chronomap/2019/2/ (accessed September 2, 2024).
  29. Pugacheva E.A. Formirovanie tolerantnosti studentov v polikul’turnoj srede vuza: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of students’ tolerance in the multicultural environment of the university: Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. N. Novgorod, 2008. 25 p.
  30. Reznikova I.B. Formirovanie etnicheskoj tolerantnosti u studentov vuzov v usloviyah mnogonacional’nogo regiona: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of ethnic tolerance among university students in a multinational region: Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Vladikavkaz, 2007. 22 p.
  31. Salahutdinova E.S. Pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptacii studentov v uchebnoj gruppe: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical support of students’ adaptation in the study group: Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Kostroma, 2014. 27 p.
  32. Selivanova O.A. Osnovnye napravleniya profilaktiki intolerantnosti i ekstremizma v srede sovremennogo regional'nogo vuza [The main directions of prevention of intolerance and extremism in the environment of a modern regional university]. Obrazovanie i nauka. 2012. No. 3. Pp. 74–89. https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-profilaktiki-intolerantnosti-i-ekstremizma-v-srede-sovremennogo-regionalnogo-vuza (accessed July 18, 2024).
  33. Soldatova G.U., Shajgerova L.A., Nestik T.A. Principy formirovaniya tolerantnosti i upravleniya riskami ksenofobii [Principles of tolerance formation and xenophobic risk management]. Nacional'nyy psihologicheskiy zhurnal. 2011. No. 2. Pp. 60–79.
  34. Torohtij V.S. Social'no-pedagogicheskij podhod k deyatel'nosti obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [A socio-pedagogical approach to the activities of an educational institution]. Elektronnyj nauchno-obrazovatel’nyj zhurnal VGSPU «Grani poznaniya». 2014. No. 2 (29). Pp. 62–70.
  35. Torohtij V.S. O sushchnosti social'no-pedagogicheskogo podhoda v rossiyskom professional'nom obrazovanii [On the essence of the socio-pedagogical approach in Russian vocational education]. Vestnik RMAT. 2016. No. 1. Pp. 38–43.
  36. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 15 sentyabrya 2022 goda No. 1014 "Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya Assamblei naroda Kazahstana na 2022–2026 gody" [Decree of the President of the Republic of Kazakhstan "On approval of the Concept of Development of the Assembly of People of Kazakhstan for 2022–2026" of 15.09.2022 No. 1014]. https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2200001014 (accessed September 2, 2024).
  37. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2012 No. 602 "Ob obespechenii mezhnacional'nogo soglasiya" [Decree of the President of the Russian Federation "On Ensuring Interethnic Harmony" of 05.07.2012 No. 602]. http://www.kremlin.ru/acts/bank/3526633 (accessed September 2, 2024).
  38. Harabadzhah M.N. Harakteristika modeli formirovaniya tolerantnosti budushchih social’nyh pedagogov v processe ih professional’nogo obrazovaniya [Characteristics of the model of tolerance formation of future social educators in the process of their professional education]. Vestnik TGPU. 2016. No. 8 (173). Pp. 15–18.
  39. Chelysheva I.V. Razvitie mezhetnicheskoj tolerantnosti studentov v kontekste teoreticheskih koncepciy otechestvennogo mediaobrazovaniya [The development of interethnic tolerance of students in the context of theoretical concepts of domestic media education]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya. 2020. No.1 (35). Pp. 40–49.
  40. Shelamova G.M. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya tolerantnosti uchashchihsya professional’nogo liceya: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the formation of tolerance among students of a professional lyceum: Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Moscow, 2003. 22 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Irgalieva E.K., Pak L.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.