Характеристика процессной модели педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза
- Авторы: Иргалиева Э.К.1, Пак Л.Г.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 22, № 1 (2025)
- Страницы: 75-90
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/641584
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2025.1.6
- ID: 641584
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлены процессная модель педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза и педагогические условия ее оптимального функционирования. Разработанная процессная модель педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза отражает целесообразность самостоятельных блоков: целевого (цель – сформировать высокий уровень толерантности студентов вузов); методологического (деятельностного подхода и принципов учета культурных границ, аксиологичности, синергизма и диалога; социально-педагогического подхода и принципов опоры на позитивный социокультурный опыт этносов, самоценности личности; участие в принятии решений), содержательного (стратегии: фасилитации, рефлексивная, коммуникативная (включая эвфемизацию как речевую стратегию формирования толерантности), сотрудничества, копинг-стратегии; направления: смыслообразующее, просветительское, интеракционно-активизирующее), результативного (динамика и конечный результат – высокий уровень толерантности студентов, отслеживаемый по мотивационному, когнитивному, деятельностному и соответствующим показателям, в логике описывающим этапность (ориентирующий, информативный, активизирующий) достижения запланированного результата. Результативный блок разработанной модели определяет уровни: высокий (устремленность к овладению способами конструктивного взаимодействия, диалога, равноправной коммуникации, компромисса, сотрудничества; осознанными, системными знаниями о феномене «толерантности», о путях и направлениях ее формирования; активная жизненная позиция и т. д.); средний (фрагментарно осмысленное эмоционально-ценностное отношение к реализации конструктивного взаимодействия в полиэтничном и мультикультурном обществе; умеренное принятие разнообразия, нестатичное отношение к различиям; недостаточно глубокие знания об изучаемом феномене; фрагментарное проявление активности в освоении навыков толерантного взаимодействия; низкий (предвзятое, чаще скрытое негативное отношение к представителям расовых, национальных, возрастных, религиозных и т. д. групп; ограниченная осведомленность о толерантности: недостаток информации (неосознанность разнообразия культур, взглядов и способов жизни, что приводит к стереотипам и предвзятости) и т. д.).
Полный текст
Введение
В полиэтничных странах, каковыми являются Казахстан и Россия, каждый человек независимо от его этнической, религиозной, расовой и иной принадлежности имеет право чувствовать себя свободным, защищенным и уверенным в своем будущем.
С самого начала наши страны сделали выбор в пользу формирования гражданской, а не этнической общности, совмещения интересов народов, проживающих на их территории, но «периодически возникающие риски политизации межэтнических отношений, а также внешнего деструктивного влияния на межэтническую ситуацию в странах; недостаточный уровень социально-культурной интеграции этносов; распространение в информационном поле, особенно в социальных сетях, негативных мировоззренческих установок в отношении отдельных этносов способствуют поляризации общественного мнения и формированию новых барьеров и дистанций между этносами» [36].
Известно, что наиболее подверженной воздействию различных негативных внешних факторов является студенческая молодежь как самая уязвимая часть общества в силу своей несамостоятельности (материальной, бытовой, психологической зависимости от родителей), нахождения своего рода в «переходной позиции» (в процессе самоутверждения, самосознания и самоопределения, поиска своей жизненной и ценностной позиции и т. д.).
При этом студенческая молодежь как определенная социально-демографическая группа выступает главным стратегическим и интеллектуальным потенциалом страны, ценностные установки и практические навыки которого должны отвечать запросам современного социума.
В этой связи приоритетной задачей современного вуза является создание благоприятных условий для организации целенаправленного педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза. Выпускники вуза должны обладать толерантным сознанием, иметь целостное представление о мультикультурной картине мира, теории и практике международных отношений, быть готовыми к принятию различных культур и их познанию, к проявлению эмпатии, к взаимодействию в мультикультурной среде посредством диалогового общения (Е.А. Пугачёва) [29].
Учитывая вышеизложенное, при педагогическом сопровождении формирования толерантности студентов вуза считаем целесообразным придерживаться моделирования для получения абсолютно новой информации об объекте, его свойствах.
Обзор литературы
Е.С. Лазарева [19], С.М. Окулов, О.В. Сизихина [23] определяют модель как «обобщенный мысленный образ», замещающий и отображающий структуру и функции (взятые в динамичном единстве в контексте социокультурной среды) конкретного педагогического объекта в виде схематической совокупности понятий и взаимосвязей.
В.С. Голиков определяет педагогическую модель как «некую основу исследования, отображающую основную идею работы, показывающую взаимосвязь структурных элементов в упорядоченной системе, направленной на решение поставленных задач» [9].
В педагогической науке наиболее широко распространена процессная модель, которой свойственны такие отличительные черты, как четкая структурированность; гибкость и адаптивность, что позволяет при необходимости вносить изменения и корректировки на ранних этапах исследования; визуализация процессов (сопровождается схемами или диаграммами, которые облегчают понимание сложности систем и процессов) (Л.И. Васильева) [4]. Выбор в пользу процессной модели был обоснован возможностью наглядно показать и проанализировать отдельные блоки и выявить факторы, влияющие на формирование изучаемой личностной характеристики, включая педагогические условия, а также показать поэтапность достижения взаимосвязи цели и результата (Т.А. Горяйнова [11], Н.В. Лежнева, Т.В. Пищулина [20]).
Указанные позиции процессной модели дали возможность более детально исследовать внутреннюю структуру изучаемого объекта, проанализировать переходы между этапами, выявить общие тенденции развития и разобраться в причинах, способствующих достижению результатов работы процесса. В смоделированном образовательном процессе наблюдается характерная стабильность, при этом его ключевые компоненты остаются неизменными.
Значимыми выступают исследования моделей управления конфликтностью студенческого социума как инструментов формирования толерантности (О.Н. Гомыранова [10], О.Г. Кузьмина [18], А.Л. Колтунов [15]); методик оптимальных путей профилактики экстремизма и интолерантности в студенческой среде (С.В. Вешкин [5]; И.В. Вицентий [6], О.А. Селиванова [32]); рекомендаций по формированию толерантности студентов вуза (А.И. Богданова [2], Н.В. Гаряев [8], П.А. Добряев [13], В.Л. Литвинова [21], Е.Л. Пастухова [26]); опыта практической реализации развития толерантности студенческой молодежи в вузе (Г.В. Михалева [22], И.Б. Резникова [30], И.В. Челышева [39]).
Е.А. Бережных, С.Г. Григорьева, И.И. Поташова [1], Л.А. Дзодзикова [12], О.В. Ивлева [14], Е.С. Салахутдинова [31] рассматривают педагогическое сопровождение формирования толерантности как целенаправленное конструктивное взаимодействие субъектов образовательного пространства для обретения студентами позиции субъекта внутригрупповых отношений, ориентирования в системе социальных отношений, усвоения навыков взаимодействия с представителями других национальностей, конфессий и т. д.
Материалы и методы
В нашем исследовании педагогическое сопровождение формирования толерантности студентов вуза – это процесс интеграции всех субъектов образовательного процесса (руководство (ректор, проректоры, деканы факультетов, руководители образовательных программ, структурных подразделений), профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный персонал, обу-чающиеся и т. д.) с целью формирования высоконравственной толерантной личности, обладающей навыками межкультурной (межэтнической, межконфессиональной, межрасовой и т. д.), межличностной и межгрупповой коммуникации, путем освоения толерантных социальных практик (развитие института медиации, накопление социального капитала через социальный обмен, работа по гражданскому образованию студентов (укрепление и развитие гражданской идентичности и чувства государственного патриотизма и т. д.)).
Актуальность, изучение степени разработанности проблемы исследования обуславливают выбор темы настоящей статьи «Характеристика процессной модели педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза».
Цель исследования – теоретически разработать процессную модель педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза.
На основе вышеизложенного в рамках данного исследования нами представлена процессная модель педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза, отражающая сконструированную совокупность взаимосвязанных блоков (целевого, методологического, содержательного, результативного), реализуемых в логике определенных этапов (ориентирующий, информативный, активизирующий) и позволяющих прогнозировать достижение цели (см. таблицу 1).
Таблица 1. Теоретические основы процессной модели педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза
Целевой блок Цель: обеспечить педагогическое сопровождение формирования толерантности студентов вуза | ||
Методологический блок | ||
Подходы | Принципы | Правила |
Деятельностный | Принцип учета культурных границ | 1. Активизация социальных действий по расширению пространственных и временных границ толерантности путем переноса нормы толерантности с одной сферы жизнедеятельности на другие. 2. Активное стремление к защите и поддержанию культурного разнообразия в обществе (признание и уважение культурной принадлежности каждого человека, включая его язык, религию, традиции, обычаи и т. д.). |
Принцип аксиологичности | 1. Признание множественности ценностей, исходящих как от индивидуумов, так и от культурных общностей. 2. Переосмысление собственных ценностно-смысловых приоритетов и установление взаимосвязи между различными мировоззрениями. | |
Принцип синергизма и диалога | 1. Выстраивание конструктивного диалога между представителями разных культур и мировоззрений в совместном поиске решений социальных проблем. 2. «Активное слушание» (способность сторон не только выражать свои мысли, но и вникать в точку зрения оппонента). 3. Взаимодействие субъектов на основе партнерских взаимоотношений: доверие, взаимопомощь, уважение, понимание. | |
Социально-педагогический | Принцип опоры на позитивный социокультурный опыт этносов | 1. «Использование богатства национальных традиций представителей этносов поликультурной образовательной среды в воспитании студентов» [33]. 2. Создание здоровой атмосферы для совместного существования субъектов различных этнических групп путем вовлечения общества в активный и конструктивный процесс, основанный на взаимных ценностях и целях. |
Принцип самоценности личности | 1. Признание ценности каждого студента (позитивная обратная связь, устная похвала, письменные отзывы, грамоты и т. д.). 2. Участие в принятии решений (учет мнений, касающихся процесса формирования толерантности). | |
Содержательный блок | ||
Возможности | Мировоззренческие | Формирование понимания и принятия ценностей различных культур, ориентация на общечеловеческие, нравственно-этические ценности. |
Информативные | Освоение и укоренение в информационном поле студентов знаний о содержании и значении толерантности как базиса принятия и уважения различных мнений, культуры, обычаев. | |
Коллаборативные | Обогащение опыта конструктивного взаимодействия и нахождения оптимальных способов решения конфликтных ситуаций субъектов различных этносов. | |
Функции | Диагностико-коррекционная | |
Информационно-смысловая | ||
Социально-адаптивная | ||
Эмоционально-контактная | ||
Оценочно-прогностическая | ||
Приоритетные направления | Смыслообразующее | |
Просветительское | ||
Интеракционно-активизирующее | ||
Стратегии | Фасилитации, рефлексивная, коммуникативная (включая эвфемизацию как речевую стратегию формирования толерантности), сотрудничества, копинг-стратегии | |
Тактики | «Активизации», «педагогической поддержки», «сотрудничества», «мотивации и стимулирования», «когнитивно-речевые тактики», «взаимодействия» | |
Результативный блок | ||
Компоненты | Потребностно-мотивационный | |
Знаниевый | ||
Поведенческий | ||
Критерии | Мотивационный | |
Когнитивный | ||
Деятельностный | ||
Уровни | Низкий | |
Средний | ||
Высокий | ||
Результат Высокий уровень толерантности студентов вуза |
Кратко представим блоки модели.
Основные аспекты целевого блока процессной модели педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза разрабатывались на основе анализа: методических рекомендаций по формированию межнациональной и межэтнической толерантности в вузе («Методические рекомендации по укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений в образовательных организациях высшего образования», зарег. № МН-6/1870 от 13.12.2022); форм участия молодежи в общественной жизни (гражданское, патриотическое воспитание молодежи, формирование толерантности, привитие правовых, культурных и нравственных ценностей) (Приказ от 8 февраля 2019 г. № 40 «Об Утверждении Плана деятельности Федерального агентства по делам молодежи на период 2019–2024 годов») [28]; концепции создания системы научно-методического сопровождения межэтнической политики формирования комплексной системы раннего предупреждения межэтнической напряженности и конфликтов (Указ Президента Республики Казахстан от 15 сентября 2022 г. № 1014 [36]; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 [37]).
Методологический блок модели отражает выбор деятельностного подхода (А.И. Богданова [2], Н.А. Валеева [3], Р.А. Котельникова [16], Г.М. Шеламова [40]) в формировании толерантности с позиции совместной деятельности участников образовательного процесса как способа осуществления активности субъектов образования, в процессе которой формируются мотивы толерантного поведения, осваиваются ценности, проявляющиеся в ситуациях толерантного действия.
Значимым при этом является дополнение деятельностного подхода совокупностью принципов: учета культурных границ (активизация социальных действий по расширению пространственных и временных границ толерантности путем переноса норм толерантности с одной сферы жизнедеятельности на другие; активное стремление к защите и поддержанию культурного разнообразия в обществе (признание и уважение культурной принадлежности каждого человека, включая его язык, религию, традиции и обычаи и т. д.)), аксиологичности (переосмысление собственных ценностно-смысловых приоритетов и установление взаимосвязи между различными мировоззрениями); синергизма и диалога (выстраивание конструктивного диалога между представителями разных культур и мировоззрений в совместном поиске решений социальных проблем; «активное слушание» – способность сторон не только выражать свои мысли, но и вникать в точку зрения оппонента; взаимодействие субъектов на основе партнерских взаимоотношений: доверие, взаимопомощь, уважение, понимание).
Социально-педагогический подход (анализ работ И.В. Вицентия [6], Г.И. Гайсиной [7], Д.А. Парнова[25], Г.И. Пилиевой [27], В.С. Торохтий [34, 35]) в формировании толерантности студентов вуза направлен на выявление факторов влияния социальной среды на становление толерантной личности студента, а также обоснование условий педагогического сопровождения по формированию изучаемого личностного качества студентов.
В рамках социально-педагогического подхода значимыми выступают следующие принципы: принцип опоры на позитивный социокультурный опыт этносов («использование богатства национальных традиций представителей этносов поликультурной образовательной среды в воспитании студентов» [36]; создание здоровой атмосферы для совместного существования субъектов различных этнических групп путем вовлечения общества в активный и конструктивный процесс, основанный на взаимных ценностях и целях; свобода); принцип самоценности личности (признание ценности каждого студента (позитивная обратная связь, устная похвала, письменные отзывы, грамоты и т. д.); участие в принятии решений (учет мнений, касающихся процессов формирования толерантности)).
Данные подходы и принципы задают методологический ориентир педагогического сопровождения формирования толерантности в рамках освоения принципиально нового способа толерантного взаимодействия студентов вуза, созидания, самореализации и саморефлексии, компетентного преодоления конфликтных ситуаций в социуме и интолерантных проявлений субъектов образования, продуктивного решения задач обучения и воспитания в соответствии с основными тенденциями модернизации сферы образования.
Содержательный блок модели задает стратегии педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза (фасилитации, рефлексивная, коммуникативная (включая эвфемизацию как речевую стратегию формирования толерантности), сотрудничества, копинг-стратегии), направления (смыслообразующее, просветительское, интеракционно-активизирующее) в логике реализации форм и методов изучаемого феномена (разбор случаев (кейс-стади), ситуационные задачи, тренинг-мастерская (workshop), панельные дискуссии, форсайт-сессии (создание позитивного образа будущего в поликультурном мире), метод интроспективного анализа, метод «личностного развития», двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии, конструирование дорожной карты (roadmap) личностного развития студента и т. д.).
Рассматривая логическую направленность представления этапов педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза, следует отметить, что системообразующим этапом выступает ориентирующий, цель которого заключается в ценностно-ориентирующих воздействиях, формирующих позитивную мотивацию молодых людей на усвоение умений и навыков толерантного взаимодействия, самоопределение (идентичность) в социальном контексте, ценностное отношение к себе и окружающим. Информативный этап педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза определяет усвоение системы знаний теоретического и прикладного характера о ценности, значимости и способах толерантного взаимодействия и закрепление их в образовательной деятельности; представление о проявлениях толерантности в поведении; знания о реагировании в ситуациях критики и конфликта, о способах проявления сочувствия, поддержки; знания о способах вступления в контакт и отказа от него, просьбе и принятии помощи; развитие критического мышления, позволяющего анализировать информацию и формировать обоснованные мнения, а не поддаваться эмоциям или шаблонному мышлению. Активизирующий этап изучаемого процесса отражает овладение продуктивными технологиями и умениями преодоления разного рода конфликтных ситуаций посредством открытого общения (создание атмосферы доверия), навыками активного слушания (конструктивный диалог), стратегиями разрешения разногласий (компромисс и сотрудничество), способами минимизации назревших противоречий между представителями различных этнических групп, отказа от насилия; формирование навыков конструктивного, бесконфликтного общения и взаимодействия на основе толерантных ценностей; развитие рефлексивных умений (социальная чувствительность, умение проявлять эмпатию, открытость к новым культурным традициям и практикам; умение воспринимать чувства и переживания других, выходя за пределы собственных стереотипов; умение оценивать свои эмоции, рассматривать альтернативные точки зрения; способность к разрушению предвзятых представлений; самоконтроль в проявлении толерантности) (М.Н. Харабаджах) [38].
Результативный блок процессной модели отражает характеристику сформированности компонентов толерантности студентов вуза как результата педагогического сопровождения по критериям и соответствующим показателям: мотивационному (устремленность к овладению способами конструктивного взаимодействия, диалога (умение не только слушать, но и слышать собеседника), равноправной коммуникации, компромисса, сотрудничества; осознание значимости культурного разнообразия, эмоциональное допущение точек зрения других людей и признание значимости толерантности как личностно значимой ценности); когнитивному (обеспечение знаниевой составляющей феномена «толерантности», подразумевающей знание путей и направлений ее формирования, многообразия окружающего мира (расширение познания своей и чужой культуры, этнических, религиозных особенностей, традиций и обычаев)); деятельностному (опыт взаимодействия на основе толерантности («стабильный стиль деятельности»), адекватная оценка ситуации взаимодействия; навыки критического мышления (способность дифференцировать факты, избавление от сложившихся стереотипов и предрассудков); построение собственной модели действия на основе толерантности: сотрудничество, отказ от принуждения, помощь, любовь, уступчивость; рефлексия («сознательное отношение к собственному действию, его мысленный анализ и при необходимости соответствующая коррекция через поиск новых способов решения ситуации» (Ю.С. Котелянец) [17]; реализация выбранной модели действия на основе толерантности).
Результаты исследования
Результативный блок разработанной модели определяет уровни сформированности толерантности студентов вуза:
– высокий – устремленность к овладению способами конструктивного взаимодействия, диалога (умение не только слушать, но и слышать собеседника), равноправной коммуникации, компромисса, сотрудничества; осознание значимости культурного разнообразия, эмоциональное допущение точек зрения других людей и признание значимости толерантности как личностно значимой ценности; рациональный самоанализ (самоконтроль, саморегуляция эмоций и поведения); устойчивость к деструктивному воздействию негативных факторов; осознанные, системные знания о феномене «толерантности», о путях и направлениях ее формирования; о многообразии окружающего мира (интерес к познанию своей и чужой культуры, этнических, религиозных особенностей, традиций и обычаев); навыки критического мышления (способность дифференцировать факты, избавление от сложившихся стереотипов и предрассудков и т. д.); активная жизненная позиция; активное участие в общественных инициативах; эффективные социальные отношения с представителями различных групп; непрерывная работа над собой для преодоления собственных предрассудков и стереотипов, а также стремление к самосознанию; готовность к постоянному самооцениванию, самоконтролю и рефлексии;
– средний – фрагментарно осмысленное эмоционально-ценностное отношение к реализации конструктивного взаимодействия в полиэтничном и мультикультурном обществе; умеренное принятие разнообразия, без крайностей как в принятии, так и в отвержении; нестатичное отношение к различиям, меняющееся в зависимости от внешних факторов (социокультурные изменения, политическая обстановка, экономические условия); недостаточная устойчивость к влиянию отрицательных и рискогенных факторов; недостаточно глубокие знания о толерантности, о путях и направлениях ее формирования; фрагментарное проявление активности в освоении навыков толерантного взаимодействия; трудности в принятии отличающихся от своей точек зрения; частичная готовность к активизации личностных ресурсов в выборе направлений, средств преодоления проявлений интолерантности;
– низкий – предвзятое, чаще скрытое негативное отношение к представителям расовых, национальных, возрастных, религиозных и т. д. групп; стереотипное мышление, искажающее реальность, внушающее неприязнь к тем, кто не соответствует этим предвзятым взглядам; закрытость в межличностной коммуникации; страх перед неизведанным или непониманием того, что отличается от привычного, выражающийся в избегании людей или ситуаций, которые вызывают дискомфорт; подверженность манипуляциям со стороны экстремистских групп или организаций; внутреннее отрицание ценностей толерантных взаимоотношений; ограниченная осведомленность о толерантности: недостаток информации (неосознанность разнообразия культур, взглядов и способов жизни, что приводит к стереотипам и предвзятости); сложности критического мышления (неспособность анализировать информацию и делать обоснованные выводы, что приводит к упрощенному восприятию межнациональных и межкультурных взаимодействий); ригидность мышления (отсутствие открытости новым идеям и опыту, что затрудняет принятие другой точки зрения и создает барьеры для развития толерантности); отсутствие способности к адаптации и принятию различий в мнениях, поведении и культуре других людей, отстраненность, безразличие; эмоциональная реакция на различия (чувство страха, недоверия или враждебности к тем, кто отличается по культуре, вероисповеданию или социальному статусу); консервативные убеждения (склонность к удерживанию традиционных взглядов и нежелание менять мнение на основе новых); социальная изоляция (отсутствие общения с представителями других культур и сообществ, что способствует сохранению ограниченных и искаженных представлений о различиях).
Реализация процессной модели, результатом которой является формирование высокого уровня толерантности студентов вуза посредством педагогического сопровождения, возможна при соблюдении ряда педагогических условий. К ним относятся:
– условие реализации технологий (образовательные (дискуссионные технологии; фортсайт-технологии, тренинговые технологии и т. д.), определяющие основания приобретения знаний о толерантности, ее особенностях и путях формирования, способности применения приобретенных когнитивных конструктов на практике; интерактивные (игровое моделирование, имитационные, диалоговые технологии и т. д.), способствующие освоению студентами нового опыта толерантного взаимодействия («примеривания» различных ролей, позиций, ситуаций и т. д.), необходимого для полноценного функционирования в современном социуме; информационные (фактчекинг-технология, фидбэк-технология, технология развития критического мышления), помогающие минимизировать влияние дезинформации на мнение студентов, в том числе способствующие искоренению стереотипов и предрассудков, касающихся различий по национальным, религиозным, расовым и др. признакам);
– условие создания атмосферы «эмоциональной безопасности» среды вуза («поддерживающее взаимодействие» (открытый обмен идеями, возможность свободно выражать свои мысли и чувства), конструктивная обратная связь, совместная рефлексия (анализ опыта, открытое обсуждение возникших трудностей), синергия в группе и т. д.), способствующей росту активности и самосовершенствованию каждого студента;
– условие социального партнерства с общественными институтами формирования толерантности с целью диверсификации данного процесса (привлечение экспертов к разработке учебно-методического материала; проведение совместных заседаний, круглых столов, конференций, семинаров и т. д. по актуальным вопросам в сфере межэтнических, межрелигиозных отношений и поиску эффективных способов их решения).
Обсуждение и заключение
Таким образом, разработанная процессная модель педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза отражает целесообразность самостоятельных блоков: целевого (цель – сформировать высокий уровень толерантности студентов вузов); методологического (деятельностного подхода и соответствующих принципов учета культурных границ, аксиологичности, синергизма и диалога; социально-педагогического подхода и принципов опоры на позитивный социокультурный опыт этносов, самоценности личности); содержательного (стратегии: фасилитации, рефлексивная, коммуникативная, сотрудничества, копинг-стратегии; направления: смыслообразующее, просветительское, интеракционно-активизирующее); результативного (динамика и конечный результат – высокий уровень толерантности студентов, отслеживаемый по мотивационному, когнитивному, деятельностному и соответствующим показателям, в логике описывающих этапность (ориентирующий, информативный, активизирующий) достижения запланированного результата.
Об авторах
Эльвира Конасовна Иргалиева
Оренбургский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: irgalieva.elvira@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-7026-4396
методист центра социологических исследований, Западно-Казахстанский университет им. М. Утемисова, Уральск, Республика Казахстан
Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19Любовь Геннадьевна Пак
Оренбургский государственный педагогический университет
Email: lyubov-pak@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7321-506X
доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и менеджмент» Института педагогики и психологии
Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19Список литературы
- Бережных Е.А., Григорьева С.Г., Поташова И.И. Педагогическое сопровождение как особая форма взаимодействия в реальной практике обучения в вузе // Педагогика и психология образования. – 2018. – № 4. – С. 83–90 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-kak-osobaya-forma-vzaimodeystviya-v-realnoy-praktike-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 23.08.2024).
- Богданова А.И. Формирование толерантности студентов в поликультурной образовательной среде вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Красноярск, 2015. – 25 с.
- Валеева Н.А. Формирование толерантности у старшеклассников в процессе обучения истории: автореф. дис… канд. пед. наук. – Ярославль, 2006. – 20 с.
- Васильева Л.И. Процессная модель обеспечения качества образовательной деятельности в вузе: дис. ... канд. пед. наук. – Н. Новгород: Нижегород. гос. пед. ун-т, 2006. – 144 с.
- Вешкин С.В. Профилактика этнического экстремизма студенческой молодежи в процессе обучения в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Майкоп, 2023. – 23 с.
- Вицентий И.В. Ценности и установки толерантности в политической субкультуре студенчества (на материалах Мурманской области): автореф. дис. … канд. социолог. наук. – Санкт–Петербург, 2016. – 18 с.
- Гайсина Г.И. Социально-педагогический подход в педагогическом исследовании: содержательные характеристики и принципы реализации // КПЖ. – 2017. – № 4 (123). – С. 10–15 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskiy-podhod-v-pedagogicheskom-issledovanii-soderzhatelnye-harakteristiki-i-printsipy-realizatsii (дата обращения: 08.07.2024).
- Гаряев Н.В. Формирование у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007. – 23 с.
- Голиков В.С. Моделирование процесса формирования толерантности в межличностных отношениях младших школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 7. – С. 259–264 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa-formirovaniya-tolerantnosti-v-mezhlichnostnyh-otnosheniyah-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 08.07.2024).
- Гомыранова О.Н. Межличностные конфликты во взаимоотношениях студентов вузов // Нефтегазовые технологии и экологическая безопасность. – 2006. – № 5. – С. 301–305 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhlichnostnye-konflikty-vo-vzaimootnosheniyah-studentov-vuzov (дата обращения: 19.09.2024).
- Горяйнова Т.А., Белоновская И.Д., Журавлева М.О., Репях Л.П. Разработка процессной модели как этап научно-педагогического исследования // Primo Aspectu. – 2022. – № 1 (49). – С. 46–50.
- Дзодзикова Л.А. Педагогическое сопровождение здоровьесбережения студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Владикавказ, 2008. – 23 с.
- Добряев П.А. Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства в контексте социальной модернизации Казахстана // Современные евразийские исследования. – 2017. – № 1. – С. 17–23.
- Ивлева О.В. Педагогическое сопровождение центра содействия трудоустройству выпускников вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Калининград, 2012. – 24 с.
- Колтунов А.Л. Управление социальными конфликтами в системе высшего образования: автореф. дис. … канд. социол. наук. – Тюмень, 2006. – 29 с.
- Котельникова Р.А. Формирование толерантности школьников средствами игровой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Самара, 2015. – 23 с.
- Котелянец Ю.С. Характеристика толерантности как педагогического понятия // Педагогика: традиции и инновации: Материалы III Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 156–160.
- Кузьмина О.Г. Воспитательная система управления конфликтностью студенческого социума на факультете вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Калининград, 2009. – 25 с.
- Лазарева Е.С., Григорьева Е.И. Модель формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения // Вестник ТГУ. – 2012. – № 7. – С. 180–186.
- Лежнева Н.В., Пищулина Т.В. Процессная модель становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2010. – № 12 (188). – С. 64–69.
- Литвинова В.Л. Социально-психологические условия формирования межэтнической толерантности российской молодежи: автореф. дис. … канд. психолог. наук. – М., 2007. – 25 с.
- Михалева Г.В. Развитие межэтнической толерантности студенческой аудитории на материале интернет-сайтов молодежной тематики // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2021. – № 1. – С. 52–61.
- Окулов С.М., Сизихина О.В. О моделях в педагогических исследованиях // Вестник ВятГУ. – 2009. – № 4. – С. 135–138.
- Пак Л.Г. Логика педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента вуза // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2016. – № 1 (37). – С. 66–70.
- Парнов Д.А. Социально-педагогический подход к профессиональной ориентации подростков в образовательном учреждении: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2012. – 27 с.
- Пастухова Е.Л. Формирование толерантности у учащихся общеобразовательных учреждений в процессе обучения истории: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2004. – 25 с.
- Пилиева Г.И. Формирование этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2008. – 22 с.
- Приказ Росмолодежи от 08.02.2019 № 40 (ред. от 11.03.2024) «Об утверждении плана деятельности Федерального агентства по делам молодежи на период 2019–2024 годов» (вместе с «Планом-графиком мероприятий по реализации документов стратегического планирования и иных ключевых направлений деятельности Федерального агентства по делам молодежи на период 2019–2024 годов») [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/chronomap/2019/2/ (дата обращения: 02.09.2024).
- Пугачева Е.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2008. – 25 с.
- Резникова И.Б. Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Владикавказ, 2007. – 22 с.
- Салахутдинова Е.С. Педагогическое сопровождение адаптации студентов в учебной группе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Кострома, 2014. – 27 с.
- Селиванова О.А. Основные направления профилактики интолерантности и экстремизма в среде современного регионального вуза // Образование и наука. – 2012. – № 3. – С. 74–89 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-profilaktiki-intolerantnosti-i-ekstremizma-v-srede-sovremennogo-regionalnogo-vuza (дата обращения: 18.07.2024).
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Нестик Т.А. Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 2. – С. 60–79.
- Торохтий В.С. Социально-педагогический подход к деятельности образовательного учреждения // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – 2014. – № 2 (29). – С. 62–70.
- Торохтий В.С. О сущности социально-педагогического подхода в российском профессиональном образовании // Вестник РМАТ. – 2016. – № 1. – С. 38–43.
- Указ Президента Республики Казахстан от 15 сентября 2022 года № 1014 «Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана на 2022–2026 годы» [Электронный ресурс]. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2200001014 (дата обращения: 02.09.2024).
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35266 (дата обращения: 02.09.2024).
- Харабаджах М.Н. Характеристика модели формирования толерантности будущих социальных педагогов в процессе их профессионального образования // Вестник ТГПУ. – 2016. – № 8 (173). – С. 15–18.
- Челышева И.В. Развитие межэтнической толерантности студентов в контексте теоретических концепций отечественного медиаобразования // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2020. – № 1 (35). – С. 40–49.
- Шеламова Г.М. Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Москва, 2003. – 22 с.
Дополнительные файлы
