Характеристика процессной модели педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлены процессная модель педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза и педагогические условия ее оптимального функционирования. Разработанная процессная модель педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза отражает целесообразность самостоятельных блоков: целевого (цель – сформировать высокий уровень толерантности студентов вузов); методологического (деятельностного подхода и принципов учета культурных границ, аксиологичности, синергизма и диалога; социально-педагогического подхода и принципов опоры на позитивный социокультурный опыт этносов, самоценности личности; участие в принятии решений), содержательного (стратегии: фасилитации, рефлексивная, коммуникативная (включая эвфемизацию как речевую стратегию формирования толерантности), сотрудничества, копинг-стратегии; направления: смыслообразующее, просветительское, интеракционно-активизирующее), результативного (динамика и конечный результат – высокий уровень толерантности студентов, отслеживаемый по мотивационному, когнитивному, деятельностному и соответствующим показателям, в логике описывающим этапность (ориентирующий, информативный, активизирующий) достижения запланированного результата. Результативный блок разработанной модели определяет уровни: высокий (устремленность к овладению способами конструктивного взаимодействия, диалога, равноправной коммуникации, компромисса, сотрудничества; осознанными, системными знаниями о феномене «толерантности», о путях и направлениях ее формирования; активная жизненная позиция и т. д.); средний (фрагментарно осмысленное эмоционально-ценностное отношение к реализации конструктивного взаимодействия в полиэтничном и мультикультурном обществе; умеренное принятие разнообразия, нестатичное отношение к различиям; недостаточно глубокие знания об изучаемом феномене; фрагментарное проявление активности в освоении навыков толерантного взаимодействия; низкий (предвзятое, чаще скрытое негативное отношение к представителям расовых, национальных, возрастных, религиозных и т. д. групп; ограниченная осведомленность о толерантности: недостаток информации (неосознанность разнообразия культур, взглядов и способов жизни, что приводит к стереотипам и предвзятости) и т. д.).

Полный текст

Введение

В полиэтничных странах, каковыми являются Казахстан и Россия, каждый человек независимо от его этнической, религиозной, расовой и иной принадлежности имеет право чувствовать себя свободным, защищенным и уверенным в своем будущем.

С самого начала наши страны сделали выбор в пользу формирования гражданской, а не этнической общности, совмещения интересов народов, проживающих на их территории, но «периодически возникающие риски политизации межэтнических отношений, а также внешнего деструктивного влияния на межэтническую ситуацию в странах; недостаточный уровень социально-культурной интеграции этносов; распространение в информационном поле, особенно в социальных сетях, негативных мировоззренческих установок в отношении отдельных этносов способствуют поляризации общественного мнения и формированию новых барьеров и дистанций между этносами» [36].

Известно, что наиболее подверженной воздействию различных негативных внешних факторов является студенческая молодежь как самая уязвимая часть общества в силу своей несамостоятельности (материальной, бытовой, психологической зависимости от родителей), нахождения своего рода в «переходной позиции» (в процессе самоутверждения, самосознания и самоопределения, поиска своей жизненной и ценностной позиции и т. д.).

При этом студенческая молодежь как определенная социально-демографическая группа выступает главным стратегическим и интеллектуальным потенциалом страны, ценностные установки и практические навыки которого должны отвечать запросам современного социума.

В этой связи приоритетной задачей современного вуза является создание благоприятных условий для организации целенаправленного педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза. Выпускники вуза должны обладать толерантным сознанием, иметь целостное представление о мультикультурной картине мира, теории и практике международных отношений, быть готовыми к принятию различных культур и их познанию, к проявлению эмпатии, к взаимодействию в мультикультурной среде посредством диалогового общения (Е.А. Пугачёва) [29].

Учитывая вышеизложенное, при педагогическом сопровождении формирования толерантности студентов вуза считаем целесообразным придерживаться моделирования для получения абсолютно новой информации об объекте, его свойствах.

Обзор литературы

Е.С. Лазарева [19], С.М. Окулов, О.В. Сизихина [23] определяют модель как «обобщенный мысленный образ», замещающий и отображающий структуру и функции (взятые в динамичном единстве в контексте социокультурной среды) конкретного педагогического объекта в виде схематической совокупности понятий и взаимосвязей.

В.С. Голиков определяет педагогическую модель как «некую основу исследования, отображающую основную идею работы, показывающую взаимосвязь структурных элементов в упорядоченной системе, направленной на решение поставленных задач» [9].

В педагогической науке наиболее широко распространена процессная модель, которой свойственны такие отличительные черты, как четкая структурированность; гибкость и адаптивность, что позволяет при необходимости вносить изменения и корректировки на ранних этапах исследования; визуализация процессов (сопровождается схемами или диаграммами, которые облегчают понимание сложности систем и процессов) (Л.И. Васильева) [4]. Выбор в пользу процессной модели был обоснован возможностью наглядно показать и проанализировать отдельные блоки и выявить факторы, влияющие на формирование изучаемой личностной характеристики, включая педагогические условия, а также показать поэтапность достижения взаимосвязи цели и результата (Т.А. Горяйнова [11], Н.В. Лежнева, Т.В. Пищулина [20]).

Указанные позиции процессной модели дали возможность более детально исследовать внутреннюю структуру изучаемого объекта, проанализировать переходы между этапами, выявить общие тенденции развития и разобраться в причинах, способствующих достижению результатов работы процесса. В смоделированном образовательном процессе наблюдается характерная стабильность, при этом его ключевые компоненты остаются неизменными.

Значимыми выступают исследования моделей управления конфликтностью студенческого социума как инструментов формирования толерантности (О.Н. Гомыранова [10], О.Г. Кузьмина [18], А.Л. Колтунов [15]); методик оптимальных путей профилактики экстремизма и интолерантности в студенческой среде (С.В. Вешкин [5]; И.В. Вицентий [6], О.А. Селиванова [32]); рекомендаций по формированию толерантности студентов вуза (А.И. Богданова [2], Н.В. Гаряев [8], П.А. Добряев [13], В.Л. Литвинова [21], Е.Л. Пастухова [26]); опыта практической реализации развития толерантности студенческой молодежи в вузе (Г.В. Михалева [22], И.Б. Резникова [30], И.В. Челышева [39]).

Е.А. Бережных, С.Г. Григорьева, И.И. Поташова [1], Л.А. Дзодзикова [12], О.В. Ивлева [14], Е.С. Салахутдинова [31] рассматривают педагогическое сопровождение формирования толерантности как целенаправленное конструктивное взаимодействие субъектов образовательного пространства для обретения студентами позиции субъекта внутригрупповых отношений, ориентирования в системе социальных отношений, усвоения навыков взаимодействия с представителями других национальностей, конфессий и т. д.

Материалы и методы

В нашем исследовании педагогическое сопровождение формирования толерантности студентов вуза – это процесс интеграции всех субъектов образовательного процесса (руководство (ректор, проректоры, деканы факультетов, руководители образовательных программ, структурных подразделений), профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный персонал, обу-чающиеся и т. д.) с целью формирования высоконравственной толерантной личности, обладающей навыками межкультурной (межэтнической, межконфессиональной, межрасовой и т. д.), межличностной и межгрупповой коммуникации, путем освоения толерантных социальных практик (развитие института медиации, накопление социального капитала через социальный обмен, работа по гражданскому образованию студентов (укрепление и развитие гражданской идентичности и чувства государственного патриотизма и т. д.)).

Актуальность, изучение степени разработанности проблемы исследования обуславливают выбор темы настоящей статьи «Характеристика процессной модели педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза».

Цель исследования – теоретически разработать процессную модель педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза.

На основе вышеизложенного в рамках данного исследования нами представлена процессная модель педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза, отражающая сконструированную совокупность взаимосвязанных блоков (целевого, методологического, содержательного, результативного), реализуемых в логике определенных этапов (ориентирующий, информативный, активизирующий) и позволяющих прогнозировать достижение цели (см. таблицу 1).

 

Таблица 1. Теоретические основы процессной модели педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза

Целевой блок

Цель: обеспечить педагогическое сопровождение формирования толерантности студентов вуза

Методологический блок

Подходы

Принципы

Правила

Деятельностный

Принцип учета культурных границ

1. Активизация социальных действий по расширению пространственных и временных границ толерантности путем переноса нормы толерантности с одной сферы жизнедеятельности на другие.

2. Активное стремление к защите и поддержанию культурного разнообразия в обществе (признание и уважение культурной принадлежности каждого человека, включая его язык, религию, традиции, обычаи и т. д.).

Принцип аксиологичности

1. Признание множественности ценностей, исходящих как от индивидуумов, так и от культурных общностей.

2. Переосмысление собственных ценностно-смысловых приоритетов и установление взаимосвязи между различными мировоззрениями.

Принцип синергизма и диалога

1. Выстраивание конструктивного диалога между представителями разных культур и мировоззрений в совместном поиске решений социальных проблем.

2. «Активное слушание» (способность сторон не только выражать свои мысли, но и вникать в точку зрения оппонента).

3. Взаимодействие субъектов на основе партнерских взаимоотношений: доверие, взаимопомощь, уважение, понимание.

Социально-педагогический

Принцип опоры на позитивный социокультурный опыт этносов

1. «Использование богатства национальных традиций представителей этносов поликультурной образовательной среды в воспитании студентов» [33].

2. Создание здоровой атмосферы для совместного существования субъектов различных этнических групп путем вовлечения общества в активный и конструктивный процесс, основанный на взаимных ценностях и целях.

Принцип самоценности личности

1. Признание ценности каждого студента (позитивная обратная связь, устная похвала, письменные отзывы, грамоты и т. д.).

2. Участие в принятии решений (учет мнений, касающихся процесса формирования толерантности).

Содержательный блок

Возможности

Мировоззренческие

Формирование понимания и принятия ценностей различных культур, ориентация на общечеловеческие, нравственно-этические ценности.

Информативные

Освоение и укоренение в информационном поле студентов знаний о содержании и значении толерантности как базиса принятия и уважения различных мнений, культуры, обычаев.

Коллаборативные

Обогащение опыта конструктивного взаимодействия и нахождения оптимальных способов решения конфликтных ситуаций субъектов различных этносов.

Функции

Диагностико-коррекционная

Информационно-смысловая

Социально-адаптивная

Эмоционально-контактная

Оценочно-прогностическая

Приоритетные направления

Смыслообразующее

Просветительское

Интеракционно-активизирующее

Стратегии

Фасилитации, рефлексивная, коммуникативная (включая эвфемизацию как речевую стратегию формирования толерантности), сотрудничества, копинг-стратегии

Тактики

«Активизации», «педагогической поддержки», «сотрудничества», «мотивации и стимулирования», «когнитивно-речевые тактики», «взаимодействия»

Результативный блок

Компоненты

Потребностно-мотивационный

Знаниевый

Поведенческий

Критерии

Мотивационный

Когнитивный

Деятельностный

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Результат

Высокий уровень толерантности студентов вуза

 

Кратко представим блоки модели.

Основные аспекты целевого блока процессной модели педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза разрабатывались на основе анализа: методических рекомендаций по формированию межнациональной и межэтнической толерантности в вузе («Методические рекомендации по укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений в образовательных организациях высшего образования», зарег. № МН-6/1870 от 13.12.2022); форм участия молодежи в общественной жизни (гражданское, патриотическое воспитание молодежи, формирование толерантности, привитие правовых, культурных и нравственных ценностей) (Приказ от 8 февраля 2019 г. № 40 «Об Утверждении Плана деятельности Федерального агентства по делам молодежи на период 2019–2024 годов») [28]; концепции создания системы научно-методического сопровождения межэтнической политики формирования комплексной системы раннего предупреждения межэтнической напряженности и конфликтов (Указ Президента Республики Казахстан от 15 сентября 2022 г. № 1014 [36]; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 [37]).

Методологический блок модели отражает выбор деятельностного подхода (А.И. Богданова [2], Н.А. Валеева [3], Р.А. Котельникова [16], Г.М. Шеламова [40]) в формировании толерантности с позиции совместной деятельности участников образовательного процесса как способа осуществления активности субъектов образования, в процессе которой формируются мотивы толерантного поведения, осваиваются ценности, проявляющиеся в ситуациях толерантного действия.

Значимым при этом является дополнение деятельностного подхода совокупностью принципов: учета культурных границ (активизация социальных действий по расширению пространственных и временных границ толерантности путем переноса норм толерантности с одной сферы жизнедеятельности на другие; активное стремление к защите и поддержанию культурного разнообразия в обществе (признание и уважение культурной принадлежности каждого человека, включая его язык, религию, традиции и обычаи и т. д.)), аксиологичности (переосмысление собственных ценностно-смысловых приоритетов и установление взаимосвязи между различными мировоззрениями); синергизма и диалога (выстраивание конструктивного диалога между представителями разных культур и мировоззрений в совместном поиске решений социальных проблем; «активное слушание» – способность сторон не только выражать свои мысли, но и вникать в точку зрения оппонента; взаимодействие субъектов на основе партнерских взаимоотношений: доверие, взаимопомощь, уважение, понимание).

Социально-педагогический подход (анализ работ И.В. Вицентия [6], Г.И. Гайсиной [7], Д.А. Парнова[25], Г.И. Пилиевой [27], В.С. Торохтий [34, 35]) в формировании толерантности студентов вуза направлен на выявление факторов влияния социальной среды на становление толерантной личности студента, а также обоснование условий педагогического сопровождения по формированию изучаемого личностного качества студентов.

В рамках социально-педагогического подхода значимыми выступают следующие принципы: принцип опоры на позитивный социокультурный опыт этносов («использование богатства национальных традиций представителей этносов поликультурной образовательной среды в воспитании студентов» [36]; создание здоровой атмосферы для совместного существования субъектов различных этнических групп путем вовлечения общества в активный и конструктивный процесс, основанный на взаимных ценностях и целях; свобода); принцип самоценности личности (признание ценности каждого студента (позитивная обратная связь, устная похвала, письменные отзывы, грамоты и т. д.); участие в принятии решений (учет мнений, касающихся процессов формирования толерантности)).

Данные подходы и принципы задают методологический ориентир педагогического сопровождения формирования толерантности в рамках освоения принципиально нового способа толерантного взаимодействия студентов вуза, созидания, самореализации и саморефлексии, компетентного преодоления конфликтных ситуаций в социуме и интолерантных проявлений субъектов образования, продуктивного решения задач обучения и воспитания в соответствии с основными тенденциями модернизации сферы образования.

Содержательный блок модели задает стратегии педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза (фасилитации, рефлексивная, коммуникативная (включая эвфемизацию как речевую стратегию формирования толерантности), сотрудничества, копинг-стратегии), направления (смыслообразующее, просветительское, интеракционно-активизирующее) в логике реализации форм и методов изучаемого феномена (разбор случаев (кейс-стади), ситуационные задачи, тренинг-мастерская (workshop), панельные дискуссии, форсайт-сессии (создание позитивного образа будущего в поликультурном мире), метод интроспективного анализа, метод «личностного развития», двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии, конструирование дорожной карты (roadmap) личностного развития студента и т. д.).

Рассматривая логическую направленность представления этапов педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза, следует отметить, что системообразующим этапом выступает ориентирующий, цель которого заключается в ценностно-ориентирующих воздействиях, формирующих позитивную мотивацию молодых людей на усвоение умений и навыков толерантного взаимодействия, самоопределение (идентичность) в социальном контексте, ценностное отношение к себе и окружающим. Информативный этап педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза определяет усвоение системы знаний теоретического и прикладного характера о ценности, значимости и способах толерантного взаимодействия и закрепление их в образовательной деятельности; представление о проявлениях толерантности в поведении; знания о реагировании в ситуациях критики и конфликта, о способах проявления сочувствия, поддержки; знания о способах вступления в контакт и отказа от него, просьбе и принятии помощи; развитие критического мышления, позволяющего анализировать информацию и формировать обоснованные мнения, а не поддаваться эмоциям или шаблонному мышлению. Активизирующий этап изучаемого процесса отражает овладение продуктивными технологиями и умениями преодоления разного рода конфликтных ситуаций посредством открытого общения (создание атмосферы доверия), навыками активного слушания (конструктивный диалог), стратегиями разрешения разногласий (компромисс и сотрудничество), способами минимизации назревших противоречий между представителями различных этнических групп, отказа от насилия; формирование навыков конструктивного, бесконфликтного общения и взаимодействия на основе толерантных ценностей; развитие рефлексивных умений (социальная чувствительность, умение проявлять эмпатию, открытость к новым культурным традициям и практикам; умение воспринимать чувства и переживания других, выходя за пределы собственных стереотипов; умение оценивать свои эмоции, рассматривать альтернативные точки зрения; способность к разрушению предвзятых представлений; самоконтроль в проявлении толерантности) (М.Н. Харабаджах) [38].

Результативный блок процессной модели отражает характеристику сформированности компонентов толерантности студентов вуза как результата педагогического сопровождения по критериям и соответствующим показателям: мотивационному (устремленность к овладению способами конструктивного взаимодействия, диалога (умение не только слушать, но и слышать собеседника), равноправной коммуникации, компромисса, сотрудничества; осознание значимости культурного разнообразия, эмоциональное допущение точек зрения других людей и признание значимости толерантности как личностно значимой ценности); когнитивному (обеспечение знаниевой составляющей феномена «толерантности», подразумевающей знание путей и направлений ее формирования, многообразия окружающего мира (расширение познания своей и чужой культуры, этнических, религиозных особенностей, традиций и обычаев)); деятельностному (опыт взаимодействия на основе толерантности («стабильный стиль деятельности»), адекватная оценка ситуации взаимодействия; навыки критического мышления (способность дифференцировать факты, избавление от сложившихся стереотипов и предрассудков); построение собственной модели действия на основе толерантности: сотрудничество, отказ от принуждения, помощь, любовь, уступчивость; рефлексия («сознательное отношение к собственному действию, его мысленный анализ и при необходимости соответствующая коррекция через поиск новых способов решения ситуации» (Ю.С. Котелянец) [17]; реализация выбранной модели действия на основе толерантности).

Результаты исследования

Результативный блок разработанной модели определяет уровни сформированности толерантности студентов вуза:

высокий – устремленность к овладению способами конструктивного взаимодействия, диалога (умение не только слушать, но и слышать собеседника), равноправной коммуникации, компромисса, сотрудничества; осознание значимости культурного разнообразия, эмоциональное допущение точек зрения других людей и признание значимости толерантности как личностно значимой ценности; рациональный самоанализ (самоконтроль, саморегуляция эмоций и поведения); устойчивость к деструктивному воздействию негативных факторов; осознанные, системные знания о феномене «толерантности», о путях и направлениях ее формирования; о многообразии окружающего мира (интерес к познанию своей и чужой культуры, этнических, религиозных особенностей, традиций и обычаев); навыки критического мышления (способность дифференцировать факты, избавление от сложившихся стереотипов и предрассудков и т. д.); активная жизненная позиция; активное участие в общественных инициативах; эффективные социальные отношения с представителями различных групп; непрерывная работа над собой для преодоления собственных предрассудков и стереотипов, а также стремление к самосознанию; готовность к постоянному самооцениванию, самоконтролю и рефлексии;

средний – фрагментарно осмысленное эмоционально-ценностное отношение к реализации конструктивного взаимодействия в полиэтничном и мультикультурном обществе; умеренное принятие разнообразия, без крайностей как в принятии, так и в отвержении; нестатичное отношение к различиям, меняющееся в зависимости от внешних факторов (социокультурные изменения, политическая обстановка, экономические условия); недостаточная устойчивость к влиянию отрицательных и рискогенных факторов; недостаточно глубокие знания о толерантности, о путях и направлениях ее формирования; фрагментарное проявление активности в освоении навыков толерантного взаимодействия; трудности в принятии отличающихся от своей точек зрения; частичная готовность к активизации личностных ресурсов в выборе направлений, средств преодоления проявлений интолерантности;

низкий – предвзятое, чаще скрытое негативное отношение к представителям расовых, национальных, возрастных, религиозных и т. д. групп; стереотипное мышление, искажающее реальность, внушающее неприязнь к тем, кто не соответствует этим предвзятым взглядам; закрытость в межличностной коммуникации; страх перед неизведанным или непониманием того, что отличается от привычного, выражающийся в избегании людей или ситуаций, которые вызывают дискомфорт; подверженность манипуляциям со стороны экстремистских групп или организаций; внутреннее отрицание ценностей толерантных взаимоотношений; ограниченная осведомленность о толерантности: недостаток информации (неосознанность разнообразия культур, взглядов и способов жизни, что приводит к стереотипам и предвзятости); сложности критического мышления (неспособность анализировать информацию и делать обоснованные выводы, что приводит к упрощенному восприятию межнациональных и межкультурных взаимодействий); ригидность мышления (отсутствие открытости новым идеям и опыту, что затрудняет принятие другой точки зрения и создает барьеры для развития толерантности); отсутствие способности к адаптации и принятию различий в мнениях, поведении и культуре других людей, отстраненность, безразличие; эмоциональная реакция на различия (чувство страха, недоверия или враждебности к тем, кто отличается по культуре, вероисповеданию или социальному статусу); консервативные убеждения (склонность к удерживанию традиционных взглядов и нежелание менять мнение на основе новых); социальная изоляция (отсутствие общения с представителями других культур и сообществ, что способствует сохранению ограниченных и искаженных представлений о различиях).

Реализация процессной модели, результатом которой является формирование высокого уровня толерантности студентов вуза посредством педагогического сопровождения, возможна при соблюдении ряда педагогических условий. К ним относятся:

– условие реализации технологий (образовательные (дискуссионные технологии; фортсайт-технологии, тренинговые технологии и т. д.), определяющие основания приобретения знаний о толерантности, ее особенностях и путях формирования, способности применения приобретенных когнитивных конструктов на практике; интерактивные (игровое моделирование, имитационные, диалоговые технологии и т. д.), способствующие освоению студентами нового опыта толерантного взаимодействия («примеривания» различных ролей, позиций, ситуаций и т. д.), необходимого для полноценного функционирования в современном социуме; информационные (фактчекинг-технология, фидбэк-технология, технология развития критического мышления), помогающие минимизировать влияние дезинформации на мнение студентов, в том числе способствующие искоренению стереотипов и предрассудков, касающихся различий по национальным, религиозным, расовым и др. признакам);

– условие создания атмосферы «эмоциональной безопасности» среды вуза («поддерживающее взаимодействие» (открытый обмен идеями, возможность свободно выражать свои мысли и чувства), конструктивная обратная связь, совместная рефлексия (анализ опыта, открытое обсуждение возникших трудностей), синергия в группе и т. д.), способствующей росту активности и самосовершенствованию каждого студента;

– условие социального партнерства с общественными институтами формирования толерантности с целью диверсификации данного процесса (привлечение экспертов к разработке учебно-методического материала; проведение совместных заседаний, круглых столов, конференций, семинаров и т. д. по актуальным вопросам в сфере межэтнических, межрелигиозных отношений и поиску эффективных способов их решения).

Обсуждение и заключение

Таким образом, разработанная процессная модель педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза отражает целесообразность самостоятельных блоков: целевого (цель – сформировать высокий уровень толерантности студентов вузов); методологического (деятельностного подхода и соответствующих принципов учета культурных границ, аксиологичности, синергизма и диалога; социально-педагогического подхода и принципов опоры на позитивный социокультурный опыт этносов, самоценности личности); содержательного (стратегии: фасилитации, рефлексивная, коммуникативная, сотрудничества, копинг-стратегии; направления: смыслообразующее, просветительское, интеракционно-активизирующее); результативного (динамика и конечный результат – высокий уровень толерантности студентов, отслеживаемый по мотивационному, когнитивному, деятельностному и соответствующим показателям, в логике описывающих этапность (ориентирующий, информативный, активизирующий) достижения запланированного результата.

×

Об авторах

Эльвира Конасовна Иргалиева

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: irgalieva.elvira@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-7026-4396

методист центра социологических исследований, Западно-Казахстанский университет им. М. Утемисова, Уральск, Республика Казахстан

Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19

Любовь Геннадьевна Пак

Оренбургский государственный педагогический университет

Email: lyubov-pak@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7321-506X

доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и менеджмент» Института педагогики и психологии

Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19

Список литературы

  1. Бережных Е.А., Григорьева С.Г., Поташова И.И. Педагогическое сопровождение как особая форма взаимодействия в реальной практике обучения в вузе // Педагогика и психология образования. – 2018. – № 4. – С. 83–90 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-kak-osobaya-forma-vzaimodeystviya-v-realnoy-praktike-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 23.08.2024).
  2. Богданова А.И. Формирование толерантности студентов в поликультурной образовательной среде вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Красноярск, 2015. – 25 с.
  3. Валеева Н.А. Формирование толерантности у старшеклассников в процессе обучения истории: автореф. дис… канд. пед. наук. – Ярославль, 2006. – 20 с.
  4. Васильева Л.И. Процессная модель обеспечения качества образовательной деятельности в вузе: дис. ... канд. пед. наук. – Н. Новгород: Нижегород. гос. пед. ун-т, 2006. – 144 с.
  5. Вешкин С.В. Профилактика этнического экстремизма студенческой молодежи в процессе обучения в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Майкоп, 2023. – 23 с.
  6. Вицентий И.В. Ценности и установки толерантности в политической субкультуре студенчества (на материалах Мурманской области): автореф. дис. … канд. социолог. наук. – Санкт–Петербург, 2016. – 18 с.
  7. Гайсина Г.И. Социально-педагогический подход в педагогическом исследовании: содержательные характеристики и принципы реализации // КПЖ. – 2017. – № 4 (123). – С. 10–15 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskiy-podhod-v-pedagogicheskom-issledovanii-soderzhatelnye-harakteristiki-i-printsipy-realizatsii (дата обращения: 08.07.2024).
  8. Гаряев Н.В. Формирование у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007. – 23 с.
  9. Голиков В.С. Моделирование процесса формирования толерантности в межличностных отношениях младших школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 7. – С. 259–264 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa-formirovaniya-tolerantnosti-v-mezhlichnostnyh-otnosheniyah-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 08.07.2024).
  10. Гомыранова О.Н. Межличностные конфликты во взаимоотношениях студентов вузов // Нефтегазовые технологии и экологическая безопасность. – 2006. – № 5. – С. 301–305 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhlichnostnye-konflikty-vo-vzaimootnosheniyah-studentov-vuzov (дата обращения: 19.09.2024).
  11. Горяйнова Т.А., Белоновская И.Д., Журавлева М.О., Репях Л.П. Разработка процессной модели как этап научно-педагогического исследования // Primo Aspectu. – 2022. – № 1 (49). – С. 46–50.
  12. Дзодзикова Л.А. Педагогическое сопровождение здоровьесбережения студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Владикавказ, 2008. – 23 с.
  13. Добряев П.А. Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства в контексте социальной модернизации Казахстана // Современные евразийские исследования. – 2017. – № 1. – С. 17–23.
  14. Ивлева О.В. Педагогическое сопровождение центра содействия трудоустройству выпускников вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Калининград, 2012. – 24 с.
  15. Колтунов А.Л. Управление социальными конфликтами в системе высшего образования: автореф. дис. … канд. социол. наук. – Тюмень, 2006. – 29 с.
  16. Котельникова Р.А. Формирование толерантности школьников средствами игровой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Самара, 2015. – 23 с.
  17. Котелянец Ю.С. Характеристика толерантности как педагогического понятия // Педагогика: традиции и инновации: Материалы III Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 156–160.
  18. Кузьмина О.Г. Воспитательная система управления конфликтностью студенческого социума на факультете вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Калининград, 2009. – 25 с.
  19. Лазарева Е.С., Григорьева Е.И. Модель формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения // Вестник ТГУ. – 2012. – № 7. – С. 180–186.
  20. Лежнева Н.В., Пищулина Т.В. Процессная модель становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2010. – № 12 (188). – С. 64–69.
  21. Литвинова В.Л. Социально-психологические условия формирования межэтнической толерантности российской молодежи: автореф. дис. … канд. психолог. наук. – М., 2007. – 25 с.
  22. Михалева Г.В. Развитие межэтнической толерантности студенческой аудитории на материале интернет-сайтов молодежной тематики // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2021. – № 1. – С. 52–61.
  23. Окулов С.М., Сизихина О.В. О моделях в педагогических исследованиях // Вестник ВятГУ. – 2009. – № 4. – С. 135–138.
  24. Пак Л.Г. Логика педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента вуза // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2016. – № 1 (37). – С. 66–70.
  25. Парнов Д.А. Социально-педагогический подход к профессиональной ориентации подростков в образовательном учреждении: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2012. – 27 с.
  26. Пастухова Е.Л. Формирование толерантности у учащихся общеобразовательных учреждений в процессе обучения истории: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2004. – 25 с.
  27. Пилиева Г.И. Формирование этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2008. – 22 с.
  28. Приказ Росмолодежи от 08.02.2019 № 40 (ред. от 11.03.2024) «Об утверждении плана деятельности Федерального агентства по делам молодежи на период 2019–2024 годов» (вместе с «Планом-графиком мероприятий по реализации документов стратегического планирования и иных ключевых направлений деятельности Федерального агентства по делам молодежи на период 2019–2024 годов») [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/chronomap/2019/2/ (дата обращения: 02.09.2024).
  29. Пугачева Е.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2008. – 25 с.
  30. Резникова И.Б. Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Владикавказ, 2007. – 22 с.
  31. Салахутдинова Е.С. Педагогическое сопровождение адаптации студентов в учебной группе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Кострома, 2014. – 27 с.
  32. Селиванова О.А. Основные направления профилактики интолерантности и экстремизма в среде современного регионального вуза // Образование и наука. – 2012. – № 3. – С. 74–89 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-profilaktiki-intolerantnosti-i-ekstremizma-v-srede-sovremennogo-regionalnogo-vuza (дата обращения: 18.07.2024).
  33. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Нестик Т.А. Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 2. – С. 60–79.
  34. Торохтий В.С. Социально-педагогический подход к деятельности образовательного учреждения // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – 2014. – № 2 (29). – С. 62–70.
  35. Торохтий В.С. О сущности социально-педагогического подхода в российском профессиональном образовании // Вестник РМАТ. – 2016. – № 1. – С. 38–43.
  36. Указ Президента Республики Казахстан от 15 сентября 2022 года № 1014 «Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана на 2022–2026 годы» [Электронный ресурс]. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2200001014 (дата обращения: 02.09.2024).
  37. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35266 (дата обращения: 02.09.2024).
  38. Харабаджах М.Н. Характеристика модели формирования толерантности будущих социальных педагогов в процессе их профессионального образования // Вестник ТГПУ. – 2016. – № 8 (173). – С. 15–18.
  39. Челышева И.В. Развитие межэтнической толерантности студентов в контексте теоретических концепций отечественного медиаобразования // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2020. – № 1 (35). – С. 40–49.
  40. Шеламова Г.М. Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Москва, 2003. – 22 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Иргалиева Э.К., Пак Л.Г., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.