Том 19, № 4 (2022)

Обложка

Весь выпуск

Теория и методология образования

Теория и практика трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности

Сармутдинова Г.Б.

Аннотация

В статье подчеркивается значимость трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности, отмечается негативная тенденция недооценки развивающегося поколения. Определено оптимальное преобразование трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности. Уточнено, что труд является важнейшим средством приобщения обувающихся к общечеловеческим (универсальным), эстетическим и индивидуальным ценностям. Предоставлены результаты теоретического анализа и практического опыта, путей устранения выявленных трудностей в организации трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности. Уточнены функции и задачи учителя, обучающегося и родителя, влияющие на трудовую воспитанность младшего школьника во внеурочной деятельности. В статье выделены функции трудового воспитания: обучающая, развивающая, воспитательная. Основная функция учителя — организация взаимодействия с младшими школьниками и их родителями, интеграция различных видов деятельности (познавательной, игровой, трудовой), благодаря которой развиваются познавательные процессы (восприятие, мышление, память и др.), их способность в общении и в совместной деятельности с ее субъектами. Поставленная задача — изучить теорию трудового воспитания и описать опыт трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности потребовала поэтапного решения с учетом нравственных норм младшего школьника, определенных правил его поведения. На первом этапе опытной работы мы фиксировали приобретенные качества трудовой воспитанности обучающихся в ситуациях жизнедеятельности, иллюстрирующих их отношение к обществу, коллективу, труду, людям, себе. А на втором этапе выявлялись особенности влияния трудовой деятельности на межличностное общение, и на этой основе определялся уровень развития коллектива в трудовой деятельности.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(4):5-16
pages 5-16 views

Научные трактовки дискурсивной компетенции в обучении иностранному языку студентов высшего и среднего образования

Козлова А.Н.

Аннотация

В статье представлен диахронический анализ существующих концепций дискурсивной компетенции и особенности ее формирования у студентов колледжа. Рассматриваются два этапа исследований дискурсивной компетенции (ДК), включающих западные и отечественные лингвистические исследования. Прослеживаются этапы развития понятия дискурсивная компетенция исходя из теории коммуникативной компетенции Д. Хаймса и Н. Хомского, продолженной затем в работах Канале и Суэйна и концептуализированной для образовательных целей Сельсе-Мурсиа, Дорнье и Туреллом. Компонентный состав ДК включает, согласно Сельсе-Мурсиа, категории связности, целостности, разговорные структуры, соблюдения очередности в разговоре. Рассмотрено также положение Совета Европы по проведению языковой политики (CEFR) о сущности дискурсивной компетенции, которая включает в себя способность учащегося выстраивать предложения в нужной последовательности. Российские лингвисты и педагоги также внесли свою лепту в понимание ДК, в частности, Н.Д. Арутюнова, Л.О. Геливера, А.Г. Горбунов, Е.Н. Елистратова, Н.В. Попова и др. В обобщенном виде, по их мнениям, формирование ДК включает создание связных высказываний с соблюдением их тематической организации, когезии и когерентности, взаимодействия автора с читателем в рамках требуемого по ситуации общения функционального стиля.

Новизна представленного исследования состоит в рассмотрении методики формирования дискурсивной компетенции на занятиях по иностранному языку в колледже, на основе авторского учебного пособия по дискурсивному анализу. Опытным путем автор определяет основные компоненты формирования иноязычной дискурсивной компетенции студентов колледжа и раскрывает их содержание для осуществления устной и письменной коммуникации учащихся.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(4):17-30
pages 17-30 views

Теория педагогики

Основные методологические подходы к формированию универсальных компетенций студентов технических университетов

Тучкова А.С.

Аннотация

Статья освещает теоретические положения, описывающие основные методологические подходы к формированию компетенций, которые предусмотрены современными федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования с учетом профессиональных стандартов (ФГОС ВО (3++)) — бакалавриат по направлениям подготовки укрупненной группы 090000 Информатика и вычислительная техника: компетентностного, системно-деятельностного и информационного подходов в образовании и педагогической науке. Выделяются отличия проанализированных ФГОС ВО (3++) от более ранних образовательных стандартов в аспекте формируемых результатов образовательной деятельности. Уточняется само понятие компетенции, анализируются приведенные в отечественной и зарубежной литературе взгляды ученых на содержание данного термина. Результат образовательной деятельности рассматривается как совокупность компетенций, сформированных в процессе образовательной деятельности, направленных на реализацию и применение профессиональных навыков будущего специалиста в определенной предметной области. Обращается внимание на возможности перечисленных методологических подходов к организации и реализации образовательного процесса в формировании межпредметных и надпредметных компетенций, что требуется современными условиями: будущий специалист должен быть конкурентоспособен, отвечать запросам работодателя, иметь возможности к самореализации и пр. Данные возможности описываются на примере учебных планов, принятых к реализации в ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики». Обосновывается необходимость интеграции отдельных подходов в целях эффективной реализации образовательной деятельности. Отмечается, что необходимость эффективной организации современного цифрового образовательного процесса требует научного обоснования. В связи с этим сегодня отмечается развитие цифровой дидактики, нового и актуального направления педагогической науки.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(4):31-46
pages 31-46 views

Концепт «педагогическое событие» в образовательном дискурсе

Доброва В.В.

Аннотация

Прояснение понятийного и терминологического аппарата является актуальной задачей современной педагогики, в связи с чем в статье рассматривается концепт «педагогическое событие», а также его соотношение с основными педагогическими категориями: образованием, обучением и воспитанием. На основе исследований, проведенных в рамках социально-гуманитарных наук, были выделены интегральные признаки «события», такие как значимость изменений в жизни субъекта и пространственно-временные характеристики, что позволило определить «педагогическое событие» в междисциплинарном динамическом аспекте. Одной из основных функций образования в современном мире является трансляция культуры от одних поколений другим, воспроизводство и развитие культуры. Если цель образования понимать как передачу, воспроизводство и порождение культуры, то «педагогическое событие» как значимое для человека изменение можно определить как изменение через адаптацию культурного опыта человечества в культурный опыт ученика, т. е. трансляцию культуры от одного человека другому.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(4):47-56
pages 47-56 views

Педагогика высшей школы

Smart-технологии вторичного использования строительных отходов в учебном проектировании мебели

Жданова Н.С., Екатеринушкина А.В., Антоненко Ю.С.

Аннотация

В статье рассматриваются результаты деятельности творческого коллектива преподавателей и студентов по исследованию возможностей вторичного использования некоторых строительных отходов. Анализ публикаций в сфере экологического дизайна свидетельствует о постоянных поисках путей вторичного использования разного типа отходов. Авторы сконцентрировали свое внимание на потенциале использования строительного мусора, количество которого возрастает с каждым годом. Цель исследования — обучение студентов проектированию мебельных объектов с использованием вторичного использования пластиковых труб посредством образовательных Smart-технологий.

Использование новых Smart-технологий гарантирует достижение необходимого результата. Их реализация осуществлялась в «распределенной среде обучения» поэтапно. Подготовительный этап: изучение экологических проблем и путей их преодоления, характеристик строительных отходов, производства и утилизации пластиковых труб и существующих путей их вторичной переработки. Экспериментальный этап: изучение пластика как материала для изготовления труб, технологии их изготовления, способов соединения; разработка художественно-образной концепции комплектов мебели с использованием пластиковых труб. Итоговый этап: изучение возможностей реализации проекта; изготовление опытного образца изделия в натуральную величину.

Результаты исследования можно рассматривать с двух позиций: педагогической и технологической. С педагогической точки зрения — это продвижение сознания студентов в области экологического дизайна. С технологической точки зрения — формулирование методических рекомендаций по проектированию высококачественных изделий из вторичного сырья.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(4):57-72
pages 57-72 views

Проектирование образовательных результатов будущих педагогов в области воспитания и средств их оценивания

Беляева Т.К., Фролова С.В.

Аннотация

В статье анализируется феномен образовательного результата в области воспитательной деятельности и основы его проектирования. Определение качества профессиональной подготовки будущего учителя в области воспитательной деятельности напрямую связано с достоверным и оптимальным определением уровня достижения образовательных результатов студента, так как своевременная оценка уровня образовательных результатов позволяет создать гибкую систему реагирования на дефицитарные зоны в образовании обучающегося, на основании которой происходит эффективное и персонифицированное управление содержанием образования. Цель статьи — проектирование и обоснование содержания и композиции образовательных результатов будущих педагогов в области воспитательной деятельности и оценочных средств их достижения. Методами исследования научной проблемы является теоретический анализ научной литературы в области педагогики и психологии, методы проектирования, анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования. Авторы рассматривают содержание понятия образовательного результата через интеграцию компетенций и трудовых действий на основе методологического единства компетентностного и деятельностного подходов. В статье раскрывается содержание разработанных авторами образовательных результатов будущих педагогов в области воспитательной деятельности и индикаторы их достижения. Авторами анализируются средства оценки образовательных результатов и структура их построения. В качестве основных оценочных средств уровня достижения образовательных результатов будущих педагогов выделяются тестовые задания и кейс-задания. В результате исследования были разработаны три основных образовательных результата в области воспитательной деятельности. Для оценки образовательных результатов разработаны индикаторы достижения образовательных результатов подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. Формулирование образовательного результата позволяет определить целевой компонент образовательного процесса, а также подобрать оптимальное сочетание методологических подходов и средств в организации условий его достижения. Важным аспектом является подбор оптимальных оценочных средств для осуществления независимой оценки образовательных результатов.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(4):73-86
pages 73-86 views

Карьерное сопровождение выпускников вуза на пути к их успешной адаптации на рынке труда

Рындак В.Г., Козяр М.В., Щетинин Н.А.

Аннотация

В статье анализируется проблема эффективности карьерного сопровождения выпускников вузов, их положение на рынке труда, гендерная сегрегация, выраженная в разнице заработной платы, появлении «женских» и «мужских» профессий, а также в неравнозначных должностных позициях, предлагаемых работодателями. Особое внимание авторы уделяют рассмотрению методики диагностики межличностных отношений Т. Лури, а именно влиянию гендерных характеристик, как на выбор профессии, так и на сам процесс трудовой деятельности. Проанализированы работы ведущих специалистов в области трудоустройства выпускников вузов, их успешной адаптации на рынке труда, причины возникновения проблем рискогенности первичного вхождения выпускников на рынок труда, несоответствие рынка образовательных услуг и рынка труда. Приведена статистика гендерного состава выпускников высших учебных заведений на 2021 год. Приведены факты, свидетельствующие о подтверждении гипотезы о том, что уровень успешной адаптации выпускников и их карьерное сопровождение взаимосвязаны и взаимообусловлены с полом и типом межличностных отношений. Рассмотрены особенности карьерного сопровождения выпускников вуза в контексте социокультурного понимания гендерной роли, а также влияние полоролевых стереотипов на адаптацию выпускников вузов на рынке труда.

Описаны особенности различных подходов к руководству и построению карьеры, межличностных отношений с учетом мужской и женской психики и характерных черт интеллекта.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(4):87-96
pages 87-96 views

Возможности учебных дисциплин в приобщении студентов технического вуза к нравственным ценностям

Позднякова О.К., Соболева Е.И.

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы формирования личности студента — будущего инженера как человека нравственного, аспектом которой является определение ценностного содержания учебных дисциплин, изучаемых в техническом вузе, и реализация данного содержания в нравственном воспитании студентов. Актуальность исследования определяется тем, что становление студента как нравственной личности связано с укоренением в его сознании нравственных ценностей, находящих отражение в ценностных ориентациях будущего инженера. В качестве механизма формирования ценностных ориентаций студентов выступает приобщение их к ценностям. Целью исследования является выявление возможностей учебных дисциплин, изучаемых в техническом вузе, в приобщении студентов к нравственным ценностям. В процессе исследования осуществлен анализ содержание ФГОС ВО по направлению подготовки 21.03.01 «Нефтегазовое дело», профиль подготовки «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти», а также содержание учебного плана по данному профилю подготовки, на основании чего определены учебные дисциплины, на которых возможно приобщение студентов к нравственным ценностям: «История», «Философия», «Иностранный язык», «Правоведение», «Теория и практика социальных коммуникаций», «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Физика», «Химия», «История нефтегазовой отрасли», «Геология и литология». На основании анализа рабочих программ по учебным дисциплинам и сравнения материалов программ с научным знанием о нравственных ценностях выявлены содержательные и процессуальные аспекты приобщения студентов к нравственным ценностям. На конкретных примерах показаны возможности учебных дисциплин «Правоведение», «Теория и практика социальных коммуникаций», «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Физика» в приобщении студентов к нравственным ценностям. По результатам исследования сделаны выводы, во-первых, о неравномерном отражении нравственных ценностей, определяющих отношения «инженер — коллеги», «инженер — техника (техносфера)», «инженер — общество» в содержании дисциплин; во-вторых, о возможности использования для приобщения студентов к нравственным ценностям на занятиях по различным учебным дисциплинам единых методов и средств — беседа, дискуссия, диспут, деловая игра, ролевая игра.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(4):97-112
pages 97-112 views

Гибкие навыки как ключевые компетенции, повышающие конкурентноспособность выпускников вузов

Кюрегян А.Л., Хусаинова М.А.

Аннотация

В современных реалиях система высшего профессионального образования должна обладать способностью не только оперативно удовлетворять изменяющиеся запросы в различных отраслях промышленности в специалистах нужного профиля, но и способствовать их быстрому трудоустройству. Запрос времени состоит в том, что от выпускников вузов помимо фундаментальной общенаучной и профессиональной подготовки требуется также владение гибкими навыками, которые зачастую являются решающими при приеме на работу. Эксперты сходятся во мнении, что для успешной деятельности любому специалисту необходимы две категории навыков: hard skills и soft skills. Когда речь идет о hard skills, подразумеваются технические знания. Напротив, soft skills — это навыки, относящиеся к общению в коллективе, работе в команде, творчеству, решению проблем и другим личностным навыкам. Они представляют собой психологические качества, которые определяют, как люди учатся, думают и действуют. Измерение soft skills важно, поскольку они являются переменными, которые позволяют студентам прогнозировать свое профессиональное будущее и карьерную ориентацию. В данной статье представлены результаты исследований, которые были проведены для определения ключевых компетенций, которые современные выпускники ВУЗов должны иметь для получения желаемой работы. Также в работе затрагиваются основные методы и приемы, способствующие их усовершенствованию.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(4):113-120
pages 113-120 views

Интеграционная модель управления системой непрерывного образования в формате образовательных кластеров механизмов сетевого взаимодействия

Овчинников Д.Е., Акри Е.П., Щеголева Е.П.

Аннотация

Сегодня в условиях неопределенности и высокого уровня конкурентоспособности на рынке трудовых ресурсов необходимо в более сжатые сроки проводить качественную подготовку профессиональных кадров в среднем профессиональном и высшем образовании. Двухуровневая система подготовки на одной образовательной платформе позволяет сохранить преемственность содержания образовательных программ. Интеграционный процесс в сфере образования позволяет достичь высоких положительных результатов через диффузию дифференцированных элементов и свойств в единое целое профессиональное образовательное пространство. В статье рассмотрены основные направления интеграционных процессов в рамках непрерывного образования в формате образовательных кластеров на примере Университета. Данная модель позволяет повысить качество и эффективность подготовки высококвалифицированных кадров для интенсивно развивающегося рынка труда. Реализация интеграционной модели управления системой непрерывного образования через механизм взаимодействия образовательных программ среднего профессионального образования и высшего образования создает коллаборативную образовательную среду, что позволяет в кратчайшие сроки обеспечить рынок труда квалифицированными кадрами. Рассмотрен вариант взаимодействия интеграционной модели функционирования подготовки специалистов среднего и высшего звена на платформе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный технический университет».

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(4):121-134
pages 121-134 views

Непрерывное образование как главный тренд подготовки кадров: теоретические и практические аспекты

Калмыкова О.Ю., Рюмина Н.В., Парфенова С.Н., Суханкина Н.В.

Аннотация

В данной статье актуализируется проблема формирования конфликтологических компетенций педагогических работников образовательной организации, связанная с повышением стрессогенности организационной среды и полифункциональной деятельностью педагогических работников. Представлен анализ конфликтологических компетенций, которые необходимо формировать в рамках непрерывного конфликтологического образования педагогов университета. В статье анализируются методы и содержание модуля «Управление конфликтами и стрессами в образовательном процессе» программы переподготовки «Преподаватель высшей школы». Целью исследования является разработка методических рекомендаций, направленных на повышение уровня конфликтологических и стресс-компетенций преподавателей Самарского государственного технического университета (ФГБОУ ВО СамГТУ), предполагающих использование современных образовательных технологий. Данная цель достигается посредством решения следующих задач: проведение экспертных опросов (респонденты: преподаватели и студенты университета) для определения методик и методов повышения уровня конфликтологических и стресс-компетенций педагогов; создание учебно-методических материалов для слушателей программы повышения квалификации «Управление образовательным процессом: психолого-педагогическая компетентность преподавателя технического вуза» и программы переподготовки «Преподаватель высшей школы» в Самарском государственном техническом университете; формирование методических материалов для образовательных тренингов по теме «Формула конфликта. Командообразование» для студенческой аудитории и для преподавателей вуза. Исследование проводилось в несколько этапов. Задачи теоретического этапа исследования: обоснование значимости повышения уровня конфликтологической и стресс-компетенций преподавателей вуза. Задачи диагностического этапа исследования: мониторинг уровня профессионального стресса преподавателей; экспертный опрос для оценки значимости повышения уровня конфликтологических и стресс-компетенций педагогов университета. Респондентами экспертного опроса являлись слушатели программы повышения квалификации «Управление образовательным процессом: психолого-педагогическая компетентность преподавателя технического вуза» и программы переподготовки «Преподаватель высшей школы» на базе ИДО СамГТУ. В исследовании применялись следующие методы: экспертный опрос, наблюдение, анкетирование, методы количественного и качественного анализа полученных результатов. Отражен опыт преподавания дисциплины «Управление конфликтами и стрессами в образовательном процессе» в рамках программы переподготовки «Преподаватель высшей школы» СамГТУ. Перспективой исследования является дальнейшее совершенствование учебно-методического обеспечения процесса формирования конфликтологической и стресс-компетенций педагогических работников.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(4):135-148
pages 135-148 views

Развитие математической компетентности у будущих учителей

Абдуллаева Б.С.

Аннотация

В данной статье автор рассматривает математическую компетентность как составляющую профессиональной подготовки будущих учителей, формирование которой может осуществляться в процессе изучения дисциплин математического цикла в педвузе. Также в статье раскрывается сущность таких методов, как анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, используемых для развития математической компетентности будущих учителей. В статье представлена информация о том, как повысить уровень сформированности математической компетентности за счет применения в учебном процессе комплекса профессионально ориентированных математических и практических задач. Рассматривается значение математической подготовки, математического языка и математической деятельности в развитии математической компетентности у будущих учителей. Подробно рассматриваются методика и современные тенденции преподавания курсов математики студентам высших учебных заведений, а также развитие математической компетентности в этом процессе. Определены и теоретически обоснованы основные принципы отбора формирования содержания математического образования в педагогическом университете, обусловливающего эффективность формирования математической компетенции и компетентности. Основу методологии представленной научной статьи составляют системный и деятельностный подходы, которые ориентированы на целостное исследование объектов, путем выявления многообразных элементов и связей между ними. На основе обновленного содержания математического образования у будущих учителей будет формироваться математическая компетенция, а процесс освоения отобранного содержания будет носить деятельностный характер.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(4):149-158
pages 149-158 views

Развитие интеллектуально-творческой компетентности будущих педагогов

Абдувалиева Д.Н.

Аннотация

Интеллектуально-творческая компетентность педагога напрямую определяет его конкурентоспособность в профессиональной сфере, его готовность использовать свой интеллектуальный опыт во благо будущего своей страны. Таким образом, уточнение сущности компонентного состава интеллектуальной компетентности и описание ее компонентов представляются автору статьи чрезвычайно актуальными в свете решаемой задачи. Статья содержит анализ компонентного состава интеллектуально-творческой компетентности будущих педагогов. Необходимость проделанной работы объясняется тем, что интеллектуально-творческая компетентность включает в себя все основные элементы содержания образования: общеучебные умения и навыки, мeтазнания и надпредметные виды деятельности. Исследуемая интеллектуально-творческая компетентность представляет собой основу индивидуального стиля познавательной деятельности студентов, которая лежит в основе их будущей профессиональной деятельности. В работе рассматриваются различные подходы к определению структуры указанной компетентности, представленные в работах крупнейших исследователей. Проведенный анализ позволил выделить следующие компоненты интеллектуально-творческой компетентности: мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный, метакогнитивный, исследовательский, самообразовательный, личностный. Описанные компоненты помогли автору определить уровни сформированности интеллектуально-творческой компетентности будущих педагогов и заложить основу для ее дальнейшего формирования и развития. В данной статье представлена информация о творческих психолого-педагогических технологиях развития интеллектуально-творческой компетентности будущих учителей в организациях высшего образования и возможностях их применения.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(4):159-170
pages 159-170 views

Обучение онлайн

Обучение иностранному языку в техническом вузе по модели смешанного обучения в LMS «Английский пациент»

Широколобова А.Г., Широколобов Г.В.

Аннотация

Статья обращается к одному из актуальных вопросов современного образования — управлению учебной деятельностью при помощи LMS в условиях цифровой трансформации образования. Проведен обзор научной литературы по вопросам использования LMS в учебном процессе, смешанного обучения и цифровой трансформации образования. Целью исследования является создание методики управления учебной деятельностью при помощи LMS «Английский пациент» в условиях смешанного обучения по модели «Перевернутый класс» в рамках повышения языковой квалификации преподавателей вуза. Рассмотрены достоинства и недостатки LMS «Английский пациент» в сравнении с LMS Moodle. Представлен тематический план курса «Professional English Language Development (PELD)». Научная новизна исследования состоит в создании методики управления учебной деятельностью в условиях смешанного обучения по модели «Перевернутый класс» при помощи LMS «Английский пациент». По результатам исследования доказано, что LMS «Английский пациент» как средство организации образовательного процесса для изучения иностранного языка в условиях смешанного обучения по модели «Перевернутый класс» является эффективным инструментом организации не только самостоятельной работы, но и аудиторного взаимодействия обучающихся с преподавателем, что демонстрируется высокой эффективностью (76,8 %) освоения языковых навыков обучающимися, полученной в результате итогового тестирования.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(4):171-184
pages 171-184 views

Использование инфографики для обучения говорению студентов инженерных специальностей на занятиях по иностранному языку

Швайкина Н.С., Попель А.А.

Аннотация

Введение инфографики в образовательный процесс стало приобретать популярность в связи с необходимостью перехода университетского обучения в дистанционный режим, что было обусловлено пандемией COVID-19. Образование столкнулось со множеством трудностей, таких как редкая посещаемость студентов, недостаточная технологическая оснащенность и подготовленность образовательных учреждений к резким изменениям. Помимо сложностей, указанных выше, нельзя забывать о низком качестве усвоения знаний студентами. Эффективность обучения можно повысить с помощью внедрения новых технологий, которые можно использовать не только в онлайн-пространстве, но и во время аудиторной работы для закрепления уже пройденного материала в онлайн-режиме. Одной из таких технологий является инфографика. Целью данной работы является раскрытие содержания и специфики формирования навыков говорения с помощью инфографики на уроках по иностранному языку в техническом вузе. Объектом исследования является процесс формирования навыков говорения на иностранном языке на инженерных факультетах ПГС (промышленное и гражданское строительство) и СТ (строительно-технологический). Предметом данной работы является использование средств инфографики для формирования навыков говорения на выше перечисленных факультетах технического вуза при изучении иностранного языка. Научная новизна исследования заключается в том, что инфографика, как способ визуальной подачи разнообразной текстовой, статистической информации, данных и знаний используется как средство обучения иностранному языку на ступени вузовского образования. Практическая значимость исследования состоит в применении разработанных и предложенных упражнений на основе инфографики в рамках дисциплины «Иностранный язык» на первом курсе. Результаты исследования могут быть применены в преподавании английского языка студентам-бакалаврам всех технических направлений подготовки, в рамках освежающего курса для магистрантов неязыковых специальностей. Кроме того, следует отметить, что использование инфографики возможно как на аудиторных занятиях, так и для самостоятельной работы студентов.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(4):185-194
pages 185-194 views

Интернационализация образования

Педагогический дискурс и этика коммуникации в поликультурном виртуальном образовательном пространстве

Рожков Г.А., Таратухина Ю.В., Цыганова Л.А.

Аннотация

Пандемия COVID-19 послужила катализатором процессов перехода образования в онлайн формат. Большинство учебных заведений и преподавателей были вынуждены в короткие сроки адаптировать методы и формы организации учебного процесса в онлайн среде. Проблематика онлайн образования неоднократно рассматривалась с научной и практической сторон, однако резкий и вынужденный переход в онлайн выявил проблемы и особенности онлайн коммуникации, которые до этого были не столь очевидны. Одной из наиболее значимых является проблема этики онлайн коммуникации. Благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий трансформировались способы и формы онлайн обучения. Это повлекло за собой определенного рода системные изменения, которые, так или иначе, найдут отражение в трансформации элементов организации информационной образовательной мультикультурной среды. В статье делается акцент на различие мульти- и монокультурной образовательной среды. В частности, дифференциация профессиональных тезаурусов, моделей коммуникации, работы в группах, репрезентация контента учебного материала дисциплины, методик преподавания, особенности контрольно-измерительных материалов и т. д. Проблематика этической стороны коммуникации в мультикультурной среде требует отдельного рассмотрения.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(4):195-208
pages 195-208 views