Integration model of control of lifelong education system in educational clusters and mechanisms of network interaction

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Today, in conditions of uncertainty and a high level of competitiveness in the labor market, it is necessary to conduct high-quality training of professional personnel in secondary vocational and higher education in a shorter time. A two-level system of training on one educational platform allows you to maintain the continuity of the content of educational programs. The integration process in the field of education makes it possible to achieve high positive results through the diffusion of differentiated elements and properties into a single professional educational space. The paper considers the main directions of integration processes in the framework of continuing education in the format of educational clusters on the example of a University. This model makes it possible to improve the quality and efficiency of training highly qualified personnel for an intensively developing labor market. The implementation of the integration model of management of the system of continuing education through the mechanism of interaction of educational programs of secondary vocational education and higher education creates a collaborative educational environment, which allows to provide the labor market with qualified personnel in the shortest possible time. A variant of the interaction of the integration model of the functioning of the training of middle-level and higher specialists on the platform of the federal state budgetary educational institution of higher education «Samara State Technical University» is considered.

Full Text

Введение

Единое мировое образовательное пространство формирует глобальные тенденции, отражающие интеграционные процессы, характеризующие развитие системы среднего профессионального образования в Российской Федерации. Исследования последних лет показывают, что интеграционный процесс носит глобальный характер во многих сферах жизни, а также этот процесс отмечается в образовании, где рассматривается как объединение образовательных кластеров, систем и их структур [1].

Рассматривая теоретический аспект интеграции, необходимо понимать, что данный процесс может функционировать как в рамках уже действующей системы, так и внедряться в рамках новой, создаваемой системы [2]. Данный процесс играет значимую роль для успешной социализации обучающегося. Здесь необходимо помнить, что результат интегрированного подхода в образовании — это слияние межпредметных, внутрипредметных, межличностных и внутриличностных связей [3].

Синтез потенциала образовательных, научных и производственных организаций, объединенных с целью решения отдельных проблем, является интеграцией в образовании, науке и производстве как в рамках новой системы, так и в рамках уже функционирующей системы. Как правило, интеграция в масштабе международного явления проходит эволюцию через историю развития, накопленный опыт, общенаучные закономерности [4].

Система структурной целостности, предполагающая все условия для формирования интегрального типа будущего специалиста, который должен обладать всеми универсальными компетенциями не только в основной, но и смежной деятельности, что даст пространственную базу интегрированному профессиональному пространству. Концепция интеграции профессиональной подготовки должна основываться на интеграционной модели включающей в себя блоки социальной, организационно-управленческой, научной, экономической сферы деятельности при подготовке специалистов.

Обзор литературы

Проблема развития теории и методология приемственности в образовании охватывает научные труды О.А. Булавко, З.И. Исламова, Л.И. Шагиева, Г.В. Мухаметзянова, И.А. Ларионова, В.Б. Банслова, Н.К. Чапаева и др.

Анализируя работы Ю.К. Бабанский, В.И. Байденко, Р.Х. Гильмеева, Ф.Э. Зеер, Е.А. Корчагина, A.B. Леонтьева, Г.В. Мухаметзянова, Н.Б. Пугачева, P.C. Сафина и др., можно отметить, что они посвящены исследованию кластерного подхода и решению проблем профессиональной подготовки и вопросам оптимизации учебного процесса.

В трудах М.А. Берулава, Г.И. Ибрагимова, М.И. Махмутова, Ю.С. Тюникова, Л.Д. Федотова нашли отражение вопросы интеграции общего и профессионального образования.

Комплексное образование является основой для удовлетворения основных потребностей человека как в экономической, так и в социальной сферах жизни [5]. Следовательно, профессиональное обучение будет непрерывным процессом постоянного совершенствования профессионализма, т. е. специалист открывается новому уровню практической подготовки и готов проявлять себя в сложных, неопределенных системах жизнедеятельности [6].

Необходимо помнить, что принципы в профессиональном образовании включают комплекс компетенций для развития будущего специалиста, а именно развития общих ключевых компетенций и профессиональных [7].

Государственные образовательные стандарты включают профессиональные компетенции, демонстрирующие способность применять знания и умения в профессиональной деятельности, решать конкретные и нестандартные задачи, адаптироваться к неустойчивой, меняющейся среде, а также общекультурные компетенции, формирующие умения и навыки работы в группе, социальной адаптации, знания правовых и этических норм [8].

Современный профессионал — это конкурентоспособный специалист, который обладает широким спектром качеств, таких как духовное начало, творческая составляющая, интеллект, коммуникативность, навыки психологии, знания практических вопросов и умение использовать ресурсы информационной среды [9].

Существующее законодательство Российской Федерации в области образования создало предпосылки для формирования и развития системы непрерывного профессионального образования в различных моделях взаимодействия начального, среднего и высшего профессионального образования, а именно университетские платформы, реализующие программы высшего образования, среднего профессионального образования, начального профессионального образования, а также научно-исследовательские и производственные структуры [10].

Для повышения конкурирования на рынке трудовых ресурсов необходимо не только обладать профессиональными знаниями, но и быть нацеленным на непрерывное саморазвитие в образовательных траекториях, иметь определенную социальную роль, развиваться творчески и интеллектуально [11].

Возможность реализации горизонтальных и вертикальных связей процесса интеграции в образовании позволяет обеспечить образовательным учреждениям, с одной стороны, углубленное освоение профессиональных навыков и компетенции выпускника профессионального учреждения, что дает навык самостоятельного принятия решения поставленных перед ним задач, с другой стороны, дает возможность расширения спектра образовательных программ, что обеспечивает мобильность в образовательном пространстве и в профессиональной деятельности [12].

Материалы и методы

При реализации исследования применялись различные методы: системного анализа, обобщения, имперический, логический. Основными научными методами при исследовании использовались анализ и синтез. За счет них сформировывались определения интеграционного среднего профессионального и высшего образования.

Формирование различных кластеров происходит на основе методов формализации. Сравнительный метод позволил произвести синхронизацию образовательных программ. Интеграционная модель в системе непрерывного образования разработана на методологических основах исследования с использованием общенаучных методов. Предлагаемая модель основана на статистических данных платформы ФГБОУ ВО СамГТУ. Часть источников заимствована из нормативно-правовой базы.

Результаты исследования

Основные направления интеграционного процесса в образовательной среде проходят следующие этапы:

  • интеграция новых тенденций развития науки, техники, культуры через образовательную платформу как становление единой картины мировоззрения человека;
  • интеграция профессионального образования деятельности человека через образование как становление профессионального личностного роста индивида;
  • интеграция глобального производства, а именно производства средств существования человека через образование, что выделяется взаимосвязанными и взаимозависимыми категориями [13].

Исходя из вышесказанного очевидно, что вопрос непрерывного образования через интеграционную модель управления становится необходимостью.

Эти направления можно представить в виде блок-схемы взаимодействия основных критериев, реализуемых в кластере непрерывного образования, представленных на рис. 1.

 

Рис. 1. Интегрирование в системе непрерывного образования

 

Решение проблемы интеграции образовательных программ среднего профессионального и высшего образования является одним из ведущих направлений современного этапа развития образовательных учреждений на территории Российской Федерации. Данное направление интеграции формируется и внедряется в учебных заведениях разных субъектов и регионов нашей страны. Формируются различные подходы, методы и схемы интеграционных процессов в образовательном пространстве. Это обусловлено современным интенсивно развивающимся рынком труда и его потребностями в высококвалифицированных кадрах [14].

Непрерывность и преемственность образовательных программ разного уровня являются приоритетом университетских платформ, так как они обладают большим преимуществом по отношению к другим образовательным организациям, что позволяет повысить уровень эффективности качества образовательного процесса за счет многогранного использования как интеллектуально-научных разработок, так и материальных информационных ресурсов, что позволит в конечном итоге расширить траекторию спектра образовательных услуг, совершенствовать свои знания, сократить продолжительность обучения на программах высшего образования, а образовательной организации снизить затраты на одного обучающегося [15].

На платформе университетов образуются кластеры, где реализуются все уровни образования. Первой ступенью могут являться как получение основного общего образования, так и среднего общего образования на базе лицеев и школ. Вторая ступень включает в большинстве образовательных организациях получение среднего профессионального образования на базе колледжей. Третья ступень — это получение высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) на базе университета. Такая модель интеграции, безусловно, результативна и комфортна для студента, потому что он продолжает учиться и развиваться в той же образовательной среде, которая имеет ключевое значение в формировании личностных и профессиональных качеств будущего специалиста [16].

В настоящее время реализуются новые подходы в планировании совместной внеучебной и научно-практической деятельности обучающихся в едином пространстве Университета. Обучающиеся на базе среднего профессионального образования активно принимают участие в мероприятиях патриотической, духовно-нравственной, творческой, экологической и научной направленности. Участие студентов в научно-практических конференциях, конкурсах и круглых столах позволяет выбрать интересующую тематику исследования и вместе с научным руководителем продолжить ее на высшей ступени образования [17].

Структура преподавательского состава Колледжа СамГТУ представлена на рис. 2. Очень ярко продемонстрировано, что адаптация обучающегося среднего-профессионального образования в научной среде университета происходит достаточно легко и с интересом, т. к. большая часть сотрудников — это профессорско-преподавательский состав университета, которые имеют научные степени и звания и обладают огромным опытом работы в научной сфере. С первого курса обучающиеся в Колледже СамГТУ активно начинают участвовать в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, круглых столах и других мероприятиях, носящих научный характер. Также в составе преподавателей Колледжа СамГТУ принимают активное участие в реализации образовательного процесса специалисты производственники промышленных предприятий и организаций Самарской области.

 

Рис. 2. Структура профессорско-преподавательского состава образовательного кластера

 

В современных условиях профессионального образования огромную роль играет система дуального образования. Данный вид позволяет теоретическое обучение в аудитории сочетать с практической деятельностью на предприятии. Эта методика обучения позволяет получать практические навыки непосредственно на производстве. ФГБОУ ВО СамГТУ имеет ряд заключенных договоров и соглашений о сотрудничестве с ведущими предприятиями региона, где обучающиеся как СПО и ВО могут проходить практическую подготовку. В структуре университета функционирует управление по работе с индустриальными партнерами, которое активно содействует также и трудоустройству выпускников.

В ФГБОУ ВО СамГТУ среднее профессиональное образование берет свое начало с 2007 года. Первыми шагами в данном направлении были набор обучающихся по двум направлениям подготовки 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений и 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения». На протяжении почти 10 лет численность обучающихся в данном структурном подразделении не превышала 150 человек. Среднее профессиональное образование не пользовалось спросом у абитуриентов. Однако ситуация начала координально меняться с 2018–2019 гг., когда со стороны государства проводилась политика, направленная на развитие и престиж среднего профессионального образования, что позволило увеличить контрольные цифры приема и вызвать интерес у абитуриентов. На рис. 3 можно проследить динамику роста численности абитуриентов Колледжа СамГТУ. Анализ позволяет сделать вывод о ежегодном приросте контингента обучающихся, особенный скачок произошел в 2022 году и составил прирост общей численности контингента Колледжа СамГТУ практически на 50 %.

 

Рис. 3. Динамика приема абитуриентов и контингента Колледжа СамГТУ

 

В текущем году нами проведена работа, базирующаяся на опыте прошлых лет и опыте других учебных заведений, по синхронизации плана среднего профессионального образования подготовки специалистов направления 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» и по программе бакалавриата 08.03.01 «Строительство» профиль подготовки «Теплогазоснабжение и вентиляция» на прием 2022–2023 учебного года.

Хотелось бы отметить, что особую роль сыграли сквозные учебные планы по изучению ряда дисциплин программ высшего образования, в рамках учебных планов среднего профессионального образования Колледжа СамГТУ, что явилось гарантией обеспечения непрерывности образовательного процесса.

Структура численности выпускников Колледжа СамГТУ в динамике представлена на рис. 4 и показывает, что в 2022 году произошел прирост численности выпускников Колледжа СамГТУ на программы бакалавриата, реализуемые СамГТУ, за счет внедрения практики синхронизации учебных планов и сокращения сроков обучения на программах бакалавриата по очной форме обучения.

 

Рис. 4. Структура численности выпускников Колледжа СамГТУ в динамике 2021–2022 гг.

 

Практика по индивидуализации сокращенных образовательных программ имеет многолетний опыт на заочной форме обучения в СамГТУ. Такая возможность предоставляется на основании приказа Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июля 2020 года № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Тем не менее сопряжение учебных планов среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения в современных условиях становится проблематичной, особенно с учетом того, что вариативная часть в стандартах среднего профессионального образования составляет лишь 30 % от общего объема времени, отведенного на освоение образовательной программы [18].

Если рассматривать проблему в более широком аспекте, как интеграцию с учебными планами среднего профессионального образования других колледжей региона и РФ в целом, то она становится более острой с учетом того, что каждое образовательное учреждение является самостоятельным и компетентным в формировании образовательных программ [19].

В ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» решением ученого совета принято «Положение об обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», которое дает право на обучение по индивидуальному плану, в том числе на ускоренное обучение в пределах осваиваемой программы, сформированной на основе федерального государственного стандарта высшего образования.

На перевод на обучение по индивидуальным учебным планам могут претендовать лица, имеющие в том числе образование по образовательным программам среднего профессионального образования.

Индивидуализация содержания образовательной программы может происходить за счет ее изменения, а именно через корректировки учебного плана по отдельным дисциплинам или модулям, практикам или другим соотношениям трудоемкости дисциплин в рамках предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартам по реализуемым направлениям подготовки и при соблюдении всех необходимых результатов по освоению основной образовательной программы.

Обучение по таким программам осуществляется как группой, при достаточной наполняемости, а также может быть организовано для одного обучающегося.

Целесообразно при формировании объема и структуры выделяемых контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования дифференцированно выделять места для выпускников среднего профессионального образования, что позволит скомплектовать полноценные группы и повысить эффективность системы финансового планирования образовательного учреждения [20].

В связи с этим в процессе интеграции учебного плана среднего профессионального образования и высшего образования СамГТУ по очной форме обучения встал вопрос о выделении контрольных цифр приема под группу выпускников Колледжа СамГТУ на сокращенные программы.

Колледж СамГТУ реализует 3 специальности в рамках укрупненной группы специальности 08.00.00 «Строительство»: Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.

Выявили, что можно реализовать данный механизм лишь по направлению 08.03.01 «Строительство» профиль подготовки «Теплогазоснабжение и вентиляция», так как на данный профиль в 2022–2023 учебном году выделено 43 места, что позволило сформировать 2 учебные группы, одна из которых будет осуществлять ускоренное обучение.

Переаттестация дисциплин общеобразовательного блока и естественно-научного блока в количестве 60 ЗЕТ позволит сократить учебный план бакалавриата на 1 год. Качественное содержание дисциплины базируется на сопряжении компетенций среднего профессионального образования и высшего образования.

Обсуждение и заключение

В результате сравнительного анализа можно сделать следующие выводы:

  • структура и характер образовательных программ стандарта среднего профессионального образования формируют навыки специалиста среднего звена, владеющего исполнительскими качествами и профессиональным мастерством, а структура и характер индикаторов достижения компетенций высшего образования направлены на развитие проектно-исследовательских качеств и аналитического принципа мышления;
  • такой сквозной характер обучения позволяет сократить сроки реализации программ высшего образования, не снижая качества подготовки, и оптимизировать финансирование на одного обучающегося за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в образовательных организациях высшего образования.

Однако отсутствие повторной отсрочки от армии для выпускников колледжей снижает мотивацию для продолжения обучения на программах высшего образования.

Новая интеграционная модель управления системой непрерывного образования в формате образовательных кластеров и механизмов сетевого взаимодействия между образовательными программами среднего профессионального и высшего образований дает возможность создания коллаборативной образовательной среды и позволит в более сжатые сроки обеспечить рынок труда высококвалифицированными кадрами.

×

About the authors

Dmitrij E. Ovchinnikov

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: ovchinnikov.de@samgtu.ru

Cand.Cociol.Sci., Associate Professor of Industrial Economy and Production Management Department

Russian Federation, Samara

Ekaterina P. Aсri

Samara State Technical University

Email: ekaterinaacri@gmail.com

Cand.Econ.Sci., Director of Colledge

Russian Federation, Samara

Elena P. Schegoleva

Samara State Technical University

Email: shegoleva1980@mail.ru

Vice Director in Education of Colledge

Russian Federation, Samara

References

  1. Chapaev NK, Vainshtein ML. Integratsiya obrazovaniya i proizvodstva: metodologiya, teoriya, opyt. Chelyabinsk, Yekaterinburg: Izd-vo CHIRPO: IRRO, 2007. 408 p. (In Russ.)
  2. base.garant.ru [Internet]. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 N 599 «O merakh po realizatsii gosudarstvennoi politiki v oblasti obrazovaniya i nauki». Available at: https://base.garant.ru/70170946/ (In Russ.)
  3. Islamova ZI, Shagieva LI. Integratsionnye protsessy professional’nogo obrazovaniya v kontekste razvitiya idei obuchayushchegosya goroda. Scientific-methodological electronic journal “Koncept”. 2014;20:286–290. (In Russ.)
  4. Bulavko OA. Tsitfrovaya transformatsiya protsessov upravleniya integratsionnymi protsessami sbornike: Integratsionnyi i modernizatsionnyi potentsial Evrazii: sostoyanie, proekty i formaty realizatsii. Sbornik trudov VIII Kazanskogo Evraziiskogo nauchno-prakticheskogo foruma. 2019. P. 59–69. (In Russ.)
  5. Banslova VB. Russian market of educational services: stages and factors of tis development (Russia, St. Petersburg). Problems of modern economics. 2016;(3):201–206. (In Russ.)
  6. Krichevsky VYu. Qualitative assessment of the education system reform in Russia. Nepreryvnoe obrazovanie. 2017;(3):8–14. (In Russ.)
  7. Mamyachenkov VN. Origin and Development of Higher Professional Education System in Russia: Problem of Periodization. Nauchnyi dialog. 2018;(2):243–251. (In Russ.) doi: 10.24224/2227-1295-2018-2-243-251
  8. Matveev VV. Reform of higher education and job prospects for young specialists. Bulletin of Udmurt University. 2014;(2):43–52. (In Russ.)
  9. Tatur YuG. Kompetentnost’ v strukture modeli kachestva podgotovki spetsialistov. Higher Education Today. 2004;(3):20–26. (In Russ.)
  10. rulaws.ru [Internet]. Prikaz ot 5 fevralya 2018 g. № 68 «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta srednego professional’nogo obrazovaniya po spetsial’nosti 08.02.08 Montazh i ehkspluatatsiya oborudovaniya i sistem gazosnabzheniya». Available at: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-05.02.2018-N-68/ (In Russ.)
  11. Mukhametzyanova GV, Ermolenko VA. Kolledzh — innovatsionnyi tip srednego professional’nogo uchebnogo zavedeniya. Kazan: ISPO RAO, 2002. (In Russ.)
  12. Meshcheryakov AS, Zemlyanskii VV. Integratsionnye protsessy v obrazovatel’noi sisteme «kolledzh — universitet». University proceedings. Volga region. Humanities. 2009;(2):115–121. (In Russ.)
  13. Danilov DA. Sotsial’no-pedagogicheskie osnovy mnogourovnevogo integrirovannogo uchebnogo zavedeniya. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2008;(10):54–55. (In Russ.)
  14. Zaporozhenko MN, Samoilenko PI, Gerish TV. Integratsionnye modeli. Spetsialist. 2010;(5). (In Russ.)
  15. Larionova IA. Model’ integratsionnogo professional’nogo prostranstva: opyt raboty instituta Sotsial’nogo obrazovaniya URGPU. Modern Problems of Science and Education. 2014;(3). (In Russ.)
  16. Galitskikh EO. Integrativnyi podkhod kak teoreticheskaya osnova professional’no lichnostnogo stanovleniya budushchego pedagoga v universitete [dissertation abstract]. Saint Petersburg, 2002. (In Russ.)
  17. Sokolova EV. The education system in the Russian federation: the model of the system of education in the perspective of 2020. Ustoichivoe razvitie nauki i obrazovaniya. 2017;(5):147–152. (In Russ.)
  18. Sokolova EV. Modernizatsiya rossiiskoi sistemy obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh razvitiya obshchestva. Del’ta nauki. 2020;(1):82–84. (In Russ.)
  19. Danilov SV, Shustova LP. Innovatsionnaya deyatel’nost’ obrazovatel’nykh organizatsii regiona v kontekste sovremennykh nauchnykh podkhodov. Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2017;(1):68–75. (In Russ.)
  20. Nazarov EhS, Rizaeva GKh, Zhuraev KhO. Voprosy integratsii v srednem professional’nom obrazovanii. Molodoi uchenyi. 2014;(8):839–842. (In Russ.)
  21. [Internet]. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF i Ministerstva prosveshcheniya RF ot 30 iyulya 2020 goda № 845/369 «Ob utverzhdenii Poryadka zacheta organizatsiei, osushchestvlyayushchei obrazovatel’nuyu deyatel’nost’, rezul’tatov osvoeniya obuchayushchimisya uchebnykh predmetov, kursov, distsiplin (modulei), praktiki, dopolnitel’nykh obrazovatel’nykh programm v drugikh organizatsiyakh, osushchestvlyayushchikh obrazovatel’nuyu deyatel’nost’». Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008280058 (In Russ.)
  22. Mikerova GG. Modern trends in the management of the education system in Russia. Modern management technology. 2017;(4):15–21. (In Russ.)
  23. consultant.ru [Internet]. Federal’nyi zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 07.03.2018) «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (189KB)
3. Fig. 2

Download (38KB)
4. Fig. 3

Download (60KB)
5. Fig. 4

Download (55KB)

Copyright (c) 2022 Ovchinnikov D.E., Aсri E.P., Schegoleva E.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies