Интеграционная модель управления системой непрерывного образования в формате образовательных кластеров механизмов сетевого взаимодействия
- Авторы: Овчинников Д.Е.1, Акри Е.П.1, Щеголева Е.П.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 19, № 4 (2022)
- Страницы: 121-134
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/119873
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.4.10
- ID: 119873
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Сегодня в условиях неопределенности и высокого уровня конкурентоспособности на рынке трудовых ресурсов необходимо в более сжатые сроки проводить качественную подготовку профессиональных кадров в среднем профессиональном и высшем образовании. Двухуровневая система подготовки на одной образовательной платформе позволяет сохранить преемственность содержания образовательных программ. Интеграционный процесс в сфере образования позволяет достичь высоких положительных результатов через диффузию дифференцированных элементов и свойств в единое целое профессиональное образовательное пространство. В статье рассмотрены основные направления интеграционных процессов в рамках непрерывного образования в формате образовательных кластеров на примере Университета. Данная модель позволяет повысить качество и эффективность подготовки высококвалифицированных кадров для интенсивно развивающегося рынка труда. Реализация интеграционной модели управления системой непрерывного образования через механизм взаимодействия образовательных программ среднего профессионального образования и высшего образования создает коллаборативную образовательную среду, что позволяет в кратчайшие сроки обеспечить рынок труда квалифицированными кадрами. Рассмотрен вариант взаимодействия интеграционной модели функционирования подготовки специалистов среднего и высшего звена на платформе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный технический университет».
Полный текст
Введение
Единое мировое образовательное пространство формирует глобальные тенденции, отражающие интеграционные процессы, характеризующие развитие системы среднего профессионального образования в Российской Федерации. Исследования последних лет показывают, что интеграционный процесс носит глобальный характер во многих сферах жизни, а также этот процесс отмечается в образовании, где рассматривается как объединение образовательных кластеров, систем и их структур [1].
Рассматривая теоретический аспект интеграции, необходимо понимать, что данный процесс может функционировать как в рамках уже действующей системы, так и внедряться в рамках новой, создаваемой системы [2]. Данный процесс играет значимую роль для успешной социализации обучающегося. Здесь необходимо помнить, что результат интегрированного подхода в образовании — это слияние межпредметных, внутрипредметных, межличностных и внутриличностных связей [3].
Синтез потенциала образовательных, научных и производственных организаций, объединенных с целью решения отдельных проблем, является интеграцией в образовании, науке и производстве как в рамках новой системы, так и в рамках уже функционирующей системы. Как правило, интеграция в масштабе международного явления проходит эволюцию через историю развития, накопленный опыт, общенаучные закономерности [4].
Система структурной целостности, предполагающая все условия для формирования интегрального типа будущего специалиста, который должен обладать всеми универсальными компетенциями не только в основной, но и смежной деятельности, что даст пространственную базу интегрированному профессиональному пространству. Концепция интеграции профессиональной подготовки должна основываться на интеграционной модели включающей в себя блоки социальной, организационно-управленческой, научной, экономической сферы деятельности при подготовке специалистов.
Обзор литературы
Проблема развития теории и методология приемственности в образовании охватывает научные труды О.А. Булавко, З.И. Исламова, Л.И. Шагиева, Г.В. Мухаметзянова, И.А. Ларионова, В.Б. Банслова, Н.К. Чапаева и др.
Анализируя работы Ю.К. Бабанский, В.И. Байденко, Р.Х. Гильмеева, Ф.Э. Зеер, Е.А. Корчагина, A.B. Леонтьева, Г.В. Мухаметзянова, Н.Б. Пугачева, P.C. Сафина и др., можно отметить, что они посвящены исследованию кластерного подхода и решению проблем профессиональной подготовки и вопросам оптимизации учебного процесса.
В трудах М.А. Берулава, Г.И. Ибрагимова, М.И. Махмутова, Ю.С. Тюникова, Л.Д. Федотова нашли отражение вопросы интеграции общего и профессионального образования.
Комплексное образование является основой для удовлетворения основных потребностей человека как в экономической, так и в социальной сферах жизни [5]. Следовательно, профессиональное обучение будет непрерывным процессом постоянного совершенствования профессионализма, т. е. специалист открывается новому уровню практической подготовки и готов проявлять себя в сложных, неопределенных системах жизнедеятельности [6].
Необходимо помнить, что принципы в профессиональном образовании включают комплекс компетенций для развития будущего специалиста, а именно развития общих ключевых компетенций и профессиональных [7].
Государственные образовательные стандарты включают профессиональные компетенции, демонстрирующие способность применять знания и умения в профессиональной деятельности, решать конкретные и нестандартные задачи, адаптироваться к неустойчивой, меняющейся среде, а также общекультурные компетенции, формирующие умения и навыки работы в группе, социальной адаптации, знания правовых и этических норм [8].
Современный профессионал — это конкурентоспособный специалист, который обладает широким спектром качеств, таких как духовное начало, творческая составляющая, интеллект, коммуникативность, навыки психологии, знания практических вопросов и умение использовать ресурсы информационной среды [9].
Существующее законодательство Российской Федерации в области образования создало предпосылки для формирования и развития системы непрерывного профессионального образования в различных моделях взаимодействия начального, среднего и высшего профессионального образования, а именно университетские платформы, реализующие программы высшего образования, среднего профессионального образования, начального профессионального образования, а также научно-исследовательские и производственные структуры [10].
Для повышения конкурирования на рынке трудовых ресурсов необходимо не только обладать профессиональными знаниями, но и быть нацеленным на непрерывное саморазвитие в образовательных траекториях, иметь определенную социальную роль, развиваться творчески и интеллектуально [11].
Возможность реализации горизонтальных и вертикальных связей процесса интеграции в образовании позволяет обеспечить образовательным учреждениям, с одной стороны, углубленное освоение профессиональных навыков и компетенции выпускника профессионального учреждения, что дает навык самостоятельного принятия решения поставленных перед ним задач, с другой стороны, дает возможность расширения спектра образовательных программ, что обеспечивает мобильность в образовательном пространстве и в профессиональной деятельности [12].
Материалы и методы
При реализации исследования применялись различные методы: системного анализа, обобщения, имперический, логический. Основными научными методами при исследовании использовались анализ и синтез. За счет них сформировывались определения интеграционного среднего профессионального и высшего образования.
Формирование различных кластеров происходит на основе методов формализации. Сравнительный метод позволил произвести синхронизацию образовательных программ. Интеграционная модель в системе непрерывного образования разработана на методологических основах исследования с использованием общенаучных методов. Предлагаемая модель основана на статистических данных платформы ФГБОУ ВО СамГТУ. Часть источников заимствована из нормативно-правовой базы.
Результаты исследования
Основные направления интеграционного процесса в образовательной среде проходят следующие этапы:
- интеграция новых тенденций развития науки, техники, культуры через образовательную платформу как становление единой картины мировоззрения человека;
- интеграция профессионального образования деятельности человека через образование как становление профессионального личностного роста индивида;
- интеграция глобального производства, а именно производства средств существования человека через образование, что выделяется взаимосвязанными и взаимозависимыми категориями [13].
Исходя из вышесказанного очевидно, что вопрос непрерывного образования через интеграционную модель управления становится необходимостью.
Эти направления можно представить в виде блок-схемы взаимодействия основных критериев, реализуемых в кластере непрерывного образования, представленных на рис. 1.
Рис. 1. Интегрирование в системе непрерывного образования
Решение проблемы интеграции образовательных программ среднего профессионального и высшего образования является одним из ведущих направлений современного этапа развития образовательных учреждений на территории Российской Федерации. Данное направление интеграции формируется и внедряется в учебных заведениях разных субъектов и регионов нашей страны. Формируются различные подходы, методы и схемы интеграционных процессов в образовательном пространстве. Это обусловлено современным интенсивно развивающимся рынком труда и его потребностями в высококвалифицированных кадрах [14].
Непрерывность и преемственность образовательных программ разного уровня являются приоритетом университетских платформ, так как они обладают большим преимуществом по отношению к другим образовательным организациям, что позволяет повысить уровень эффективности качества образовательного процесса за счет многогранного использования как интеллектуально-научных разработок, так и материальных информационных ресурсов, что позволит в конечном итоге расширить траекторию спектра образовательных услуг, совершенствовать свои знания, сократить продолжительность обучения на программах высшего образования, а образовательной организации снизить затраты на одного обучающегося [15].
На платформе университетов образуются кластеры, где реализуются все уровни образования. Первой ступенью могут являться как получение основного общего образования, так и среднего общего образования на базе лицеев и школ. Вторая ступень включает в большинстве образовательных организациях получение среднего профессионального образования на базе колледжей. Третья ступень — это получение высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) на базе университета. Такая модель интеграции, безусловно, результативна и комфортна для студента, потому что он продолжает учиться и развиваться в той же образовательной среде, которая имеет ключевое значение в формировании личностных и профессиональных качеств будущего специалиста [16].
В настоящее время реализуются новые подходы в планировании совместной внеучебной и научно-практической деятельности обучающихся в едином пространстве Университета. Обучающиеся на базе среднего профессионального образования активно принимают участие в мероприятиях патриотической, духовно-нравственной, творческой, экологической и научной направленности. Участие студентов в научно-практических конференциях, конкурсах и круглых столах позволяет выбрать интересующую тематику исследования и вместе с научным руководителем продолжить ее на высшей ступени образования [17].
Структура преподавательского состава Колледжа СамГТУ представлена на рис. 2. Очень ярко продемонстрировано, что адаптация обучающегося среднего-профессионального образования в научной среде университета происходит достаточно легко и с интересом, т. к. большая часть сотрудников — это профессорско-преподавательский состав университета, которые имеют научные степени и звания и обладают огромным опытом работы в научной сфере. С первого курса обучающиеся в Колледже СамГТУ активно начинают участвовать в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, круглых столах и других мероприятиях, носящих научный характер. Также в составе преподавателей Колледжа СамГТУ принимают активное участие в реализации образовательного процесса специалисты производственники промышленных предприятий и организаций Самарской области.
Рис. 2. Структура профессорско-преподавательского состава образовательного кластера
В современных условиях профессионального образования огромную роль играет система дуального образования. Данный вид позволяет теоретическое обучение в аудитории сочетать с практической деятельностью на предприятии. Эта методика обучения позволяет получать практические навыки непосредственно на производстве. ФГБОУ ВО СамГТУ имеет ряд заключенных договоров и соглашений о сотрудничестве с ведущими предприятиями региона, где обучающиеся как СПО и ВО могут проходить практическую подготовку. В структуре университета функционирует управление по работе с индустриальными партнерами, которое активно содействует также и трудоустройству выпускников.
В ФГБОУ ВО СамГТУ среднее профессиональное образование берет свое начало с 2007 года. Первыми шагами в данном направлении были набор обучающихся по двум направлениям подготовки 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений и 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения». На протяжении почти 10 лет численность обучающихся в данном структурном подразделении не превышала 150 человек. Среднее профессиональное образование не пользовалось спросом у абитуриентов. Однако ситуация начала координально меняться с 2018–2019 гг., когда со стороны государства проводилась политика, направленная на развитие и престиж среднего профессионального образования, что позволило увеличить контрольные цифры приема и вызвать интерес у абитуриентов. На рис. 3 можно проследить динамику роста численности абитуриентов Колледжа СамГТУ. Анализ позволяет сделать вывод о ежегодном приросте контингента обучающихся, особенный скачок произошел в 2022 году и составил прирост общей численности контингента Колледжа СамГТУ практически на 50 %.
Рис. 3. Динамика приема абитуриентов и контингента Колледжа СамГТУ
В текущем году нами проведена работа, базирующаяся на опыте прошлых лет и опыте других учебных заведений, по синхронизации плана среднего профессионального образования подготовки специалистов направления 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» и по программе бакалавриата 08.03.01 «Строительство» профиль подготовки «Теплогазоснабжение и вентиляция» на прием 2022–2023 учебного года.
Хотелось бы отметить, что особую роль сыграли сквозные учебные планы по изучению ряда дисциплин программ высшего образования, в рамках учебных планов среднего профессионального образования Колледжа СамГТУ, что явилось гарантией обеспечения непрерывности образовательного процесса.
Структура численности выпускников Колледжа СамГТУ в динамике представлена на рис. 4 и показывает, что в 2022 году произошел прирост численности выпускников Колледжа СамГТУ на программы бакалавриата, реализуемые СамГТУ, за счет внедрения практики синхронизации учебных планов и сокращения сроков обучения на программах бакалавриата по очной форме обучения.
Рис. 4. Структура численности выпускников Колледжа СамГТУ в динамике 2021–2022 гг.
Практика по индивидуализации сокращенных образовательных программ имеет многолетний опыт на заочной форме обучения в СамГТУ. Такая возможность предоставляется на основании приказа Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июля 2020 года № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
Тем не менее сопряжение учебных планов среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения в современных условиях становится проблематичной, особенно с учетом того, что вариативная часть в стандартах среднего профессионального образования составляет лишь 30 % от общего объема времени, отведенного на освоение образовательной программы [18].
Если рассматривать проблему в более широком аспекте, как интеграцию с учебными планами среднего профессионального образования других колледжей региона и РФ в целом, то она становится более острой с учетом того, что каждое образовательное учреждение является самостоятельным и компетентным в формировании образовательных программ [19].
В ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» решением ученого совета принято «Положение об обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», которое дает право на обучение по индивидуальному плану, в том числе на ускоренное обучение в пределах осваиваемой программы, сформированной на основе федерального государственного стандарта высшего образования.
На перевод на обучение по индивидуальным учебным планам могут претендовать лица, имеющие в том числе образование по образовательным программам среднего профессионального образования.
Индивидуализация содержания образовательной программы может происходить за счет ее изменения, а именно через корректировки учебного плана по отдельным дисциплинам или модулям, практикам или другим соотношениям трудоемкости дисциплин в рамках предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартам по реализуемым направлениям подготовки и при соблюдении всех необходимых результатов по освоению основной образовательной программы.
Обучение по таким программам осуществляется как группой, при достаточной наполняемости, а также может быть организовано для одного обучающегося.
Целесообразно при формировании объема и структуры выделяемых контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования дифференцированно выделять места для выпускников среднего профессионального образования, что позволит скомплектовать полноценные группы и повысить эффективность системы финансового планирования образовательного учреждения [20].
В связи с этим в процессе интеграции учебного плана среднего профессионального образования и высшего образования СамГТУ по очной форме обучения встал вопрос о выделении контрольных цифр приема под группу выпускников Колледжа СамГТУ на сокращенные программы.
Колледж СамГТУ реализует 3 специальности в рамках укрупненной группы специальности 08.00.00 «Строительство»: Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.
Выявили, что можно реализовать данный механизм лишь по направлению 08.03.01 «Строительство» профиль подготовки «Теплогазоснабжение и вентиляция», так как на данный профиль в 2022–2023 учебном году выделено 43 места, что позволило сформировать 2 учебные группы, одна из которых будет осуществлять ускоренное обучение.
Переаттестация дисциплин общеобразовательного блока и естественно-научного блока в количестве 60 ЗЕТ позволит сократить учебный план бакалавриата на 1 год. Качественное содержание дисциплины базируется на сопряжении компетенций среднего профессионального образования и высшего образования.
Обсуждение и заключение
В результате сравнительного анализа можно сделать следующие выводы:
- структура и характер образовательных программ стандарта среднего профессионального образования формируют навыки специалиста среднего звена, владеющего исполнительскими качествами и профессиональным мастерством, а структура и характер индикаторов достижения компетенций высшего образования направлены на развитие проектно-исследовательских качеств и аналитического принципа мышления;
- такой сквозной характер обучения позволяет сократить сроки реализации программ высшего образования, не снижая качества подготовки, и оптимизировать финансирование на одного обучающегося за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в образовательных организациях высшего образования.
Однако отсутствие повторной отсрочки от армии для выпускников колледжей снижает мотивацию для продолжения обучения на программах высшего образования.
Новая интеграционная модель управления системой непрерывного образования в формате образовательных кластеров и механизмов сетевого взаимодействия между образовательными программами среднего профессионального и высшего образований дает возможность создания коллаборативной образовательной среды и позволит в более сжатые сроки обеспечить рынок труда высококвалифицированными кадрами.
Об авторах
Дмитрий Евгеньевич Овчинников
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ovchinnikov.de@samgtu.ru
кандидат социологических наук, доцент кафедры «Экономика промышленности и производственный менеджмент»
Россия, СамараЕкатерина Петровна Акри
Самарский государственный технический университет
Email: ekaterinaacri@gmail.com
кандидат экономических наук, директор колледжа
Россия, СамараЕлена Петровна Щеголева
Самарский государственный технический университет
Email: shegoleva1980@mail.ru
заместитель директора по учебной работе колледжа
Россия, СамараСписок литературы
- Чапаев Н.К., Вайнштейн М.Л. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт. Челябинск, Екатеринбург: Изд-во ЧИРПО: ИРРО, 2007. 408 с.
- base.garant.ru [Internet]. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Доступ по ссылке: https://base.garant.ru/70170946/
- Исламова З.И., Шагиева Л.И. Интеграционные процессы профессионального образования в контексте развития идей обучающегося города // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 286–290.
- Булавко О.А. Цифровая трансформация процессов управления интеграционными процессами сборнике: Интеграционный и модернизационный потенциал Евразии: состояние, проекты и форматы реализации // Сборник трудов VIII Казанского Евразийского научно-практического форума. 2019. С. 59–69.
- Банслова В.Б. Российский рынок образовательных услуг: этапы и факторы его развития // Евразийский международный научно-аналитический журнал: Проблемы современной экономики. 2016. № 3. С. 201–206.
- Кричевский В.Ю. Качественная оценка реформы системы образования в России // Непрерывное образование. 2017. № 3. С. 8–14.
- Мамяченков В.Н. Возникновение и развитие системы высшего образования в России: проблема периодизации // Научный диалог. 2018. № 2. С. 243–251. doi: 10.24224/2227-1295-2018-2-243-251
- Матвеев В.В. Реформа высшего образования в России и перспективы молодых специалистов // Вестник Удмуртского университета. 2014. № 2. С. 43–52.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20–26.
- rulaws.ru [Internet]. Приказ от 5 февраля 2018 г. № 68 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения». Доступ по ссылке: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-05.02.2018-N-68/
- Мухаметзянова Г.В., Ермоленко В.А. Колледж — инновационный тип среднего профессионального учебного заведения. Казань: ИСПО РАО, 2002.
- Мещеряков А.С., Землянский В.В. Интеграционные процессы в образовательной системе «колледж — университет» // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 2. С. 115–121.
- Данилов Д.А. Социально-педагогические основы многоуровневого интегрированного учебного заведения // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 10. С. 54–55.
- Запороженко М.Н., Самойленко П.И., Гериш Т.В. Интеграционные модели // Специалист. 2010. № 5.
- Ларионова И.А. Модель интеграционного профессионального пространства: опыт работы института Социального образования УРГПУ // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3.
- Галицких Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально личностного становления будущего педагога в университете: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2002.
- Соколова Е.В. Система образования в РФ: модель системы образования в перспективе 2020 года // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 5. С. 147–152.
- Соколова Е.В. Модернизация российской системы образования в современных условиях развития общества // Дельта науки. 2020. № 1. С. 82–84.
- Данилов С.В., Шустова Л.П. Инновационная деятельность образовательных организаций региона в контексте современных научных подходов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2017. № 1. С. 68–75.
- Назаров Э.С., Ризаева Г.Х., Жураев Х.О. Вопросы интеграции в среднем профессиональном образовании // Молодой ученый. 2014. № 8. С. 839–842.
- [Internet]. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июля 2020 года № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Доступ по ссылке: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008280058
- Микерова Г.Г. Современные тенденции управления системой образования в России // Современные технологии управления. 2017. № 4. С. 15–21.
- consultant.ru [Internet]. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации». Доступ по ссылке: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Дополнительные файлы
